Тихон, Патриарх Московский и всея России. Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона. М., 1923 Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона профессорской корпорации Московской Духовной Академии на приветственный адрес последней, в связи с патриаршим выступлением 19 января (1 февраля) 1918 г. [Текст, аналогичный предыдущему. – Сост.] Волков С.А. Московская Духовная Академия в 1917–1920 годах: Воспоминания бывшего студента Академии: Рукопись. Загорск, 1965 Открытое письмо Святейшего Патриарха Тихона священнику Томской епархии, Бийского уезда, села Усть-Каменского Истока, Николаю Троицкому Возлюбленный сын Наш о Христе, Честный отец Николай. С великим прискорбием и тугою сердечною слышим Мы о невинных страданиях многих сослужителей Наших о Христе, епископов, иереев и диаконов, иноков и инокинь, терпящих озлобление от людей развращённого века сего, когда многими забыты страх Божий и благие заповеди Спасителя нашего. Божиим попущением и на Вас выпала сия доля страданий от злых людей, безвинно воздвигших на Вас гонение и причинивших Вам беду. Соболезнуем страданиям Вашим, отечески припадаем к Вашему терзающемуся скорбью сердцу и молим милосердного Господа, да пошлет Он Вам скорое утешение и избавление от обдержащих Вас зол. Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец, Господь ваш Иисус Христос, предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15:20:18 ); а св. апостол Пётр призывает нас радоваться, терпя страдания за Христа: возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется... Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему как верному Создателю души свои, делая добро (1Пётр.4:12–14:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Устанавливая твердо обязанность церковного поминовения усопших, составитель вводит несколько картин, относящихся до вселенских соборов, уставов и обычаев церкви. Причем, конечно, не строго соблюдается живописью историческая верность. Но когда потом представляются картины определенных событий, тогда и картины получают большую определенность. Такова, например, картина явления пр. Афанасии. В тексте к этой картине говорится следующее: " Преподобная Афанасиа игумениа заповеда сестрам по преставлении своем до четыредесяти дней трапезу нищым поставляет, они же точию до девятин сотвориша. И явися им святая со двема ангелы и рече: По что преступимте заповедь мою? Известно вам буди, еже творимое за душу до четырсдесяти дней поминание, или милостыни, или алчных насыщение, или иерейская в церкви молитвы, аще и грешны суть усопших души, то отпуст от Бога приимут; аще ли суть праведны, то исполнены всякаго добра, творящым е обогатятся. И се рекши потче (поставила) посох свой, и абие невидима бысть. И утро же воставши, видеша посох ея процветущ и прославиша Бога». Интересны тоже картины, взятые из жития св. Макария, в коих изображаются посмертные мытарства, а равно повесть кир Луки, взятая из Пролога (авг. 24). Здесь в объяснение картины говорится: " Поведает блаженный отец наш кир Лука, яко млад сый рече еще: Умре во стране моей князь и погребен бысть во гробех. Идущу же ми в училище узрех во едином гробе стояща человека, опалена всего, яко главню, и призывающа мя и глаголюща. Яко оставих в завете писано о избавлении души моея, и не дагиа ничтоже. Рцы убо, да дана будут; елма аще дана не будут, тако буду, якоже мя зринии, и ныне толикими мты судии есмь от совести моея. Сия глаголаше блаженный отец наш кир Лука, митрополит Анаварзский». Потом помещены три картины, изображающие чудеса, бывшие при раздаче милостыни (о некоем богаче в Константине граде; юноше, плененном в Персиду; пресвитере, мывшемся в бане прозорливце и т.под.). Верхом посмертного земного счастья почиталось быть похороненным в храме, где постоянно возносятся моления о здесь почивающих. Поэтому в Синодике изображается, как некий жестокий Лаодикийский судия был незаслуженно положен в храме, откуда потом и извлекли его злые духи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Он в своей работе много ссылался на труды блаженного Иеронима. Эти семь томов вдруг появились в 716 году в виде так называемого Амиатинского кодекса. Эта работа восходит к трактату Кассиодора Сенатора, написанного за два столетия до этого. Некоторые особенности текста позволяют утверждать, что над ним также трудились итальянцы. Этот кодекс был изготовлен в Нортумбрии, в Великобритании, и направлен в Рим как подарок Папе от английских христиан. Таким образом, именно в 716 году появляется христианская Библия в том виде, в котором она нам известна. В греческой письменности полного кодекса в то время не было, и в допечатную эпоху восточное христианство полного текста не знало. Потом в