Издание входит в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных учёных степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия (в редакции от 25.05.2021 г.), а также индексируется в национальной библиографической базе данных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В список Высшей аттестационной комиссии (ВАК) научный журнал “Труды Воронежской духовной семинарии” не входит» . В Саранском духовном училище с 2015 г. издаётся собственный научный журнал — «Духовная школа». Издание было продолжено и после преобразования училища в духовную семинарию в 2017 г. Одной из последних, в 2007 г., приступила к изданию богословского периодического журнала-сборника Хабаровская духовная семинария. В 2021 г. вышел первый номер обновлённых «Трудов Хабаровской духовной семинарии». В настоящее время почти все российские духовные семинарии РПЦ, за редким исключением (как, например, Псково-Печерская духовная семинария, образованная по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2021 г. ), имеют собственные научные богословские журналы. Конечно же, при многочисленности новых научных богословских журналов возник и вопрос о координации общей деятельности. Так, в 2017 г. по инициативе ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им свв. Кирилла и Мефодия, председателя Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) был создан «Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных учёных степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия» (в соответствии с п. 25 «Положения о докторских диссертационных советах в Русской Православной Церкви» и п. 24 «Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», утверждённых Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 13.03.2015 г.).

http://bogoslov.ru/article/6172957

Наталья 14 февраля 2018, 08:38 Хотелось бы на страницах этого сайта увидеть компетентное мнение профессора,ученого-богослова А.И.Осипова по этому делу.Для многих последователей Головина это было бы полезно. velikoross 14 февраля 2018, 07:35 Вот бы проповеди каждого священника так разбирали. Многих бы в еретеки записать пришлось. По-хамски вы себя ведёте. Считаете, что батюшка ошибся, напишите ему толковое письмо (пусть и публичное), где вежливо укажите на неточность. Выслушайте его мнение, поднимите церковное обсуждение, отправьте на богословскую комиссию если это действительно ересь. А так - одно ругательство и противоречие самому себе... То есть у Христа человеческая воля, то нет... Грустно, что в нашей церкви давят талантливых, активных проповедников, цепляясь к мимохожим словам. Елена 14 февраля 2018, 01:21 Честно признаюсь, я в ужасе , что священник может такое о Господе нашем Иисусе Христе говорить да еще и под смех слушающих. Как можно понимать сторонников о. Владимира Головина, когда они говорят,что он хороший батюшка и его такие разговоры о Боге? Виктория 14 февраля 2018, 01:20 Цитата из коммента А.Л: " Интересно, что поклонники прот В. Головина ничего не отвечают по существу, но, точно в духе тактики тоталитарных сект, перешли на очернение личностей людей, осмелившихся покритиковать " дорогого батюшку " " . Специально перечитала все комментарии - подтверждения очернения вашей личности не нашла, только ваших поступков. Люди пишут именно конкретно, о своих впечатлениях от проповедей Головина, т.е. о плодах духовных. Если их мнения вы воспринимаете так болезненно, то как назвать то, что вы называете вашей " критикой " в адрес Головина? " Многокилометровые словоизвержения " , " культовый протоиерей " , " теология отхожего места " , " упивающийся собственным красноречием " - одни клейма. Виктория 14 февраля 2018, 00:02 Вы, автор статьи, думаете, что своими " разоблачениями " уподобляетесь Николаю Чудотворцу, в свое время обличившего Ария? Отнюдь. Пока только даете пищу для ненавидящих РПЦ и желающих ее раскола. А за это не боитесь гнева Божия? Видимо, нет, иначе действовали бы по-другому. Может, для вас, как для " профессионального сектоведа " , уже не обязательно детально разобраться в проблеме, а достаточно уже беглого взгляда и - можно клеймить? Тогда, может, вы тоже в прелести находитесь? Извините, что без любви пишу. После прочитывания ваших статей любви к вам не прибавляется. Чего не скажешь о проповедях заклейменного вами священника.

