Канон вообще предназначается для антифонного пения на два лика и потому в нем должно быть четное количество стихов (ирмосов и тропарей). Поэтому на утрени, напр., ирмосы поются по однажды, когда в песни нечетное количество тропарей. Когда же в каноне четное количество тропарей, тогда ирмос поется в начале дважды. Иногда ради сохранения четного количества стихов два тропаря глаголются за един. Насколько строго выдерживается это правило, видно из того, что даже канон на исход души, который читается от лица человека с душею разлучающагося и не могущего уже глаголатиотцом его духовным, значит одним, не антифонно,— подчиняется этому же правилу. В нем в каждой песни нечетное число тропарей — 5, и потому в начале нарочито отмечается: канон... со ирмосом на 6.Пения на каком-либо последовании всего только одного канона со ирмосом на 4 вообще не бывает. Никогда также не бывает пения ирмосов по однажды сверх четырех тропарей.    Пение же на панихиде ирмосов сверх четырех тропарей будет нарушением точного указания Устава о каноне на панихиде, ибо будет пением канона на 5, а не на 4, как должно. Вообще, когда нужно петь ирмосы, Церковный Устав не забывает отметить это.    Поэтому наблюдаемая по местам практика пения на панихиде ирмосов всех песней при опущении всех тропарей,— это, во-первых, самочиние,— так как опускается положенное по Уставу и поется не положенное, а во-вторых, не имеет смысла, так как на исключительно заупокойной службе опускаются нарочито заупокойные тропари и вместо того поются ирмосы, которые вовсе не заупокойного содержания.    Употребляемые на панихиде восемь... (в издании эта фраза не завершена) ПРИПЕВЫ НА КАНОНЕ ПАНИХИДЫ    К тропарям канона на панихиде у нас обычно употребляется всегда один и тот же припев: Покой, Господи, души усопших раб Твоихили душу усопшего раба Твоего,который и поется всегда на один мотив по дважды на каждой песни канона. Между тем, как это и было в древней Руси, лишь в панихиде по одном только умершем должно петь по дважды на каждой песни Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.На общей же панихиде по усопшим многим должно петь так, как указано в Октоихе в первых песнях заупокойных канонов: к 1-му тропарю припеваем псаломский стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я). Возглас: «Яко подобает...» По возгласе седален, глас 7-й: «На вечери ученики питая...» Малое каждение (Евангелия на аналое, Царских врат, местных икон и предстоящих). Читается 2-е Евангелие – от Иоан., зач. 58-е. По 2-м Евангелии – антифоны: 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я). Возглас: «Яко благословися и прославися...» Седален, глас 7-й: «Кий тя образ, Иудо...» Читается 3-е Евангелие–от Матф., зач. 109-е. По 3-м Евангелии – антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я). Возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем...» Седален, глас 8-й: «О, како Иуда, иногда Твой ученик...» 4-е Евангелие – от Иоан., зач. 59-е. По 4-м Евангелии – антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектения (5-я). Возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» Седален, глас 8-й: «Егда предстал еси Каиафе, Боже...» 5-е Евангелие – от Матф., зач. 111-е. По 5-м Евангелии – антифоны: 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я). Возглас: «Яко благословися всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое...» Седален, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя...» (5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.) 6-е Евангелие – от Марка, зач. 67-е. По 6-м Евангелии – Блаженны на 8, с тропарями (от «Блажени алчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я). Возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы небесныя...» «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси?» 7-е Евангелие – от Матф., зач. 113-е. По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас: 8-е Евангелие – от Луки, зач. 111-е. Трипеснец, глас 6-й, состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Ирмосы – по дважды, тропари – на 12. Катавасия – тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...» Кондак: «Нас ради Распятаго...» и икос «Честнейшую» не поем, но после «Хвалим, благословим...» сразу ирмос 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сообразно вышеизложенному пониманию смысла и значения Херувимской Песни, композитор должен озаботиться, чтобы музыкальное её содержание приводило дух молящегося в успокоительное настроение. При медленном темпе (adagio, lento) и ограниченной силе звука, доходящей местами до pianissimo, мелодия Херувимской Песни, долженствующая выразить собою равноангельское бесстрастие, пусть довольствуется, в своем тематическом развитии, самым незначительным движением (ходом), причем гармонизация этой