Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (Дегтяренко Николай Федорович; 19.12.1884 (по др. данным, 4.12.1878), г. Глухов Черниговской губ. (ныне Сумской обл., Украина) - 21.08.1937, г. Барабинск Западно-Сибирского края (ныне Новосибирской обл.)), еп. Красноярский и Енисейский. В 1898 г. окончил церковноприходское уч-ще. В том же году поступил послушником в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где впосл. был пострижен в монашество с именем Никон. В 1906 г. окончил учительскую семинарию в с. Благовещенский Завод (ныне г. Благовещенск) Уфимского у. и губ. и в 1908 г.- миссионерские курсы при КазДА. В том же году Н. перешел в Таврическую епархию и был рукоположен во иерея при архиерейском доме в Симферополе. 24 нояб. 1911 г. назначен 3-м священником миссионерской Скорбященской ц. в с. Обдорск Берёзовского у. Тобольской губ. (ныне г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного окр.) и 3-м миссионером Обдорской духовной миссии (Тобольские ЕВ. 1911. 24. Ч. офиц. С. 287). В 1915 г. перешел в томский во имя преподобного Алексия, человека Божия, мужской монастырь Томской епархии. В 1916 г. направлен в ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1917 г. назначен настоятелем Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря Тверской епархии. 23 дек. 1921 г. был арестован в Москве по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, освобожден 31 дек. того же года. В 1922-1924 гг. являлся настоятелем Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Московской епархии. 6 дек. 1924 г. хиротонисан во епископа Могилёвского, также был назначен временно управляющим Гомельской епархией (до марта 1925). Был арестован вскоре после приезда в Могилёв, по адм. предписанию выслан в Киев. В марте 1925 г. переведен властями под наблюдение ОГПУ в Москву, продолжал управлять Могилёвской епархией. Патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) был урегулирован вопрос о юрисдикции некоторых приходов между Н.

http://pravenc.ru/text/2577549.html

Пребывая на покое, вел подвижническую жизнь. Составил выборку из творений свт. Ростовского Димитрия (Туптало) «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице» - молитвословие, включенное А. в ежедневное келейное правило. В Задонском мон-ре чтится память А. как угодника Божия. До закрытия обители тело А. покоилось в усыпальнице под Вознесенской трапезной ц. и пребывало, по преданию задонских иноков, нетленным. К 2001 г. место его захоронения неизвестно, часть останков и облачения находятся в братском склепе подвижников Задонских во Владимирском соборе Задонского мон-ря. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 205; РГИА. Ф. 796. Оп. 96, 50, 200, 250, 691; Оп. 98, 598, 1144. Соч.: Слова и речи. М., 1825. 2 ч. Лит.: Поликарпов Н. Замечательнейшее десятилетие в истории епархии Воронежской по части благотворения (1812-1822 гг.)//Воронежские ЕВ. 1867. 15; он же. По вопросу об участии Воронежской епархии в событиях Отечественной войны//Воронежская старина. 1912. Вып. 11. С. 269; 1913. Вып. 12. С. 501-519; Жизнеописание еп. Антония Соколова//Воронежские ЕВ. Приб. 1879. 15; Никольский П. История Воронежской ДС. Воронеж, 1898. С. 167; Правдин А. Об отношениях донских казаков к власти воронежских епископов в период церковной зависимости от воронежской епископской кафедры//Воронежская старина. 1904. Вып. 4. С. 279; он же. Воронежская епархия в первое десятилетие 19 в.//Воронежская старина. 1905. Вып. 5. С. 217-278; Кременецкий А. Благовещенский собор Воронежского первоклассного Митрофанова мон-ря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; Олейников Т. М. Страничка из жизни Воронежской ДС в 1812-1813 гг.//Воронежские ЕВ. 1913. 42; Поселянин Е. Русские праведники последних веков. Пг., 1917; Еп. Антоний I (Соколов)//Воронеж/Липецк православный. 1998. 4. С. 6. А. Н. Акиньшин, М. А. Антипов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/116020.html

