Мф.12:48.   Он же отвещав рече ко глаголющему Ему: кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя ? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?: Сказал это, не отрекаясь, конечно, от Своей Матери. Каким образом мог сделать это Тот, Который и в час Своей смерти имел большое попечение о Ней и не устыдился иметь Ее Матерью? Как, говорю, сделал бы это Тот, Кто из уважения к Ней в Кане превратил воду в вино и повиновался не только Ей, но и называемому отцу: и «бе» , сказано, «повинуйся има» (Лк. 2:51). Если бы Спаситель должен был отречься от Матери, или должен был стыдиться Ее, то Он вовсе не родился бы от Нее. Но так как Он тогда учил народ, и было неприлично оставить Его и бежать к Матери и братьям, то и говорит: какая это у Меня Мать, и какие у Меня братья, чтобы из повиновения им Я пренебрег пользою столь многого народа? Итак, не унижая их сказал эти слова, а показывая, что спасение погибших Он считает дороже повиновения родителям и родственникам. И нисколько не удивительно: ради этого спасения Он и благоволил иметь и Мать, и родственников. Мф.12:49.   И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се, Мати Моя и братия Моя . И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; Матерью назвал их, как воспринимающих слово учения в разумном чреве души и в свое время рождающих его; а братьями, — как усыновленных Небесному Отцу чрез веру во Христа, а ставших сонаследниками Его Царства. Потом объясняет эту речь. Мф.12:50.   Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати ми есть , ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. т.е. близкий и родственник Мой, потому что исполняет волю Отца Моего, которую исполняю и Я. Упомянул и о сестре, или потому что Иосиф имел дочерей, или по причине жен, исполняющих волю Божию. Воля Божия есть соблюдение евангельских заповедей и наследование спасения. Итак, ни Мать, ни братья не были бы ни Матерью Его, ни братьями Его, если бы не исполняли воли Божией. Значит, это слова не отрекающегося от родства с ними по плоти, — Он не сказал, что это не Мать и не братья, — но слова предпочитающего родство по добродетели и научающего, что нет никакой пользы от первого родства, если не будет и последнего. Если даже для Богородицы не было бы пользы от того, что Она родила Бога, если бы Она не была добродетельна, то для кого другого может быть польза от того, что он родствен святому мужу, если не имеет добродетели? Можно и родственников не считать за родственников, и не родственников считать за родственников, в первом случае по различию, а во втором — по сходству жизни. Поэтому и в другом месте, когда некая жена сказала: «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (Лк. 11:27), блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Он не отрицал этого, но подобным же образом сказал: «блажени слышащии слово Божие и хранящии е» (Лк. 11:28). блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение. Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью, но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же, как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью. Каждая матерь, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу и приняла его от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм: кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен — и оказался ни с чем… Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту; задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской, отданы на хранение Того, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна, подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь. На Сретение Господне. (Отца Виктора Ильенко) Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет. (Иер. 31:15). И они воззрят на Него, котораго пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть как скорбят о первенце . (Зах. 12:10). Когда в священном Писании говорится о великой скорби, или о великом плаче, то всегда эта скорбь помещается в материнском сердце. И горчайшие слезы льются только из глаз матери! Пока мир стоит, матери будут скорбеть и рыдать о своих детях, как ни одно живое существо не может рыдать и скорбеть. И всякая мать христианка будет находить себе утешение в своей скорби за детей у иконы Пречистой, Которой было предсказано о мече, рассекающем душу, в самом начале Ее материнства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Он на всякое время упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался, прилежно стоял в церкви Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню, и часто читал священные книги.    Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть, соблюдая неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне мои родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и знамение осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет, Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы матери, всем сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от груди матери моей, — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя со временем оставят меня. Ты же, Господи, прими меня, приблизь меня к себе и причисли меня к избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С детства избавь меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и душевной. Помоги мне, Господи, совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть сердце мое возвысится к Тебе, Господи, и все прелести этого мира да не усладят меня, и вся красота житейская да не волнует меня, но пусть прилепится душа моя к Тебе единому, и пусть восприимет меня десница Твоя. Да не ослабну, услажденный мирскими красотами, и не попусти мне когда-либо возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью духовной, радостью несказанной, сладостью божественной, а Дух Твой Благой да наставит меня на путь истинный. Старцы и прочие люди, видя жизнь отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша, которого уже с детства Бог сподобил столь великой добродетели?»    