Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 34 (Ин. 3:344:6)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 5. С. 257272 (1-я пагин.). (Продолжение.) —257— гое что означает изречение: едино есма, – знает именно как Сына, а не как творение, – Сына же, разумею, из сущности Его (рожденного), а не удостоенного только одного названия сыновства. Ведает, что Он есть точный образ Его собственных свойств, так что отображается в Нем вполне и отображает в Себе неизреченно Воссиявшего из Него по природе, и как имеет в Себе Сына, так и Сам пребывает в Сыне, по тожеству сущности. Вот, еретик, уразумев это, ты освободишь себя от тяжелого недуга, а нас – от неприятности словопрений. Его же бо посла Бог глаголы Божия глаголет. Если буквально понимать это изречение, то что же опять будет досточудного в Сыне? Разве и каждый из святых не был посылаем Богом и не возвещал слова Его? Так и к священноначальнику Моисею сказано: и ныне гряди, послю тя во Египет ( Деян.7:34 ) и возглаголеши к Фараону: сия глаголет Господь ( Исх.4:22 ), – или Иеремии священнейшему: не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши, и вся, елика повелю тебе, возглаголеши ( Иер.1:7 ). Что же поэтому большего будет в Сыне по природе, говорящем слова Божии, потому что Он послан Им? Пророком, как видим, Он опять должен оказаться пред нами, и ничем другим, если будем относить эти слова только к образу Его служения. Итак, слово «посла» здесь должно разуметь или в отношении к вочеловечению и пришествию с плотью в этот мир, или же опять относить к божественному и досточудному (рождению Сына от Бога Отца). Ведь Бог не сокрыл в Себе Сына, но воссиял Его из собственной природы, как отблеск из света, по неизреченному и неизъяснимому об- —258— разу божественного рождения. Это и Сам Единородный изъяснил нам в словах: Аз от Отца изыдох и приидох (16:28). Исшел от Отца в Собственное существование Сын, хотя и в Нем по природе пребывает, – и что нам обозначает в том «изыдох», на это же указывает опять здесь слово »посла». Итак, говорит, из Отца явившееся и излученное Слово, как Бог из Бога, будет употреблять слова, подобающие Богу, а Богу подобающие слова должны быть истинными и чуждыми всякого обмана. Посему приемлющий свидетельство Спасителя запечатлел, что Бог истинен, ибо Он есть действительно Бог по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 6–7 (Ин.7:23–24)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 5. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение.) —145— более свойственно рабам, – но и показать, причастниками чего будут или до какого конца достигнут безраздельно преданные любви к Нему. Поэтому определяет и даёт, как в прообразе, обещание им будущих благ, ибо закон имеет тень будущих благ, как написано ( Евр.10:1 ), и начертанный в нём образ является неким предначинательным осуществлением истины. Повелевает не работать в последний день седьмицы, то есть в субботу, и прекращать всякое дело, но отдыхать и наблюдать покой во время неё, указывая этим на имеющее быть для святых в конце веков упокоение и вследствие этого веселие, когда, прекратив жизнь в мире и освободившись от подвигов добродетели, сущие во Христе будут проводить житие без труда и без всякого изнурения, согласно сказанному о них словами пророка: „ибо забудут скорбь свою прежнюю, и не взойдёт (она) на их сердце ( Ис.65:16 ), но радость вечная на главу их, ибо на главе их хвала, и радость охватит их, удалилась болезнь и печаль и стон“ ( Ис.35:10 ). Так и они, в подражание остановившему и как бы прекратившему Свои труды при творении (мира) Творцу, должны будут освободиться от трудов этой жизни, восходя к радости, которую дарует им Христос в конце веков. К этой цели, думаю, направлен узаконенный в субботу отдых. Заметь, как строго говорит Законодатель это „не покланяйся богам другим“. А излагая рядом с этим устав о субботе, употребляет выражение „помни“. По какой это причине? – Потому, что тогда уже настало время не покланяться богам другим, вот поэтому то и повелевал им тотчас же быть Деятельными в этом (исполнять это). Будущее же —146— и изображавшееся ещё в прообразах Он допускал как бы усматривать посредством памяти и предсозерцать в уме. Потом, кроме того, надо иметь в виду и вот что. Прекрасно и должным образом учредив относящееся к вере, Он тотчас же делает упоминание об обетовании, относящемся к концу веков, а потом уже определяет другие законы, как то: „чти отца твоего и мать твою“ и „не убивай“ и прочие ( Исх.20:12 ). Это для того, чтобы мы не думали, что оправдываемся от дел, и чтобы не как плод собственных трудов, но напротив от веры ожидали мы себе в будущем великих и обильных даров Божиих. Поэтому пред законами о благочестивом образе жизни тотчас же рядом с верой появляется благодать ожидаемых благ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 2 (Ин.8:13–20)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 2. 5. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— его к жизни вечной. Являясь опять искусным художником в слове, Господь уже начинавших свирепеть и неистовствовать фарисеев отнюдь не раздражает более ясной речью о том, что они и во тьме останутся и умрут в своём неверии. Но опять оказывается выражающим это иносказательно, переменив для пользы прямую речь в образную. Ведь этим самым Своим обещанием, что решившийся последовать Ему „будет иметь свет жизни“, Он прикровенно указывает на то, что отказывающиеся следовать не будут иметь и света, могущего возводить их к жизни. Разве в самом деле не всем очевидно и не вполне бесспорно, что убегающим от благ души необходимо впадать в противоположное состояние? Таким образом истинным оказывается слово Спасителя нашего и бесспорной искусно выраженная в нём мысль. VIII 13. Реша убо 858 (Ему) фарисеи: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно. Неподвижен и тупоумен фарисей, совсем не способен узреть божество Господа, – опять заблуждается по причине плоти и ничего кроме видимого не представляет. Хотя и видит Господа употребляющим выше-человеческие речения и слышит богоприличные слова, однако ж считает Его простым человеком, не усматривая сияние божества и не отверзая око ума к прозрению Еммануила. Кому же в самом деле подобало бы говорить: „Я есмь свет мира“, как не одному только Богу по природе? Кто из святых пророков осмелился бы высказать такое речение? Какой из ангелов изрекал нам такое слово? Пусть, исследовав все богодухновенное —242— писание и изучив священное и божественное слово, покажут нам это самое. Но, не представляя ни одного неопровержимого основания, они думают, однако ж, что надо противоречить, и горячо хватаются за то, что одно только и знают хорошо, разумею порочную склонность к порицанию. Укоряют Его тем, что Он не есть свет мира, обвиняя таким образом слова Его и утверждая, что свидетельство Его – не истинно. Ведь „они мудры зло творить, а добро творить не умеют“ ( Иер.4:22 ), весьма лукавым способом думают отвратить свидетельство Его, пытаясь отвергнуть это свидетельство на основании одного только простого и принятого у нас обыкновения, а не на основании постановлений закона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7: (Ин. 11:9–37)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 5. С. 33–48 (1-я пагин.) —33— ся, указует на то, что, хотя те и недостойны были благодеяния, но так как случай призывал к доставлению полезного им, то, говорит, отправимся к ним. А ученики по любви к Нему думают воспрепятствовать Ему, как люди полагая, что при встрече с Иудеями Он подвергался невольно опасности. Поэтому и напоминают Ему о неистовстве Иудеев против Него, говоря, как бы так: зачем опять стараешься быть вместе с неверными и неблагодарными, кои не укрощаются ни делами, ни словами? Они еще пылают убийством и яростью против Тебя. Или это говорят, или же речь их указует на то, что на явную опасность Он ведет их. Однако ж, повинуются Учителю, как ведавшему наилучшее. ( Ин.11:9–10 ). Отвеща Иисус: не два ли надесяте часа суть дне? Аще кто ходит во дни, не поткнется, яко свет мipa сего видит. Аще же кто ходит в нощи, поткнется, яко света несть в нем. 1231 С непрерывно текущим движением дня вероятно сравнивает легко подвижный и любознательный ум человеческий, не останавливающийся на одном каком-либо мнении, но перелетающей от одной мысли к другой, как и день переходить от одного часа к другому. Но можешь изречение: «не двенадцать ли часов дня?», разуметь и так: день, говорить, это – Я, и свет. Как свет дня невозможно —34— остановить прежде, чем он не дойдет до назначенного срока, так и никакие препятствия не могут отнять от Иудеев Мое освещение, пока Мое человеколюбие не дойдет до надлежащей меры. Днем же называет время своего пришествия, а ночью – время прежде него, как и в словах: «нам должно делать дела Пославшего