Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраам патриарх, прав. - житие АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ Авраам (евр. " abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; первоначально Аврам, евр. " abram- великий отец), ветхозаветный патриарх , родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). Память 9 октября и в Неделю праотец. Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2). Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11, 32). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: " ...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе " - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: " И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные " (Быт 12, 1-3). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 - в Сихеме; Быт 12, 8 - в Вефиле; Быт 13, 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://pravicon.com/info-1620

Одна из высших клятв в Ветхом Завете была клятва семенем Авраама, клятва будущим Спасителем. Обрезание означало обуздание похотливости, и это было знаком обрезания греха. Восьмой день – знак будущего века. Обрезание провело черту между возникающим народом (евреями) и другими народами. Бог занимается селекцией, Он берет одного человека (угодившего Ему) и начинает селекцию святости. В Израиле происходит постепенный подъем духовности. Бог не сразу дает заповеди во всей полноте, Он постепенно обучает человечество – в той мере, в какой народ это может усвоить. Сначала Бог запрещает идолослужение, убийство, взятие в жены иноплеменниц, затем, во времена Моисея, было запрещено прелюбодеяние, браки с родственниками, ко времени Христа исчезает многоженство. Жертвоприношение Исаака. Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына Исаака ( Быт. 22, 1–24 ). Зачем это было нужно? 1 . Это было нужно Аврааму, а не Богу. Бог хотел, чтобы Авраам дошел до края, чтобы он понимал: Исаак – дитя обетования, которое Авраам родил в сто лет, и дитя – не его, он Божий. 2 . Бог выявил в Аврааме верность. 3 . Жертвоприношение Авраама не только является прообразом жертвы Христа (это происходило на соседней горе, Исаак сам нес на себе дрова, на месте, где нашли овна для жертвоприношения, теперь храм Гроба Господня), но и показывает причинно-следственную связь. Бог как бы говорит, что если человек ради Меня не пожалел сына своего, то и Я не пожалею Сына Своего ради человека. Выбор Христа сформировался выбором его предков, происходит как бы накопление добрых дел. В чем был для Авраама особый ужас этого жертвоприношения? Авраам мог усомниться в Боге. Бог обещал ему умножение потомков, но в то же время приказал принести в жертву единственного сына. Апостол Павел пишет о вере Авраама: Авраам верил, что Бог может воскресить Исаака ( Евр. 11, 8–20 ). Почему Бог принимает одного и отвергает другого. «Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Заключенный, согласно Быт 17, З. окончательно утверждается в рассказе об испытании веры Авраама, к-рый должен принести в жертву единственного сына Исаака (Быт 22. 1-19, особенно 16-18). После испытания готовности Авраама «ходить непорочно» перед Богом (Быт 17. 1) Он Сам клянется Аврааму исполнить данные ему обетования, и прежде всего обетование о благословении народов (Быт 12. 1-3). В более поздней библейской лит-ре З. с патриархами неизменно понимается как «вечный» (    ), и, когда Израиль совершает греховные преступления, Бог наказывает его, чтобы помочь ему, потому что Он не хочет «разрушить завет» (Лев 26. 44). В уверенности, что Яхве «вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов» (Пс 104. 8), Израиль не раз в своей истории взывал к Нему: «Призри на завет Твой...» (Пс 73. 20). В 1 Пар 16. 15-18 царь Давид повторяет слова этого псалма, побуждая народ помнить «вечно завет Господа… то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку, и что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «тебе дам Я землю Ханаанскую, в наследственный удел вам»». З. на Синае Исполнением обетования Аврааму стал синайский З. Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Евреи, бывшие рабами в Египте, воззвали к Господу, и Бог услышал «стенание их, и вспомнил… завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх 2. 24). Частично обетование З. было уже исполнено: потомки Авраама через Исаака и Иакова стали большим народом. Но обетование также включало и наследование ими земли Ханаана, поэтому оно становится основанием для освобождения Израиля, к-рый теперь должен не вернуться в землю как «пришелец», но получить ее во владение. Обетование Господа освободить народ из рабства (Исх 6. 6-8) указывает на то, что Бог по-прежнему Тот, Кому принадлежит инициатива в заключении З. и в тех событиях, к-рые являются исполнением этих обетований, однако теперь З. неотъемлемым образом подразумевает и ответ со стороны народа. Прор. Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай. Миниатюра из Парижской Псалтири. 2-

