Однажды Исав пришел домой с поля усталый и голодный. В это время Иаков только что приготовил похлебку из чечевицы, Исав попросил ее для себя. «Возьми, пожалуй», отвечал Иаков, «передай мне только твое первенство». «Ты видишь, что я чуть не умираю, что мне в этом первенстве?» сказал Исав. Иаков потребовал у брата клятвенного подтверждения своих слов и Исав поклялся. Тогда Иаков отдал ему свою похлебку. Исав съел ее и пошел, вовсе не думая о последствиях своего поступка. К этой ошибке он присоединил и другую, женившись без воли родителей на двух хананеянках. Жены его постоянно делали огорчения Ревекке и через это еще более охлаждали любовь ее к Исаву. Когда Исааку исполнилось 135 лет и зрение его притупилось он начал готовиться к смерти. Призвав Исава, он сказал ему: «сын мой, я уже стар, но знаю, когда умру. Поди в поле, налови дичи, приготовь кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть; тогда я благословлю тебя». Услышав это, Ревекка решилась употребить хитрость, чтобы доставить благословение достойнейшему из своих сыновей. Как скоро Исав отправился на ловитву, она приготовила кушанье по вкусу Исаака, надела на Иакова братнюю одежду, обернула ему руки и шею кожею козлят и велела ему с приготовленным кушаньем идти к отцу и, назвавшись Исавом, получить от него благословение. Обманутый Исаак благословил Иакова, говоря: да послужат тебе народы и да поклонятся племена; будь господином над братьями твоими и да поклонятся тебе сыновья матери твоей: проклинающее тебя прокляты, a благословляющие тебя благословенны!» Только что Иаков вышел от отца, как возвратился с ловитвы Исав. Приготовив из пойманной дичи кушанье, он вошел в шатер отцовский и стал просить себе благословенья. Исаак ужаснулся и сказал: «кто же это до тебя приносил мне дичи? Я благословил его, он и будет благословен!» Исав громко зарыдал и воскликнул: «батюшка, благослови и меня; неужели ты не оставил и мне благословения!» Исаак отвечал: «что же мне сделать для тебя, сын мой, когда я положил брату твоему быть господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы!» Наконец, в утешение рыдавшего Исава, он сказал ему: «вот будет в местах обитания твоего земля тучная и роса с небес, ты будешь жить мечем твоим, и хотя будешь рабом у брата, но некогда свергнешь иго его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

После кончины батюшки по его благословению мне передали его подрясник. Так в мое сердце и в мою жизнь вошел отец Серафим, который все определил в моей дальнейшей судьбе. Я тогда ничего больше для себя не желал, как только видеть его и быть с ним рядом. До сих пор помню эти необыкновенные минуты общения с батюшкой, которые сохранились в моем сердце, в моей душе, в моей памяти. Батюшка не оставил записей и поучений, кроме двух тонких ученических тетрадей с записью девяти проповедей, которые сохранил отец Владимир Деменский (1924–1997). Но мы можем сказать, что вся жизнь отца Серафима была проповедью не в словах человеческой мудрости, а в силе Божией, в Духе Святом. «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – пишет апостол Павел ( Рим. 8:29 ). И еще: «Когда Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благословил открыть во мне Сына Своего... я не стал тогда советоваться с плотью и кровью» ( Гал. 1:15–16 ). Надо полагать, что избрание для свидетельства любви чрезвычайно редкое, потому что оно сопряжено с неизбежным отданием всего себя в жертву. Святые страдают, беря на себя испытания и грехи мира, его немощи и болезни, становясь тем самым соучастниками несения Креста Господня. Блаженный старец Силуан Афонский говорил: «Молиться – кровь проливать». В лице отца Серафима Промыслом Божиим мы имели пример безмерной любви и смирения, пример высокого служения Богу. Апостол Павел сказал: «Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к Жизни Вечной» ( 1Тим. 1:16 ). И отец Серафим воспринял глаголы Вечной Жизни ( Ин. 6:68 ). Во время проповеди, наученный Духом Святым любви Христовой, он плакал. Об этом свидетельствуют те, кто молился вместе с ним за богослужением. Слово его по форме было очень простым, проповедь произносилась на тему Евангелия, прочитанного в тот день. Но говорилась она с такой силой и внутренней верой, как будто о только что свершившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому вот вам, пожалуйста, молитва: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий». Псалом 38. А то был 142. Эти маленькие крошки да пополнят наши знания Священных Текстов, потому что знания Священных текстов — это неоценимое благо и великая благодать. — Здравствуйте, батюшка. Меня зовут Дмитрий. Мы собрались крестить ребёнка. Вопрос с крёстным отцом решён, он будет присутствовать, а крёстная мама, к сожалению, находится в другом городе. Можно ли крестить без присутствия крёстной мамы? Крестим девочку. — Это в изрядной степени зависит от священника, который будет крестить. Конечно, для крещения девочки крёстная мама нужна больше, чем крёстный папа: однополый крёстный нужен более, нежели крёстный противоположного пола. Впрочем, принимая во внимание эту суетную жизнь нашу — переезды, перелёты, возможные отпуска и отдыхи, то конечно, можно снисходить к этому вопросу и крестить ребёночка в присутствии крёстного отца без крёстной матери. Я думаю, что это может быть допустимо, если не включать режим крайней строгости. Потому что в любом случае можно включить два режима: режим крайней строгости и режим возможного послабления. Я склонен к тому, чтобы по нашим временам включать режим человеколюбия и некоторого послабления. Но как к этому отнесётся тот добрый пастырь, который будет крестить вашу девочку, я заранее сказать не могу. Свяжитесь с ним: если он благословит — вперёд и без сомнений. Крещение будет законным, правильным и в присутствии крёстной мамы и в её отсутствие. Тогда она просто не будет крёстной мамой. Но она, очевидно, будет молиться за ребёнка, раз вы договорились, она будет как-то участвовать в его духовном воспитании. — Здравствуйте, отец Андрей. Виктор из Москвы. В прошлый раз вы негативно выразились в отношении националистов. У меня, в связи с этим, к вам вопрос. Апостол Павел в Послании говорит: «Кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного». Кто такие эти «свои»? Жанна Д " Арк была националисткой или патриоткой? Ведь с ней воевали тоже христиане-католики. Она бы могла сказать, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, и сдаться. Или она была от дьявола? Растолкуйте. Спаси, Господи!

