Праведность Божия Корень   появляется в араб. языке в значении «то, что право». Когда что-то именуется   значит, это именно то, что должно быть. Основная идея   - нечто соотносящееся с нормой, к-рая должна быть определена в каждом конкретном случае. Праведность - то, что соответствует норме, в своем происхождении она не имеет отношения ни к наказанию, ни к оправданию - она есть верность состоянию или образу действия или мысли. Видение прор. Моисею Неопалимой Купины. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Видение прор. Моисею Неопалимой Купины. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Праведность всегда соотносительна, ею окрашены повседневные отношения, напр. двух людей. Праведность - это скорее действие, а не состояние; личность праведна, поскольку действует право, праведник не всегда действует праведно лишь потому, что он праведник, но наоборот - он праведник, потому что действует праведно. Пророки никогда не призывают людей стяжать праведность как состояние или качество, но они всегда требуют практической праведности. Когда праведность исходит от Бога - это зримое проявление бытия Яхве в его отношениях с человеком, поэтому проявления праведности всегда помещаются во временной последовательности: ВЗ свидетельствует о праведности Яхве, когда показываются Его действия в истории, праведность осуществляется в рамках завета и очень редко в отношении остального творения. Поскольку термин «праведность» не несет в себе специфических религ. коннотаций, то сложно определить праведность Божию. Она различна в зависимости от ситуаций, в к-рых проявляется. Праведность приписывается Святому Богу, Который не совершает зла и беззакония, она приписывается Богу, Который не может оставить греховность ненаказанной, а добро непризнанным, она приписывается Богу, Который долготерпелив и многомилостив, Который «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33. 11), она приписывается Богу любви, Который желает спасения Его людей, и сообщает Свою праведность грешнику, и оправдывает его.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Ему предложили подать заявление в письменной форме. Далее он просил убрать снаряды из Зилантьевского монастыря как памятника старины. Оглашена была телеграмма предс[едателя] Каз[анского] губ[ернского] Музейного подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины] Адлера, полученная 18/Х. Постановили: Войти в исполком с ходатайством о снятии печатей с кафедрального собора Слушали: Отношение Казанского Археологического общества от 15 октября за 92 о приеме в ведение подотдела церквей и памятников старины, доселе охранявшихся обществом. Постановили: 1) Принять означенные памятники в свое ведение; формальный прием Болгарских памятников отложить до весны; 2) поручить М. Г. Худякову составить инструкцию для охраны Болгар»   7 26 ноября 1919 г.– Протокол заседания Коллегии Казанского подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, К. В. Харлампович, А. М. Миронов, А. М. Рухлядев, П. А. Радимов, М. И. Лопаткин, В. П. Соколов. Председательствовал проф[ессор] Б. Ф. Адлер… Заслушано: п[ункт] 7. Вопрос о положении ризницы казанск[ого] кафедрального собора. Постановлено: Из кафедрального собора прежде всего принять описанные и сфотографированные вещи и перевезти их в Губмузей; из остальных вещей перевезти в музей те вещи, которые имеют художественно-историческое значение; в музее вещи эти описать и часть их передать на хранение в Народ[ный] банк. Согласно циркуляру Комиссариата юстиции от 5 февраля 1919 г., все взятые из собора вещи считать принятыми Подотделом на хранение, а не в собственность. Вышеозначенные работы должны быть произведены комиссией, состоящей из Б. Ф. Адлера, П. М. Дульского, К. В. Харламповича, М. И. Лопаткина, П. А. Радимова и А. М. Рухлядева. Заслушано: п[ункт] 8. Доклад П. М. Дульского и Б. Ф. Адлера о посещении Нар[одного] банка и коменданта г[орода] Казани по поводу хранения ценных вещей из собора. Постановлено: Принять к сведению.   8   Письмо Музейного подотдела в Казанский епархиальный совет   В Казанский епархиальный совет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