До сих пор было рассказано обо всем, что случилось, когда Кирилл проживал в некоей деревне, находившейся в Ростовском княжестве, вдали от города Ростова. Следует теперь рассказать и о переезде, поскольку Кирилл переселился из Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я мог бы многое рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Богородица: Посвятившая Себя Сыну 3 мин., 27.04.2019 Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . Как ни странно, в Евангелии совсем немного мест, повествующих о Божией Матери. Если исключить самые первые главы Матфея и Луки — о Рождестве и детстве Спасителя, — останутся буквально считанные эпизоды: брак в Кане Галилейской и осторожное обращение Матери к Сыну: вина нет у них (Ин 2:3), мимолетное появление в одной из синагог Капернаума и попытка вызвать Иисуса наружу… И — подножие Креста, на который обрекла Ее Сына толпа озверевших людей. А за тридцать с лишним лет до этого дня Пресвятая Дева услышала и хорошо запомнила одно пророчество. Это было здесь же, в Иерусалиме. Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Храм, чтобы совершить положенный обряд — посвятить своего первенца Богу. В Храме их уже поджидал древний старец Симеон. Первым делом он возблагодарил Бога за возможность лицезреть родившегося Спасителя мира, а затем обернулся к Матери и сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:29, 34–35). Это пророчество сбылось здесь, у Креста. На нем распяли Того, Кто был не только Сыном Божиим, но и Сыном человеческим, плотью от ее плоти. Его она носила на руках и прижимала к сердцу. И когда римские солдаты вбивали гвозди в Его руки и ноги, они попадали в ее сердце. Но Богородица была готова к этому испытанию. Она была готова ко всему с того дня, когда Архангел Гавриил явился известить Ее о зачатии Младенца, который будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк 1:32–33). Тогда Мария произнесла: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38). В этот момент она сделала свой выбор, которому осталась верна до конца.

http://foma.ru/bogoroditsa-posvyativshay...

(Так же надо сказать и о Матери Божией: от богоотцев Иоакима и Анны не просто рождался младенец Мария, Которая потом сделалась Богоматерью, нет, рождалась именно «пронареченная» Богородица, которая должна была пройти младенческое состояние.) Это — тайна предвечного самоопределения, один из непостижимейших для человека вопросов — об его сотворении и происхождении его души от Бога. Не поставляя его во всем объеме, мы должны здесь только установить факт, что в некотором смысле Предтеча существует уже до своего рождения, как провозвещенный пророками и ангелом. В Боге, прорекающем через пророков грядущего события, нет времени, нет настоящего и будущего. Предтеча имеет предвечное предназначение, как и Богоматерь, ибо, уже сотворяя мир и человека, Господь предопределил воплощение и вочеловечение Своего Сына для спасения падшего человека, а следовательно, предопределил явиться в определенный срок на земле, и Предтече, и Богоматери. А мысль Божия есть и дело Божие: все, сущее в Боге от века, имеет на себе печать вечности. Но при этом не уничтожается и свобода тварного духа. В частности и Предтеча есть Предтеча не помимо своей свободы, не внешним его к тому определением, но и по собственному своему самоопределению и изволению. Бог, сотворяя человека в его свободе, как бы дает ему участие в своем собственном происхождении , принимает и от него соизволение на бытие. Дух, воплощающийся в определенное тело, окачествуется при этом силою и своей собственной свободы. Посему и Предтеча есть уже в самом рождении своем не какая–либо неопределенность, содержащая в себе разные возможности движения вверх или вниз. Нет, он есть великий светильник, пламенник Божий, грядущий в мир уже настолько определившимся, что он во чреве матери приемлет Святого Духа. Другой ветхозаветный пример подобного освящения во чреве матери имеем в пророке Иеремии, которому было слово Господне: «прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1.5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Св. иконы поучают и наставляют нас в вере. Христовой. Взглянет христианин на иконы, на которых написаны явления Бога человеку, события из земной жизни Спасителя, Его страдания, погребение, воскресение, вознесение на небо, изображения Его чудес; взглянет на изображение Божией Матери, ангелов, св. угодников Божиих, на события из их жизни и научается христианин от всех этих событий. Иконы это та же св. Библия , только Библию могут читать грамотные, священные же изображения понятны для всех. Когда христианин стоит в храме и видит вокруг себя священные