«Живи просто, по совести. Помни всегда, что Господь видит все, а на остальное не обращай внимания», – преподобный Анатолий (Потапов). «Главное – остерегайтесь осуждения близких», – преподобный Нектарий (Тихонов). «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет нашей жизни», – преподобный Никон (Беляев). «От креста своего не побегу», – преподобный Исаакий (Бобриков). Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых – преподобных Моисея и Антония – был преподобный Лев (Наголкин; 1768 – 1841). Последний Оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков; родился в 1865 г.) принял мученическую кончину в 1938 году – по приговору «тройки» он был расстрелян тульским НКВД. В годы старчества отца Макария (1834–1860) и отца Амвросия (1860–1891) небывалый интерес к Оптиной Пустыни пробуждается у русской интеллигенции. Среди паломников того времени – великий князь Константин Романов (известный поэт К. Р.), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, супруги Киреевские, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, С. А. Нилус, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, А. М. Жемчужников (Козьма Прутков), А. Н. Апухтин и другие известные деятели русской культуры. Несколько раз был здесь и Л. Н. Толстой. В начале февраля 1917 года Оптину Пустынь посетил великий князь Дмитрий Константинович, который записал пророческие слова старца Анатолия: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма» «явлено будет великое чудо Божие… – все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным». Перед революцией в обители было около 300 монахов. Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, большинство монахов изгнано. Многие из них вскоре были арестованы, сосланы, погибли в лагерях… За следующий 1919 год на военную службу были насильно мобилизованы 60 иноков. В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения советские власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины старец окормлял и поддерживал своих духовных чад, среди которых были художник Л. Бруни и актер М. Чехов. Старец Нектарий также предсказывал, что Россия воспрянет и станет богата – не материально, но духовно.

http://pravoslavie.ru/2629.html

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) , прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Год с преподобными Оптинскими старцами.  8 января Преподобномученик Исаакий Оптинский Преподобномученик Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков, 1865–1938) родился в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец был монахом Оптиной пустыни и скончался в обители. Иван пришел в Оптину в 1884 г. и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. В 1899 г. был пострижен в монашество, а вскоре был посвящен в сан иеромонаха. Старец Нектарий рассказывал о том, как появился в обители будущий архимандрит Исаакий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше сказал: “Тебя казнят”. И старец Амвросий внимательно и с любовью смотрел на молодого человека, провидя в нем последнего кормчего обители среди грядущих бурь». 8 января 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43924.html

Скачать epub pdf Священномученик Исаакий (1865 – 26 декабря/8 января 1938) Священномученик Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в с. Остров Орловской губернии в крестьянской семье. В 1884 г. он пришел в Оптину пустынь, в 1898 г. был пострижен в мантию, через три месяца посвящен в иеродиакона и вскоре в иеромонаха. В 1913 г. братия избрала иером. Исаакия настоятелем монастыря. В 1917 г. он принял участие во Всероссийском Церковном Соборе. В 1923 г. после закрытия Оптиной архим. Исаакий с братией поселились в Козельске, где служили в местной церкви. В 1929 г. все они были арестованы и сосланы, архим. Исаакий – в город Белев Тульской области. В 1932г. его арестовали вторично, и через пять лет он принял мученическую кончину. Когда во время допросов ему предлагали компромисс, он отвечал: «От креста своего не побегу». Скорби От креста своего не побегу. Исповедь, духовник Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцами по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце – пыль, которую и не замечаешь в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью. Читать далее Источник: Оптинский Цветник : изречения преподобных старцев Оптинских/[сост.- И. В. Кабанов]. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. - 491 с. ISBN 5-7429-0019-8 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