http://pravoslavie.ru/110552.html

В.К. Шохин Список сокращений 1. Собрания текстов CCSL – Corpus Christianorum Series Latina PG – Patrologia cursus completus. Series Graeca PL – Patrologia cursus completes. Series Latina SVF – Stoicorum veterum fragmenta 2. Отдельные авторы Тертуллиан De praescr. haer – De praescriptione haereticorum Adv. Marc. – Adversus Marcionem Adv. Herm. – Adversus Hermogenem De resurr. – De resurrectione carnis Apol. – Apologetcus De exhort, cast. – De exhortatione castitatis De patien. – De patientia De test. anim. – De testimonio animae Ориген Cels. – Contra Celsum Comm. Jo. – Commentarii in evangelium Joannis Comm. Mt. – Commentarium in evangelium Matthaei Comm. Rom. – Commentaria in epistolam Pauli ad Romanos (lat.) Exp. Prov. – Expositio in Proverbia Fr. Comm. 1 Cor. – Fragmenta ex commentariis in epistulam 1 ad Corinthios (in catenis) Сведения об авторах Адамс Мэрилин – профессор философии Оксфордского университета Адамс Роберт – профессор Оксфордского университета Бородай Татьяна Юрьевна – доцент кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Кураев Андрей, диакон – профессор Московской Духовной Академии Инваген Питер ван – профессор философии Нотр-Дамского университета (США) Мюррей Майкл – профессор философии Колледжа Франклина и Маршалла (США) О’Коннор Тимоти – профессор философии университета Индианы (США) Отте Ричард – профессор философии Калифорнийского университета Петров Валерий Валентинович – старший научный сотрудник сектора теории и истории науки Института философии РАН Серегин Андрей Владимирович – старший научный сотрудник сектора теории и истории науки Института философии РАН Скрипник Анатолий Петрович – декан гуманитарного факультета Саровского физико-технического института Суинберн Ричард – заслуженный профессор философии религии Оксфордского университета Уинн Марк – профессор философии Экстерского университета (Великобритания) Филарет, митрополит Минский и Слуцкий – Председатель Синодальной Богословской Комиссии РПЦ, Патриарший Экзарх всея Беларуси, профессор Минской Духовной Академии Фокин Алексей Русланович – научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Шишков Александр Михайлович – доцент кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Шохин Владимир Кириллович – заведующий сектором философии религии Института философии РАН, заведующий кафедрой метафизики и сравнительной теологии философского факультета ГУГН. Читать далее Источник: Шохин В.К. (отв. ред.) Проблема зла и теодицеи. – М.: ИФ РАН, 2006. – 239 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. Проблемы и задачи православного книгоиздания В рамках Рождественских чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви 1 февраля 2007 г. состоялась конференция «Современные проблемы православного книгоиздания», в которой приняли участие представители православных и светских издательств. В приветственном слове председатель секции первый заместитель главного редактора Издательского Совета РПЦ протоиерей Валентин Тимаков указал на то, что до сих пор существуют слои населения, которые практически не затронуты словом Божиим. В калейдоскопе развлечений современный человек не видит самого главного, ради чего действительно стоит жить. Пробудить интерес к Вечному, показать человеку важность христианских принципов возможно через печатное слово, через книгу. Затем ведущая конференции Ж.П. Григорьева кратко рассказала об истории развития российского церковного книгоиздания в XX — начале XXI века. Издательская деятельность в настоящее время находится в движении и развитии. Переосмыслены уроки прошлого, и есть возможность дальнейшего совершенствования. В отношении полиграфического исполнения с полной уверенностью можно говорить о том, что церковное книгоиздание вышло на небывалый за всю свою историю уровень. Никогда в дореволюционной России не издавались книги такого высокого качества, как сейчас. Современные технологии позволяют добиваться великолепного исполнения иллюстраций, полиграфические возможности типографий и высокое качество бумаги также свидетельствуют о несомненном прогрессе. Алексей Дунаев, научный редактор и консультант отдела научно-богословской литературы, канд. ист. наук, в докладе «Научно-богословская литература в современных православных издательствах» указал на необходимость серьезного и ответственного редакционного подхода при издании переводов на русский язык богословской литературы. При издании учебных пособий по догматическому богословию обязательно согласование текстов учебников с Учебным комитетом Русской Православной Церкви, Богословской комиссией и получение одобрения Издательского Совета Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/problemy_i_za...

