сост. Александр Ратшин Воронежской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: МИТРОФАНОВ-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 1-го класса, кафедральный, в губернском городе Воронеже; находится под управлением епархиального архиерея, который именуется Священно-архимандритом оного. Основан и открыт в 1836 г., 1 сентября, по случаю явления, в 1832, св. мощей Митрофана, первого епископа Воронежского. Здесь ныне четыре церкви: 1) соб. Благовещения Богородицы, бывшая с начала XVII века городским собором; в ней почивают открыто, в богатой серебряной раке, новоявленные мощи св. Митрофана. Церковь эта построена была в 1620 году деревянная царем Михаилом Феодоровичем и отцом его, патриархом Филаретом; а в 1684 св. Митрофан предпринял соорудить каменную; храм был начат, но в 1699 работы остановились, по случаю оказавшихся трещин – и собор достроен уже после кончины сего Святителя, в 1718, при митрополите Пахомии; а совершенно окончен и украшен при епископе Иоакиме, в 1735 году. 2) Архангела Михаила, зимняя соборная, с приделом Тихвинской Богоматери; храм этот до учреждения обители также быль Городским собором и существовал уже в то время, когда была открыта Епархия Воронежская; но о времени первоначальной постройки его, сведений нет; потом, по ветхости, был разобран и епископом Тихоном 1 начат новый в 1764, а окончен и освящен 30 декабря 1768 года. 3) св. Митрофана Воронежского , с трапезою, построена вновь, по открытии монастыря, и освящена 26 октября, 1839 года. 4) Рождества Христова, при Архиерейском доме. – В Благовещенском соборе погребены Воронежские архиереи: Иоаким, Вениамин, Феофилакт, Иоанникий, Арсений и Епифаний. АКАТОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Воронеже, в верхней части города, называемой по имени монастыря Акатовскою; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Воронежской семинарии. Обитель эта основана в 1620 году, под именем Акатовской Алексеевской пустыни, Кириллом, игуменом бывшего тут, по близости, Успенского монастыря, с которым и находилась она под одним начальством. Когда ж Успенский монастырь Петром Великим, в 1700 г., уничтожен и превращен в Адмиралтейскую церковь : тогда обе эти обители, по воле монарха соединены, и в Акатовской пустыне учреждена архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1628. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43235, 40.44064 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.

http://sobory.ru/article/?object=05124

Тучково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первый деревянный храм Успения Божией Матери был построен в 1679 году на погосте Картино, входящим ныне в пос.Тучково. Храм сначала входил во владения Чудова монастыря, а затем в составе с.Картино был приписан к вотчинам Святейшего Патриарха. Со временем деревянный храм обветшал и на его месте в начале ХХ в. на пожертвования предпринимателей и простых людей был построен большой величественный храм из красного кирпича. Освящен в 1913 году. В 1930-е годы храм был закрыт и разрушен. В 1990 году начались восстановительные работы и регулярные богослужения. Учитывая огромные размеры храма и сравнительно небольшой приход, сделать пока удалось немного. Деревянный храм Успения Божией Матери на погосте Картине, " на царя и великого князя земле на р. Москве " Звенигородского уезда Угожского стана, впервые упоминается в документах в 1593 г. В Смутное время он был уничтожен. По писцовым книгам 1624 г. значится, что пашня церковная лесом поросла. Восстановлен в 1679 г. В 1701 г. построена новая, вероятно, по случаю ветхости прежней, церковь. Об этом имеется указание в записной книге о выданных антиминсах за 1701 г. " Апреля в 9 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Звенигородский уезд в Угожский стан, в новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; тоя ж церкви поп Иаков антиминс взял и расписался. В 1715 г. погост Картин, названный селом, состоял в числе вотчин Святейшего Патриарха. В 1825 г. 2 марта было подано прошение приходских людей управляющему Московской митрополией архиепископу Дмитриевскому Филарету, в котором они сообщают, что " ...означенная наша церковь деревянная на каменном фундаменте довольно тверда и только один угол повредился венца на два " и просят разрешить отремонтировать храм. Когда старый деревянный храм окончательно обветшал, было решено построить каменный. Была образована строительная комиссия и начат сбор средств. Не все начинатели благого дела дожили до освящения храма, умерли член комиссии А.В. Смирнов и неутомимый сборщик средств Ф.Я. Качевский. Настоятель храма о. Николай Смирнов, церковный староста Г.М. Крутиков и член комиссии А.Е. Ильин продолжили строительство. Оно велось по проекту епархиального архитектора Н.Н. Благовещенского на средства жертвователей П. Калинина, Е.А. Красильщикова, В.А. Лемана, В.Ф. Дубровина, Н. и П. Волхонских, Н.С. Боруцкой, И.П. Павлова, Н.Д. Юдина и многих других. Епископ Серпуховской Анастасий помогал средствам и он же потом освящал храм. Игуменья Московского Вознесенского монастыря Евгения пожертвовала некоторую церковную утварь и иконы, накануне освящения храма прибыла депутация общества хоругвеносцев Московского Вознесенского монастыря с хоругвями, пожертвованными обществом храму.