В 1864 г. Евдокимов и Зинченко за преподавание, по выходе Люлерсольского, по 120 руб. Виноградов за исправление должности преподавателя иконописания, бывши еще учеником 50 руб. В ноябре 1865 г. семин. правление представило митрополиту, что за отчислением 10 тыс. р. остаточной суммы в хозяйственное управление, еще остается 3586 р. 17 к. и к 1866 г. предполагается остаток 1760 руб. Поэтому, ввиду бедственного положения наставников, можно было бы им выдать единовременное пособие, по крайней мере наставникам уже достаточно дослужившим в семинарии, числом 7: одним (Савваитову и Красносельскому) – годовой оклад, другим (Ловягину, Евдокимову, Барсову, Иовлеву и Бобрикову) полугодовой. Дело представлено было в Дух. -уч. управление, которое, истребовав нужные справки, разрешило выдачу. В следующем году, на основании синодского определения (от 10 авг.–12 сент. 1866 г.), по предложению митр. Исидора консистории, с целию улучшения содержания наставников, постановлено выдавать из церковных сумм дополнение к окладам жалованья, по расписанию семин. правления, которое предположило разделить наставников на старших, состоящих на службе от 8 лет, и выше, и младших – от 1 до 5 лет, и назначить первым прибавки по 471 р. в год, а вторым по 271 р., так чтобы старший годовой оклад равнялся 900 р., а младший 700 р. Из других должностных лиц – инспектору предположено прибавить 150 р., эконому Троицкому 270 р. 80 к. (чтобы годовой оклад его равнялся окладу старших наставников, по вниманию к его долговременной службе), секретарю 107 р., библиотекарю, его помощнику и врачу по 100 р., всего на семинарию исчислено 6100 р. 80 коп. Митрополит, по рассмотрении дела в консистории, утвердил представление семин. правления, положив следующую резолюцию от 26 июня: «согласно представленному для вспомогательных окладов расписанию, препроводить в семин. правление собранную сумму для выдачи, кому следует, прибавочных окладов на первую половину текущего года, дав знать, что временно-утвержденное назначение, по обстоятельствам, может измениться. О распоряжении уведомить г. об. -прокурора св. Синода, с приложением копии с расписания». Деньги высылались частию из консистории, частию от благочинных. Городских церквей исчислено 111, но некоторые из них, особенно при казенных местах, от взносов отказались, остальные определили вносить от 500 р. (Владимирская и Вознесенская) до 5 р. Уездные и сельские церкви, числом 244, положили от 218 р. (Усть-ижорская Ал. -Невская) до 1 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Преподобне отче наш Никоне, моли Бога о нас! Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик     Рождение — 1865 Постриг в мантию — 7/20 июня 1898Иерейская хиротония — 24 октября/6 ноября 1902Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937/8 января 1938   Священномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец, Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом Николаем.    Иван поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного старца Амвросия. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной.    «Блаженный Василий,— рассказывал он,— привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту! " " .    Это удивительное пророчество, которое впоследствии действительно исполнилось, ясно указывало, что от самой юности вся жизнь архимандрита Исаакия была определена Промыслом Божиим на тяжкое крестоношение, а венец мученичества был предуготован ему еще в то время, когда нельзя было даже предполагать подобную кончину для настоятеля монастыря.    Преподобный Исаакий пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию I принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание.    17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1902 года, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, иеродиакон Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Преподобне отче наш Никоне, моли Бога о нас! Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик Священномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец, Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом Николаем. Иван поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного старца Амвросия. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной. " Блаженный Василий,— рассказывал он,— привел его к батюшке Амвросию и сказал: " Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит " . А юноше он сказал: " Тебя казнят " . По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: " Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту! " " . Это удивительное пророчество, которое впоследствии действительно исполнилось, ясно указывало, что от самой юности вся жизнь архимандрита Исаакия была определена Промыслом Божиим на тяжкое крестоношение, а венец мученичества был предуготован ему еще в то время, когда нельзя было даже предполагать подобную кончину для настоятеля монастыря. Преподобный Исаакий пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию I принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание. 17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1902 года [ 1 ], в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, иеродиакон Исаакий был рукоположен в иеромонаха. Вместе с монастырской и скитской братией отец Исаакий ходил на откровение помыслов к старцу Иосифу, преемнику преподобного Амвросия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

