Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икон Божия Матери: Гребневския (1380), Костромския (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевския (1885). Чтимые списки со Смоленской иконы Божия Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI). Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655). Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730). 29. Святаго мученика Каллиника (III–IV). Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мученицы Серафимы девы (II). Мучениц Феодотии и трех чад ее (ок. 304). Преподобномученика Михаила (IX). Мученика Евстафия Мцхетскаго (589) (груз.). Преподобнаго Романа Киржачскаго (1392). 30. Святых апостол от 70-ти: Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Святаго страстотерпца и чудотворца Иоанна Воина (IV). Преподобнаго Германа Соловецкаго (обретение мощей, 1484). Мучеников Полихрония, епископа Вавилонскаго, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мучеников Олимпия и Максима (ок. 251). Священномученика Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мучеников Прокула, Ефива и Аполлония и праведнаго Авундия (ок. 273). 31. Предпразднство происхождения древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Праведнаго Евдокима Каппадокиянина (IX). Праведнаго Иосифа Аримафейскаго (I). Мученицы Иулитты (304–305). Месяц Август 1. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящаго Креста Господня. Празднство Всемилостивому Спасу и Пресвятей Богородице. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. X.). Мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Начало Успенскаго поста. 2. Перенесение мощей святаго первомученика архидиакона Стефана из Иерусалима в Константинополь (ок. 428) и обретение мощей праведных Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блаженнаго Василия, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (1552).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викторин (Любимов), еп. Подольский. Фотография. 1882 г. (РГИА) (Любимов Валентин Дмитриевич; 17.04.1821, с. Лисино Калужского у. и губ.- 21.08. 1882, г. Каменец-Подольск), еп. Подольский и Брацлавский. Из семьи священника. Обучался в Калужской ДС, по окончании к-рой в 1843 г. был рукоположен во иерея. В 1848 г. в Боровске во время эпидемии чумы бесстрашно причащал умирающих и снискал уважение горожан. После смерти жены 30 янв. 1850 г. был принят в братию Пафнутиева боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . 19 сент. того же года поступил в СПбДА. 20 окт. 1852 г. принял монашеский постриг. По окончании курса 31 окт. 1853 г. определен инспектором в Смоленскую ДС. 18 апр. 1855 г. получил степень магистра, защитив дис. «Влияние Церкви на частную и общественную благотворительность». 14 апр. 1857 г. возведен в сан архимандрита. 15 сент. того же года определен в СПбДА бакалавром и преподавателем нравственного и пастырского богословия, 13 нояб. назначен инспектором. Строгость В. навлекла на него неприязнь со стороны студентов академии, и 29 окт. 1858 г. он был переведен в Кострому ректором ДС и настоятелем Богородицко-Игрицкого мон-ря . 30 нояб. 1860 г. последовал перевод в Тифлис ректором ДС и настоятелем тифлисского в честь Преображения Господня мон-ря . С 24 дек. того же года В. состоял членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . 21 авг. 1868 г. В. определено быть епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии, 3 нояб. состоялась хиротония. 7 дек. 1874 г. получил в управление Полоцкую кафедру. 6 марта 1882 г. перемещен в Каменец-Подольск. Погребен в Казанском соборе Каменца-Подольска. Большое количество статей В. печаталось в журналах «Христианское чтение» и «Православный собеседник» . Преобладающими темами статей являлись советы духовенству в деле проповедничества и наставления народа в правосл. вере. В. редактировал перевод трудов свт. Иоанна Златоуста. Широкую известность приобрела составленная им по звуковой методике «Азбука по новому способу обучать детей грамоте» (СПб., 1867), к-рая с 1871 по 1892 г. выдержала 10 изданий (с 5-го заглавие: «Азбука русского и церковнославянского языка...»).

