Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Т. 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Т. 16. Фрагмент//Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков)… С. 62 . Чуков Н. К., прот. Слово на Рождество Христово 24 декабря 1920 г. (6 января 1922 г.) Фрагмент//Там же. С. 61. Порфирий Петрович Мироносницкий (1967–1932 гг.), преподаватель, церковный композитор, литургист, кандидат богословия Казанской духовной академии (1891 г.), в 1894 г. магистр богословия, сверхштатный сотрудник канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1897 г. сверхштатный сорудник, с 1913 г. постоянный член Училищного совета при Святейшем Синоде; преподаватель Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы (попечительницей которой была избрана Е. А. Победоносцева – супруга обер-прокурора Святейшего Синода. Сам К. П. Победоносцев принимал активное участие в жизни школы и завещал себя похоронить у алтаря школьного храма, что и было сделано); с 2 января 1920 г. преподаватель церковного пения, с 27 июля того же года профессор гимнологии и церковнославянского языка Богословского института; преподавал также на богословских курсах Центрального района (бывшего 2-го благочиния), и с 1925 г. – на Высших Богословских курсах. Арестован в феврале 1932 г., 1 марта скончался в тюрьме после допроса; похоронен на Новодевичьем кладбище, недалеко от Свято-Владимирской школы. Александр Николаевич Чуков (1902–1942 гг.), сын протоиерея Н. К. Чукова, чтец университетской церкви, оперный певец, скончался от голода в Ленинграде в блокаду. Далее неразборчиво. Венедикт (Плотников; 1872–1937 гг.), 15 августа 1894 г. рукоположен во иерея, в 1895–1898 гг. служил в Воскресенском соборе в Вытегре; кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии (с 1902 г.); священник храма святых Ксенофонта и Марии при убежище слепых в Санкт-Петербурге; в 1907 г. переведен настоятелем в церковь апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского Павловского женского института; в 1915 г. возведен в сан протоиерея. С января 1919 г. настоятель Никольского Морского собора и Благовещенской церкви в Кронштадте. В июле того же года назначен ключарем Исаакиевского кафедрального собора в Петрограде. Овдовев, принял монашеский постриг. 28 августа 1920 г. в Исаакиевском соборе хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии (подробнее о нем см.: Багдасарова Ж. Р., Шкаровский М. В. Венедикт (Плотников), архиеп. Казанский и Свияжский//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 580–582).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Ряховский Сергей Васильевич (род. 1956) – председатель РОСХВЕ (с 1998), ранее – исполнительный секретарь Правления Российской Объединенной Церкви Христиан Веры Евангельской (до 1998); член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1943). Член Св. Синода (1911–1917), митрополит (с 1917), заместитель местоблюстителя Патриаршего престола(с дек. 1925), местоблюститель Патриаршего престола (с 1937). Сестренцевич (Богуш-Сестренцевич Станислав-Иоанн; 1731–1827) – католический епископ (с 1773), архиепископ (с 1782) Могилёвский, митрополит всех римско-католических церквей в России, при Александре I – председатель Римско-католической духовной коллегии. Сильвестр (в монашестве Спиридон; конец XV–60/70-е гг. XVI в.) – протопоп Благовещенского собора в московском Кремле, политический деятель; имел влияние на царя Ивана IV; один из авторов и редактор «Домостроя». Симон – митрополит всея Руси (1496–1511); на соборе 1503 г. выступил на стороне «иосифлян» в вопросе о церковном землевладении. Скобелев Матвей Иванович (1885–1938) – депутат 4-й Государственной Думы от Закавказья, член объединенной Социал-демократической фракции; купец 2-й гильдии, сектант-молоканин; министр труда во Временном