Митрополиты Николай (Ярушевич), Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский) в Богоявленском соборе. Москва, 1941 год, Фотоархив журнала LIFE. Несмотря на свое униженное советским строем положение, местоблюститель в первый же день войны, 22 июня, осознал, что германский нацизм несет вовсе не «освобождение от ига коммунизма», а смерть и полное разрушение страны. По сведениям известных церковных историков Д.В. Поспеловского и М.В. Шкаровского, митрополит Сергий узнал о радиообращении Молотова и начале войны после того, как отслужил в кафедральном Богоявленском соборе Москвы воскресную литургию. Немедленно после этого, в тот же день, им был создан и разослан по немногочисленным действующим приходам текст послания с призывом к чадам Русской Православной Церкви защитить Родину. В этом послании митрополит Сергий сравнивал немецкое вторжение с нашествиями монголов, тевтонских рыцарей, шведов и французов, предостерегал от «лукавых соображений насчет возможных выгод на той стороне границы», а также предсказывал Победу над фашистами. В ходе войны митрополит Сергий обращался к верующим с патриотическими посланиями более 20 раз, откликаясь на все основные события военной жизни страны. Священник Русской православной Церкви служит заупокойную службу по павшим воинам в Богоявленском соборе. Москва, 1941 год. Фотоархив журнала LIFE. Советское руководство во главе с И.В. Сталиным скоро осознало важность церковной поддержки как среди советских граждан, так и на международной арене. Для того чтобы обеспечить поддержку СССР со стороны христиан всего мира, иерархи Русской Церкви обращались с посланиями к верующим и духовенству Румынии, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Англии и других стран, где позиции Церкви были традиционно сильны. Несмотря на тяжелое военное положение, была возобновлена церковная издательская деятельность, вновь начал выходить «Журнал Московской Патриархии», ставший свидетелем патриотической работы духовенства. Сотрудничество с Всеславянским комитетом предоставило Московской Патриархии возможность напрямую, через радио и печать, обращаться к народу в Советском Союзе и в зарубежных странах. В целях противодействия фашистской пропаганде и разъяснения патриотического курса Патриархии была выпущена книга-альбом «Правда о религии в России» (1942 г.), а затем вышла книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» (1943 г.). Кроме того, зимой 1942/1943 г. на студии Ленкинохроники при участии митрополита Николая (Ярушевича) был снят документальный фильм о сборе ленинградскими верующими средств на танковую ко­лонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

5, переданным незадолго до этого Сталиным для нужд Церкви. До войны в этом здании размещалась резиденция германского посла Шуленбурга. 12 сентября 1943 г. в Москве, в Богоявленском соборе в Елохове, состоялась интронизация патр. Сергия. 8 октября 1943 г. был образован Совет по делам русской православной церкви во главе с чекистом Г. Г. Карповым. 12 октября 1943 года Г. Г. Карпов направил И. Сталину докладную записку об отношении к обновленческой церкви, в которой говорилось: «В связи с избранием Сергия патриархом Московским и всея Руси среди духовенства обновленческой церкви отмечается растерянность. Одна часть обновленческого духовенства не видит перспектив сохранения обновленческого течения и высказывает желание перейти в сергиевскую церковь . Со стороны некоторых из них есть даже прямые обращения в Московскую патриархию. (...) Другая часть обновленческого духовенства, как например, глава обновленческой церкви митрополит Александр Введенский , с 1941 г. находящийся в эвакуации в г. Ульяновске, митрополит Яценко, Рыбинский епископ Лобанов, Ленинградский епископ Румянцев – высказываются за необходимость сохранения обновленчества. Введенский, узнав об избрании Сергия патриархом, предполагал даже ставить вопрос о патриаршестве в обновленческой церкви в целях уравнения ее положения с сергиевской церковью, но, видя растерянность среди обновленческого духовенства и не допуская