изображения, то чувствует себя более близким к небу, укрепляется в добродетели и усерднее молится и глубже проникается чувством религиозного благоговения. Если письма дорогих и близких нам лиц наполняют наше сердце нежностью, то тем более св. иконы возбуждают в нас любовь к Господу Иисусу, Матери Божией и ко всем святым ангелам и угодникам Божиим. Св. иконами мы прославляем, возвеличиваем Господа Бога. Если ни у кого, даже у сектантов, не возбуждается сомнение в том, что Бога можно прославлять искусством пения, искусством сочетания музыкальных звуков, искусством писания, то кто же может сомневаться в том, что Бога можно прославлять искусством рисования – изображений, искусством архитектуры, ваяния, зодчества. И слово Божие говорит нам о том, что Бога нужно прославлять и художеством. «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите. Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, видением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу. И способностью учить других... Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу» (для святилища). Исх. 35:30–35 ). Во исполнение этого слова художники работали, прославляя Бога своим искусством ( Исх. 36:1–2 ). Прославляет Бога и видимый мир, который говорит нам не только о бытии Божием, но и о Его свойствах. Солнце, луна, звезды, небеса и весь строй вселенной, все громадное пространство мира говорит о всемогуществе Создателя, о премудрости Божией, всюду разлитая жизнь возвещает о благости Божией; так почему же мы не можем прославлять Бога видимым, искусственным изображением. Кто захотел бы восставать против почитания святых икон, тот должен восстать против всего видимого мира, который есть отображение свойств Божиих. Самые законы природы говорят нам о необходимости изображения св. икон. Так, когда вы смотрите на поверхность тихо стоящей воды, когда вы смотрите на гладко отполированный металл, на зеркало, то в них видите свое отображение, свой образ. Не ясно ли, что сама природа говорит за св. изображения. Не нужно только неразумно пользоваться ими и считать их за самые существа, изображённые на св. иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Что яко искаста Мене; не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми ( Лк. 2:49 ). «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это – ответ Спасителя Пречистой Матери Его и св. Обрученнику Ея – Иосифу, искавшим и нашедшим Его в храме Иерусалимском, когда Он был еще только 12 лет, и беседовал там с учителями Иудейскими. В этих первых словах Господа, записанных в Евангелии от Луки, очевидно, заключается заповедь Христова, данная нам в Его примере, о том, что всякий христианин, как последователь Его, должен быть всецело предан Богу, и во всю жизнь свою постоянно пребывать в Боге и во всем Божественном, – всегда помышлять о Боге, всегда поучаться в законе Его, всегда стараться исполнять волю Его. Одним словом, это – полная и совершенная преданность воле Божией, для которой еже жити – Христос, а еже умрети – приобретение ( Флп.1:21 ). Она не имеет ни своей воли, ни своего мудрования, ничего не ищет, ничего не страшится, и ни о чем не печалится, не опасается никаких бедствий, не скорбит ни о какой потере, радуется и благодарит Бога в самых страданиях. – Сию добродетель Сам Господь возвеличил в лице Своем, когда сказал: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин.6:38 ); и творение воли Божией считал Своим вожделенным брашном. Все святые всецело преданы были воле Божией; и все истинные христиане не могут найти для себя более вожделенной и успокоительной добродетели, ибо всецело предавшийся Богу почивает на руках Божиих, как младенец на руках матери, и все житейския треволнения для него не страшны: он в тихом пристанище. Но как приобресть преданность воле Божией? Для сего нужно крепко убедиться, что мы всесторонне зависимы от Бога, и что Он заботится о нас более, чем самые сердобольные родители о детях, – так убедиться и молиться: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воле Твоей! Твой есмь аз, Спасе, спаси мя!» Об исполнении всякой правды Тако подобает нам исполнити всяку правду ( Мф. 3:15 ). «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Слова сии сказаны Господом св. Иоанну Крестителю, при крещении Его в Иордане, когда Креститель боялся крестить Господа, зная, кто Он, и сам просил у Него крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

1) Должен Его любить не только больше всего создания, больше всех людей – больше брата и друга, больше жены своей и детей, больше отца и матери, – но и больше самого себя. Ибо человек всем собою Богу должен: тело и душу, временную и вечную жизнь, – и все это по одной любви от Бога принял (1 Кор. 4:7). И поэтому человек всего себя любви Божией предать должен. Душу и тело, сердце все, и разум, память и волю, намерение, начинание, слово, дело и помышление Богу в любовь посвятить, ибо вся это от Бога воспринял. 2) Поскольку Бог даром, без всякой пользы, человека так сильно возлюбил, то и человек должен просто, без всякой своей пользы, Бога любить. Ибо, когда кого любим ради пользы нашей, не так самого его любим, как его благодеяние и нашу пользу, и потому самих себя более любим, и тем показываем, что не любили бы его мы, если бы не надеялись от него добра какого получить. 