правительстве (май – август 1917); член ВКП(б) с 1922г.; арестован, приговорен к расстрелу (29.7.1938), реабилитирован (1957). Сталин (Джугашвили Иосиф Виссарионович; 1879–1953) – член ВКП(б) с 1898 г., участник революции 1905–1907 гг.; нарком по делам национальностей (с 1917), член ЦК партии (с 1917), Политбюро ЦК (с 1919), Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1922); Председатель СНК (СМ) СССР (с 1941). Стефан (Яворский Симеон; 1658–1722) – митрополит Рязанский и Муромский (с 1700); церковное служение начал на Украине, Петром I в 1721 г. назначен президентом Духовной коллегии (Святейшего Синода), однако церковным реформам царя не сочувствовал. Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – Председатель Совета министров и министр внутренних дел (с 1906); автор ряда законопроектов, направленных на расширение религиозных свобод в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ Владимирович Шершнев (1869, д. Бражкино Зарайского у. Рязанской губ. – 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в крестьянской семье. С 1882 г. работал в С.-Петербурге половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием. В 1890-1898 гг. служил учителем в Киевской губ.; с 1898 по 1921 г. учительствовал в трёх школах Зарайского у. В нач. 1920-х гг. А. тяжело заболел, жил на иждивении сына, в это время был прихожанином Рождественской ц. с. Пронюхлова Зарайского у., где исполнял обязанности псаломщика, а в середине 1920-х гг. был рукоположен во диакона. После закрытия храма в 1928 или 1929 г. крестьянствовал. 6 февр. 1930 г. А. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации». 15 апр. того же года оправдан и освобождён. 10 авг. 1931 г. рукоположен во священника к Благовещенской ц. с. Степановского Бронницкого р-на Московской обл. В 1932 г. А. был переведён в Троицкую ц. г. Озёры Коломенского р-на Московской обл., в 1933 г. – во Введенскую ц. с. Чанки того же р-на; с 1935 г. служил в Троицкой ц. с. Троицкие Озёрки близ Коломны. 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении контрреволюционной клеветы на ВКП(б) и советскую власть»; виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 1 дек. 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 1 окт. 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49342. Д. 19509. Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. Т. 3. С. 217-219. Рубрики:

http://pravenc.ru/text/379412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИССА прмц. Египетская, игумения (пам. 8 янв.) - см. в ст. Иулиан , сщмч., и др. мученики Египетские Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/149797.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Анне» найдены статьи: АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.) АННА мц. Адрианопольская (пам. 22 или 23 окт.) - см. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия АННА дочь Фануила, пророчица из колена Асира, св. (пам. 3 фев., 28 августа) АННА св. пророчица, мать прор. Самуила (пам. 9 дек.) АННА иудейский первосвященник, (6-15 по Р.Х.) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АННА († нач. X в.), прп. Левкатская (пам. греч. 23 июля) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Анне.html

15). В 1898 году, когда прошли 3,5 года, учение еноховцев изменилось относительно времени царствования антихриста и проповеди пророков Илии и Еноха. Время это они стали обозначать семилетием, так как будто положено на Илью и Еноха отдельно по 3,5 года, а всего – семь лет. В это же время в умах ересеучителей-еноховцев стала зарождаться мысль о том, что Бог может вселяться в обыкновенных людей, а души праведников – переселяться в живых угодников Божиих. Эта мысль первее всего проглядывала в письмах от сосланных в польский край. Бакланов, напр., пишет: «Батюшка Андрей – Спаситель – явлением своим скоро убъет антихриста и в три дня соберет своих деток, т.