Единство и торжественность поперечной алтарной композиции подчеркивается росписью – «Благовещением» наверху и полуфигурами святителей, помещенными не по одной (что выявляло бы вертикаль), а по две, что создает как бы пояса росписи… Цельность расположенного перед алтарем и ориентированного на алтарь пространства приводит к гораздо большему ощущению предстояния и ожидания, чем в других храмах. Властно привлекающая, несколько «шумная» зрелищность княжеских построек «стихает». Лопатки как бы вовсе отсутствуют в стоящих посреди храма опорах и не затесняют, не динамизируют интерьер в целом. Своды с их подпружными арками не совсем адекватны по структуре нижней зоне храма. Отнесенные к тому же очень высоко, они как бы отдаляются, и интенсивность их зрительного восприятия ослабевает. Разница верха и низа появляется впервые, а ведь она существенна для всей последующей архитектуры города. Движение и структурность верха теряют динамическую связь с зоной пребывания человека, которая оказывается гораздо более спокойной и созерцательной по своей эмоциональной выразительности. Новый вкус проявился и во внешнем облике здания. Здесь впервые в верхней зоне средних прясел появляется одно, а не два окна, вместе с парой нижних окон создается группа из трех окон, обязательная в новгородском зодчестве до середины XIV в. Зодчие отказываются от ниш, расчленявших стену и пронизывающих каменный инертный массив ритмической активностью очертаний. Мастеров привлекает трактовка стены как ровной и спокойной оболочки пространства, интенсивность формирования наружного облика ослабевает. И хотя лопатки еще служат общей для всех памятников начала XII в. основой разработки фасадов, стилистическое изменение весьма заметно. И опять-таки именно такому пониманию архитектурной формы суждено утвердиться в дальнейшем. Главным качеством применения новых элементов и соотношений в Рождественском соборе является осознанность извлекаемого из них художественного эффекта. А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в.» Москва, Наука, 1987

http://sobory.ru/article/?object=00171

Таким образом, инженерно-археологические изыскания позволили сделать вывод, что главной причиной деформаций конструктивных элементов здания собора был оползневый процесс, развивающийся в грунтовом массиве возвышенности с крутопадающими склонами, на которой располагается территория монастыря. Причем, оползневый сход развивается в юго-восточном направлении относительно продольной оси собора, соответствующий осевой линии косогорного выступа возвышенности территории монастыря. Развитие оползневого процесса в косогорной зоне территории Рождественского монастыря поставило определенные условия в проектировании подземной части проектируемого храма на месте собора XII века. Безусловно, в подобных условиях конструктивная жесткость подземной части здания должна обеспечить прочность верхнего строения и воспринимать все напряжения от оползневых процессов. Поэтому была разработана новая конструктивная схема подземной части с индивидуальной конструкцией монолитного жестко замкнутого фундамента, обеспечивающего работу сооружения по схеме «здание - грунтовый массив основания». Особенностью конструкции фундаментов храма является монолитная бетонная лента различной толщины, опирающаяся на материковый грунт основания, являющегося дном археологического раскопа, и частично на старые фундаменты. В верхнем поясе фундамента устраивается монолитный железобетонный пояс, развитый в стороны до необходимых размеров. Предложенная конструкция представляет собой в целом единый блок элементов фундамента и подземных стен. При этом учтены особые условия: сохранение археологических архитектурных памятников, вклинивающихся в новые конструкции; создание в конструкциях подземной части ниш, подиумов для сохраняемых и предназначенных для обозрения фундаментов храма XII века. Косткин В.А. (Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, г. Владимир, Россия), Косыгин Е.В., Скальный В.С. (Научно-производственная фирма «Тектоника», г. Владимир, Россия)

http://sobory.ru/article/?object=02747

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно. Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада – воздушнее и легче. Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах. В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия – только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение. Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже – из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича. Шатровая колокольня – единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева.

http://sobory.ru/article/?object=04322

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве На московских кручах Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. Фото: o-moskve.narod.ru Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть версия, что княгиня Мария основала монастырь в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади. Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года. Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле.

http://pravoslavie.ru/3638.html

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Рождественский мужской монастырь - православный мужской монастырь во Владимире. Содержание История [ править править код ] Святые: Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси. Монастырь в XIII-XIV веках. В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён. 23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Монастырь в XVII веке. Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