Вернувшись в Казань, стал преподавать на миссионерском отделении академии, где предложил принципиально новую систему просвещения мусульман и, соответственно, подготовки миссионеров. Одной из главных идей Ильминского была необходимость проповеди на языках инородцев. Для этого требовалась образовательная литература на их родных языках. Николай Иванович перевел на татарский язык букварь с краткой Священной историей, сокращенным катехизисом, нравоучениями и молитвами, а также перевел и издал книги Ветхого Завета. В 1864 году Ильминский открыл первую школу для татарских детей, главными предметами в которой были Закон Божий, молитвы, Священная история и катехизис; в этой школе некоторое время обучал детей церковному пению отец Макарий. В 1871 году школа имела уже 30 школ-филиалов. Учреждение в Казани инородческой семинарии было завершением системы инородческого образования, созданной Ильминским. Цель учительской семинарии состояла в прочном соединении инородческих племен с русским народом путем образования. В 1872 году Николай Иванович был назначен ее директором. В 1891 году, будучи в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, Ильминский сильно простудился и, вернувшись в Казань, на второй день по Рождестве Христовом умер. Священномученик Димитрий (Добросердов; 1864–1937) родился в Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде. 6 мая 1889 года был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии и был назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковно-приходской школы. Вскоре у него умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем четвертой московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

— В этом виновным себя не признаю. — Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в июле сего года вы проводили среди населения антисоветскую агитацию против займа, всячески высмеивая это мероприятие, и одновременно высказывались за свержение советской власти? — В этом виновным себя не признаю. — Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в феврале сего года вы высказывались за политику врагов народа, восхваляли их, одновременно с этим обвиняли товарища Сталина? — В этом виновным себя не признаю. — Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в период уборочной кампании зерновых культур среди верующих единоличников и колхозников вели агитацию за невыход на работу в воскресные дни и другие религиозные праздники? — В этом виновным себя не признаю. Отцу Евгению было тогда всего тридцать восемь лет, оставались сиротами дети, но он более всего полагался на Бога, словно преподавая своей жизнью пример другим. Через несколько дней после последнего допроса, 9 ноября, Тройка НКВД постановила расстрелять священника. Священник Евгений Ивашко был расстрелян 11 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский (память 7 сентября по старому стилю) С вященномученик Евгений, митрополит Нижегородский (бывш. Приамурский и Благовещенский) (в миру Семён Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона. В 1898 году Семён закончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания Духовной Академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской Духовной семинарии. С 1904 года он — инспектор этой семинарии, а с 1906 года — ректор Иркутской Духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ. В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония (Кристалевского).

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Городище Брянского уезда Орловской губернии был построен в 1824 году вместо сгоревшего деревянного храма. Так как вместе с этим храмом сгорел почти весь церковный архив, то никаких сведений о сгоревшем храме не сохранилось. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны, на этом месте был устроен каменный столб. В 1896 - 1900 годах, благодаря энергичной деятельности строительного комитета, особенно священника Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, на средства прихожан храм был почти весь заново перестроен из красного кирпича, к нему пристроили приделы: правый - во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1899 году), левый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1898 году). В главном алтаре сначала был поставлен иконостас из сгоревшего деревянного храма. В 1850 году этот иконостас заменили на новый. В 1900 году иконостас был вновь устроен и освящен. Прихожанами особенно чтилась икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . По преданию, эта икона явилась на берегу Десны на месте, которое называлось " Благовещенским рогом " . В конце 1920-х годов храм еще действовал. В начале 1930-х с него снимали колокола и, вероятно, вскоре закрыли. К 1937 году в здании храма была школа, до тех пор, пока в сентябре 1940 года не открыли новую школу. Росписи храма закрашивали, но они снова проявлялись. Затем здание храма использовали под парикмахерскую, склад для типографской бумаги и типографию, гараж. В апреле 1971 года храм разрушили и разобрали на стройматериалы. В настоящее время на его месте пустырь между домами 150 и 152 по ул. Бежицкой города Брянска . Святой источник В приходе Благовещенского храма в одной версте от села Городище была часовня, построенная над источником, сюда из Городищенского храма в день Преполовения Пятидесятницы ежегодно совершался крестный ход .

