Святитель пишет: «Но этот подвиг (безусловного послушания) не дан нашему времени.. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только перед духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.». Митрополит Антоний (Блум)      Наш современник, протоиерей Валериан Кречетов, сокрушается: «Теперь везде дефицит духовного руководства». Он приводит слова святого Паисия Святогорца: «Духовником может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Митрополит Антоний (Блум; 1914–2003) писал: «Мы ожидаем смирения со стороны послушника или духовного чада, но сколько смирения нужно священнику для того, чтобы никогда не вторгаться в святую область и относиться к душе человека так, как Моисею было приказано Богом отнестись к той почве, которая окружала Купину Неопалимую. Каждый человек потенциально или реально уже является этой Купиной, и все то, что его окружает, – это земля святая, на которую духовник может вступить, только «сняв свои сапоги». Отец Иоанн Крестьянкин      А вот мнение отца Иоанна Крестьянкина, полностью созвучно думам святителя Игнатия: «Думаю, что тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому, что нет послушников, но только одни совопросники». И далее старец мудро предостерегает: «Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец только помощник, советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение. А думать за тебя во всем и вести себя, как слепого за руку не вижу смысла и пользы – станешь расслабленным. «Те старцы, которые принимают на себя роль – употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знания суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими».

http://pravoslavie.ru/110207.html

Больше полутора веков назад в центре Парижа на улице Дарю был возведен православный храм святого Александра Невского. Освященный во имя небесного покровителя российских императоров Александра I и Александра II, с самого начала своего существования он находился в центре важных исторических событий, связанных с Россией. В ХХ веке храм получил статус кафедрального собора, став настоящим религиозным и духовным центром русской эмиграции. Сегодня, спустя десятилетия, собор не затерялся среди блистательных парижских достопримечательностей, оставаясь одной из визитных карточек французской столицы. Он по-прежнему духовный центр для русских парижан. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 3 ноября 2021 г. 12:00 Научная серия Дома русского зарубежья (ДРЗ) пополнилась новым важным трудом — сборником «Русское зарубежье: музыка и Православие». ­Вдохновителем, главным организатором и составителем проекта стала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (ГИИ) Светлана Зверева. На подробное изучение духовного музыкального наследия русского зарубежья исследователя благословил митрополит Антоний (Блум), глава Сурожской епархии ­Московского Патриархата (1914–2003). Отрывки из обширного интервью, взятого в 2002 году Светланой Зверевой у митрополита Антония и полностью вошедшего в упомянутый сборник, мы с любезного разрешения автора предлагаем вниманию читателей. В них архипастырь вспоминает о первых годах парижского Трехсвятительского подворья Русской Православной ­Церкви — о тяжелой эпохе изгнания и невзгод, наполненной вместе с тем горячей верой, молитвой и светлым упованием на будущее оказавшихся в рассеянии соотечествен­ников. Светлана Зверева 18 сентября 2015 г. 10:00 В США вышел в свет завершающий, десятый аудиодиск проекта «Песнопения русского зарубежья» — уникальной антологии богослужебной музыки, созданной и сохраненной Русской Церковью в изгнании. По инициативе ключаря кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Западно-Американская епархия) протоиерея Петра Перекрестова в течение 14 лет изданы десять альбомов с произведениями пары десятков творивших в эмиграции композиторов, регентов, аранжировщиков духовных песнопений. Два последних диска (девятый и десятый по счету) были официально представлены в России, куда привезен весь их тираж.

