О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. ] Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся. ) Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Диакон: Премудрость. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Премудрость! Молитва верных вторая Иерей: Владыко святый, преблагий, молим Тя, в милости богатаго, милостива быти нам, грешным, и достойны нас сотвори подъятия Единороднаго Твоего Сына и Бога нашего, Царя Славы. Се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящия, на тайней сей предложитися имут трапезе, от множества Воинства небеснаго невидимо дориносима. Ихже причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленным оком озаряеми, сынове света и дне будем. Священник: Владыка святой, преблагой! Молим Тебя, богатого милостью, быть милостивым к нам, грешным, и соделать нас достойными принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя Славы. Ибо вот, пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в нынешний час входящие, должны быть предложены на этой таинственной трапезе, множеством воинства небесного невидимо сопровождаемые. Даруй нам приобщиться к ним не в осуждение, чтобы, чрез них оком разума просвещаясь, мы стали сынами света и дня. Священник возглашает: По дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Священник возглашает: По дару Христа Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. И отверзаются святыя двери. Хор: Аминь. Великий вход Лик поет: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат,/се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

В Истории особенно часто упоминается крест Христов: крестное оружие упоминается в вышеприведенной цитате; крестом благословляет Ивана Грозного митрополит Макарий ( " и даетъ ему вместо видимаго opyжiя невидимое opyжie - крестъ Христовъ " ); Иван Грозный входит в Казань с крестом и молится перед ним со слезами; неоднократно говорится, что русские побеждают или крестом, или оружием креста, или крестным оружием (Казанская 1985:365,535,457 и др.). В этих выражениях опять повторяется мотив контаминации креста и меча, который вошел в православную литературу со времен царя Константина Великого, в житии которого впервые возникает эта контаминация, хотя в переносном смысле крест называли оружием еще в раннехристианские времена. Сразу же после Казанского похода в 50-е годы была написана уникальная икона " Благословенно воинство небесного Царя " , которую иногда называют неправильно " Церковь воинствую­щая " . Она находилась в Успенском соборе возле царского места - Мономахова трона. Необычны ее тема, ее композиция, ее размеры: ширина иконы почти в три раза превышает высоту (1,44?3,96 Мы отметим только две особенности. Первая связана с названием иконы. Оно представляет собой стихиру на стиховне пятого гласа на утрени понедельника: " Благословено воинство небеснаго Царя: аще бо и зeмhopoдhiu беша страстотерпцы, но аггельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ beлiю милость " (Октоих 1962:27 об.). Идея стихиры состоит в том, что мученики не думали о своем земном теле, и, пострадав, приняв смерть, они из воинства земного перешли в воинство небесного Царя, т.е. в ангельский чин. Как видим, дорогая для древнерусской книжности идея воинского подвига как мученичества берет свое начало в богослужении: вначале погибшие воины приравниваются к мученикам, а затем мученики к ангелам. Причем эта идея не раз проводится в воинских повестях и летописях, вслед за тем в новосоставленных службах святым, а также, как свидетельствует этот образ, - в иконописи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Молились и все ходившие с ним князья и воеводы, раздавая нищим много милостыни. Разослана была тогда и от самодержца большая милостыня по всей Русской земле: и по городам, и по селам, иереям и святителям, и по всем монастырям – черноризцам и отшельникам и всем нищим. О благословении митрополитом царя и великого князя и всего его воинства и о предсказании его о Казани. Глава 54 После же молитвы своей благоверный царь-самодержец благословляется отцом своим – преосвященным митрополитом Макарием и прочими епископами. Святейший же митрополит Макарий благословил самодержца животворящим крестом, и покропил его святою водой, и молитвою вооружил, и дал наказ победить. И говорит он ему на ухо пророчество: «О пресветлый царь и предобрый пастырь, отдавай душу свою за словесных овец своих, которых Бог поручил тебе пасти. Горячо заботишься ты о Боге своем и хочешь, не медля, пострадать за благочестие. И всемогущий Бог молитвами пречистой своей матери подаст тебе ныне помощь и окончательное одоление супостатов твоих: возвратишься ты на свой престол Российского царства с победою, здоров и радостен, со всем своим христолюбивым воинством. И будешь много лет жить на земле с царицею своею. А мы, смиренные, непрестанно должны Бога молить и пречистую Богородицу, и всех святых о твоем Богом хранимом царстве». И отпускает его, как ангел Божий Гедеона на царей мадиамских и как Самсон кроткого Давида на могучего исполина Голиафа, и дает ему вместо видимого оружия невидимое – крест Христов. Благословляет он крестом и вооружает также и брата его, благородного князя Владимира, и всех благоверных князей, и вельмож, и главных воевод. Епископы же и попы стояли в дверях церкви, и благословляли, и кропили святою водой все христолюбивое воинство. И получили благословение от святителей все воины от мала до велика. Царь же великий князь принимает святительское благословение, как от десницы небесного Вседержителя, а вместе с ним – храбрость и мужество Александра, царя Македонского. И, отпустив с миром всех святителей, поклонился он до земли на четыре стороны всему бесчисленному множеству великого московского народа и наказал прилежно молить о себе Бога в церквах и, особо, по своим домам и посильно придерживаться поста с женами своими и детьми. О выходе на Казань царя и великого князя, и о приходе к русским границам крымского царя, и о изгнании его. Глава 55

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какая великая честь и слава совершать свой подвиг пред такими свидетелями его, когда на вас устремлено столько и таких взоров! «Св. Церковь будет молиться за вас, благословлять вас и просить Господа Бога, да поможет вам оградить Христову веру и христианскую гражданственность среди народов, от которых мы сами унаследовали и веру Христову, и гражданственность христианскую. Сам Господь наш Иисус Христос , положивший душу Свою за други Своя, с любовью будет призирать на вашу готовность положить души ваши за други ваша, и благословит вас... Какие подвиги не будут для вас возможны под осенением таких благословений! «Явите же себя достойными своего высокого призвания и славного имени русского воина. Молитесь, любите Господа Бога, царя, отечество, ближних, честно подвизайтесь, и вы будет увенчаны славою!» Засим, взяв от протоиерея икону и обращаясь к его высочеству главнокомандующему, преосвященный произнес: «Благоверный государь, архистратиг воинства русского! В твоем лице благословляю предводимое тобою христолюбивое воинство святым образом Господа Вседержителя. Христос да пребудет неразлучно с вами, защитниками дела Христова, и да венчает ваши подвиги славными победами». Благословив иконою великого князя и взяв другую, преосвященный обратился к начальнику 14-й пехотной дивизии, свиты его величества генерал-майору М. И. Драгомирову, со следующими словами: «Христолюбивый вождь пребывавшего в пределах нашей области воинства! Благословляю тебя и всех твоих сподвижников святою Гербовецкою иконою Взбранной Воеводы–Царицы Небесной, покровительницы града и страны нашей; поручаю всех вас могущественному покровительству Ея и молю и буду молить Ее, да ведет Она вас от подвига к подвигу, от победы к победе. «Да возвратит вас Господь к нам целыми и невредимыми, увенчанными лаврами!» 10 Дмитрий Алексеевич. Произведенная мобилизация части вооруженных сил Империи, достаточной для целей ныне начавшейся войны, доказала на деле, что все необходимое для быстрой боевой готовности войск было заранее предвидено, правильно организовано и распределено соответственно действительным военным потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вторая молитва верных, читаемая тайно архиереем и сослужащими с ним во время второй ектении, еще умилительнее. Священнослужащие от лица всех верных исповедуют пред Господом Богом, к какому великому священнодействию они готовятся теперь, и с каким страхом и трепетом они должны совершать оное. «Владыко Святый, Преблагий, молим Тя в милости богатаго, милостива быти нам грешным, – так взывают архиерей и сослужащие с ним к Господу Богу, – и достойны нас сотвори подъятия Единороднаго Сына Твоего и Бога нашего – Царя славы. Се бо пречистое Тело Его и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, на тайней сей предложитеся хощут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносима. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленным оком озаряеми сынове света и дне будем». Архиерей и сослужащие с ним усильно молят Отца Небесного быть милостивым к нам, грешным; ясно исповедуют, что в настоящие минуты будет входить Единородный Сын Его и Бог наш – Царь славы, своим пречистым Телом и животворящей Кровью, – что эту величайшую святыню невидимо для нас окружают и боголепно охраняют воинства небесные. Возглас после второй ектении и молитвы произносится самим архиереем, и есть следующий: «по дару Христа Твоего, с ним же благословен еси со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков». То есть, мы молим Отца Небесного, чтобы Он был милостив к нам грешным, и сотворил нас достойными подъятия Единородного сына Его и Бога нашего, не ради наших добрых дел или заслуг каких, но единственно по дару Христа Его, – ради крестных страданий и смерти Единородного сына Его за нас грешных. Опять припоминаю здесь молитву, читаемую в это время на литургии Иоанна Златоустог о или Василия Великого . И там выражается смирение и притрепетное благоговение, но там есть и великое дерзновение, потому что там не самые Тело и Кровь Христова переносятся, не только хлеб и вино, уготованные для таинства; там, между прочим, молитва наша устремлена к Отцу Небесному и о том, чтобы Он дал нам слово во отверзение уст наших, во еже призывать в свое время благодать Святого Духа на хотящие еще предложитися Дары; а здесь переносятся св. Дары уже прежде предложенные и освященные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

По первоначальному предположению, 1411 государь император с государыней императрицей в лавре же и ночевали. На следующий день, 7 сентября, государь император, в видах еще большего ободрения и подъема духа войск действующей армии и усиления молитв о небесной помощи, взял от святых мощей преподобного Сергия чудотворную икону явления Божией Матери преподобному Сергию, находящуюся над южными вратами алтаря Троицкого Лаврского собора близ раки преподобного, в обыкновенно взимаемую на поприще военных действий в важных случаях. При этом митрополит Филарет опять говорил речь, с обращением её, в форме молитвы, к самому преподобному Сергию: «Преподобне отче Сергие! От юности возлюбив отечество небесное, Ты, однако, и земного отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовью. Посему еще в земном житии твоем благоверного князя Димитрия твоею молитвою и прозорливым советом к брани против неверных подкрепил, почему и победа над врагами последовала. И по переселении твоем в отечество небесное не престал ты на отечество земное простирать покровительствующие взоры. Когда оно в бедственные дни потрясенного престола, и даже в первые дни престола восстановленного, много страдало от врагов, знамения твоей против них невидимой помощи были так ясны, и так признаны, что благочестивый царь Михаил, за внезапное поражение одного из жесточайших врагов России, твоей обители, тебе особенно благодарение приносил, 1412 а преемник его, благочестивый царь Алексий, за полученную над врагом победу и послание благодарственное к тебе писал; и сей твой образ, как знамение спасения, и в полках его носим был. 1413 И по сему примеру он носим был также и в полках императора Петра I и в ополчении Александра I во дни нашествия на Россию двадцати народов. Се и ныне благочестивейший самодержец наш Александр Николаевич, наследовав с престолом и веру своих предков, желает сей твой образ верному своему воинству явить, как знамение Божия, по твоим молитвам, благословения и покровительства. Благослови, преподобне отче, сие дело веры. И моими недостойными руками только видимо, невидимо же твоими святыми руками, преподаждь благочестивейшему самодержцу сей образ твой, и с ним посети и посещай христолюбивое воинство его. И не престани взывая ко Господу сил, да простив нам грехи, которыми привлекаем на себя скорби, благословит благочестивейшего царя нашего и воинство его благословением благостынным и да дарует ему победу миротворную и победоносный мир». 1414

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

