JIuk ангельский радовашеся с веселием, горнейшия силы зовяху глаголюще: возмите врата князи ваша и внидет Царь славы 526 . Царю небесному, Которого Царство несть от мира сего 527 , Которого Царство есть Царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде 528 , не прилично было и недостойно Божественной славы Его, оставаться на земле и видимым образом управлять благодатным Царством, подобно владыкам земным. И Он силой Божества своего, вознесся на небеса: идеже бе и прежде 529 , и оттуда, с небес, управляет своим Царством видимым на земле и невидимым на небеси, – членами Церкви воинствующей на земле и Церкви торжествующей на небеси. Мир видел и летописи церковные передают отдаленным потомкам державную силу Царя царствующих, с которой Он блюдет и сохраняет свою Церковь непоколебимой и неразрушимой среди множества врагов, нападающих на нее и бедствий обуревающих ее. Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Назданное на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу 530 , Оно, благословенное, оканчивает девятнадцатый век своего земного существования, и стоит незыблемо среди множества переворотов и падений царств земных, и будет твердо стоять до скончания века, как древо, насажденное при потоках вод, вечно зеленеет, ширится и далеко распространяет благосеннолиственные ветви свои. Врата адови никогда не одолеют ее 531 по непреложному обету Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа. Благодари, верующая душа, Милосердного Господа, что и ты принадлежишь к членам благословенного Царства Христова. Под державным владычеством Царя небесного, ты безопасно пройдешь тернистый путь земного своего странствования. Если ты терпишь беды и напасти и всякого рода гонения от неправд человеческих, то возносись духом твоим к вознесшемуся Господу-Царю небесному: Он, Всеправедный и Всеблагий, не попустит тебе искуситися в бедствиях паче еже можешь понести. Он попускает злым людям – клевретам велиара – причинять зло ближним своим, и терпит, и долготерпит злодеяниям их, ожидая обращения их на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«И глаголет к ним: Сей есть державный и сильный: Сей есть сильный в брани: Сей есть воистину Царь славы, и почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит, еже есть плоти» 75 . «Лик ангельский радовашеся с веселием, горнейшия силы зовяху глагалюще: возмите врата князи ваша и внидет Царь славы» 76 . Царю Небесному, Которого Царство не от мира сего ( Ин.18:36 ), Которого Царство есть Царство вечное, «и владычество Его – в роды и роды» ( Дан.3:100 ), неприлично было и недостойно божественной славы Его оставаться на земле и видимым образом управлять благодатным Царством, подобно владыкам земным. И Он силой божества Своего вознесся на небеса, «туда, где был прежде» ( Ин.6:62 ), и оттуда, с небес, управляет Своим Царством на земле и невидимым на небеси, членами Церкви воинствующей на земле и Церкви торжествующей на небеси. Мир видел и летописи церковные передают отдаленным потомкам державную силу Царя царствующих, с которой Он блюдет и сохраняет Свою Церковь непоколебимой и неразрушимой среди множества врагов, нападающих на нее, и бедствий, обуревающих ее. Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков, утвержденное «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугальным камнем» ( Еф.2:20 ). Оно, благословенное, оканчивает девятнадцатый век своего земного существования, стоит незыблемо среди множества переворотов и падений царств земных и будет твердо стоять до скончания века, как древо, насажденное при потоках вод, вечно зеленеет, ширится и далеко распространяет благосеннолиственные ветви свои. «Врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ), по непреложному обету Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа. Благодари, верующая душа, милосердного Господа, что и ты принадлежишь к членам благословенного Царства Христова. Под державным владычеством Царя Небесного ты безопасно пройдешь тернистый путь земного своего странствования. Если ты терпишь беды и напасти и всякого рода гонения от неправд человеческих, то возносись духом твоим к вознесшемуся Господу, Царю Небесному: Он, Всеправедный и Всеблагий, не допустит тебе искуситься в бедствиях паче, еже можешь понести.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.