30 марта 1867 г. при арской Богоявленской церкви было учреждено церковное попечительство в следующем составе: председатель арский мещанин Леонтий Гурьянов; члены: купец Осип Васильевич Верин (выбыл впоследствии из Арского общества), титулярный советник Илья Михайлович Назонов (впоследствии выбыл в г. Мамадыши), арский мещанин Евгений Максимович Налимов, крестьянин Степан Иванович Кислов, арские мещане Савелий Яковлевич Савин, Козьма Никифорович Сочнев, Иван Яковлевич Колесников, Степан Иванович Сокунов, Еврасий Прокофьевич Горшенев (умер в 1867 г.) и Петр Васильевич Колесников. Согласно общественному приговору, было вынесено следующее: «1867 года марта 30 дня мы ниже подписавшиеся Казанской губернии Арское городское общество, 2/3 домохозяев, выслушав отношение священнослужителей арской Богоявленской церкви, присланное за подписью Арского городского общественного управления от 28 марта 1867 года за 93, относительно объявления положения о приходских попечительствах при православных церквях, вследствие чего определили: с общего согласия избрать на три года из среды своей членов в приходское попечительство, которое бы управляло делами постройки в городе Арске новой каменной церкви, а именно: в председатели, арского мещанина Леонтия Гурьянова, членами: купца Осипа Васильевича Верина, коллежского асессора и титулярного советника Илью Михайловича Назонова, мещанина Евгения Максимовича Налимова, крестьянина Степана Ивановича Кислова, мещан Савелия Яковлевича Савина, Козьму Никифоровича Сочнева, Ивана Яковлевича Колесникова, Степана Ивановича Сокунова, Гервасия Прокофьевича Горшенева и Петра Васильевича Колесникова, которые, как нам известно, поведения хорошего, под судом и следствием не находились и в настоящее время не состоят, возложенную на них обязанность могут осуществить». Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия» ... Приговор сей утвержден подписями 36 прихожан; при его составлении находился городской староста Иван Трофимов. 31 марта 1867 года данный приговор был подан в Арское городское общественное управление и записан в книгу подлинников под 3»

http://sobory.ru/article/?object=21248

др. Волынская епархия, где покойный архипастырь был викарием три с небольшим года, имеет два памятника его забот и трудов – это основанное им в Кременце епархиальное женское училище и учреждённое им же Богоявленское братство при Кременецком Богоявленском монастыре. 5. Израиль (в мире Иоанн) Никулицкий, из ректоров Витебской семинарии, хиротонисан в 1881 г. во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии, в начале 1883 г. переведён на Волынь епископом Острожским, а в ноябре того же 1883 г. перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в Вологду, где и ныне управляет. 6. Александр (в мире Андрей Георгиевич) Закке (Заккис), по происхождению латыш, сын крестьянина Лифляндской губернии мызы Пуйкель деревни Креевин, принят в духовное звание по высочайшему повелению от 11 сентября 1851 г.; по окончании Рижской духовной семинарии, был священником в Лифляндской губернии сначала при Убберномской (с 26 августа 1859 г.), а потом, при Гросс-юнферсгофской (с 17 марта 1860 г.) церквах; овдовев, поступил в сентябре 1860 г. учителем церковного устава в Рижскую духовную семинарию, затем обучался в Невской духовной академии (1861–1865 г.); пострижен в монашество 27 июля 1865 г., определён лектором латышского языка в Рижскую дух. семинарию 20 августа 1865 г.; затем – в той же дух. семинарии – преподавал русскую грамматику (с 18 октября 1865 г. по сентябрь 1866 г.), нравственное и обличительное богословие, гомилетику и каноническое право (с сентября 1866 г. по 19 сентября 1867 г.) и всеобщую и русскую гражданскую историю (с сентября 1867 г. по 1871 г.), был помощником эконома (с 12 января 1867 г. по 16 августа 1868 г.), а также инспектором той же семинарии (с 31 декабря 1870 г. по 10 ноября 1871 г.); утверждён в степени кандидата (13 января 1867 г.), а затем магистра богословия (11 сентября 1867 г.). Был ректором Могилёвской дух. семинарии и настоятелем Могилёвского Братского первоклассного монастыря (с 10 ноября 1871 г. по ноябрь 1883 г.). В 1885 году 21 ноября хиротонисан в С-Петербурге во епископа Острожского. Ныне служит. Подобно многим другим древнейшим и знаменитейшим областям земли Русской, и Волынская земля издревле славилась обилием даров духовных, открываемых то в прославлении чудотворных икон 39 , то в явлении благодатных источников, то в подаянии высшей небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни и т. п. Но особенно богата Волынская земля обилием святых Мужей, Самим Богом прославленных за их высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России от бесчисленных врагов её. Таковы собственно Волынские угодники Божии:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В Костроме освящен храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора 12 ноября 2006 г. 14:59 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и прошла первая Божественная литургия в этом храме . Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр . Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя и основателя Богоявленской обители — преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы — копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе специалистов по древнерусскому искусству, командированный в Галич министерством культуры для сбора церковных древностей.