латинской письменности произошло чудо - мы знаем девять тысяч экземпляров полного текста Библии XIII-XIV веков. В 1215 году был основан Сорбоннский университет. Библия переписывалась всеми ремесленниками и писцами, которые окружали Сорбонну. Особенность этих книг в том, что в них совершенно нет полей, страницы обрезаны прямо по границам текста. В страницах были сделаны углубления, чтобы легко находить нужный отрывок. У других изданий Библии большие поля - зачем? Потому что на полях можно писать толкования. Эта традиция восходит к Иерониму. Он создал описание этих семи томов, которые Кассиодор Сенатор повторил в трактатах. В собирании полного текста Библии можно выделить три этапа: труды Оригена, труды Иеронима - и появление печатной Библии. Специалист по патристике Елена Мещерская, профессор СПбГУ коснулась трудов архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), чей перевод Священного Писания с древнееврейского стал на несколько веков самым авторитетным. Блаженный Иероним сделал несколько переводов и пришел к выводу, что нужно работать с еврейским подлинником. Он был свободным, творческим человеком, не боялся критики, осуждения. Он впервые попытался представить людям, которые говорили на латыни, литературные достоинства древнееврейского текста, сравнивал Псалтирь с поэзией Горация Флакка, Пиндара, для него эти произведения по литературным достоинствам стояли в одном ряду.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

612 Желая яснее показать неразумие обвинения Бога во зле, Апостол напоминает, что от Бога, как Источника всякой жизни (света), подаются только добрые дары, что он вечно неизменен (сравн. ( Мал.3:6 )); что Он, несмотря на наше изменение, совершившееся чрез грехопадение и отступление от Него, возродил нас словом Христовой проповеди (сравн. ( 1Петр.1:23 )) и, через смерть и воскресение Христа, соделал нас угодными Себе начатками, подобными тем начаткам жатвы, которые по закону посвящались Богу ( Лев.23:10 ) или, иначе говоря, соделал нас новыми созданиями, уготованными для жизни на новой земле, под новым небом, где вечная правда живет, сравн. ( Рим.8:23 ). «Под Отцом светов разумей Бога (говорит блаженный Феофилакт), а под Светами – или силы Ангельские, или просвещенных Духом людей». 613 Возбуждая христиан к осторожности мыслей и чувств, Апостол особенно убеждает слушать слово истины и удаляться от злословия, злобы и вообще от всего злого и составляющего остаток прежней необлагодатствованной Христом жизни. В особенности же Апостол предостерегает от проявления гнева, на что также обращали часто внимание и другие Апостолы. «Отложите та вся: гнев, ярость, совлекшеся ветхаго человека», говорит Апостол Павел ( Кол.3:8–9 ). Даже язычники говорили, что неправ тот, кто гневается. «Говорливость во гневе не оканчивается добром» (говорит блаженный Феофилакт). Гнев, говорит Апостол Иаков, не ведет к правде. «Гнев губит и разумных» ( Притч.15:1 ). И, напротив, слово истины, принимаемое с кротостью, может повести ко спасению, если кто хранит его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении, как о сем сказал Сам Иисус Христос в известной притче о сеятеле ( Лк.8:15 ). 614 Как бы припоминая вышеприведенное и другие сравнения Господа о различно слушающих слово истины (например, сказанное после нагорной проповеди – ( Мф.7:24–29 )), Апостол Иаков также говорит чрез пример. Он изображает слушающих Слово Божие, но не исполняющих его, в примере, хорошо всем знакомом: как, посмотревшись в зеркало и отойдя от него, человек легко забывает черты своего лица. Между тем, кто углубится в закон, вдумается в его требования, совершенство и дух, непохожий на закон рабства, тот не будет забывчивым слушателем его, но станет исполнять его, и блаженство будет уделом его здесь и на небе. О блаженстве исполнения закона особенно часто говорил святой царь и пророк Давид ( Пс.1:1–2 ); сравн. ( Нав.1:8 ). И Апостол Павел говорить: «не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы (т. е. исполнители) закона» ( Рим.2:13 ). «Истина сделает вас свободными», говорит Иисус Христос, увещевая принять Его учение и исполнять его ( Ин.8:32 ). Поэтому закон Господень часто представляется законом свободы и духа жизни ( Рим.8:2 ), и за исполнение его обещается блаженство ( Мф.7:24 ), как оно обещалось и в Ветхом Завете ( Пс.