С 29 ноября по 2 декабря в Москве прошел Архиерейский Собор, приуроченный к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Тихона. 1 декабря перед участниками Архиерейского Собора выступил Президент России В.В. Путин. С 1 по 6 декабря в Москву для участия в приуроченных к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви торжествах прибыли официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном; Иерусалимской во главе с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом; Грузинской во главе с митрополитом Ахалцихским и Тао Кларжетским Феодором; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом; Болгарской во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом; Кипрской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом; Албанской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием; Польской во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. 2 декабря Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей присутствовали на торжественном заключительном заседании Освященного Архиерейского Собора, обратившись к его участникам со словами приветствий. Было оглашено также приветственное послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. В воскресенье, 3 декабря, Главы и члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане совершили воскресные богослужения в храмах российской столицы. В канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также в канун дня 100-летия интронизации святителя Тихона Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в храме исторического Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Здесь, в помещении большого зала Епархиального дома, получившего наименование Соборной палаты, осенью 1917 года было принято историческое решение о восстановлении Патриаршества, здесь же проводились выборы кандидатов на Патриарший престол, которые завершились избранием митрополита Московского Тихона Патриархом Московским и всея России. За всенощным бдением Его Святейшеству сослужили постоянные и временные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, духовенство г. Москвы.

http://religare.ru/2_114701.html

В связи с торжествами 1025-летия Крещения Руси с 11 июля по 1 августа в пределы Русской Православной Церкви из Греции был принесен Крест святого апостола Андрея Первозванного. Святыня, которую сопровождала делегация Патрской митрополии Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Патрским Хризостомом, побывала в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Минске, где ей смогли поклониться сотни тысяч верующих. В праздновании 1025-летия Крещения Руси вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви приняли участие делегации всех других Поместных Православных Церквей, которые возглавили: Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), митрополит Мексики, Центральной Америки, Карибов и Венесуэлы Антоний (Антиохийский Патриархат), митрополит Западноевропейский Иосиф (Румынский Патриархат), митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий (Элладская Православная Церковь), митрополит Корчинский Иоанн (Албанская Православная Церковь), архиепископ Прешовский Ростислав (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). Состоялись встречи делегаций Поместных Православных Церквей со Святейшим Патриархом Кириллом. Главы делегаций также встретились с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Москве, с Президентом Украины В.Ф.Януковичем в Киеве, с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Минске. Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей приняли совместное заявление, главной темой которого стало положение христиан на Ближнем Востоке. Текст заявления был передан Святейшим Патриархом Кириллом Президентам России, Украины и Беларуси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3275890...

Предстоятель Русской Церкви заверил, что всегда рад видеть Александрийского Патриарха. Отметив, что сразу после визита в Москву Блаженнейший Патриарх Феодор отправляется в миссионерское путешествие по четырнадцати африканским странам, Святейший Владыка пожелал ему помощи Божией в миссионерских трудах: «Мне довелось путешествовать по Африке, и я знаю, насколько это непросто, для Вас же это трудно вдвойне, потому что Вы несете огромную архипастырскую ответственность за православный народ и за миссию Православия на этом континенте». Блаженнейший Патриарх Феодор поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за братскую беседу. «Я посещаю Москву в четвертый раз за восемь лет своего Патриаршества, что показывает мое уважение к Русской Церкви», — сказал он, отметив при этом, что с собой теплотой вспоминает годы, проведенные в пределах Московского Патриархата. Так, в 1985-1990 годах он находился в Одессе в качестве экзарха Патриарха Александрийского. Предстоятель Александрийской Православной Церкви также поделился воспоминаниями о встрече с Патриархом Кириллом в Мозамбике во время одной из своих миссионерских  поездок. Отметив, что и ныне не оставляет своих просветительских трудов, Блаженнейший Владыка сказал: «Я хочу, чтобы, когда я оставлю этот мир, обо мне помнили как о Патриархе-миссионере». По свидетельству Его Блаженства, Северная Африка сегодня переживает трудные времена. Предстоятель Александрийской Церкви сообщил, что на 25 марта нынешнего года запланирован его визит к королю Марокко, затем он намерен посетить другие африканские страны. «Я буду везде нести с собой любовь, я буду помнить, что Патриарх Московский и всея Руси всегда со мной», — сказал Блаженнейший Патриарх Феодор, выразив уверенность в том, что верующие Александрийской Церкви всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны Московского Патриархата. В ходе дальнейшей беседы в духе братской любви и взаимопонимания были обсуждены вопросы, касающиеся двусторонних отношений и тематики общеправославного сотрудничества. В частности, обсуждались темы пастырского окормления русских православных верующих на Африканском континенте, миссионерской деятельности Александрийской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1976403.ht...

