Святитель пишет: «Но этот подвиг (безусловного послушания) не дан нашему времени.. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только перед духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.». Митрополит Антоний (Блум) Наш современник, протоиерей Валериан Кречетов, сокрушается: «Теперь везде дефицит духовного руководства». Он приводит слова святого Паисия Святогорца: «Духовником может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Митрополит Антоний (Блум; 1914–2003) писал: «Мы ожидаем смирения со стороны послушника или духовного чада, но сколько смирения нужно священнику для того, чтобы никогда не вторгаться в святую область и относиться к душе человека так, как Моисею было приказано Богом отнестись к той почве, которая окружала Купину Неопалимую. Каждый человек потенциально или реально уже является этой Купиной, и все то, что его окружает, – это земля святая, на которую духовник может вступить, только «сняв свои сапоги». Отец Иоанн Крестьянкин А вот мнение отца Иоанна Крестьянкина, полностью созвучно думам святителя Игнатия: «Думаю, что тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому, что нет послушников, но только одни совопросники». И далее старец мудро предостерегает: «Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец только помощник, советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение. А думать за тебя во всем и вести себя, как слепого за руку не вижу смысла и пользы – станешь расслабленным. «Те старцы, которые принимают на себя роль – употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знания суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими». |
Больше полутора веков назад в центре Парижа на улице Дарю был возведен православный храм святого Александра Невского. Освященный во имя небесного покровителя российских императоров Александра I и Александра II, с самого начала своего существования он находился в центре важных исторических событий, связанных с Россией. В ХХ веке храм получил статус кафедрального собора, став настоящим религиозным и духовным центром русской эмиграции. Сегодня, спустя десятилетия, собор не затерялся среди блистательных парижских достопримечательностей, оставаясь одной из визитных карточек французской столицы. Он по-прежнему духовный центр для русских парижан. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 3 ноября 2021 г. 12:00 Научная серия Дома русского зарубежья (ДРЗ) пополнилась новым важным трудом — сборником «Русское зарубежье: музыка и Православие». Вдохновителем, главным организатором и составителем проекта стала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (ГИИ) Светлана Зверева. На подробное изучение духовного музыкального наследия русского зарубежья исследователя благословил митрополит Антоний (Блум), глава Сурожской епархии Московского Патриархата (1914–2003). Отрывки из обширного интервью, взятого в 2002 году Светланой Зверевой у митрополита Антония и полностью вошедшего в упомянутый сборник, мы с любезного разрешения автора предлагаем вниманию читателей. В них архипастырь вспоминает о первых годах парижского Трехсвятительского подворья Русской Православной Церкви — о тяжелой эпохе изгнания и невзгод, наполненной вместе с тем горячей верой, молитвой и светлым упованием на будущее оказавшихся в рассеянии соотечественников. Светлана Зверева 18 сентября 2015 г. 10:00 В США вышел в свет завершающий, десятый аудиодиск проекта «Песнопения русского зарубежья» — уникальной антологии богослужебной музыки, созданной и сохраненной Русской Церковью в изгнании. По инициативе ключаря кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Западно-Американская епархия) протоиерея Петра Перекрестова в течение 14 лет изданы десять альбомов с произведениями пары десятков творивших в эмиграции композиторов, регентов, аранжировщиков духовных песнопений. Два последних диска (девятый и десятый по счету) были официально представлены в России, куда привезен весь их тираж. |
