Москве, ... Знаменский на старом государеве дворе, Вознесенский девичий монастырь, далее истлело... Донской Пресвятой Богородицы монастырь.... Рождественский девичий монастырь, что за Пушечным двором, Вознесенский монастырь, Давыдовская пустыня, Георгиевский девичий монастырь за житным рядом, Никольский, что за.... рядом, Воздвиженский монастырь, что на Арбате, Златоустов, что на Покровке, Воскресенский, что на Тверской, Воскресенский Москов. уезда на реке Истре... Богоявленский монастырь, Спасский Злотовороцкий, Успенский девичий, Покровский, что на Устье реки Нерли, Георгиевский, что во Владимире на Посаде, Николаевский-Златовороцкий, Козьмин монастырь. Город Дмитров... Борисоглебский монастырь на посаде, Никольский-Песношский, что на реке Нерли, Никольский-Песношский, что в Берендеевском стану. Можайск... Лужецкий монастырь, Петровский, что в Можайске на посаде, Иоакиманский на посаде, Предтеченский Колоцкий, Троицкий. Переяславль Залесский. Монастыри: Горицкий, Троицкий, Данилов, Никитский, Феодоровский, Борисоглебский, Покровский Антониевой пустыни, Семенов, что под Александровской слободой, Никольский, что на Болоте. Звенигород – Саввы Сторожевский. Верея. Входоиерусалимский. Волок–Ламский – Иосифов, Возницкий, Успенский-Левин. Боровск – Рождественский-Пафнутиев. Ярославец Малый – Тихонова пустынь. Масальск – Успенский Боровский. Калуга – Рождественский. Алексин – Богоявленский-Бундырев. Серпухов – Высоцкий, Владычний. Ржев Володимиров – Троицкий-Селижаров. Торопец – Троицкий-Кудин, Троицкий-Небин. Кострома – Ипацкий, Богоявленский, Девичий Воздвиженский, Успенский Шеренский, Геннадиев, Богородицкий-Ризоположецкий девичий, Сыпанов, (?) Спасский-Запрудный, Богородицкий Игрицкий, Надейная пустынь. Галич – Троицкий Варнавиной пустыни, Спасский, Богородицкий Верхней пустыни, Авраамиев-Городецкий, Устинский Жуковы пустыни, что на р. Вексе, Воскресенский, что на посаде у Соли, Васильевский, что в Галиче на посаде, Фроловский, что у Галицкого озера, Никольский, что в Галиче на посаде, Зачатиевский девичий, что в Галиче на Посаде, Макарьевский Желтоводский, Благовещенский, что на Упороже, Рождественский девичий, что в Галиче на посаде: Богородицкий Паисиев, Благовещенский Андреяновой пустыни, что на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Боголепова пустынь . Упразднённая и в приходскую церковь обращённая. Находилась в Московской Губернии в Клинском уезде, расстоянием от города Клина в 31 версте. Богородицкая Аркадиева пустынь См. Аркадиева Богородицкая. Богородицкая Верхъязвенская Успенская пустынь См. Верхъязвенская Богородицкая Успенская. Богородицкая Владимирская Чугуевская пустынь См. Чугуевская Богородицкая Владимирская. Богородицкая Воротиловская пустынь См. Воротиловская Богородицкая. Богородицкая Глинская пустынь См. Глинская Богородицкая. Богородицкая Дунилова пустынь См. Дунилова Богородицкая. Богородицкая Жадовская пустынь См. Жадовская Богородицкая. Богородицкая Княжая Успенская пустынь См. Княжая Богородицкая Успенская. Богородицкая Негренская пустынь См. Негренская Богородицкая. Богородицкая Площанская пустынь См. Площанская Богородицкая. Богородицкая Словенская пустынь См. Словенская Богородицкая. Богородицкая Или Богородская Теплогорская пустынь См. Теплогорская Богородицкая. Богородицкая Устьнедумская пустынь См. Устьнедумская Богородицкая. Богородицкая Шеринская пустынь См. Шеринская Богородицкая. Богородицкий Бобренев монастырь См. Бобренев Богородицкий Рождественский. Богородицкий Владимирский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в городе Владимире, что на Клязьме, и принадлежал к Синодальной области. Богородицкий Владимирский Переславский монастырь Девичий, в 1764 году упразднённый. Находился внутри города Переславля Залеского, почему и назывался Переславским, а Богородицким и Владимирским по главной церкви. Строения в монастыре сем до 1740 года были все деревянные, а в 1740 году, мещанин Филипп Фадеев, сын Угрюмов, вместо деревянной церкви во имя Владимирской Божьей Матери построил каменную в то же наименование, спустя после сего несколько времени построил ещё и другую во имя св. благоверного Князя Александра Невского, также и ограду каменную. Прибавление из VI тома Богородицкий Галицкий монастырь Мужской. В нём жил Преп. Григорий Пелшмский (см. Описание Лопотова монастыря). Богородицкий Елецкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Перемыщль, а в нем приписной Николаевской монастырь, а за ним тридцать пять дворов. Егорьевской девич монастырь вотчинной. Да в уезде: Лютиков монастырь вотчинной, Шаровкин монастырь вотчинной. Воротынеск, в уезде приписной Спаской монастырь, а за ним дватцать восемь дворов. Роспись, что в епархии преосвященного Филарета, митрополита Нижегородцкого и Алатырского, вотчинных монастырей. В Нижнем Новеграде Печерской монастырь. Великого господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, домовой Благовещенской монастырь. В Нижегородцком уезде: ево-ж великого господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, домовой же Дудин монастырь, Макариев монастырь Желтоводцкого, Орана поля (? – Богородицкая, дерев. Ораны (Поляны)). Словенская пустыня. В Лысцове Богородицкой монастырь. В городе Алатыре Троецкой монастырь, приписан к Троецкому Сергиеву монастырю. В городе Курмыше Рождественской монастырь, приписан к Воскресенскому монастырю. А сколко за теми монастыри вотчин, и крестьянских и бобылских дворов и об том ведомо в Помесном Приказе и в Приказе Казанского Дворца по переписным книгам прошлого 186-го (1678) году. Да безвотчинных монастырей: В Нижнем Новеграде монастырь Сшествия Святого Духа. В Нижегородцком уезде: Ворсомской, Островской Троецкой монастырь, Зеленых гор Отеренская пустыня, Кресто-Маровская пустыня, Архидьяконская пустыня, в Мурашкине Преображенской монастырь, в Ядрине пустыня Казанския Богородицы. 