протоиерей Евфимий Малов (23.01.1835–25.02.1918) Миссионерские труды Исторические описания протоиерей Евфимий Малов Православный тюрколог-миссионер, писатель, протоиерей, отец С. Е. Малова. Заслуженный профессор Казанской духовной академии по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Биография Родился 23 января 1835 года в с. Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Окончил Казанскую духовную академию (1862) и был назначен преподавателем в Казанскую духовную семинарию. В 1863 году был переведён в Казанскую духовную академию на кафедру противомусульманских предметов с присвоением звания бакалавра. В 1869 году был рукоположён в священники Богоявленской церкви Казани с сохранением должности профессора, с 1880 года — протоиерей, с 1886 — протоиерей кафедрального Благовещенского собора. В 1875 году основал частный миссионерский приют в Казани. Член-учредитель Братства святителя Гурия (1867), в 1869—1875 годах — член его Переводческой комиссии. В 1883—1895 годах Малов был редактором журнала «Известия по Казанской епархии». В Казани Малов проживал со своей семьёй в собственном доме — в Академической слободе, дом по ул. 2-я Академическая (современная ул. Зинина). Здесь в 1880 году у него родился сын Сергей, который стал видным учёным. Умер 25 февраля 1918 года в Казани, был похоронен на Арском кладбище города.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/

122. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. (Лк. 5:4–6) 123. СОЛЛЕРТИНСКИЙ (Сергий Александрович) — духовный писатель, протоиерей Богоявленского Никольского собора в Санкт-Петербурге, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. С. защитил магистерскую диссертацию «Дидактическое значение священной истории в круге элементарного образования» (Санкт-Петербург, 1883). В 1884 г. С. было поручено чтение лекций по кафедре пастырского богословия. В 1899 г. С. утвержден Святейшим Синодом в степени доктора богословия. Кроме магистерской диссертации С. написал: «Пастырство Христа Спасителя. Часть основоположительная: Иисус Христос, основатель христианского пастырства» (Санкт-Петербург, 1888; 2 изд., ib., 1896), «Пособие к преподаванию Пространного христианского катехизиса православные кафолические восточные церкви. Вып. I. Введение в символ веры» (Санкт-Петербург, 1884), «Объяснение Мф. V, 22; 38 - 42; VII, 1. Лук. VI, 37 у графа Л. Толстого» (Санкт-Петербург, 1887), «Учебник практической дидактики в вопросах и ответах» (ib., 1892), а также ряд статей в «Христианском Чтении» и «Церковном Вестнике». Его новейшие труды: «О происхождении воспитательного дела и об основных опорах его существования в человеческой истории» (М., 1899); «Проповеди на некоторые праздничные и воскресные дни» (СПб., 1903). 124. МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма — дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). 125. КЕНОЗИС (от греч. — опустошаю) — уничижение Бога-Сына ради спасения людей вплоть до вочеловечивания и смерти на Кресте. 126. ТАРЕЕВ Михаил Михайлович (1867–1934), русский религиозный философ и богослов. Профессор Московской духовной академии (1902–18). Отвергая традиционное «аскетико-символическое» примирение религии и жизни, считал невозможным «социализацию» христианства в каких-либо внешних формах: оно реализуется во внутреннем мире личности, ее духовных установках и мотивах. Основные сочинения — «Основы христианства» (т. 1–5, 1908–10), «Предел коллективизма» (1912), «Социализм: нравственность и хозяйство» (1913), «Христианская философия» (1917).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Ему для достижения своей цели, казалось бы, достаточно было ограничиться отрицанием или ослаблением тех оснований, на коих утверждено постановление Епархиального Начальства об отказе причту Софийского Собора в его домогательстве на счёт исходатайствования суммы на потребности Собора. Пусть бы протоиерей Юркевич представил ясные и твёрдые доказательства того, что к сокращению и ущербу Соборных доходов служит вмешательство в исправление треб по Соборному приходу со стороны монашествующих Богоявленского монастыря, Епархиальному Начальству не трудно было бы принять против сего надлежащие меры и оградить интересы