Ежегодные Рождественские чтения помогают нам понять, куда нужно идти в такой важной сфере, как образование, и в течение предлежащих нам дней мы будем много говорить на эту тему. Но мы должны помнить и о том, что даже самый высокий уровень образования не способен сделать человека свободным, не способен сделать человека таким, чтобы он мог лететь против грозных воздушных потоков, если человек не очищает себя силой покаяния, если он не устремляется к Богу с полным осознанием своих недостатков, с доверием к Господу и с желанием через общение с Ним очистить свою душу. Я очень надеюсь, что нынешние Рождественские чтения помогут всем нам еще более остро и ясно осознать наши задачи на ближайшее время, осознать значение миссии Церкви в современном мире, увидеть опасности и выработать общие подходы к решению тех проблем, которые являются значимыми и для Церкви, и для нашего общества. Сегодняшний день для нас является, может быть, двойным праздником, потому что вместе с нами — Блаженнейший Феодор, Патриарх Александрийский и всей Африки, и Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии. Это наши ближайшие собратья, наши единомышленники, люди, которые говорят на нашем языке и любят Святую Русь. Блаженнейший Феодор долгие годы был представителем Александрийского Престола при Московском Патриаршем Престоле, а Блаженнейший Христофор получил духовное образование в России и постриг в Троице-Сергиевой лавре. И потому мы связаны не только принадлежностью к одной Церкви — нас объединяет искренняя братская любовь, чистота чувств и намерений по отношению друг к другу, что порождает доверие, а вместе с доверием — и надежду на то, что совместными силами Православные Церкви смогут преодолеть многие соблазны и трудности сего лукавого века. Я благодарю Вас, Ваше Блаженство, что Вы прибыли сюда в ответ на мое приглашение в связи с избранием Вас лауреатом Международной премии за укрепление единства православных народов. Этой премии удостаиваются выдающиеся деятели Православной Церкви, общественные и политические деятели, которые содействуют единству православных народов и миссии Православия в этом мире, а также осуществлению в общественных и межгосударственных отношениях тех высоких идеалов, которые поддерживает и благословляет Православная Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1955921.ht...

В 2010 году Русскую Православную Церковь посетил с официальным визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, также в гостях побывали Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона. Среди важнейших форумов минувшего года Святейший Патриарх Кирилл назвал Всемирный саммит религиозных лидеров в Баку (26-27 апреля 2010 г.), XIV Всемирный русский народный собор (25-26 мая 2010 г.), празднование Дней славянской письменности и культуры (24-27 мая 2010 г.), IV Ассамблею Русского мира (02-04 ноября 2010 г.), IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» (11-13 октября 2010 г.), VI Международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г.), IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16-18 ноября 2010 г.), XIX Международные Рождественские образовательные чтения (23-26 января 2011 г.). Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал архипастырям о состоявшихся встречах с руководителями государств, на которые простирается каноническая территория Московского Патриархата. В отчетный период Священный Синод Русской Православной Церкви заседал шесть раз: два раза в Санкт-Петербурге, один раз в Киеве, три раза в Москве. В продолжение предпринятых в 2009 году административных преобразований в истекшем году были образованы новые общецерковные учреждения: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению, Патриарший совет по культуре. Также обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, были уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