http://sobory.ru/article/?object=05163

Чёлма, урочище. Кирилло-Челмогорская пустынь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1378. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, б. выселок Челма у впадения р. Челма в Монастырское озеро Координаты: 61.664756, 38.190333 Проезд:1. На лодке из Лекшмозера или Орлово до пирса в юго-восточной части Лекшмозера, пешком 1,5 км. 2. Возле а/д Р-2 Долматово-Пудож стоит поклонный крест. От него по заросшей, частично заболоченной тропе 5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь находится на месте молитвенных трудов и подвигов преподобного Кирилла Челмогорского, который прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Он основан в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-bcero XV в. неизвестна. Монастырь входил в Каргопольский уезд Олонецкой епархии. Ныне Архангельская область Каргопольский район. Расположен к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером и озером Монастырским. В XV веке была воздвигнута новая Богоявленская церковь с приделом великомученицы Екатерины. Иоанн Грозный пожаловал монастырю пашенные земли, сенные покосы, леса, озёра и небольшие речки, велел отписывать монастырю часть каргопольских доходов. В начале XVII века пустынь не раз подвергалась разорению литовскими отрядами. В 1633 монастырю была выдана грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Киприана с благословением на строительство двух храмов — Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, в 1637 году — ещё одна грамота с благословением на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины. В 1674 году взамен сгоревшей Благовещенской построена Успенская церковь. Кроме того, монастырь имел своё подворье в Каргополе. В 1764 году по приказу Екатерины II монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители. Храмы пустыни стали приходскими. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю, а в 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню. В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован.

http://sobory.ru/article/?object=27950

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit sfinirea mare a Catedralei „Adormirea Maicii Domnului” a Pustiei Sarovului 31 iulie 2019 15:43 31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую митрополию . В поездке Святейшего Владыку сопровождают: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   священник Александр Волков .  Визит Его Святейшества на Нижегородскую землю начался с посещения города Сарова.  У святых врат Успенского мужского монастыря Саровская пустынь Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , архиереи, прибывшие в Саров на торжества, посвященные дню памяти преподобного Серафима, директор Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) В.Е. Костюков, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев, наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), братия обители, духовенство Нижегородской митрополии. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин ; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Дальнеконстантиновский Филарет ; епископ Выксунский и Павловский Варнава ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан ; епископ Павлово-Посадский Фома; игумен Никон (Ивашков), наместник Саровской пустыни; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Нижегородского епархиального управления; архимандрит Александр (Лукин), наместник Благовещенского мужского монастыря г.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5480176...