190-го (1681) году роспись, что в Коломенской епархии городов и в котором городе что монастырей. Город Коломна, вънутре городе Брусенской девич монастырь. На посаде Спаской монастырь. Да в уезде: Голудвин монастырь да Бабренев монастырь. Город Кашира. Против города на другой стороне Оки от города верста Троецкой Белопесоцкой монастырь, крестьянских и бобылских дворов за ним в Каширском уезде в одном городе двести четырнадцать дворов; да в уезде: Пустыня Соколова, крестьян за монастырем четыре двора, да в уезде ж монастырь Березено пустынь, крестьянских и бобылских четыре двора; да в уезде ж Севолодцкой монастырь. Город Тула. На посаде монастырь Иоанна Предтеча, да Ружной девич монастырь, да в уезде Венев монастырь. Город Дедилов, в уезде Богоявленской монастырь. Город Венева. В уезде Богоявленской монастырь. Город Ефремов. В уезде Спаской монастырь. Город Кромы. В уезде Троетцкой монастырь. Город Кропивна. На посаде Троетцкой монастырь. Город Арел. На посаде Богоявленской монастырь. Что за иными монастыри, которые писаны выше сего, крестьянских и бобылских дворов, того неведома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАДОНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Задонский монастырь (панорама с юга) Задонский Богородице-Рождественский мужской монастырь Липецкой епархии Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в 1610 году. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый деревянный храм, построенный ими в 1630 году, был посвящен Пресвятой Богородице. В середине XVII века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная в 1779 году в город Задонск . В 1692 году в результате пожара монастырь был уничтожен дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую Владимирскую икону Божией Матери – она сохранилась на пепелище неповрежденной. К монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители. К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 по 1697 год. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла уже вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами — в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. Уже в 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и готическая колокольня. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми. Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время эпидемии холеры в 1830-1831 годах, когда смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

http://drevo-info.ru/articles/13677886.h...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Богородице-Рождественский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся». Первые сестры монастыря - вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение обители. Один из древнейших женских монастырей Москвы расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Содержание История [ править править код ] Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город). Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную. К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.) . В 1670-е гг. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн. Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста. Так выглядел монастырь в 1882 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Ригодищи. Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1893. Адрес: Тверская область, Бологовский район, дер. Ригодищи Координаты: 57.98924, 34.211056 Проезд:От Бологое, на автобусе Изменить описание Храмы монастыря: Собор Рождества Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь расположен на автомобильной дороге Бологое-Кемцы, в 19 км от города Бологое в деревне Ригодищи Бологовского района Тверской области. Объект не принадлежит Православной Церкви. Строительство Ригодищенского Богородице-Рождественского монастыря начато на семейные сбережения Эдуарда Николаевича и Александры Петровны Кантемир. После их кончины строительством обители занималась Е.А. Купчинская. В 1893 году в 60 км от города Валдай была создана и освящена женская община как заштатный монастырь в имении вдовы А.П. Кантемир, которая в 1897 году переименована в Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь. В обитель приняли 28 монахинь, а настоятельницей была назначена Е.А. Купчинская. К 1910 году на территории насчитывалось около 20 построек. Каменные здания возведены после 1910 года, но в 1928 году организацию расформировали, строения разрушили и взорвали. До Великой Отечественной войны в сохранившемся здании размещалась средняя школа, а после - Детский дом В настоящее время в сестринском корпусе Ригодищенского Богородице-Рождественского монастыря находится Специализированная областная коррекционная школа-интернат. Объект 14210, 23 мая 2013 г. Во 2-й половине XIX века в Ригодищах находилась усадьба, владел которой Действительный Статский советник Эдуард Николаевич Кантемир. Здесь он построил первую деревянную домовую усадебную Богородице-Рождественскую церковь, прозванную, в последствии, «Кантемировской». В 1883 году он открывает школу для крестьянских детей. Своих детей у супругов Кантемировых не было, поэтому Александра Петровна Кантемир заведовала школой, и всё своё время отдавала чужим детям. Рубленное из брёвен, обшитое тёсом двухэтажное здание с цоколем из валунов - сестринский корпус 1896 года постройки.