http://pravenc.ru/text/182425.html

Но здесь мы видим другую проблему, связанную вот с чем: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт. 15:13 ) – вот никак не получается четыреста лет! Пребывания евреев в египетском рабстве – двести десять лет. И ниже сказано: «в четвертом роде возвратятся они сюда…» ( Быт. 15:16 ). А что такое четвертый род? Первый род по Аврааму – это Исаак. Потом идет Иаков, потом – Иосиф. И после смерти Иосифа, когда возник фараон, «который не знал Иосифа» (см.: Исх. 1:8 ), а по истолкованию – не хотел знать Иосифа, начинаются гонения. Гонения как раз в четвертом роде – это род Моисея, когда и происходит исход из Египта. Каким образом появилось число четыреста, и почему оно уменьшилось почти вполовину? Это связано со следующим событием: Авраам пошел в Египет, не спросив Божьего благословения, не было на то прямого указания! И все те опасности, которые он там пережил, потом переживал его народ. И – как наказание – четыреста лет их будут порабощать и угнетать. Но срок сократился. Чтобы понять, почему, – откроем Книгу Бытия, 26-я глава, 1-й и 2-й стихи, где сказано уже про Исаака, сына Авраама: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама (то есть был голод, который был намного хуже, чем тот, который был во дни Авраама, – О. С.); и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 26:1–2 ). Господь останавливает патриарха Исаака, и тот принимает решение не идти в Египет путем своего отца Авраама. Таким образом, Господь сокращает кару еврейскому народу почти на двести лет. Это классический пример, как в потомках может быть изжит грех прародителей, и цепочка зла замкнется. Именно для этого детям и приходится наследовать проблемы отцов – «за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ). Кто-то может сказать: «А как это Бог может принять сначала одно решение, а потом другое решение?» Но давайте вспомним Книгу Ионы, когда Господь повелел этому пророку отправиться в Ниневию, город великий, и сказать жителям его, что все они грешники, что все они погибнут, когда город их будет разрушен!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Наконец, познакомьтесь с графической работой Лилии Николаевны Ратнер (+2016). Какая из трех представленных работ больше соответствует вашему видению этого эпизода, почему? А мы, в меру сил, постараемся обратить ваше внимание на детали текста. Рембрандт. Жертвоприношение Авраама, 1635. Эрмитаж И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Быт 22:1 Рассказчик предельно краток. Мы не знаем, где в точности это происходит (гора Мориа стала ассоциироваться с местом, на котором стоит Храм, довольно поздно), мы не знаем, как именно является Бог, сколько лет прошло с момента последней сцены, не знаем даже, какое сейчас время суток. Это как будто не важно. Важен лишь диалог: — Авраам! — Вот я. (Я слушаю, Боже!) Это «вот я» в других местах Библии знаменует какой-то новый этап жизни человека, например, призвание на служение пророка (1 Цар 3:4, Ис 6:8). Бог обычно затем что-то поручает, — а Его собеседник слушается. И здесь — какая-то новая ступень жизни, Бог чего-то попросит от Авраама. Автор повествования милостив к читателю. Он заранее нам сообщает, что это будет искушение (испытание) от Бога. Когда искушает Сатана, он это делает для того, чтобы человек пал. Когда испытывает Бог, Он это делает для того, чтобы убедиться в надежности человека, очистить от лишнего, явить его доблесть и доверить что-то большее. Нам сообщили об испытании. Но вот Авраам этого не знает и видит все иначе. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Быт 22:2 Бог как бы говорит Аврааму: отрекись от своего естества, от самого себя (возьми сына), оставь надежды на будущее (от единственного Твоего), пренебреги любовью (которого ты любишь), забудь о радости и счастливом смехе (именно это означает имя твоего сына, Исаака). Ты привязан к сыну, он для тебя самое драгоценное. Отдай, пожертвуй это все Мне. Докажи свою преданность, послушание.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

