Слово в день Успения Божией Матери 14 Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти ( Пс. 88:49 )? Воспоминание кончины друзей и благодетелей, обыкновенно, сопровождается горестью и печалью; но воспоминание кончины Божией Матери, напротив, всегда приносит утешение и оживляет надежду вечной жизни. Отчего такое различие в чувствах, при воспоминании одинакового события? Отчего смерть одних наводит мрак и погружает в скорбь и печаль, а смерть других приводит в веселие и составляет светлое торжество? От того, что мы смотрим на смерть с двух сторон, как на потерю и как на приобретение. От того, что смерть Божией Матери представляется в виде успения, а смерть других людей – в страшном виде тления. Сколько верен и точен взгляд на кончину Божией Матери, столько неверен и неточен на кончину других людей. Смерть не уничтожает бытия человеческого. Как Живота Матерь преставилась к Животу, так и все мы, веруя в Сына Божия, перейдем от смерти в жизнь вечную. Сия истина, столь отрадная на пути скорбей и столь благотворная на поприще христианских добродетелей, – сия истина да будет, при воспоминании успения Божией Матери, предметом нашего размышления. Вера в бессмертие души находится в теснейшей связи с верою в бытие Бога. Есть Существо совершеннейшее, вечное; есть и жизнь совершеннейшая, вечная. И потому первый член веры всего человечества есть вместе первый и последний член апостольского и отеческого исповедания. Так начинаем символ веры : Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и пр., и так оканчиваем: чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Не верить в бессмертие собственного духа невозможно. Все потребности его удостоверяют в бессмертии. Мы стремимся к истине, и не находим предела своему стремлению; желаем богоподобной святости, и не достигаем своих желаний; ищем блаженства, и не обретаем его нигде. Неужели же Бог вселил в нас стремление к невозможному и несбыточному? Неужели силы и способности дарованы только для земной жизни? Неужели высшие потребности должны оставаться неудовлетворенными? Нет, везде, где мы находим естественную наклонность к какому-либо предмету, находим вместе и соответственные потребности средства удовлетворения ее. Цветок, когда растет в комнате, где солнце и воздух не имеют свободного влияния, всегда клонится к окну. Так, врожденное в нас семя бессмертия, своими листьями и ветвями всегда обращено к вечности. Высшим потребностям духа соответствует одна высочайшая истина в Боге, одна высочайшая Его святость и одно высочайшее Его блаженство; и не на краткой черте настоящей нашей жизни могут быть удовлетворены они, но на бесконечном пути вечного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме Источник Религиозно-нравственное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 14 ноября 1910 года в зале городской думы. I Общее мощное заступление и попечение Ходатаицы за верующих Божией Матери, преимущественно же чрез святые иконы Ее. Особенная ценность для города Костромы Феодоровской иконы Богоматери – в ряду чудотворных Ее икон. Чудесное явление этой иконы костромскому князю Василию Ярославичу. Принесение явленной иконы в город Кострому. Признание этой иконы жителями Городца за свою чудотворную икону так называемую Одигитрию. Время явления этой иконы костромскому князю Василию. Построение в честь ее деревянного храма и каменного Успенского соборного храма с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Первоначальный вид и последовавшие обновления и украшения чудотворной иконы. Празднества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Призывание этой иконы в частные дома города и крестные ходы с ней. Хождение с этой же иконой в городе Галиче и других городах. Чудеса и исцеления от чудотворной Феодоровской иконы По непреложному верованию Церкви Христовой всех времен, Пресвятая Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по успении Своем удостоена вознесения на небо, и святая Церковь чтит и прославляет Ее превыше херувимов и серафимов и всех святых, угодивших Богу в Ветхом и Новом Завете. Божия Матерь выну предстоит престолу Всевышнего, являясь постоянно Молитвенницей и Ходатаицей за верующих пред Сыном и Богом, и чудно и благотворно обнаруживается на земле мощное заступление Богоматери пред милосердием Сына и Господа Бога. В древних летописях Православной Церкви и в писаниях достоверных мужей позднейших времен, в святых обителях и многочисленных храмах, воздвигнутых в честь и славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, сколько имеется знаков великой Ее благости и могущества, сколько разнообразных чудесных доказательств Матерней любви Ее к роду человеческому! Известны непосредственные явления Божией Матери, например в константинопольском Влахернском храме в 910 году, когда Она осенила Своим покровом весь мир, также явления Ее отдельным лицам, как то – преподобному Роману так называемому Сладкопевцу, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Но более всего Пресвятая Богородица проявляет Свое невидимое присутствие среди верующих и оказывает заступление и попечение о благосостоянии их и всего христианского царства чрез изображения Ее или святые иконы, и никаких икон других угодников Божиих не прославлено столько чудотворениями, сколько прославлено икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