7 Илия (Карам, 1903-1969) — с 1935 г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов — противоречивы. 8 Протоиерей Михаил Лебедев (1890-1979) — в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 9 См.: 1 Кор. 13:1. 10 Митрополит Антоний (Блум, 1914-2003) — выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество принял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. — архиепископ Су-рожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Mockobckoй духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). 11 Сексоты — официальное название — секретные сотрудники (агенты) еще со времен работы полиции Российской империи. Тот же термин использовался в документах советских спецорганов (ВЧК — ОГПУ — НКВД). 12 Доктусов Николай Петрович (1883-1959) — с 1944 г. преподаватель Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в августе 1946 г. в Московскую духовную академию и семинарию, с 1949 г. профессор, с 1951 по 1956 г. — инспектор МДАиС. В те же годы ректором стал протоиерей Константин Ружицкий. Вместе с ним и ученым секретарем Н. И. Муравьевым Н. П. Доктусов осуществлял руководство духовными школами. 13 Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984) — многолетний (1951-1984) настоятель церкви свт. Николая в Кузнецах в Москве. С 1934 до 1950 г. — клирик Болгарской Православной Церкви. В феврале 1950 г. с семьей по приглашению Патриарха прибыл в Москву и был принят в клир Русской Православной Церкви. В 1950-1951 гг. — инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. |
Сурожскую епархию в начале 60-х основал митрополит Антоний Блум (1914–2003). Антоний из семьи эмигрантов-дворян первой волны. Он был человеком по-настоящему харизматическим—веков пятнадцать назад точно стал бы одним из отцов церкви. В Москве немало храмов, чьи прихожане из-за идейных разногласий не подадут друг другу руки, но книжки Антония продаются и в тех и в других. За сорок лет, с 1960-х до 1990-х, его епархия выросла из общины в три десятка русских эмигрантов в солидный церковный организм—около 3000 членов, по большей части коренных британцев, объединенных в несколько десятков приходов по всей стране. А когда в 90-е Лондон наводнили «настоящие» русские, встреча с братьями по вере стала для англичан культурным шоком. Так же как для большинства новоприбывших русских—встреча с православием по-английски. Соединение православных, формально принадлежащих к одной церкви, в одном лондонском храме обернулась настоящим «столкновением цивилизаций». На второй день Пасхи, 24 апреля, Василий Осборн написал патриарху письмо: «Ввиду того что в нашей епархии стало слишком много новоприбывших русских, которые меня не слушают, за своего духовного начальника не почитают и специфики нашей православной жизни в Англии не признают, прошу отпустить меня со старыми прихожанами под юрисдикцию Вселенского патриарха в Константинополе». 5 мая патриарх Алексий в ответном письме пригласил Василия для встречи в Москву. Василий не поехал, и 9 мая патриарх отстранил епископа от руководства епархией. В прошлые выходные в Лондон прибыла комиссия Московской патриархии, которая всю неделю выслушивала показания прихожан лондонского собора и прочих членов епархии. А те спорят между собой: англичане утверждают, что больше прав у них, потому что они создали эту церковь со всеми ее порядками и ходят в храм десятки лет, русские настаивают на своем приоритете—потому что они русские, а это русская церковь. В отличие от приходов в России, в обширную трапезную при храме пускают всех, а не только приближенных к клиру. |
Другой человек купил пять пар волов, у него дело, у него призвание, он что-то должен с этими волами делать. Третий приглашенный отвечает: «Я только что женился сам, я не могу прийти на твой пир. Как я могу прийти на твою радость, когда мое сердце переполнено моей, собственной? Для твоей радости в моем сердце места нет. Если я приду на твою радость, я должен на минуту забыть свою. Нет, этого я не сделаю!» Разве это не то, что так часто мы делаем в том или другом виде? Я хочу сказать, что у нас сердце чем-то переполнено и в нем нет места, чтобы разделить чужую радость или чужое горе. Это же страшно подумать! — дружба с Богом. Митрополит Антоний Сурожский О душа моя, придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви. Аминь. Святитель Николай Сербский Именной указатель Августин Аврелий, блаженный (354–430) — епископ Гиппонский (Иппонийский), виднейший латинский богослов, философ, один из великих западных учителей Церкви. День памяти — 29 июня. Антоний Великий, преподобный (ок. 251–356) — раннехристианский подвижник