У Авраама появляется сын, в самом прямом смысле долгожданный. Но Бог хочет испытать веру даже такого праведника, как Авраам. Полностью это событие отражено в Библии в Быт. 22:1-19 . Мы процитируем лишь некоторые стихи. «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:1-2 ). Поставим себя на место человека, всю жизнь ожидавшего появления на свет родного сына. И вот наконец свершилось чудо, и престарелые родители увидели своего малыша. Не нужно обладать слишком большой фантазией, чтобы представить себе, как в этом случае они дорожат своим сыном… Но в случае с Авраамом и Саррой Бог предлагает… пожертвовать им самым дорогим, любимым и единственным своим ребенком. Однако в этом состоит таинственный промысел Божий. Он никогда и никому не дает испытания сверх силы, какими бы они для нас тяжелыми ни казались. Авраам знает это и, как и прежде, полностью доверяя Богу и не задумываясь ни на секунду, исполняет Божественную волю. По пути на гору Мориа, не доходя до места, где должна была быть принесена жертва, он говорит отрокам своим, которых тоже взял с собой: «останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» ( Быт. 22:5 ). Этим Авраам дал понять, что он ничуть не сомневался в том, что Бог не даст погибнуть его сыну. Затем они с Исааком двинулись дальше: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» ( Быт. 22:6 ) и у них между собой происходит очень интересный разговор: «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе» ( Быт. 22:7-8 ). Снова мы видим потрясающую веру Авраама. И не только Авраама! Исаак, конечно же, догадывался, куда и зачем они идут, а также о своей роли в этом процессе.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Чтобы сохранить между людьми истинную веру, Бог избрал Авраама из потомства Сима. Бог явился Аврааму в земле Халдейской (или Месопотамии) и сказал ему: «Выйди из твоего отечества и из твоего дома и иди в землю, которую Я тебе укажу. Там Я произведу от тебя великий народ и благословлю, и прославлю твое имя, и благословятся в тебе все племена земные» 2 . Авраам исполнил повеление Божие. Он оставил землю Халдейскую и переселился в землю Ханаанскую с женой своей Саррой и племянником Лотом. Там было много хлеба, овощей, большие виноградники и тучные луга. Аврааму это все понравилось. Он сделал алтарь (или жертвенник), чтобы приносить Богу жертву, и начал рассказывать другим людям о милосердии Бога. Разлучение Авраама с Лотом Поселившись в земле Ханаанской, Авраам и Лот занимались скотоводством. У обоих было много разного скота и много слуг. Но вот между пастухами Авраама и пастухами Лота начались ссоры из-за пастбищ. Тогда Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздоров между пастухами моими и твоими. Вот вся земля перед тобой: выбирай место, где хочешь. Если ты пойдешь направо, то я налево, а если ты налево, то я направо». Лот выбрал себе прекрасную Иорданскую равнину, которая цвела, как Божий рай. Авраам же остался жить в земле Ханаанской и поселился у дуба Мамрийского. Завет Бога с Авраамом В земле Ханаанской Бог явился Аврааму в видении ночью и сказал ему: «За твою веру Я дам тебе великую награду». Авраам на это сказал: «Господи! Чем Ты наградишь меня, когда детей у меня нет и чужому достанется имение мое?» Господь ответил: «Нет, не чужой кто-либо, а родной сын твой будет наследником твоим. Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их: так будет велико потомство твое». Но после этого прошло много времени, а обещание Божие не исполнялось: у Авраама не было детей. Тогда Бог опять явился ему и сказал: «Я – Бог твой, угождай Мне и будь непорочен. Я поставлю завет (то есть договор) Мой с тобой и дам тебе многочисленное потомство». И знаком Своего завета с Авраамом Господь установил обрезание. При этом Господь обещал Аврааму, что от Сарры родится у него сын Исаак. Авраам с верой и благодарностью принял обещание Милосердного Бога. Явление Бога Аврааму в виде трех странников

