М.И. Успенский Андрей Рублев Сведения о жизни Андрея Рублева весьма скудны. «Звание и родина его неизвестны; но можно предполагать, – говорит И. М. Снегирев , – что он пскович; а как это храмовое художество (иконопись) считалось почетным, и художники наравне с царским синклитом и прочими благородными пользовались уважением (Акты Археогр. эксп. IV, 174), то, может статься, и Рублев был боярским сыном; ибо в числе послов из Пскова к Иоанну III 1486 года был боярин Андрей Семенович Рублев (Псковская летоп. 168). Кроме того Москва заимствовала из Пскова зодчих, строивших соборы: Благовещенский в Москве и Троицкий в Сергиевской обители» 57 . Рублев был учеником своего «спостника» Даниила Черного. В одном из подлинников о Рублеве говорится: «А преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго. Он повеле при себе 58 образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, св. Сергию Чудотворцу» 59 . Приглашенный вместе с Даниилом в Московский Андроников монастырь игуменом его Александром для исполнения иконописных работ, Андрей был иноком этого монастыря. Иеромонах Арсений в «Исторических сведениях об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре» пишет: «Некоторые ученые, занимавшиеся изследованием о русском иконописании, именно: гг. Ровинский (Зап. Арх. Общ. 7, VIII, стр. 177) и Буслаев (Сбор. Общ. древне-русск. искусс, на 1866 г., стр. 8), а также К. Тихонравов (Владимир. Сбор. прим. на стр. 28) и другие, на основании подлинников, считают вышедшим из школы преп. Сергия знаменитаго иконописца инока Андрея Рублева; но из житий преп. Сергия и Никона, Софийскаго временника и свидетельства преп. Иосифа Волоколамскаго видно, что он был монахом Спасо-Андроникова монастыря, в котором и скончался около 1427 года» 60 . Рис.6 С другой стороны он мог быть иноком Сергиево-Троицкого монастыря до поступления в монастырь Спасо-Андроников. В Москве Андрею пришлось работать вместе с прибывшим сюда из Новгорода греком Феофаном, которого современники прозвали философом, и, конечно, не без основания. Это был опытный мастер своего дела. В 1378 г. Феофан росписывал Спасскую церковь на Ильинской улице в Новгороде 61 ; в Москве в 1395 г. 62 с Симеоном Черным церковь Рождества Богородицы, в 1399 г. Архангельский собор 63 (см. таблицу III, снимок с миниатюры Остермановского летописца XVII в., рки. Академии Наук 31. 7. 30, стр. 1212), в 1405 г. Благовещенский собор. «Тое же весны, – читаем в летописи, – начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» 64 . В 1408 г. вместе с Даниилом Андрей работал во Владимире: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистаа Володимерьская, повелением великаго князя Василия Дмитриевича; а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

то, что ни с кем и со всеми, что нигде и везде — величиной с око ласточки, с крошку сухого хлеба, с лестницу на крыльях бабочки, с лестницу, кинутую с неба. Не только беда и жалость — сердцу моему узда, но то, что улыбалась чудесная вода. Похвалим веток бесценных, темных купанье в живом стекле и духов всех, бессонных над каждым зерном в земле. И то, что есть награда, что есть преграда для зла, что, как садовник у сада, — у земли хвала. Слушайте ее стихи в авторском исполнении здесь . Седакова была не единственным выдающимся поэтом, появившимся в 70-е. О некоторых из них она рассказывает в лекциях «Независимая русская поэзия после Бродского (70–80-е гг.)» : Аронзоне, Шварц, Айги, Кривулине. Тимур Кибиров — еще один выдающийся поэт, совсем правда другой манеры: концептуалист, постмодернист (и к православию он приходит уже в постсоветские времена, хотя как поэт формируется в советские, и так, вопреки Мартынову, концептуализм таки добрался до «пространства Церкви»). «…миру явилась едва ли не лучшая (и уж точно самая цельная и стройная) книга Тимура Кибирова… Ее одной хватило бы на оправдание современной словесности », — писал Андрей Немзер о « Греко- и римско-кафолических песенках и потешках» Кибирова. Действительно, «Песенки и потешки» — одно из самых оригинальных, своеобразных, мощных да и просто — прекрасных поэтических достижений последних лет. И, как убедится читатель, — одно из самых живых и аутентичных христианских высказываний. Богословие, философия, филология, поэзия, а вот и кино: Андрей Тарковский — может быть, величайший кинорежиссер всех времен и тоже — порождение позднесоветско-православной Касталии. Советская, атеистическая культура породила «Андрея Рублева» , а что схожее по значению породила «православная» постсоветская культура? Тарковский писал о своем «Рублеве»: «Меня интересовало: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. На примере Рублева мне хотелось исследовать вопрос психологии творчества и исследовать душевное состояние и гражданские чувства художника, создающего духовные ценности непреходящего значения.

