Тула. Богородичный Щегловский монастырь. Андрей Агафонов 1 января 1902 Карта и ближайшие объекты В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь " в память избавления императора от угрожавшей ему опасности " - покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру - московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название. Богородичным монастырь назывался во имя иконы, которой был посвящен его главный собор - образа Божией Матери Млекопитательницы. Помимо каменного 2-этажного собора в комплекс монастыря входили храмы Успения и прп.Никандра, многочисленные кельи и служебные корпуса, училище для детей неимущих тульских жителей, больница и гостиница для богомольцев. Был закрыт в 1920-ые гг, был в запустении. Реставрировать начали в середине 1980гг, в настоящее время открыт как женская обитель. Информация взята из книги Справочник-путеводитель Монастыри русской православной церкви. В. Богородичный Щегловский монастырь, общежительный, в 4 верстах от Тулы, при архиерейской Щегловской даче. Основан в 1868 году в память чудесного избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности 4 апреля 1866 года. При монастыре находится Александровское училище для бедных детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Богородичный Общежительный, что в Щеглове (при загородном архиерейском доме). Богородичный мужской монастырь очень недавний по своему происхождению. Он устроен был в 1866 г. по общему желанию граждан г. Тулы, по чувству верноподданнической любви к Императору Александру II-мy, в благодарение Господу за чудесное спасение Его Величества, при покушении на его жизнь 4-го апреля 1866 г. Вместе с тем при монастыре устроена была школа на 26 мальчиков, для детей бедных граждан г. Тулы, с наименованием ее по имени Августейшего Монарха Александровской, чтобы чрез это навсегда соединить учреждение обители и школы с воспоминанием о чудесном спасении драгоценной жизни Государя. При испрошении гражданами Высочайшего соизволения на открытие монастыря и школы, Государь Император в 22 день июня 1868 г. Всемилостивейше соизволил написать собственноручно: „Согласен и благодарит”.

http://sobory.ru/article/?object=00878

Богородице-Рождественский женский монастырь в Туле Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Образован при Рождественском храме, выстроенном в 1781 году. 28 декабря 2000 года приход храма, переданного Тульской епархии в 1988 году, был преобразован в Богородице-Рождественский мужской монастырь. В 2001 году монастырь стал женским, и в него переехала часть насельниц Щегловского монастыря, ставшего мужской обителью. В монастыре хранится чтимая икона Тихвинской Божией Матери. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм в посёлке Горелки, освящённый в честь свт. Николая, существовал предположительно с XV века. В 1781 году на месте обветшавшей деревянной церкви лейб-гвардии поручиком Алексеем Ивановичем Ивашкиным был построен каменный храм и освящён епископом Феодосием в 1783 году. Изначально в церкви было два престола: главный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в южном приделе — во имя свт. Алексия, митрополита Московского. В клировой ведомости за 1916 год указывается второй боковой придел с престолом во имя вмч. Георгия Победоносца. При храме имелась церковно-приходская школа. Так выглядела обитель в 1993 г. До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года — иерей Дмитрий Глаголев, который после закрытия храма в 30-е годы XX века, будучи в сане протоиерея, был отправлен в ссылку и пропал без вести; его символическая могила находится на монастырском кладбище. В советское время церковь была разорена (год закрытия неизвестен) и служила хранилищем кинопленок. В 1988 году храм возвращён Православной церкви и до 2000 года существовал как приходской. 28 декабря 2000 года постановлением Священного синода приход преобразован в мужской монастырь. После расформирования в июле 2001 года Богородичного Щегловского женского монастыря часть его насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование Богородице-Рождественского монастыря из мужского в женский было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением настоятельницей монахини (впоследствии игумении) Амвросии (Соломатиной). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В мае 1868 года Синод просил изволения Государя на это, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит». Содержание История [ править править код ] В начале XIX века на восточной окраине Тулы в Щегловской засеке построили архиерейский дом. В 1859 году, на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина, возле архиерейского дома начали возводить здания будущего монастыря. Строителем храма был иеромонах Никандр, проектировщиком — Александр Гавриилович Бочарников, архитектор Императорской Академии Художеств, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Васильевич Бочарников. 20 мая 1860 года был заложен Соборный храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», который был освящен 8 сентября 1864 года. Построенный храм был двухэтажным, не отопливаемым, и имел по три престола на каждом этаже. В это же время началось строительство колокольни над въездными воротами, трёх жилых корпусов, стен и угловых башен, а также покоев настоятеля с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. К 1864 году все сооружения монастыря были построены и Тульское городское общество обратилось с ходатайством к Тульской и Белевской епархии и Святейшему Синоду об учреждении монастыря. Однако в связи с финансовыми разногласиями ходатайство было отложено более чем на год. В 1867 году было получено разрешение на открытие монастыря, которое приурочили к чудесному избавлению императора от грозившего ему покушения в апреле 1866 года. 30 сентября 1868 года монастырь был утверждён. В 1866 году руководитель строительных работ монастыря Александр Гавриилович Бочарников постригся в монахи с именем Герман. Вскоре он совершил паломничество на Афон, откуда привёз часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей целителя Пантелеимона и мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородичный_П...