http://sobory.ru/article/?object=11720

http://www.brm33.ru/ По кромке холма, в ряд с соборным и княжеским храмами, стоял прежде еще один — монастырский (до 1930 г.). Мужской монастырь с белокаменным собором Рождества Богородицы заложил в 1191 г. Всеволод III. До сих пор сохранился на древнем месте монастырский ансамбль в окружении стен и башен. Архитектурная история, древняя топография, исторический пейзаж, церковная святыня, старинный монастырский быт и уклад - все объемлет Рождественский монастырь. Монашество на Руси… Иночество… Иной - ангельский - образ; иной - подвижнический - путь спасения. Молитва и пост, труд и ученость, дерзость первопроходца и даже воинский подвиг - все это русское монашество. Летописание, икона, книжное искусство, архитектурная мысль, тонкости всякого ремесла и рукоделия - и это монашество. Государственная мудрость, духовное величие, смирение и милосердие — и это тоже монашество. Для русского человека монастырь и монах были и остались образцом христианской любви и нестяжательной чистой жизни. В прежние времена Владимир был полон монастырейРождественский, Княгинин, Козьмин, Георгиевский, Спасо-Златовратский, Николо-Златовратский, Борисоглебский, Богородицкий, Зачатьевский, Сергиевский, а на ближних подступах - Вознесенский, Федоровский, Константино-Еленинский… К концу XIX в. оставались только первые два, прочие упразднили: одни исчезли вовсе, другие превратились в приходские церкви. Рождественский монастырь долго удерживал первенство среди русских монастырей, и только в 1561 г. уступил его Троице-Сергиеву, а в 1720 г. еще Александре-Невскому монастырю. Однако всегда оставался в ведении и под покровительством митрополитов и патриархов. С середины XVIII в. он сделался домом Владимирских архиереев. В монастыре долгое время хранилась великая реликвия — мощи св. князя Александра Невского, погребенного в соборной церкви в 1263 г. и прославленного как святой в 1380 г. Останки его в 1723 г. перевезены в Петербург. Из игуменов монастыря был епископ Симон — крупный богослов и государственный деятель, сподвижник князя Георгия в основании г. Нижнего Новгорода и строительстве белокаменного собора в Суздале в XIII в. До XVII в. Рождественский собор был единственным каменным зданием монастыря, а затем выстроились из камня святые ворота с Христо-Рождественской (Крестовой) церковью, шатровая колокольня, монашеские и архимандричьи кельи, различные службы, ограда и башни. В 1748 г. западную часть монастыря занял архиерейский дом — нарядное двухэтажное здание в древнерусских формах, под высокими кровлями-”колпаками”. Белокаменный собор постепенно ветшал, и в 1858-1868 гг. был перестроен епархиальным архитектором Н.А. Артлебеном как бы заново — разобран и сложен так, как представлялся архитектору его первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Богородице-Рождественский женский монастырь в Туле Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Образован при Рождественском храме, выстроенном в 1781 году. 28 декабря 2000 года приход храма, переданного Тульской епархии в 1988 году, был преобразован в Богородице-Рождественский мужской монастырь. В 2001 году монастырь стал женским, и в него переехала часть насельниц Щегловского монастыря, ставшего мужской обителью. В монастыре хранится чтимая икона Тихвинской Божией Матери. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм в посёлке Горелки, освящённый в честь свт. Николая, существовал предположительно с XV века. В 1781 году на месте обветшавшей деревянной церкви лейб-гвардии поручиком Алексеем Ивановичем Ивашкиным был построен каменный храм и освящён епископом Феодосием в 1783 году. Изначально в церкви было два престола: главный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в южном приделе — во имя свт. Алексия, митрополита Московского. В клировой ведомости за 1916 год указывается второй боковой придел с престолом во имя вмч. Георгия Победоносца. При храме имелась церковно-приходская школа. Так выглядела обитель в 1993 г. До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года — иерей Дмитрий Глаголев, который после закрытия храма в 30-е годы XX века, будучи в сане протоиерея, был отправлен в ссылку и пропал без вести; его символическая могила находится на монастырском кладбище. В советское время церковь была разорена (год закрытия неизвестен) и служила хранилищем кинопленок. В 1988 году храм возвращён Православной церкви и до 2000 года существовал как приходской. 28 декабря 2000 года постановлением Священного синода приход преобразован в мужской монастырь. После расформирования в июле 2001 года Богородичного Щегловского женского монастыря часть его насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование Богородице-Рождественского монастыря из мужского в женский было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением настоятельницей монахини (впоследствии игумении) Амвросии (Соломатиной). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010