http://blog.predanie.ru/article/pozdneso...

   Третий Игумен Андроникова монастыря, прп. Александр Московский ((не ранее 1427, память 13 июня).    Спасский собор Андроникова монастыря был расписан прпп. Андреем Рублевым († до 1426) и Даниилом Черным ((до 1426) в начале второй четверти XV в. Рассказ об Игуменах прпп. Савве и Александре, преемниках прп. Андроника, и о прп. Андрее Рублеве обычно рассматривают как интерполяцию Пахомия Логофета. Глава 20. Начало симоновского монастыря...    Мы уже рассказывали вам о Стефане, родном брате святого, который привел в обитель своего двенадцатилетнего сына Феодора и поручил его святому Сергию, а Преподобный сподобил юношу иноческого пострижения. Феодор проводил добродетельную жизнь, пребывая в полном послушании у святого и изнуряя свое тело строгим воздержанием, так что многие дивились ему. Достойно удивления то, что он ни одного помысла не скрывал от святого ни днем ни ночью. Удостоенный сана священства, он возымел желание основать на новом месте общежительный монастырь. Придя к святому, он исповедал ему свой помысел, посещавший его не один раз, но многократно. Святой, видя таковое упорное желание Феодора, решил, что оно от Бога.    По прошествии долгого времени благоразумный пастырь благословил Феодора и отпустил его из обители туда, куда тому полюбится; некоторые из монастырской братии захотели отправиться вместе с Феодором. Через некоторое время Феодор нашел прекрасное место близ Москвы-реки, называемое Симоново. Узнав об этом, Преподобный пришел в Симоново, осмотрел его, нашел удобным и повелел Феодору строить на том месте монастырь. Получив благословение от архиерея, Феодор поставил там церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, честного Ее Рождества, после он устроил монастырь — по уставу, строго и основательно, и установил в нем общежительство, как заповедуют предания святых отцов, — так создался во славу Божию этот чудный монастырь. В обитель начали сходиться иноки из разных мест, привлекаемые распространившейся повсеместно славой о Феодоре, и получали великую пользу, подвизаясь в обители под его руководством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Искоренение «евдокимовщины» началось с мелочей. Вот что рассказал мне близкий к Феодору человек, иеромонах Герасим Садковский: вот сегодня, скажем, приехал в Академию епископ Феодор. На другой день в его покои рано утром явились влиятельные дамы Сергиева Посада с подарками (при Евдокиме они в жизни ректора и даже Академии играли значительную роль). Было принесено множество банок 22 . Два учебных года я учился в Академии, будучи светским. На втором курсе я был некоторое время иподиаконом и имел возможность близко наблюдать совершение богослужения владыкой Феодором как в академическом храме, так и в храмах, куда он был приглашаем. Кроме академического храма я помню его служения: в Лавре, в Вифании, в Зосимовой пустыни, в Струнине, в Москве, в Рублеве. Во время совершения богослужения владыка Феодор был очень сосредоточен и внешне, и внутренне. Этой своей сосредоточенностью он невольно дисциплинировал всех сослужащих с ним и даже всех молящихся. В академическом храме он редко произносил проповеди. Обычно он выступал с проповедью после молебна перед началом учебного года. В остальное время года я не помню, чтобы он когда-либо выступал с проповедью. По установившемуся порядку после причастного стиха проповедь говорил или кто-либо из студентов, или из профессоров. Но за богослужением в храмах по приглашению владыка Феодор всегда говорил проповедь . Проповедь его носила всегда характер того предмета, который он преподавал в Академии, т. е. аскетический. По своему содержанию она не отличалась чем-либо оригинальным и как мало связанная с жизнью была односторонняя. Но впечатление он всегда производил сильное. Слово его было искреннее, как связанное с его личной жизнью. Отсюда и впечатление. Голосом он обладал не столь сильным, но и не тихим, с довольно сильным костромским акцентом. Кстати, здесь скажу о владыке Феодоре как преподавателе аскетики. Как и в проповеди , так и в лекциях по аскетике у него не было чего-либо самобытного и оригинального. Но лекция, составленная по Феофану и на основании других аскетов, очевидно переживалась им самим глубоко и потому производила впечатление, и притом впечатление не конкретного знания науки аскетики, а впечатление устремления к аскетической жизни. На лекциях владыки Феодора я был не более трех раз, вообще же лекции его посещались студентами одними из-за интереса, другими по долгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Самое знаменитое из его произведений – икона «Святая Троица», по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Нет никакого сомнения, что святым Андреем создано намного больше икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. О происхождении его ничего не известно. Некоторый свет проливает наличие у него прозвища «Рублев», которое сохранилось за ним в монашестве. По-видимому, «Рублев» – родовое прозвище с окончанием, характерным для русских фамилий, т. е., по существу, фамилия. В XIV-XV веке и значительно позже фамилии носили только представители высших слоев общества, что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предположительно – 1360-й. Обучение он начал с детских лет и вскоре достиг немалого умения. Считается, что святой Андрей в ранний период своей жизни мог учиться и работать в Византии и Болгарии. Преподобный жил в эпоху крупных исторических событий, часто очень тяжелых для Руси. В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига. Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем. Вполне вероятно, что эти и другие подобные потрясения определили сделанный святым Андреем выбор – монашеский путь. В 1395 году Русь подверглась новому нашествию – на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана (Темир-Аксака). В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святыню на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого по благословению митрополита Киприана святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