После трудовой недели, снова и снова спешу я, ставший дорогим моему сердцу, Щегловский Богородичный свято-Пантелеимонов мужской монастырь. Здесь обрёл я духовного отца, чьими заботами и наставлениями, преодолеваю многие житейские трудности, чьими молитвами спасаюсь. Как трепещет сердце, когда многоголосый хор слаженно, духовно, возвышенно пропоет: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». Дорогие читатели, этот рассказ участвует в конкурсе . Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы Родился и живу я в древнем городе мастеров, Туле. Славен град мой не только оружием, что веками ковали в защиту земли Российской, но и святыми, в земле Тульской просиявшими, множеством великолепных древних храмов, монастырей. Об одном из вышеупомянутых, духоносных мест, и моём тернистом пути к вере,   хотел бы я поведать тебе, дорогой читатель. На завод пришёл я со школьной скамьи, и сразу включился во взрослую жизнь, которая, как мне тогда казалось, заключается в курении сигарет, и распитии спиртных напитков. Мне такая «взрослая жизнь» очень нравилась, до тех пор, пока не почувствовал, что уже ни я управляю пьянством, а пьянство управляет мной. Потом потянулись бесконечные, серые похмельные будни, частые смены мест работы, весь тот набор жизненных трудностей, которые испытывает пьющий человек. Потом встретил людей, которые называли себя «евангельскими христианами», обещали немедленное прозрение и избавление от пьянства. Посещая эти собрания в течение нескольких месяцев, я всё более убеждался, что попал не туда, куда мне было нужно. Сейчас я могу сказать так: «Там нет благодати Божьей». А тогда я ничего этого не знал, лишь чувствовал наигранность поведения и духовную пустоту. Пить я продолжал.   Первым шагом на пути к избавлению от пьянства, считаю   тот день,   когда,   переступив порог православного храма, почувствовал необъяснимую благодать, слёзы радости подступили к глазам, и понял вдруг, что вот он, островок спасения в бушующем море страстей, понял не просто разумом, но душой, которая вдруг ожила после долгой, безнадёжной комы. Православие, это труд. Не один год понадобилось, чтобы запущенный алкоголизм оставил, наконец, меня в покое.   Молитва, покаяние, исповедь и причащение, стали теми ступенями, которыми вышел я из жуткого болота.