е. еноховцев и явится в «Россею». Из Польши же были письма, в которых три светильника – Илия, Енох и Иоанн Богослов, т. е. о. Иоанн Кронштадтский , Николай Благовещенский и Андрей Черкасов – переименованы, а именно: Николай Благовещенский – в Бога Отца, Андрей Черкасов – в Бога Сына – Иисуса Христа Спасителя, а о. Иоанн Кронштадтский – в Духа Святого, а потому с того времени особенно стало заметным, что еноховцы молятся на портреты Иоанна Кронштадтского , Николая Благовещенского и Андрея Черкасова, который изображен Иерусалимским патриархом, ставя их или рядом с иконами, или отдельно на столе (на престоле, как выражают еноховцы). Там же в ссылке некоторые начали называться различными именами: кто евангелист Лука, кто Архангел Гавриил, а кто и богородица. Такое лжеучение еноховцы основывали на словах Иоанна Богослова; «Кто исповедует, что Иисус есть сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( Ин.4:15 ), а также: «Матерь моя и братья мои – суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). В 1902 году учение еноховцев о времени царствования антихриста и проповеди Илии и Еноха, а также о пришествии Христовом с судом снова подвергалось изменению. Время пришествия Христова неизвестно: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». ( Мф.23:36 ). А если и сказано, что антихрист будет царствовать З,5 года, и пророки будут проповедовать 3,5 года, то это нужно понимать неопределенно, потому что «у Бога тысяча лет как один день, и один день, как тысяча лет» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Срв. о Татищеве книгу Н. А. Попова, В. Н. Татищев и его время (1861) и статьи: Ученые и литературные труды В. Н. Татищева, ЖМНПр. 1886, июнь;    В. Н. Татищев. Разговор о пользе науки и училищ. с пред. и указателями, «Чтения» 1887, 1;     А. Островский, Духовная В. Н. Татищева. Каз. 1885. 4. Духовное образование по форме — двоеверие по сути.   Основоположный труд: П. В. Знаменский, Духовные школы в России до реформы 1808 года, Каз. 1881;    срв. С. Т. Голубев, Киевская академия в конце XVII и нач. XVIII ст., К. 1901;     Д. Вишневский, К. академия в п. п. XVIII ст., К. 1903;     Н. И. Петров, Значение К. Академии в развитии дух. школы в России с учреждения Священного Синода, Труды, 1904, 4 и 5;    К. академия в гетманство К. Г. Разумовского, Труды, 1905, Май; К. Д. Академия в царствование имп. Екатерины II, Труды 1906, 7, 8—9, 11;     В. Серебренников, К. академия с половины XVIII в. до преобразовали ее в 1819 г., 1897;     С. К. Смирнов, История Моск. Сл. Гр. Лат. Академии, Μ. 1855;    История Троицкой Лаврской семинарии, 1867 (из «Прибавлений») .    Срв. книги по истории отдельных семинарий: Владимирской — Κ. Ф. Надеждина (1875) и Н. В. Малицкого (1—2, 1900), Суздальской — того же Малицкого (1900), Рязанской — Агнцева, (1889), Смоленской — И. Сперанского (1892), Воронежской — П. Никольскаго, (1898), Тверской — В. Колосова (1889), Казанской — А. Благовещенского (1881) и Харламновича (1903); срв. Благовещенского, История старой Каз. академии, 1875; свящ. Н. Стеллецкий, Харьк. Коллегиум, X. 1895; Амф. Ст. Лебедев, X. Коллегиум, к. просветит. центр Слоб. Украины, Чтения, 1885, IV. Об отношении Петр. правительства к монашеству см. у Верховского, I; срв. Н. П. Гилярова-Платонова, О первоначальном народном образовании, Приб. 21. 5. Век XVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях.    И. А. Чистович, Исправление текста Слав. Библии перед изданием 1751 года, Пр. Об. 1860, апр. и май;     Гр. Истомин, Постановления имп. Екатерины II относительно образования духовенства, Труды, 1868, Сент.;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

