5 апреля ученики училищ, вместе с заведующим и преподавателями, присутствовали на всенощном бдении, а 6-го при совершении Божественной литургии и служении на городской площади молебна Святым Кириллу и Мефодию; затем к 12 1 / 2 часам все три училища собрались в помещении уездного училища, где пред молебном, отслуженным соборне всем здешним духовенством, законоучителем священником Казанским была сказана речь, которая была начата так: „ныне повсеместный радостный гул колокольного звона возвещает нам, жителям сего города и всей обширной нашей стране России, о радостном событии: ныне все славянские народы, без различия вероисповеданий, торжественно празднуют исполнившееся тысячелетие со времени блаженной кончины Св. Мефодия и признательно воспоминают и совместно, прославляют труды и подвиги родного брата его Св. Кирилла”· Представивши далее очерк жизни чествуемых Святых, о. законоучитель в конце речи сказал: „как не быть нам признательными Свв. Мефодию и Кириллу, когда мы, во все главнейшие моменты нашей жизни, бываем напутствуемы чтением слова Божия на славянском языке, как-то: при рождении, крещении, браке и наконец при переходе в загробную жизнь!» Затем учитель русского языка прочитал жизнеописание Свв. Кирилла и Мефодия, оканчивающееся словами: „Да будет-же вечная слава Св. Мефодию, вечная слава братьям Святым». После чего певчие, отправлявшие и молебен, пропели „вечная память»; ими кроме того были пропеты: тропарь „Христос воскресе», тропарь и кондак Свв. Кириллу и Мефодию, некоторые песни пасхального канона, „С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся», пасхальные стихиры и народный гимн; в пении последнего и тропаря „Христос воскресе» принимали участие все училища. На молебне в уездном училище присутствовали по приглашениям, заранее разосланным, представители государственной и общественной службы и некоторые родители учащихся. У. Торжество в училищах города Свияжска. 5 апреля ученики, совместно с преподавателями, присутствовали на всенощном бдении в соборном храме, были в гимназической зале и выслушали краткий очерк жизни и деятельности свв. Кирилла и Мефодия, прочитанный преподавателем словесности в гимназии. После чтения ученицы исполнили гимн свв. Кириллу и Мефодию, соч. Старорусского. Гимн этот, по требованию начальствующих, был повторен ученицами. Торжество закончилось пением „Ангел вопияше...» и „Светися, светися»... После этого каждой ученице было роздано по экземпляру жизнеописания свв. Братьев, составленного Ректором местной Духовной Семинарии, Протоиереем Каменским. В половине 11-го часа ученицы были отпущены по домам. К. Торжество в Казанском Реальном Училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Христиане Филиппийской и Берийской церквей, приходя часто по своим житейским нуждам в Фессалонику, могли здесь пользоваться радушным гостеприимством у своих Фессалоникийских единоверцев» (см. у Ф. Титова , стр. 210–211). Третий апостольский урок – о трудолюбии и неразрывно связанной с ним мирной жизни. Апостол заповедует трудиться собственными руками, в чем видит основной залог жизни безбедной, благоприличной и соответствующей общим добрым взглядам (язычников), ибо мирных тружеников осудить никто из порядочных людей не может, а хорошие даже и одобрят их. Св. И. Златоуст говорит: «здесь Апостол дает разуметь, скольких зол бывает причиною праздность и, напротив, сколько благ приносит трудолюбие. Долг любви состоит не в том, чтобы от них принимать, а им давать. А это зависит от трудолюбия, чтобы не жить в праздности, но трудясь давать другим; ибо сказано: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. 20:56 ). Бедность произошла у них от разграбления имений. Если же питаться трудами он заповедует тем, у которых было разграблено имущество за Христа, то тем более другим. Апостол не сказал: не срамите себя, нищенствуя, однако же намекнул на это. Ибо если собратия наши соблазняются таковыми, то внешние, которые изыскивают тысячи обвинений и укоризн, тем более соблазняются, когда видят, что человек здоровый, могущий прокормить себя, просит милостыню. Этим имя Божие хулится ( Рим. 2:24 )·. «Случилось», говорит блаж. Феофилакт, «что одни щедро подавали нуждающимся потребное, а те, по их щедрости, нерадели о занятии делом. И Апостол справедливо одних похвалил, а другим дал полезный совет». Но так как они не вполне послушались его совета, то во втором послании он более резко обличает их, заповедуя: да с безмолвием делающе, свой хлеб едят (3:11–12). «Безмолвствовать же значит бегать молвы, шума, смятений, и не только не возбуждать их, но и не участвовать в них, сидеть дома во избежание столкновений и вообще являть нрав тихий, спокойный, миролюбивый» (преосв. Феофан). Новый наш толковник видит в уроках Апостола предостережение против увлечений жизнию современного язычества, в котором царили распутство, эгоизм и тунеядство, из коих последнее особенно сильное впечатление производило на Апостола в больших городах (см. исслед. Ф. Титова , стр. 213–225).