возможности объединения обеих церквей на равных началах, не исключает возможности распада обновленчества» 77 . Эта записка Карпова, как видно из текста, была составлена после его беседы с патриархом. В ходе состоявшегося разговора, как пишет Карпов, – «Сергий, возражая против какого-либо общения с митрополитом Введенским, ставит следующие условия принятия обновленческого духовенства: а) женатых митрополитов и епископов, не лишая сана, отстранить от церковной деятельности, оставив их за штатом; б) монашествующих (или вдовых) митрополитов и епископов принять в патриаршую церковь , но переводя митрополитов в архиепископы или епископы, а епископов в священники, допуская в последующем их восстановление в прежнем сане.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

1918–1926 годы. Пастырская деятельность в храмах Азербайджана ( церковь в «Черном городе»), Уфы и Воронежской епархии. Соловецкий лагерь особого назначения. 1926–1930 годы. Высылка в Сибирь. 1935 год. Назначение от Митрополита Сергия на место священника в одной из церквей Клинского района Московской епархии. 1942 год. 17 апреля. Указом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия протоиерей Сергий Дмитриевич Городцев определен на кафедру епископа Можайского, викария Московской епархии. 29 мая. Блаженнейшим Митрополитом Сергием в Казанском соборе г.Ульяновска протоиерей Сергий Городцев пострижен в иноческий чин с именем Варфоломея. 30 мая. Блаженнейшим Митрополитом Сергием после Всенощного бдения в Казанском соборе г.Ульяновска совершено наречение иеромонаха Варфоломея (Городцева) во епископа Можайского. 31 мая. Хиротония архимандрита Варфоломея (Городцева) во епископа Можайского, викария Московской епархии. В этот же день Преосвященный епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа. 23 июня. Выезд из Ульяновска в Москву. С 23 июня по 13 ноября. Служение в храмах Москвы и Московской области. (Богоявленский Елоховский собор, церковь Иоанна Предтечи на Пресне, Преображенская церковь, церковь Илии Обыденного, Николо-Кузнецкая церковь в с. Богородском, церковь Илии Пророка в г. Черкизове). С 20 по 31 августа. Поездка в г. Можайск. 13 ноября. Выезд из Москвы в Ульяновск (назначен архиепископом Ульяновским). 15 ноября. Прибытие в Ульяновск. 1942–1943 годы. С 15 ноября 1942 года по 4 августа 1943 года. Пребывание на Ульяновской кафедре. 1942 год. 26 декабря. В честь 50-летия со времени рукоположения в священнический сан архиепископ Варфоломей награжден правом ношения креста на клобуке. 1943 год. 8 августа. Указом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия Владыка Варфоломей назначен Архиепископом Новосибирским и Барнаульским. 24 августа. Прибытие в Новосибирск. 27 августа. Первое Богослужение в Успенском храме Новосибирска. 31 августа. Поездка в Москву на торжества по случаю провозглашения Блаженнейшего Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

5 22 ноября 1933 г. митрополит Вениамин был назначен временным Экзархом Московского Патриархата с титулом архиепископа Алеутского и Северо-Американского. 6 Митрополит Елевферий (Дмитрий Яковлевич Богоявленский; 1870–1940) в 1930 г. после отстранения митрополита Евлогия от управления Западно-Европейскими приходами Московского Патриархата был назначен на его место. 7 Архимандрит Афанасий (Анатолий Иванович Нечаев; 1886–1943) не последовал за митрополитом Евлогием и остался в юрисдикции Московского Патриархата. С 1933 по 1943 г. он возглавлял Трехсвятительское подворье. В 1943 г. во время оккупации Парижа помогал преследуемым евреям, был арестован гестапо. 8 Родионов Серафим Александрович (ок. 1903–1963) родился в области Войска Донского в семье священника. Оказавшись с начала 1920-х гг. в эмиграции, служил в церкви певцом, чтецом, а затем регентом. Поступив в 1926 г. в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, руководил студенческим хором института, а также смешанным хором Свято-Сергиевского подворья. Регентовал на Трехсвятительском подворье в Париже до 1948 г., затем переехал в Женеву, где управлял хором в храме Рождества Пресвятой Богородицы Московского Патриархата (см.: Туринцев Александр, прот. С.