http://e-vestnik.ru/tags/frantsiya_3340/

7 Илия (Карам, 1903-1969) — с 1935 г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов — противоречивы. 8    Протоиерей Михаил Лебедев (1890-1979) — в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 9    См.: 1 Кор. 13:1. 10 Митрополит Антоний (Блум, 1914-2003) — выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество принял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. — архиепископ Су-рожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Mockobckoй духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). 11 Сексоты — официальное название — секретные сотрудники (агенты) еще со времен работы полиции Российской империи. Тот же термин использовался в документах советских спецорганов (ВЧК — ОГПУ — НКВД). 12    Доктусов Николай Петрович (1883-1959) — с 1944 г. преподаватель Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в августе 1946 г. в Московскую духовную академию и семинарию, с 1949 г. профессор, с 1951 по 1956 г. — инспектор МДАиС. В те же годы ректором стал протоиерей Константин Ружицкий. Вместе с ним и ученым секретарем Н. И. Муравьевым Н. П. Доктусов осуществлял руководство духовными школами. 13    Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984) — многолетний (1951-1984) настоятель церкви свт. Николая в Кузнецах в Москве. С 1934 до 1950 г. — клирик Болгарской Православной Церкви. В феврале 1950 г. с семьей по приглашению Патриарха прибыл в Москву и был принят в клир Русской Православной Церкви. В 1950-1951 гг. — инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Сурожскую епархию в начале 60-х основал митрополит Антоний Блум (1914–2003). Антоний из семьи эмигрантов-дворян первой волны. Он был человеком по-настоящему харизматическим—веков пятнадцать назад точно стал бы одним из отцов церкви. В Москве немало храмов, чьи прихожане из-за идейных разногласий не подадут друг другу руки, но книжки Антония продаются и в тех и в других. За сорок лет, с 1960-х до 1990-х, его епархия выросла из общины в три десятка русских эмигрантов в солидный церковный организм—около 3000 членов, по большей части коренных британцев, объединенных в несколько десятков приходов по всей стране. А когда в 90-е Лондон наводнили «настоящие» русские, встреча с братьями по вере стала для англичан культурным шоком. Так же как для большинства новоприбывших русских—встреча с православием по-английски. Соединение православных, формально принадлежащих к одной церкви, в одном лондонском храме обернулась настоящим «столкновением цивилизаций». На второй день Пасхи, 24 апреля, Василий Осборн написал патриарху письмо: «Ввиду того что в нашей епархии стало слишком много новоприбывших русских, которые меня не слушают, за своего духовного начальника не почитают и специфики нашей православной жизни в Англии не признают, прошу отпустить меня со старыми прихожанами под юрисдикцию Вселенского патриарха в Константинополе». 5 мая патриарх Алексий в ответном письме пригласил Василия для встречи в Москву. Василий не поехал, и 9 мая патриарх отстранил епископа от руководства епархией. В прошлые выходные в Лондон прибыла комиссия Московской патриархии, которая всю неделю выслушивала показания прихожан лондонского собора и прочих членов епархии. А те спорят между собой: англичане утверждают, что больше прав у них, потому что они создали эту церковь со всеми ее порядками и ходят в храм десятки лет, русские настаивают на своем приоритете—потому что они русские, а это русская церковь. В отличие от приходов в России, в обширную трапезную при храме пускают всех, а не только приближенных к клиру.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Другой человек купил пять пар волов, у него дело, у него призвание, он что-то должен с этими волами делать. Третий приглашенный отвечает: «Я только что женился сам, я не могу прийти на твой пир. Как я могу прийти на твою радость, когда мое сердце переполнено моей, собственной? Для твоей радости в моем сердце места нет. Если я приду на твою радость, я должен на минуту забыть свою. Нет, этого я не сделаю!» Разве это не то, что так часто мы делаем в том или другом виде? Я хочу сказать, что у нас сердце чем-то переполнено и в нем нет места, чтобы разделить чужую радость или чужое горе. Это же страшно подумать! — дружба с Богом. Митрополит Антоний Сурожский О душа моя, придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви. Аминь. Святитель Николай Сербский