Собора. Но таких доказательств он не представил. Указание на неблагоповедение некоторых из братии монастырской не есть доказательство вмешательства их в исправление мирских треб; напротив, это скорее может служить доказательством противного, ибо какой здравомыслящий прихожанин будет обращаться с своими духовными требами к нетрезвым и неблагонравным монахам? Но у протоиерея Юркевича имелись при сём в виду совсем другие соображения, как это можно примечать по направлению мыслей в его прошении. Ему нужно было иметь только какой бы то ни было повод к возведению обвинения на своего Епархиального архиерея перед лицом Св. Синода; и вот он всю вину упадка соборных доходов воз- —243— 1869 г. лагает на архиерея, поощряющего якобы своим „прикровением“ нетрезвых и неблагонравных монахов Богоявленского монастыря продолжать, в подрыв доходам Собора, вмешательство в преподавание духовных треб соборным прихожанам. Чем же я мог навлечь на себя гнев протоиерея Юркевича, и что могло побудить сего последнего к таким лживым и бездоказательным обвинениям против меня? Побудительными к сему причинами служат, по усмотрению, два следующие обстоятельства: 1) Удаление прот. Юркевича от должности Благочинного. Ещё в июле 1867 г., вследствие постоянных, большей частью, неосновательных жалоб на сослужителя своего, Соборного священника Пясковского в опущении церковных служб и мирских треб, исполнения коих Юркевич требовал от Пясковского не только на его, Пясковского, но и на своей седмице, по причине частых отлучек из города под предлогом исполнения служебных обязанностей, хотя при сём оказывался иногда и вне пределов вверенного ему округа, тогда как священник Пясковский не менее Юркевича постоянно занят преподаванием уроков по Закону Божию в разных учебных заведениях, куда его приглашали предпочтительно перед Юркевичем, – протоиерей Юркевич уволен был мной от должности Благочинного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему для достижения своей цели, казалось бы, достаточно было ограничиться отрицанием или ослаблением тех оснований, на коих утверждено постановление Епархиального Начальства об отказе причту Софийского Собора в его домогательстве на счет исходатайствования суммы на потребности Собора. Пусть бы протоиерей Юркевич представил ясные и твердые доказательства того, что к сокращенно и ущербу Соборных доходов служит вмешательство в исправление треб по Соборному приходу со стороны монашествующих Богоявленского монастыря, Епархиальному Начальству не трудно было бы принять против сего надлежащие меры и оградить интересы Собора. Но таких доказательств он не представил. Указание на неблагоповедение некоторых из братии монастырской не есть доказательство вмешательства их в исправление мирских треб; напротив, это скорее может служить доказательством противного, ибо какой здравомыслящий прихожанин будет обращаться с своими духовными требами к нетрезвым и неблагонравным монахам? Но у протоиерея Юркевича имелись при сем в виду совсем другие соображения, как это можно примечать по направленно мыслей в его прошении. Ему нужно было иметь только какой бы то ни было повод к возведению обвинения на своего Епархиального архиерея пред лицем Св. Синода; и вот он всю вину упадка соборных доходов возлагает на архиерея, поощряющего якобы своим «прикровением» нетрезвых и неблагонравных монахов Богоявленского монастыря продолжать, в подрыв доходам Собора, вмешательство в преподавание духовных треб со борным прихожанам. 1) Удаление прот. Юркевича от должности Благочинного. Еще в июле 1867 г., вследствие постоянных, большею частию, неосновательных жалоб на сослужителя своего, Соборного священника Пясковского в опущении церковных служб и мирских треб, исполнения коих Юркевич требовал от Пясковского не только на его Пясковского, но и на своей седмице, по причине частых отлучек из города под предлогом исполнения служебных обязанностей, хотя при сем оказывался иногда и вне пределов вверенного ему округа, тогда как священник Пясковский не менее Юркевича постоянно занят преподаванием уроков по Закону Божию в разных учебных заведениях, куда его приглашали предпочтительно пред Юркевичем, – протоиерей Юркевич уволен был мною от должности Благочинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Дело о постройке нового храма началось 3 июня 1864 г., когда на общем собрании был составлен общественный приговор. Согласно приговору с каждой ревизской души мужского пола ежегодно, начиная с 1864 г., и до постройки храма, взымается 50 копеек серебром. Проект нового храма составил Казанской палаты государственных имуществ гражданский инженер Плен. В конце 1867 г. из строительного отделения в консисторию был доставлен проект и смета общей суммой в 11756 руб. 71 коп. на построение нового храма. Однако в сопроводительных документах отмечалось, что новый храм предполагается к постройке в с. Ульялы (Юлъялы), но не в с. Кузнецово. За неимением такой крупной суммы у прихода с. Кузнецово судьба самостоятельного прихода могла на этом завершиться, но на общем собрании было принято следующее решение: а) 5701 руб. 60 ½ коп. пожертвовать из мирского капитала (накопленного ранее лично жителями); б) 2514 руб. 71 коп. собрать в 1864-1867 годах. Недостающую сумму собрать путем доброхотных пожертвований, а судьбу расположения храма отдать на определение архиепископу Казанскому и Свияжскому, который своим указом определил, что новый храм будет построен в с. Кузнецово. Нехватка средств на возведение храма подтолкнула прихожан к просьбе о выдаче сборной кружки. В 1865 г. право собирать доброхотные пожертвования было данокрестьянам д. Бол. Юлъялы Михаилу Ермолову и крестьянину д. Просто Кузнецово Николаю Гаврилову. С наступлением 1868 г. планировалось начать сооружение храма, но необходимо было получить соответствующее разрешение. С этой целью было собрано общее собрание прихожан, которые постановили следующее: «1868 года января 6 дня мы[,] нижеподписавшиеся государственные крестьяне, прихожане с. Кузнецово[,] будучи при Богоявленской с. Кузнецово церкви[,] в общем собрании членов приходского попечительства, выслушав предложения попечителя, местного священника Василия Дмитриева о необходимости постройки в нашем селе Кузнецово нового двухпридельногокаменного храма, вместо весьма такового ветхого деревянного храма, существующего от основания более 119 лет, и[,] приняв во внимание не имение у нас[,] прихожан, достаточных денежных средств на начатие построения оного храма, согласно 5 статьи высочайше утвержденного положения 2 августа 1864 г. о приходских попечительства при православных церквях, общим голосом собрания прихожан и членов попечителей, для ходатайства по постройке у нас нового каменного храма, избрать поверенных членов приходского попечительства при нашей церкви государственных из черемис крестьян д. Малой Кузнецовой Мирона Алексеева и д. Просто Кузнецовой Матвея Гаврилова, которые по ходу их обязаны, изготовить планы на новый храм, должны в возможно скорейшем времени испросить у его высокопреосвященства благословение Божие на построение этого храма, а затем приискать благонадежного подрядчика, но не без ведома нашего приступить к заготовлению всех потребных для постройки нового храма материалов в чем дав сего доверие…».

http://sobory.ru/article/?object=05484

17 в., 1863-1867 гг., 1898-1899 гг. К северу от собора расположен " трапезный " корпус 26 А), частично сохранивший в своем составе прежние братские кельи монастыря, интересный памятник жилой архитектуры сер. 17 в. В 1850-х гг. большую часть двухэтажных прежних келий разобрали, построив в 1863-1867 гг. новое здание с подвалами и мансардой, предположительно по проекту петербургского архитектора В. Садовникова. После пожара 1887 г. оно надстроено третьим этажом и расширено в 1898-1899 гг. губернским архитектором Н.