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В этих последних словах Давид высказывает самое сильное ручательство за исполнение его надежды. Но полнота радости и вечное блаженство непосредственно и прямо выходят за пределы земной жизни Давида, туда же поэтому простираются и его надежды. По некоторым переводам это выражается даже и прямо. Но как Давид мог надеяться на вечно-блаженную жизнь с Богом, зная свою греховность, смертность и пр.? Очевидно, не иначе, как чрез Мессию, посредством Которого и возможна только основательная надежда на вечно-блаженную жизнь в Боге. Другое более сильное ручательство за исполнение надежды Давида заключается в словах: „ибо Ты (Бог) не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление”. Может быть, Давид, по отношению лично к себе, выражает здесь отрицательно ту же мысль, которую он потом в начале 11 стиха выражает положительно, именно, что Господь сохранит его от смерти и ада, до известного определённого времени, или от смерти, могущей произойти от разных несчастных обстоятельств, которых было так много в жизни Давида. Но будучи под влиянием Св. Духа, он высказывается в такой форме и в таких словах, что мысль, заключающаяся здесь, становится уже вполне неприложимою к Давиду в прямом, непосредственно-историческом понимании её. Давид никаким образом не мог безусловно надеяться на избавление от смерти и ада, так как во 1-х: он хорошо знал, что он необходимо должен умереть и истлеть; во 2-х: не менее также было известно ему, что он по смерти должен необходимо низойти в тёмный шеол, верование во что было общим у Израиля всегда и особенно при Давиде и после (см. Пс. 48, 16 ст.; Еккл. 9:10 ). Он мог надеяться на бессмертие и избавление из ада, но только в том же далёком будущем, в котором мог ожидать для себя и вечного блаженства, и также только чрез Мессию Иисуса, Который один только не видел тления и не остался во аде, и к Которому, поэтому, одному только вполне и приложимы эти слова. Таким образом, говоря о себе, Давид чрез себя, прямее, ближе и непосредственнее касается в своих словах Мессии, именно его нетления и восстания из ада, и потом уже, чрез Него обращается и к себе. „Сказанное Давидом”, говорит Деличь, „простирается за него и пророчествует о Христе, но потом снова возвращается к нему, чтобы исполниться и на нём, после того как оно уже исполнилось на Иисусе Христе... Во Христе и чрез Христа Давид возведён из ада к лицезрению Божию, вместе со всеми святыми Ветхого Завета”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

253 Действие явления Господа на спутников Савла было особливое. Когда был явлен молниеносный свет, они упали ( Деян.26:14 ), потом они встали и, слыша голос, но не видя никого, кроме говорившего Савла, были в оцепенении, как пораженные загадочностью и величием происшедшего и не оправившиеся от страха, произведенного на них сиянием. Господу в данное время по преимуществу нужно было воздействовать на Савла, поэтому последний и видел Его и слышал Его глас, а спутники должны были послужить делу благовестия, как не причастные к делу, т. е. как самые достоверные свидетели, каковыми они не могли бы быть, если бы они все видели и слышали и обратились ко Господу, потому что их свидетельство было бы свидетельством единомышленников, свидетельство которых не с таким доверием принимается, как свидетельство врагов, которыми были они как преданные слуги, данные на помощь Савлу первосвященниками, с некоторыми быть может и полномочиями для них, почему в числе их могли быть и люди не простые. Могли быть здесь и такие ревнители (зилоты), каким был сам Савл. Таким образом свидетелей нового чудесного Божия могущественного содействия христианской вере было очень достаточно, что и требовалось. Блаженный Феофилакт пишет: «всех бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастие, но чтобы открылось, что это было действие Божественного Промысла». 254 Ослепление Савла было преднамеренным делом Божиим для показания его временной слепоты духовной, а вместе и наказанием за жестокое гонительство, чтобы он, смирившись и покорившись под крепкую руку Божию, не творил себе угодное, а то, что Господь повелевает. Закрывши глаза от молниеносного света явления Господа, Савл упал ниц и не открывал глаз. Когда же он встал и открыл глаза, то восчувствовал, что он ничего не видит. И повели его за руку, как водят слепых, и привели в Дамаск, где он три дня не пил, не ел, и все молился, чем он готовился к восприятию того, что Господь благоволит совершить над ним в Своем праведном и милостивом суде, так что это было с его стороны выражением его покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В словах 7-го стиха 96-го псалма находится таинственное указание на превознесение Сына Божия, как Сына человеческого, пред Ангелами и другими существами при Его вхождении в мир, а в словах 4-го стиха 103-го псалма указывается служебное положение Ангелов, чем и показывается неизмеримое превосходство пред ними Сына Божия. «Господь наш Иисус Христос называет пришествие Свое по плоти исходом: «Аз от Отца изыдох и приидох» ( Ин. 16:26 ). А Павел