13 12-й степени), а также рассказы о его жене св. кнг. Евдокии (Евфросинии) (главы 14-20 12-й степени). Вероятно, в тексте «К. с.» приводились рассказы, которые к сер. XVI в. были собраны в основанных Даниилом и Евдокией московских Даниловом и Вознесенском монастырях, а также в Архангельском соборе, где был похоронен Димитрий Донской. «К. с.» является первым из памятников древнерусской книжности, фиксирующим начало прославления вел. кн. Владимирского св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича. Не ограничиваясь прославлением отдельных представителей княжеского рода, составитель через весь текст «К. с.» проводит идею святости всего «семени» равноап. кн. Владимира. Фиксируя добродетели рус. князей, потомков крестителя Руси, книжник отмечает, что все они «святы суть»; святость же еще не причтенных к лику святых князей будет признана «аще не здесь, то в будущий век». «К. с.» отмечает, что род потомков кн. Владимира большим числом святых выделяется среди проч. династий всей мировой истории. При этом, как подчеркивается в «К. с.», святость рус. князей имела различные проявления: это и иноки, и мученики за веру, и храбрые воители, боровшиеся с внешним врагом. Характерное для сер. XVI в. стремление к прославлению рус. государей путем их уподобления святым проявилось не только в «К. с.» и др. памятниках письменности, но и в современных «К. с.» произведениях церковного искусства, изображающих как отдельных потомков Владимира, так и весь род русских государей,- в росписях Архангельского собора, на иконописном портрете Василия III Иоанновича, на иконе «Благословенное воинство Царя Небесного» ( Сизов Е. С. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 264-276; Морозов В. В. Икона «Благословенное воинство» как памятник публицистики XVI в.//Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. М., 1984. С. 17-31; Самойлова Т. Е. Новооткрытый «портрет» Василия III и идея святости государя и государева рода//Искусствознание.

http://pravenc.ru/text/степенны.html

Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многие лета. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей. Митрополит Анастасий Утренняя заря. 1938. 1011. С. 8485. 2. Выписка из определений Архиерейского Синода РП ЦЗ об отношении к памяти Императора Николая II и его канонизации 14 марта 1939 г. 7 . [Слушали:] «Устный доклад Председателя Архиерейского Синода о том, что за последнее время в газете «Царский Вестник» не только печатается много статей с призывом к канонизации убиенного Царя Мученика Николая II, но и помещаются статьи, в которых чувствуется укоризна Зарубежной Высшей Церковной власти за то, что она такой канонизации не совершает, а также сам Царь-Мученик трактуется как бы уже прославленный святой». [Постановили:] «Высоко чтя подвиг Царя-Мученика Николая II и уповая, что со временем Господь прославит его, Архиерейский Синод в настоящее время в согласии с мнением бывшего в августе минувшего года Собора не находит своевременным поднимать этот вопрос, и особенно поднимать его в печати с явным намерением оказать давление на общественное мнение русской эмиграции. Газетная полемика, могущая возникнуть вокруг этого вопроса, столь ответственного, может вызвать соблазн у некоторых верующих, из которых одни могут возбуждаться против иерархии, а другие впадать в осуждение Царя-Мученика, оспаривая признание его святости. Принимая во внимание все вышеизложенное и имея в виду, что в истории еще не было случая, чтобы прославление кого-либо из угодников Божиих проходило при помощи газетной кампании и в атмосфере спора мирян с священноначалием, но всегда совершалось по особому указанию Божией воли, обычно в виде чудес, совершаемых по молитвам святого или других нарочитых знамений, указанных свыше, а также в духе единомыслия всех верующих, Архиерейский Синод определяет: Просить Председателя Архиерейского Синода оказать архипастырское воздействие на редактора Царского Вестника, дабы он, достойно восхваляя память Царя-Мученика, не омрачал ее предвосхищением Божиего определения, памятуя, что святых прославляют не люди, а Бог , и чтобы он в соответствии с этим изменил дух своих выступлений по этому вопросу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот воин истинно непобедим, которому венец мученичества за веру, царя и