Да Малоросийского двора подьячей Афонасей Боящев, оклад ему 10 рублев. По 7 рублев сторожи: Ивашка Федоров, Тимошка Иванов, Сенка Анкидинов, Васка Дементьев. Справил Ивашко Петров Список приказу Велики я Рос ии и подячим и что и м великого государя дене жн ые о к лады: 30 рублеве – старой Борис Алексеев; молодые: 15 рублев – Василей Жадаев, 10 рублев – Михайло Второв, 7 рублев, – Фадей Богданов. – Справил Бориско Алексеев. Новогороцкого приказу подьячие з денежными оклады: Старые: 15 рублев – Иван Исаков, 14 рублев – Григорей Шибаев, 10 рублев – Иван Столбицкой; неверстаной – Степан Волков. Молодые: 10 рублев – Алексей Иванов, 9 рублев с полтиною – Дементей Трескин, 7 рублев – Анисим Васильев, 4 рубли – Филимон Фомин, 3 рубли – Степан Брехов, по полтора рубли: Макар Орлов, Андрей Иевлев; неверстаные: Иван да Алексей Ивановы, Федор Трунев, Лука Кирилов, Григорей Греков. Во л од и мерского приказу подьячие з денежными ж е оклады: 37 рублев – Семен Никитин, молодые: 10 рублев – Григорей Конаев, 6 рублев – Ларион Добрынин, 4 рубли – Яков Лазарев. Галицкого приказу подьячие з денежными же оклады: 30 рублевАндрей Иванов, 10 рублев – Степан Ветлицкой. Устюского приказу подьяч и е з денежными же оклады: Старые 33 рубли – Василей Табунцов, 22 рубли – Василей Протопопов, 17 рублев – Тимофей Осипов. Середние статьи и молодые: 12 рублев – Степан Турченинов, по 11 рублев – Василей Булатников, Иван Гордеев; 8 рублев – Данило Протопопов, 6 рублев – Петр Иванов, по 5 рублей: Иван Ветлицкой, Лука Межаев; 2 рубли – Михайло Истомин; неверстаные: Борис Меншов, Леонтей Попов. Новгородцкого, Володимерского, Галицкого приказов сторожи: Сенка Андреев, Оса Иванов, Ивашко Степанов, Самошка Григорьев; оклады им по 5 рублев человеку. Справил Семен Никитин. Сп и сок приказу княжества Смоленского старым и молодым подьячим с по ме тны ми и з денежны ми оклады : Старые: Григорью Суровцов – помесного 300 четьи, денежного 26 рублев; Ивану Грамотину – 38 рублев (сбоку: с послом в Цареграде); Григорью Богданову – 26 рублев; Тимофею помесного 300 четьи, денежного 21 рубль с полтиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Предмет «Основы православной культуры» по содержанию – глубже и шире Закона Божия. Закон Божий – предмет, который в большей степени абстрагируется от внешних форм нашей православной жизни. Если мы говорим в Законе Божием о храме, то рассказываем о том, из каких частей он состоит, где и что в нем расположено, но мы не говорим о конкретных храмах. Если же преподаем «Основы православной культуры», то, кроме этого, рассказываем и о шедеврах нашего зодчества: храме Христа Спасителя, храме Покрова на Нерли, соборе Василия Блаженного. Если Закон Божий говорит об иконе и ее назначении, то в «Основах православной культуры» можно иллюстрировать рассказ о богословии иконы еще и конкретным содержанием, например, об иконописных школах России, об Андрее Рублеве, о фресках Дионисия. На уроках мы можем говорить о библейских сюжетах в русской живописи, о живописи как изображении мира Божиего. Рассказывая о церковном пении, следует поговорить о русской классической музыке, которая вобрала в себя мотивы церковного пения. Таким образом, преподавая православную культуру, мы обязательно будем говорить о догматической основе, мистическом смысле храмов, икон, молитв, богослужения и при этом будем иллюстрировать все конкретными примерами. А конкретный пример – это результат духовной жизни общества, народа, человека. Мы не можем рассказывать о русской православной культуре, потеряв ее богословскую догматическую основу, которая существует в Законе Божием, но и преподавать просто Закон Божий, не говоря о культуре как внешнем проявлении духовной жизни, мы тоже не можем. Думаю, что такой подход – наиболее правильный и полноценный и его следует применить в работе по составлению учебников и программ. Он поможет нам избежать многих дискуссий и бесплодных споров. Вероучительность и культурологичность предмета различаются главным образом в подходе к преподаванию, а не в содержании. Из-за непонимания этого возникают серьезные проблемы. Например, мы хотим преподавать православную культуру, а нам отвечают, что Православие в школе преподавать нельзя, если будут преподавать Православие, то надо преподавать и ислам . Хорошо, но только не ислам как вероучение, а исламскую культуру или буддистскую, т.