Большой подъем вызвало обращение Патриар­шего Местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колон­ну имени Димитрия Донского. Уже через четыре меся­ца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн., из них 1 млн. являлся ленинградским. Вноси­лись также пожертвования на авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Ко дню Красной Армии в 1943 г. в госпитали города, в войсковые лазареты поступило свыше 600 остродефицитных полотенец и т. д. Не случайно митрополит Алексий в своем «По­слании к ленинградской пастве» от 22 июня 1943 г. отмечал: «Как охотно и обильно всюду текли жерт­вы на воинские нужды и на подарки — подлинные дары любви воинам, а также больным и раненым. И текли, и текут, и будут течь обильными неиссякае­мыми потоками, свидетельствуя о неиссякаемой люб­ви нашей и преданности делу спасения Отечества, в твердой вере, что и для всех нас не оскудеет дивная помощь Божия» [ix] . Почти весь период Великой Отечественной вой­ны, с 30 июня 1942 по 21 ноября 1945 гг., настояте­лем Николо-Богоявленского собора служил митро­форный протоиерей Владимир Румянцев. До войны он был настоятелем Князь-Владимирского собора, куда и вернулся в ноябре 1945 г. Скончался отец Владимир в Ленинграде, 24 апреля 1947 г. Председателем же приходского совета до декаб­ря 1941 г. являлся бывший инструктор школы ФЗУ Петр Леонтьевич Смирнов. Однако 27 декабря он оказался арестован по обвинению в «проведении провокационных пораженческих слухов». В первые месяцы войны священники и церковнослужители еще по-прежнему подвергались репрессиям. Воен­ный Трибунал войск НКВД Ленинградского округа 3 марта 1942 г. приговорил П. Л. Смирнова к 10 годам лагерей, и 6 апреля его отправили в Волголаг НКВД [x] . Следующим председателем «двадцатки» и комен­дантом собора стал сын протоиерея Владимира Ру­мянцева — Сергей. Он окончил в 1926 г. обновлен­ческий Ленинградский Богословский институт и затем служил священником в обновленческих хра­мах города. Подвергался арестам 17 января и 23 апреля 1934 г. Отбыл почти 3 года заключения в лагере. В конце 1930-х гг. вернулся в Ленинград и с началом войны стал входить как мирянин в при­ходские советы храмов Московской Патриархии. Однако, когда в феврале 1943 г. к С. В. Румянцеву обратились ленинградские обновленцы с предложе­нием стать их архиереем, он ответил согласием. 18 апреля 1943 г. в московском Воскресенском соборе в Сокольниках состоялось его рукоположе­ние во епископа Ладожского, викария Ленинградс­кого с поручением временно управлять Ленинградс­кой епархией. Этот случай явился «лебединой песней» обновленческого братского епископата и вообще последней хиротонией обновленческого епископата в стране. С. Румянцев перешел служить в Спасо-Преображенский собор.

http://bogoslov.ru/article/2520765

Настоятелем Николо-Богоявленского собора Вла­дыка Николай служил до 19 мая 1939 г. Но и затем он еще почти полтора года был приписан к храму. Так, 28 января 1941 г. президиум приходского сове­та известил административный отдел Ленсовета, что " бывший служитель культа собора архиепископ Пе­тергофский Николай назначен экзархом Западной Белоруссии и Западной Украины (г. Луцк) и с 26 октября 1940 г. прекратил служение в соборе "  9 марта 1941 г. Вла­дыка Николай был возведен в сан митрополита Волынского и Луцкого, а с 15 июля 1941 г. он носил титул митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины с правом ношения двух панагий и предношением креста при богослужении. С октября 1941 по февраль 1942 гг. Владыка находился в эвакуации вместе с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием в Ульяновске, затем с февраля 1942 по сентябрь 1943 гг. был заместителем митр. Сергия по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии. 2 ноября 1942 г. митр. Николая назначили членом  Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В 1942 г. под его редакцией вышла книга «Правда о религии в России», а в 1943 г. – книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война». С 8 сентября 1943 г. митрополит был постоянным членом Священного Синода, членом редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии». В сентябре 1943 - январе 1944 гг. он одновременно занимался церковными делами Украины и Московской епархии, а 12 февраля 1944 г. был назначен митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией и Патриаршим наместником. С апреля 1946 г. Владыка являлся председателем отдела внешних церковных сношений при Священном Синоде. 7 апреля 1947 г. ему был присвоен титул митрополита Крутицкого и Коломенского. В августе 1945 г. митрополит выполнил миссию по воссоединению русских приходов во Франции с Матерью-Церковью, затем возглавлял делегации Московской Патриархии в Англию, Румынию, Чехословакию и другие страны, с 1949 г. состоял членом советского Комитета защиты мира, также был членом Палестинского общества при Академии Наук СССР и Славянского комитета СССР.