ЦВ 20 (417) октябрь 2009 /  22 октября 2009 г. Программа VIII выставки-форума « " Православная Русь " – к Дню народного единства» 4 ноября 8.00 – принесение чудотворной Почаевской иконы Божией Матери в ЦВЗ «Манеж». 8.30 – Божественная литургия в храме во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. 9.00 – 10.00 – принесение чудотворной Почаевской иконы Божией Матери в ЦВЗ «Манеж». 11.00 – молебен у чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. 10.30 – 11.10 – торжественное шествие молодежи во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом от храма во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади к ЦВЗ «Манеж». 11.10 – 11.30 – церемония торжественного открытия выставки-форума «Православная Русь» – к Дню народного единства. Открытая площадка перед входом в ЦВЗ «Манеж» 11.30 – 12.15 – обход выставки Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 13.00 – 14.00 – встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью. Конференц-зал – нижний этаж 15.00 – 17.00 – общецерковная конференция «Единое цивилизационное пространство Святой Руси в современной Европе: вчера, сегодня, завтра», посвященная 450-летию принесения чудотворной Почаевской иконы Божией Матери на Русь. Организатор: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата Конференц-зал 1 15.00 – 16.30 – специальная программа «Задайте вопрос священнику». Организатор: Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества Конференц-зал 2 15.30 – 17.30 – программа Издательского Совета Русской Православной Церкви. Конференц-зал 3 16.30 – 18.00 – круглый стол «У Бога все живы!», посвященный возрождению традиций поминовения Русской Православной Церковью воинов, павших при защите Родины на полях Великой Отечественной войны и в других боевых действиях в истории России. Организаторы: Мемориальный общественный центр «Свеча памяти», Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными сила и правоохранительными органами, Российский комитет ветеранов, Центральный музей ВОВ на Поклонной горе, Военно-мемориальный центр Минобороны РФ, Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», Ассоциация поисковых отрядов «Долг»

http://e-vestnik.ru/culture/viii_vystavk...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Смоленскую икону Божией Матери Сегодняшнее воскресенье совпало с празднованием Смоленской иконы Божией Матери. Этой иконой благословили в дорогу дочь византийского императора, выданную замуж за киевского князя, поэтому ее еще называют «Одигитрия» (по-гречески «Путеводительница»). И вот она стала нашей Путеводительницей ко спасению. Матери Божией отведена таинственная роль в деле нашего спасения. Еще в Кане Галилейской, когда не хватило вина, Она, обратившись ко Иисусу, сказала: «Вина не имеют». И Господь, хотя скорбел о том, что Ему сейчас придется совершить первое чудо – а это будет первый шаг на Голгофу, – все-таки претворил воду в вино для того, чтобы людей порадовать. Хотя подумаешь, вина не хватило, ничего страшного, можно еще докупить, а можно и просто чайку попить. Но Господь это сотворил, и с тех пор известно, что молитвы Матери Божией имеют такую чудодейственную, помогающую силу. Церковь из духовного опыта знает об этом. Собственно, весь духовный опыт основан на молитве. Отними молитву – и не будет никакой духовной жизни, потому что мы люди грешные и Бога не видим непосредственно, так, как видел Его Адам. Мы Бога не слышим, потому что наши чувства огрубели. Мы можем с Ним общаться только через веру и через молитву. Но многие, ходя в храм по сорок, по пятьдесят лет кряду, даже и не знают, что такое молитва . Поэтому очень часто можно слышать, как человек просит дать ему списать какую-то сильную молитву. Некоторые даже носят на себе, в кармане или на поясе, написанную молитву – думают, что сами слова их от чего-то там оградят и сохранят. Это говорит о том, что человек не понимает сути молитвы, не понимает, что сила ее зависит не от слов. Молитва есть живое обращение живого человека к живому Богу, для нее необходима вера. Человек неверующий молиться не может, он может только прочесть текст. Необходимое условие молитвы – поставление себя перед Богом или тем святым, к которому обращаешься. Но сделать это может только тот, кто несомненно верует в присутствие Бога в мире. И для этого не нужно каких-то внешних условий: едучи в поезде или скача на лошади, сидя дома, моя посуду, занимаясь с детьми, делая работу в саду, человек всегда мысленно в одну секунду может поставить себя перед Богом, то есть вспомнить о Нем. Вспомнить, что где бы он ни был, что бы ни делал, о чем бы ни думал, Господь знает, где он, знает, кто он такой и что он в этот момент думает, и хочет его спасти. Когда человеку такая мысль придет на ум, он ощущает трепет души. И поставив себя перед Богом, человек может к Нему обратиться. Зная, что Бог вездесущий, зная, что Бог всемогущ, зная, что Богу даже прежде, чем мы что-то произнесем или подумаем, уже известно, что мы произнесем или подумаем, – мы можем к Нему обратиться на любом языке: греческом, латинском, английском, японском, китайском, любом из десятков африканских языков. И каждый, кто прибегает к Богу, всегда из своего опыта знает, что Бог его слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