е. культурологические предметы. Мы не собираемся преподавать Православие как вероучение, сила Православия – в том, что, кроме вероучения, оно дает человеку вдохновенную жизнь, позволяющую творить великую культуру. Поэтому мы эту культуру созидаем, преподаем, и противопоставить ей что-либо невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Чтобы полнее представить себе своеобразие и многообразие древнерусского художественного мышления периода его расцвета и яснее понять, как на византийской основе возникло совершенно самобытное русское средневековое искусство, остановимся кратко на трех крупнейших фигурах в ее истории — Феофане Греке, Андрее Рублеве и Дионисии Ферапонтовском. Каждая из этих фгаур представляет собой одну из вершин творческого гения средних веков, и, одновременно, вместе они выражают специфическую динамику движения древнерусской «философии в красках» от конца XIV до начала XVI в. Феофан Грек Феофан знаменует собой тот византийский творческий потенциал, который, обогатив русскую культуру лучшими достижениями Византии, сам претерпел на Руси под влиянием местных условий существенные изменения, вылившись в яркое явление русской культуры. Рублев и Дионисий в чистом виде выражают древнерусский художественный гений. Что наиболее характерно для художественного мышления Феофана? Глубокая философичность, возвышенность и ярко выраженный драматизм. Феофан в едином лице счастливо сочетал мудреца и живописца, на что с почтительным восхищением указывали уже его современники. Епифаний Премудрый, как мы помним, называл его «преславным мудрецом, философом зело искусным», «изографом опытным» и «среди иконописцев отменным живописцем», который в процессе работы над изображением сосредоточенно размышлял о божественном. Для русских книжных людей и живописцев конца XIV — начала XV в. Феофан — живое воплощение идеала художника, на который многие из них ориентировались. Он прибыл на Русь, когда Византия была охвачена бурными философско–религиозными спорами, и его живопись (и росписи Спаса Преображения в Новгороде, и дошедшие до нас иконы) — яркий вклад в духовную полемику того времени; причем вклад такой силы, глубины и убедительности, что он значительно пережил культуру, его породившую. Живопись Феофана — это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате чего он оказался почти безнадежно удаленным от Него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из–под купола новгородского храма. В лике Пантократора (Вседержителя) нет почти ничего человеческого. Это, пожалуй, предельное воплощение в живописи образа всеразрушающей карательной силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Также с Андреем – поначалу не понимал, почему он называет всего 5-6 имен истинных режиссеров, ведь их гораздо больше. А со временем стал столь же жёсток в оценках. Если на чашу весов положить десятки имен доперестроечных кинорежиссеров, а на вторую тех, кто работал после 1985-го, картина будет наглядна. Необходимо вернуться к системе, когда хотя бы один институт будет отвечать за ту порнографию, которая выходит в народ. Я против цензуры, а вот Пушкин говорил следующее: «Убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно ни находилось». - А шутить великие умели? - А то. Помню, перед съемками труднейшей моей сцены в «Андрее Рублеве» Тарковский никак не подходил ко мне. Ходит за камерой, шутит, какие-то байки рассказывает, взял клизмочку, которой продувают пленку от соринок, и дует всем в уши – Юсову, оператору, помрежу - фьють-фьють. Я говорю – «Андрей, поработай со мной!» А он – «Знаете, что Рене Клер сказал одному журналисту, когда тот спросил, как он работает с актерами?» Фьють-фьють. Он ответил – «А я с ними не работаю, я им плачу деньги. Тебе платят твои 100 рублей, вот и играй». Но это было для публики, ко мне он, конечно, подошел и тут же начал что-то шептать на ухо. А Тодоровский все время шутил, хотя очень нервничал, делая «Военно-полевой роман». А я знал, что у фильма будет успех, еще читая сценарий. За жизнь мне довелось прочесть до тысячи сценариев, и до слез проняли только два – этот и шукшинский «Я пришел дать вам волю». Но, видя, как Тодоровский переживает, я подошел к нему вплотную и, глядя в глаза, сказал – «Это будет потрясающий фильм». Он мне – «Тьфу-тьфу-тьфу, что вы, что вы, сплюньте три раза!» На следующее утро я опять к нему – «Это будет потрясающий фильм!» Гляжу, дней через десять Тодоровский уже просто ждет, чтобы я его воодушевил. И Мордвинов был шутник еще тот. Как-то на выездном спектакле « Ленинг радский проспект» в Подмосковье всем артистам выделили одну гримерку. Заходим - Сошальская, Шапошникова, Вадим Бероев, дедушка Егора, располагаемся. И Мордвинов заходит. Оценил обстановку, проходит туда, где ему надо будет сесть, оборачивается ко всем и говорит – «Спокойно, снимаю!», и… начал снимать брюки.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/02/nikola...

