игумен Амвросий (Диденко) Семантика молитвы Господней 14 Семантика слов Отче. Все толковые словари (см. библиографию словарей) указывают на многозначность и многофункциональность слова «Отец». Приведём здесь для примера данные только некоторых словарей. Словарь В. И. Даля отмечает следующие значения слова «отец»: 1) отец – тот, у кого есть дети, то есть родитель, 2) отец-мать – родители, 3) ОтецБог, Создатель, Творец, Отец Небесный, Первое Лицо, или Первая Ипостась Святой Троицы, 4) отец по священному сану – отец диакон, отец иерей Иоанн и т. п., 5) отцы Церкви, отцы собора, соборов, 6) отец рода человеческого, родоначальник, предок, прародитель – Адам, 7) отец – благодетель, кормилец, покровитель, заступник, 8) отец – старший, первый, главный – (река Евфрат всем рекам отец; гора Арарат всем горам отец), 9) отец – изобретатель науки, художества, ремесла, им прославившийся – Гиппократ – отец врачебной науки, 10) отец – корень, основание, начало, источник (санскрит – отец языков; нужда – отец догадки, отец отечества – благодушный государь), И) отец – отцы наши, то есть и отцы, и деды, и прадеды, предки, праотцы, 12) отец – у пчеловодов: улей, пень, колода с пчелами, у которого отроился молодой рой (молодой рой без своей матки от отца не отходит). Заметим, что здесь даётся и полисемия (многозначность) и омонимия слова «отец». Полный церковнославянский словарь протоиерея Григория Дьяченко даёт следующие значения слова «отец»: 1) Отец Бог – Первое Лицо Святой Троицы (Отец вечный вечного Сына Господа нашего Иисуса Христа – Лк.10:22 ), 2) Отец – Христос, Отец будущего века ( Ис 9:5–6 ), 3) Бог Отец, в рассуждении тех, коих он создал во славу Свою и усыновил по благодати, 4) под именем отца разумеется иногда дед, прадед, прапрадед; отцы во множественном числе означают предков (см. многие места Святой Псалтыри), 5) отец называется иногда по гражданскому или духовному достоинству, по гражданской или духовной власти ( Суд.18:19 ; 1Цар.24:12 ), 6) отец – основатель какого-либо сочинения, учитель, наставник какой-либо науки или знания( Быт.4:20 ; 1Пар.4:14 ), 7) отец многих языков, то есть Авраам ( Быт. 17:4–5 ), он же – отец иудеев ( Мф.3:9 ), 8) отец мнимый ( Лк.2:48 ; Ин.6:42 ), то есть не прямой по естеству отец, но по мнению других, 9) отец – иногда значит верховный начальник, заступник, покровитель ( Иов.29:16 ) (Аз бых отец немощным и убогим).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Четырёхтомный словарь старославянского языка (том 2, с.624) указывает на следующие значения слова «отец»: 1) отец – Vater, πατρ, pater, родитель, 2) отцы – родичи, родители; 3) ОтецБог Отец, relig. de Deo Patre, 4) отец – духовный отец, святой отец, честный отче (святого отца нашего Климента; благослови, отче), 5) отец – заповеди святых отец, suncta Patres; духовные, церковные писатели, 6) отецотец настоятель монастыря; игумен; pater monasterii, 7) отец – предок, Ahne, Vorvater, pater, patriarcha, 8) отец – патриархи Авраам, Исаак, Иаков – отцы патриархи; память святых отец; 9) отец – прадед, праотец. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой отмечает следующие значения слова «отец»: 1) мужчина по отношению к своим детям, 2) самец по отношению к своим детёнышам, 3) мн.: люди предшествующих поколений, 4) мн.: люди, облечённые властью (отцы Церкви, отцы города), 5) перен.: тот, кто является родоначальником, основоположником (летописец Нестор – отец русской истории), 6) перенос: человек, по-отечески заботящийся о подчинённых (командир – отец солдатам) Ты отец наш – мы твои дети (к государю), 7) обращение к пожилому мужчине, 8) служитель церкви или монах (отец Сергий), 9) отец-мать – родители, 10) отец духовный, духовник, 11) Отец (Царь) Небесный (высок.) – то же, что Бог. Русский толковый словарь В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной приводит следующие значения слова «отец»: 1) мужчина по отношению к своим детям, 2) самец по отношению к своим детёнышам, 3) родоначальник, основоположник (Жуковский – отец русской авиации), 4) вежливое обращение к пожилому мужчине; 5) служитель церкви или монах (отец Сергий). Самое же главное значение слова «отец»Отец Небесный, Бог, вообще