http://pravenc.ru/text/158584.html

Агафангел, архиепископ Волынский и Житомирский (Соловьев Алексей Федорович (или Михайлович)) Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания . Вскоре был назначен библиотекарем академии. С 10 марта 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 февраля 1860 года – епископ Вятский и Слободской. С 17 июня 1866 года – епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа. Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире. Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения. В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: «Светская наука и литература – это обширная пустота». Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 Игуменья и 16 монахинь Иркутской Троицкий Селенгинский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Костромской Богородицкий Игрицкий По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Николаевский Бабаевский Городецкий Аврамиев Предтеченский Железноборовский Пустыни: Троицкая Кривоезерская Макарьевская, что при слободе Решме Архангельской Красногорский По одному Строителю и по 6 монашествующих Шенкурский Троицкий Беркольский Пертоминская пустыня Тамбовской Санаксарский Богородицкий Настоятель и 16 монашествующих Тамбовский Трегуляев Предтечев По одному Строителю и по 6 монашествующих Шацкий Николаевский Черняев Пустыни: Саровская 1 Строитель и 50 монашествующих Вышенская 1 Строитель и 6 монашествующих Орловской Мценский Петропавловский По одному Строителю и по 6 монашествующих Карачевский Николаезский Одрин Болховский Троицкий Оптин Пустыни: Богородицкая Площанская Брянская Белобережская Пермской Женский Новотихвинский в Екатеринбурге, учреждённый при кладбищенской церкви вследствие доклада Св. Синода, по Именному Высочайшему Указу, состоявшемуся 31 Декабря, 1809 года По Указу Св. Синода от 9 февраля 1810 года, положено быть Игуменье с 16 сёстрами Пензенской Саратовский Спасо-Преображенский По одному Строителю и по 6 монашествующих Краснослободский Спасо-Преображенский Петровский Николаевский Наровчатский Троицкий Слободской Украинской Старо-Харьковский Преображенский Сколько быть должно монашествующих, не показано; а в наличии имеется 21 человек XVI. B 1786 году, по устроению Наместничеств Киевского, Черниговского и Новгород-северского, Именным Указом Апреля 10 положены сообразно учреждению 1764 года штаты и Малороссийским монастырям, в сих Наместничествах находящимся; а вотчины их с 1 Июля того же 1786 года отобраны в Государственное ведомство Казённых Палат. Вследствие того сверх Киево-Печерской Лавры, (которая ещё с 1701 года поставлена высшей всех Российских монастырей, а с сего времени получила оклад и штат монашествующих сообразно Троицкой Сергиевой Лавре), введены в степени нижеследующие монастыри:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вопрос о чудотворных Площанского, Свенского и Одринского монастырей иконах рассматривался 13 января 1925 г. Губфондовой комиссией, которая, отметив, «несомненную колоссальную историческую ценность» икон, выразила мнение о необходимости передать иконы губмузею на хранение. Однако, все-таки по акту от 27 февраля 1925 г. Севская Губфондовая комиссия передала священнику Иоанно-Предтеченской церкви Алексею Полуботко икону Казанской Божией Матери из ликвидированного Площанского монастыря во временное пользование без ограничения срока. Имеется описание иконы, какой она была в 1925 г.: «Внешний вид иконы. Написана масленичными красками на доске, размер иконы высота 1 арш. с четвертью, в ширину 1 аршин, в металлической ризе с венчиком и простыми камешками, 32 больших и 16 шт. маленьких, с коронкой - 2 камешка больших, средних 4 камешка и 20 шт. маленьких, осыпанная кругом искусственным жемчугом и деревянным киотом без стекла». Икона отдавалась с условием, чтобы с ней не было хождений по городу Севску и по селениям уезда. Передача иконы в Иоанно-Предтеченскую церковь вызвала в Севске противостояние между священниками. Священник Крестовоздвиженской церкви Варлаам Попов был в апреле 1925 г. арестован и заключен под стражу в Губисправдом в связи с обвинением в распространении им ложных слухов о том, что переданная икона не чудотворная, не подлинная, подменена Советской властью и продана Полуботко за 300 рублей. Попов призывал бить камнями тех прихожан, которые ходят в церковь коммуниста священника Полуботко, обзывал его живаком. Думается, что икона была подлинная, противостояние же объясняется приверженностью Варлаама Попова тихоновскому направлению, а Алексея Полуботко-обновленческому. Дело было прекращено в декабре 1925 г., Попов освобожден. Игумен Площанской пустыни о. Никодим, в миру Никодим Спиридонов, после закрытия монастыря с 1924 г. проживал в селе Игрицком Комаричского района и служил священником в Знаменской церкви села Игрицкое. Он родился в селе Скородное Новосельского уезда Тульской губернии, происхождением из крестьян. В Севской Площанской пустыни находился с 1894 г., в своих показаниях на следствии говорит о поступлении в монастырь в 13-14 лет. Игуменом Площанской пустыни стал в 1915 г. В 1930 г. Никодим Спиридонов был привлечен к ответственности по ст.58 п.10, 58 п.11 в числе 96-ти человек по обвинению в создании контрреволюционной организации из бывших монахов, опирающейся на кулацкие элементы. Был осужден к отбытию 10 лет в концентрационных лагерях. Дело по обвинению Никодима Михайловича Спиридонова пересмотрено, и он реабилитирован постановлением Брянской областной прокуратуры 21 сентября 1989 г.