Л. 143 об.) Целование креста князьями Владимиром Всеволодовичем и Святославом Изяславовичем в знак примирения. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.Л. 143 об.) Большинство сохранившихся изображений В. В. относятся к эпохе Иоанна IV Грозного, для к-рого личность вел. князя представляла особый интерес. В это время получило хождение «Сказание о князьях владимирских», повествующее о даре визант. имп. Константина Мономаха В. В. знаков царского достоинства: барм, Животворящего Креста и царского венца, к-рым вел. князь был венчан на царство и наречен «царем великия Россия». Данный эпизод «Сказания» служил для царя Иоанна IV одним из аргументов, доказывающим его право на царский венец. Именно поэтому почти все изображения В. В., датированные XVI в., были созданы вскоре после венчания на царство Иоанна IV. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551), домового храма рус. государей, на юж. грани юго-зап. столпа помещен парный портрет князей В. В. и Ярослава Всеволодовича. В. В. представлен старцем с пышными волосами и недлинной, окладистой бородой. Он облачен в царские одежды: синее платье с золотым оплечьем и перекинутым через плечо лором и красная шуба-ферязь. Платье и ферязь были украшены крупным орнаментом (сохр. плохо), заключенным в круги. Голову князя венчает царская корона городчатого типа. Правая рука поднята в благословляющем жесте. Иконография парного княжеского портрета, очевидно, была призвана выразить идею преемственности власти, передаваемой вел. князем киевским владимирскому кн. Ярославу Всеволодовичу, пращуру царя Иоанна IV. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Сер. XVI в. датируется икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (ГТГ), на к-рой в центре, среди св. воинства, изображен всадник на вороном коне в имп.

http://pravenc.ru/text/159100.html

«Послан бысть с небесе Гавриил Архангел благовестити Деве зачатие и, пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивляяся. О, како, в высших непостижим сый, от Девы раждается, имеяй престол небо и подножие землю, во утробу вмещается Девичу. На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут, словом единым от сия воплотитися благоизволи. Божие есть Слово настоящее, что убо стою и неглаголю Деве: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, радуйся, Чистая Дево; Радуйся, Невесто Неневестная, радуйся, Мати Живота, благословен плод чрева Твоего». [ 108 ] Так служит Архангел Гавриил в воплощении Слова. «Великое таинство, первое Ангелом неведомое и прежде века соблюдаемое, единому уверися тебе» (Гавриилу). [ 111 ] И на следующий день по Благовещении Церковь возносит хваление и мольбы Гавриилу Архангелу, празднуя его Собор и отличает особенными литургическими тонкостями наш устав в этот день. На вечерни на «Господи, воззвах» поется 11 стихир, то есть больше, чем когда-либо, [ 112 ] даже больше, чем в воскресенье, и присоединяется к 11 стихире стих: «Творяй Ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный», ибо духа Своего служебного Гавриила посылает вестником и слугой к Деве Чистой, благовещать велию радость и тайну.   Безчисленно воинство Небеснаго Царя, величественней во много-много крат любой земной рати, тьмы тем их и тысящи тысящ. Как небо украшено звездами в ясную июньскую ночь, когда коростель поет среди колосьев, сверкают зарницы и пахнет цветущей рожью и пылью, так подобно мириадам звезд и Царство Славы украшено предстоящими Богу воинствами небесными, оставшимися послушными Господу духами. Сияет неизреченным блеском и светом Престол Царя Славы, и предстоят Престолу Мария Дева и Иоанн Предтеча, — се дивный «Деисус», — возносящие молитвы за весь мир и предстательствуют честные небесные Силы Бесплотные за человеческий род. Кто изочтет их? Кто опишет их? Никто! Разве может кто из мудрейших звездочетов переписать и сосчитать все звезды на ризе Господа Царя? Разве может кто из ученейших богословов исчести воинство Небесного Владыки?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