III. Апофтегмы Патриарх Павел обладал огромным чувством юмора, и юмор этот всегда был тонок. Часто он свидетельствовал об иронии, но об иронии сдержанной, и зачастую был обращен на самого себя как знак определенной «дистанции» по отношению к собственной персоне и своей должности. Когда же эта ирония была обращена на других, она никогда не была оскорбительной. Множество небольших историй, свидетельствующих о юморе патриарха, ходили как в его стране, так и за рубежом. Они стали настоящими апофтегмами, поскольку большинство из них говорило о прозорливости патриарха и несло в себе духовное поучение. Вспомним некоторые из них. В Призрене некий человек был приглашен к епископу Павлу. Явившись, но не найдя владыку, он спросил, где же тот. Ему ответили, что он скоро будет, – он зажигает лампады в церкви. Гость спросил, почему епископ сам зажигает лампады. Ему ответили: епископ велел, чтобы лампады были зажжены, но не уточнил, кто это должен делать! Как-то раз, когда патриарх Павел был еще монахом Благовещенского монастыря, несколько братьев сели в лодку, чтобы добраться до противоположного берега Западной Моравы. Под тяжестью пассажиров лодка накренилась, и отец Антоний (Джорджевич) упал в воду. Не умея плавать, он начал тонуть. Тогда отец Павел бросился ему на помощь и смог вытащить отца Антония на берег. Четыре десятилетия спустя архимандрит Антоний стал игуменом монастыря Троноша. Именно ему выпала честь тянуть из урны конверт с именем нового патриарха Сербского, и он вынул как раз тот, в котором значилось имя епископа Павла. Некоторые участники событий, помнившие о происшедшем на берегу Западной Моравы, говорили в шутку: «Павел вытащил Антония из реки, а Антоний Павла – из урны». После избрания епископа Павла патриархом Сербским множество делегаций и высоких иностранных представителей желали встретиться с Его Святейшеством, поздравить его с возведением на столь ответственный пост. Меж тем сотрудники Патриархии выражали некоторые опасения, не представляя, как патриарх справится с этими переговорами. Ведь он, считали они, не имеет никакого опыта светской дипломатии, где человек часто словно овца посреди волков. Наконец было объявлено о визите посла США в Белград. Во время беседы посол передал патриарху приветствия и поздравления от американского народа и Президента Соединенных Штатов. После того как были затронуты всевозможные темы общего характера, посол спросил патриарха: «Чем мы можем вам помочь?» Патриарх посмотрел на него и очень просто сказал: «Ваше превосходительство, если вы не будете нам вредить, это будет ваша помощь!» Озадаченный посол не нашел, что на это ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