называет пришествие Его входом, когда говорит: «егда же паки вводит Первородного во вселенную», разумея под этим введением воплощение (Христово). Павел заимствовал свое выражение из примера наследников, получающих во владение свое какое-либо имущество; ибо сказать: «егда же вводит Первородного во вселенную», значит – показать, что Бог вручил Ему вселенную. Он тогда принял ее всю в Свое владение, когда был послан. Это говорится не о Боге-Слове, но о воплотившемся Христе. Здесь он доказывает превосходство Сына пред Ангелами поклонением, которое доказывает и то, сколько Он превосходнее Ангелов, именно: сколько Владыка превосходнее раба. Подобно тому, как если бы кто, вводя кого-нибудь в жилище царя, повелел стоящим там тотчас поклониться ему, как представляет и Апостол, говоря о пришествии (Сына Божия) в мир во плоти» (Златоуст в беседе 3). Первородным назвал Его, как предвечно рожденного и сущего прежде всякой твари по безначальному происхождению», говорит Евфимий Зигабен . Блаженный же Феодорит находит возможным понимать первородство Христово и по отношению к человечеству Его во многих братиях ( Рим. 8:29 ). По изъяснению Евфимия Зигабена , «Ангелы названы духами и огнем, чем живописуется их природа и быстрота их движений. Они – существа разумные, духовные и, вместе с тем, они – огнь невещественный» (см. перевод И. Братолюбова, стр. 13). «Выражение: творяй означает приведение из небытия в бытие. Не сказал: «сотворил», по «творяй», т. е. сохраняя Словом, Которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: «Отец Мой доселе делает», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По изъяснению св. Иоанна Златоуста , здесь Апостол «опять заимствует ободрение от собственных их страдании, которые они (читатели послания) терпели. Как там говорил: воспоминайте первые дни (10 гл., ст. 32), так и здесь говорит: «якоже сыновом обретается вам Бог»,– вы не можете сказать, что вы не в состоянии переносить, – и притом «якоже сыновом возлюбленным». Если же дети повинуются плотским родителям, то как вы не будете повиноваться Отцу Небесному? Притом, здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Бог и плотские родители. Посему Апостол и прибавляет: «они бо в мало дний, якоже годе им бе, наказоваху нас», т. е. они часто делают то для угождения самим себе и не всегда имея в виду пользу; Бог же делает это не из каких-либо собственных видов, а для нас, единственно для нашей пользы. Те наказывают, чтобы вы были и для них полезны, а нередко и напрасно; здесь же не бывает ничего подобного. Видите ли, какое и отсюда происходит утешение? Тогда и бывает искренняя любовь, любовь истинная, когда кто любит нас, не смотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящего. Так и Бог любит нас, не для того, чтобы получить что от нас, но чтобы дать нам; Он наказует, делает все, принимает все меры к тому, чтобы мы сделались способными к принятию собственных Его благ. Следовательно, наказание полезно, оно доставляет святость. Ибо, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к житейским предметам, если оно сосредоточивает душу, если располагает презирать все здешнее, а отсюда происходит скорбь, то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Вы скорбите, – говорит Апостол: – это понятно; таково всегда учение, таково его начало. «Последи же плод мирен наученым тем воздает правды». Здесь он разумеет не один плод, но великое их множество. Итак, наказание есть научение, делающее ратоборца сильным, непреоборимым в подвигах, непобедимым в сражениях. Если всякое наказание таково, то таково и настоящее (страдание). Посему надобно ожидать от него добрых последствий и мирного конца. Не удивляйся, что оно, будучи горьким, приносит плоды сладкие; точно так и на деревьях кора бывает безвкусна и жестка, а плоды сладки. Вы перенесли неприятности; не теряйте же надежду на воздаяние». «Отца духовного назвал Апостол Отцом духовом, как источник духовных дарований, с которыми дал нам и достоинство всыновления» (блаж. Феодорит). «Родителей только плоти нашей, а не души, мы имели в качестве своих наказателей и стыдились их; не тем ли паче подчинимся мы наказующему нас Отцу душ – Богу, от Которого мы имеем душу и будем жить жизнию блаженною и вечною?» (Евф. Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

