И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блаженно чрево носившее Тя и сосца яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е. В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подойдя сказала: Господи, неужели Тебе все равно, что моя сестра одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это евангельское чтение положено на литургии всех Богородичных праздников, кроме Благовещения, когда на литургии читается евангельское повестование об этом событии. Непосредственное и прямое отношение к Пресв. Богородице в этом евангельском рассказе имеет свидетельство о Богоматери одной женщины: «блаженно чрево, носившее Тебя (Христа), и сосцы, Тебя питавшие!» Женщина эта из народа, преисполненная благоговением и восторгом перед Спасителем и Его учением, выражает преклонение, соединенное как бы с святой завистью, перед Той, Кто дал плотскую жизнь и первое питание Божественному Учителю жизни и истины. Ей, этой простой женщине, быть может, казалось, что женщина только такое отношение и может, иметь к Нему, только так и могла участвовать в блаженстве, даруемом людям Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1Кор.6:11 .  И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. " И сими убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». Апостол ясно показал равенство Сына и Духа, присоединил упоминание о Боге и Отце, ибо призыванием Святой Троицы освящается водное естество и подается отпущение грехов. Потом снова продолжает речь о блуде и говорит: 1Кор.6:12 .  Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. «Вся ми леть суть?» Сие должно читать, как вопрос; а потом, как ответ: «Но не вся на пользу». Также и следующие слова: «Вся ми леть суть? Но не аз обладай буду от чего». Ты говоришь это, потому что живешь не под законом, но свободен и имеешь полное право выбирать. Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом. Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и соделаешься рабом греха. 1Кор.6:13 .  Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. «Брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит». Если хочешь пользоваться в этом свободою, то пользуйся, потому что для чрева созданы брашна. Но надлежит тебе знать, что этому будет конец, ибо за гробом излишни для людей брашна и будущая жизнь не имеет ничего такого; в ней, по слову Господа, как ни «женятся, ни посягают» ( Мф. 22, 30 ), так и не едят и не пьют. Слово же «упразднит» Апостол употребил пророчественно. «Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу». Апостол нередко называет Господа Главою нашею. Посему тело сопряжено с Ним, как с Главою. Ибо тело не создано для блуда, подобно тому, как чрево соделано приемником пищи. 1Кор.6:14 .  Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. «Бог же и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою» Его. Не пренебрегай Владыку, как мертвеца. Он воскрешен; воскресит же и нас воскресивший Его Бог силою воскресшего. Посему Апостол ясно показал, что Христос воскрешен по человечеству, а нас воскресит как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А чрево – кто? Чревом являются грешники, служащие чреву, о которых пишется: «их бог – чрево, и слава их – в сраме» ( Флп. 3:19 ). Посмотрим же, кому слово Божие сладко и кому горько. Устам сладко, а чреву горько, то есть добрым сладко, а злым горько: они преогорчили Бога... О блаженные уста, для которых является сладким любезное слово Божие! О проклятое чрево, для которого Бог – горечь! Знай же каждый, что только любовью можно соединиться с Богом. Постарайся быть устами, а не чревом, и тогда поистине усладишься любовью Божией. При этом еще особенно нужно заботиться о том, чтобы, однажды соединившись с Ним, больше не уходить от Него, но прикрепиться к Нему, как кожа к телу, дабы никогда и никаким образом не отлучаться от Него (1). Выше всего – любовь, а любовь Божественная есть и самая сильная, и самая прочная, крепкая, ибо он [Соломон] в Песни Песней говорит: «крепка, как смерть, любовь... Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» ( Песн. 8:6–7 ). Тверд камень веры, на котором основана Церковь Христова, но не некрепок и покров любви, которым покрывается Церковь , любовь ведь покрывает все множество грехов (1). Не погрешил тот, кто любовь, любовь же Божественную, назвал огнем. Светит в темноте огонь, светит и любовь, согласно словам Богослова: «Кто любит... тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» ( 1Ин. 2:10 ). Греет огонь, не знобит и любовь, когда, подобно одежде, покрывает все множество грехов. Сжигает хворост огонь, не не умеет и любовь превращать в пепел хворост беззаконий наших, как, например, сказано об одном лице: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» ( Лк. 7:47 ). «Тает воск от лица огня» ( Пс. 67:3 ), тает и сердце человеческое от теплоты любви. «Было, говорится, сердце мое как воск, тающий посреди чрева моего» ( Пс. 21:15 ). Вверх пылает пламя огненное, и любовь ищет вышних и превосходит все добродетели, она выше всего. Этот-то огонь, огонь любви, Спаситель наш и принес к нам с небес. »Огонь, – сказал Он, – пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк. 12:49 ). О если бы тем огнем просветились умы наши, согрелись сердца наши, истаяли души наши, загорелся дух наш! Распали нас в любовь Твою, многомилостивое Слово Божие! Огонь без подтопки не горит. Даже и посланный с неба, он требует дров. Ведь и в Ветхом Завете огонь свыше сошел на Моисеевы и Аароновы жертвы, но, чтобы он никогда не угасал, священники днем и ночью подкладывали на алтарь дрова. Жертвенником Божиим в духовном смысле является наше сердце, а огонь, сходящий свыше, это любовь Божия, свыше изливаемая на наши сердца, согласно слову, апостольскому: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Кто хочет загореться пламенем Божественной любви, тот пусть ищет таких дров, которыми мог бы поджечь в себе огонь невещественный, духовный, огонь любви Божией, и соблюсти его на своем сердечном жертвеннике никогда неугасаемым (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Их конец — погибель, их бог — чрево. Их конец — погибель, их бог — чрево. Потому что они служат ему, как Богу, и всячески угождают ему. Для одних бог — деньги, для других — чрево; о них Павел говорит в другом месте: будем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15:32). Вот новое идолослужение. И слава их — в сраме. И слава их — в сраме. Некоторые понимают это об обрезании, которое они считали славой, но которое на самом деле есть бесславие. Но это неверно; он чрез это показывает их неразумие. Ибо согрешающие должны бы стыдиться и скрываться; а они считают это для себя славой. Они мыслят о земном. Они мыслят о земном. Потому что богом они имеют чрево, ничего не думая о духовном или небесном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы должны думать о вышнем, должны стремиться к нашему отечеству, где нам назначено жить, так как Господь и Царь наш там, и оттуда мы ожидаем Его пришествия во славе Отца со святыми ангелами. Итак, и место, и лицо должны возбуждать вас к стыду. Который уничиженное тело наше преобразит. Который уничиженное тело наше преобразит. Многое теперь терпит наше тело: связывается, бичуется и подвергается бесчисленным бедствиям. Потому оно называется уничиженным телом, что подлежит тлению и разрушению. Но оно преобразится, то есть, оставаясь тем же самым, облечется в нетление; потому что под преображением нужно разуметь освобождение от тления. Так, что оно будет сообразно славному телу Его. Так, что оно будет сообразно славному телу Его. Так как, говорит, тело наше сделалось подобным телу Христа чрез общение в страданиях, то оно сделается таким же и в славе Его. Ах! Что он сказал? Наше тело будет сообразно тому Телу, которому покланяются ангелы, которое сидит одесную Отца, оному преславному Телу будет подобно наше тело и так же прославится, как и оно. Итак, если и вся вселенная будет слезно оплакивать потерявших такую славу, оплачет ли она их достойно?