и пустынник, почитаемый как основатель отшельнического монашества. Уединенно прожил в пустыне около 70 лет. День памяти — 30 января. Антоний Сурожский, митрополит, в миру Андрей Борисович Блум (1914–2003) — епископ Русской Православной Церкви, философ, проповедник, автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, один из авторитетных современных богословов. Булгаков Сергей Николаевич, протоиерей (1871–1944) — русский философ, богослов. Варсонофий Великий, преподобный († ок. 600) — палестинский подвижник, подвизался в монастыре аввы Серида в Палестине близ города Газы, 50 лет провел в затворе. Книга «Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» была переведена на русский язык и издана в XIX в. старцами Оптиной пустыни. День памяти — 19 февраля. |
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Вышел фильм третий из цикла «Апостол любви», посвященного митрополиту Антонию Сурожскому (режиссер - Валентина Матвеева). Картина носит название «Встречи в России» и рассказывает о визитах владыки на его историческую родину. В фильм включены редкие документальные кадры бесед митрополита Антония с его друзьями и знакомыми в России, свидетельства близко знавших его людей. Своими впечатлениями о личности владыки Антония делятся переводчицы и издатели проповедей митрополита Антония - Елена и Татьяна Майданович, а также друг владыки, клирик храма Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Ведерников (именно в его квартире в Козихинском переулке чаще всего проходили встречи людей с владыкой, записывались его проповеди). Митрополит Сурожский Антоний (в миру - Андрей Борисович Блум, 1914-2003) - выдающийся православный проповедник, почти полвека возглавлявший Русскую Православную Церковь в Великобритании. За годы его служения в Лондоне единственный православный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию. Теле- и радиопередачи с участием митрополита Антония способствовали росту православных общин во многих странах Европы. «Самиздатовские» листки с его проповедями, подпольно распространяемые в СССР, сыграли важную роль в возрождении церковной жизни в нашей стране. Сегодня книги владыки Антония расходятся многотысячными тиражами по всему миру. |
Амвросий, епископ Медиоланский (340–397) — святитель, один из Отцов Церкви. Анатолий (Кузнецов) (род. в 1930 г.), архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии. Анатолий Александрович — шофер в Издательском отделе. Андрей о. — священник церкви в с. Михайловское под Москвой. Андрей Рублев (ок. 1360 или 1370–1430) — преподобный, русский иконописец. Анна — монахиня, сотрудница митрополита Вениамина (Федченкова). Анна — монахиня, несшая послушание в покоях Патриарха Алексия Симанского. Анна Владимировна — см. Нечаева А.В. Анна Ивановна — см. Быстрова А.И. Анна Иоанновна (1693–1740) — императрица Всероссийская с 1730 г. Анна Ярославна (XI в.) — королева Французская, дочь князя Ярослава Мудрого, жена короля Генриха I Капета. Антоненко Григорий Карпович — протодиакон Богоявленского Елоховского собора. Антоний (в миру — Андрей Борисович Блум) (1914–2003) — митрополит Сурожский , духовный писатель, проповедник. Родился в Швейцарии в семье дипломата. С 1923 г. жил во Франции. Окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета. Несмотря на то, что жил в эмиграции, всегда был клириком Московской Патриархии. В войну участвовал в движении Сопротивления. Монашеский постриг принял в 1943 г. В 1848 г. был назначен на служение в Лондон. Архиерейская хиротония состоялась в 1957 г. С 1962 г. носил титул архиепископа Сурожского, в 1966 г. возведен в сан митрополита. Антоний (Мельников) (1924–1986) — митрополит Ленинградский и Новгородский (с 1978 г.), студент Богословского института первого набора. Антоний Печерский (ск. в 1073 г.) — преподобный, основатель Киево–Печерской Лавры. Антоний (Храповицкий) (1863–1936) –митрополит Киевский и Галицкий, один из трех кандидатов в Патриархи на Соборе 1918 г. («самый умный» из иерархов Русской Православной Церкви), в 1920 г. эмигрировал, председатель Карловацкого Синода. В юности был знаком с Достоевским, друзья предполагали, что Алешу Карамазова писатель списал с него. Арий (256–336) — ересиарх IVb. Арсений (Стадницкий) (1862–1937) — до революции митрополит Новгородский и Старорусский. Молдаванин по национальности. С 1910 г. возглавлял Новгородскую кафедру, на Соборе 1918 г. был одним из трех кандидатов в Патриархи. Его называли «самым строгим» иерархом Русской Православной Церкви. С 1922 г. в ссылке, в 1933 г. назначен на Ташкентскую кафедру. |