http://sobory.ru/article/?object=01116

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

3194, л. 232). Сборник из Музейского собрания ГИМ был создан после 1745 г. – в нем сохранилось подробное описание поновления Федоровской иконы Божией Матери, проходившее при участии самого В. Н. Вощина Собственно текст «Сказания о Песошенской иконе» читается в сборнике Муз. 3194 на л. 273 об.–285 об. и содержит текст редакции, который, по наблюдениям автора рецензируемой книги, является наиболее ранним (так называемый базовый вариант распространенной редакции), заглавие: «Чудеса Пресвятыя Богородицы Песошенския. Месяца иуниа 12 день явъление Пречистаго и чудотворнаго образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Одигитрия иже на Костроме въ Новои пустыне (на поле добавлено: нарицаемом Игрища. – А. Р.) на рецке Песочне и Сказание отчасти чудес…», начало: «Ныне обратимся паки братие и плачемся пред Господем сотворшим нас и возопием ему сокрушенным сердцем: согрешихом, Господи, и исповедаем прегрешения…». Однако чудеса имеют существенное отличие от других списков той же редакции: в списке ГИМ, в отличие от изданных вариантов текста «Сказания», содержится ряд точно датированных чудес (последнее из них: «Того ж месяца в 29 день в тои же святои обители жена именем Мавра прозрение от чюдотворного образа Пресвятыя Богородицы образа очесем получи, и отиде в дом свои славя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и рождшую Его Пречистую Владычицу Богородицу»). В изучении истории почитания Песошенской иконы и отражении этого почитания в литературной традиции осталось еще немало сюжетов для дальнейших исследований, и Музейский список Сказания, полагаю, тому свидетельство.   В литературе также фигурирует 1958 год как год исчезновения иконы: Зонтиков Н. А. Игрицкая Смоленская икона Божией Матери//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 166–167. Эту дату автор рецензируемой книги считает ошибочной (с. 82–83). В том числе заметка из «Памятной книжки Костромской губернии на 1862 г.» и данные из справочника В. В. Зверинского ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1. СПб., 1890. 211. С. 153–154). Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. S. 82, 84, 92, 107 (Veröffentlichungen der Abteilung für slavische Sprachen und Literaturen des Osteuropas-Instituts (Slavisches Seminar) an der Freien Universität Berlin, Bd. 70).