И. Горлицыным. В 1978-1985 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). Длинный кирпичный корпус в три этажа, сильно вытянутый по оси восток-запад, выполнен в русском стиле. Его главный южный фасад имеет в центре ризалит с крупным фронтоном чердачного окна; у северного фасада ризалиты устроены по краям и в середине. Восточное крыло корпуса включает в себя древние братские кельи, состоящие из нескольких палат в первом и втором этажах, нижние из которых сохранили даже коробовые своды с распалубками. На главном фасаде частично можно видеть и характерный для 17 в. декор келий: лопатки против внутренних стен, карнизы этажей с поребриком, киоты и нишки с обрамлением и наличники второго этажа с наборными колонками и кокошниками, а также более простые, рамочные, с фронтонами. Убранство более поздних частей корпуса во многом стремится подражать древним формам убранства. Рабочий корпус, сер. 17 в., 1864 г. В восточной части монастыря расположен оригинальный " рабочий " корпус 26 В), созданный в 1864 г. для участников обширного строительства с использованием фрагмента монастырской стены 17 в. Двухэтажное прямоугольное в плане здание имеет кирпичные нижние и две стены верхнего этажа, деревянные и оштукатуренные остальные стены верхнего. Своей толщиной выделяются восточная и северная кирпичные стены, которые и являются остатками древней монастырской ограды. Их материал - большемерный кирпич со включенными в кладку крупными булыжниками, хорошо заметными снаружи восточной стены.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Андрей Николаевич спешит получить от вас иконы, которые вы, говорит, и обещали скоро доставить. Передаю вам его желание. Октября 2-го 1850. 774 Мир вам, отец наместник, и братии. А о мне помолитесь, чтобы я не был ленив. Простуживаюсь на службе и прихожу в такое положение, что едва снедаю дневной хлеб, то есть, едва оканчиваю обыкновенные ежедневно приходящие дела, а отложенное прежде откладывается и ныне. Потому и к вам редко пишу. Прошу прощения. Брату Филарету Божие благословение и мир души, да и тело мирствует и укрепляется. Схимонаху Матфею желаю помощи Божией и терпения. Старая рана на ноге и просто могла открыться, при ослаблении тела. Должно надеяться, что при болезни ног свободнее будет от болезни голова, которой здоровье дороже. Прошение о земле подворья послал я к вам, чтобы вы сделали что-нибудь лучше эконома. А вы сделали, то, что сказал эконом. В прошедшие годы был случай, что крестьянин перестал было платить по контракту; а залога нет, и контракт с крестьянином не имеет силы в суде. Никто не просил меня указать, чтобы сделать полезное. А говорил некто, что он хочет сделать нечто полезное, что он и определил именно: а я не имел причины противоречить. Иорданская вода у меня есть, и притом святая, почерпнутая в Иордане по совершении в нем Богоявленского освящения. Пришлю вам весь сосуд под печатью, под которою получил: а себе попрошу долю. Октября 18-го 1850. Приходила ко мне жена Жердева, с требованием нового паспорта от мужа. Посылаю вам ее записку. Вода Иорданская послана к вам сегодня, 19, с Варнавою и Никанором. Где ее поставили? Малышеву не хотел я мешать в выгодном для него: он взялся за дело, ему предложенное: теперь надобно желать, чтобы Лаврские дела от того не потерпели. Мир вам, отец наместник, и братии. 775 Путешествует в Лавру посланник Греческого Синода к Всероссийскому Синоду архимандрит Мисаил. Примите его, упокойте, угостите, покажите ему Лавру, и благословите иконою от имени обители и настоятеля; а о. ректору скажите, чтобы показал Академию сему ректору Университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в. Лит.: Записки игумена Ореста//АСЗР. 1867. Т. 2. С. LIV; Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ. 1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; Хроника белорус. г. Могилёва, собр. и писанная А. Трубницким, во 2-й пол. XVIII в., а в 1-й пол. XIX в. продолж. его сыном М. Трубницким/Пер. с польск.: Н. Г. Гортынский//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-142; Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв-на-Днепре, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

Между тем, собираясь в путь, к месту моего назначения, я позаботился еще на прежнем месте собрать, от кого мог, предварительные сведения о высших административных лицах г. Харькова. И вот что узнал: 1) От Витебского Губернского Архитектора Ракова, служившего в Харькове – о Харьковском Губернаторе Князе Дм. Ник. Крапоткине 1893 : человек набожный и добрый; женат на Графине Борх Ольге Александровне, отличающейся также благочестием и многими другими добрыми качествами. Этот отзыв подтвердил и В. Н. Веревкин 1894 , бывший Витебский Губернатор. О Преосвященном Нектарии г. Раков сообщил мне, будто бы он не пользовался особенным расположением граждан по причине суровости в обращении. 