Братие, блюдите, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною. Причастницы бо быхом Христу, аще убо начаток состава даже до конца известен удержим. Внегда глаголет: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании. Нецыи бо слышавше прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом. Братия, смотрите, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота”. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. Евр 3:12–16 И мертвен, к солуняном, зачало 270. И за упокой, Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 270 Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших. Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее. Потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем. Братья, мы не хотим вас оставить в неведении об усопших, дабы вам не скорбеть, как прочим, не имеющим надежды. Ведь если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и почивших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это мы говорим вам словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господня, ничуть не опередим почивших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздух, и так всегда с Господом будем. 1 Фес 4:13–17

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-v...

Братья, Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, говоря: “Истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя”. И так долготерпением Авраам достиг обещания. Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, которая для души есть словно якорь, и надежный, и твердый, и проникающий внутрь за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека. Евр 6:13–20 И другий преподобнаго ко Ефесеем, зачало 229: И святому Апостол Послание к Ефесянам, зачало 229 Братие, яко чада света ходите: [Плод бо Духовный есть во всякой благостыни и правде и истине:] Искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая, от света являются: все бо являемое свет есть. Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви. Братья, поступайте как дети света, – ибо плод света во всякой доброте, и праведности, и истине, – испытывая, что благоугодно Господу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но еще лучше и обличайте: ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить, но все это, будучи обличаемо, является в свете, ибо все являемое есть свет. Потому сказано: “Вставай, спящий, и воскресни из мёртвых, и будет светить тебе Христос”. Итак смотрите внимательно, как вы ходите, не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого распутство, но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Еф 5:9–19

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-c...

Братья, верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараоновой, предпочтя лучше страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом, поношение Христово сочтя большим для себя богатством, чем Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, о Вараке, и Самсоне, и Иеффае, о Давиде и Самуиле, и о пророках, которые чрез веру покорили царства, сотворили правду, достигли обетований, заградили пасти львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, обратили в бегство полки чужих. Были женщины, которые получили мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, не приняв освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиты камнями, перепилены, подвергнуты пытке; умерли, убитые мечом; скитались в овчинах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и расселинам земли. И все они, получив свидетельство чрез веру, не вступили в обладание обещанным, потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства. Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса. Потому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса. Евр 11:24–26; 32–12:2 Аллилуия, глас 8: Аллилуия, глас 8 Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил – среди призывающих имя Его. Стих: Призывали они Господа, и Он выслушивал их. Пс 98:6 Евангелие от Иоанна, зачало 5. Евангелие от Иоанна, зачало 5

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Братья, радуйтесь в Господе всегда; и снова скажу: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем людям; Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом. И мир Божий, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе. Итак, братья, все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что похвально, – если есть какая добродетель и если есть какая похвала, – об этом помышляйте. Чему вы научились, и что приняли, и услышали и увидели во мне, – то делайте, и Бог мира будет с вами. Флп 4:4–9 Аллилуиа, глас 1: Аллилуия, глас 1 Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Стих: Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:1А, 3В Евангелие от Иоанна, зачало 41: Евангелие от Иоанна, зачало 41А Прежде шести дний Пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с Ним. Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его. Храмина же исполнися от вони масти благовонныя. Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: Чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь, и дано нищим? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше. Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате. Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют, яко мнози его ради идяху от Иудей и вероваху во Иисуса. Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев. Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано: Не бойся, дщи Сионя, се Царь твой грядет, седя на жребяти осли. Сих же не разумеша ученицы Его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему. Свидетельствоваше же народ, иже бе прежде с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба, и воскреси его от мертвых. Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Братья, такой и подобал нам Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и вознесенный превыше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, сперва за свои грехи приносить жертвы, затем за грехи народа: ибо это Он сделал раз навсегда, принеся в жертву Себя Самого. Ибо Закон ставит первосвященниками людей, имеющих немощь, а слово с клятвой, бывшей после Закона, поставило Сына вовек совершенного. В том же, о чем говорится, главное есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел по правую сторону престола Величества на небесах, как служитель святилища и скинии истинной, которую установил Господь, а не человек. Евр 7:26–8:2 Аллилуиа гласа. И святителю глас 2: Аллилуия гласа. И святителю глас 2 Стих: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Евангелие от Марка, зачало 7: Евангелие от Марка, зачало 7 Во время оно, вниде Иисус в Капернаум по днех, и слышано бысть, яко в дому есть. И абие собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверех: и глаголаше им слово. И приидоша к Нему, носяще разслабленна (жилами), носима четырьми. И не могущим приближитися к Нему народа ради, открыша покров, идеже бе, и прокопавше свесиша одр, на немже разслабленный лежаше. Видев же Иисус веру их, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои. Бяху же нецыи от книжник ту седяще, и помышляюще в сердцах своих: Что Сей тако глаголет хулы? Кто может оставляти грехи, токмо един Бог? И абие разумев Иисус духом Своим, яко тако тии помышляют в себе, рече им: что сия помышляете в сердцах ваших? Что есть удобее рещи разслабленному: отпущаются тебе греси; или рещи: востани, и возми одр твой, и ходи? Но да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи, (глагола разслабленному:) Тебе глаголю: востани, и возми одр твой, и иди в дом твой. И воста абие, и взем одр, изыде пред всеми: яко дивитися всем, и славити Бога, глаголющим, яко николиже тако видехом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