3) Должен Божию волю своей воле предполагать. Вместо своей чести, славы, похвалы Божией чести, славы и похвалы искать во всяких случаях, во всяком деле, слове и помышлении. 4) Не только честь и славу свою и всякое благополучие, жену и детей, отца и мать, друга и брата, но и саму жизнь свою презреть и оставить должен, когда того требует честь и слава Божия. В этом, кажется, смысле говорит Христос: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26). § 199. Хотя Бог и хочет, чтобы мы его любили, однако не ради Своей какой пользы хочет того, но ради нашей пользы. Бог, так как совершенно Сам в Себе блажен, ничего и не требует от нас, но нам все подает, и ради нас все делает, и потому, если любим Его истинно и нелицемерно, Ему от этого нет пользы никакой, но только нам самим любовь эта пользу приносит. И отсюда может всякий видеть, сколь великую любовь Он имеет к человеку, так что, когда и любимым быть им хочет, не ради Себя этого хочет, но только ради человека. Польза же двоякая последует от любви Божией:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Если же кто поступает не по воле Божией, живет вовсе не сообразно с Господом Сыном Божиим; у того, конечно, не должно быть и чувства, что Бог есть Отец его. Кто озабочен временною жизнию и покорился суете земной, – кто любит не Бога, а богатство, ищет не славы Божией, а славы и чести людской, – кто не имеет братского расположения к ближним и, имея возможность, не помогает им; тот не должен бы и говорить Богу: Отче наш ! а если и смеет так называть Его, то лжет пред Богом и молится в осуждение себе. – Какой ты сын Мой? Господь Бог так некогда обличит его; – в тебе нет никакого сходства со Мною. Я праведен, благ, чист от всех грехов; а ты несправедлив, зол, сроднился со грехом и возлюбил его. Нет в тебе ни одной черты Моего свойства; ты имеешь в себе образ сопротивного Мне духа, ты сын диавола. – И так, не напрасно же учит нас Церковь Христова просить Бога, чтобы он сподобил нас неосужденно взывать к Нему: Отче наш! Кто питает в себе ненависть, предан корыстолюбию, и вообще имеет на себе дурные признаки: неправду, злоприобретение, самолюбие, тщеславие и тому подобное; тот не должен и почитать себя сыном Божиим, или называть Бога Отцом своим. Только душевно прилепляющийся Господу, един дух есть с Господом; он только может и должен молиться, так, как Господь велит, взывая к Богу: Отче наш! Впрочем духовное возрождение, которое производит усыновление человека Богу, зачавшись от воды и Духа, как и плотское происхождение человека, зачатого в утробе матери, усовершается в продолжении всей земной жизни. Настоящая жизнь относительно к жизни вечной, тоже, что жизнь младенца в утробе матери относительно жизни временной. Посему и апостол писал: мы сами, начаток Духа имуще, воздыхаем, всыновления чающе 130 ; и другой говорил: мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что будем подобны Богу 131 . Как в начале Бог сотворил нас по образу и подобию Своему; так и в обновлении жизни Божией, зачавшейся в нас, когда будем совершенны в добре, уподобимся Богу. Указывая нам на сие величие и возводя нас в сие достоинство, Господь еще сказал нам: на земле не называйте никого отцом себе: ибо один у вас Отец, который на небесах 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Кто предался воле Божией, тот только и занят Богом. Благодать Божия помогает ему всегда пребывать в молитве. Он хотя и работает и разговаривает, но душа его занята Богом, потому что она предалась воле Божией, и за это Господь взял ее в Свое попечение. Предание говорит, что на пути в Египет Святое Семейство встретил разбойник, но не сделал Им зла, а, увидав Младенца, сказал, что если бы Бог воплотился, то не был бы прекраснее этого Младенца; и оставил Их идти в мире. Дивная вещь, разбойник, который как зверь, никого не щадит, это Святое Семейство не обидел и не опечалил. Душа разбойника, при виде Младенца и кроткой Матери Его, умилилась, и благодать Божия коснулась его. Так случалось и с дикими зверями, которые, видя святых мучеников или преподобных мужей, становились кроткими и не причиняли им зла. И даже бесы боятся кроткой и смиренной души, которая послушанием, воздержанием и молитвою побеждает их. И опять удивительная вещь: разбойник пожалел Младенца-Господа, а архиереи и старцы предали Его Пилату на распятие. И это потому, что они не молились и не искали от Господа вразумления, что и как надо сделать. Так часто начальники и люди ищут добро, но не знают, где оно; не знают, что оно в Боге, и от Бога дается нам. Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться. Адам не был мудр, чтобы спросить Господа о плоде, который дала Ева, и потому потерял рай. Давид не спросил Господа: «Хорошо ли будет, если я возьму себе жену Урия?» и пал в грех убийства и прелюбодеяния. Так и все святые, которые согрешили, согрешали потому, что не призвали Бога на помощь, чтобы вразумил их. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки». Но есть и безгрешные ошибки несовершенства; их видим даже у Божией Матери. В Евангелии говорится, что когда шла Она из Иерусалима с Иосифом, то думала, что Сын Ее идет со сродниками или знаемыми… И только после трех дней искания, нашли Его в Иерусалимском храме беседующего со старцами (Лк. 2, 44-46).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010