http://patriarchia.ru/db/text/159522.htm...

В Костроме освящен восстановленный храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного монастыря Кострома, 13 ноября 2006 г . 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и первая Божественная литургия в этом храме, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационную службу Костромской епархии. Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя основателя Богоявленской обители – преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы – копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе

http://pravoslavie.ru/19350.html

18 июня 1744 г. Синод подал имп. Елизавете Петровне доклад о выделении из Московской епархии 4 новых: Владимирской, Переславской, Тамбовской и Костромской. 16 июля 1744 г. императрица подписала указ об образовании новых епархий. 31 марта 1745 г. в С.-Петербурге состоялась хиротония первого Костромского архиерея архим. Симона (Тодорского) . Во вновь образованной епархии насчитывалось 786 церквей, 27 муж. и 8 жен. мон-рей. Офиц. резиденцией правящих архиереев стал Ипатиевский мон-рь, вплоть до своего закрытия в 1919 г. являвшийся духовно-адм. центром епархии. Троицкий собор монастыря получил статус кафедрального. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. По инициативе еп. Сильвестра (Кулябки) в окт. 1747 г. состоялось открытие Костромской ДС, разместившейся в Ипатиевском монастыре. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Костромской епархии оформилась сеть духовно-учебных заведений: Макарьевское ДУ (1791), Галичское ДУ (1803), Костромское ДУ (1814), Солигаличское ДУ (1815), Кинешемское ДУ (возникло в 1791 при Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре , в 1847 переведено в Кинешму). В 1764 г. в ходе секуляризации в епархии были упразднены 6 монастырей и 10 пустыней, обращенных в приходские церкви (напр., Спасо-Запрудненский мон-рь, Пахомиево-Нерехтский Сыпанов во имя Св. Троицы мон-рь, Авраамиева Ризоположенская Великая пуст., Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы, Благовещенский Ферапонтов мон-рь, Никольский Кажиров мон-рь, Воскресенский и Рождественский мон-ри в Солигаличе, Варнавина пуст. и др.). Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы В окт. 1834 г. Кострому посетил имп. Николай I Павлович. По его распоряжению определением Синода от 31 марта 1835 г. архиерейская кафедра из Ипатиевского монастыря была перенесена в центр Костромы - в Успенский собор бывш. Костромского кремля, к-рый состоял из 2 храмов: летнего Успенского (XVI в.) и зимнего Богоявленского (1776-1790). Тем же определением Ипатиевский монастырь был возведен в ранг первоклассного. В 30-50-х гг. XIX в. по проекту К. А. Тона в нем были проведены реставрационные работы. В 1854 г. в ранг первоклассного был возведен и Макариево-Унженский во имя Св. Троицы мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

На Кожозере были написаны и первые иконы прп. Никодима ( Рягузова. 2002. С. 38-45), о чем сообщалось в документе от 6 июня 1741 г.: «В расходе того числа Пияльской волости иконописцу Петру Ортемонову за письмо Богородично и двух Никодимовых образов и за дело рамок плачено девяносто копеек» (ГААО. Ф. 441. Оп. 6. Л. 10). 1850-2014 гг. Летом 1850 г. в приходе на Кожозере сгорела единственная ветхая церковь, а 25 янв. 1851 г.