92 Мелетий (Якимов ; 29.10.183514.01.1900). В 1856 окончил Вятскую ДС, поступил в Вятский Успенско-Трифоновский м-рь. 1857 – пострижен в рясофор. Был проповедником, библиотекарем и учителем в Вятском дух. училище. 1858 поступил в КазДА. 1859 – иеродиакон. В 1861 за служение панихиды по крестьянам, убитым при усмирении волнений, сослан в Посольский СпасоПреображенский м-рь (на Байкале) для участия в деятельности миссии. В 1862 начал миссионерскую деятельность, иеромонах. 1865 – канд. богосл. С 1862 по 1867 обратил и окрестил более 500 человек. 1867 – миссионер в Тунгусской степи. С 1872 проповедовал бурятам и тунгусам, проживающим у границы с Монголией. 1873 – нач. Иркутской миссии, наст. Ниловой пустыни в Саянских горах. 1874 – архимандрит. В 1874–1875 ездил в Казань для ознакомления с системой Н. Ильминского . 1878 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии, нач. Забайкальской миссии. 1889 – еп. Якутский. 1896 – еп. Рязанский и Зарайский. 1998 – обретены его мощи (Мануил, IV. 311315; Русское православие). 93 Макарий (Дарский; † 7.09.1897). Окончил Тульскую ДС и МДА (1868), иерей. 1871 – канд. богосл. 1880 – смотритель Иркутского дух. училища. 1881 – иеромонах, нач. Иркутской миссии, архимандрит. 1883 – еп. Киренский, вик. Иркутской епархии. 1889 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1892 – еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский (Мануил, IV. 211212). 94 Мартиниан (Муратовский; 18205.07.1898). В 1842 окончил КазДА, учитель в Свияжском дух. училище. 1845 – монах, иеродиакон. 1846 – иеромонах. 1853 – смотритель Свияжского училища. 1856 – наст. Свияжской Макарьевской пустыни. 1861 – архимандрит, наст. Иркутского Вознесенского м-ря. 1869 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1877 – еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Перевел на корейский и нанайский языки: Евангелие, избранные псалмы, литургию и Священную историю. 1885 – еп. Таврический и Симферопольский. 1896 – архиеп. (Мануил, IV. 303304). 95 Игнатьев Алексей Павлович, граф (22.05.18429.12.1906). В 1862 окончил Академию ген. штаба. 18851887 – генерал-губернатор Восточной Сибири. 1887–1889 – Иркутский губернатор. 1885–1889 – командующий войсками Иркутского округа. 18891997 – Киевский, Подольский и Волынский губернатор. С 1896 – член Гос. совета. Был одним из наиболее активных противников С. Витте. В 1905 член Особого совещания по делам веротерпимости. Убит членом боевой организации партии эсеров (Отечественная история II. 319).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Опадчий Василий Степанович. Родился в 1873 г. в Черниговской губернии. Украинский церковный и общественный деятель в Харбине. Один из основателей украинского прихода на Старом кладбище. Оказывал помощь в строительстве приходского Покровского храма. Скончался 31.12.1934 г. в Харбине. Р. Б. Василий Семенов Василий Николаевич. Родился в 1881 г. в Симферополе. Эмигрировал в Китай в 1918 г., жил в Пекине. Работал секретарем начальника Пекинской духовной миссии. В Харбине основал Иверское Братство (1920 г.) Член Харбинского епархиального ревизионного комитета с 1924 г. С 1930 г. жил в Тяньцзыне. Скончался в Пейхао 19.07.1940 г. Р. Б. Василий Скворцов Василий Петрович. Родился в 1884 г. в Нижегородской губернии. Коммерсант. Начинал свою деятельность в бакалейной торговле Миасского завода, затем г. Челябинска (1908 г.) и г. Кургана (1912 г.) В 1919 г. переехал во Владивосток, а позднее – в Харбин. Член приходского совета Свято-Николаевского собора. Скончался 01.03.1938 г. в Харбине. Р. Б. Василий Фролов Василий Савельевич. Педагог в гг. Харбине и Дальнем. Окончил учительскую семинарию в Благовещенске. В 1920-х гг. эмигрировал в Харбин. Директор гимназии им. Ф. М. Достоевского в Харбине, а после ее закрытия в 1945 г., директор гимназии им. А. С. Пушкина в г. Дальнем. Его преданность