«Царь же великий князь (Иван IV. – К.С.), – повествуется в «Казанской истории», – принимает святительское благословение (митрополита Макария. – К.С.), как от десницы небесного Вседержителя, а вместе с ним – храбрость и мужество Александра, царя Македонского» (11:453. Ср. 13:331). Постоянным предстательством пред Богом за Русь, постоянной сопутствующей русским воинам духовной силой была молитва о них св. Церкви и молитва их самих. Митрополит Макарий говорил Ивану IV: «Мы, смиренные, непрестанно должны Бога молить и Пречистую Богородицу, и всех святых о твоем Богом хранимом царстве» (11:457). А «Домострой» заповедует: «В некоторые праздники призывайте священников в дом свой, сколько сможете, и совершайте службы со всякими мольбами, и молитесь за царя и великого князя, ... за все христолюбивое воинство, и о победе над врагами, и об освобождении плененных» (11:79). Перед лицом опасности от Тамерлана («Железный Хромец»), покорившего многие области и двигавшегося к Москве, по указанию великого князя Василия Дмитриевича, и святого митрополита Киприана чтимая икона Божией Матери «Владимирская» была в 1395 г. перенесена из Владимира в Москву (Церковная память 28 августа). Перед ней молились все, восклицая: «О Всесвятая Владычица Богородица! избави нас и город наш Москву от нашествия поганого Темир Аксака-царя, и каждый («всяк») город христианский и страну нашу защити, и князей и людей от всякого зла оборони» (8:237). Архиепископ Ростовский Вассиан, укрепляя перед битвой великого князя Ивана III, уверяет, что весь Боголюбивый собор, все христиане будут непрестанно творить молитву, совершать во всех храмах св. службу о нем, о том, чтобы Господь даровал «победу над сопротивными врагами» (9:525). Повествуя о событиях в истории Троице-Сергиевой обители 1584–1618 гг., ее келарь (в 1608–1619) Авраамий Палицын свидетельствует, что осажденные с особым усердием молились в ответственные и опасные моменты (13:500). С подобным усердием молились перед битвой св. Александр Невский (2:55; 14:79), Дмитрий Донской (8:115,173,177; 13:393), Иван III (9:385), Иван IV (11:455,457) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Благословенно воинство Небесного Царя» (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 521. С. 129, 132-133; Маясова. 2002. С. 355), однако эта гипотеза маловероятна. Судя по описи 1672 г., в росписи Золотой палаты Кремлевского дворца, также исполненной в сер. XVI в., фигуры Черниговских святых отсутствовали, хотя ансамбль включал целый ряд образов рус. князей. Однако, согласно тому же источнику, М. В. и Феодор были представлены в стенописи др. парадного зала - Грановитой палаты; на основе их иконографической программы изображения датируются временем правления царя Феодора Иоанновича (1584-1598; существующая живопись (1882-1883) повторяет сюжеты древней). Фигуры «великомучеников и исповедников Христовых» М. В. и Феодора на откосах вост. окна сев. стены («что от патриарша двора, в углу») входили в состав пространной галереи образов рус. князей, как неканонизированных, так и прославленных Церковью (начиная с Рюрика и его «предков» Пруса и имп. Августа), и сюжетных сцен с участием нек-рых из них; в откосах соседних окон размещались фигуры св. князей Михаила Тверского, Феодора Ярославского с сыновьями, Довмонта и Всеволода Псковских, Петра и Константина Муромских ( Забелин. 1884. Ч. 1. Стб. 1268-1269). Выделение этих святых в особую группу позволяет считать, что декор Грановитой палаты, в значительной степени основанный на тексте «Сказания о князьях владимирских», не ограничивался генеалогической тематикой, но, подобно росписи Архангельского собора и его лоджии, выражал идею святости служения правосл. государей из дома Рюриковичей и, в частности, напоминал о мученической кончине некоторых князей, в т. ч. М. В. Данные об изображениях Черниговских чудотворцев в кремлевских росписях сер.- 2-й пол. XVI в., несмотря на свою неполноту, указывают на то, что к этому времени М. В. стали изображать преимущественно в княжеской шапке или в «пророческой» шапочке, а не в царском венце. Эту гипотезу подтверждают монументальные ансамбли годуновской эпохи, принадлежащие к столичной традиции,- росписи Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