   Преподобный Никон Оптинский, моли Бога о нас! Преподобный Исаакий Оптинский, священномученик...      Священномученик Исаакий Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.    Вот что рассказывал старец Нектарий о появлении Ивана в Оптиной Пустыни: “Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту”.    Иван пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году. Старец Амвросий благословил принять Ивана к себе на добровольное послушание.    17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, был рукоположен в иеромонаха.    30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала иеромонаха Исаакия настоятелем монастыря. Монахиня Мария (Добромыслова) писала: “По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью”.    К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.    Старец Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3) В сентябре 1865 г. на место умершего иеромонаха Мелетия назначен был управляющим монастырем иером. Анатолий Точицкий, который не далее, как в 1864 г. был удален из Тадулинского монастыря за нетрезвую жизнь, соединенную с буйством и другими безобразиями и определен в Марков монастырь с запрещением священнослужения. – Настоятель Маркова монастыря и вместе Благочинный монастырей, архим. А…, желая освободить себя и свою обитель от такого почтенного брата, каков о. Точицкий, распорядился своею властно перевесть его в пустынный Вербиловский монастырь в июне 1865 г., а в сентябре, рекомендовал его к занятию настоятельской должности в этой обители, но, вероятнее, сам определил его, по праву благочиннической власти за отстствием архипастыря, который в это время, находился в Петербурге. Иером. Анатолий, как окончивший курс, семинарии, имел достаточное образование и мог бы быть полезен на службе, но непобедимая наклонность к пьянству была причиною, что он чрез 3 месяца тем же Благочинным удален был от настоятельской должности. В столь короткое время заведывания монастырем иером. Анатолия, расхищение монастырского леса, начавшееся при его предшественнике, до того усилилось, что лес доведен был до совершенного опустошения. «Огромная лесная монастырская дача, бывшая, по рассказам, постоянным жилищем красных зверей и лосей, имевшая мачтовые деревья, до того опустошена что теперь с трудом в ней, как говорят, и зайцам укрываться», – так писал мне в своем донесении, от 19-го декабря 1866 г. за 138, благочинный монастырей, архимандрит Григорий. 4) На место удаленного от должности иером. Анотолия назначен был иером. Лаврентий, родом из Тверской епархии. О нем благочинный монастырей отзывался в помянутом выше донесении от 19 декабря одобрительно. Иером. Лаврентий, по его словам, позаботился поддержать возможною починкою скудную и ветхую ризницу приобрел Св. Евангелие, которого монастырские церкви не имели с незапамятных времен и богослужение совершалось в последнее время по евангелию, принадлежащему запрещенному свящ. Феодору Бобрикову, который прислан был в Вербиловский монастырь на епитимию; вообще иером. Лаврентий не запятнал себя, ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

3) В сентябре 1865 г. на место умершего иеромонаха Мелетия назначен был управляющим монастырем иером. Анатолий Точицкий, который не далее, как в 1864 г. был удален из Тадулинского монастыря за нетрезвую жизнь, соединенную с буйством и другими безобразиями и определен в Марков монастырь с запрещением священнослужения. – Настоятель Маркова монастыря и вместе Благочинный монастырей, архим. А…, желая освободить себя и свою обитель от такого почтенного брата, каков о. Точицкий, распорядился своею властью перевести его в пустынный Вербиловский монастырь в июне 1865 г., а в сентябре рекомендовал его к занятию настоятельской должности в этой обители, но, вероятнее, сам определил его, по праву благочиннической власти, за отсутствием архипастыря, который в это время находился в Петербурге. Иером. Анатолий, как окончивший курс семинарии, имел достаточное образование и мог бы быть полезен на службе, но непобедимая наклонность к пьянству была причиною, что —488— 1866 г. он через 3 месяца тем же Благочинным удален был от настоятельской должности. В столь короткое время заведывания монастырем иером. Анатолия, расхищение монастырского леса, начавшееся при его предшественнике, до того усилилось, что лес доведен был до совершенного опустошения. «Огромная лесная монастырская дача, бывшая, по рассказам, постоянным жилищем красных зверей и лосей, имевшая мачтовые деревья, до того опустошена, что теперь с трудом в ней, как говорят, и зайцам укрываться», – так писал мне в своем донесении, от 19-го декабря 1866 г. за 138, благочинный монастырей, архимандрит Григорий. 4) На место удаленного от должности иером. Анотолия назначен был иером. Лаврентий, родом из Тверской епархии. О нем благочинный монастырей отзывался в помянутом выше донесении от 19 декабря одобрительно. Иером. Лаврентий, по его словам, позаботился поддержать возможною починкой скудную и ветхую ризницу, приобрел Св. Евангелие, которого монастырские церкви не имели с незапамятных времен и богослужение совершалось в последнее время по евангелию, принадлежащему запрещенному свящ. Феодору Бобрикову, который прислан был в Вербиловский монастырь на епитимию; вообще иером. Лаврентий не запятнал себя ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010