На приглашение откликнулись 10 прихожанок Покровского храма вместе со старостой прихода. На таможне гостей встречали руководители паломнического и миссионерского отделов епархии. Языковой барьер помогал преодолеть русский переводчик, предоставленный Русско-китайской торговой палатой. 7 августа. ПРАВМИР. Члены китайской общины Покровского храма города Харбин  приехали в Благовещенск, чтобы познакомиться с приходской жизнью амурских единоверцев. Дружба благовещенцев с православными харбинцами завязалась во время поездки в Китай, организованной Паломническим отделом Благовещенской епархии, сообщает сайт Благовещенской епархии . После поездки благовещенцы пригласили их к себе. На приглашение откликнулись 10 прихожанок Покровского храма вместе со старостой прихода. На таможне гостей встречали руководители паломнического и миссионерского отделов епархии. Языковой барьер помогал преодолеть русский переводчик, предоставленный Русско-китайской торговой палатой. Клирики собора провели для гостей небольшую экскурсию по церковной территории, отдельной экскурсионной темой стал рассказ о чудотворной Албазинской иконе Божией Матери «Слово Плоть Бысть», перед которой православные китайцы поставили свечи. В заключение православные китайцы были приглашены на обед в трапезную собора, где священник напомнил, как необходимо готовится к таинству Причастия, поскольку гости изъявили намерение причаститься в благовещенском храме за воскресным богослужением. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/pravoslavnye-kitajcy-x...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Пятиярусная колокольня и трапезная с двумя приделами Благовещенского собора гармонично сочетаются с пятиглавым четвериком ранней постройки. Доминируя над всеми строениями Боровска, собор изяществом своих архитектурных форм украшает тихий уездный городок. Белые объёмы зданий Благовещенского собора, выделяющиеся пятиярусной колокольней, шпиль которой тонкой струной устремлён в небо, доминируют над преимущественно двухэтажным Боровском и играют ведущую роль в городском ансамбле. После всех перестроек собор приобрёл свой торжественный облик, и ему по праву принадлежит статус кафедрального. Построенный на возвышении и являясь памятником архитектуры федерального значения XVIII-XIX веков, он не только красив, но и имеет оригинальную архитектуру, состоящую из двух объёмов. Двусветный четверик ранней постройки с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, бесстолпный, с высокими узкими окнами, увенчан пятью луковичными главками с крестами на тонких барабанах. Они украшены рустовкой, создающей при помощи штукатурки имитацию разбивки поверхности барабанов на прямоугольники. Четыре боковые барабаны глухие, центральный имеет стрельчатые окна. Низкая алтарная часть четверика в восточной части с полуциркульной апсидой имеет три окна, через которые проникает много света в помещение алтаря. Пятиярусная колокольня начала XIX века построена в стиле русского классицизма с некоторыми элементами барокко (с колоннами, изящными арками, большими окнами). Три первых яруса колокольни представляют собой четверик, украшенный на третьем ярусе маленькими фронтонами, которые зрительно гармонируют с фронтонами крыши трапезной. Над фронтонами третьего яруса оборудованы окна иллюминаторного типа в половину окружности, забранные стрельчатыми решётками. Четвёртый ярус является ярусом звона. Здесь размещено 15 колоколов (6 старых и 9 - вновь изготовленных). На пятом ярусе колокольни через 150 лет после пожара 1857 года вновь начали действовать часы-куранты, место которых полтора столетия занимали муляжи циферблатов. Куранты через сложную систему подключены к колоколам, и каждые четверть часа они мелодичным звоном информируют боровчан о точном времени.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. В 37 г. по просьбе Мецената В. взялся за новую поэму, к-рая была издана в 29 г. и названа «Георгики» (от греч. τ γεωργικ - земледелие, сельское хозяйство). Поэма написана в подражание Гесиоду в распространенном в то время жанре дидактических пособий. Это сочинение разделено на 4 кн., каждая освещает определенную сторону жизни земледельца. Так, 1-я кн. сообщает о земледелии, 2-я - о разведении садов и виноградников; 3-я - о животноводстве, 4-я - о пчеловодстве. Среди источников, к-рые В. использовал при написании поэмы, кроме «Трудов и дней» Гесиода называют также трактат Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве», одноименное