- часовня над могилой преподобных Серапиона и Авраамия. В мае по указу Синода К. м. был возобновлен как приписной к Корельскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю На нужды К. м. известный московский благотворитель П. М. Александров пожертвовал 10 тыс. р., а позже завещал еще 40 тыс. р. По Высочайшему указу от 30 мая 1853 г., К. м. стал самостоятельным, второклассным. Иером. Пармен (Правоторов; † 1867), постриженик Соловецкого монастыря, управлял обителью. В 1855 г. в К. м. была построена и освящена 3-престольная деревянная Богоявленская ц. с колокольней. Одновременно над гробницей преподобных Серапиона и Антония (Авраамия) Кожеезерских была поставлена часовня для чтения Псалтири. В 1861 г. еп. Архангельский Варлаам (Успенский) поручил иером. Митрофану (Правоторову; † янв. 1884), брату иером. Пармена, дальнейшее восстановление обители. Вскоре по ходатайству нового настоятеля в пользу К. м. были отписаны принадлежавшие ранее мон-рю земли (4 версты вокруг Кожозера) и местность с часовней прп. Никодима на р. Хозьюга. В 1862 г. попечением игум. Митрофана Архангельская палата гос. имущества вернула мон-рю земли, ранее захваченные крестьянами-арендаторами. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. В 1864 г. в К. м. по проекту губ. архит. Васильева началось возведение, а в 1884 г. состоялось освящение 5-главого каменного храма Успения Пресв. Богородицы с 2 приделами: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и прп. Никодима Кожеезерского. Одновременно начали строить каменную теплую трапезную, соединенную переходом с Успенской ц. В трапезной был освящен теплый храм Преображения Господня. В 1867 г. игум. Митрофан ушел на покой (похоронен в обители). В 1867-1885 гг. в К. м. сменилось более 10 настоятелей. В 1885 г., при иером. Тихоне, часовня над гробницей преподобных Серапиона и Авраамия была перестроена в каменную ц. св. Иоанна Предтечи. В 1887-1888 гг. на месте сгоревшего Богоявленского храма (рядом с Иоанно-Предтеченской ц.) была возведена и 15 янв. 1889 г. освящена новая теплая деревянная соборная ц. Богоявления (РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 35. 1987 г.). Ок. 1898-1909 гг. была построена надвратная ц. Тихвинской иконы Божией Матери. На территории обители находился также 2-этажный кирпичный игуменский корпус, молочарня для хранения и обработки молока с подвалом и ледником, овин для сушки снопов, 2 амбара с погребами, кирпичная баня.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Историческое описание московского Высокопетровского монастыря (Моск. Епарх. Ведом. 1871–1873. – Чтен. м. общ. истор. и древн. росс. 1874, кн. 1–1875, кн. 2). Препод. Иоанн Кассиан (Душен. Чтен. 1862, февраль). Некоторые изречения и черты из жизни м. митрополита Филарета и его резолюции (Душ. Чтен. 1869, апр. 1871, апр, май, июнь, авг. 1878, авг, – Москов. епарх. вед. 1872. 49. Чт. общ. ист. и древн. 1874, кн. 1 и 4; 1875, кн. 4; 1877, кн.1). Биографии архимандритов: Андроньевского Гермогена (Душ. Чт. 1866. март), арзамасского Александра (там же 1867, апр.); богоявленского – Митрофана (там же 1868, окт. и ноябр.); новоиерусалимского Мельхиседека (Моск. епарх. вед. 1869. 34–50); андроньевского Иннокентия (Душ. Чт. 1870 февр.). Протоиереев: Н. П. Другова (Душ. Чт. 1868, июнь); А. И. Воскресенского (Моск. епарх. ведом. 1873. 50); иеромонахов: Филарета (Душ. Чт. 1866, ноябрь): Арсения (там же 1867, нояб.); Алексия (там же 1868, янв.); Самуила (Моск. епарх. ведом. 1869. 17–21); Иоанникия (Душ. Чт. 1870, февр.); Назария (там же, ноябрь); игумений: Евгении Мещерской (Душ. Чт. 1869, ноябрь); Олимпиады (М. епарх. ведом. 1873–75); Александры (М. епарх. ведом. 1873. 10). Иванцов-Платонов Александр Михайлович , магистр XXII курса (1860). По окончании курса назначен бакалавром церковной истории в с.