http://radonezh.ru/text/skazhi-mne-gospo...

Поэтому и сказано: «совершенный Бог и совершенный человек». Вочеловечение было для Бога-Сына неким сновидением, зеркальным тем нашим сновидениям, в которых мы видим себя на небесах. Зеркальность состоит в том, что для нас основная реальность – земля, а дополнительная – небо, а у Него было наоборот. Но принцип раздельности соблюдается и там и там. В том «сне», в котором Богу «приснилось», что Он – человек, Он не мог совершать того, что может совершить Бог. Он не был в нем всесильным и всемогущим, перестал быть им, хотя ни на секунду не забывал, что Он – Бог. Основное Его сознание не могло отключиться у Него на время вочеловечения, как наше бодрствующее сознание отключается в большинстве наших снов, ибо это – Божественное сознание, существующее вне времени. И вот невероятная вещь: ни одно из Своих бесчисленных чудес, совершенных в земной жизни, Иисус не сотворил Сам: все их сотворил по Его молитве Бог-Отец. Возьмем, например, величайшее из Его чудес – воскрешение четырехдневного Лазаря. «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня… (Указав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» ( Ин.11:41-43 ). А вот потрясшее народ чудо с хлебами и рыбами. «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, переломив, дал хлебы ученикам, и ученики – народу» ( Мф.14:19 ). Опять «воззрел на небо», то есть помолился Отцу – на этот раз про Себя. И так везде. Согласно принципу неслиянности двух природ, который всегда подчеркивается нашим богословием, в Своей земной деятельности Иисус был только человеком. Если хотите, это был « Серафим Саровский в квадрате», поскольку был совсем без греха, а значит не «очень святой», как преподобный Серафим, а «абсолютно святой» и, соответственно, в большей степени чудотворец. Но Он был в то же время «Серафим Саровский наоборот», ибо батюшка Серафим стал «очень святым» человеком в результате восхождения, и этот уровень был для него блаженством, в то время как Христос стал «абсолютно святым» человеком в результате нисхождения, и пребывание на уровне человека доставляло Ему страдание.

http://azbyka.ru/ponimaem-li-my-evangeli...

Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм. Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься. Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала. Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад. Не надо креститься? В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7). Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА. Толпы солгали Богу!

http://pravmir.ru/v-xrame-ugovorili-ne-k...