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Он отличался веселостью, простотой сердца и необычайной добротой ко всем. Тихо и мирно прожил он, единственный, преданнейший и достойный ученик батюшки Серафима, большую часть жизни своей в Дивееве, хотя и мирянином, но сознательно принесшим жизнь в жертву Богу, ради правды и истины. По письму сына известного писателя Леонида Александровича Михайловского-Данилевского к дивеевской сестре Дарии Михайловне Каменской можно судить, какое впечатление Михаил Васильевич производил на постороннего светского человека. 25 ноября 1858 года он пишет из с. Чемодановки: «Михаил Васильевич скончался! Два или три раза видел я М. В. Мантурова, но беседа с ним была мне очень впечатлительна. Кончина его, безмятежная, мирная, уже доказывает жизнь его добродетельную. Нельзя ли собрать какие-нибудь хотя краткие, но верные сведения о его жизни? Ведь жизнь его протекала близ Сарова и Дивеева, хорошо бы собрать некоторые подробности о его жизни, о подвиге бедности Бога ради, об излечении его о. Серафимом и, наконец, о его блаженной кончине, – как венец ему и награда земная. Я полагаю, если бы вы или кто-либо из ваших сестер потрудились бы порасспросить и поузнать у жены покойного и у знавших его, то я напечатал бы сии сведения в одном из журналов. Право, сие было бы, во-первых, полезно для ближних, ибо, может, кто из читателей, прочтя о простоте жизни покойного, и опомнился бы, во-вторых, главное – было бы многопорочному и греховному миру как бы напоминанием, что есть люди, пренебрегшие благами мира, и что все-таки свет их не забыл; в-третьих, и к Михаилу Васильевичу это было бы от вас и меня знаком, что мы уважали покойного и за гробом, когда обыкновенная, земная любовь отпадает, вспомнили о нем. Во всяком случае, прошу вас, милостивая государыня, простите, если наскучил вам моим письмом, но написал я вам то, что Господь мне на душу положил, и кажется мне, что напечатать хотя кратко о покойном М. В. Мантурове будет полезно для ближнего, а польза ближних есть любовь к ним, а любовь ближнего есть Бога любить, чему вы высокою жизнью вашей подаете пример нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.) Души их во благих водворятся. Погребальная песнь 1 У нас многие думают, что «художники» – это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников. Сазиков и Овчинников для многих не больше как «серебряники». У других людей не так: Гейне вспоминал про портного, который «был художник» и «имел идеи» , а дамские платья работы Ворт и сейчас называют «художественными произведениями». Об одном из них недавно писали, будто оно «сосредоточивает бездну фантазии в шнипе ». В Америке область художественная понимается еще шире: знаменитый американский писатель Брет Гарт рассказывает, что у них чрезвычайно прославился «художник», который «работал над мертвыми». Он придавал лицам почивших различные «утешительные выражения» , свидетельствующие о более или менее счастливом состоянии их отлетевших душ. Было несколько степеней этого искусства, – я помню три: «1) спокойствие, 2) возвышенное созерцание и 3) блаженство непосредственного собеседования с Богом». Слава художника отвечала высокому совершенству его работы, то есть была огромна, но, к сожалению, художник погиб жертвою грубой толпы, не уважавшей свободы художественного творчества. Он был убит камнями за то, что усвоил «выражение блаженного собеседования с Богом» лицу одного умершего фальшивого банкира, который обобрал весь город. Осчастливленные наследники плута таким заказом хотели выразить свою признательность усопшему родственнику, а художественному исполнителю это стоило жизни… Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси. 2 Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Онисимовна. Она была из прежних актрис бывшего орловского театра графа Каменского, и все, что я далее расскажу, происходило тоже в Орле, во дни моего отрочества. Брат моложе меня на семь лет; следовательно, когда ему было два года и он находился на руках у Любови Онисимовны, мне минуло уже лет девять, и я свободно мог понимать рассказываемые мне истории.

http://azbyka.ru/fiction/tupejnyj-hudozh...