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Далее сказано: И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 18). Здесь Господь как бы говорит: «Да, от твоего семени, точно, произойдет Мессия, Который принесет благословение всем народам, всем племенам, ибо через Него люди познают Заповедь Божию». И возвратился Авраам к отрокам своим (Быт. 22, 19). Они нисходят с этой горы, где, казалось бы, небо преклонилось и голос Бога был слышен. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии (Быт. 22, 19). – А от Вирсавии до горы Мориа день пути, очень близко, даже меньше, чем день. Но тогда он три дня шел, он боролся с теми помыслами-прилогами-бесами, которые одолевали его. И только когда он возвел очи, то есть молитвенно обратился к Богу, помощь пришла, Господь его укрепил, чтобы он выполнил волю Его. После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху (Быт. 22, 20–24). Почему здесь, сразу после такого трагического описания, идет вот эта информация? Исааку – 37 лет, Исааку пора жениться. Авраам это понимает. Конечно, это переживание на горе Мориа останется с Авраамом до конца его земных дней, и он спешит увидеть потомство Исаака, которого он чуть было не потерял. Сарра не перенесла этого переживания – она умирает. И тематически 22я глава связана с 23й, где сразу говорится о смерти Сарры, которая, скорее всего, просто не перенесла весть о том, что происходило на горе Мориа. Рейтинг: 9.7 Голосов: 741 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Максим 28 декабря 2017, 07:59 Спаси Бог! некто 27 декабря 2017, 03:35 Спасибо, очень глубоко и в тоже время, доходчиво. Образ послушания Авраама Богу и Исаака Богу, думаю, можно сопоставить с единством Любви. Единство Любви в Боге, от Бога и к Богу, делает Авраама и Исаака монолитом. Где уже совершено невозможно, определить,где,заканчивается послушание одного и начинается послушание другого.Они прообраз одного целого-Пресвятой Троицы.Бог не раз поочередно перечисляет имена праотцев:Я Бог Авраама, Исаака, Иакова. Бог воздвиг в них Святую веру и они произошли один из другого,но прежде всего,из Бога.И их Любовь имеет такую крепость, потому,что основание имеет одно-Бога.И их нежность и благоговение друг к другу приоткрывает для нас,предвечную непостижимость Бога.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Призвание Авраама Здравствуйте, уважаемые читатели Интернет-портала Православие.ру . Продолжаем исследование книги Священного Писания – Бытия. В прошлой беседе мы рассмотрели 14-ю главу, в которой сказано о неблагоразумии Лота, пренебрегшего советом Авраама, его попадании в плен, освобождении Лота Авраамом и нежелании Авраама быть зависимым от царя Содомского и Гомморского, когда тот хотел отблагодарить его за освобождение из плена: Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14, 22, 23). Также в 14-й главе мы встречаем первый прообраз Святой Евхаристии, когда царь Салимский – Мелхесидек – выходит навстречу Аврааму и преподносит ему хлеб и вино. Авраам принимает дары и благодарит Мелхиседека, отделяя ему десятую часть от своего имущества. Итак, перейдем к рассмотрению 15 главы. Пятнадцатая глава начинается словами: После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика (Быт. 15, 1). По слову свт. Иоанна Златоуста, Бог утешает этими словами Авраама, отказавшегося принять богатство из рук развратного царя, обещая защиту и награду надеющимся на Него. « Я твой щит . И это изречение многозначительно. Я, который возвел тебя из земли халдейской; Я, Который привел тебя сюда; Я, который освободил тебя от опасностей в Египте; Я, Который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, – Я защищаю тебя. Я, который каждый день более и более прославляю тебя перед всеми, – Я защищаю тебя, то есть Я подвизаюсь за тебя. Я побеждаю за тебя, Я промышляю о тебе и все тяжелое превращаю для тебя в лёгкое» . Святитель Амвросий Медиоланский уточняет: «Авраам не искал вознаграждения от человека, поэтому получил его от Бога». В ком и от кого душа ищет благополучия, награды и славы, от того и получит Искание славы, благополучия и награды – это, в общем-то, нормальное состояние человеческой души, которая, по выражению учителя Церкви Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана , «по природе своей христианка» и стремится к этому стяжанию. Будет ли это благо истинным благом для человека, зависит от стремления души: в ком и от кого она ищет благополучия, награды и славы, от того и получит. Если от Бога, то: Я прославлю прославляющих Меня . (1 Цар. 2, 30). Если Бог захочет нас прославить, кто сможет этому воспрепятствовать? Святой Максим Исповедник пишет следующее: «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее». Но если человек ищет награды и славы от людей, в этом случае преподобный Исаак Сирин предупреждает: «Ищущий себе почестей не будет иметь недостатка в печали». Тоже получит, выражаясь попросту, огребет по полной программе, без недостатка.

http://pravoslavie.ru/110205.html

Пункт первый. Что обещанные потомству патриарха Иакова блага нового завета не достались ему, это не значит, что божественные обетования не сбылись ( Рим. 9:1–13 ). Течение мыслей в раскрытии сего предмета таково. Высказав великую свою печаль и непрестанное мучение сердца своего об отвержении своих единоплеменников несмотря на данные им высокие преимущества ( Рим. 9:1–4 ), и даже на то, что «от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ), Апостол делает такое примечание: «но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все те дети Авраама, которые от семени его … то есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» Авраамово истинное ( Рим. 9:6–8 ). Родился по силе обетования один только сын Сарры ( Рим. 9:9 ); значит, прочие дети Авраама, например, от Агари и Хетурры, были только плотские дети его, и относительно их Бог решительно ничего не обещал. Отсюда следует, хотя Апостол буквально этого не высказывает, что иудеи, происходя от Авраама, еще могут не считаться по суду Божию истинными потомками праотца иудейского Авраама. Разъясняет это Апостол с наглядностью на примере сыновей Ревеккиных. Несмотря на то, что оба они рождены ею от одного отца Исаака и даже зачаты в одно время ( Рим. 9:10 ), Бог избрал только одного и притом меньшего, и даже еще до рождения их «дабы, – прибавляет Апостол, – изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от призывающего (к той или иной судьбе), … как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Рим. 9:11–13 . Ср. Мал. 1:2 ). Пункт второй содержит решение вопроса: «что скажем? неужели неправда у Бога» в том, что Он обетования свои раздает, кому только Сам захочет, и предрешает избрание людей даже до рождения их? ( Рим. 9:14–18 ). «Никак», – отвечает Апостол, ибо в избрании людей Ему не с чем больше соображаться, кроме своей воли высочайшей, святой и справедливой, а потому «Он и говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого пожалеть, пожалею» ( Рим. 9:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010