Именной указатель Августин Аврелий, блаженный (354–430) — епископ Гиппонский (Иппонийский), виднейший латинский богослов, философ, один из великих западных учителей Церкви. День памяти — 29 июня. Антоний Великий, преподобный (ок. 251–356) — раннехристианский подвижник и пустынник, почитаемый как основатель отшельнического монашества. Уединенно прожил в пустыне около 70 лет. День памяти — 30 января. Антоний Сурожский, митрополит, в миру Андрей Борисович Блум (1914–2003) — епископ Русской Православной Церкви, философ, проповедник, автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, один из авторитетных современных богословов. Булгаков Сергей Николаевич, протоиерей (1871–1944) — русский философ, богослов. Варсонофий Великий, преподобный († ок. 600) — палестинский подвижник, подвизался в монастыре аввы Серида в Палестине близ города Газы, 50 лет провел в затворе. Книга «Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» была переведена на русский язык и издана в XIX в. старцами Оптиной пустыни. День памяти — 19 февраля.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Вышел фильм третий из цикла «Апостол любви», посвященного митрополиту Антонию Сурожскому (режиссер - Валентина Матвеева). Картина носит название «Встречи в России» и рассказывает о визитах владыки на его историческую родину. В фильм включены редкие документальные кадры бесед митрополита Антония с его друзьями и знакомыми в России, свидетельства близко знавших его людей. Своими впечатлениями о личности владыки Антония делятся переводчицы и издатели проповедей митрополита Антония - Елена и Татьяна Майданович, а также друг владыки, клирик храма Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Ведерников (именно в его квартире в Козихинском переулке чаще всего проходили встречи людей с владыкой, записывались его проповеди). Митрополит Сурожский Антоний (в миру - Андрей Борисович Блум, 1914-2003) - выдающийся православный проповедник, почти полвека возглавлявший Русскую Православную Церковь в Великобритании. За годы его служения в Лондоне единственный православный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию. Теле- и радиопередачи с участием митрополита Антония способствовали росту православных общин во многих странах Европы. «Самиздатовские» листки с его проповедями, подпольно распространяемые в СССР, сыграли важную роль в возрождении церковной жизни в нашей стране. Сегодня книги владыки Антония расходятся многотысячными тиражами по всему миру.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-23/4...

Амвросий, епископ Медиоланский (340–397) — святитель, один из Отцов Церкви. Анатолий (Кузнецов) (род. в 1930 г.), архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии. Анатолий Александрович — шофер в Издательском отделе. Андрей о. — священник церкви в с. Михайловское под Москвой. Андрей Рублев (ок. 1360 или 1370–1430) — преподобный, русский иконописец. Анна — монахиня, сотрудница митрополита Вениамина (Федченкова). Анна — монахиня, несшая послушание в покоях Патриарха Алексия Симанского. Анна Владимировна — см. Нечаева А.В. Анна Ивановна — см. Быстрова А.И. Анна Иоанновна (1693–1740) — императрица Всероссийская с 1730 г. Анна Ярославна  (XI в.) — королева Французская, дочь князя Ярослава Мудрого, жена короля Генриха I Капета. Антоненко Григорий Карпович — протодиакон Богоявленского Елоховского собора. Антоний (в миру — Андрей Борисович Блум) (1914–2003) — митрополит Сурожский , духовный писатель, проповедник. Родился в Швейцарии в семье дипломата. С 1923 г. жил во Франции. Окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета. Несмотря на то, что жил в эмиграции, всегда был клириком Московской Патриархии. В войну участвовал в движении Сопротивления. Монашеский постриг принял в 1943 г. В 1848 г. был назначен на служение в Лондон. Архиерейская хиротония состоялась в 1957 г. С 1962 г. носил титул архиепископа Сурожского, в 1966 г. возведен в сан митрополита. Антоний (Мельников) (1924–1986) — митрополит Ленинградский и Новгородский (с 1978 г.), студент Богословского института первого набора. Антоний Печерский (ск. в 1073 г.) — преподобный, основатель Киево–Печерской Лавры. Антоний (Храповицкий) (1863–1936) –митрополит Киевский и Галицкий, один из трех кандидатов в Патриархи на Соборе 1918 г. («самый умный» из иерархов Русской Православной Церкви), в 1920 г. эмигрировал, председатель Карловацкого Синода. В юности был знаком с Достоевским, друзья предполагали, что Алешу Карамазова писатель списал с него. Арий (256–336) — ересиарх IVb. Арсений (Стадницкий) (1862–1937) — до революции митрополит Новгородский и Старорусский. Молдаванин по национальности. С 1910 г. возглавлял Новгородскую кафедру, на Соборе 1918 г. был одним из трех кандидатов в Патриархи. Его называли «самым строгим» иерархом Русской Православной Церкви. С 1922 г. в ссылке, в 1933 г. назначен на Ташкентскую кафедру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Анатолий Оптинский, преподобный (1855-1922). Родился в Москве в семье мещан. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру. В Оптиной пустыни был келейником старца Амвросия. После закрытия монастыря его хотели арестовать. Прп. Анатолий попросил отсрочки на сутки и под утро скончался на молитве. «Это был выдающийся пастырь, наставивший на путь христианского благочестия тысячи русских душ», — вспоминали о нем современники. Антоний Оптинский, преподобный (1795-1865). Родился в Ярославской губернии в семье купца. 20-ти лет тайно от родных ушел в Рославльские леса для монашеской жизни. После был начальником скита Оптиной пустыни. Духовные дарования прп. Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. Не было в обители человека, который при одном виде старца Антония не ощущал бы особенного духовного утешения. Антоний Сурожский (Блум), митрополит (1914-2003). Один из самых известных и влиятельных современных православных проповедников. Родился в Лозанне, в семье русского дипломата. Во время Второй мировой войны был врачом во французской армии, участвовал в движении Сопротивления. Тогда же принял монашество. Все его церковное служение прошло на Западе. Много проповедовал перед самой разнообразной аудиторией как в Англии, так и в разных странах Европы и Америки. Его книги о молитве и духовной жизни переведены на многие языки. Митрополит Антоний подчеркивал, что его «слово — слово православное, не личное, а всецерковное». Варсонофий Оптинский, преподобный (1845-1913). Родился в Самаре в купеческой семье. Был военным, дослужился до полковника. В возрасте 46 лет стал послушником в скиту Оптиной пустыни. Во время войны с Японией служил фронтовым священником. В надгробном слове митрополит Трифон (Туркестанов), духовный сын старца, говорил о нем: «Ты умел только любить, только творить добро...» Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской, святитель (ок. 330-379) Родился в Каппадокии, в семье, где было десять детей, пятеро из которых причислены к лику святых. Получив лучшее в то время образование в Афинах и осознав недостаточность мирских знаний, Василий пошел в Египет, чтобы изучать духовную жизнь в тамошних монастырях. Из пустынного уединения он был вызван для епископского служения, которое нес до конца жизни. За святую жизнь, самоотверженное служение истине и богословское творчество Церковь именовала его Великим Вселенским учителем и святителем. Один из современников святого Василия пророчески сказал: «Для христиан он всегда был и будет учителем спасительнейшим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979): «Древние отцы не колебались говорить о « естественном » и " физическом » общении, реалистически объясняли евангельский образ Лозы виноградной... В Евхаристии снимается человеческая непроницаемость и исключительность. Верующие становятся » сочленами « во Христе, и чрез это – сочленами другу» 839 . «Евхаристическое общение не есть только духовное или нравственное единство, не только единство переживания, воли и чувства. Это – реальное и онтологическое единство, осуществление единой органической жизни во Христе» 840 . Епископ Вениамин (Милов) (1887–1955): «Во время пения песни «Тебе поем...» совершается пресуществление святых Даров в Тело и Кровь Христовы действием Святого Духа» 841 . Митрополит Антоний Сурожский (Блум) (1914–2003): «В причащении Святых Тайн хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христовыми, воспринимаются нашими устами, глотаются, пронизывают нас, все самые великие дары Божии достигают нас, доходят до нас через нашу телесность – и это так дивно». Епископ Иларион (Алфеев) (род. 1966): «Православная Церковь безусловно верует, что в Евхаристии хлеб и вино становятся реальными Телом и Кровью Христа, а не только символическим изображением Тела и Крови» 842 . Известный литургист, заслуженный профессор МДЛ А.