мелодии пусть отличается светлым и ясным характером. Слова текста: ,,всякое ныне житейское отложим попечение» в их музыкальном освещении пусть выразят едва слышимый, отдаленный отзвук земной суеты. По мере того, как постепенно замирает для слуха (morendo) этот отзвук земной суеты, душа молящегося, в своем настроении, должна все более и более освобождаться от житейских попечений и плотских привязанностей – для того, чтобы иметь силу всецело устремить свои духовные взоры на грядущего (в великом входе) по пути на Голгофу Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Во время перерыва Херувимской Песни на великом входе (при перенесении Даров – с поминовением Царствующего Дома, св. Синода, местного епископа и всех православных христиан), присутствующие во храме богомольцы, отложив всякое житейское попечение мысленно обращаются к грядущему на Голгофу Господу Иисусу Христу с молитвою покаявшегося разбойника: «помяни мя, Господи, во царствии Твоем 21 , и как бы в ответ на их тайную молитву получают молитвенное же обещание священнодействующего: «всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во царствии Своем» (разбойнику обещано было Господом: «днесь со мною будеши в раю»). После своего перерыва (по великом входе) пение Херувимской Песни продолжается не в прежнем, спокойном и медленном (adagio или lento), а в восторженно – живом и ускоренном (allegro) музыкальном темпе, долженствующем выразить торжественное подъятие и триумфальное несение Агнца при невидимом содействии бесплотных сил. Вся Херувимская Песнь заканчивается пением Аллилуйя. Так как по смыслу Песни, пение этого Аллилуйя, как бы происходит одновременно и на небе (ангельскими чинами), и на земле (людьми), то композитор мог бы гармонизовать восьмигласно (при смешанном хоре) Алиллуию, чтобы ее можно было одновременно исполнять и полным мужским (1 и 2 теноры, 1 и 2 басы), и полным детским (1 и 2 дисканты, 1 и 2 альты) хорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

„По отпусте (1-го часа) исходим в притвор (Тип., гл. 49, л. 310), и тамо глаголются обычныя молитвы (ср. это выражение с тем, которое употр. в 49 гл., л. 312 на обор.. – там, где говорится о заключ. части великопостной вечерни), и чтутся Оглашения препод. отца нашего Феодора Студита : чтутся же непременно во всякую среду и пяток св. Четыредесятницы от настоятеля или екклисиарха... и бывает совершенный отпуст“. В начальных словах этого предписания содержится указание на литию о усопших (в изд. Киево-печ. лавры о ней, однако, не упомянуто, – см. л. 7); а как она совершается, устав об этом содержится в дополнительном к 9 гл. Тип. примечании и есть следующий: Священник берет кадильницу и предшествуемый двумя светильниками (по выражению Тип., лампадами) исходит в притвор. За ним, с пением самогласной стихиры храма, в церковный притвор сдедуют другие. Священник говорит: Благословен Бог наш... Лик: Аминь. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл.: Яко твое есть ц... Лик: Аминь. Тропари: Со духи праведных... В покоищи твоем, Господи... Слава, Ты еси Бог... И ныне, Едина чистая. (Тропари напечатаны в Октоихе, л. 93, 94 и 95). Священник глаголет ектению: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о упокоении... Яко да Господь Бог... Милости Божия... Господу помолимся (см. там же). Молитва: Боже духов... (там же). Возглас: Яко ты еси воскресение... По возгласе священник: Слава тебе, Христе Боже... и т. дал., – и отпуст: Воскресый из мертвых... По отпусте братия рекут (Тип., гл. 9, л. 19): „Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, присно поминаемии“ 3; а также: „Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко благ и человеколюбец“. Дополнением к этому уставу служат вышеприведенные (стр. 418) слова 49 гл. Типикона, л. 297: „От сея недели (т. е. Мытаря и Фарисея) начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения св. отца нашего Феодора Студита . И аще тамо есть игумен чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха стоящим и со вниманием послушающим братиям. По окончании же чтения, глаголем тропарь преподобнаго Феодора, гл. 8: Православия наставниче, без богородична, – и совершенный отпуст“. О времени и месте богослужебных собраний для отправления дневных 643 служб постных дней св. Четыредесятницы и первых трех дней Страстной седмицы, а равно и о том, какие службы должны быть отправляемы в каждом из этих собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На конечном трисвятом 3 поклоны: поем же трипеснец кир андреа.     МРК о томже празднице, аще случится в великий вторник.    