А.Тарковский, на которого вы сослались, в том же «Андрее Рублеве» предложил довольно невзрачную картину этой стороны жизни русского народа: духовная чистота, жертвенность и в то же время междоусобица, вперемежку с коварством и жестокостью... Может быть, все это уходит к корням русской культуры? Может быть, предпосылки для появления «империи зла» существовали в самой нашей истории? Я бы остерегался таких выводов. Конечно, не так просто объяснить, почему произошла русская революция – и не как какой-то кратковременный вихрь, а как длительный смертоносный процесс, – почему страна сама себя истребила? Такого опыта, опять-таки, ни у кого не было, по крайней мере ни в одной европейской стране – там быстро избавились от революционного вируса. Опыт был повторен в Китае, в Камбодже, в других коммунистических странах. Я всегда считал это естественным развитием идеологии, которая в 1789 году была в зачатке, и которая разыгралась в России. Вполне возможно, сам факт, что это произошло именно в России и в таких абсолютных формах, в формах абсолютного зла, можно объяснить максимализмом русского духа, его подспудной мечтой закончить историю. В этом смысле да, семнадцатый год является следствием русской истории. Как сказал Блез Паскаль: «Qui veut faire l’ange fait la bête» 186 . Но есть и тайна истории. Почему опыт изживания человеческой безбожной утопии пришелся на Россию – остается загадкой. После всего, что произошло в России в этом веке, с трудом верится, что у нее хватит терпения заниматься однообразным созиданием, которому предаются развитые западные страны. У нас этот вопрос ставился часто: не противопоказано ли России благополучие? Смею верить, что нет. Россия истосковалась по благополучию, которое так жестоко ее миновало. Хотя глядя на вещи с исторической точки зрения, это может вызывать некоторые сомнения: к четырнадцатому году Россия дошла в своем развитии до определенной степени благополучия, и вдруг все сорвалось. И тем не менее я бы из этого не выводил общего правила. Дело не только в благополучии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом смысле появление первой генерации советских кинематографистов выглядит наиболее органичным. Их приход был ответом на призыв души и сердца. Это была не только удивительная, но и естественная по тем временам акция — в наше время многие не хотят понимать ее истинный смысл. Он заключается в том, что классическое советское кино делалось юношами, почти мальчиками, умевшими, однако, здраво оценивать смысл своих поступков и нести за них ответственность. Тем не менее, достаточно поучительным оказался ВГИКовский путь, исподволь подготавливающий мою сегодняшнюю оценку опыта, на котором мы учились. Как сказал Гессе в своей «Игре в бисер»: «Истина должна быть пережита, а не преподана. Готовься к битвам!» Движение становится истинным, то есть способным превратить традицию в общественную энергию, лишь тогда, когда судьба этой традиции, тенденция ее развития и движения совпадают с объективной логикой (пусть даже обгоняя ее) развития общества. В этой связи стоит еще раз упомянуть здесь и о «Рублеве», которому в качестве эпиграфа вполне могла бы быть предпослана только что приведенная фраза из Гессе. По существу концепция характера Андрея Рублева выстраивается по схеме возвращения «на круги своя», которая, надеюсь, возникает в фильме достаточно непроизвольно из более или менее естественно и органично воссоздаваемого на экране «свободного» течения жизни. История жизни Рублева для нас, по существу, история преподанной, навязанной концепции, которая, сгорев в атмосфере живой действительности, восстает из пепла как совершенно новая, только что открытая истина. Воспитываясь в Троице-Сергиевой лавре под крылом Сергия Радонежского, нетронутый жизнью Андрей усвоил основной девиз: любовь, единство, братство. Во время междоусобных смут, братоубийственных столкновений и под пятой татар лозунг этот, инспирированный действительностью и политической прозорливостью Сергия, выражал необходимость объединения, централизации перед лицом татаро-монгольского ига как единственную возможность выжить, чтобы завоевать национальное и религиозное достоинство и независимость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