сочинение Катона Старшего и нек-рые др. Однако, создавая «Георгики», В. не ставил перед собой задачу написать учебник агрономии. Используя популярную форму изложения, автор передает свои представления о мире и месте человека в нем. В исследовательской лит-ре, посвященной В., нет единого мнения о характере философских взглядов, отраженных в поэме. Часто замечают связь «Георгик» с эпосом Лукреция «О природе вещей», однако вопрос о том, следует В. эпикурейцу или полемизирует с ним, остается открытым ( Дилите. С. 296-297). К написанию героического эпоса «Энеида» (Aeneis), самого большого своего произведения, В. приступил сразу после издания «Георгик». Герой эпопеи - Эней, из разоренной Трои прибывший в Лаций, где он основал Рим (новую Трою, или Илион), и ставший родоначальником рода Юлиев, из к-рого произошел Август Октавиан. Работая над поэмой, В. написал сначала все повествование прозой, а затем изложил этот текст гекзаметром. Сюжетно «Энеида» представляется продолжением «Илиады»: в поэме Гомера Эней является героем будущего ( Homer. Il. XX 302-303, 307-308). Проработав над сочинением ок. 10 лет в Италии, В. отправился в Грецию и Азию, чтобы завершить свою поэму, увидев своими глазами место ее действия. Но во время путешествия В. заболел и умер. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Однако по настоянию имп. Октавиана Августа друзья В. Луций Варий Руф и Марк Плотий Тукка нарушили завещание поэта и издали «Энеиду», внеся в нее самые незначительные поправки.

http://pravenc.ru/text/150393.html

Речь была сказана на тогдашнем школьном полупольском и полулатинском жаргоне, причем, по донесению отца, " сынок так явственно и изобразительно свою орацию предложил, что ни в одном слове не запнулся " . Король пожаловал оратору сотню злотых и 15 аршин красного бархата. НАЧАЛО РЕАКЦИИ ЗАПАДНОМУ ВЛИЯНИЮ. Потребность в новой науке, шедшей с Запада, встретилась в московском обществе с укоренившейся здесь веками неодолимой антипатией и подозрительностью ко всему, что шло с католического и протестантского Запада. Едва московское общество отведало плодов этой науки, как им уже начинает овладевать тяжелое раздумье, безопасна ли она, не повредит ли чистоте веры и нравов. Это раздумье - второй момент в настроении русских умов XVII в., наступивший вслед за недовольством своим положением. Он также сопровождался чрезвычайно важными последствиями. До нас дошел отрывок одного следственного дела, производившегося в 1650 г.; в нем наглядно изображается, с чего началось, чем прежде всего навевалось это раздумье. В деле выступает все учащаяся московская молодежь. То были Лучка Голосов (впоследствии думный дворянин, член государственного совета Лукьян Тимофеевич Голосов), Степан Алябьев, Иван Засецкий и дьячок Благовещенского собора Костка, т. е. Константин Иванов. Это был темный кружок друзей, соединенных одинаковыми думами. " Вот учится у киевлян, - толковали они, - Ф. Ртищев греческой грамоте, а в той грамоте и еретичество есть " . Алябьев показывал на допросе, что, когда жил в Москве старец Арсений-грек, он, Степан, хотел было у него поучиться по-латыни, а как того старца сослали на Соловки, он, Степан, учиться перестал и азбуку изодрал, потому что начали ему говорить его родные да Лучка Голосов с Ивашкой Засецким: " Перестань учиться по-латыни, дурно это, а какое дурно, того не сказали " . Сам Голосов по властному приглашению Ртищева должен был в Андреевском монастыре учиться по-латыни же у киевских старцев; но он против их науки, считал ее опасной для веры и говорил дьячку Иванову: " Скажи своему протопопу (Благовещенского собора Стефану Вонифатьеву, духовнику царя), что я у киевских старцев учиться не хочу, старцы они недобрые, я в них добра не нашел и доброго учения у них нет; теперь я пока угождаю Ф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Аристотель. Роспись паперти Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Аристотель. Роспись паперти Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Более широкое распространение знания А. связано с введением регулярного школьного обучения по системе, соответствующей аристотелевскому делению наук. Основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия взяла в качестве канона образования схоластизированный аристотелизм. В 1679, 1686, 1693 гг. здесь составляются