Приходили ли они даже к своему приходскому батюшке? Просили ли они его особоровать себя? Помолиться вместе с собой в своей собственной семье? Окропить святой водой их жилище, их постели? Хотя один раз в год благословить их обычную домашнюю трапезу?.. Нет, нет и нет. Потому что это устарело . Потому что это не модно. Потому что…кто это такое батюшка? Простой малокультурный священник. И идут от благодати Святого Духа, которой облагодатствован этот «какой-то» священник, к колдуну, к неверу, к служителю сатаны, к волку в овечьей шкуре, к блудодею, к развратнику, сплошь и рядом, к нехристианину, к еврею… Читаю от Матфея главу 7, стихи 22–23. «Многие скажут мне в тот день: «Господи, Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли и не Твоим ли именем многие чудеса творили». « И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие». И снова вижу перед собой знакомые лица, всех этих, нашедших истину вне Христа и Церкви; всех этих, играющих текстами священного писания, как ловкий шулер колодой карт, в первых рядах которых когда-то был и я. Всех этих медиумов, чудодеев, всех этих спиритов, оккультистов, теософов, менталистов. И чувствуешь, что эти великие слова сказаны именно этим последователям вне церковных знаний. Читаешь ли в 6 главе от Матфея в 13 стихе, или слышишь в святом песнопении Святой Православной Церкви, произносишь ли в семейной молитве перед трапезой слова: » И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукаваго; ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь». И как видевший миллионы искушений, во всем их необъятном всеоружии лукавого среди того дела, которому были отданы лучшие годы жизни, в этот момент мысленно просишь Господа, чтобы Он Своей мощной волей и десницей пресек все источники зла, избавил целые миллионы людей от гибельного искушения всеми указанными выше «измами» и предостерег безвольных, отошедших от Церкви, потерявших, но и ищущих истину людей, – от страшных объятий этого лукавого в современной бесцерковности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Как определить, где есть «совет нечестивых», не нарушая заповедь «не суди»? Благословите, батюшка! В первом псалме Давида сказано: " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе... " , но как определить для себя, что вот тот совет есть совет нечестивых, а там губители сидят, а тот человек вообще не достоин чтобы с ним за один стол сесть? Как определить, чтобы при этом не нарушить заповедь " не суди! " ? Где грань между Заповедью и дозволенными выводами о человеке? Ответьте пожалуйста и если можно приведите пример. Спаси, Господи! Анастасия. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Анастасия! Обычно при словах Христа «не судите» очень часто забывают важное продолжение их: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). То есть – не всякий суд, не всякая оценка недозволена, а только неправедная, несправедливая. Без оценок вообще в нашей жизни обойтись невозможно. Тот же Иисус ведь говорил, например: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24). Следовательно, в данном случае мы стараемся применять к другим так называемое «золотое правило» Библии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Мы все грешники, все можем ошибаться, поэтому если не любим скорых и поспешных выводов о нас самих и о наших недостатках, не стоит то же делать в отношении окружающих нас людей. С другой стороны, в этой же 7-й главе от Матфея в Нагорной проповеди мы читаем: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kak-opred...

Разделы портала «Азбука веры» Благословите! Я воцерковленная, муж нет. Супруг много работает, приезжает очень поздно ночью. Видимся утром. Очень хочется второго ребенка. Если соблюдать супружеский пост, то из-за такого образа жизни супруга получить второго ребенка будет очень сложно. Где найти эту золотую середину? Грех желать ребенка и нарушать ради этого супружеский пост? Очень корю себя из-за этого, за свое малодушие и появляется чувство, что я предаю Христа. Помогите советом. Похожие вопросы 4 Ответа Анна, здравствуйте. О каком супружеском посте идет речь? В какой период или день? Однодневные посты среда и пятница. Приезжает по разному — может пораньше накануне постного дня, а может и ночью накануне непостного. Совпадений не бывает, поэтому я уже воспринимаю это как Божью волю. Анна, однодневных постов в неделю всего два, добавьте к этому субботу, чтобы в воскресенье пойти в храм на литургию. Остаётся 4 дня в неделю, а это в среднем 16 дней в месяц. Отнимем какой-нибудь двунадесятых праздник и получим ровно половину месяца. Отнимем “устал-голова болит-не охота”, пусть это ещё 5 дней, ну максимум 10, учитывая график мужа. Остаётся самый минимум — 5 дней, т.е. раз в неделю вы спокойно можете заниматься тем, что в итоге приводит к зачатию. Среднестатистические семьи обычно так и живут, хотя конечно многое зависит от темперамента супругов. Имея эти самые 5 дней в месяц, можете воспользоваться помощью медицины и высчитать те самые дни, когда возможно зачатие с большой степенью вероятности. Если опять не получается, то это повод обратиться к врачу, возможно есть проблемы со здоровьем. Благодарю, батюшка. Попробую вместе с Вами поразмышлять. Во-первых, кроме Вашего желания иметь ребенка есть еще естественное желание Вашего супруга, который имеет на то законное право. Несвоевременное супружеское общение по требованию невоцерковленного супруга даже является обязанностью второй половины: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. ( 1Кор.7:2–5 )

http://azbyka.ru/vopros/kak-sobljudat-su...