Отечество, так же любезен, как и венец победы Тот лучший слуга царев, и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества небесного. Воины Христиане! Се царь предводит вас не к подвигам бранным, но к самому источнику побед и мира, представляя вас, и сам предстоя с вами Господу сил, в молитве и благодарении. Какая для вас награда! Какое утешение для Церкви! Какая душа не возвысится в след за сим высоким призванием? Горе сердца! Да исправится молитва, яко кадило! Да пройдет небеса! Да приимут ее Архистратиги небесных сил, и принесут к престолу Царя царствующих! Господи, спаси царя! Господи сил с нами буди! Господи, на людех Твоих благословение Твое. Аминь». 789 Мы помним также «слово по освящении храма св. Архистратига Михаила, при открытии 2-го Московского кадетского корпуса» 6 декабря 1849 года, выдержку из коего мы делали при обозрении случаев отношения Филарета, к Венгерской компании. В настоящий раз мы приведем из него лишь заключительное обращение к Архистратигу Михаилу. «Святый Михаиле, которого покровительству вручен храм сей, – молится святитель-проповедник. – Вождь небесных воинств, не отрицающийся споспешествовать и земным и как очевидно руководствовал Ты вождя Иисуса Навина, и научил разрушить крепкий Иерихон не оружием, но верою; ибо верою стены Иерихонские падоша!, приими в твое покровительство и сию обитель уготовляемых на защиту Отечества простирай благодатное крыло над умами и сердцами детей и их руководителей, охраняй сей новый вертоград, яко рай Божии, да обильно сеются и растут в нем семена истины, добра и чести, а врага, покушающегося сеять плевелы, да не допустит вера, победоносная над видимым и невидимым. Предстоя близко престолу Царя царствующих, предстательствуй подобно как некогда о древнем народе Божием, предстательствуй о благоденствии и долгоденствии благочестивейшего самодержца нашего, и благоверного наследника его, и о всем царском доме его, и о верном его народе, да пребывает истинная, святая вера всегда сердечно и действенно нашею, а с нею всегда будет нашею и победа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В копт. искусстве вариантов изображений М. известно немало, в т. ч. восходящих к визант. традиции: фигура в рост в росписи на колонне в ц. Эль-Муаллака в Ст. Каире ( Горматюк А. А. Церковь аль-Муаллака в Ст. Каире: Исслед. и реставрация одного памятника. М., 2013), иногда с мечом в правой руке, в т. ч. у престола Пресв. Девы вместе с арх. Гавриилом, либо верхом на коне с копьем, поражающим змея (как на миниатюре из лицевой рукописи проповедей на праздники М.) ( Французов С. А. Две иллюминированные эфиопские рукописи из колл. М. П. Звягина//Петербургская африканистика: Памяти А. А. Жукова: Сб. науч. ст. СПб., 2008. С. 192-198, 201-203). Между образами конного архангела в искусстве Балкан и М.-всадником в русском искусстве XVI-XVII вв. есть т. н. переходные звенья, напр. инициал из Буслаевской Псалтири (Псалтирь с восследованием из Троице-Сергиевого мон-ря, см.: Буслаев. 1881. С. 18; ныне РГБ. Ф. 304/1. 308(481). Л. 211, 2-я пол. XV в.). Изображение ангела на крылатом коне заменяет заглавную букву «А» в слове «Ангел» в начале 1-го икоса Акафиста Божией Матери («Ангел предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице Радуйся…»), что само по себе дает возможность сопоставить это изображение с композициями «Благовещение Пресв. Богородицы», «Воплощение» и «Рождество Христово». Иконография конного М. на Руси развивалась иначе, чем в искусстве стран правосл. Востока. Огромных размеров икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (сер. XVI в.; ГТГ) содержит в т. ч. изображение летящего на крылатом коне М., за к-рым следуют св. правители: прав. Иисус Навин, держащий в руках красное знамя с крестом, равноапостольные имп. Константин Великий и кн. Владимир Киевский. За ними следуют св. воины - великомученики и мученики: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Феодор Тирон и др., а также св. князья. Изображены не только те святые, которые при жизни прославились воинским подвигом. Святые подвижники (в первую очередь мученики за веру) причисляются к воинству Царя Небесного. Эта икона представляет М. как архистратига, предводителя небесного воинства, напоминает о его покровительстве избранному народу.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010