Но чтобы точнее уразуметь и бесстрастие естества в Слове, и немощи, приписываемые Ему по причине плоти, хорошо выслушать блаженного Петра. Ибо он может быть достоверным свидетелем о Спасителе. Итак, пишет он в своем послании, говоря: «...Христу убо пострадавшу за ны плотию» ( 1Пет.4:1 ). Следовательно, когда сказуется о Христе, что алчет, жаждет, утруждается, не знает, спит, плачет, просит, убегает, раждается, отказывается от чаши, и вообще, приписывается Ему всё свойственное плоти, каждый раз справедливо будет повторять то же. Так, Христос алчет и жаждет за ны плотию; именует Себя незнающим, заушается и утруждается за ны плотию: и еще возносится на крест ( Ин.12:37 ), раждается, возрастает плотию; страшится, скрывается плотию; говорит: «...аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» ( Мф.26:39 ), терпит биение, приемлет раны плотию; и вообще, все подобное сему восприемлет на Себя плотию. Посему и сам Апостол сказал: «Христу убо пострадавшу, не Божеством, но за ны плотию», чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свойственные, но свойственные по естеству самой плоти. Поэтому, никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству бесстрастно, и однако же по причине плоти, в которую облеклось Оно, сказуется о Нем это; потому что свойственно сие плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он, как бесстрастный по естеству, и пребывает бесстрастным, не терпя от сего вреда, но паче уничтожая и истребляя все сие; люди же, так как немощи их перешли на Бесстрастного и истреблены, и сами уже навеки делаются бесстрастными и свободными от немощей, как учит Иоанн, говоря: »...и весте, яко Он явися, да грехи нашя вóзмет, и греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ). Поскольку сие так, то никто из еретиков не будет вопиять, почему восстанет плоть по природе смертная? Почему, если восстанет, опять не будет алкать, жаждать, страдать и не останется смертною? Почему, хотя она из земли произошла, прекратится в ней тò, чтò ей естественно? Иначе плоть могла бы отвечать такому упорному еретику: «Хотя я из земли, по природе смертная, но впоследствии стала плотию Слова; Само Слово, хотя Оно бесстрастно, понесло на Себе мои страдания, и я сделалась свободною от них, и от рабства им уволена освободившим меня от них Господом. Если вопиешь на то, что избавилась я от естественного тления, то смотри, не вздумай вопиять и на то, что Слово Божие восприяло на Себя мой рабский образ». Как Господь, облекшись плотию, соделался человеком, так мы люди, восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его и уже наследуем вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому именно отношение к веротерпимому синкретизму и должно стать единственным критерием общественной и государственной религиозной политики. Если какая-то религиозная группа не демонстрирует энтузиазма по поводу совершающегося общерелигиозного «синтеза» – государство найдет способы продемонстрировать свое неудовольствие этой группой. Те религиозные движения, которые будут продолжать проповедовать собственную национальную или религиозную исключительность, будут понуждаемы к принятию более демократичной, более мягкой позиции. Мир «в человецех» есть высшая ценность, и, дабы не допустить войны, придется развернуть такую борьбу за межрелигиозный мир, что от некоторых конфессий камня на камне не останется… «Мы должны бороться против разъединения» . А на то, что в синкретическом объединении кости реальных религий будут поломаны, – рекомендуется не обращать внимания. «Творческий синтез»! Хотя на деле религиозный синкретизм – это просто лиса из венгерской сказки, где рыжая плутовка вызвалась делить сыр поровну между двумя малышами. Она так «уравнивала» обе половинки сырной головки, что в итоге сама все и съела… Так синкретисты, заверяя, что они хотят примирить буддизм с христианством, лишь прикрывают до поры до времени свой подлинный взгляд на мир: именно их доктрину и должны принять как христиане, так и буддисты. Но уже в древности блаженный Августин сказал о подобных «примирениях»: «Хвалят Христа, чтобы придать большую вероятность своим хулам на христиан» . 24 ноября 1909 г. состоялось заседание Религиозно-философского общества, посвященное теософии. После доклада председателя Теософского общества А. Каменской выступил Вяч. Иванов: «Желание непременно и во что бы то ни стало все соединить несомненно сопряжено, как и всякий синкретизм, с большой опасностью. Мы можем не оставить неискаженным ни одного из этих учений, если мы так неметодично, так просто субъективно будем смешивать одно учение с другим. Теософическое общество являет при ближайшем рассмотрении черты, которые обличают притязания Теософического общества выступить в роли церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