руководства в виде разъяснений к переложениям А. В 1-й пол. XVIII в. появляются курсы и трактаты; трактат М. Казачинского «Философия Аристотелева, по умствованию перипатетиков» (К., 1742) был опубликован на рус. и польск. языках. В московской Славяно-греко-латинской академии с 1686 по 1694 г. братья Лихуды преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и часть физики по А. Первый рус. ученый, получивший в Европе звание д-ра философских наук, П. В. Посников, ректор академии (ок. 1700) игум. Палладий (Роговский) , архиеп. Феофилакт (Лопатинский) сами прошли школу аристотелевской философии и составили руководства по изучению А. Имевший хождение курс натурфилософии, изданный в 1713 г. под названием «Зерцало естествозрительное», представлял собой пособие по философии и риторике, выполненное в средневек. жанре комментариев к А. Курсы лекций, читанные в Москве в 10-х гг. XVIII в. иером. Стефаном (Прибыловичем), в 20-х гг. еп. Гедеоном (Вишневским) и в 30-х гг. Анатолием Кувечинским, были основаны на схоластизированном А. В сер. XVIII в. в европ., а позже и в российских ун-тах наблюдается смена канона образования - с А. на Вольфа. Все многочисленные учебные пособия, составленные по А., заменяются изложением вольфианской философии Х. Баумейстера. Академические курсы философии Ивана Козловича (40-е гг.) и Владимира Каллиграфа (50-60-е гг.) были составлены по вольфианским образцам. А., т. о., в своем искаженном схоластизированном варианте был надолго вытеснен на периферию научного сознания России. Еще в кон. XVII в. в России появился рукописный перевод 1-й кн. «Физики» (сохранилось 2 списка), но лишь с сер. XVIII в. начинают издаваться произведения А. В 1757 г. в С.-Петербурге выходит один из первых переводов «Политики» («Аристотеля о гражданском учреждении кн. II, переведенная с греческого языка Г. П.»).

http://pravenc.ru/text/76004.html

И чтоб соблаговолено было о имеющихся в Святейшем Правительствующем Синоде книгах справиться и в пожитках показанных греческого учителя Скиады, и Барсовы, и покойного Гаврила архиепископа резанского, и архимандритов Новоспасского Иерофея, и Чудовского Феофила пересмотреть, понеже и к ним многие книги были браны. И ежели в тех местех не обыщется, то буду у означенного преосвященного Вологодцкого и у протчих, к кому браны, с просьбою моею отъискивать; а до сего времени не отыскивал, понеже об них при осмотрел спросу не было, чаял, что они возвращены, понеже кроме того никуда расходу не имел и никого кроме оных персон не допускал». – Нельзя также сказать, чтобы книги и рукописи в Синодальной библиотеке хранились очень бережно. Синодальный ризничий иеромонах Гавриил в прошении своем, поданном 22 августа 1774 г., между прочим писал, что при приеме им от своего предшественника игумена Сергия Синодальной ризницы – «оная в великом беспорядке имелась, так что и разобрать едва можно было», и что по «оному ж небрежению и Синодальная библиотека оставалась без порядка, так что все книги, на полу в кучах, без разбора, лежучи, гнили и плеснели, а иные мышами были порчены, а при том за ветхостию оконниц и птицы гнезда имели, и потому мало кто в ту библиотеку и вход имел» 203 . Такое невнимательное отношение к сокровищам Патриаршей библиотеки не было единичным явлением в то время; подобное же обращение с древними вещами ризницы Благовещенского собора, следствием чего была пропажа некоторых из них, послужило поводом к появлению указа императрицы Екатерины II, имевшего ближайшее отношение и к Патриаршей библиотеке 204 . В имянном ее императорского величества указе, данном Святейшему Синоду 3 декабря 1770 г., «за подписанием собственные ее императорского величества руки», написано было: «при возобновлении нынешнем московского Благовещенского собора до сведения ее императорского величества дошло, что в оном оказалось не только прежде бывшее сокровищ церковных небрежение, но и некоторое расхищение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Пойдем, поклонимся пред Господем, сотворшим ны, яко той есть Бог наш, просветит лице свое на ны и помилует ны, той бо есть Бог кающихся, той нас имать спасти в векы вся, тому слава и држава и всяка похвала и поклонение Отцю и Сыну и св. Духу, ныне и присно и во векы веком, аминь. Из неизданных памятников древней русской литературы Учительные Послания