«Когда весь народ начнет молиться» Беседа с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Луганске 2015 год в Луганске объявлен годом духовности. Для духовенства и верующих людей это, в том числе, награда и за молитвенный подвиг – непрерывные молебны возле бывшего СБУ, на блокпостах, на дому и за многие крестные ходы с чудотворными иконами, которыми исходили наши батюшки с паствой своей вдоль, вокруг и поперек всю Луганщину. Есть в Луганске храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он в конце улицы Карла Маркса, которая, как и весь старый центр Луганска, сильно пострадала в летне-осенний период от артобстрелов. Настоятель храма архимандрит Тихон (Ильгов) благодарит Бога за то, что храм остался цел, а самое главное – невредимыми остались его старинные иконы, среди которых и особо почитаемые Казанская икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя Иисуса Христа, приложиться к которым приезжают верующие со всех уголков республики. Кроме многих икон внимание привлекает деревянный короб. Он содержит мощевики таких святых, как преподобные Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, великомученица Параскева, преподобный Кукша Одесский, великомученица Варвара. Из истории известно, что еще в 1864 году за счет общества купцов и мещан Луганского Завода неподалеку была построена каменная трехпрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В те годы она была единственной пятикупольной церковью в городе. В 1910 году к ней была пристроена тоже единственная в городе трехъярусная колокольня. В 1935 году собор был закрыт советской властью, а в последующие годы и вовсе снесен. А улица Казанская, на которой находился храм, переименована в улицу Карла Маркса. Сейчас службы отправляются во временном помещении. Отец Тихон уже многие годы молится о том, чтобы появилась возможность на месте старого основания восстановить утраченный типовой белокаменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Но для этого его нужно еще построить, воплотить в жизнь задуманное, а тут война…

http://pravoslavie.ru/76798.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Этот праздник иконы Божией Матери «Владимирской», одного из самых чтимых образов в Православной Церкви, совпадает с памятью святых мучеников Адриана и Наталии. Соединение этих двух праздников напоминает нам, что наше личное благочестие неотделимо от судьбы Церкви и нашего Отечества. Есть некоторая особенность в чуде, которое было явлено заступничеством Божией Матери через этот Ее образ. Мы знаем, что Россия славилась многими военными победами: Куликовское поле, Полтава, Бородино. Были кровопролитнейшие сражения за нашу независимость. Русское православное воинство молилось Господу и Божией Матери о помощи, и помощь была явлена. Все знают об этих победах. Но есть победы, не поддающиеся рациональному анализу, а только знанию веры. Церковь торжественно празднует эти победы, которые светские историки не в состоянии объяснить. Как они описывают это событие? Пришел в 1395 году в Российские пределы Железный хромец, Тамерлан, вступил на Рязанскую землю, занял город Елец. И казалось, что разгром Москвы, к которой он неумолимо приближался, неминуем. Но внезапно он остановился (так сообщают исторические хроники), повернул назад и скрылся в степях. Только Церковь знает о том, как молился русский православный народ Божией Матери, знает о шествии с Ее чудотворной иконой, главной нашей святыней, из города Владимира до Москвы в течение Успенского поста, и далее. Как по обеим сторонам дороги стоял народ на коленях, простирая руки к образу Божией Матери, и со слезами взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И когда икона прибыла на место сретения (где теперь Сретенский монастырь), в это самое время Тамерлану — бичу народов, который все сметал на своем пути, сжигая и истребляя, — было видение во сне. Высокая гора, с которой сходит некая лучезарная Жена в окружении молниевидных воинов и обращается Своим грозным ликом к Тамерлану, требуя от него отступить. Древние люди были более чуткими к таинственной стороне жизни. Какие бы ни были у них заблуждения, в большинстве своем они знали, что существует другой мир, и этот мир оказывает громадное влияние на все наши земные события. В страхе проснувшись, Тамерлан обратился к своим советникам, требуя объяснить ему, что значит это видение. Ему сказали, что светоносная Жена — Мать Христа Бога, Покровительница русского воинства, и, конечно же, ему следует внять этому предупреждению. Так он и сделал.