Анатолий Оптинский, преподобный (1855-1922). Родился в Москве в семье мещан. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру. В Оптиной пустыни был келейником старца Амвросия. После закрытия монастыря его хотели арестовать. Прп. Анатолий попросил отсрочки на сутки и под утро скончался на молитве. «Это был выдающийся пастырь, наставивший на путь христианского благочестия тысячи русских душ», — вспоминали о нем современники. Антоний Оптинский, преподобный (1795-1865). Родился в Ярославской губернии в семье купца. 20-ти лет тайно от родных ушел в Рославльские леса для монашеской жизни. После был начальником скита Оптиной пустыни. Духовные дарования прп. Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. Не было в обители человека, который при одном виде старца Антония не ощущал бы особенного духовного утешения. Антоний Сурожский (Блум), митрополит (1914-2003). Один из самых известных и влиятельных современных православных проповедников. Родился в Лозанне, в семье русского дипломата. Во время Второй мировой войны был врачом во французской армии, участвовал в движении Сопротивления. Тогда же принял монашество. Все его церковное служение прошло на Западе. Много проповедовал перед самой разнообразной аудиторией как в Англии, так и в разных странах Европы и Америки. Его книги о молитве и духовной жизни переведены на многие языки. Митрополит Антоний подчеркивал, что его «слово — слово православное, не личное, а всецерковное». Варсонофий Оптинский, преподобный (1845-1913). Родился в Самаре в купеческой семье. Был военным, дослужился до полковника. В возрасте 46 лет стал послушником в скиту Оптиной пустыни. Во время войны с Японией служил фронтовым священником. В надгробном слове митрополит Трифон (Туркестанов), духовный сын старца, говорил о нем: «Ты умел только любить, только творить добро...» Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской, святитель (ок. 330-379) Родился в Каппадокии, в семье, где было десять детей, пятеро из которых причислены к лику святых. Получив лучшее в то время образование в Афинах и осознав недостаточность мирских знаний, Василий пошел в Египет, чтобы изучать духовную жизнь в тамошних монастырях. Из пустынного уединения он был вызван для епископского служения, которое нес до конца жизни. За святую жизнь, самоотверженное служение истине и богословское творчество Церковь именовала его Великим Вселенским учителем и святителем. Один из современников святого Василия пророчески сказал: «Для христиан он всегда был и будет учителем спасительнейшим». |
Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979): «Древние отцы не колебались говорить о « естественном » и " физическом » общении, реалистически объясняли евангельский образ Лозы виноградной... В Евхаристии снимается человеческая непроницаемость и исключительность. Верующие становятся » сочленами « во Христе, и чрез это – сочленами другу» 839 . «Евхаристическое общение не есть только духовное или нравственное единство, не только единство переживания, воли и чувства. Это – реальное и онтологическое единство, осуществление единой органической жизни во Христе» 840 . Епископ Вениамин (Милов) (1887–1955): «Во время пения песни «Тебе поем...» совершается пресуществление святых Даров в Тело и Кровь Христовы действием Святого Духа» 841 . Митрополит Антоний Сурожский (Блум) (1914–2003): «В причащении Святых Тайн хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христовыми, воспринимаются нашими устами, глотаются, пронизывают нас, все самые великие дары Божии достигают нас, доходят до нас через нашу телесность – и это так дивно». Епископ Иларион (Алфеев) (род. 1966): «Православная Церковь безусловно верует, что в Евхаристии хлеб и вино становятся реальными Телом и Кровью Христа, а не только символическим изображением Тела и Крови» 842 . Известный литургист, заслуженный профессор МДЛ А.