http://bogoslov.ru/article/2518081

22. ТАЙЛОВ Георгий Иванович, протоиерей (13.11.1914-?). Родился в Риге в семье военного чиновника. В 1915 семья переехала в Москву, а в 1921 вернулась в Латвию. Окончил русскую гимназию и Рижскую ДС. В 1937 рукоположен. В 1941-1944 - участник «Псковской Духовной Миссии» на оккупированной территории Лен обл. Арестован 30.10.1944, отбывал заключение в лагере 11 лет. 1955 освобожден по амнистии. В 1990-е - настоятель Николаевской церкви в г. Огре Рижской епархии. Псковский синодик, 2005, с. 688. А-10676 т.1, л. 207, т.2 л. 417, т. 3л.522 (Перминов нем), л. 615 об, 619; П-88727 л. 50-52, л. 309. 23. ТИХОМИРОВ Матвей Матвеевич, псаломщик (1891-?). Родился в с. Городня Батецкого р-на Псковской обл. жил в д. Брея Осьминского р-на ЛО. 24. УСПЕНСКИЙ Иоанн Васильевич, протоиерей (5.01.1879-?). Родился в семье диакона в с. Екатеринино Козловском у. Тамбовской губ. В 1906 окончил Тамбовскую ДС и назначен ее надзирателем. В 1907 рукоположен во иерея к церкви с. Борисовка Лебедянского у., в 1914 - 1930 служил в церкви Сезеновского женского монастыря, в 1930-1939 - в церкви с. Рыкань Воронежской обл., с 1939 жил в пос. Антропшино под Ленинградом. С осени 1941 служил в устроенном им молитвенном доме, а с 04.1943 - в Екатерининской церкви Антропшино. В кон. 1943 эвакуирован на ст. Айгвиду в Эстонию, приписан к Никольской церкви Таллина и до кон. 1944 обслуживал беженцев. Арест 23.11.1944. С весны 1949 отбывал срок в Спасском инвалидном лагере (Казахстан). Приговорен к 10 ИТЛ с поражением в правах на 5. Православие в Латвии. Вып. 4. Рига, 2004. 25. ЮДИН Федор Иванович (17.02.1900-28.02.1974). Родился в г. Петергофе СПб губ. Получил специальное музыкальное образование. В 1919 - псаломщик церкви Серафимовского подворья, в 1920 - Петропавловского собора Нового Петергофа, с 06.11.1922 - диакон, с 1927 года - протодиакон этого же собора, в 1936-02.1938 - в штате Николо-Богоявленского собора, с 01.03.1938 по 25.08.1940 - в Князь-Владимирском соборе, с 08.1940-лето 1941 - в штате Николо-Богоявленского собора. Оказался на оккупированной территории. В конце 1941-1943 служил в Афанасиевской церкви Гдова. С начала 1944 по 18.10.1944 - протодиакон при архиепископе Нарвском Павле (Ивановском). Арестован 24.10.1944 в Таллинне по обвинению в измене Родине. Приговорен 03.01.1945 к 20 годам каторжных работ. Отбывал срок в Коми АССР. Освобожден 22.03.1955, служил в Рижском кафедральном соборе, затем - в Воскресенском соборе г. Нарвы. В 1958 - заштатный протодиакон в Ленинграде. 09.06.1958 назначен к церкви Смоленского кладбища. С 1963 года - в Троице-Сергиевой Лавре. Скончался и похоронен в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 09.03.1999 прокуратурой СПб признан обоснованно осужденным и реабилитации не подлежащим. Приговором Военного Трибунала от 3 января 1945 осужден к 20 годам каторжных работ с поражением в правах на 5 лет. Направлен в ИТК-6 ст. Шексна. ЖМП. 1975. N 3. С.30. Псковский синодик, 2005, с. 695.. Псковский синодик, 2005, с. 695.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