нас, доколе день есть» (9:4). Таким образом здесь он указывает на то, что теперь не настало еще время отторгнуть Меня от Иудеев, и, хотя они нечестивы, но все надо делать для исцеления их. Не подобает подвергать их наказанию теперь, причем благодать Божия удалилась бы от них на подобие солнца. Но как свет дня не перестает, пока не исполнится двенадцатичасие, так и Мое освещение не прекращается прежде срока, но Я остаюсь с Иудеями, до распятия, посылая им, как свет, разумение богопознания. Так как Иудеи, говорит, находясь во тьме неверия споткнулись на Меня, как на камень, то должно (теперь) отойти к ним и просветить их, чтобы прекратили свое богоборное неистовство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: гл. 1 (Ин.14:11)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 2. 5. С. 209–224 (2-я пагин.) —209— ... ражение, что «Сын существенно объемлется Отцом», какой имеет смысл и что означает, я не очень понимаю. Столь большую, должен сказать я правду, имеет оно неясность. Это рассуждение их как будто стыдится и укрывается в неясности, не имея смелости (быть выраженным ясно). Как «дурное делающий ненавидит свет и не приходит к свету, чтобы не быть изобличённым» по слову Спасителя ( Ин.3:20 ), так всякая речь, означающая дурное, обыкновенно обращается к тёмным выражениям и не прибегает к ясному раскрытию, чтобы не открылись присущие ей пошлость и глупость. В самом деле, что означает это: «Сын существенно объемлется Отцом?» Всеми силами, сколько могу, постараюсь раскрыть это неясное выражение и быть может боящееся того, чтобы ясно понятое оно действительно не открыло злоумышления творца его. Ведь если оно хочет выразить то, что Сын, являясь в сущности Отца, как единосущный Ему, и Сам имеет в Себе Отца, всецело просвечивающегося в природе Своего Сына, то согласимся и мы с таким рассуждением. Только термин «объятия» (περιοχς), употреблённый о Сыне, кажется нам весьма не уместным. Если же не выражает этого, – ведь никогда не может допустить рождение Сына из сущности тот, кто изверг такую на Него хулу и кто утверждает, что природа Сына объята природою Отца как бы некое ограниченное тело, – то разве не окажется явно богохульствующим и исполненным доходящим до крайности умоповреждением? И называя Сына Богом, они вопреки разуму стараются присвоить Ему свойства тел. Ведь то, что всецело ограничивается —210— каким-либо определением и измерением, мыслимым на расстоянии, так что имеет начало и конец, без сомнения должно допускать и бытие, например, в каком либо месте, иметь количественность и вид и образ. Но это всё разве не свойства тел? И разве Тот, Кто выше нас, не будет мыслиться с нами, как нам подобный? И не окажется ли Он родственным всякой другой твари, уже не имея ничего большего пред нею, поскольку это касается до ограниченности её?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.11:9–12:4]/Пер. П.И. Казанского; под ред. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 2. 5. С. 161–176 (1-я пагин.). (Продолжение.) —161— ста, в этом удостоверит написанное: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков ( Быт.49:10 ). Следовательно: если пришло, наконец, и родилось чаяние языков, то есть Христос, то необходимо оскудел князь от Иуды и вождь от чресл его. Итак, три пастыря, как говорил я, суть священники и судьи и законоучителя, кои и остались при своей власти, то есть при должности и месте, и до времен пришествия (Христова). Они погибают, и весьма справедливо, в один месяц. Так как они убили Начальника жизни, то посему и истребляются, и как бы в один месяц, в который понес за нас заклание Еммануил. Правда, и после крестной смерти Спасителя оставались еще управляющие Израилем, пока Вседержитель Бог долготерпел, сострадал к ним и призывал к покаянию; однако, что касается данного о сем определения Божия, то мы утверждаем, что они погибли в то именно время, когда, как я сказал, предали крестной смерти Спасителя и Искупителя всех. Итак, они погибли в один месяц. В этих словах – о судьбе пастырей. К самим же пасомым относится определение: не имам пасти вас и: если решатся снедать и угрызать друг друга; 835 ибо без всякой пощады и сами снедали друг друга, и желающим похищать были отданы, как самая легкая добыча. Сказал также, и весьма справедливо, о трех пастырях, погибших в один месяц, что отягчает душа моя на ня, то есть пошлю на них тяжкое наказание, – и что души их рыкаху на мя, ибо ничем не отличаясь от диких —162— зверей, они постоянно преследовали Христа и, наконец, привели к Пилату, говоря: возми, возми, распни Его. Напоминает об этом и устами Иеремии, говоря: оставил дом мой, оставих достояние мое, дал возлюбленную душу мою в руки врагов ея. Бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой: сего ради возненавидел е ( Иер.12:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 2. 