-петербургской духовной Академии. В 1863 году принял сан священника и поступил на должность законоучителя московского александровского военного училища; в 1872году сверх того принял должность преподавателя церковной истории в московском Университете в звании экстраординарного профессора. В 1869–1874 принимал участие в редакции Православного Обозрения. В 1874 г. протоиерей, в 1877 доктор богословия. Сочинения его: Отдельно изданные: Что такое жизнь? М. 1867. О римском католицизме и его отношениях к православию. Две части. М. 1869 и 1870. Первые лекции по церковной истории в московском Университете. М. 1872. Речи к воспитанникам александровского военного училища. М. 1873. Христианское учение о любви к ближним сравнительно с крайностями учений социалистических. М. 1875.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1863 г. было решено объединить бывш. Богоявленский мон-рь с находящимся неподалеку Анастасииным женским монастырем в честь Воздвижения Креста Господня. Основная заслуга в этом принадлежит еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) и игум. Анастасиина мон-ря Марии (Давыдовой; 1822-1889). Игум. Мария, происходившая из московского дворянского рода, в 1847 г. поступила послушницей в Анастасиин мон-рь, в 1858 г. приняла монашество, в нач. 1863 г. была возведена в сан игумении. В нач. 1863 г. она предложила еп. Платону объединить обе обители на средства благотворителей. 27 нояб. 1863 г. решением Синода ходатайство еп. Платона было удовлетворено и обе обители объединились в одну под названием Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Только в 1864 г. на возрождение обители было собрано 20 тыс. р., начались масштабные восстановительно-строительные работы. В 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору был пристроен т. н. новый собор (архитектор неизв.) - 4-столпный 5-главый храм из красного кирпича с богатым внешним декором в псевдорусском стиле (освящен 28 дек. 1869). Собор, в к-рый старый храм XVI в. включен как алтарь, стал именоваться Богоявленско-Анастасиин. В нем был один престол: в честь Богоявления и во имя прмц. Анастасии. В крипте юж. боковой пристройки «нового собора» устроили небольшую ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского (освящена 14 сент. 1867). В 1865 г. была перестроена в колокольню зап. башня ограды. В 60-90-х гг. XX в. в мон-ре были построены настоятельский, больничный, рабочий корпуса, надстроен 3-й этаж над бывш. больничной палатой XVII в., переоборудованной в трапезный корпус, в 60-70-х гг. XIX в. восстановлены разрушенные участки стен ограды и заново построены 2 башни. Некоторые из прежних зданий не стали восстанавливать, а Иоанно-Богословскую ц. в 1864 г. разобрали. Во 2-й пол. XIX в. быстро росло хозяйственное значение объединенного мон-ря. В 1859 г. обители была высочайше пожалована пустошь Калашниково Рыло в 16 верстах от Костромы, где в 60-х гг. возникло большое монастырское хозяйство - т. н. Назаретская пуст. В пустыни располагались животноводческая ферма, 3 корпуса для сестер (ок. 60 чел.). В 1874 г. состоялось освящение деревянной ц. Рождества Пресв. Богородицы, которую в нач. XX в. сменил каменный храм (освящен 12 окт. 1917). К 1917 г. пустынь владела 160 дес. земли, в т. ч. 35 дес. сенокосных лугов и 75 дес. пашни, которую обрабатывали сестры мон-ря. В 1886 г. мон-рю были высочайше пожалованы 3 лесные дачи в Костромском у. общей площадью 1248 дес., ему же принадлежали мельница с маслобойным заводом при ней на р. Мезе под Костромой и часовня в центре Костромы.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Окончил Олонецкую ДС (1867). С 1867 – учитель Толвуйского сельского училища, с 8 января 1871 – учитель русского языка Петрозаводского ДУ (с около 1895 – старший учитель). Был членом и делопроизводителем училищного правления, членом и делопроизводителем строительных комитетов по перестройке училищных зданий, заведовал училищной библиотекой. Делопроизводитель Петрозаводского отделения Олонецкого епархиального училищного совета (1896–1898) и член школьной комиссии при нем для рассмотрения неотложных дел. См.: Местная хроника.