В довершение всего Моисей воспевает прощальную песнь, которая начинается словами: «Вонми, небо, и возглаголю...» Эта песнь Моисея ( Втор. 32 ) за богослужением употребляется в качестве второй библейской песни канона на утрене обычно только во время Великого Поста, во время особого покаяния. Пророк Моисей, предвидя отступление израильтян от Господа, описывает горести, которые за этим последуют, но тем не менее обещает, что некогда Господь их помилует и избавит от всех врагов. В конце этой песни весть об избавлении от врагов связывается с пророчеством о Христе: «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии» ( Втор. 32:39, 43 ). Победе Христа возрадуется небо и земля, иудеи и язычники. «Поя древле Моисей великий взываше: да поклонятся восходящу Христу небеснии ангели яко всех Царю» 139 . 8.5. Смерть Моисея Наконец Моисей восходит на гору Нево, благословляет израильтян и, осмотрев с этой горы землю, к которой он последнюю треть своей жизни стремился и вел израильский народ, умирает. Хотя ему было 120 лет, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась ( Втор. 34:7 ). Погребен он в долине, в земле Моавитской, и никто не знает место погребения. Писание специально подчеркивает, что смерть Моисея была вызвана не каким-то изнеможением, его старостью и т.д., но что по определению Божию, когда Моисей исполнил свое служение, передав его Иисусу Навину, он отошел в мир иной. Этим заканчивается история Пятикнижия. В связи с описанием смерти Моисея возникает вопрос, как мог Моисей описать свою собственную кончину? Как пророк, он мог заранее знать ее обстоятельства (примеры имеются и в житиях святых). Можно также предположить, что Иисус Навин позже дополнил писание Моисея. В заключение хочу поделиться еще одним размышлением. Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» ( Втор. 34:10–12 ). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского , «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки ( Лк. 16:29 ),– говорит в евангельских

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В заповедях Господних написано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» ( Исх. 20:4–5 ). Знаем мы, лобызаем верой и любовью и исповедуем, и хранить долженствуем заповеди Господни: но прельщаются, не зная Писаний, ни силы Божией, прельщаются те, кои поклонение честным иконам почитают нарушением заповеди Господней. Ибо заповедь та: не сотвори себе кумира (и прочая), направлена не против икон, но против идолов. Видел Всеведущий Бог , что иудеи имеют большую склонность к идолопоклонству: «но смешались с язычниками и научились делам их» ( Пс. 105:35 ), «сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» ( Пс. 105:19–20 ). Видел сие Господь Бог, и дал им чрез Моисея заповеди, которые так начинаются: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира» (и пр.) ( Втор. 5:6–8 ). Не исполняем ли и мы этих заповедей Господних? Имеем ли иных богов, разве Бога, изведшего израильтян из земли египетской, а нас из работы диавольской? Творим ли себе кумиров, вместо Бога? – Если мы имеем и почитаем иконы, то мы не имеем их за богов и им самим, отдельно от их Первообразного, не кланяемся и не воздаем божеской чести. Но нет нужды препираться нам с людьми нечестивыми: Церкви Святой врата ада не одолеют. Церковь есть столп и утверждение истины. С ней мы, чада ея, купно со всеми Святыми Отцами, светилами вселенскими – Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием, Кириллом и прочими святителями, со всем Собором Вселенским, собравшимся на иконоборцев, – все единогласно глаголем и кровью нашей готовы подтвердить: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий,просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже!» (Из слова святителя Димитрия Ростовского в 1-ю Неделю Великого поста. См. «Воскр. чт.», 1885 г., 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В основе вышедвешей в издательстве «Вольный странник» книги «Духовное пробуждение» – проповеди иеромонаха Игнатия (Шестакова), произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, – эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Данная книга будет интересна всем, кому небезразлично православие.      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19–20). С такими словами любящий Господь обращается к нам, своим ученикам, потомкам Адама, изгнание из рая которого мы сегодня вспоминаем. Люди были изгнаны из рая по собственному непослушанию, это был, можно сказать, их собственный выбор: они не послушались Бога и лишились райского наследия. И с тех пор все мы, потомки Адама, ходим во тьме, в юдоли плача. Что такое жизнь человека и жизнь всего человечества? Это сплошная трагедия. Люди убивают друг друга, как убил Каин Авеля, первые дети Адама и Евы. Жизнь на земле, можно сказать, началась с убийства, с зависти, со злобы, и вся история человечества — это беспорядочные войны, соперничество, борьба. Мы часто хвалимся этими победами, говорим о том, какими мы стали сильными, о том, что мы можем сделать с другими людьми, но всё это суета, всё это тьма. Ходим во тьме и делаем дела тьмы. Вот что постигло потомков Адама после изгнания из рая. Все мы в этом смысле преступники, все мы носим последствия этого греха и трагедии жизни человечества. Но Господь всем желает спасения, Он не оставляет этих непослушных, самовольных потомков Адама, Он им говорит, что сердце их должно быть с Ним, с Божественным на небесах, а не с тленным и умирающим.