А. Родионов (Некролог)//ЖМП. 1963. 11. С. 24). 9 Митрополит Серафим (Александр Иванович Лукьянов; 1879–1959) в эмиграции до 1945 г. состоял в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, затем принес покаяние митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) в Париже и был назначен Экзархом Московского Патриархата в Западной Европе. В 1954 г. вернулся в СССР, окончил свои дни в Гербовецком монастыре. 10 В числе прихожан храма Трехсвятительского подворья были такие заметные фигуры, как философы и писатели Николай Бердяев, Владимир Ильин, Петр Иванов, Владимир Лосский, иконописцы Григорий Круг, Леонид Успенский, религиозные деятели братья Петр, Евграф и Максим Ковалевские и др. 11 Николай Афонский (1893 г., г. Богуслав Каневского уезда Киевской губ. — 1971, Нью-Йорк). В 1914 г. окончил Киевскую духовную семинарию. В том же году поступил в Киевскую духовную академию, но из-за начавшейся войны ее оставил. В 1916 г., после ускоренной подготовки в Киевском военном училище, в чине прапорщика находился в действующей армии. В годы Гражданской войны примкнул к Белому движению. В 1920 г. был интернирован в Германию. С 1925 по 1947 г. управлял митрополичьим хором Александро-Невского собора в Париже, с которым давал концерты во многих странах мира, записывал пластинки, в том числе с Ф.И. Шаляпиным. После войны перебрался в Нью-Йорк, где управлял хором Покровской церкви.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Отправной точкой развернувшегося в 1940 -х годах процесса воссоздания системы богословского образования в Русской Православной Церкви следует считать встречу трех иерархов нашей Церкви (митрополитов Сергия/Страгородского/, Алексия/Симанского/и Николая/Ярушевича/) с главой правительства СССР И.В. Сталиным, состоявшуюся 4 сентября 1943 года. Среди самых насущных вопросов церковной жизни иерархами был поставлен вопрос о подготовке  кадров священнослужителей. И этот вопрос был решен положительно. Уже 29 октября 1943 года на встрече патриарха Сергия, избранного на патриарший престол Архиерейским Собором 8 сентября 1943 года, митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, во время которой обсуждались важнейшие вопросы, связанные с воссозданием церковных структур, присутствовал архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), имевший огромный опыт церковно-педагогической деятельности в дореволюционные и послереволюционные годы. В связи с возобновлением образовательной деятельности Церкви владыка Григорий возглавил Учебный Комитет. Именно на этой встрече и было решено «определить количество мест для 1 -го курса института в Москве – 30 человек и для 1 -го года обучения на пастырско-богословских курсах до 25 человек» . Но в действительности первый набор института насчитывал 17 студентов, а на курсах в первом учебном полугодии обучалось 17 слушателей . При этом штат преподавателей состоял из 16 человек . Затем в течение 1944-1946 годов состав корпорации пополнили ещё пять человек. Большинство из них относилось к числу клириков г. Москвы и мирян, проживающих в столице, а потому не нуждались в предоставлении жилплощади на территории бывшего Новодевичьего монастыря. Казалось бы, выделенные правительством СССР помещения древней обители можно было бы считать достаточными. Но в реальности богословские школы буквально ютились в Лопухинском корпусе, и обитание в нём напоминало режим подводной лодки. К тому же следовало подумать о перспективах естественного роста и расширения учебного заведения. Надвратная же Преображенская церковь, где совершались регулярные уставные богослужения была мало вместительна, да и к тому же она не отапливалась, что создавало вполне понятные сложности в холодное время года. Часто поздней осенью, зимой и ранней весной учащиеся организованным порядком отправлялись на воскресные и праздничные богослужения на другой конец города в Богоявленский собор в Елохове. В связи с означенными обстоятельствами патриарх Алексий I решил обратиться в Совет по делам Русской Православной Церкви с ходатайством о передаче Богословскому институту ещё одного здания на территории бывшего Новодевичьего монастыря -- Успенской трапезной церкви. В письме Г.Г. Карпову от 14 апреля 1945 года патриарх обосновывал необходимость передачи Патриархии Успенской церкви следующим образом:

http://bogoslov.ru/article/1259980

Против любых форм объединения с УАПЦ решительно выступила часть епископов Автономной УПЦ во главе с еп. Пантелеимоном (Рудыком). Архиеп. Симон (Ивановский), епископы Пантелеимон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) приняли в Киеве совместный меморандум с требованием к митр. Алексию «снять свою подпись с так называемого акта объединения» (ЦГАВОГВУ. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 120) и «сложить с себя звание экзарха всей Украины вплоть до решения Всеукраинского церковного Собора». Под давлением архиереев митр. Алексий был вынужден заявить, что «каноническое решение и оформление дела объединения приостанавливаются до окончания войны, а акт от 8 октября в этом году отменяется до рассмотрения его на первом после войны Соборе епископов экзархата» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 475. Л. 700-704). 29 окт. 1942 г. Кременецкая консистория разослала по подчиненным ей приходам письмо с информацией о том, что акт от 8 окт.- это проект объединения, «акт комиссии по объединению». В циркуляре отмечалось, что такие важные дела, как объединение 2 церковных ориентаций, могут быть осуществлены только с согласия всего епископата (Там же. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 120). 23 окт. 1942 г. митр. Алексий был вызван в рейхскомиссариат, где ему указали, что «Акт объединения» имеет рекомендательный характер, для его вступления в силу необходимо согласие всех епископов (Там же. Л. 132). Митрополиту запретили проводить Соборы до окончания войны, рекомендовали решать важные вопросы «в согласии с властью» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 475. Л. 702-704). 3 янв. 1943 г. митр. Алексий назначил бывшего обновленческого еп. Николая Автономова, приехавшего на Украину из Пятигорска, временно управляющим Мозырской епархией. Дальнейшие назначения на кафедры властью были запрещены. 7 мая 1943 г. по дороге из Почаева в Дубно митр. Алексий был убит партизанами одного из ответвлений ОУН (мельниковцы); вместе с ним погибли прот. Феодор Юркевич, настоятель Николаевского собора в Кременце, столоначальник консистории М. Жихарев и шофер А. Мельничук. Отпевание митр. Алексия состоялось 9 мая в кременецком Богоявленском монастыре в чрезвычайных условиях из-за угрозы новых актов террора; в похоронах участвовали Ровенский еп. Феодор (Рафальский), настоятель дубенского собора прот. Владимир Ковальский и епархиальный миссионер прот. Серафим Казновецкий. Прот. Серафим заменил погибшего прот. Феодора Юркевича в должности управляющего делами Кременецкой консистории. 12 мая 1943 г. глава УАПЦ митр. Поликарп (Сикорский) издал послание, в к-ром осудил убийство митр. Алексия и вновь призвал автономистов присоединиться к УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

На Пасху того же года храм, располагавшийся на улице Петель (rue Pemel), был освящен. В 1930-е гг. он был одной из немногих церквей русского зарубежья, сохранявших верность Московской Патриархии. 2 Митрополит Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873–1959). Приехал во Францию в 1924 г., в сане архиепископа служил в Ницце, управлял викариатством Южной Франции. После смерти митрополита Евлогия (Георгиевского) в 1946 г. был утвержден экзархом Западно-Европейских русских приходов Константинопольского Патриархата. В 1947 г. возведен в сан митрополита. 3 В 1931 г. большая часть русского духовенства во главе с митрополитом Евлогием, отстраненным от должности управляющего русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе за нелояльность, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Таким образом возник русский православный Экзархат Константинопольского Патриархата, во главе которого встал митрополит Евлогий, получивший титул экзарха. В числе духовных лиц, не пошедших за своим архипастырем, оказался епископ Вениамин (Федченков) . Поступок бывшего епископа армии и флота Вооруженных сил Юга России (ими командовал генерал П.