5. С. 177192 (1-я пагин.). (Продолжение.) —177— видеть большего или меньшего, так и в Троице по отношению к сущности и божеству, дабы уничтожить Арианское безумие, из-за которого и против которого у нас теперь брань. Отнюдь также и не сливаем и не смешиваем в одну ипостась, но каждому лицу усвояем и в делах и в именах соответственное различие, чтобы изгладить заблуждение Савеллия. Обе эти крайности дурны и влекут к нечестию; мы же, говоря кратко, соединяем, благочестиво разделяя, и разделяем, боголепно соединяя, таким образом разделение в ипостасях мы объединяем общением природы. Соединенное сущностью и природой мы познаём в различии ипостасей, и в том и в другом случае благочестиво и здраво рассуждая касательно великой, божественной и возвышенной тайны нашего богомудрия. Будучи поклонниками всесвятой и преестественной Троицы, служим ей в святости и правде веры, с чистою и непорочною мыслью во все дни жизни нашей. 19 . Опираясь и утверждаясь на сем кратком и простом богословии, мы согласно ему исповедуем, что единый из единосущной и пребожественной Троицы, Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и Бог наш, сияние отчей славы, свет от света, совершеннейший образ Отца, отображение Его ипостаси, во плоти пришел на землю и совершил бывшее ради нас домостроительство; ибо Он, по своей благости и милости, движимый неизреченным человеколюбием, не стерпел видеть нашу природу в окончательном порабощении жестокого тирана, но с соизволения Отца и действием всесвятого и живоначального Духа, не лишаясь Отчей славы, не уменьшая ни в чем Своего божественного достоинства, низвел Себя на добровольное уничижение. И вопло- —178— тившись от Духа Святого и от всесвятой и истинно Богородицы Приснодевы Марии, по душе и телу предочищенной Духом, и соделавшись человеком, кроме греха, облекшись в сию смертную, тленную, осязаемую и описуемую природу, Один и Тот же оказался состоящим из двух, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Март-Апрель Попов К.М., А.Т., И.И. Проф. Александр Павлович Шостьин [† 11 января 1916 г.]: (Некролог с портретом и автографом)//Богословский вестник 1916. Т. 1. 3/4. С. 1–49 (1-я пагин.). —1— Одиннадцатого января 1916 года, скончался исправляющий должность ординарного заслуженный профессор Императорской Московской Духовной Академии Александр Павлович Шостьин . Очерк жизни, характеристику и библиографию покойного профессора даёт ниже помещаемый некролог. На большой старинно-семинарской дороге из Касимова в Рязань, среди дремучих лесов с одной стороны и заливных лугов красавицы Оки с другой, залегло село Шостья. От этого села получила своё начало фамилия «Шостьиных». Здесь именно, в селе Шостье, служили предки Александра Павловича до отца его, Павла Иларионовича, включительно. Александр Павлович Шостьин родился 23 мая 1862 г. в г. Касимове, когда отец его состоял уже диаконом соборной церкви названного города. Спустя четыре года Павел Иларионович стал священником Богоявленской церкви того же города, а через пять лет перешёл к кладбищенской церкви, на каковом месте и скончался 1 апреля 1877 г., когда, следовательно, А. П-чу было всего около пятнадцати лет. Своему отцу почивший обязан был, вместе с внешним обликом, твёрдым нравственным воспитанием и составлявшим одну из существенных черт его характера эстетизмом; особенно проявлявшимся в наклонности к музыке и пению. Другую особенность своего душевного склада – умствен- —2— ную одарённость А. П-ч, нужно полагать, получил от матери, Александры Афанасьевны, урождённой Фортинской, дочери священника села Свинчуса, расположенного при Оке, того же уезда. Бедная в материальном смысле, состоявшая из 3-х сыновей и двойного числа дочерей, семья Афанасия Фортинского оказалась богатой в духовном отношении. Братья (Бортинские: Димитрий, Тимофей и Яков, – все окончили духовную семинарию и посвятили себя духовно-учебной службе. Первый был инспектором Петроградского Александро-Невского Духовного Училища, второй принял монашество, а третий служил в Шостье священником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Март Астерий Амасийский, св. Беседа против корыстолюбия 373 /Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 1. 