не указывается. Воистину верна пословица, перефразировав которую можно сказать – «Скажи мне, какие ты значения видишь (и какие не видишь) в слове «отец» и в какой последовательности ты их ставишь в словаре, и я скажу, кто ты». Обобщая данные толковых словарей, приведём здесь только те значения и только тот порядок их исчислений, которые необходимы для предлагаемого филологического комментария и относятся к религиозной (православной) тематике:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Вот наши новости, в братии много разных толков, но я уклоняюсь от разной болтовни. А как дальше будет, пока не известно, по-моему, лучше здесь остаться. Устроились хорошо, и место уединенное. Общин не коснулись, остаются как живут. Храни вас Христос. Схиигумен Иоанн 25 .05.1957 Уважаемая о Христе раба Божия Елена! Получил твое письмо и отвечаю тебе кратко. У нас очень мало говорят о переезде в Россию. Пока ничего не известно и от Патриархии. Которые записались, некоторые разочаровались, ведь там определенного места нет, и придется жить в разных местах. Это неудобно, здесь хорошо все устроено, полная свобода, пенсия, и лавка близко. Чего еще надо искать? Ведь нас не гонят и не притесняют, остаемся жить по старому стилю. Раз Русская Церковь соединилась с Финляндской и стала теперь единая Церковь – смущаться не надо. И если это не признавать, то в какую же Церковь надо уходить? Отец Памва погорячился и сам не знает, зачем хотел уезжать, а отец Симфориан даже и не думал уезжать. Некоторые хотят уехать ради своих интересов. Димитрий-карел хотел попасть в свою деревню. Отец Сергий думает – на приход, и у других свои личные интересы и т. д. [...] Если будет какое-либо притеснение со стороны Церковного управления, всегда можно будет уехать, но пока этого не предвидится. Теперь буду ждать твоего приезда. Бог благословит, приезжай, побеседуем. Желаю тебе мирствовать, умудряйся. Схиигумен Иоанн Вот имена подписавших [желающих уехать]: 1 .     Отец Михаил. 2 .     Отец Исавр. 3 .     Отец Лука. 4 .     Отец Никита. 5 .     Отец Иона Коневский. 6 .     Отец Гурий. 7 .     Отец Макушин. 8 .     Отец Феодот, певчий. 9 .     Отец Венедикт. 10 . Отец Емилиан. 11 . Отец Родион. 12 . Отец Иоанн, коневский иеромонах. 13 . Отец Геннадий. 14 . Отец Варсонофий. 15 . Отец Анатолий Печенгский. 16 . Отец Иван Федотов. 17 . Отец Герман Курников. 18 . Отец Феопемпт. 19 . Отец Димитрий. 20 . Отец Сергий. 21 . Отец Борис. 22 . Отец Нон, нарядчик. 05 .07.1957 Боголюбивая раба Божия Елена! Христос посреди нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

ОтецБог, Создатель, Творец, Бог по своей Сущности, по своей Природе, то есть все три Лица, три Ипостаси, ибо и ОтецБог, и Сын – Бог, и Святый Дух – Бог; Отец – Создатель, и Сын – Создатель, и Святый Дух – Создатель; Отец – по Ипостаси, по Лицу – только Бог Отец (Отец вечный вечного сына Господа нашего Иисуса Христа – Лк.10:22 ); Отец – Христос, Отец будущего века ( Ис.9:5–6 ); Отец по дару жизни – Бог Троица; Отец, дарующий благодать святаго Крещения – Бог Троица; отец по дару учительства – святые учители церкви; отец по дару святости – святые отцы; отец по дару наставничества – духовные наставники; отец по благодати священства – все священнослужители. Семантическое единство «отец-сын» и, соответственно, «отцовство-сыновство» представляет собой двустороннее отношение: «есть отец» – значит, «есть сын»; «есть сын» – значит, «есть отец»; «нет сына» – «нет отца», «нет отца» – «нет сына». Оба эти понятия – взаимообусловлены, одно предполагает другое. Для наглядности соотношение отцовства и сыновства представим в виде таблицы: п/п Признак отцовства- сыновства Отцовство Сыновство по признаку Божественной природы по признаку Ипостаси, Лица Только Бог Отец, первая Ипостась Святой Троицы, Отец вечный вечного Сына Только Иисус Христос, первое Лицо – Сын Божий, вечный Сын вечного Отца по признаку творения, по дару жизни Все три Лица единого Бога являются Творцом и создателем всего, в том числе людей все люди по благодати св. Крещения Все три Лица Святой Троицы Все крещенные во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа по дару учительства Все учители Церкви Все, придерживающиеся