В Москве самыми посещаемыми в пасхальные дни были Богоявленский собор (6,5 тыс. чел.), ц. Знамения (4 тыс. чел.), ц. Илии (Обыденная) (4 тыс. чел.), церковь на Преображенском кладбище (4 тыс. чел.), Ризоположенская ц. в Леонове. В Московской обл. самыми посещаемыми на Пасху (с числом молящихся более 2 тыс. чел.) были: Загорьевская ц. в Коломне, церковь в с. Никольском Высоковского р-на, церковь в с. Зятькове Талдомского р-на и единственная действующая церковь в Подольске (некоторые совр. исследователи приводят гораздо более значительные цифры). Как отмечалось в документах НКВД, в Москве тогда было 30 действующих церквей, в Московской обл.- 124 церкви. Т. о., в Московской обл. с июня 1941 по апр. 1942 г. количество действующих церквей увеличилось на 17. В 1-м квартале 1943 г. решением Мособлисполкома были восстановлены правосл. общины в селениях Саввино и Ивановское Балашихинского р-на, снятые с регистрации в кон. 30-х гг. В целом по практике тех лет можно сделать вывод, что были максимально упрощены как процесс изъятия церквей (что видно из решений Моссовета за 1939-1941), так и начавшийся в 1941-1942 гг. в условиях начала войны и роста религиозности населения обратный процесс открытия храмов. До нояб. 1943 г., в условиях военного времени, храмы открывались по решению местных советов, без директив от центральных властей. После создания 14 сент. 1943 г. Совета по делам РПЦ (СДРПЦ) все прошения об открытии церквей перенаправлялись в этот орган; процесс регламентировался постановлением СНК СССР от 28 нояб. 1943 г. «О порядке открытия церквей». Смягчению отношения властей к Церкви способствовала активная помощь церковных учреждений, особенно в М. е., фронту. Как отмечал митр. Сергий в своем послании к правосл. пастве от 22 июня 1942 г., за год войны московское духовенство собрало на подарки советским воинам более 3 млн р. помимо теплых вещей. Однако ошибочно было бы говорить о том, что кардинальные изменения в церковно-государственных отношениях произошли уже в 1941-1942 гг.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1913). Священник храма св. мученика Никиты на Кузнецкой улице в Москве (1913–1918). В Красной Армии (1918–1920). Священник Богоявленского храма и Троицкого храма в Симбирске (1920–1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 5 годам концлагерей. Священник храма священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье (1927). Настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой Слободе (1928–1950). В 1931 г. при закрытии храма свт. Николая в Пупышах организовал перенос прихожанами чудотворной иконы «Утоли моя Печали» в Николо-Кузнецкий храм. В 1935 г. арестован сотрудниками НКВД за сопротивление планировавшегося властями сносу храма. Освобожден в связи с многочисленными петициями прихожан. По распоряжению И. В. Сталина храм не был снесен. В 1941–1943 гг. – в эвакуации в Симбирске вместе с митрополитом Сергием. В 1943–1949 гг. – ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии». В 1949–1950 гг. – и.д. ректора Московской духовной академии. Смирнов Михаил Александрович (1888–1962), протоиерей. В блокадном Ленинграде – священник на Волковом кладбище. Соллертинский Вячеслав Степанович (Стефанович) (1872–1955), протоиерей. Священник Никольской церкви в Астрахани (1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 3 годам лишения свободы. С 1924 г. служил в Москве – сначала в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в Черкизове, а с 1934 г. в храме Преображения Господня, что на Преображенской площади. Спиридонов Василий Григорьевич (1869 – не ранее 1941), протоиерей. Высылался из Ленинграда в 1935 году. В 1939–1941 гг. – настоятель Троицкой кладбищенской церкви в Петергофе. Спрингович Антоний (1876–1958), архиепископ Рижский (с 1923). Степанов Александр, священник. В 1943 (?)–1944 гг. служил в Крестовоздвиженской церкви с. Ополье Ленинградской области. Стефан (Проценко Степан Максимович) (1889–1960), митрополит. Иерей (1922). Иеромонах, архимандрит (1922). С 1926 г. – епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии. С 1932 г. – епископ Черниговский и Козелецкий. В 1936–1942 гг. – в заключении. С 1942 г. – епископ, затем архиепископ Уфимский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С 1944 г. – архиепископ Полтавский и Кременчугский. В 1945–1960 гг. – архиепископ Харьковский и Богодуховский (митрополит с 1959 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1943 г. Патриарх Сергий направил в Тбилиси архиеп. Ставропольского Антония (Романовского) , поручив ему при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с Католикосом-Патриархом Грузии и груз. духовенством. 31 окт. 1943 г. в кафедральном Сионском соборе Тбилиси Католикос Каллистрат и архиеп. Антоний совершили Божественную литургию. Заслушав доклад прибывшего в Москву архиеп. Антония, 19 нояб. 1943 г. Синод РПЦ под председательством Патриарха Сергия вынес определение: «Ввиду того, что Святейший Патриарх, Католикос Грузии, от лица грузинской иерархии, клира и паствы засвидетельствовал неизменную решимость Грузинской Церкви как в прошлом, так и в настоящем и будущем пребывать в православной вере… признать… молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным… просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в свое архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви… принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти» (ЖМП. 1944. 3. С. 7; Сергий (Страгородский), Патриарх Московский. Обращение к правосл. русским, живущим в Грузии//ЖМП. С. 10). Патриарх Сергий известительной грамотой уведомил автокефальные правосл. Церкви о признании РПЦ автокефалии ГПЦ и о восстановлении с ней молитвенного и евхаристического общения ( Сергий (Страгородский), Патриарх Московский. Известительные грамоты Восточным Патриархам//ЖМП. 1944. 3. С. 11-12; Радость единения//Там же. 1949. 12. С. 20). 21 нояб. 1943 г. в Елоховском Богоявленском соборе Москвы Патриарх Сергий впервые помянул за литургией имя Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Стоят: архиеп. Куйбышевский Алексий (Палицын), архиеп. Горьковский Сергий (Гришин), архиеп. Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Ярославский Иоанн (Соколов), прот. Николай Колчицкий Архиерейский собор РПЦ 8 сент. 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно к-рому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана» (ЖМП. 1943. 1. С. 16; Смирнов А. , прот. Противники Креста Господня//ЖМП. 1943. 3. С. 25-29). Собор единогласно избрал Патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия, интронизация состоялась 12 сент. в Богоявленском соборе Москвы. Проведение Собора и избрание Патриарха способствовали восстановлению ранее прерванных связей с правосл. и инославными Церквами. Поздравительные послания по случаю избрания нового Патриарха Московского были получены от К-польского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов. 19-28 сент. в Москве побывала делегация англикан. Церкви во главе с архиеп. Йоркским Сирилом Ф. Гарбеттом . По мере наступления Красной Армии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях, где мн. правосл. священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены. Начиная с осени 1943 г. к награждению гос. орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 - награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», неск.