В понедельник вечера, кафисмы не глаголем. На Господи воззвах. стихиры самогласны дне, 5: и праздника 5. Слава, дне, Вторую еву: И ныне, праздника, Послан бысть: Вход со евангелием. Свете тихий: Прокимен, и чтения дне: и праздника 3. Да исправится молитва моя: и поклоны 3. евангелие дне: и прочее преждесвященных. На трапезе же пием вино. [Смотри] При часе же 1-м нощи ударяет в великий, и во вся тяжкая, и собравшеся во храм, поем повечерие великое. С нами бог, поем на оба лика, с пением. иерей в начале кадит по обычаю, и по Слава в вышних, исхождение в притвор. и поем на литии стихиры самогласны праздника: Слава, и ныне, праздника: благовествует гавриил: На стиховне стихиры самогласны праздника 3, с припевы их. Слава, и ныне: Днесь радость: На благословении хлебов, тропарь праздника, трижды: и чтение праздника. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника, трижды. По обою кафисмах седальны триоди: и чтение дне. По 3-й кафисме ектениа малая, и седальны праздника, и чтение. Полиелей, и седален праздника: и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: евангелие праздника. псалом 50. стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 14. Катавасиа праздника, ирмос оба лика вкупе. А идеже двоепеснец триоди, поем канон праздника, со ирмосом на 6: двоепеснец на 8: Последи ирмос триоди, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак дне, и икос: и седален праздника: и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника: и чтем пролог. На 9-й песни, честнейшую не поем: но поем припев и ирмос праздника, якоже указася в великий понедельник. Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры подобны праздника на 4. Слава, дне: Душевною леностию: И ныне, праздника: еже от века таинство: На стиховне самогласны дне с припевы их, яко предписася в понедельник: Исполнихомся заутра: Слава, праздника. Да веселятся небеса: И ныне, дне, глас 6: егда приидеши во славе: тропарь праздника: ектениа, и поклоны 3 великия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.103:34 .  Да усладится Ему беседа моя; аз же возвеселюся о Господе Да будет, говорит, приятен Богу разговор мой, производимый посредством песней и псалмов, т. е. собеседования и рассуждения мои; ибо если угодно будет Богу собеседование мое; то возвеселюсь и я собеседующий, или разговаривающий с Ним, так как Бог будет доволен оным.(1) (1) Что же значит, да будет усладительна, это изъясняет Златословесный. Да будет благоприятна, благоугодна, да окажется пред Богом и усладительнейшею и приятнейшею. Посему молитва есть не что иное, как разговор с Богом. Из сего ты должен заключать, что псалмопение есть само в себе воздаяние; ибо что может сравниться с собеседованием с Богом? Слова Василия: Посему Давид почувствовав, что он беседует с Богом, говорит: да будет усладительна Тебе беседа моя. Ибо когда входят в споры и любопрения о вещах, тогда этот разговор неприятен, а огорчителен. Опять Златословесного: Прекрасно и то, что видим; усладительно и небо и увеселительно солнце, и земля производит семена и растения: но я более всего веселюсь о сотворившем все сие; это для меня услаждение, это увеселение, это удовольствие, это заменяет бесчисленные блага. И еще того же Златоуста: Как может усладиться Бог нашею беседою? Если жизнь будет чиста, если душа будет стремиться к мудрости. Ибо когда проведешь весь день в молитве, но не содействует ей поведение, то не можешь быть легко услышан, не только ты, но и другой, более тебя занимающийся сим. Я это говорю не для того, чтобы не молились, и не для того, чтобы не пели, но для того, чтобы с пением псалмов мы соединяли старание о жизни и поведении. Исихия: Ибо если Богу будут угодны наши слова, тогда и мы можем веселиться о Нем, одни блага уже принимая от Него, а других еще ожидая и тогда то мы можем исполнять слова: радуйтесь всегда о Господе. Пс.103:35 .  Да исчезнут грешницы от земли и беззаконницы, якоже не быти им если бы погибли, говорит, грешники и беззаконники с земли, грешники, сделавшись праведниками, и беззаконники хранящими закон, так чтобы не были таковыми грешниками и беззаконниками более, но изменились чрез покаяние. Итак, пророк, по словам Златоуста и Феодорита, молится не о том, чтоб исчезли и погибли люди, но чтобы истребилось в людях зло. Или грешными и беззаконными называет демонов. Или желает, чтобы погибли те, которые во зле неизлечимы и неисправимы; потому что они сообщают свою порочность и другим добрым; подобно тому как находящиеся в заразе могут заразить и здоровых(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В средневек. западносир. Минологиях под 16 окт. или 17 июля встречается память «мученика Лонгина» без указания на воинское звание, но иногда с добавлением места кончины - Каппадокия (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 64, 82, 113. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) наряду с этими днями Л. С. поминается также 26 янв., причем указано, что он пострадал в Иерусалиме ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 140, 146, 156). В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии под 23 абиба/хамле (17 июля) значится память мученической кончины Л. С., а под 5 хатура/хедара (1 нояб.) - обретения его главы. Эти краткие синаксарные сказания в целом отражают ту же версию, что и Мученичество BHG, N 988, с той разницей, что Л. С. в них отождествляется с воином, пронзившим Спасителя копьем; кроме того, там сообщается, что он был наставлен в вере ап. Петром (SynAlex. Vol. 2. P. 252-253; Vol. 5. P. 673-675; Le synaxaire éthiopien: Mois de hamlê/Éd., trad. I. Guidi. P., 1911. P. 390-391. (PO; T. 7. Fasc. 3); Idem: Mois de heda  r/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1988. P. 250-253. (PO; T. 44. Fasc. 3)). Араб. Мученичество в рукописи Sinait. arab. 482 (XIII в.) не исследовано. Гимнография Память Л. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. 16 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 68). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Л. С. не упоминается, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции служба Л. С. помещена под 16 окт. (напр., см.: ГИМ. Син. 160, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 19; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 116-121); богослужебное последование включает: анонимный канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов, 2 седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, в день памяти Л. С. (16 окт.) совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря; указан отпустительный тропарь Л. С. 3-го гласа Αθλοφρε γιε («Святой страстотерпец...»); на « Господи, воззвах » стихиры Октоиха соединяются со стихирами-подобнами Л. С.; на стиховне вечерни на «Славу» поется самогласная стихира Л. С.; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и 1 Л. С. авторства Иосифа 4-го гласа; по 3-й песни - седален Л. С., по 6-й песни - кондак Л. С.; также указан светилен; на утрене к стихирам Октоиха примыкает 1 подобная стихира Л. С.; на литургии - прокимен, аллилуиарий, причастен Л. С., Апостол и Евангелие дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 295).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Полунощница бывает «с поклоны ея», как в Великом посту. – На утрене, как и в Великом посту, после возгласа читается: «Слава Тебе Боже», «Царю Небесный» и проч.; вместо «Бог Господь» и тропарей, поется во глас Октоиха «Аллилуиа» 4-ды и троичны гласа; но кафизм стихословятся две, а не три, йи после 50-го псалма не положено молитвословие: «Спаси Боже люди Твоя»; кроме трипеснцев, положенных в каждый день Сырной седмицы, в среду и пяток Сырные поются полные каноны Октоиха, Минеи и Триоди; в которых песнях случится трипеснец (в среду в 3-й, 8-й и 9-й, а в пяток в 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются, а поется только канон Триоди с трипеснцем, при этом песни Октоиха совсем оставляются, песни же Минеи поются с другими песнями в тот же день (напр., в среду 3 песнь Минеи соединяются с 1-ю, 8 песнь – с 6-ю и т.п.); в остальном порядок утрени в среду и пяток такой же, как и в Великом посту, и на ней, после «Благо есть» (1-ды) и проч., положено (вместо тропаря дня и проч.) чтение тропаря «В храме стояще», «Господи помилуй», 40 раз, а в конце произносится молитва св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. – Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них в кампан не ударяют, т.е., бывает благовест перед часами, а отдельно пред каждым часом (как в Великом посту) в колокол не ударяют; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь: «Заутра услыши», на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи», сряду бывают изобразительные ; но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови душе моя» и «Хвали душе моя», и затем, после: «Единородный Сыне», следуют «Блаженны», поскору (без пения): «Во царствии Твоем», «Блажени нищии», «Блажени плачущии» и проч., «Радуйтеся и веселитеся», «Слава, и ныне», «Помяни нас Господи», «Помяни нас Владыко», «Помяли нас Святый», «Лик небесный» и проч., как и в Великом посту, кончая великими поклонами. – Непосредственно после этих поклонов следует: «Придите поклонимся», 3-ды, «Благослови душе моя» (103-й пс.), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна, на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш», не поются, как в Великом посту, тропари: «Богородице Дево радуйся» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших»), «Слава, и ныне», богородичен, по гласу тропаря; после следующей затем ектеньи («Помилуй нас Боже») и возгласа («Яко милостив») положены «поклоны 3 великия» (причем, произнесение молитвы св. Ефрема Сирина не указано) и молитва: «Всесвятая Троице», и