XX век 1901-й год   1/14 января 1901. Понедельник. Серенький день с накрапывающим дождем встретил новое столетие. В Церкви, несмотря на большой праздник Обрезания Господня и Памяти Святого Василия Великого , из города почти никого не было. – После службы – обычные поздравления с Новым Годом от священнослуживших и приглашение всех на чай. С поздравлением пришли также Павел Накаи, Алексей Оогое и Яков Судзуки и принесли первую корректуру начатого отпечатания Нового Завета, нашего с Накаем перевода. Корректура порадовала: китайские знаки и японская катакана – ясные; новоотлитые по нашему заказу двойные буквы отлично вышли. Оогое и Судзуки будут держать все корректуры до последней, когда они найдут, что уже нет ни одной ошибки, то будут приносить нам с Накаи’ем; после нашей корректуры будет окончательно отпечатываться. С двух часов поздравления русских: полковника Ванновского, посланника Александра Петровича Извольского с супругой и прочие; также японцев: молодого графа Соесима, Марии Кису, принесшей в подарок кусок шелковой белой материи, который я, сказал ей, употреблю на подрясник. Между означенными поздравлениями приходили письма: от о. архимандрита Иннокентия, из Шанхая, – странное: обиделся, что из Петербурга спросили, нужна ли Миссия в Китае? – Да не его, а посланника, почему он бросил Тяньцзин и ушел в Шанхай; от Сергия Александровича Рачинского, из России, что он 200 рублей моей пенсии определил на Жиглицкую школу в Егорьевском приходе; от матери Аполлонии, настоятельницы Пятигорского Богородицкого монастыря, – описание монастыря и разных невзгод. В восемь часов вечера был христианин из Токонабе. Два дома там только, и есть христианские; но очень усердные. Сей – Иоанн – вынул 5 ен и просил икону Спасителя для своего дома (икону Богоматери получил после крещения); оная будет послана ему в киоте. Просил еще икону Благовещения для молитвенной комнаты – « Церковь -де наша названа Благовещенской»; будет послана и она. 2/15 января 1901. Вторник. В школах начались обычные занятия. Мы с Накаем сели за исправление перевода Псалтири, с 34 псалма. Вечером читали и корректуру Нового Завета, но не так, как ожидали; на двенадцати листах нашли одиннадцать ошибок; значит, завтра нужно будет сделать выговор Якову Судзуки, что плохо корректирует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Брест. Кафедральный собор Симеона Столпника. Свято-Симеоновский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Прекрасный храм в центре Бреста – украшение города, сюда хочется зайти, чтобы подумать, разобраться в себе и своих чувствах. Этот храм – Брестский кафедральный собор св. Симеона Столпника, он является главным храмом города. Начало XIX века выдалось для города непростым – многочисленные пожары разрушали Брест-Литовск. В это время в городе существовала лишь одна православная церковь – церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Она была деревянной, поэтому не раз горела во время пожаров. 8 ноября 1815 года в мужском монастыре был очередной пожар: тогда сгорели не только хозяйственные постройки, но и пострадала сама церковь. Через некоторое время здесь снова случился пожар, который завершил начатое – церковь была закрыта в 1824 году. Более двадцати лет богослужения проходили в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви, которая была основана на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. В 1830-40-е годы в Брест-Литовске начались глобальные перемены: по императорскому указу здесь стали возводить военную крепость, поэтому город перенесли на три километра восточнее. Монастырь и все его постройки были снесены. Каменный храм стал строиться только в 1862 году. Его проект разработал брестский архитектор В. Поликарпов, а строили храм мастера из разных стран: кирпичную кладку делали черниговские каменщики, брестские мастера занимались столярными, кровельными, штукатурными и малярными работами. Иконостас тоже изготовил местный мастер, а вот иконы, богослужебную утварь и колокол весом 100 пудов привезли из Москвы. Чугунные решетки были сделаны в Варшаве. Богослужения в новом храме начались в 1865 году, когда специальным крестным ходом в собор перенесли мощи мученика Афанасия и освятили его. Сохранились описания культового сооружения: собор располагался на возвышенном месте возле Московско-Варшавского шоссе, его окружала каменная ограда. Фундамент храма был изготовлен из булыжного камня, а цоколь и четыре крыльца – из гранита. Основную и шатровую крыши пяти куполов сделали деревянными, снабдили громоотводами. Центральная крыша была покрыта листовым железом и покрашена темно-красной масляной краской, а крыши куполов покрыли белой английской жестью. Двери собора были двойными, темно-желтого цвета. Чтобы в храме было тепло зимой, тут установили семь печей, а в ризнице сделали небольшой камин. В храме могло находиться 700 человек одновременно, внутреннее пространство составило 49,5 квадратных саженей.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на московском соборе 1666 года Источник Историческое исследование по неизданным документам подлинного следственного дела патриарха Никона По приговору московского собора 1666 года всероссийский патриарх Никон за разные вины присужден был к низвержению из патриаршего сана и к ссылке в заточение в один из дальних монастырей России, чтобы здесь до самой своей кончины он беспрепятственно и безмолвно оплакивал свои грехи 1 . Но еще при самом объявлении этого приговора встретились большие затруднения к точному его выполнению. Патриарх Никон продолжал пользоваться любовью народа, не смотря на восьмилетнее удаление от дел церковного управления. Величие его имени поддерживалось не только величием его сана, но и величием дел, совершенных им в церкви и государстве, памятью о прежней близости его к государю, особенно же благодарною памятью об обширной благотворительности его бедным людям. Потому 12 декабря, когда Никон вызывался выслушать соборный приговор, толпы народа еще с утра наполняли кремлевскую площадь, желая может быть в последний раз видеть своего великого патриарха. Власти опасались при этом какой-либо демонстрации со стороны народа и против нее приняли строгие меры. Патриарх Никон ехал с архангельского подворья, где он жил во все время суда над ним, на санях под прикрытием усиленной стражи стрельцов; перед ним шли мстиславский епископ Мефодий и архимандрит печорского нижегородского монастыря Иосиф, посланные звать его на собор для выслушания приговора; сзади его шли приближенные к нему келейные его иноки Феодосий и Марк. Соборное заседание открыто не в столовой государевой палате, где прежде происходил суд над Никоном, но в маленькой Благовещенской церкви на задних воротах Чудова монастыря, где временно проживали восточные патриархи. Впечатлительный государь не мог присутствовать при низложении патриаршего достоинства с бывшего своего „собиннаго друга“ и вместо себя назначил быть при этом своим боярам; во главе их стоял князь Никита Иванович Одоевский, давний враг патриарха Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010