поиск:   разделы   рассылка Анатолий Стародубец Долгая дорога к вере Интервью с Николаем Бурляевым Источник:  Тверская 13 Народного артиста России Николая БУРЛЯЕВА, которому недавно исполнилось 60 лет, мы знаем по фильмам " Иваново детство " , " Герой нашего времени " , " Андрей Рублев " , " Игрок " , " Маленькие трагедии " , " Военно-полевой роман " ... В начале 1990-х Бурляев создал международный кинофорум " Золотой витязь " , работающий под девизом: " За нравственные, христианские идеалы За возвышение души человека! " Мы сидим на лавочке в монастыре Давидова пустынь близ подмосковного Серпухова. Церковные купола отливают золотом даже в бессолнечную погоду нынешней аномально теплой зимы... – Смотрите, чудо какое, – начинает разговор Николай Бурляев, крестится сам, крестит диктофон. – Ну, с Богом... – Николай Петрович, в вашей судьбе актерская профессия – что-то неотвратимое или у вас был выбор? – Выбор есть всегда. Я с детства хотел быть поэтом и писателем, всю жизнь писал в стол. А первую книгу издал только в 56 лет. В том, что я начал сниматься в кино, отчасти виноват Андрон Михалков-Кончаловский, который пригласил меня в 1960 году в свою студенческую короткометражку " Мальчик и голубь " . Но, наверное, это все равно бы случилось – в моих жилах течет актерская кровь. Бабушка и дедушка по отцовской линии были актерами, снимался в кино мой старший брат. Я часто заходил к нему на съемочную площадку, пробовался на роли. Меня все как бы подталкивало к этому. – Сыграв у Андрея Тарковского в 14 лет юного разведчика Ивана в экранизации одноименного рассказа Владимира Богомолова, а в 18 – сына колокольных дел мастера Бориску в " Андрее Рублеве " , вы получили международное признание. Ранняя слава вам сильно вскружила голову? – Всякое бывало. Мой первый бокал спиртного мне налил Володя Высоцкий. Мы вместе возвращались со студии после проб на " Иваново детство " , зашли в кафе сада " Эрмитаж " , он купил бутылку шампанского. С этого момента пошла-поехала богемная жизнь с ее бесконечными застольями. Что меня удержало от участи пьяницы? Каждому из людей Бог дает волю. Надо это использовать, а не плыть по течению. Тело – храм для души, и храм этот должен оставаться чистым. Значит, надо отвергать все, что убивает, калечит твое физическое здоровье. Я, например, не курю и давно забыл вкус алкоголя.