далее, как на велико-постной вечерне. –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Студийско-Алексиевском Типиконе содержится также указание на «Н.» в составе великого повечерия, отправляемого в Великий пост ( Пентковский. Типикон. С. 412). «Н.» поются также в течение всего года на утрене в субботу; при этом способ исполнения «Н.» может быть двояким: либо с «Аллилуия» (если совершается служба святому с праздничным статусом памяти - имеется в виду служба с «Бог Господь» и тропарем), либо с тропарями (вероятно, подразумеваются «мертвенные» (заупокойные) тропари           - в случае если совершается обычная служба с пением на утрене «Аллилуия») (см.: Там же. С. 403-404; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 281; Arranz. Typicon. P. 10-11, 216, 212). В 1-м случае «Н.» поются на 3 статии (части), после каждой из к-рых добавляется «Аллилуия» в глас Октоиха; во 2-м случае, когда «Н.» носят заупокойный характер,- на 2 статии (1-я статия включает стихи 1-93, 2-я - стихи 94-176), причем после каждой статии диакон произносит краткую заупокойную ектению, а священник читает молитву об усопших    ; по окончании 2-й статии поются заупокойные тропари           (см.: Пентковский. Типикон. С. 403-404). Несмотря на то что начиная с утрени Великого четверга стихословие кафизм отменяется, «Н.» с «Аллилуия» назначаются на утрене в Великую субботу (см.: Там же. С. 254; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 555). Пение «Н.» на воскресной утрене в первоначальной редакции Студийского устава (напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе) не зафиксировано, однако такая практика появляется в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 334, 339, 359, 361, 498, 500, 502). Вероятно, это произошло под влиянием кафедрального богослужения К-поля. Большинство указаний Евергетидского Типикона, в к-рых говорится о «Н.» на воскресной утрене, относятся к периоду от Недели (воскресенья) праотец (перед Рождеством Христовым) и до начала Великого поста. В эти воскресенья Типикон предписывает петь «Н.», или полиелей , или и то и другое. «Н.» поются с «Аллилуия» на 5-й глас и с «воскресными их тропарями (Αμωμος μετ τν ναστασμων τροπαρων ατο)» (см.: Там же.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Исполнение канона в храме святого будет такое. 1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий надпись «на 8»: «Тогда потщашася...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись «на 4», читается канон храма. Катавасия – ирмос канона храма. 3-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец – 1-й тропарь (с обычным припевом). Хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Даяй молитву молящемуся...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью «на 4»: «Господь взыде на небеса...» читается канон храма. Катавасия (ирмос канона храма) и обычная малая (не заупокойная) ектения. Кондак и икос святого Минеи. 4-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец сразу же – 1-й тропарь, без библейского стиха. Далее хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Зане смоквь не плодопринесет...». От стиха, имеющего надпись «на 4»: «Господь Бог мой – сила моя...» – тропари канона храма. Катавасия. 5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Приложи им...». Со стиха «на 4»: «Воскреснут мертвии...» – тропари канона храма. Пением на катавасии ирмоса 5-й песни канона храма заканчивается чтение канона храма. С 6-й песни по 9-ю песнь канон Минеи и четверопеснец Триоди. Канон храма оставляется. «Песни же 6-я, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах» (Типикон). «Это указание означает, что 6-я песнь не имеет в себе предыдущих стихов до цифры 14 и поэтому все они распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняется 6-я песнь так: сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: «Возопих в скорби моей...». Чтец – тропарь Минеи. Хор: «Из чрева адова...». Чтец – 2-й тропарь Минеи. Хор: «Вся высота Твоя...». Чтец – 3-й тропарь Миней. Хор: «И аз рех...». Чтец – 4-й тропарь; если его нет, то повторяется 3-й тропарь. Хор: «Возлияся вода...». Чтец – Богородичен Минеи. Таким образом, канон Минеи исполняется с ирмосом на 6. Хор – библейский стих, перед которым стоит надпись «на 8»: «Понре глава моя...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. Со стиха: «Хранящий суетная и ложная...», перед которым стоит надпись «на 4», чтец читает 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Аз же со гласом...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...». Чтец – мученичен. Хор: «Души их во благих водворятся». Чтец – покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопеснца: «Глубина страстей...». Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010