В XVI в. в связи с формированием на Руси идеологии правосл. царства и актуализацией темы благочестия государя в галерее образов русских князей на столбах Благовещенского собора Московского Кремля с К. и Еленой сопоставлены парные изображения равноапостольных Владимира и Ольги (1547-1551). Тогда же фигура К. была включена в состав сложных композиций с образами святых, объединенных по чинам святости. Так, на иконе «О Тебе Радуется» из новгородской ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ) он представлен во главе группы русских святых в лике царей и князей. На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (сер. XVI в., ГТГ) К. с крестом в руках изображен с воинами в шествии к Горнему Иерусалиму. Ближайшей аналогией является фреска ц. Св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, который указывает на крест в небесном сегменте. Источником новой рус. иконографии «Поклонение Кресту» (Поклонение Кийскому кресту), куда были включены изображения К. и Елены, а также царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, стал Кийский крест , созданный как реликварий в 1656 г. «в меру» Креста Христова по заказу патриарха Никона для Крестного монастыря на Кий-острове. Одна из первых икон была написана, очевидно, ок. 1658 г. (сохр. следующая по времени икона из теремной ц. Воздвижения Креста в Кремле, 1677-1678, ГММК). Св. равноапостольные Константин и Елена. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Св. равноапостольные Константин и Елена. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Житие К. помещено в 3-м хронографическом томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 151), в котором на основе т. н. Летописца Еллинского и Римского излагается история римского царства. В рассказе о царствовании отца К. Констанция Хлора, озаглавленном «Царство 42. Констино. Отца Константинова», говорится об обстоятельствах рождения К., о его воспитании, затем о жизни К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

В Царствие Его получишь ты великую награду от Христа, ибо дети твои любимые служат не временному преходящему Царству, но Небесному Царству Царств и Царю Царей, Помазанник Которого – сам Православный Христианский Монарх благословенной России и всего христианского мира Государь Николай. Сегодня только Государь Николай – Император нашей Православной веры, Помазанник Божий – один он, и никто более, под солнцем. И если кто не молится денно и нощно о нем, о его Дворе, об армии его, напрасно тот думает о себе, что христианин. Возлюбленная сестра моя, ежедневно я совершаю Божественную литургию, и каждый раз изымаю частицу с молитвой ко Богу за Царя Александра III, омывая ее Святой Кровью Спасителя нашего Иисуса Христа, а потом молюсь о Дворе и воинстве ныне здравствующего Царя. Я должен написать тебе все это, чадо мое, не потому, что хочу, чтобы все об этом знали, а потому что ты и раз, и два, и три раза писала мне с просьбой помолиться Богу за возлюбленных детей твоих, умереть готовых за Православную веру и Христову любовь. По этой причине, не желая опечалить тебя, я написал даже больше, чем обычно это делаю. Молю Бога за всех вас, чтобы удостоились вы Царствия Небесного и радовались вечно прекраснейшему свету и красоте Святой и Животворящей Троицы пред ликом Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь. 12 декабря 1907 г. Смиренный иеромонах Савва, духовник Малого скита Прав. Анны, храм Святого Воскресения Христова. Обнимаю вас, чада мои духовные». Письмо это – драгоценный духовный текст. Если внимательно читать его, оно может открыть не одно окно в дивный духовный мир отца Саввы. Сколько, например, возвышенного смирения во фразе: «Я должен написать тебе все это, чадо мое, не потому, что хочу, чтобы все об этом знали, а потому что ты и раз, и два, и три раза писала мне...» И заключительная фраза: «...и радовались вечно прекраснейшему свету и красоте Святой и Животворящей Троицы пред ликом Иисуса Христа со всеми святыми» – точное и краткое изложение всей сокровищницы духовного Богословия. Пасха Небесная

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вполне понимая и чувствуя это, вы не поскучаете от того, что новый путь ваш по самому времени года явится для вас по местам стропотным и притрудным; но как истинные сыны Севера с полным благодушием встретите на пути том обычные вам невзгоды осенние и вьюги зимние, зная твердо, что это природные союзники наши против изнеженных чад Запада. Видно, так угодно было Господу времен и стихий, чтобы и в настоящей брани, как в незабвенный 1812 год, к нам, оставленным всеми, пришли, наконец, на помощь не люди, а самое время и стихии, - для довершения над врагами нашими того, что так благоуспешно начато и продолжается над ними