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Однако в приведенном повествовании как будто бы нет ни одного слова о Божией Матери. Какое же отношение оно имеет к Ней, почему мы читаем его в праздник Успения? Вторая часть сегодняшнего евангельского чтения взята совсем из другого контекста, но по смыслу весьма подходит к тому, что мы только что прочитали и попытались истолковать. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Непосредственно перед этими словами приводится поучение Спасителя о том, что когда нечистый дух выходит из человека и не может нигде успокоиться, то он вновь возвращается к человеку и, найдя его душу пустой, приводит с собой семь злейших духов. В самом повествовании Евангелия слова женщины относятся именно к этому поучению Господа, но святые отцы посчитали нужным и справедливым совместить их в евангельском чтении на Богородичные праздники с сюжетом о Марфе и Марии, чтобы объяснить нам смысл поведения Марии и на ее примере показать, какова была Божия Матерь. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» — конечно же, это похвала Божней Матери. Может быть, эта женщина, которая восхитилась учением Спасителя, прозрев своим духом, внутренне осознала, что перед ней — Мессия, Христос, Помазанник Божий, и потому от всей души воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то есть восхвалила Ту, Которая Его выносила и родила, — Пресвятую Богородицу. Возможно, ею руководило и то чувство, которое обычно называют «белой завистью», то есть доброжелательная зависть, в основе которой — восхищение человеком, намного и заслуженно превосходящим тебя. Но Спаситель как бы утешил эту женщину, а вместе с ней и всех остальных, присутствовавших там. «Он же рече: темже убо блажени слышащий слово Божие и хранящий е», то есть: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Блаженна не только Та, Которая носила Христа во чреве и питала Своими сосцами, но и все те блаженны, кто слушает слово Божие так же, как и Она. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» — эти слова, безусловно, относятся к Марии, сестре Марфы и Лазаря, потому что она избрала «едино на потребу», то есть слышание слова Божия, но не просто слышание, а с целью соблюсти услышанное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Поэтому высказывается мнение, что вся книга представляет собой вымысел, чисто художественное произведение. Можно попробовать объяснить, как могло такое произойти, начав с того, что в еврейском тексте слово, переведенное как «кит», означает просто большую рыбу без определения ее вида. Но оставим это маловерам. В пользу реальности рассматриваемого события можно привести свидетельство, прозвучавшее из уст Самого Христа. « Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12: 39–41). Если эта книга – просто притча, литературный вымысел, то выходит, что Христос – еще больший вымысел? А если истинно воскрес Христос в третий день, то и с Ионой произошло все так, как сказано в книге. Блаженный Феодорит Кирский считал, что «сила чрева претворять вмещаемое в нем, остановлена была в своем действии. Чревом же адовым назвал он китово чрево, потому что и зверь был смертоносен, и пророк по самому естеству дела был уже мертвец, оставался же в живых по единой благодати. А притом как образ Владыки Христа, « в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. 12: 40) бывшего, справедливо говорит о себе Иона, что был он во чреве адовом. И что всего удивительнее, действительно вкусивший смерть сказал о Себе, что три дни и три нощи будет в утробе земли, а видевший над собой только сень смертную китово чрево называет « чревом адовым». Ибо не во власти Ионы была жизнь его: а у Владыки Христа и смерть была вольная, и воскресение в Его же воле. И потому в Евангелии то место, где ад и смерть, наречено сердцем земли, а здесь чрево китово наименовано адом т. 29, с. 341–342]. Иона во чреве кита обращается к Богу с молитвой, которую мы используем в качестве 6–й библейской песни канона на утрене. «И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Флп.3:15 .  Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. «Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим: и еже аще что мыслите, и сие Бог вам открыет». Таких мыслей надлежит нам держаться о предлежащих наградах. Если и не точно знаем, в чем они состоят, то должно нам знать, что покажет это нам Подвигоположник Бог. Флп.3:16 .  Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. «Обаче в неже достигохом, тоже да мудрствуем и темже правилом да жителствуем». Снова ведет Апостол с ними речь о согласии. «Правилом» же назвал евангельскую проповедь. А правило есть определение правоты, ни в чем не имеющее нужды. Посему заповедует им не терпеть примешивающих к Евангелию установленного законом. Потом как бы в некий образец представляет себя самого. Флп.3:17 .  Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Подобни ми бывайте, братие», и, давая видеть, что многие стремятся к той же с ним цели, присовокупил: «И смотряйте тако ходящыя, якоже имате образ нас». Последуйте им, если предлагают одно с нами учение. Флп.3:18 .  Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Флп.3:19 .  Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Флп.3:20 .  Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Флп.3:21 .  Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. «Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плачя глаголю, враги Креста Христова: имже кончина погибель, имже Бог чрево, и слава в студе их». Назвал их врагами Креста, как учащих, что без подзаконного жития невозможно улучить спасения. Богом же их назвал чрево, обличая их в чревоугодии. Ибо иудеи особенно прилагают великое попечение о пище и уставом праведности признают роскошь в субботу, вменяя себе в славу то, чего должно было стыдиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Этими словами Христос не отрицает гласа похвалы Богородице, сказанной этой женщиной, но, более того, умножает своим ответом Похвалу Своей Матери. Здесь надо рассмотреть два положения. ПЕРВОЕ, о том, что Слово Божие зачинается и вынашивается плотью. ВТОРОЕ, о том, что Слово Божие зачинается и вынашивается мыслью. Первое имела в виду эта женщина, когда, воздавая хвалу Богородице, сказала: блаженно чрево, носившее Тебя. Второе же восхваляется самим Христом. Когда Он говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Оба эти блаженства истинны для Богородицы, Которая прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде верой, нежели утробой зачала Христа, и не зачала бы Христа плотью, если бы прежде не зачала верой. Поэтому Елизавета, исполненная Святого Духа, возгласила к Ней: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лк. 1, 45 ). Поэтому, когда Христос говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его, он не отрицает, что Его Мать, зачавшая Его по плоти, блаженна, но к блаженству по плоти прилагает блаженство по духу, как было сказано. Он не говорит, что блаженна Его Мать, как только выносившая Его, и не говорит, что блаженны только слышащие слово Божие и соблюдающие его, но объединяет оба блаженства и к первому блаженству добавляет второе, к плотскому духовное. Его мать, Пречистая Дева, блаженна обоими блаженствами, и плотью, носившей Его, и духом, когда Она соблюдала все Его слова. Как говорит Лука: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк. 2, 51 ). Есть и другое, также не бесполезное толкование текста о том, что Христос, услышав человеческую похвалу от одной женщины, которая, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы. Тебя питавшие. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие ( Лк. 11, 27–28 ). Христос говорит это, не отрицая блаженства Своей Матери, но отрицая человеческое прославление. Он Сам говорит: Не принимаю славы от человеков ( Ин. 5, 41 ). И снова: Впрочем Я не ищу Моей славы ( Ин. 8, 50 ), желая и нас научить этому, сторониться тщеславия, отворачиваться от ласковых человеческих слов и всячески избегать суетного славолюбия в мире сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

—68— 4 . Православная Церковь немыслима без почитания Божией Матери, святых, мощей, икон, креста. Печать этого почитания лежит и в православном богословии, и в православном благочестии. Им проникнута вся молитвенная жизнь православного человека. – Ив этой его жизни проявляется все та же Апостольская вера. Величие Божией Матери утверждено на первых страницах св. Евангелия и соответственно является верой благовестителей. Архангел Гавриил, повествует св. евангелист Лука, послан был от Бога в Галилейский город Назарет к Деве Марии и, «войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... ибо Ты обрела благодать у Бога» ( Лк.1:26–30 ). Получить благодать Божию, стать благословенной среди женщин, услышать от Небесного Вестника: «Господь с Тобою», – есть подлинное величие. И вскоре Дева Мария пророчески возвестила: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если так сказала Сама Пресвятая Дева, и эта слова записал св. Евангелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Ее! Святой евангелист Лука оставил и еще весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Деве Марии от народа и от Ее Божественного Сына. «Одна женщина, – пишет св. Евангелист, – возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Изъясняя эта евангельские слова. Рязанский митрополит Стефан Яворский , местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, затем и президент Святейшего Синода († 1722 г.), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим еще более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить слово Божие плотью, и то, во-вторых, что значит зачать и носить слово Божие мыслью. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя», за второе же Сам Христос похвалил Ее, когда сказал: «Блажени слышащий слово Божие и хранящий е». Обе сии похвалы или лучше блаженства, по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV, гл. 26, §§ 2, 4, 5) Величие Божией Матери утверждено на первых страницах св. Евангелия и соответственно, является верой благовестителей. Архангел Гавриил, повествует св. евангелист Лука, послан был от Бога в Галилейский город Назарет к Деве Марии и «войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога» ( Лк.1:26–30 ). Получить благодать Божию, стать благословенной среди женщин, услышать от Небесного Вестника: «Господь с Тобою», – есть подлинное величие. И вскоре Дева Мария пророчески возвестила: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если так сказала Сама Пресвятая Дева и эти слова записал св. Евангелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Ее! Святой евангелист Лука оставил и еще весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Деве Марии от народа и от Ее Божественного Сына. «Одна женщина, – пишет св. Евангелист, – возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Изъясняя эти евангельские слова, Рязанский митрополит Стефан Яворский , местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, затем и президент Святейшего Синода († 1722), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим еще более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить слово Божие плотью, и то, во-вторых, что значит зачать и носить слово Божие мыслью. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя», за второе же Сам Христос похвалил Ее, когда сказал: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». Обе сии похвалы или лучше блаженства, по истине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробой зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы не зачала Его верой» (Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по Стефану Яворскому . M., 1887, сс. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010