http://pravmir.ru/moj-monastyr/

Тула Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.193122; 37.617348 Россия, Тула Тула, Тульская область Россия Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь Тула — город в России, административный центр Тульской области и городского округа город Тула. Город-Герой (c 1976 года). Тула расположена на севере Среднерусской возвышенности на берегу реки Упы в 193 км к югу от Москвы. Протяжённость города с севера на юг — 30 км, с запада на восток — 25 км. Содержание Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 193 км к югу от Москвы. На реках Тулица, Упа. Население – 577 тыс. человек. Субъективно Город по характеру – как Левша: простой, мастеровой, не унывающий. В центре сохранилась старинная застройка и атмосфера. Для званых гостей работают прянишные заводы, для незваных – оружейные. Для осмотра самого города и достопримечательностей Тулы достаточно одного дня. История города [ править править код ] Начало истории Впервые г. Тула упоминается в Никоновской летописи, под 1146 г. Видимо, в свои первые века она была маленьким городом. Оружейное дело В конце XVI столетия тульские кузнецы, жившие в отдельной слободе на берегу Упы, начали получать от царя заказы на огнестрельное оружие. Готовясь к Азовским походам, царь Пётр увеличил госзаказ тулякам до 2 тыс. ружей в год. По легенде, Пётр поручил тульскому мастеру Никите Демидову починить сломанный пистолет заграничной работы. Пистолет был окончательно испорчен, и Никита сделал по его образцу новый. Пётр, получив пистолет и не заметив подмены, стал хвалить иностранных мастеров. Демидов заявил, что и туляки – не промах. «Сделай, а потом хвались!» – разгневался царь и ударил Никиту. «Узнай, а потом дерись!» – ответил кузнец и показал своё клеймо на пистолете. В 1702 г. царь подарил Никите Демидову уральские Верхотурские заводы; Демидов много сделал для развития промышленности на Урале. В 1706 г. в Туле был построен оружейный двор, производство выросло до 15 тыс. ружей и пушек в год. Этим оружием русские побили шведов под Полтавой.

http://azbyka.ru/palomnik/Тула

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь. 2. Утвердить иеромонаха Никона (Анненкова) наместником Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском в городе Владивостоке. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность иеромонаха Герасима (Гавриловича). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить иеромонаха Герасима (Гавриловича) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона об открытии в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить архимандрита Власия (Тюрина) наместником обители. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