http://drevo-info.ru/articles/18417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИАКОВ Васильевич Шестаков (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440-1505), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого

http://pravenc.ru/rubrics/123030_7.html

Наиболее важной работой Е. следует считать перевод записок китайца Цай Тинланя о Вьетнаме, куда в 1855 г. отнесло бурей корабль, когда он плыл через Тайваньский пролив из г. Фучжоу (пров. Фуцзянь). Высокую оценку этому труду дал китаевед В. П. Васильев, которому он был передан на отзыв. В этом отзыве, в частности, говорилось, что в переведенных Е. записках китайца, занесенного бурей в Аннам, содержится описание дороги через все это гос-во до границ Китая сухим путем и оттуда через Китай до пров. Фуцзянь. Кроме того, в конце Описания странствования китаец делает краткое обозрение истории этой страны, нравов жителей и состояния промышленности. После возвращения из Пекина на родину Е. как опытного переводчика направили в Амурскую обл. для миссионерской деятельности под рук. архиеп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова) . Впосл. свт. Иннокентий высоко оценил Е. как синолога (письмо из Благовещенска от 2 мая 1864 г. на имя А. Н. Муравьёва). Е. «после долго продолжавшегося несчастного недуга [белой горячки]... скончался». Точное место кончины и захоронения Е. неизвестно. Ценный труд Е. «Записки китайца об Аннаме», вышедший в свет в 1872 г., после смерти переводчика, был впосл. опубликован во франц. переводе в 1878 г. в Париже. Соч.: Доклад Комитета, составленный из членов Верховного Совета под председательством князя Гуна, гун-цин-вана (князя 1-й степени), брата императора (об ассигнациях)//Труды членов Пекинской духовной миссии. СПб., 1857. Т. 3. С. 460-473; Записки китайца об Аннаме//Восточный сб. СПб., 1877. С. 67-145; Recueil d " itinéraires et de voyage dans l " Asie Central et l " extrême Orient. P., 1878. Лит.: Письма свт. Иннокентия, митр. СПб., 1898. Вып. 2. С. 450; Хохлов А. Н. Свт. Иннокентий и его связи с российскими востоковедами//Свт. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его науч. наследие: Мат-лы науч. конф. М., 2000. С. 33-42. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/187169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский, экзарх Украины. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский, экзарх Украины. Фотография. 30-е гг. ХХ в. (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871, с. Ст. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 10.11.1937, Киев), сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края), митр. Киевский и экзарх Украины. Из семьи сельского священника. В 1891 г. окончил Харьковскую ДС по 2-му разряду. 23 окт. того же года Харьковским и Ахтырским архиеп. Амвросием (Ключарёвым) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в г. Чугуев Змиёвского у. Харьковской губ. Помимо пастырской службы преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе, был постоянным членом Змиёвского уездного отд-ния епархиального училищного совета (февр.-нояб. 1897). 22 нояб. 1897 г. по прошению переведен в Харьков на 2-е священническое место к храму в честь Рождества Христова. Был законоучителем в 11-м городском приходском училище (1898-1909), в 1-м частном реальном училище (1908-1912), в частной мужской гимназии «Группы преподавателей III Харьковской гимназии» (1908-1919); являлся постоянным членом Харьковского уездного отделения епархиального училищного совета (1899-1919) и делопроизводителем того же отделения (1900-1912); членом-делопроизводителем временного строительного комитета по постройке в Харькове епархиального дома для б-ки и музея (1910-1912). В 1919 г., во время гражданской войны, служил при домовой церкви Харьковского коммерческого училища. 15 сент. 1921 г. назначен священником кафедрального Благовещенского собора в Харькове, а 23 дек.- настоятелем харьковского Христорождественского храма (видимо, в это время был возведен в сан протоиерея). Активно выступал против обновленческого раскола. 17 марта 1923 г. был арестован. Проходил по одному делу с большой группой харьковских священнослужителей во главе с викарием Харьковской епархии Старобельским еп. Павлом (Кратировым) . Решением Комиссии НКВД по адм. высылкам от 15 мая 1923 г. был освобожден из-под стражи: следствие над ним было прекращено «за недостаточностью материалов об антисоветской деятельности».