5 апреля ученики училищ, вместе с заведующим и преподавателями, присутствовали на всенощном бдении, а 6-го при совершении Божественной литургии и служении на городской площади молебна Святым Кириллу и Мефодию; затем к 12 1 / 2 часам все три училища собрались в помещении уездного училища, где пред молебном, отслуженным соборне всем здешним духовенством, законоучителем священником Казанским была сказана речь, которая была начата так: „ныне повсеместный радостный гул колокольного звона возвещает нам, жителям сего города и всей обширной нашей стране России, о радостном событии: ныне все славянские народы, без различия вероисповеданий, торжественно празднуют исполнившееся тысячелетие со времени блаженной кончины Св. Мефодия и признательно воспоминают и совместно, прославляют труды и подвиги родного брата его Св. Кирилла”. Представивши далее очерк жизни чествуемых Святых, о. законоучитель в конце речи сказал: „как не быть нам признательными Свв. Мефодию и Кириллу, когда мы, во все главнейшие моменты нашей жизни, бываем напутствуемы чтением слова Божия на славянском языке, как-то: при рождении, крещении, браке и наконец при переходе в загробную жизнь!» Затем учитель русского языка прочитал жизнеописание Свв. Кирилла и Мефодия, оканчивающееся словами: „Да будет-же вечная слава Св. Мефодию, вечная слава братьям Святым». После чего певчие, отправлявшие и молебен, пропели „вечная память»; ими кроме того были пропеты: тропарь „Христос воскресе», тропарь и кондак Свв. Кириллу и Мефодию, некоторые песни пасхального канона, „С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся», пасхальные стихиры и народный гимн; в пении последнего и тропаря „Христос воскресе» принимали участие все училища. На молебне в уездном училище присутствовали по приглашениям, заранее разосланным, представители государственной и общественной службы и некоторые родители учащихся. У. Торжество в училищах города Свияжска. 5 апреля ученики, совместно с преподавателями, присутствовали на всенощном бдении в соборном храме, а 6-го апреля при совершении Божественной литургии и служении молебна Святителям Кириллу и Мефодию. Затем собрались в училище, куда были приглашены законоучителя, учителя, ученики приходских городских училищ, а равно и родители многих учеников; началось общее хоровое пение. „Христос воскресе»... три раза „Аще и во гроб»... а затем законоучителем мужского приходского училища о. Романовским было прочитано послание Св. Синода; учителем произнесена была краткая речь о значении праздника. В заключении речи было сказано: „ничем иным мы можем почтить священную память Мефодия сегодня, в день тысячелетия его кончины, как молитвенным воспоминанием его подвигов, подъятых для нашего блага и твердым обещанием следовать его спасительным заветам». Потом пропеты были тропарь и кондак Кириллу и Мефодию, „Да воскреснет Бог»... и в заключение народный гимн. Ф. Торжество в Ядринском уездном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Учитель Маклаков, войдя на кафедру, пред портретом Государя Императора прочел жизнеописание свв. Кирилла и Мефодия, изданное Свят. Синодом. Хор певчих пропел тропарь и кондак празднуемых Святых и в конце гимн „Боже, Царя храни». Торжество закончилось раздачей ученикам пакетов с лакомствами, данными купцом О. П. Иноземцевым. Ы. Торжество в селе Мансурове, Лаишевского уезда, и школе этого села. На всенощном бдении пред праздником были многие прихожане и все учащиеся с учителями. За литургией Символ веры и Отче наш были пропеты всеми учащимися, а на молебне тропарь и кондак чествуемым святым. По окончании молебна ученики, учителя и многие прихожане собрались в школе. Здесь празднество началось пением „Христос воскресе» и всего пасхального канона. Потом о. законоучитель священник Н. Яхонтов прочел составленное им жизнеописание свв. Кирилла и Мефодия и в конце обратился к ученикам со словом убеждения чтить сих угодников и просить их о помощи к обращению в христианство тех, которые еще не признали Спасителя нашего. После речи законоучителя все ученики пропели тропарь и кондак Апостолам Славян и „Да воскреснет Бог». Торжество закончилось пением народного гимна. Ь. Торжество в Ташкирменьском инородческом училище. Тысячелетие блаженной кончины Святаго Мефодия, это честное и светлое празднование земли русской, не осталось забвенным и в веси-Георгиевской Шаме, хотя и не в день всеобщего торжества. Грязное время, с одной стороны, и подобное же торжество 6-го апреля в Билярском земском женском училище, с другой, заставили празднество сие перенести на 14 апреля. В этот, как выражаются шаминцы, „небывалый» для них день, по совершении Божественной литургии в Билярском храме, о. законоучитель священник В. Диаконов с помощником своим и хором билярских певчих – девочек, отправился в деревню Георгиевскую Шаму, где в помещении школы и вокруг оного-на улице собрались все жители деревни Шамы от мала до велика. Торжество началось служением молебна свв. Кириллу и Мефодию, после которого о. законоучителем была произнесена речь, в которой после краткого жизнеописания свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010