У меня в свое время, к сожалению, не сложились творческие взаимоотношения с Донатасом Банионисом (главная роль в «Солярисе»). Он принадлежит к той категории актеров-аналитиков, которые не могут работать, не поняв, «зачем» и «для чего». Он не способен ничего сыграть спонтанно и изнутри. Он должен сначала выстроить роль: для этого он должен знать как соотносятся куски, как работают рядом другие актеры, и не только в его сценах, но и в фильме в целом, — таким образом, он пытается подменить собою режиссера. По всей вероятности, это является следствием его многолетней работы на сцене театра. Он не может смириться с мыслью о том, что актер не может себе представить, как будет выглядеть законченный фильм. Но ведь даже самый хороший режиссер в кино, точно зная, чего он хочет, далеко не всегда представляет себе результат. Тем не менее роль Кельвина очень удалась Донатасу, и я благодарен судьбе, что именно он ее играл. Но было невероятно трудно. Актер аналитического, головного склада полагает, что знает будущий фильм, или, во всяком случае, изучив сценарий, мучительно старается представить его себе в окончательном виде. В этом случае он начинает играть «результат», то есть как бы концепцию роли, — тем самым, дезавуируя саму идею создания кинематографического образа. Я уже говорил, что разные актеры требуют к себе разного подхода. Более того, иногда один и тот же актер требует к себе иного подхода в работе над новыми ролями. Режиссер вынужден быть изобретательным в поисках методов и средств достижения нужного ему результата. Вот Коля Бурляев в работе над Бориской, сыном колокольных дел мастера в «Андрее Рублеве»… Это его вторая работа у меня после «Иванова детства». Во время съемок мне приходилось через ассистентов доводить до его сведения, что я им чрезвычайно недоволен и, возможно, буду переснимать его сцены с другим актером. Мне было нужно, чтобы он чувствовал за своей спиной зреющую катастрофу, чтобы неуверенность владела им, и чтобы он был искренним в выражении этого состояния. Бурляев — актер чрезвычайно несобранный, декоративный и неглубокий. Его темперамент искусственен. Именно поэтому я был вынужден прибегать к столь суровым мерам. И, тем не менее, он в фильме не на уровне моих любимых исполнителей: Ирмы Рауш, Солоницына, Гринько, Бейшеналиева, Назарова. А Иван Лапиков, исполняющий роль Кирилла, тоже, для меня, очевидно, выбивается из общей тональности актерского исполнения в фильме. Он театрален: то есть играет замысел, свое отношение к роли, образ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Художник не имеет морального права опускаться до какого-то абстрактно существующего усредненного уровня ради превратно понятой большей доступности и доходчивости. Это способствовало бы только упадку искусства, в то время как все мы ожидаем его расцвета, верим в потенциальные, нераскрытые возможности художника, с одной стороны, и рост духовных запросов публики, с другой. Во всяком случае, хотели бы верить… Маркс говорил: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, ты должен быть художественно образованным человеком». А у художника не может быть специальной идеи быть понятым — так же как абсурдно представить себе у художника противоположную цель: быть непонятым… Художник, его произведение и зритель — представляют собою единое и неделимое целое: организм, объединенный единой кровеносной системой. И если происходит конфликт между частями этого организма, то он требует весьма компетентного врачевания и внимательного к себе отношения. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что усредненные коммерческие стандарты фильмов, поточная телевизионная продукция непростительно развращают публику, отнимая у нее возможность контакта с настоящим искусством. Произошла почти полная утрата такого важнейшего критерия искусства, как критерий прекрасного, означающий для меня стремление выразить идеал. Всякое время отмечено поисками истины и правды. И какой бы суровой эта правда ни была, она способствует оздоровлению нации. Ее осознание является признаком здорового времени и никогда не может стать противоречием нравственному идеалу. Если же правду стараются скрыть, спрятать, утаить, искусственно противопоставляя ее в этом случае ложно истолковываемому нравственному идеалу, полагая, что нелицеприятная правда способна дезавуировать идеал в глазах большинства, то это означает, что эстетические критерии в оценке искусства подменяются чисто идеологическими задачами. Лишь высокая правда о своем времени способна выразить действительный, а не искусственно пропагандируемый нравственный идеал. Об этом шла речь в «Андрее Рублеве»: поначалу кажется, что наблюдаемая им жестокая правда жизни входит в кричащее противоречие с гармоническим идеалом его творчества. Однако суть вопроса состоит в том, что художник не может выразить нравственный идеал своего времени, не касаясь его самых кровоточащих язв, не изживая эти язвы в себе самом. В этом преодолении осознанной в полной мере суровой и «низкой» правды ради высокого духовного деяния и состоит предназначение искусства. Искусство почти религиозно по своей сути, освященное сознанием высокого духовного долга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Избирательный интернет В начале 2015 года в России открылся сайт " Рублев.