4. Живый на нбсхъ посметс имъ: и гдь поргаетс имъ, 5. тогда возглаголетъ къ нимъ гнвомъ своимъ, и своею смтетъ . 5. Тогда скажет им в гневе Своем, и негодованием Своим приведет их в смятение. 6. Азъ же поставленъ царь нег над горою стою 6. Ведь Я поставлен Им над Сионом, Его святою горою, 7. возвщай гдне. гдь реч ко мн: сынъ мой ты, азъ днесь родихъ т. 8. Прос мен, и дамъ т зыки тво, и тво концы земл. 9. Оупасеши жезломъ желзнымъ, к сосды скдельничи сокршиши . 10. И нын, размйте, накажитес вс земл. 11. Работайте гдеви со страхомъ, и радйтес съ трепетомъ. 12. да не когда прогнваетс гдь, и погибнете пт праведнаг, возгоритс вскор рость блжени вс нань. 12. Примите совет, чтобы Он не прогневался и вы не погибли бы в пути вашем, когда вскоре возгорится Его гнев. Счастливы все уповающие на Него. Псалом 2-й ( Пс.2 ) очень поучителен для нас, но особенно поучительно последнее вразумление, сказанное непокорным Господу и восставшим на Бога и Его Помазанника Давидом, потому что и мы нередко не исполняем воли Божией, и мы не имеем большой надежды на Бога, а рассчитываем много на свои ничтожные силы, часто преувеличивая их до того, что делаемся способны и вовсе не обращаться к Богу за помощью, и потому трудимся и беспокоимся часто попусту, тщетно… Как для нас в этом случае могут быть особенно пригодны слова псалмопевца: «счастливы все надеющиеся на Господа»! Псалом 2-й заканчивается тем, о чем говорилось в 1-м псалме, т.е. о подчинении нашей воли воле Всевышнего. И это наставление предлагается в таком же сердечном уроке, какие предложены Иисусом Христом в словах: «блаженны нищие духом» и т.д. Псалом 2-й ( Пс.2 ) важен еще потому, что в нем находится предсказание о Мессии (Христе) Спасителе (поэтому он называется Мессианским). Здесь дается знать, что некогда придет на землю Бог Сын, рожденный от Отца в вечности, что Ему будут покорны народы. В этой ранней вести о Спасителе, могущей напомнить множество других ветхозаветных предсказаний о Нем христианин может найти надежду на услышание своих молитв, зная уже явленную величайшую любовь Божию и может от представления начального – падения и его настоящих следствий, перейти к представлению возможности избавления от этих печальных следствий и для ветхозаветного человека, а тем более для новозаветного и, наконец, к мысли о совершенном и полном блаженстве в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Обращение Самарян было началом той великой жатвы, которую, по завету Господа, должны были собрать Его ученики ( Ин.4:36–38 ). Успех проповеди, несомненно, радовал Апостолов, и они усладили этою радостью прочих Апостолов, которые оставались в Иерусалиме и посылали их в Самарию. Несомненно, обращение Самарян сделалось известно и всем рассеявшимся христианам, и всех оно порадовало и укрепило, а вместе и убедило, что Еврейские гонения свободнее открывают христианам вход даже в те места, где для Иудеев не было дружественного приема, ибо Самаряне, например, должны были понять, что если христиан гонят Евреи, то ясно, что они нечто иное. А чтобы узнать их, нужно слушать их проповедь. И вот, так и подобным образом открывалось начало Евангельского благовестия. Апостол Филипп, как испытанный благовестник, был послан через Ангела на новую благоуспешную проповедь. При Апостолах Петре и Иоанне он держался как бы в тени, ибо как наделенные большими правами, они совершили большее (преподание дара Духа Святого, всем необходимого); но в смысле подготовителя к Христу и крестителя мог свободно и вполне благопоспешно действовать и он, Апостол Филипп, что он и доказал, вполне послушавшись Ангела, отправившись к югу, на пустынную дорогу от Иерусалима в Газу, находившуюся в южных пределах бывшей земли Филистимской, близ Средиземного моря ( Быт.10:19 ); ( Нав.15:15 ). Подробностью указания пути Ангел давал уразуметь, что именно здесь, а не где-либо будет то, что благоугодно Господу, как относительно самого Филиппа, так и дела Евангельской проповеди. По изъяснению блаженного Феофилакта, указание на пустынность дороги могло говорить о безопасности этого пути от Иудеев. Но можно думать и так, что к древнему городу Газе было много дорог, а потому нужно было идти именно тою, по которой должно было совершиться то, что предусмотрено Богом и даже предопределено, хотя, кажется, о сем Филиппу не было разъяснено, что и делает особенно ценным его всецелую преданность