И. Георгиевский (1904–1984) пишет: «Литургиею называется общественное богослужение, на котором не только возносятся молитвы к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная, умилостивительная Жертва Тела и Крови за спасение всех людей – живых и умерших, и совершается Таинство Святого Причащения... За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем...», следует... пресуществление» Святых Даров 843 . Веру в пресуществление исповедовал и митрополит Вениамин (Федченков) 844 (1880–1961), который известен как человек, весьма глубоко понимавший и ощущавший православное богослужение, особенно Евхаристию. Протоиерей Григорий Дьяченко (1850–1903): «О Таинстве Причащения. Таинство это в Новом Завете называется Вечерью ( 1Кор. 11:20 ), Трапезой Господней ( 1Кор. 10:21 ), Причащением Плоти и Крови Христовой ( 1Кор. 10:16 ) и преломлением хлеба ( Деян. 2:42; 20:7 ). Под этим именем разумеется такое Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается истинного Тела и истинной Крови» 845 . «Последуя примеру апостолов, мы в Таинстве Причащения под видом хлеба приемлем самое Тело Господне и под видом вина приемлем Кровь Христову, иначе сказать, мы веруем в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Как совершается это пресуществление , мы не понимаем и не пытаемся постигнуть разумом, так как хорошо знаем, что вера перестала бы быть верою, если бы всё в ней сделалось понятным. Мы веруем, что истинно и действительно хлеб становится Телом, а вино – Кровию Христовыми» 846 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

он запретил Евлогия в служении и разорвал молитвенное общение с ним. То был первый раскол эмигрантской Церкви: в ней появились «евлогианцы» и «карловчане». Вскоре последовал и другой раскол. В 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский), управлявший русскою Церковью в (канонически весьма неясной) должности «заместителя местоблюстителя патриаршего престола», направил всем заграничным клирикам русской Церкви предписание дать письменное обязательство лояльности советскому правительству. Это требование Москвы еще не породило раскола: владыка Евлогий предложил смягченную формулировку требования как «обязательства не делать амвон ареной политики», и в такой форме обязательства были даны. Но несколько позднее раскол все же совершился. В 1930 г. Евлогий принял в Лондоне участие во всеанглийском молении о страждущей русской Церкви; вскоре после этого, указом Московской патриархии он был уволен от церковного управления, и его преемником был назначен митрополит Литовский Елевферий. Однако в подчинение Елевферию перешла лишь малая часть духовенства и мирян; а митрополит Евлогий достиг соглашения со Вселенским (Константинопольским) Патриархатом о том, что подчиненные ему приходы будут приняты в юрисдикцию Вселенского Патриарха в качество особого Русского Экзархата. Тем самым, эмигрантская Церковь оказалась разбита уже на три группировки-юрисдикции, не имевшие взаимного общения: «карловчане», управлявший которыми Синод не имел признания ни одной из православных Церквей, «евлогианцы», образовавшие Экзархат Вселенского Патриархата, и небольшая часть, сохранившая подчинение Московской Патриархии. В основе своей, подобное строение (или нестроение?) она сохранила и до сего дня. Юрисдикция, представляемая экзархатом митрополита Евлогия, занимает в этом спектре центральное положение, сразу в ряде аспектов: она была наиболее многочисленна и, кроме того, придерживалась наиболее взвешенных, центристских позиций, стремясь соблюдать отделенность Церкви от политики. Сходной линии придерживалась и иерархия русской Церкви в США. Карловацкая юрисдикция, политизированная, резко антисоветская и монархическая, представляла правое крыло, тогда как малая часть эмиграции, оставшаяся в каноническом подчинении Московского Патриархата, может рассматриваться как левое крыло, хотя ее представители в подавляющем большинстве отнюдь не были сторонниками большевиков и сделали свой выбор по церковным, а не политическим основаниям, видя свой долг в сохранении единства Церкви. Весьма стоит указать, что при численной малости, московская юрисдикция включала в себя целый ряд крупных деятелей Церкви и богословов: к ней, в частности, принадлежали В.Н.Лосский (1903–1958), митроп. Вениамин (Федченков) (1880–1961), митроп. Антоний (Блум) (1914–2003), архиеп. Василий (Кривошеин) (1900–1985), архим. Софроний (Сахаров) (1896–1993), иконописцы о. Григорий Круг и Л.А.Успенский и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010