http://pravenc.ru/text/150063.html

36 . Речь, сказанная в Кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы 12сентября 1943 г. в день интронизации Патриарха Сергия.//ЖМП. 1943. 2. С. 9–12. 37 . Учреждение духовно-учебного заведения.//ЖМП. 1943. 3. С. 22–24. 38 . Слово в неделю Святых Жен-Мироносиц, сказанное в саратовском Троицком соборе 30 апреля 1944 года.//ЖМП. 1944. 5. С. 17–18. 39 . Слово, произнесенное в день погребения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия в кафедральном Патриаршем соборе 18 мая 1944 г.//ЖМП. 1944. 6. С. 28–30. 40 . Ленинград в дни Великой Отечественной войны.//ЖМП. 1944. 10. С. 15–16. С.М. Соловьев (к 125-летию со дня его рождения).//ЖМП. 1945. 4. С. 44–46. 41 . Слово, сказанное святейшему Патриарху Алексию в кафедральном Патриаршем соборе 4 февраля 1945 г. от лица Поместного Собора.//ЖМП. 1945. 2. С. 70. 42 . Московская церковная делегация в Болгарии.//ЖМП. 1945. 5. С. 19–24. 43 . Путешествие Святейшего Патриарха Алексия в Болгарию.//ЖМП. 1946. 6. С. 3–19. 44 . Поездка на Ближний Восток.//ЖМП. 1946. 12. С. 4–8. 45 . Слово в неделю апостола Фомы, сказанное 27 апреля 1946 года.//ЖМП. 1946. 6. С. 24–25. 46 . Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию.//ЖМП. 1947. 7. С. 3–21. 47 . Слово, произнесенное в Богоявленском Патриаршем соборе в день памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла. И ЖМП. 1948. 8. С. 36–37. 48 . Сергей Михайлович Соловьев (к 180-летию со дня рождения).//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2000. 5. С. 34–35. 49 . Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2001. 8–9. С. 43–44. 50 . Слово в праздник преподобного Серафима Саровского Богослова.//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2004. 6–7. С. 58–59. 51 . Об отношении к ближним.//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2004. 8–9. С. 69. Рисунок 87. Ректоры Санкт-Петербургской Духовной академии Рисунок 88. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной академии до 1918 года Рисунок 89. Иерархи, протоиереи, профессора и преподаватели ЛДА и ДС, потрудившиеся на ниве Божией и почившие в XX веке. 1946–1987