В. Кн. Михаила Всеволодовича Черниговского, обретенные в 1699 г. сентября 18 дня. В 1238 году при жизни Преподобной Евфросинии во время нашествия Татарского Хана Батые, город Суздаль был им взят, а монастырь молитвами ее сохранен от плена неврежденным. Рождественский Белоградский девичий, 3-го класса, Курской Епархии, в Белгороде; когда построен, неизвестно. В нем церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественский женский, 3-го класса, Тобольской Епархии, в городе Енисейске. В нем церковь Соборная двухэтажная: вверху храм во имя Святых Апостол Петра и Павла с приделом во имя Св. Николая Чудотворца; внизу во имя Рождества Христова с приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1755 году. – Церковь сия по красоте и благолепию своему есть одна из богатейших в Сибири; в ней между прочею серебряной утварью находится на средине большое серебряное паникадило, на престоле дска серебряная с отвесами в пуд 27 фунт., царские врата серебряные в пуд 20 фунт., пред местными образами лампады серебряные. Рождественский Кафедральный, во Владимире, в Кремле, построен Великим Князем Всеволодом в 1191 году, ныне обращенный в Архиерейский дом. Рождественский девичий, 2-го класса, степенью 8-й, в Москве, в Белом город на Трубе, построен материю Князя Владимира Андреевича Княгиней Марией, во инокинях Марфою, скончавшеюся в 1389 году и погребенной в сей обители. В нем Соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественский девичий, 3-го класса, Ярославской Епархии, в городе Ростове; построен Св. Феодором Архиепископом Ростовским, преставившимся в 1395 году ноября 28 дня, коего Святой мощи почивают в Успенском Ростовском соборе. В нем церковь Соборная двухэтажная: вверху храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу во имя Святого Алексея Божией человека. Рождественский девичий, 3-го класса в Твери. В нем две церкви: 1) Соборная двухэтажная, великолепно выстроенная и освященная в 1820 году: в нижнем этаже оной храм во имя Рождества Христова, а в верхнем во имя Тихвинской Божией Матери. В сооружении сей церкви участвовал Государь Император Александр I с Высочайшей Своей Фамилией значительными вкладами; 2) над западными вратами церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа. В монастыре сем имеется образ Божией Матери Тихвинской, почитаемый чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рогожский монастырь . См. Рожковский Николаевский. Рождественская Богадельня Так именовался девичий упразднённый монастырь, находившийся в Пензенской Епархии при уездном городе Краснослободске и принадлежавший к Синодальной области, а писался: Краснослободской десятины Починковской волости Рождественская богадельня. Рождественская Вондожская пустынь См. Вондожская Рождественская. Рождественская Голубинская пустынь См. Голубинская Рождественская. Рождества Пресвятой Богородицы Арсеньева пустынь Так именовался Новгородский Арсеньев монастырь 175 , который основан в 1562 году Преподобным Арсением, и тогда же построена в нём церковь деревянная во имя Рождества Божьей Матери 176 . Преподобный Арсений родился в Ржеве Владимирове от благочестивых родителей, отца Григория, матери Пелагеи, в инокинях Аполинарии, в крещении наречён Амвросий; в совершенном возрасте по убеждению родителей своих сочетался браком и по 20 неделям со дня бракосочетания, оставив дом родительский, ушёл в Великий Новгород, продолжая кожевенное художество, которому научен был от отца своего, и по совету посадника Феодора Дмитриева Сыркова в 7070/1562 году (за шесть лет до разорения Новгорода от Царя Ивана Васильевича) постригся в монашество, и с помощью его соорудил монастырь, в котором препровождал жизнь самую строгую, нося рубища и вериги. Царь Иван Васильевич по совершении казни Новгородцам посещал обитель Преп. Арсения, который после того на другой день, т. е. 12 июля в 7076/1570 году преставился предрёк о том пророчески, и положен в созданном им монастыре во имя Рождества Божьей Матери вне церкви, на том месте, где он в затворе подвизался. По обретении мощей его устроена над ними часовня, а потом и церковь деревянная во имя Рождества Христова с приделом во имя Св. Леонтия, Епископа Ростовского, а по сгорании оной сооружена каменная (см. ниже). По перенесении мощей его в 1787 году в Кириллов монастырь, в 1812 году устроена новая позолоченная рака с резной сенью деревянная и 21 Января того же года поставлена с надлежащей церемонией. До 1607 года никаких сведений об этом монастыре не имеется, а в 1607 году пожалована была от Государя Царя Василия Ивановича Шуйского руга на содержание монашествующих, которых назначено быть 20 человек, и дана нижеследующая грамота:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Москва. Богородице-Рождественский монастырь. Рождественский монастырь, Рождества Пресвятой Богородицы, монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1386. Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Рождественка, д. 20 Координаты: 55.76587, 37.62375 Проезд:станция метро " Трубная " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь основан в 1386 г. супругой сына Ивана Калиты, князя Андрея Серпуховского княгиней Марьей Кестутьевной (в схиме Марфа). По некоторым сведениям, первоначально находился в Кремле, и был перенесен на нынешнее место в 1484. В 17-18 веках назывался " Богородицким на Трубе " (Труба - проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади). Закрыт в 1922. Богослужения в Рождественском соборе возобновлены в 1989, монастырь возрожден в 1993. Рождественский монастырь, 2 класса, в Москве, на Рождественке. Основан в 1886 году матерью князя Владимира Андреевича Храброго, княгиней Марией, в иночестве Марфой, погребенной в 1395 году в этой обители. При монастыре приют для малолетних девочек. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на рву» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» — арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь насильно постригли в монахини великую княгиню Соломонию, обвиненную в бесплодии. Царственные особы не оставляли обитель без внимания: жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы.

http://sobory.ru/article/?object=03342

Первое время Богородице-Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице-Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь. В 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н.М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожаров в конце XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в монастыре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми». В 1536 г. сгорела «половина монастыря». Многие настоятели Богородице-Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт.

http://sobory.ru/article/?object=01817

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010