Начавшаяся в СССР политика перестройки и широкое празднование 1000-летия Крещения Киевской Руси способствовали возрождению униат. общин на Зап. Украине, к-рые стали требовать легализации УГКЦ в СССР. С окт. 1989 г. начались захваты правосл. храмов униатами, в результате чего к нач. 1991 г. УГКЦ насчитывала свыше 1 тыс. приходов. Стихийный характер возрождения УГКЦ во многом не позволял Л. контролировать ситуацию. Так, им осуждались многочисленные случаи перерукоположения священников, переходивших из РПЦ в УГКЦ, однако призывы Л. уважать чувства правосл. верующих греко-католиками нередко игнорировались. После офиц. легализации УГКЦ 31 марта 1991 г. Л. торжественно прибыл во Львов, куда перенес из Рима резиденцию верховного архиепископа УГКЦ. В мае 1992 г. он возглавил работу синода епископов УГКЦ, на к-ром были приняты решения по возрождению структур УГКЦ, в т. ч. об учреждении Самборско-Дрогобычской, Коломыйско-Черновицкой, Тернопольской и Зборовской епархий, а также о необходимости ходатайствовать перед Папским престолом о предоставлении УГКЦ статуса греко-католического патриархата. В 1992 г. Л. организовал комиссию по восстановлению Львовской богословской академии; в сент. 1994 г. академия была торжественно им открыта. В том же году Л. обратился с пастырским посланием «О единении святых Церквей», в котором призывал к взаимному уважению православных и греко-католиков, однако это обращение не сыграло существенной роли в действиях УГКЦ по отношению к православным на Зап. Украине. В нояб. 1995 г. синод епископов УГКЦ под председательством Л. продолжил расширение границ греко-католич. епархий, учредив Киево-Вышгородский экзархат, к-рый объединил греко-католиков за пределами Галиции. В том же году Л. заболел воспалением легких, что существенно сказалось на его общем состоянии здоровья. В июле 1996 г. он принимал участие в торжествах в Риме по случаю 400-летия Брестской унии и 350-летия Ужгородской унии, в рамках к-рых 7 июля сослужил папе Римскому Иоанну Павлу II на литургии по визант. обряду на укр. языке.

http://pravenc.ru/text/2561028.html

На вопрос корреспондента " Религии и СМИ " о том, каким образом религиозные организации будут бороться с наркоманией ответили митрополит Кирилл и муфтий Перми Мухаммедгали Хузин. Председатель ОВЦС отметил, что в настоящее время существуют реабилитационные центры, патронируемые РПЦ, где больным предоставляется возможность излечиваться не только физически, но и духовно. Около 60% больных попавших в такие центры, выходит оттуда выздоровевшими, что, по словам митрополита Кирилла " на порядок выше " , чем в светских реабилитационных центрах. Хотя, как подчеркнул митрополит, пока этих центров недостаточно. Победу над наркоманией он видит в тесном сотрудничестве медиков и священнослужителей, поскольку наркомания не относится к числу тех болезней, которые могут быть излечены лишь с помощью лекарств. Кроме того, он подчеркнул, что с помощью " Поезда в будущее " провинциальному духовенству, очень, по его словам, озабоченному " тенденцией ухода людей в иллюзорный мир " , будет передан столичный и зарубежный опыт борьбы с наркоманией. Мухаммедгали Хузин подчеркнул, что в Пермской области уже три года существует межконфессиональная комиссия по противодействию наркомании. За эти три года, по словам муфтия, было сделано очень много. В частности, в каждом реабилитационном центре, существующем в области, теперь находятся люди, имеющие медицинское и богословское образование, дабы уметь врачевать и тело и душу. Там же открыты часовни и мини-мечети. И еще одна деталь. Как стало известно корреспонденту " Религии и СМИ " почти часовая задержка пресс-конференции произошла во многом из-за неожиданного предложения председателя исполкома КЕРООР З.Коган переименовать акцию в " Бей наркотики, спасай Россию! " , что вызвало смущение у его коллег, усмотревших в этом сходство с известным лозунгом " Черной сотни " . По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА

http://religare.ru/2_5536.html

Нобелевские лауреаты против Но главное, что богословие и теология не внесены в перечень специальностей научных работников. ВАК не считает их науками. С точки зрения теологов, теология – это, конечно, наука. В XIII в. Фома Аквинский писал: «Теология – это наука о Боге и всех вещах в их отношении к Богу». Но тот же Фома Аквинский признавал, что в теологии есть истины, которые рационально обосновать нельзя. Это догматы о триединстве Бога, бессмертии души, непорочном зачатии и так далее. Познание духовного и рационального находится в разных плоскостях человеческого существования. Понимая это, в 2000 г., когда в вузах появилась специальность «теология», председатель ВАКа вице-президент РАН академик Геннадий Месяц выступил категорически против того, чтобы ВАК пропускала богословские диссертации. «В научной организации псевдонаучному сообществу не место», – пояснил он свою позицию. В ОВЦС МП по секрету тогда говорили: когда Месяца уберут из ВАКа, проблема с защитой диссертаций по богословию будет решена. В 2005 г. Месяца на посту председателя ВАКа действительно сменил академик Михаил Кирпичников. Однако РПЦ не удалось обратить в свою веру и его. Более того, в известном письме о недопустимости клерикализации отечественного образования десять российских академиков, включая двух нобелевских лауреатов, обращаясь к президенту Путину, писали: «Среди решений XI Всемирного русского национального собора обращает внимание резолюция «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». Предлагается обратиться в правительство РФ с просьбой «о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление. Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию – совокупность религиозных догм – следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Следствием этих законов и подзаконных актов стало полное изъятие принадлежавших религиозным организациям материальных ценностей всех видов, запрет на преподавание религии в учебных заведениях, исключая собственно богословские, которые, однако, почти все были закрыты в 1918-1919 годах, религиозное воспитание в организованных формах также запрещалось. Дозволенное декретом 1918 года частное преподавание религии с 1929 года интерпретировалось исключительно как право родителей обучать религии собственных детей. В 1920-х годах прекратился выпуск религиозных журналов и газет. Серьезные препятствия возникли для реализации гражданами провозглашенного новой властью права исповедовать религию и создавать религиозные организации, поскольку регистрация общин и предоставление им помещений для отправления религиозных обрядов (богослужения вне храмов были запрещены) теперь полностью зависели от произвола атеистической власти. Основы для развития атеистического законодательства содержались в советских Конституциях (1918, 1924, 1936 и 1977). Первые Конституции лишили духовенство политических и части гражданских прав (т. н. «лишенцы») и предоставили свободу действий атеистам. Конституция 1924 года гарантировала только свободу антирелигиозной пропаганды, религиозная пропаганда была запрещена, права верующих ограничивались «отправлением религиозного культа». Конституция 1936 года установила равенство всех граждан перед законом и в избирательных правах, однако действовавшее законодательство жестко ограничило в правах на религиозную деятельность духовенство и верующих, устанавливая препятствия в регистрации общин, запрещая отправлять богослужение вне специальных помещений, заниматься религиозным воспитанием своих детей, совершать колокольный звон и крестные ходы. Наблюдение за исполнением атеистического законодательства в РСФСР, а затем и в СССР осуществляли правительственные органы. Сначала этим занимался Наркомат юстиции РСФСР, при нем и его органах на местах в 1918 г. были созданы специальные отделы по реализации декрета « Об отделении церкви от государства ». С образованием СССР этим вопросом ведали НКВД РСФСР и Секретариат по делам культов при Председателе ВЦИК (24 августа 1924 - 8 апреля 1929), Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (с 1929). 7 мая 1934 года был создан первый всесоюзный орган - Постоянная центральная комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР. После упразднения комиссии в 1938 году ее функции были распределены между НКВД СССР, Наркоматами юстиции республик и местными Советами. 14 сентября 1943 года создан Совет по делам РПЦ, 19 мая 1944 года - Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР. Аналогичные структуры появились в республиках СССР. 8 декабря 1965 года оба Совета были слиты в Совет по делам религий при Совмине СССР, который ликвидирован 14 ноября 1991 года.