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

Возобновлению сей церкви особенно содействовал Стефан Яворский ; им засвидетельствованы и чудеса, бывшие от Гребневской иконы. В церковь Гребневскую доныне не престают стекаться Московские жители на поклонение чудотворной иконе: многие поднимают её к себе в дома. С тёплой верой притекающим не иссякает источник исцелений и утешений от святыни. Празднование Игрицкой иконе Богоматери Икона Богоматери Одигитрии на Песочне обретена была в 1624 г. Недалеко от Костромы в селе Савицком жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и тщетно искал себе помощи у врачей. Однажды – это было в 1724 г. – его крестьяне, пася его овец и лошадей в пустыне, называемой Игрица, при реке Песочне, пришли к церкви чрезвычайно ветхой, которая готова была разрушиться. Вошедши в церковь , пастухи увидели образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, как будто только что написанный. Удивляясь тому, как в ветхой церкви явился новописанный образ, они помолившись пошли к своему господину и рассказали то, что видели. Благочестивый Емилиан, обрадованный этим, тотчас послал в Кострому за своим духовным отцом, Троицкого собора священником Феодором чтобы он пришёл отслужить молебен. По прибытии священника Емилиан, собравши родственников, отправился в ветхий храм, где найдена была икона Богоматери. Молебен совершён был с водоосвящением. Когда священной водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в неё, как в губку, только на очах долго держалась и потом св. вода потекла с очей, как струи. Священник покропил также св. водой слепого Емилиана, и он тотчас прозрел. Прославляя Господа, чудодействующего через икону Богоматери, возвратились все присутствовавшие домой и рассказали о чудесном явлении иконы и благотворном исцелении от неё. На месте явления иконы устроен Песоченский монастырь, в 15 верстах от Костромы на правом берегу Волги. Чудотворную икону Смоленской Божией Матери, что на Песочне, ежегодно носят в Кострому. Во вторник на 9-й неделе после Пасхи отправляется духовенство из Костромы, в сопровождении множества граждан, в Песоченский монастырь; здесь служат всенощную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Приняв в свое владение и заведование полуразрушенный Богоявленский монастырь и решившись на трудный подвиг восстановления его и вместе устранения давно общепризнанных неудобств Крестовоздвиженской обители, первая игуменья обоих монастырей Мария, пламенно горевшая духом достохвальной ревности о Боге, вознамерилась вскоре же положить начало своим великим и незабвенным трудам восстановлением прежде всего Богоявленского соборного храма, который, как многовековая святыня, привлекал к себе общее и особенное сочувствие граждан Костромских. 10 марта в том же 1864 г. был Высочайше утвержден новый план Богоявленского собора; по нему древний храм должен был составить один алтарь к обширному храму, имеющему пристроиться с западной стороны, причем предположено было кругом древнего здания Богоявленского собора по прежнему устроить с трех сторон пристройки, – но в несравненно обширнейшем размере. При этом все дело восстановления обители возлагалось на усердие доброхотных дателей. Ни от общества, ни от правительства еще не было представлено никаких вещественных средств для возобновления монастырских храмов и для устроения новых для инокинь келий; последнее правда отложено было до другого более удобного времени. И однако же в твердом уповании на помощь Божию начало наступившего лета признано было благоприятным временем для того, чтобы положить начало возобновления древнего собора. Для закладки большой пристройки к нему избран был день 12 мая, имевший особенно важное значение в истории Богоявленского мужского монастыря. Для этого торжества теперь сюда принесены были чудотворные иконы: из кафедрального собора Феодоровская икона Богоматери, из Ипатьевского монастыря Тихвинская св. икона, из Запрудненской церкви Нерукотворенный образ Спасителя, из Богородицкого Игрицкого монастыря принесена в дар и благословение обители копия с чудотворной Смоленской иконы Б. Матери. Когда в 7 часов утра 12 мая на западной башне, обращенной навсегда в монастырскую колокольню, начался благовест в большой Богоявленский колокол, отличавшийся редкою гармоничною звучностью, как бы оправдывавшею известную нам надпись на нем, звук этого колокола, издавна хорошо знакомый городским старожилам, невольно вызвал в них радостные возгласы: «хозяин заговорил! хозяин воротился домой и созывает гостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010