их учения по дару святости Святые отцы Их духовные последователи по благодати священства, по духовному достоинству Все сподобившиеся Таинства священства Все чада прихода по дару благодати наставничества, духовничества Все от Бога духовные наставники От Бога духовные чада Соответственно этому, и понятия «сын (сыновство», с одной стороны, и «брат (братство)», с другой, будут разниться между собой в зависимости от уровня рассмотрения того или иного понятия, например: по Божественной Ипостаси только Иисус Христос есть Истинный Сын Божий; по дару жизни от Бога все люди являются детьми (сынами и дочерьми) Бога; по дару Св. Крещения все крещённые (во Имя Отца, и Сына, и

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Все эти качества видел отец Иероним и в отце Иоанне. Умер отец Иероним, напутствуемый отцом Иоанном. Он его соборовал, а по окончании таинства, целуя, сказал: «Вы уж, батюшка, потерпите до Иоанна Богослова». И именно в день памяти апостола Иоанна Богослова и преставился отец Иероним. Видно, отцу Иоанну открыто о том было. Отец Серафим (Розенберг) 127 говорил о батюшке Иоанне: «Отец Иоанн – образцовый совершитель церковных служб». Однажды, увидев множество корреспонденции в руке батюшки, он сказал сочувственно: «Да Вы не отвечайте – писать и не будут!» Но этого совета духовник отец Иоанн принять не мог. Вопросы были от страждущих, болезнующих душ, и для него это были не письма, а живые люди, с воплем о помощи стоящие перед ним. Трех Божиих старцев-монахов – отца Иеронима, отца Паисия 128 и отца Анатолия 129 – породила и вскормила земля Псковская. Были они все из одной местности – простота и святость, чистые сосуды Божией благодати. Вспоминает монах Михаил Усачев: «Отец Иоанн всегда на людях, а отец Паисий – потаенный молитвенник. Господь каждому дает свой путь. Но отец Иоанн и отец Паисий – как близнецы-братья. Отец Иоанн многих посылал к отцу Паисию. Вот однажды я приехал в монастырь, а отец Иоанн посмотрел на меня и говорит: «Тебе собороваться надо. Сейчас же поезжай к отцу Паисию в Юшково. Он тебя пособорует». Поехал. Старец сидит усталый, только пришел из храма, троих соборовал. Отец Паисий первый раз меня видит, но с какой же любовью и благоговением обнимает меня и целует: «Рассказывай, с чем приехал?» Сказал, что отец Иоанн прислал собороваться. «Хорошо, хорошо, отец Иоанн благословил, сейчас пойдем собороваться». Из-за печки старческий женский голос: «Отец, ты же чуть жив, куда идешь?» А он в ответ: «Матушка, отец Иоанн благословил пособоровать». И ясно для отца Паисия и для его сестры-старицы: отец Иоанн был авторитетом непререкаемым. Устало идут они оба в храм, и опять начинается служба на три часа. Неспешно, благоговейно. Одного меня соборовали. Такого соборования у меня больше за всю жизнь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сохранился рассказ игумена Владимира о кончине и погребении старца Алексия. «Отец Алексий еще за год до своей кончины, когда почувствовал ухудшение здоровья, стал ежедневно причащаться святых тайн, боясь умереть без святого причастия. Когда, смотря по обстоятельствам, случалось мне не прийти к нему в какой-нибудь день, батюшка беспокоился: «Отец Владимир, ты меня совсем забыл». Но это бывало очень редко. За полгода до своей смерти отец Алексий все просил меня молиться: «Отец Владимир, молитесь, чтобы Господь скорее послал мне смерть, ты видишь, что я всем надоел». А я ему отвечаю: «Будем молиться, когда будете нам в тягость, а теперь еще нет». Незадолго до смерти отец Алексий сказал, держа меня за руку: «Отец Владимир, ты бросишь меня или нет?» – «Нет, – ответил я, – не брошу, пока время мне позволяет». Он попросил: «Ну, поцелуй меня». Я поцеловал своего старца. За два дня до кончины, когда батюшка совсем уже ослабел, приехал к нему епископ Смоленский. Отец Алексий открыл глаза и говорит: «Вы кто будете, епископ или священник?» Он ответил: «Я – епископ. Отец Алексий закрыл глаза и уже больше ничего не говорил. 