Н. Врангель) шокировал эмигрантское общество. 4 Указом от 22 ноября 1933 г. владыка Вениамин был назначен временным экзархом Московского Патриархата с титулом архиепископа Алеутского и Северо-Американского. 5 Митрополит Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 1870–1940). В 1930 г., после отстранения митрополита Евлогия от управления Западно-Европейскими приходами Московской Патриархии, владыка Елевферий был назначен на его место. 7 Архимандрит Афанасий (Нечаев Анатолий Иванович; 1886–1943) так же, как и владыка Вениамин, не последовал за митрополитом Евлогием и остался в юрисдикции Московского Патриархата. С 1933 по 1943 г. он являлся настоятелем Трехсвятительского подворья. В 1943 г. во время оккупации Парижа помогал преследуемым евреям, был арестован гестапо. 9 С 1931 по 1936 г. о. Стефан (Светозаров) являлся помощником настоятеля храма Трехсвятительского подворья, с 1935 по 1945 г. возглавлял Свято-Троицкий приход в Ванве. В 1947 г. вернулся в СССР: некоторое время монашествовал в Троице-Сергиевой лавре, а в последнее десятилетие жизни, с 1959 по 1969 г., являлся наместником Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

7383. Оп. 1. Д. 8. Л. 88). Вопрос об открытии правосл. церквей в Московском регионе впервые был поднят Карповым с подачи Трушина в марте 1944 г. В представлении от 3 марта 1944 г. заместителю председателя СНК СССР В. М. Молотову Карпов, поддерживая соответствующие заключения облисполкома, писал о необходимости открыть в Московской обл. 3 церкви: в селах Голочёлово Малинского р-на, Черкизово Коломенского р-на и Гвоздня Виноградовского р-на. На Пасху 16 апр. 1944 г. действующими в Москве числились 32 церкви, в Московской обл.- 126 церквей. Самыми посещаемыми были Воскресенский храм в Брюсовском пер. (число пришедших на Пасху - 15 тыс. чел.), Богоявленский собор и Рогожский единоверческий храм св. Николая (по 10 тыс. чел.). Об этом сообщил глава НКВД СССР Берия со ссылкой на информацию управления НКВД по Московской обл. В своем 1-м отчете (апр. 1944) Трушин констатировал «патриотическую деятельность Церкви» с начала войны - чтение в храмах патриотических воззваний патриарха Сергия и местных священников, сбор средств на нужды Красной Армии. С июня 1941 г. 31 московский храм внес в Фонд обороны СССР 9 693 624 р., 152 областных храма - 2 235 966 р., при этом уполномоченный отмечал, что работа по сбору средств проводилась не во всех храмах. Богослужение во главе с митр. Сергием (Страгородским) о победе рус. оружия. Фотография. 1943 г. Богослужение во главе с митр. Сергием (Страгородским) о победе рус. оружия. Фотография. 1943 г. Как свидетельствуют документы, в большинстве случаев Мособлисполком удовлетворял ходатайства верующих об открытии храмов только в тех р-нах Московской обл., где к 1943 г. не осталось ни одной действующей церкви или имелся 1 действующий храм. В 1944-1945 гг. власти разрешили открыть храмы в районах, где не было ни одной церкви: в Загорском (возобновлены храмы в селах Слотино и Сабурово), в Бронницком (открыты храмы в селах Шубино и Татаринцево), в Виноградовском р-не (открыты храмы в пос. им. Цюрупы (с. Ванилово) и в с. Золотово). В докладной Трушина Карпову от 20 апр. 1944 г. отмечалось, что на 1 апр. 1944 г. в Мосгорисполком и исполком Мособлсовета с начала года поступило 208 заявлений об открытии церквей (из них 7 заявлений в Москве), по 3 заявлениям было разрешено открыть 3 церкви (в области).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Григорий (Чуков Николай Кириллович) (1870–1955), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1895). С 1897 г. священник Петрозаводского кафедрального собора. С 1907 г. – протоиерей. Ректор Олонецкой духовной семинарии (1911–1918). В 1919–1921 гг. настоятель университетской церкви Петра и Павла в Петрограде. Ректор Петроградского богословского института (1920–1922). Настоятель Казанского собора (1921–1922). Арестован в 1922 г., освобожден по амнистии в 1923 году. Настоятель Николо-Богоявленского собора (1924–1935). Выслан из Ленинграда в Саратов в 1935 году. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского, с октября 1942 г. – архиепископ. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Волгоградской епархией (1942–1944), Астраханской епархией (1942–1943), Тамбовской епархией (1943–1944). Архиепископ Псковский и Порховский (1944–1945). Временно управляющий Таллиннской епархией (19447–1945?, 19497–1950?), Петрозаводской епархией (1944–1947, 1949–1955), Санкт-Петербургской (1945) епархией (1944–1945), Псковской епархией (1945–1949, 1949–1954), Новгородской епархией (1945–1955), Финляндской епархией (1950–1953). С 1945 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1946 г. возглавлял Учебный комитет при Священном Синоде. Гримм Иван Давидович, юрист, профессор. В 1918 г. эмигрировал в Финляндию, проживал в Праге; с 1927 г. – в Тарту, читал лекции на юридическом факультете Тартуского университета. В годы оккупации немцами Прибалтики – начальник канцелярии Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского). Высказывал идею создания единой, централизованной, влиятельной Русской Церкви на всей контролируемой Третьим рейхом территории. В дальнейшем поступил на службу в штаб генерала Власова, затем – начальник юридического отдела Комитета освобождения народов России (до мая 1945 года). Даниил (Юзвьюк Николай Порфирьевич) (1880–1965), архиепископ. Окончил Жировицкое духовное училище, духовную семинарию. До 1914 г. занимался педагогической деятельностью в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди отдавали свои сбережения, свои ценности, предметы обихода; несли золотые броши, серьги, цепочки, часы, кольца, бриллианты, серебряные ризы с икон, украшения, наперсные и настольные кресты и цепи; был даже кусок платины весом 197,7 граммов. За три года войны Ленинград - один, отрезанный от остальной области, сильно уменьшившийся в количестве населения, собрал на военные нужды свыше 13 миллионов. По официальным данным о проведенных в храмах Ленинграда сборах, начиная с 22 июня 1941 г. и до 1 октября 1944 г., всего было собрано духовенством и верующими Ленинграда: На цели обороны 11.038.507 руб. На подарки Красной Армии 254.750 руб. На оказание помощи больным и раненым, находящимся в госпиталях 2.363.719 руб. В том числе Наличными деньгами 12.635.969 руб. Облигациями Государственных займов 973.950 руб. Драгоценными предметами 40.006 руб. Различными предметами 7.051 руб. Так в свой венок страдальца и мученика Ленинград, этот город-герой, город-победитель, вплел и яркие цветы высокого патриотизма, цветы самоотверженной любви к своей великой Родине. Григорий (Чуков), архиепископ Псковский и Порховский В марте 1935 года настоятель Николо - Богоявленского собора проф.прот.Н.К Чуков был отправлен в ссылку в г. Саратов. В блокадную зиму 1941-42 годов в Ленинграде от голода умерли его сыновья Борис, Александр и дочь Вера. Вдовый протоиерей принял монашеский постриг, и указом от 11 октября 1942 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Сергия, определен быть епископом Саратовским, а 15 октября был возведен в сан архиепископа. До середины 1943 года владыка также временно управлял Астраханской епархией, а 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом архиепископа Саратовского и Сталинградского. За активную церковно-патриотическую работу он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1942 году Саратовская епархия собрала на танковую колонну им. Дмитрия Донского более 600 тыс. руб. За 1943 -44 гг. Саратовская и Сталинградская и Тамбовская (которая также находилась тогда под управлением архиепископа Григория) епархии внесли в фонд обороны страны около 4 млн. рублей. В Саратовской и Сталинградской епархии архиепископ Григорий принял в 1942 году 4 храма, а за год и 8 месяцев войны количество их увеличилось до 22-х.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010