http://pravenc.ru/text/1841998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Прозоровский Дмитрий Дмитриевич; 9.08.1870, слобода Сок-Кармала Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Северное Оренбургской обл.- 23-25.10.1937, Томск), архиеп. Ростовский-на-Дону. Из многодетной семьи священника. Детство прошло в бедности, рано лишился отца. Окончил Симбирское ДУ (1880) и Самарскую ДС (1891). Был определен на должность псаломщика при храме с. Кротовка Самарского у. с исполнением должности учителя церковноприходской школы. В 1892 г., после женитьбы рукоположен во иерея к той же церкви. Вскоре овдовел и в 1894 г. поступил в СПбДА. В период обучения в академии принял монашеский постриг с именем Дионисий. В 1898 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия. Определен в Рижскую ДС преподавателем Свящ. Писания. В 1900 г. по подозрению в сочувствии свободомыслию среди учеников переведен инспектором в Благовещенскую ДС. 26 нояб. 1901 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской ДС. Входил в «миссионерский кружок» Приамурского и Благовещенского еп. Никодима (Бокова) , участвовал вместе с ним в диспутах с представителями сектантов; редактор «Благовещенских ЕВ» (1904). В 1905 г. в связи с напряженными отношениями губернатора и еп. Никодима Д. как сторонник архиерея был удален из Благовещенска и определен на службу при Святейшем Синоде с проживанием в Александро-Невской лавре. Служил под началом С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) , к-рый возглавлял движение по возрождению в Церкви соборности и восстановлению Патриаршества. Принял активное участие в протесте духовенства против нападок со стороны крайне правых политических сил на митр. Антония. Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) В кон. 1906 г. назначен на должность настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи муж. мон-ря . В янв. 1907 г. по поручению Астраханского и Енотаевского архиеп.

http://pravenc.ru/text/178402.html

В якутском поселке построили часовню в честь служившего здесь епископа, расстрелянного большевиками 30 июня, 2015. Новостная служба Настоятелем часовни назначен наместник Спасского мужского монастыря в Якутске игумен Никон (Бачманов). 30 июня. ПРАВМИР. В поселке Маган освящена часовня во имя священномученика Евгения (Зернова) (+1937). Чин освящения часовни 28 июня 2015 года совершил епископ Якутский и Ленский Роман, — сообщает Православная Якутия Епископ Роман перед ал в поселковую библиотеку православные издания, включая периодические издания Русской Православной Церкви, книги об истории Православия в Якутии и Священное Писание. Настоятелем часовни назначен наместник Спасского мужского монастыря в Якутске игумен Никон (Бачманов). Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский (бывший Приамурский и Благовещенский) (в миру Семён Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье священника. Закончил Московскую Духовную семинарию (1898) и Московскую Духовную Академию (1902). В 1900 году приниял постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. С этого года преподавал сектоведение в Черниговской Духовной семинарии. С 1904 года — инспектор семинарии, а с 1906 года — ректор Иркутской Духовной семинарии в сане архимандрита. Имея дар проповедника, Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. В 1913 году состоялась хиротония архимандрита Евгения в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1914 году Владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. В 1923 году Владыка был арестован и заключён в тюрьму города Благовещенска, а затем вывезен в Москву. После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит Святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

http://pravmir.ru/v-yakutskom-poselke-po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010