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новомученики и подвижники Высоко-Петровского монастыря на эскизах Павла Корина к «Реквиему» Елена Балашова Александр Невский Наверное, наиболее известная работа Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) – триптих «Александр Невский», работу над которым художник завершил в 1943-м году. На центральной его части изображен сам благоверный князь Александр Невский. Этот образ видело большинство российских шестиклассников на обложке учебника по истории России. Многим известно это полотно, но не все знают, что для некоторых его образов художник использовал эскизы, сделанные за 10 лет до этого, в начале 1930-х годов, для картины «Реквием» (название «Русь уходящая» для полотна предложено Максимом Горьким). Так, для образа молодого богатыря на правой части триптиха («Старинный сказ») Корин использовал эскиз «Молодой монах», на котором изображен погибший в заключении именно в 1943-м году бывший клирик Высоко-Петровского монастыря иеромонах Феодор (Богоявленский), ныне прославленный как преподобномученик. Картина «Старинный сказ» и эскиз «Молодой монах», на котором изображен погибший в заключении именно в 1943-м году бывший клирик Высоко-Петровского монастыря иеромонах Феодор (Богоявленский) О самой картине Корина написано уже довольно много. Есть сайт, посвященный творчеству художника, где довольно много внимания уделено «Реквиему» . Замысел написания картины и первые эскизы появились 12 апреля 1925 года, под впечатлением от всенародного прощания со Святейшим Патриархом Тихоном в Донском монастыре, в котором Корин принимал участие. Он хотел собрать на своем полотне людей, внешне и внутренне похожих на тех, которых он видел у гроба Патриарха. Последние эскизы к картине появились в конце 1930-х годов. Однако на большое полотно, подготовленное для этой монументальной работы, эскиз так и не был перенесен. Подготовленный холст размером 551×941 см десятилетия простоял нетронутым в мастерской художника. Павел Корин неоднократно бывал в Высоко-Петровской обители. В то время это был тайный монастырь, где процветало старчество, принесенное сюда из Зосимовой пустыни духовными чадами и продолжателями духовного делания преподобных Германа и Алексия Зосимовских, известных в то время всей России. С 1922 по 1935 год настоятелем монастыря был епископ, с 1934 года – архиепископ Варфоломей (Ремов) , духовный сын зосимовских старцев. Среди запечатленных художником на эскизах к «Реквиему» членов Петровской общины трое пришли в обитель из закрытой в 1923-м году Зосимовой пустыни.

http://pravoslavie.ru/137157.html

1941 г. жившим здесь подпольно архим. Леонтием (Филипповичем) . 26 нояб. того же года архиереями автономной Украинской Церкви архим. Леонтий был хиротонисан во епископа Бердичевского, викария Волынской епархии, с поручением ему временного управления Волынско-Житомирской епархией. Летом 1943 г. на территории Житомирщины действовали 300 приходов автономной Церкви и ок. 100 приходов УАПЦ, были возобновлены житомирский Богоявленский муж. мон-рь, овручский во имя свт. Василия Великого жен. мон-рь , Свято-Георгиевский мон-рь в пос. Любаре, создана жен. обитель при Успенской ц. на Подоле в Житомире, в городе открылись краткие богословские курсы. В 1943 г. в крещенском крестном ходе в Житомире, где действовало 6 храмов, участвовали до 20 тыс. православных. В 1943-1944 гг. все епископы УАПЦ и часть епископов автономной Церкви бежали вместе с нем. войсками. После освобождения Украины было проведено новое административно-территориальное деление республики, что повлияло и на границы епархий. Так, на территории бывш. Волынской епархии в 1944 г. были созданы 2 кафедры: Волынско-Луцкая (см. Луцкая и Волынская епархия ) и Житомирско-Овручская, часть территории вместе с Почаевской лаврой вошла во Львовско-Тернопольскую епархию. Границы Житомирско-Овручской епархии совпадали с границами Житомирской обл. УССР. В 1945 г. в епархии насчитывалось 300 приходов, в 1961 г.- 221, в 1970 г.- 174, в 1988 г.- 142 прихода. В 1945-1947 гг. 13 клириков епархии были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944-1949 гг. было репрессировано 29 священнослужителей. К 1947 г. был закрыт возобновленный во время войны Богоявленский мужской мон-рь в Житомире, в 1958 г.- Свято-Василиевский жен. мон-рь в Овруче, только что отремонтированный епархией. В 1-й пол. 50-х гг., при еп. Владимире (Кобце) , в Житомире был построен архиерейский дом при Успенской ц. на Подоле, отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор. Назначенный 23 июля 1956 г. архиепископом Житомирским и Овручским Венедикт (Поляков) неоднократно выступал с проповедями, в к-рых отрицательно отзывался об усиливавшейся антирелиг.

http://pravenc.ru/text/182321.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010