3. С. 457–475 (1-я пагин.) —457— Мужи христиане и причастники небесного звания! 374 вы, народ деревенский, и все, которые, вышедши из городов, единодушно стеклись к настоящему празднику (всех вас вообще и имею в виду в проповеди)! каждый ли из вас положил в уме заботу, – сознал ли и вникнул ли, для чего мы собрались? По какой причине почитаются мученики и сооружением прекрасных храмов, и ежегодными этими собраниями? и какую цель имея в виду, отцы наши установили то, что видим мы теперь, и оставили прочный закон (касательно этого) для потомков? Не ясно ли и для немного напрягающего мысль, что это завещано нам ревностью о благочестии: и торжественные собрания собираются, как общие учи- —458— лища душ, дабы, чтя мучеников, мы подражали их мужественному подвигу за благочестие, – дабы, подклонив ухо к собирающимся (по этому поводу) учителям, мы научились чему-нибудь полезному, чего перед тем не понимали, обоснованию ли догмата, разрешению ли недоумения в Писании, или же какому-нибудь доводу, улучшающему состояние нравов. А вы, мне кажется, оставивши попечение о добродетели и забывши ревность о душе, всю свою заботу обратили к мусору мамоны и к занятию торговыми делами: одни сами занимаясь меной, другие – зевая на чужое и осведомляясь у соперников по товарам, с целью сбить друг у друга цену. Но перенесите лучше это старание на Церковь : Оставьте сребролюбие торгашеское, неистовое. Отвергните его, как непристойную блудницу, которая улыбается толпе, щеголяет изысканными материями и цветами от продавца прикрас. Возлюбите ту ( Церковь ) божественную, целомудренную и благопристойно одетую, почтенно и не легкомысленно смотрящую. Ибо так и Соломон в книге Притчей говорит: «не оставляй ее, и она будет охранять тебя: люби ее, и она будет оберегать тебя» 375 . Не отнесись с пренебрежением и не сочти не стоящим внимания того, что нами предлагается на этой трапезе потому, что это можно приобрести тебе даром. Но тем более возжелай этого, что мы не сидим подобно мелочным торговцам с безменом или весами: одной прибыли мы ищем – спасения ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин.15:10–16)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 1. 3. С. 353–368 (1-я пагин.) —353— самим повелевает стремиться к исполнению этого и таким образом пребывать «в любви» Его. Сказанным мы, сколько надо, изъяснили вкратце и общий смысл приведенного места. Но так как, думаю, (в приведенных словах) есть нечто такое, что может немало смущать ум неопытных простецов, то нахожу нужным еще говорить о том, как и каким образом мы должны понимать смысл приведенных слов. Итак, Господь наш Иисус Христос представил Себя нам в качестве некоего типа и примера, как ради сего и бывший под законом и не возгнушавшийся принять меру нашей бедности, дабы, домостроительно сообразуясь с нашими нравами, явиться вождем для Своих (последователей), в качестве образца, для восприятия (нами) такого поведения и такой жизни, которые необычны для нас (самих по себе) и совсем недоступны. Поэтому должно исследовать, где или какую заповедь Отца Он соблюл и каким образом Он, как говорит о Себе, возлюблен Им (Отцом). Но пусть предстанет Павел премудрейший и тайноводит в словах о Нём, что Он был в образе Бога, «но Себя уничижил, образ раба приняв, в подобии человеков быв и видом обретшись как человек, унизил Себя, быв послушен до смерти, смерти же крестной. Поэтому и Бог Его превознес и даровал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:7–9 ). Разве не слышишь, как, хотя и будучи истинным Богом и сообразным родившему Его Отцу, унизил Себя, быв послушен до смерти? Так как Бог восхотел спасти род земной (человеческий), а совершить это не могло ни одно из тварных существ, ибо дело это превы- —354— шало всю присущую твари силу, то Сам Бог Единородный, 261 знающий волю Бога и Отца, подъял это домостроение. Снисшел Он добровольно до такого подчинения, что подвергся даже смерти, и притом самой бесчестной. Ведь повешение на кресте разве может быть почетным, а не напротив – разве не выше всякого бесславия? И так как Он подвергся этому, говорит, то Бог превознес Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010