И. Георгиевский (1904–1984) пишет: «Литургиею называется общественное богослужение, на котором не только возносятся молитвы к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная, умилостивительная Жертва Тела и Крови за спасение всех людей – живых и умерших, и совершается Таинство Святого Причащения... За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем...», следует... пресуществление» Святых Даров 843 . Веру в пресуществление исповедовал и митрополит Вениамин (Федченков) 844 (1880–1961), который известен как человек, весьма глубоко понимавший и ощущавший православное богослужение, особенно Евхаристию. Протоиерей Григорий Дьяченко (1850–1903): «О Таинстве Причащения. Таинство это в Новом Завете называется Вечерью ( 1Кор. 11:20 ), Трапезой Господней ( 1Кор. 10:21 ), Причащением Плоти и Крови Христовой ( 1Кор. 10:16 ) и преломлением хлеба ( Деян. 2:42; 20:7 ). Под этим именем разумеется такое Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается истинного Тела и истинной Крови» 845 . «Последуя примеру апостолов, мы в Таинстве Причащения под видом хлеба приемлем самое Тело Господне и под видом вина приемлем Кровь Христову, иначе сказать, мы веруем в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Как совершается это пресуществление , мы не понимаем и не пытаемся постигнуть разумом, так как хорошо знаем, что вера перестала бы быть верою, если бы всё в ней сделалось понятным. Мы веруем, что истинно и действительно хлеб становится Телом, а вино – Кровию Христовыми» 846 . |
он запретил Евлогия в служении и разорвал молитвенное общение с ним. То был первый раскол эмигрантской Церкви: в ней появились «евлогианцы» и «карловчане». Вскоре последовал и другой раскол. В 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский), управлявший русскою Церковью в (канонически весьма неясной) должности «заместителя местоблюстителя патриаршего престола», направил всем заграничным клирикам русской Церкви предписание дать письменное обязательство лояльности советскому правительству. Это требование Москвы еще не породило раскола: владыка Евлогий предложил смягченную формулировку требования как «обязательства не делать амвон ареной политики», и в такой форме обязательства были даны. Но несколько позднее раскол все же совершился. В 1930 г. Евлогий принял в Лондоне участие во всеанглийском молении о страждущей русской Церкви; вскоре после этого, указом Московской патриархии он был уволен от церковного управления, и его преемником был назначен митрополит Литовский Елевферий. Однако в подчинение Елевферию перешла лишь малая часть духовенства и мирян; а митрополит Евлогий достиг соглашения со Вселенским (Константинопольским) Патриархатом о том, что подчиненные ему приходы будут приняты в юрисдикцию Вселенского Патриарха в качество особого Русского Экзархата. Тем самым, эмигрантская Церковь оказалась разбита уже на три группировки-юрисдикции, не имевшие взаимного общения: «карловчане», управлявший которыми Синод не имел признания ни одной из православных Церквей, «евлогианцы», образовавшие Экзархат Вселенского Патриархата, и небольшая часть, сохранившая подчинение Московской Патриархии. В основе своей, подобное строение (или нестроение?) она сохранила и до сего дня. Юрисдикция, представляемая экзархатом митрополита Евлогия, занимает в этом спектре центральное положение, сразу в ряде аспектов: она была наиболее многочисленна и, кроме того, придерживалась наиболее взвешенных, центристских позиций, стремясь соблюдать отделенность Церкви от политики. Сходной линии придерживалась и иерархия русской Церкви в США. Карловацкая юрисдикция, политизированная, резко антисоветская и монархическая, представляла правое крыло, тогда как малая часть эмиграции, оставшаяся в каноническом подчинении Московского Патриархата, может рассматриваться как левое крыло, хотя ее представители в подавляющем большинстве отнюдь не были сторонниками большевиков и сделали свой выбор по церковным, а не политическим основаниям, видя свой долг в сохранении единства Церкви. Весьма стоит указать, что при численной малости, московская юрисдикция включала в себя целый ряд крупных деятелей Церкви и богословов: к ней, в частности, принадлежали В.Н.Лосский (1903–1958), митроп. Вениамин (Федченков) (1880–1961), митроп. Антоний (Блум) (1914–2003), архиеп. Василий (Кривошеин) (1900–1985), архим. Софроний (Сахаров) (1896–1993), иконописцы о. Григорий Круг и Л.А.Успенский и др. |
| |