http://pravoslavie.ru/124432.html

В преддверии самой главной встречи Уроки чуда в Капернауме И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. ( Мк. 2:1-5 ) Всякий раз, когда мы читаем Евангелие за богослужением, мы делаем это не просто как дань традиции, не как некое абстрактное духовное действие или произнесение вслух священного текста. Мы делаем это для того, чтобы каждый из нас оказался вместе с учениками и апостолами рядом с Христом проповедующим, творящим чудеса, назидающим, обличающим, страдающим. Особенно это чувствуется во время Великого поста, когда за такой короткий промежуток времени вместе со Спасителем мы проходим Его земной путь, идем по Его стопам, слушаем Его слова, а позже будем присутствовать и при Его страданиях и смерти. И вот, если мы с большим вниманием отнесемся к евангельскому тексту, почувствуем себя участниками тех самых событий, максимально пристально вслушаемся в те вопросы, которые задают люди Богу, попытаемся вникнуть в содержание Его ответов им, то много лишнего уйдет из нашей жизни. В первую очередь исчезнут многие неправильные и подчас близорукие представления о духовной жизни, которые живут в нашем сознании; ведь, строя свою духовную жизнь, мы, к сожалению, редко обращаемся к первоисточнику такой жизни — а именно к словам и к жизни Господа Иисуса Христа, к Евангелию. Открывая евангельские страницы, мы становимся свидетелями исцеления расслабленного в Капернауме. Возле дома, в котором находится Господь, собираются люди. Все они чего-то хотят. Кто-то пришел за исцелением, кто-то — чтобы услышать Его слово. Среди прочих приходят и несколько человек, они несут на носилках своего друга. Друг этот парализован. Толпа, конечно, не пропускает их вперед. Очевидно, что и в толпе полно больных, желающих исцелиться или увидеть Иисуса. И вот, чтобы спасти своего друга, эти люди решаются на хитрость.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

В то время вошел Иисус в Капернаум, и стало слышно, что Он в доме. И тотчас собрались многие, так что и у двери уже не было места; и Он говорил им слово. И приходят к Нему, неся расслабленного, которого держали на руках четверо. И так как не могли приблизиться к Нему из-за толпы, раскрыли они кровлю дома, где Он был, и, проделав отверстие, спускают туда постель, на которой лежал расслабленный. И увидев веру их, говорит Иисус расслабленному: “Чадо, прощаются тебе грехи твои!” Были же некоторые из книжников, там сидевшие и рассуждавшие в сердцах своих: “Что Он так говорит богохульства! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” И тотчас узнав духом Своим, что они так рассуждают в себе, Иисус сказал им: “Что вы так рассуждаете в сердцах ваших? Что легче? Сказать расслабленному: “прощаются тебе грехи”, или сказать: “вставай, и возьми постель твою, и ходи?” Но, чтобы вы знали, что власть имеет Сын Человеческий прощать на земле грехи, говорит расслабленному: “Тебе говорю: вставай, и возьми постель твою, и иди в дом твой!” И он встал тотчас и, взяв постель, вышел перед всеми, – так что изумлялись все и славили Бога, говоря: “Никогда ничего такого мы не видели!” Мк 2:1–12 И святителю Евангелие от Иоанна, зачало 36: И святому Евангелие от Иоанна, зачало 36 Рече Господь ко пришедшим к Нему Иудеем: Аз есмь дверь. Мною аще кто внидет, спасется; и внидет, и изыдет, и пажить обрящет. Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут, и лишше имут. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает. И волк расхитит их, и распудит овцы. А наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах. Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя. Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и душу Мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо, и един Пастырь. И святому вся служба святительская.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010