//ОГВ. 1896. 4. С. 3; Машезерский Н. Василий Федорович Дмитриев. (Некролог.)//ОЕВ. 1899. 1. С. 25–35. 50 Дмитриев Семен Сергеевич; (2 февраля 1893 – 18 августа 1961). Окончил 15 Нарвское городское училище в С.-Петербурге. В 1913 выдержал испытания за курс духовной семинарии при особой комиссии при Варшавском ДУ. С 7 мая 1913 – псаломщик, с 15 июня 1914 – диакон Александро-Невского кафедрального собора Варшавы. Эвакуирован в Петроград, в 1914 прикомандирован к Казанскому собору, с 1916 – диакон Скорбященской церкви приюта Братства Царицы Небесной, с 1919 – на псаломщической, с 1920 – на диаконской вакансии в Исаакиевском соборе, а с 1924 – в Николо-Богоявленском соборе. В сане протодиакона с 29 мая 1924. Выслан в марте 1935 из Ленинграда. С 1937 работал на Чудовском цементном заводе, 1938–1939 – на Ораниенбаумском комбинате. Артист хора Кировского театра в Ленинграде. 1941 призван во флот, демобилизован, 1942–1944 – в вооруженной охране Октябрьской железной дороги. С 13 июня – протодиакон Спасо-Преображенского собора, с декабря 1945 – Николо-Богоявленского собора, с 21 ноября 1949 – Троицкого кафедрального собора Пскова, с 21 января 1952 – Николо-Богоявленского собора, с 8 апреля 1952 служил в Преображенской церкви пос. Толмачево Ленинградской обл., с 20 апреля 1953 – в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. 459 Дмитриева В. Г. – сотрудница КЕПС. 203 Дмитриевский Алексей Афанасьевич ; (11 марта 1856 – 10 августа 1929). Окончил Астраханскую ДС (1878) и Казанскую ДА (1882), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поселившиеся ранее и не желавшие уходить с монастырской земли крестьяне, по указу Палаты Государственных Имуществ 10 октября 1862 г., были удалены. Начатая ранее церковь была окончена в 1855 году; над мощами преп. Никодима устроена рака. А над гробницей блаженных старцев Серапиона и Авраамия – часовня для чтения псалтири. Также были возведены необходимые братские и хозяйственные постройки. Неутомимый труженик, игумен Митрофан, за множеством дел, невольно допустил довольно крупные ошибки в управлении, и 25 января 1867 г. был уволен на покой (он скончался в обители 14 января 1884 г.). После Митрофана игумены к несчастию стали часто переменяться. С 1867 г. по 1885 г. их было более 9, именно: Аполлоний (с марта по июнь 1867 г.), Феодосий (с июня по сентябрь того же года), Внталий (до августа 1871 г.), Никон (до апреля 1873 г.), Иоанникий (до мая 1874 г.), Сергий (до февраля 1884 г.), Паисий (скончался в том же году), совет из иером.: Антония, Иллариона, Алексия и Иакова (с сентября до ноября 1884 г.), а Иаков управлял до 1885 г., Тихон (с февраля до июня) и Алексий (в том же году до 26 ноября). Понятно, что при этом уже не могло быть и речи о дальнейшем благоустроении обители и строгом надзоре за братией, как выяснено было в 1884 г. священником Μ. Кононовым при производстве следствия. К тому же в нее собралось много лиц крайне сомнительной нравственности, что привело к упадку монашеской жизни. Такой порядок вещей закончился в 1884 г. целым злодейством. Из проживавших в монастыре двое Григорий Рядцин и Николай Щипунов ограбили и зажгли Богоявленскую церковь в ночь на 26 сентября. Церковь сгорела со всеми ее достопамятностями, как–то: шубой патриарха Иоасафа и, мантией и жезлом преп. Никодима и др. После пожара пустынь как бы возродилась. Указом Синода от 26 ноября 1885 г. игуменом был назначен соловецкий наместник, иеромонах Питирим, управляющий и по настоящее время. Неуклонно строгое проведение им в жизнь иноков соловецкого устава и внимательный надзор подняли ее нравственный уровень на должную высоту 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010