2) От Жандармского Начальника, Генерала-Майора Князя Шаховского – о командующем войсками Харьковского военного округа, Генерал Адъютанте А. П. Карцове 1895 – (сверстнике по воспитанию с Шаховским): человек очень умный, образованный и благородный; о начальнике Артиллерии, Генерал-Лейтенанте А. И. Баранове 1896 (родственник Княгини Шаховской): человек простой и добрый. Он был в 1867 г. Московским Гражданским Губернатором и его-то последнего, в день своей кончины, принимал Московский Святитель Филарет 1897 . 3) От Витебского врача И. Исид. Рындо и от управляющего Витебской Казенной Палатой Η. Н. Чекалова – о старшем Председателе Харьковской Судебной Палаты Н. —7— 1874 г. И. Ланге: человек умный, добрый и в высшей степени скромный. 4) От Управляющего Витебской Контрольной Палатой И.В. Павлова – об Управляющем Харьковской такой же Палатой Вл. Андр. Морошкине: человек умный, образованный и в высшей степени симпатичный. 5) От Инспектора Витебской Врачебной Управы Ф.П. Купчинского – воспитанника Харьковского Университета – невыгодный отзыв о монашествующих Харьковских монастырей и благоприятный о местоположении Архиерейского дома. Но между тем, как я собирал в Витебске устные показания о высшем Харьковском персонале, 23-го ч. получаю из Харькова от какого-то Ивана Богоявленского (разумеется псевдоним) письменное сообщение о разных, как духовных, так и светских личностях, в неблагоприятном, конечно, смысле. – Вот чтò писал мнимый Богоявленский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алексей Львович Карпинский, ирбитского уезда, Красной слободы, Богоявленской церкви священника Льва Карпинского сын. По окончании курса в семинарии, с причислением ко второму разряду воспитанников оной, с утверждения преосвященного Мелетия, определен учителем первого класса Верхотурского приходского духовного училища, а 3 апреля 1830 г. исправляющим должность смотрителя и учителем второго класса, а 17 марта 1833 года, по прошению его, от означенных должностей уволен для поступления в епархиальное ведомство. С июля месяца 1829 года по июль же 1833 года, по избранию совета Казанского университета и по последовавшему на сие соизволению преосвященного Мелетия, в Верхотурском уездном училище был законоучителем, каковую должность проходил и в Нижнетагильском приходском училище три года безмездно. 1834 года февраля 10 дня высокопреосвященным Аркадием рукоположен во священника к Нижнетагильскому Входо-иерусалимскому собору; того же года, августа 28 дня, определен в сотрудники к бывшему протоиерею Михаилу Кириллову по делу миссии. 1835 года 11 мая определен исправляющим должность Кушвинского благочинного, а 30 октября того же года действительным благочинным по церквам Нижнетагильских заводов и сотрудником епархиального попечительства. 19 декабря 1838 года за честное поведение и усердное прохождение должностей благочинного и приходского священника награжден набедренником; 8 апреля 1844 года за ревностное исправление, при примерном поведении, своих обязанностей и особенно содействие к обращению раскольников Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфей; 1846 года 15 сентября произведен к Нижнетагильскому Входо-иерусалимскому собору в протоиерея; 1847 года января 26-го за оказанное действие к успешному обращению Черноисточенской часовни в ведение епархиального начальства объявлено ему благословение Св. Синода. С 12 июля 1847 года по сентябрь 1851 года, при открытии в доме его училища для девиц, кроме обязанности попечителя, проходил должность законоучителя безмездно, за что 4 октября 1851 года объявлена ему благодарность епархиального начальства; 17 апреля 1848 года Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой камилавкой; в 1853 году объявлено ему за усердную службу благословение Св. Синода; 16 августа 1855 года за девятнадцатилетнюю службу в должности благочинного Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. Указом Св. Синода 18 марта 1857 года определен миссионером по Верхотурскому уезду; в 1865 году, по просьбе его, от сей должности уволен. 17 мая 1860 года Всемилостивейше награжден золотым наперсным крестом; 14 мая 1867 года Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010