19 сентября 1928 года (это был вторник) в 8 часов утра старец, по обыкновению, причастился святых тайн. Несмотря на сильную слабость, он сам читал молитву перед святым причастием «Верую, Господи, и исповедую...» Читал ее так тихо, что едва можно было разобрать слова, и часто останавливался. После причастия отец Макарий поил старца теплотой, а я держал свечу. Отец Алексий с радостной улыбкой смотрел нам в глаза: то мне, то отцу Макарию, как будто прощаясь с нами. После этого спросил: «Отец Владимир, ты совсем от нас уходишь?» Я ответил; «Нет». После этого отец Алексий совсем ослабел и тяжело дышал. Дали ему молока. Он выпил одну ложечку. После этого ему стало легче, и он тихо скончался. Было 4 часа 20 минут пополудни. При одевании почившего старца и положении его во гроб (гроб у отца Алексия, по схимническому обычаю, был приготовлен давно и стоял в соседней комнате прислоненным к стене) присутствовали три ученика старца: я, отец Макарий и отец Никодим. Отец Никодим показывал нам, как надо по уставу одевать монаха, для погребения. Я одевал, а отец Макарий помогал мне, плакал и все целовал отца Алексия. После положения во гроб мы отслужили панихиду, вынесли гроб в большую комнату и стали читать Евангелие. Начал читать я, прочитал четыре главы, и меня сменил отец Никодим. Мы не хотели хоронить отца Алексия торжественно, да и сам он при жизни своей этого не желал,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов. Обращение к монахам Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом. В мужском монастыре К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил». К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)». К духовнику обращаются с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн». Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят, «отец эконом», «отец казначей». Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат»(если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит». В женском монастыре Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому если говорят. «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

http://azbyka.ru/o-svyashhennicheskom-bl...

Далее старец Зосима пишет: «Аще ли же бы кто изшел побеждаем и убеждаем будучи любовию Божественною Христовою, таковому уже воистину мню я в рай пребывание он свое имать». 646 Это познал и отец Серафим. Отец Герман вспоминает, как однажды, проснувшись после кошмарного сна, он поспешил к брату – поделиться своими страхами. – Мы чокнутые! – вскричал он. – Что мы забыли здесь, в этой глухомани?! Отец Серафим спросонья потер глаза и ответил: – Что ты, мы же в раю! В другой раз, когда отец Герман напомнил отцу Серафиму о его неоконченной книге «Царство человеческое и Царство Божие», о возможности ее завершения и опубликования, отец Серафим ответил, что царство человеческое деградирует быстрее, чем он предполагал. «Что же до Царствия Божия, то его мы здесь и создаем. Оно уже здесь... и мы в нем». Тут отец Герман рассмеялся. Жалкие хижины, непролазная дорога, летучие мыши, гремучие змеи, скорпионы, ни капли воды окрест. «А ты не смейся, – сказал отец Серафим. – Ведь так оно и есть». И с торжественным, серьезным видом указал на небо. Отец Герман вскорости приметил и в своем сотаиннике черты неотмирности, столь присущие отцу Спиридону. Утром до богослужения отец Серафим имел обыкновение обходить монастырские «владения». Заря только золотила кроны раскидистых дубов, а отец Серафим уже ходил меж деревьев, благословляя и даже целуя их. – Что это? – спросил отец Герман. – Зачем целовать деревья?! Отец Серафим лишь взглянул на него, улыбнулся и пошел дальше. Как мало кто на этой старой земле, отягощенной грехопадением человеческим, знал он, что дни ее сочтены, что исчезнет она в мгновение ока, преобразуется в землю новую. И в этой новой земле отец Серафим пребывал уже сегодня – это и засвидетельствовал отец Герман, наблюдая ежеутренние его обходы: «Он хотел умереть, слиться с землей, которую ждет преображение... Он целовал дерево, ибо в этом угадывалась неотмирность, ведь деревья, согласно учению преподобного Григория Синаита , изначально созданы нетленными в раю». 647 Для того чтобы познать это преображенное царство, уготованное человеку с начала времен, отец Серафим преображался сам. Цель монашества – перерождение ветхого человека в нового, неотмирного, и неспроста столь почитаем монашеством праздник Преображения Господа на горе Фавор.