священника московского Благовещенского собора Сильвестра к Казанскому воеводе Александру Борисовичу (Шуйскому-Горбатому) После того как, благодаря исследованиям гг. Соловьева 27 , Порфирьева 28 и Забелина 29 , в науке о русской старине окончательно установилось понятие, что известный «Домострой» XVI века не есть, в целом своем составе, произведение благовещенского священника Сильвестра, которому обыкновенно дотоле его приписывали, что о. Сильвестр был не более, как списатель или редактор, а может быть даже просто владетель, собственник, древнейшего из дошедших до нашего времени списков этого замечательного памятника древне-русской литературы, что во всяком случае, в «домострое» Сильвестру с полною достоверностью может быть приписана лишь одна последняя LXIV глава (по изданию Голохвастова, во Временнике моск. общ. ист. и древн. за 1849 год т. I) надписывающаяся во всех списках именем Сильвестра, и содержащая наставление его «единочадному» сыну своему Анфиму, – единственным литературным произведением, несомненно ему принадлежащим, оставалась челобитная Сильвестра к московскому собору, по поводу обвинения его Висковатым в общении с еретиком Башкиным, напечатанная в актах исторических (т. I, 328). Предлагаемые два послания, которые мы извлекаем из рукописного сборника конца XVI-ro века (следовательно почти современного автору), принадлежащего бывшей библиотеке новгородского кафедрального собора 1281), восполняют итог литературных трудов о. Сильвестра и так сказать восстановляют литературную известность этого достойнейшего из служителей отечественной церкви. Первое из печатаемых посланий, учительное, было известно Преосв. Филарету Черниговскому , по крайней мере он о нем упоминает (обзор рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В XVIII веке об этом прикладе упоминает сольвычегодский летописец Алексей Соскин: «на том же образе немалое число положено святых крестов и протчих привесов чеканных и резных, серебряных и обложенных из дерев и костей серебром, а иные и с жемчюги» 1389 . В XIX – начале XX века эти небольшие кресты вместе с другими вещами приклада хранились в ризнице Благовещенского собора 1390 . Среди них крест наперсный корсунский красной яшмы с серебряными золочёными накладками 1391 и нательный крест с резным изображением на кости великомученика Никиты, побивающего беса, в серебряной оправе (кат. 8). Этот четырёхконечный нательный крест с изображением великомученика Никиты, побивающего беса, можно датировать второй половиной XVI века. Такой крест имеет аналоги среди меднолитых нательных крестов XV–XVI веков 1392 . В отдельных случаях в описи указывались вкладчики подобных привесных крестов. Так, «инока» Евфросиния Несторовна Строганова 1393 к иконе Богоматери Одигитрии приложила «дна креста серебряные вольяшные (т. е. литые. – В. И.), с ручками; весом оба креста одинадцать алтын две деньги; а те кресты оба позолочены на обе стороны» 1394 . Большая часть рассмотренных нами крестов разных типов была создана в Сольвычегодске местными серебряниками, которые работали в мастерских Строгановых наряду с мастерами других специальностей. Скорее всего, серебряники и крестечники относились к дворовым «рукодельным» людям Строгановых, но могли и приглашаться из Москвы, Новгорода, Ярославля или других художественных центров для временной работы. В Сольвычегодске при своих хоромах Строгановы в 1570-е годы создали художественные мастерские – «иконные горницы» 1395 , где работали иконописцы 1396 , серебряники 1397 , крестечники 1398 и другие мастера. Здесь писались иконы, вырезались кресты и складни, создавались для них драгоценные оклады и другие предметы, необходимые для внутреннего убранства Благовещенского собора с многочисленными приделами, для Введенского и Коряжемского монастырей, а также для многочисленных отдалённых храмов в вотчинных землях Строгановых 1399 . Создание крестов и икон в драгоценных окладах было необходимо также для «поставления» их в хоромы среди домашних святынь. Такие художественные мастерские по производству икон и предметов церковной утвари были во дворе Никиты Григорьевича 1400 и, скорее всего, во дворе Максима Яковлевича Строгановых. Расцвет этих мастерских приходился на последнюю четверть XVI – первую четверть XVII века 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010