http://moral.ru/vladimirskaya/

Покров Божией Матери над Россиею. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим....»   (Из тропаря Казанской Божией Матери.) О, как мало осталось ныне православных русских людей, которые знают сколь безчисленные благодеяния излила Пречистая Матерь Божия на Россию в течение Ее тысячелетней истории! И в частности – все ли теперь чествуют, как должно, одну из величайших святынь Русской Земли – чудотворную икону Казанской Божией Матери, явление которой празднуется 8 июля по ст.ст., а осенью 22 октября ст.ст. вновь чествуется эта великая наша национальная святыня в связи с поистине чудесным спасением Российского государства от ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели в 1612 году, по усердным молитвам верующих русских людей перед этой нашей святыней, сопровождавшей ополчение князя Пожарского, в эпоху так называемого Смутного Времени? В 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, который вел путевые записки, во время путешествия по России со своим патриархом Макарием, писал буквально так: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными очами как эти святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них». Чрез эти многочисленные чудотворные иконы Пречистая Матерь Божия и являла видимым образом всем русским людям Свое невидимое присутствие на Русской Земле и Свой Покров над нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домом Пресвятыя Богородицы». Уже на самой заре русской истории Пречистая Матерь Божия чудесно послала Свою икону в храм ново-основанной Киево-Печерской обители, как бы в благословение новопросвещенному отечеству нашему. Многие другие чудесные события, связанные с покровительством Божией Матери, записаны в летописях, увековечены построением храмов и обителей в честь Ее и учреждением памятных крестных ходов. На протяжении всей нашей истории известно множество случаев очевидного заступления Пресвятой Богородицы и Ее явления русским людям самого разнообразного положения – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. Обо всем этом можно было бы написать целую книгу. Упомянем здесь только о самом замечательном.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Редкий памятник Сибирской духовной письменности первой половины XVII века: [сказание об Абалакской иконе Божией Матери] Источник Содержание Сказание изветно о чюдеси, и о явлении Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа всибирстем, вцарствующем граде Тобольске Первое явление Пресвятыя Богородица Благодарение Бога Второе явление Третье явление Четвертое явление Чудо 1-е. О разслабленем Чудо 2-е. О слепой девице Чудо 3-е. О некоем мужи Чудо 4-е. О слепой девице Чудо 5-е. О кузнеце Чудо 6-е. О некотором поселянине Чудо 7-е Чудо 8-е Чудо 9-е Чудо 10-е Чудо 11-е Чудо 12-е. О глухом Чудо 13-е. Об одержимом нечистым духом     Главной святыней нашей Тобольской епархии служит чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Абалакской. Относительно этой иконы в целях как назидательных, так и чисто научных, в XIX веке были изданы разными лицами брошюры и печатались в некоторых периодических изданиях статьи. Более подробное и обстоятельное сочинение об этой святыне принадлежит перу известного историка нашей епархии прот. А.И. Сулоцкого, так что все остальные литературные произведения XIX века об Абалакской иконе имеют своим ближайшим источником именно труд прот. Сулоцкого. Сам же прот. Сулоцкий – по его словам – сведения об этой иконе заимствовал: 1) из Древней Вивлиофики, 2) из рукописной Сибирской летописи, принадлежащей Тоб. семинарии, а преимущественно 3) из рукописной же книги «О чудесах Абалакской Божией Матери», находящейся в Абалакском Знаменском монастыре. «Эта последняя, – говорит о. Сулоцкий, – почти вся писанная уставом, первоначально написана была в 1647 г., по благословению 4-го Тоб. архиепископа Герасима; но впоследствии, по мере событий, была продолжаема. Из неё-то сказание о построении на Абалаке церкви вследствие явлений Божией Матери и о написании самой чудотворной иконы взято было даже и в «Записки, до Сибирской истории относящиеся», напечатанные в 3-й части вышеупомянутой Древней Российской Вивлиофики, в рукописную, также упомянутую выше, «Сиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Оксана Головко «Знамение». Когда пророчества сбылись 17 икон древних иконописцев и современных художников «Молящемуся открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек». 10 декабря – праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Какой смысл несет в себе эта икона, как развивалась иконография у русских мастеров прошлого и современных иконописцев? Образ Божьей Матери в русском церковном искусстве занимает особое место – об этом говорят все, кто прикасается к данной теме. Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. К Ней верующие обращаются за помощью и за заступничеством. Понятно, что восприятие места Божьей Матери в мироустройстве больше национального. Она – Заступница за весь человеческий род. Эту мысль подтверждает и традиционное одеяние Богородицы на иконах – часто это именно красный мафорий и голубая туника, что в том числе символизирует сочетание земного и небесного. В Своей земной сущности Богородица приняла Бога и тем самым сделала земных людей ближе к Нему. Потому и обращаются верующие с молитвами к Богородице, как к Матери, радеющей за все человечество, Которая может понять людские тяготы и невзгоды. Идея заступничества Божьей Матери за все человечество звучит в иконографии «Оранта» (от латинского «молящаяся»). Богородица изображается в полный рост, в молитвенной позе с раскинутыми в стороны руками. Этот тип иконографии стал складываться еще в древности, в римских катакомбах. Известный мозаичный образ «Оранты» в апсиде Софийского собора в Киеве (30-40-е годы XI века) Изображение Божьей Матери монументально, статично, и вместе с тем – наполнено внутренней, надмирной жизнью, той, которую не могут поколебать никакие приходящие и проходящие волнения, «внутренняя застылость свидетельствует о внутренней сосредоточенности», как пишет Ольга Попова про образы Софии Киевской этого периода Молитва Божьей Матери за род человеческий крепка и неотступна. Этот образ еще называют «Нерушимая Стена» (см. слова акафиста «Радуйся, Царствия нерушимая стено»).