В своем слове, произнесенном в Страсбурге, Мы говорили европейцам о том, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, что появляется новый вид прав — права, противоречащие нравственности, и что с помощью этих прав оправдываются безнравственные поступки. Но ведь именно нравственность обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека, так что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Мы заявили: настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Не уверен, что такая наша оценка современного понимания европейцами прав человека, а также упоминание о том, что религия изгнана сегодня в Европе из публичного пространства, понравились всем присутствовавшим, однако сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных религий и секулярного мира очень важен. И наконец, третье событие уходящего года, имевшее историческое значение, — празднование 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви . Оглядывая путь, который Церковь прошла с Поместного Собора 1917-1918 годов до наших дней, нельзя не отметить судьбоносного значения этого поистине великого свершения. Теперь можно с уверенностью утверждать, что восстановление Патриаршества было исполнением спасительного Божия Промысла, который утвердил Русскую Церковь на незыблемом каноническом основании и укрепил упование православного народа на Господа. Эту тему Мы подробно рассмотрим в Нашем сегодняшнем докладе. В продолжение этого года Мы имели радость братского общения с Предстоятелями Поместных Православных Церквей: в январе — с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой , в январе и декабре — с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором , в марте — со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II , в октябре — с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II , в июне и декабре — с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206821...

В Слове, произнесенном в Страсбурге, Мы предостерегли европейцев о том, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, появляется новое поколение прав, противоречащих нравственности, а ведь именно нравственность обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство. Достижение этого единства — есть одна из целей европейской Конвенции о защите прав человека. Ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. В конце речи Мы заявили, что настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Не уверен, что подобная трактовка кризисных процессов в европейском понимании прав человека, а также упоминание о том, что религия изгнана в Европе из публичного пространства, понравились всем присутствующим, однако сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных религий и секулярного мира имеет огромный потенциал. Третье событие, имевшее историческое значение, — празднование 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви . Оглядываясь на путь, который прошла Церковь со времени Поместного собора 1917 года до наших дней, нельзя не отметить судьбоносное значение этого свершения. Теперь можно с уверенностью утверждать, что восстановление Патриаршества было исполнением спасительного Божьего Промысла, утвердившего Русскую Церковь на ее незыблемом каноническом основании, укрепило упование православного народа на Господа. Русская Православная Церковь получила духовное возглавление и каноническое оформление. В продолжение этого года Мы имели радость братского общения с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой . Дважды встречались с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором , в марте встречались со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом и Патриархом всея Грузии Илией II , в октябре — с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II , с Верховным Патриархом-Католикосом всех армян Гарегином II .

http://patriarchia.ru/db/text/342893.htm...

Предстоятель Русской Церкви также с благодарностью отметил важную роль, которую играет Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор во всеправославной семье. «По диптиху Вы второй Патриарх, судья вселенной. И мы, вспоминая этот титул, никогда не употребляем его всуе, зная, что в Церкви все, что есть, наполняется смыслом, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Благодаря Вашему доброму характеру и любящему сердцу Вы в трудных ситуациях, через которые иногда приходилось и приходится проходить Православной Церкви, также и в общении Предстоятелей Церквей, находите правильные слова для того, чтобы утешить людей, поддержать и укрепить братские мирные отношения. Выражаю Вам глубокую признательность за Ваше служение». Его Святейшество высказал радость в связи с тем, что Предстоятель Александрийской Православной Церкви возглавил в московском Храме Христа Спасителя историческое богослужение в сотую годовщину восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Эта знаменательная дата отмечалась в праздник Введения 4 декабря, в который сто лет назад была совершена Патриаршая интронизация святителя исповедника Тихона. «Пусть его молитвами Господь укрепляет Вас и ваш клир в том апостольском служении, к которому вас призвал Господь», — сказал Патриарх Кирилл. В ответном слове Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор выразил глубокую благодарность Русской Православной Церкви от братской Александрийской Церкви. «Бог благоволил так, что сейчас Предстоятелем Александрийской Православной Церкви является человек, который жил рядом с вами, служил на Подворье в Одессе, который любит вас и знает ваши проблемы. Когда Вы приезжали к нам с визитом, я Вам напомнил, что застал то время, когда Данилов монастырь еще только возрождался, и очень хорошо помню волнительные моменты его возрождения. Я всегда рад говорить, что я человек, который хорошо знает русскую землю», — сказал Блаженнейший Владыка, добавив по-русски: «Мое сердце осталось здесь, и обратно я его не заберу никогда». Александрийский Патриарх назвал великим благословением для себя участие вместе с собратьями из других Православных Церквей в торжествах, посвященных 100-летию Поместного собора и избрания святителя Тихона на Патриарший престол.