православию проявилась особенно в 1943–1944 гг., когда он воспрепятствовал поклонению учащихся своей гимназии японской языческой богине. Арестован в 1945 г. Срок отбывал в инвалидном лагере в Свердловской области. Р. Б. Василий Цепкий Василий Силантьевич. Родился в Уфе в 1886 г. Купец в Благовещенске. С 1922 г. жил в Шанхае. Занимался церковно-благотворительной деятельностью, был членом строительной комиссии по сооружению Богородицкого собора в Шанхае. Р. Б. Василий Чупряев Василий Григорьевич. Родился в 1864 г. Приехал в Харбин с первой партией строителей КВЖД в 1898 г. Участвовал в строительстве железнодорожных мостов. Мостовой мастер. Член строительного комитета Благовещенской церкви Харбина. Скончался от воспаления легких 21.01.1934 г. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Василий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В повести Н. С. Лескова «Юдоль» отражена история российско-квакерских связей в XIX в. В ст. «О квакереях», к-рая печаталась после повести как постскриптум и впервые появилась в 3-м издании собрания сочинений писателя, подробно рассказано о высылке в Томск в 1744 г. 22 русских женщин, известных как «квакереи» и живших там общиной в монастыре. Автор опирался на документы из бумаг ген. В. И. Асташева, рапорты свящ. томского Благовещенского собора Никифора Большанина, свящ. Шихова (1760) и свящ. Дулепова (1775). Местным священникам вменялось в обязанность ежегодно сообщать о поведении сосланных. В 1784 г. в живых оставались Мария Дмитрова и Анна Васильева, зарабатывавшие на жизнь своим трудом. После 39 лет ссылки они за многолетнее примерное поведение и в виду престарелого возраста получили освобождение. Из-за отсутствия письменных источников и др. документов всех обвиняемых в XIX в. в «квакерской ереси» на территории России нельзя считать последователями РОД. Вполне возможно, что нек-рые группы верующих, такие как молокане (milk-drinking Quakers), духоборы и даже старообрядцы-беспоповцы, могли отождествляться с К. их противниками по принципу нек-рого сходства в религ. практике. Вполне вероятно, что первые контакты между К. и иными инославными сектами могли возникнуть еще в 1819 г., во время поездки Аллена и Греллета. Путешествуя по приволжским степям, они посещали поселения разных религ. групп, включая меннонитов, с к-рыми имели много общего. В Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и Симферополе они познакомились с духоборами, и Аллен позднее писал, что «эти бедные люди никогда не слыхали о таком обществе, как наше, и все же, уступая воздействию Божественного Духа, стали в значительной мере поддерживать те же самые свидетельства» (цит. по: Там же). После этого в течение нек-рого времени К. совершали регулярные, хотя и нечастые визиты в эти части Российской империи, чтобы посетить родственные им по духу религ. группы. В кон. XIX в. духоборы-отказники подверглись суровым преследованиям со стороны духовных властей и полиции. Письмо, напечатанное в «The Times» (1895) и подписанное Л. Н. Толстым , привлекло внимание к гонениям против духоборов на Кавказе. 3 англ. К. отправились туда, чтобы выяснить ситуацию на месте. В результате их расследования Лондонское ежегодное собрание предложило духоборам переселиться в к.-л. др. часть мира, где они могли бы свободно исповедовать свою религию. К. пытались убедить российское правительство смягчить суровую политику в отношении духоборов. С помощью Толстого, пожертвовавшего гонорар за роман «Воскресение», и денег, собранных брит. и амер. К., меннонитами, самими духоборами и др. сочувствующими им в России, удалось накопить достаточный фонд для эмиграции духоборов. В 1898 г. было получено разрешение на их переселение. В 1898-1899 гг. Канада приняла ок. 7 тыс. беженцев.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010