http://pravmir.ru/creative/znamenie-kogd...

Владимирская икона Божией Матери. XII в. Фото Михаила Еремина ЖМП 6 июнь 2021 /  6 июля 2021 г. 13:00 Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет! К 500-ЛЕТИЮ ЧУДЕСНОГО СПАСЕНИЯ МОСКВЫ ОТ НАШЕСТВИЯ КРЫМСКОГО ХАНА МАХМЕТ-ГИРЕЯ ЗАСТУПНИЧЕСТВОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ИКОНУ ЕЕ ВЛАДИМИРСКУЮ Владимирская икона Божией Матери — это икона, родная сердцу каждого верующего человека. Владимирская Богоматерь — образ любви: и Матери, и Сына, и Бога, и нашей души, которая в молитве припадает к своему Спасителю. Через этот образ Богородица не раз отводила от Руси неприятеля. Спасение от завоевателей в 1521 году, по преданию, стало возможным тоже по молитвам москвичей к Владимирской иконе Божией Матери. Перед этим образом венчались на царство российские монархи, избирались Патриархи, перед ним молились в дни бедствий и смут. Икона эта освятила и соединила все столицы Древней Руси — Киев, Владимир, Москву.  PDF-bepcuя. Исторический контекст Согласно церковному преданию («Повесть о Темир-Аксаке» XV века), икона была написана в Иерусалиме евангелистом Лукой, который почитается как первый иконописец. Однако исследования показали, что ее написали на рубеже XI–XII веков в императорских мастерских Константинополя. На Русь, как сообщают летописи, список этой иконы попал в первой полови­не XII столетия. Икону, известную нам сегодня как Владимирская, вместе с другой иконой, именуемой Пирогощей1, привезли в дар от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверга киевскому князю Мстиславу Владимировичу. После торжественной встречи икону поставили в женском Богородичном монастыре на Вышгороде под Киевом, где она прославилась чудесами. Одно из первых было связано со спасением младенца. Предание эту историю передает так. Женщина с грудным ребенком переправлялась через ­Днепр на лодке. Неосторожное движение лодочника привело к тому, что ребенок выпал за борт. Все были уверены, что он утонул. Но когда в неутешном горе рыдающая мать прибежала в церковь на Вышгороде помолиться о своем утонувшем сыне, она неожиданно обнаружила его живым, лежащим перед образом Богоматери. С того времени эта икона Богородицы стала особо почитаема как покровительница материнства; женщины приходили к ней, чтобы помолиться о своих детях, об их физическом или духовном спасении.

http://e-vestnik.ru/analytics/vsyak_upov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010