С какими словами надо подходить к священнику на исповеди? 05.02.2016 09:41:40 Протоиерей Олег Стеняев - Вот, пришел крик о помощи: «Отец Олег, благословите, демоны искушают, ничего не могу делать!».  - Во-первых, в Писании сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое, и верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести это» (1 Кор 10, 13). Т.е. мы не можем утверждать, что Бог попускает нам что-то такое, и у нас нет сил преодолеть. С другой стороны, когда мы говорим, что Бог попускает искушение - это не значит, что Бог является источником искушения. Если мы откроем послание Иакова (1 Иак 1, 14-16), то здесь сказано: ”Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные». И так же там сказано, что никто в искушении не должен говорить: Бог меня искушает, потому что каждый искушается и обольщается собственной похотью. Демон, да и сам дьявол ограничен в своих действиях по отношению к нам. Ибо для них всегда полагается предел от Бога, некая граница, которую они не могут перейти. Перечитайте дома первую главу книги Иова, там об этом говорится. Златоуст выразил эту ситуацию следующими словами: “ Если ты сам человек не повредишь себе, то никто и ничто во всей вселенной не повредит тебе.” Об этом мы должны помнить. - Батюшка, но что делать, если находишься в оцепенении или в состоянии греховности, под властью гнева, пьянства, блудных помыслов и т.д.?  - Человек во грехе рождается, и в беззаконии зачат, как видим мы в Псалтири, мы наследуем общее греховное состояние. Как отец Даниил Сысоев писал, грех - это наследственное заболевание, которое передается половым путем- т.е. когда происходит зачатие человека. «В беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», человек с самого начала уже становится причастным к греху. Но это не значит, что он не может изменить свою природу. Собственно говоря, Христос и облекается в нашу природу, чтобы в Себе Самом исцелить её, поэтому мы должны с надеждой смотреть на Христа и особенно серьёзно относиться к таинствам церкви. Потому что такие таинства как причастие, исповедь, да и само крещение связаны с человеческой немощью. Да каждое таинство у нас связано с человеческой немощью, включая хиротонию. «Божественная благодать, немощная врачующая, и оскудеваемая восполняющая». И врачующие таинства церкви могут нам помочь преодолеть греховные склонности. Например, как я часто говорю, что причастие - это не приз за хорошее поведение. Это самое радикальное средство в борьбе с грехом. Которое попаляет саму склонность ко к греху.

http://radonezh.ru/text/s-kakimi-slovami...

Собеседник умолк… В другой раз на исповеди один человек сказал батюшке: – Геронда, я думаю, что из Вас не выйдет владыка. Его лицо просияло, и он ответил: – Господь да благословит тебя, дитя мое, за эти слова. – Геронда, если бы Вы были епископом, то могли бы еще больше помогать людям. Почему Вы не соглашаетесь на хиротонию? – Послушайте, что я вам скажу: народ обычно требует от своих начальников хлеба и зрелищ. Не знаю, смогу ли я предложить людям хлеб (очевидно, отец Епифаний имел в виду хлеб духовный), что же касается зрелищ, то их уж я точно не смогу дать никому. – Геронда, неужели Вы совсем не испытываете никакого чувства ущемленности, когда епископами становятся более молодые и менее одаренные священники, чем Вы? – Ничуть, дитя мое. Почему я должен испытывать нечто подобное? Чего мне не хватает? Митры на голове? Я для этого не подхожу и никогда этому не завидовал. У меня есть все. Будучи священником, я совершаю Таинства: благословляю хлеб и вино, и они становятся Телом и Кровью Христовыми; читаю над верующими разрешительную молитву, и их грехи прощаются; соединяю супругов для совместной жизни. У меня нет лишь права рукополагать. Но это скорее преимущество, чем недостаток. Вы знаете, какую ответственность несут епископы и какой ответ они должны будут дать за совершенные хиротонии? Для меня слишком много значит уже то, что я – священник. «...во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2 Кор. 11, 9) После своей пресвитерской хиротонии отец Епифаний заметил, что он хотел бы, избегая известности, безвозмездно проповедовать Евангелие. Поэтому он решил, что не будет официально числиться в штате прихода. – Я сказал батюшке, – вспоминает его духовный сын, который и пересказал нам эту беседу, – что ему все-таки лучше где-нибудь числиться официально, если не ради зарплаты, то ради того, чтобы обеспечить себе получение пенсии. Но батюшка, многозначительно покачав головой, спросил: – Известен ли тебе случай, чтобы какой-нибудь хороший хозяин не платил своему толковому работнику?

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010