водительству Господню, через Ангела, явившегося ему несомненно воочию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Смотри (пишет блаженный Феофилакт), как писатель немногословен. Он не говорит, как были рукоположены, но говорит только, что были рукоположены с молитвою. На мужа возлагается рука, вот в чем состоит хиротония; но все совершает Бог . Какую же хиротонию получили эти семь мужей? Диаконскую ли? Они рукоположены были на это именно дело, т. е. на доставление верующим необходимых потребностей». «Возложение рук последовало за молитвою, а потому не есть только простое символическое действие, сопровождающее молитву; это было действие посвящения через древний знак излияния дара Святого Духа ( Числ.27:18 ). Возлагается рука на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого, если рукоположение совершено, как должно» (см. у преосвящ. Михаила, стр.166). Служение, на которое посвятили Апостолов, названо по-гречески – διακονα (4 ст.), а в других местах той же книги и сами посвященные называются диаконами, см. ( Деян.21:8 ); срвн. ( Флп.1:1 ); ( 1Тим.3:8 ). 179 Умножение числа верующих отмечается почти после каждого замечательного события, потому что, видимо, все было так трогательно и внушительно, что даже и такое действие, как первое посвящение диаконов, было умилительно для многих, чем в частности можно объяснить и обращение священников, на которых это священно-таинственное действие могло быть особенно влиятельно. Выражение о покорности их вере показывает, что они как бы побеждены были словом проповеди и поддались ему как бы невольно, препобеждая вместе и сами свое прежнее упорство и противодействие христианству ( Деян.4:1 ). Обращение священников могло действовать благоприятно на народ, а потому число верующих весьма умножилось. Дееписатель теперь уже не сообщает определительно этого числа; как он выразительно говорит, это число, как живое древо, росло весьма и умножилось, так что и подсчета строго определительно сделать нельзя было, при всей склонности писателя к обстоятельности и точности ( Лк.1:2 ). «Немногие, но красноречивые черты, в которых Дееписатель изображает внутреннее состояние первой христианской общины, вместе с чудодейственною силою, изливавшеюся в изобилии на общину через Апостолов, достаточно объясняют, почему простой народ следовал во множестве за Апостолами, постоянно окружал их и награждал своими симпатиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«И кто, молю вы, тако жесток и недруголюбив покажется, иже отцу своему и матери своей, иже чадом своим, братии или сестрам своим, или жене своей, или мужу своему, или иному некоему от сродник своих, от ближних своих яже всем сердцем своим любяше во плоти бывшыя, не восхощет пособствовати добродеянми Богу довлетворящими за вины преступления по разлучении души от плоти, зная добре, яко у правосудии никтоже виновен сый, мытарства претечает воздушная». Далее говорится, что «велие и неоцененное, православнии христиане, сокровище из оных о усопших памятей и нам происходит, егда оны поминающе, смерть нашу памятовати учимся». Потом раскрывается, как это памятование о смерти научает нас самопознанию, а также и тому, чтобы не полагаться на маловремеаныя утехи.... «На всякий день житие наше сокращается или убывает яко снег от огня тает.... И что убо ино есть обращение неба, точию некое коло, на негоже всвивается житие наше, яко нить, и яко присно небо скоро течетъ, тако и присно и нить нашего на всяк день влиемая к концу приближается, даже и весь клуб жизни нашея свиется и окончится...». «Третие приобретение (полза) памяти смерти есть сие: яко не точию помогает к доброму житию..., но убо и к доброму скончанию, си есть, к доброй и благополучной смерти, ибо она память (о смерти) яко вода огнь, тако та огнь греховный, в мыслех нашых пламенеющийся, удобь угашает и ко опасному, чистому и безгрешному, и боголюбезному, и богоподражательному житию устрояет и с радостью и благополучною надеждою смерти ожидати соделовает». В заключении же говорится. «Темижде и нас самих представше от всякаго беззакония, да воспомогаем, дабы Господь Бог, ради своего великаго и неизреченнаго милосердия оставив им и нам прегрешения, сподобил их и нас вечнаго зрения вида своего Божественного, Емуже буди вечная слава, во веки веков, аминь». После сего излагается поучение Блаженного Августина на слова «да быхом о умершых не скорбели», начинающееся так: «Увещавает нас благословенный Апостол, да быхом о тех, иже успоша, си есть о умерших любезнейших наших братиях не скорбели».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010