огнем и мечом нашим... Между тем, да будет известно вам, что враг наш забыл уже прежнюю кичливость свою и не смеет более нападать на нас, а только употребляет все остальные силы свои на то, чтобы защитить себя от наших перунов, и для того бороздит и взгромождает пред собою против нас тот малый участок земли при море, на котором он, как жалкий пленник, грозно стережется со всех сторон нашим воинством. Но кто и что может защитить тех, над которыми, за их бесчестную измену Кресту Христову, видимо простерлась туча гнева небесного? Итак, с Богом, христолюбивые, на брань праведную и святую! С Богом, победоносные, против врагов злочестивых и коварных! С Богом, братия и друга, за веру, царя и Отечество! - В благословение на предлежащий вам подвиг и в залог помощи свыше, приимите от лица нашего храма Господня святую икону вождя и Архистратига Сил Небесных - Михаила. Под стопами его, как видите, лежит повержен силой Божией сам дух злобы поднебесной; да повергнутся той же силой пред победоносными знаменами вашими и злочестивые полчища врагов наших, которые, к сраму имени христианского, не усомнились выйти против нас под темным и отверженным знаменем Магомета. Аминь.         Речь Греческому батальону, сказанная в Одесском Преображенском соборе 14 января 1855 г.   Храбрые и христолюбивые еллины! Провождая из этого храма с молитвою и благословением дружины православных воинов наших на полуостров Таврический, мы всякий раз умилялись душой, видя, с какой готовностью и усердием несут они туда самую жизнь свою за веру, царя и Отечество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия. Некто из ветхозаветных Богомудрых мужей рек: воззрите на древния роды и видите, кто верова Господеви, и постыдеся! ( Сир. 2:10 ). Не усомнимся тоже изрещи и о Матери Господа нашего Иисуса Христа, Преблагословенней Богородице Приснодеве Марии. Воззрите на древние роды и видите, кто верова Ей и возлагал на Нее все упование свое, и постыдеся? Верова некогда Царице Небесной и возлагал на Нее все упование свое царствующий град Св. Равноапостольного Константина, и не посрамился. Скифский некий зверообразный воевода, зверообразно нападший на него, со всем тьмочисленным воинством своим, погряз, подобно Фараону, в море Черном. Святейшим памятником сего события имеем мы умилительнейшую песнь ко Пресвятей Богородице: взбранной Воеводе победительная, яко избавшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице. Многажды в бедах своих обращался ко Пречистей и Царствующий град России – Москва; многажды на Нее возлагал все упование свое, и постыделся ли? Нет; но постыждены и посрамлены враги наши – предводители воев Татарских и Ляхских, а в последние годы Гальских и иных многих. И настоящее торжество наше что иное есть, как не благодарственное воспоминание чудесного спасения Москвы от Ляхского нашествия заступлением Пресвятыя Богородицы, по предречению, а купно и ходатайству Преподобного Отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца. Веровал Матери Господней и наш Богоспасаемый град; в годину страшного для России искушения возуповал и все упование свое возложил на Преблагословенную и Нижний Новгород. И что же? Постыдился ли? Нет, а прославился, даровав Москве и всей России утеху и спасение. Свидетель сему великому, славному и дивному делу зде почивающий приснопоминаемый согражданин наш Козьма Минин. Ты, о верный рабе Божий и Царский, Косьмо, ты не глаголешь с нами ныне обычным нашим человеческим словом, обычными нашими, телесными сими устами. Но делом твоим, твоею благословенною доблестью ты ясно поведаешь нам, что никто же притекаяй к Богородице посрамлен бысть; и никто же призываяй Ее не услышан изыде. И может ли быть иначе? Она есть Благого Царя Благая Матерь: и так не восхищет ли сотворить нам все, что нам во благо и во спасение? Она есть Всемогущего Царя всеблагомощная Матерь: и так не возможет ли исполнить и совершить все, чего просим и молим от Нее для блага общественного и собственного? Вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Ей; и вси противнии дуси страхом обдержими трепещут имени Ея Святаго. Она есть премудрая Матерь Света, Матерь Источника и Подателя премудрости – Христа: и так будет ли иметь недостаток или недоразумение в верных средствах к помощи и спасению нашему?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010