http://patriarchia.ru/db/text/5078874.ht...

Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в лике местночтимых святых Саранской епархии в 1999 и 2001 году соответственно были прославлены преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1719-1791) и праведный воин Феодор Ушаков (1745-1817), а в 2000 году в лике местночтимых святых Московской епархии был прославлен преподобный Пимен Угрешский (Мясников; 1810-1880). ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ:       4. Одобрить образец памятной юбилейной настольной медали. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумении Марии (Барановой) об освобождении ее от должности в связи с тяжелым заболеванием. ПОСТАНОВИЛИ: Игумению Марию (Баранову) освободить от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о деятельности Учебного комитета за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Отчет архимандрита Иоанна (Экономцева) , председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, о деятельности Отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева по итогам работы Синодального отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. Справка: Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII сопровождали митрополит Пилусийский Ириней, митрополит Карфагенский Хризостом, епископ Вавилонский Феофилакт, епископ Нилупольский Георгий, архимандрит Каллистрат (Иконному), диакон Нектарий Кондогеоргу. В Москве делегацию Александрийского Патриархата сопровождали епископ Егорьевский Марк , заместитель Председателя ОВЦС, и епископ Киринский Афанасий, Представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207914...

— А если, к примеру, один или несколько архиереев Александрийского Патриархата объявят о том, что они не согласны с решением Патриарха Феодора и что они признают канонической Православной Церковью Украины ту, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий , их епархии могут быть исключены из состава новообразованного экзархата Русской Православной Церкви? — Это теоретический вопрос. Если такая ситуация возникнет, мы будем ее изучать, вступим в переговоры. Но можно предположить, что в случае открытого несогласия с Патриархом такие архиереи будут просто смещены со своих кафедр. Напомню, что еще в 2018 году, посещая Одессу , Патриарх Феодор призывал верующих: «Оставайтесь в канонической Церкви!.. В истории нашей Церкви были трудные времена, однако в Украине, в этой благословенной православной стране, есть каноническая Церковь, есть Блаженнейший наш брат Онуфрий — благословенный человек от Бога и настоящий монах». И возглавил богослужение, на котором ему сослужил Блаженнейший Онуфрий. А всего лишь год спустя изменил свою позицию и начал вместо митрополита Онуфрия поминать лидера украинского раскола. — Чем Вы объясняете тот факт, что Патриарх Феодор склонился к признанию украинского раскола, тогда как на протяжении многих лет он поддерживал Украинскую Православную Церковь во главе с митрополитом Онуфрием? — Не думаю, что он сам склонился к признанию раскола. Полагаю, что его к этому принудили. Но не хочу говорить от его имени или гадать о причинах его решения. Оно принято, и в той новой реальности, которая создана беспрецедентными действиями Константинопольского Патриарха по легитимизации украинского раскола, у нас просто не оставалось выбора. Мы не могли отказать клирикам, осознавшим ошибочность позиции своего Патриарха, в принятии их в лоно нашей Церкви. Точно так же мы не можем отказывать православным верующим Турции в пастырском окормлении в условиях, когда Константинопольский Патриарх стал на сторону раскола. — Константинопольский Патриарх обвиняет Русскую Церковь в неблагодарности, напоминая, что православная вера пришла на Русь из Константинополя…

http://patriarchia.ru/db/text/5878715.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010