http://religare.ru/2_37153.html

Примечания 1. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 98—129. 2. Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (книга вышла в свет в 1916 г.). 3. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 37—66. 4. Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М. — Л., 1953. С. 145—158. 5. Кузьмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103—124; Просвирнин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу//Богословские труды. Сб. II. М., 1973. С. 210—239; Die Legenden des heiligen Sergij von Ra–donez. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer In–haltsubersicht von Ludolf Muller. Munchen, 1967; Appel O. Die Vita des hf. Sergij von Radonez. Untersuchungen zur Textgeschichte. Munchen, 1972. 6. Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. I (А—К). Л., 1988. С. 330—336. 7. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. C. 98—102; Голубинский Е. Е. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2–е. М., 1909. С. 7—8; Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 67; Грихин В. А. Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской культуре конца XIV — начала XV века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1974. С. 5. 8. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 45, 62; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. С. 147; Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 178—193; Просвир–нин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу. С. 211—213. 9. Сб. «Сергий Радонежский». М., 1991. С. 526.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Но его следование интуиции художника, которому Богом был дарован талант, дал ему и мужество преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия и создать шедевр с ярко выраженной православной идеей. Заметим, что имя «Андрей» в переводе означает «мужественный». В «Зеркале», своем последующем фильме, Тарковскому в полной мере удалось показать, что такое истинное «поэтическое кино». К этому моменту он уже нашел свой киноязык, с помощью которого продолжил идти к центру души, где и находится Бог (см. мою публикацию от 23. 6. 2020г. на Православии.ру). Но все же так сильно, как в «Рублеве», православная мысль не выражена ни в одном из его семи фильмов. После «Рублева», выход которого на экраны затянулся почти на пять долгих лет, Андрей Арсеньевич остался без работы, тщетно пытаясь «пробить» хотя бы одну из своих многочисленных заявок. Неосуществленной осталась заявка на многосерийный телефильм «Идиот» (Анатолий должен был играть Достоевского, ведущего рассказ «от автора», и одновременно изображать мелкого чиновника Лебедева с изворотливой душонкой, хитрого и жалкого; Настасью Филипповну играла бы Маргарита Терехова, князя Мышкина – Александр Кайдановский). Предлагал он экранизировать и «Матренин двор» (обратим внимание, что это рассказ Солженицына о блаженной , одной из тех праведниц, на которых держится мир), «Ариэль» (по одноименной фантастической повести Александра Беляева, герой которой может летать), подавал и целый ряд других заявок, о которых он вспоминает в своем дневнике, названном «Мартиролог». Какие замечательные фильмы мы могли бы получить! Увы. Наконец, когда «Рублев» был выпущен на экраны малым числом копий и «на задворки», то есть в окраинные кинотеатры городов, Тарковскому разрешили приступить к съемкам фильма по повести фантаста Станислава Лема «Солярис». Фантастика тогда была в моде, потому что через нее удавалось сказать о чем-то более существенном, чем повышение производительности труда на ударных стройках коммунизма и колхозных полях. Начальство, боясь, как бы Тарковский не сказал чего-нибудь идеологически неверного и опасного в своих новых фильмах, фантастику разрешила.