ком " , который был заявлен как православный поисковик. Поискового движка в нем как такого нет, ищет он не на просторах интернета, а в пределах самого портала, где собрана большая база данных по православию. Основал проект " Рублев " режиссер и продюсер Юрий Грымов. Полтора года он делал проект на свои деньги, затем нашел соратников – совладелиц юридического партнерства Verdicto Юлию Воронину и Ксению Тихомирову; каждая из них теперь владеет долями в 30%. Для Грымова, занимающегося театром и кино, это достаточно нехарактерный проект, однако сам он говорит, что еще лет в 30 " пришел в веру " , а несколько лет назад заболел идеей создать что-то на православную тематику. Проект – некоммерческий. " Я не вижу, как эти деньги могут вернуться. На " Рублеве " не может появиться рекламы, хотя сейчас много предложений от рекламодателей " , – рассказывает мне Грымов. Свой сайт он упорно называет поисковой системой. " Для меня " Рублев.ком " очень важен – мы движемся к полноценному поисковику и дальше будем расширяться " , – рассказывает режиссер. А пока главный предмет его гордости – православная база данных, в которой собрано, например, самое большое количество репродукций икон Божьей матери. При этом православный поисковик давно существует – это основанное больше десяти лет назад Иваном Мазуренко в сотрудничестве с " Яндексом " " Искомое " ; а к проекту Грымова православное интернет-сообщество пока относится со здоровым скепсисом. Зато светские блоггеры с удовольствием испытывали " Рублев.ком " на прочность – вводя поисковые запросы, далекие от православия; разработчики много времени потратили на то, чтобы шутникам сайт давал надежный православный отпор. " Например, если они пишут " проститутки Томска " , мы им сразу выкладываем храмы Томска " , – рассказывает Грымов (проверка показала, что он не прав: сайт пишет " Ничего не найдено " ). Если же набрать слова " министр " , " мэр " или " чиновник " , " поисковик " предлагает страничку с заповедью " Не укради " . Правда, если искать конкретные фамилии чиновников или указывать мэров конкретных городов, " поисковик " опять ничего не находит. Тем не менее, случалось, что сайт посещали 50 тысяч человек в день. Для настоящего поисковика это очень мало, но для нового православного медийного проекта – неплохой результат.

http://religare.ru/2_106591.html

Сегодня будет ужин с мистером Pillot (кажется, имя написал с ошибкой), на который идут Свен Нюквист и Анна-Лена. Ужин будет у французского атташе Jean Pierre Armengand . Они хотят обсудить возможность участия Франции в фильме. Так как японцы вышли (кажется, окончательно) из игры. Этот француз — помощник французского министра культуры и президент экспериментального кинематографического центра (государственного), может быть, нужно будет взять кого-нибудь из французских актеров. Он также хочет поговорить о нашей будущей жизни и проблеме гражданства. Мне кажется, советские боятся моего будущего фильма (Аксенов — директор «Ленфильма», который был здесь в Стокгольме, интересовался у Анны-Лены). Я подумал о том, что можно было бы через советского посла обратиться к Союзу, чтобы получить Янковского, и таким образом, если они хотят обсудить эту возможность (если их интересует сценарий), они получат рукопись на английском. Янковского же не дадут. Хотя, чем черт не шутит? Подумываю о Roger Rees в качестве Доктора . Срочно встретиться с адвокатом-международником в связи с Андрюшей. 7 октября Вчера были с А[нной]-Л[еной] на ужине у культурного атташе французского посольства, на котором был также директор фр[анцузско]го Киноцентра — государственной организации, которая финансирует и национальные, и совместные французские постановки. Они хотят принять участие в «Жертвоприношении». Культурный же атташе передал мне официально, что французское правительство готово помочь нам с семьей. Анна-Лена сегодня летит в Париж утрясти дела с французами. Перед отъездом она сказала, что в газете появилась мерзкая статейка, рассказывающая о том, что на «Рублеве» я сжег корову собственными руками, и поэтому от меня нечего ждать ничего хорошего, если я буду снимать в птичьем заповеднике. Надо срочно опровергать. Тем не менее ясно чувствуется «рука Москвы». Очень ясно. 12 октября Завтра лечу в Лондон. По поводу актеров и репетиций «Бориса». («Борис» — если договорюсь с Дж. Тули насчет платы. Он предлагает 1000 фунтов, т. е. — лир.) Я хочу увеличить эту сумму, кот[орая] мне кажется недостаточной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010