http://drevo-info.ru/articles/1401.html

Ответное выступление главы Минобрнауки Андрея Фурсенко в рамках чтений оказалось не менее дипломатичным. Так, он впервые заговорил о том, что образование должно отвечать " духовным запросам " населения: " Наша общая задача — обеспечить школьников, семьи в образовательных учреждениях свободой выбора, предоставить им возможность самим решать, духовно-нравственный опыт какой религии или нерелигиозной традиции изучать и в какой форме " . В новые образовательные стандарты, по информации " Ъ " , уже заложен блок " духовно-нравственного воспитания школьников " . И Минобрнауки больше не рассматривает универсальный культурологический курс истории религиеведения как единственный вариант преподавания религиозного знания в светской школе. Впрочем, если переговоры об условиях включения факультатива ОПК в школьные программы еще только начинаются, в вопросах высшего религиозного образования РПЦ вчера получила первый подарок от государства. Андрей Фурсенко объявил о начале государственного лицензирования духовных семинарий. Поправки в закон " Об образовании " , которые позволяют духовным вузам получать государственную лицензию в случае, если обучение ведется в соответствии с государственными образовательными стандартами, были приняты Госдумой еще в начале прошлого года. Теоретически закон должен был уравнять статус дипломов духовных вузов со светскими. Впрочем, воспользоваться новшеством семинарии так и не смогли. Ученые богословские степени до сих пор не признавались государственной Высшей аттестационной комиссией (ВАК). А это значит, что духовные вузы не отвечали главному требованию госстандарта — формально у них не было профессоров, сертифицированных государством. Решить эту проблему могло бы включение теологии в список диссертационных дисциплин, утверждаемых ВАК. Однако под напором научного сообщества Минобрнауки отказало церкви в подобной экспансии. Глава Минобрнауки объяснил, что " государство не должно становиться судьей в решении богословских вопросов, то есть определять, насколько теолог убедителен в изложении вероучения " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Начиная с 2002 г., в сане епископа Керченского, Подольского, Венского и Австрийского, вл. Иларион больше заметен на управленческом и дипломатическом поприщах. Первые самостоятельные шаги его как викарного в Англии обнаруживают новые экстраординарные способности руководителя и вызывают новую бурю. То, что давало повод к коллизиям в богословской среде, каким-то образом участвует также и здесь. Появляется текст открытого письма правящего архиерея, митр. Антония (Блума) , к вл. Иллариону, имеющий характер общего завещания. В неофициальной передаче циркулирует множество подробностей, даже и до анекдотических. Епископ Иларион вынужден оставить милую Англию, и с тех пор восхождение его по ступеням иерархии РПЦ не омрачается уже неприятными происшествиями. На посту главы Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе, вл. Иларион перерастает масштаб епархиального преосвященного и в результате, лет пять назад становится тем, кем его знают теперь, - политической фигурой и совершенным умницей. Заявления владыки по широкому кругу вопросов транслируются церковными органами и приобретают статус официального голоса Церкви. Данная привилегия становится ещё более прочной с назначением вл. Илариона главой ОВЦС и возведением в сан митрополита. Если не считать обобщенной негативной реакции относительно экуменической деятельности ОВЦС, не существует примеров анализа и критики теоретических положений, принадлежащих автору, в это время. Обстановка в интеллектуальном поле Церкви меняется. Строгость догматических подходов уступает место полифонии мнений по актуальным вопросам. За множеством оценок, разнообразного свойства и выражаемых священнослужителями публицистически иногда весьма резко, нюансы высказываний будущего митрополита становятся не столь заметны. Нивелированы, de facto, без объявлений, оказываются основания, на которых богословское сообщество строило свою профессиональную и исповедную позицию. В настоящий момент никого не удивит работа когдашнего критика вл. Илариона, профессора Свято-Тихоновского богословского университета, прот. Валентина Асмуса ведущим экспертом ОВЦС в комиссии по диалогу с Ватиканом. Консервативная экспертиза, теоретически, помогает улучшить качество подобной работы. Другое дело, что полемика против «нервического гуманизма», распространившегося в церковном мышлении значительно шире прежнего, вряд ли войдёт в содержание его выступлений. Аналогичным образом, остаётся не совсем ясно: так что со «2-м томом»? Он принят соборным сознанием за творение преподобного Исаака, отвергнут, терпеливо сносится, либо вопросы подобного рода в современном богословском сознании вовсе не ставятся.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010