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Обращение к монахам      Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).      Обращение в монастырях выглядит следующим образом.      В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности ( " Отец наместник, благословите " ) или с употреблением имени ( " Отец Никон, благословите " ), возможно и просто " батюшка " (употребляется редко). В официальной обстановке: " Ваше Высокопреподобие " (если наместник - архимандрит или игумен) или " Ваше Преподобие " (если иеромонах). В третьем лице говорят: " отец наместник " , " отец Гавриил " .      К благочинному обращаются: с указанием должности ( " отец благочинный " ), с добавлением имени ( " отец Павел " ), " батюшка " . В третьем лице: " отец благочинный " ( " обратимтесь к отцу благочинному " ) или " отец... (имя) " .      К духовнику обращаются: с употреблением имени ( " отец Иоанн " ) или просто " батюшка " . В третьем лице: " что посоветует духовник " , " что скажет отец Иоанн " .      Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют, священнический сан, к ним можно обратиться " батюшка " и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: " отец эконом " , " отец казначей " . Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: " отец... (имя) " , " батюшка " .      К монаху, имеющему постриг, обращаются: " отец " , к послушнику - " брат " (если послушник в преклонном возрасте - " отец " ). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка " схи " - например: " Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит " .      В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: " мать игумения " ; или с употреблением имени: " мать Варвара " , " матушка Николая " или просто " матушка " . (В женском монастыре слово " матушка " относится только к игумений. Поэтому если говорят: " Так считает матушка " , подразумевают игумению.)

http://zavet.ru/book/etiket01.htm

Вновь постриженный 3 июня сего, 1895 года монах отец Антоний (в рясофоре Алексий), проходящий послушание помощника просфорника, сказывал мне, что много лет назад отец Памва , бывший его отцом духовным, при исповеди назвал его отцом Антонием. Он считал это тогда за ошибку, но теперь понял, что отец Павма назвал его сим именем пророчески. Отец Памва был духовником в Оптиной пустыни и отличался строгостью своей подвижнической жизни. Сказывал мне отец Марк, игумен, будто старец отец Лев так отозвался однажды о прысковском помещике Кашкине: " Память его пройдет с шумом " . Сказывал также мне отец Феодосий, игумен, будто он лично несколько раз слышал от отца Исаакия, архимандрита, что отец Герасим окончит нехорошо. Ныне отец Герасим — настоятель Лютикова монастыря . Монах Нафанаил сказывал мне, что отец Амвросий так выразился однажды об отце Макарии, нынешнем игумене Лужецкого монастыря : " Отец Макарий уедет на карей [лошади], а не возвратится и на вороных! " . Предсказывал еще, что он будет сослан на Соловки. Нужно заметить, что отец Макарий в то время был еще в Оптиной и уезжать из нее не думал. Потом его сослали в один из монастырей южной России, но с почетом — игуменом. Монах отец Нафанаил рассказал, что за полгода до своей кончины отец Амвросий выражался так: " Придет осень, будем там и сям — достанется тогда и уткам и гусям " , то есть шамординским монашкам и оптинцам. Он же поведал, что отец Никон, иеромонах, регент правого клироса, сказал однажды отцу Амвросию: " Хотелось бы мне, батюшка, чтобы меня похоронили рядом с иеросхимонахом Феодотом " . Батюшка на это ответил: " Нет! Мы тебя положим со знатными лицами " . Года через четыре после сего отец Никон, будучи в Петербурге у брата своего, занемог и скончался. Похоронен в Александровско-Невской Лавре вместе со знатными лицами. Брат его, будучи богатым купцом, откупил для него там местечко. Он же сказывал, что покойный епископ Калужский Виталий, будучи осенью 1891 года в Оптиной, по случаю похорон отца Амвросия выразился перед белевскими монахинями, которые во множестве стояли у трапезы: " Весь дух отца Амвросия лежит на отце Иосифе " . Епископ Виталий шел в это время на трапезу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010