63. Богородично – Всехсвятский , женский, общежительный, в гор. Болхове, Орловской губ. Существовавшая женская община (см. Рождественский мон. в Болхове) при Введенской церкви в 1856 г. переведена на вновь избранное место при Всехсвятской кладбищенской церкви с наименованием Богородично-Всехсвятской общины, которая в 1875 г. переименована в общежительный женский монастырь. М-рь имеет во владении 115 дес. земли и 9.350 р. капитала; при нем находятся училище и больница на 24 кровати. “Сенат. ведом.”, 1857 г., 7; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 37, ст. 418; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 13 (принята в духов. вед.); 1860 г., 12 (надел. 50 десят. леса); 1875 г., 153 (переим. в м-рь). 64. БогородичныйЩегловский , мужской, общежительпый, при гор. Туле. Основан в 1868 г. по просьбе жителей города в память чудесного избавления Его Величества Александра II от угрожавшей опасности 4 апреля 1866 г. При монастыре учреждено училище для бедных детей граждан гор. Тулы с наименованием его Александровским. Неизвестным благотворителем построены 2 церкви, колокольня, братские кельи и ограда; им же внесен капитал в 30.000 р. на содержание м-ря, а купц. Струковым пожертвовано 42 дес. земли. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 69, ст. 576; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1868 г., 149; 1884 г., 238; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 205. 65. Богословский , мужской, ныне церковь во имя Иоанна Богослова в гор. Чердыни, Пермской губ. Основан не позже первой половины XVI ст. и был рассадником христианства между пермяками далекого Верхокамья. Он в 1632 г. приписан к Троице-Сергиеву мон., в 1764 г. оставлен заштатом, в 1784 г. упразднен и приписан к Богоявленской церкви. Нынешняя церковь , единственная уцелевшая во время пожара 1792 г., построена в 1718 г. пленными шведами по приказанию кн. Гагарина, бывшего Сибирским губернатором. В ней находится образ Бож. Матери, писанный в 1698 г. иждивением жены стольника и воеводы кн. Фед. Ив. Дашкова, кн. Евдокии Михаиловны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Начальника губернии и тульскую городскую думу; 3) отнестись в ту же думу с прошением сделать зависящие с ее стороны распоряжения: а) о скорейшем устройстве и открытии Александровского училища, и б) о вводе монастыря во владение на пожертвованную купеческим сыном Струковым землю в количестве 42-х десятин; 4) сделать консистории, с своей стороны, зависящее распоряжение о передаче в пользу и ведение Богородичного монастыря почетным гражданином Николаем Никитичем Добрыниным капитала, простирающегося до 31 тысячи, пожертвованного благотворителями сему монастырю; 5) об открытии новоучрежденного монастыря будут сделаны в свое время соответственные сему торжеству распоряжения. – Во исполнение сей резолюции его преосвященства было послано в тульскую думу надлежащее отношение консистории 30 сентября 1868 года за 6589-м 35 . Таким образом, учреждение Богородичного монастыря, во славу Божию, на радость приснопамятного строителя и благотворителя его, а также к истинному утешению и всех граждан г. Тулы, совершилось. VI. Благоустройство монастыря Основание обители или учреждение монастыря еще не есть его благоустройство, которое упрочивает его дальнейшее существование. Для сего требуется особое внимание к монастырю со стороны православного народа, достаточность средств, удовлетворяющих всякие потребности его быта, и бдительная попечительность его строителей-начальников. Православные обители всегда имели и имеют в недрах священной земли своей или в стенах своих храмов досточтимые святыни – мощи святых угодников Божиих, чудотворные иконы Пр. Богородицы и другие. Эти святыни и служат главными предметами особого внимания благочестивых поклонников, краеугольными камнями благоустроения и благоуспешного существования самих обителей. По сему и Богородичный Щегловский монастырь, как вновь устроявшийся, должен был желать иметь свою святыню. Но, не имея ее в своих недрах и стенах, он мог получить ее из других обителей русских или с востока, как то бывало в старину. Восток, именно святая гора Афон, и на этот раз не лишила своего «благословения» новозданный монастырь и прислала части св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Новопостриженный о. Герман недолго оставался в приютившей его обители. 4-го января 1877 года он подает прошение преосвященному тульскому Никандру о принятии его в число братства «в знакомый ему Щегловский Богородичный монастырь», но при этом предваряет сына письмом, чтобы и он сам получше обдумал переход отца в Тулу и чтобы лично подал прошение преосвященному. На это сын отвечал от 13 января: «Я вчерашний день, то есть 12-го числа сего января, в 7 часов вечера, был у владыки и подал ему вашу бумагу (прошение), которую он принял с величайшим удовольствием, – был чрезвычайно доволен вами, что вы поторопились присылкою, а то он несколько раз говорил об этом о. эконому Иоанну, который очень рад и благодарен вам за поспешность. Он, т. е. эконом и слышать не хочет, чтобы откладывать это дело до весны. Вероятно, угодно было самому Промыслу Божию так устроить. Владыка сегодня же сделал распоряжение о перемещении вас из Орловской епархии в Тульскую. Вероятно, на днях будет послана бумага в Орловскую консисторию. Эконом о. Иоанн хлопоты об этом деле принял с охотою и усердием на себя. Прошу вас от себя быть во всем спокойным и возложить устройство этого дела на волю Божию. Наш поклон отцу игумену и Сильвестру с Иосифом. Передайте им, что перемещение ваше в тульскую епархию последовало согласно моему желанию. Желание сына – долг священный (исполнить?). Они сердиться на вас не должны. Прощайте, дорогой! – Владыка мне сказал, что вас в Туле ожидает сан иеромонаха, ради общих наших благ». – Однако и после сего Герман сильно колебался и уступил только энергичному настоянию о. эконома Иоанна – подал прошение в Орловскую консисторию о своем перемещении и был перемещен. По приезде в Тулу, вскоре, 12-го мая того же 1877 года, он был посвящен в иеродиакона архиепископом Никандром, а 3-го июля 1877 года – в иеромонаха, в Щегловском монастыре. Совершившееся таинство над старцем Германом глубоко волновало его старческую душу чувством святого умиления видимо для всех при том присутствовавших и близких ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010