http://pravoslavie.ru/145508.html

     На Манхеттене русской речи больше, чем на московских базарах. «Теряет Россия людей», – говорит мне местный батюшка, имея в виду, что многие богатые и талантливые улетают за океан. Я думаю иначе. «Ничего она не теряет. Сегодня, при нынешней степени глобализации, важно уже не столько, где живешь, но главное – как живешь. Солженицын в Вермонте может, образно говоря, сделать для России не меньше, чем если бы жил он в Суздале или Красноярске». Язык остается, совесть остается, вера может прийти, если двери на ее стук открыть. Нужно думать о воцерковлении людей и сохранении полноты Евхаристической жизни. Остальное Бог прибавит и не пожалеет. Видели же мы обращенных («конвертов») из американцев, даже и в немалом количестве. Многие баптисты, адвентисты, пресвитериане, родившиеся в Штатах, на каком-то этапе жизни встречаются с православной верой и пленяются ею. Так что есть – несомненно, есть! – в нашей вере и та апостольская притягательность, и та смесь простоты и глубины, которую взыскует простое верующее сердце. «Сомневаться в нашем будущем – грех против Промысла Божия», – примерно так писал Никону Рождественскому Николай Японский накануне Октябрьской катастрофы. Последний вечер перед разъездом – творчество молодежи. Поют, пляшут, декламируют стихи, шутят… Нахохотался от души. Еще и порадовался. Одни дети по-американски классичны, как из фильма «Семь невест для семи братьев». Другие – прирожденные телеведущие или мастера разговорного жанра. Третьи поют по-русски «Жило двенадцать разбойников» или казачьи песни, хотя по-русски в быту изъясняются с большим трудом. Концерт, как копия жизни: и поплачешь, и посмеешься. И важное это дело – не комплексовать, уметь повеселиться, но без греха и пошлости. Это не всем удается. У нас часто бывает, как в «Андрее Рублеве»: либо жестокость бездушная, либо радость, но уже плотская, без души. А ведь только сегодня утром я видел этих юношей и девушек со скрещенными на груди руками, идущими к Святой Чаше. «У нас не все были за соединение РПЦЗ и РПЦ. Я и сам был против. Но когда смотрел службу в храме Христа Спасителя, когда искал, к чему прицепиться, понял вдруг, что цепляться не к чему. Мы одна Церковь и всегда были ею. Разделение рассеялось как дым, и мы ощутили единство, против которого так много согрешили с обеих сторон». Это говорил батюшка из «Гленковки».

http://pravoslavie.ru/67832.html

С некоторыми из этих героев я знаком лично и поражаюсь тому, какие новые, необыкновенные черты проступают в их лицах. Дивное, совсем домашнее фото митрополита Тихона (Шевкунова) с разбойничьим котом Владыкой, чем-то напоминающим кота Мурра из романа Гофмана. Или задумчивый, даже какой-то робкий на фотографии, а обыкновенно весьма взыскательный, глава Учебного комитета, митрофорный протоиерей Максим Козлов, мой давний сокурсник по Московскому университету, с которым мы вместе собирали картошку на полях совхоза «Клементьево» в начале восьмидесятых. Сан Саныч Волков, читавший нам в прошлом тысячелетии лекции на филфаке, и его молодой сын, ставший священником. А какой замечательный портрет Ирмы Рауш – жены Андрея Тарковского, которую все мы помним по ролям в «Андрее Рублеве» и «Ивановом детстве» – сколько мудрости и благородства на лице этой женщины. Есть возраст человеческой жизни, но нету времени. Фотография  не только запечатлевает, но останавливает его, и здесь проявляется то волшебство, которым отец Игорь владеет в совершенстве. А кроме того поразительная география от Ямала до острова Беллинсгаузен в Антарктиде, где был сделан один из самых знаменитых снимков Патриарха Кирилла с пингвинами. Какие-то из этих фотографий заранее продуманы, срежиссированы и наверняка сделаны по нескольку раз, чтобы взыскательный художник мог отобрать лучший снимок, а что-то получилось случайно, спонтанно, как, например, изображение Никольского скита на Валааме, похожее на картину, когда лучи заходящего солнца упали точно на храм и на миг высветили его в быстро сгущающихся сумерках короткого зимнего дня. Вот уж точно: «Остановись, мгновение!» Мир реальный и идеальный, дольний и горний, откровенное и сокровенное под светлым зонтиком православного Оле-Лукойе. Возможно, есть у отца-фотограф и темный зонт для непослушных детей, но их  на этой выставке мы не увидим… Варламов Алексей Выставка «Потомки и наследники святых» будет работать с 24 апреля по 22 мая (кроме воскресений, а также 1 и 9 мая) с 09:00 до 21:00 по адресу: г. Москва, ул. Рождественка, д. 11, стр. 4, Галерея ВХУТЕМАС (ст. м. «Кузнецкий мост»).

http://foma.ru/divnaja-galereja-chelovec...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010