В монастыре, в нижнем храме освящённом в честь святого находятся мощи преподобного Романа. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Благовещенский Киржачский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1358 Статус: действующий Телефон: (49237) 2-22-33 ; (49237) 2-22-11 Адрес: Владимирская обл., Киржачский р-н, г. Киржач, ул. Гагарина, 27 Сайт: http://www.kirobitel.ru/ Мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским в 1358, в момент временного ухода преподобного из Троицкого монастыря. На протяжении своего существования подчинён Троице-Сергиеву монастырю, однако при этом был довольно многолюден и богат. Помимо церквей к сер. XVIII в. были выстроены каменные кельи и ограда с башнями. Упразднён в 1764, монастырские церкви превращены в приходские. В годы советской власти церкви закрыты. Восстановлен в 1995 как женский. Подробнее... Храмы [ править править код ] Храм Георгия Победоносца в с. Ильинском Храм Георгия Победоносца в Ильинском [ править править код ] В летний солнечный день интересной может быть пешая или велосипедная прогулка к церкви Георгия Победоносца (1823) в с. Ильинском. Нужно сойти с электропоезда в Санино (примерно посередине между Киржачом и Ореховом-Зуевом) и пройти около 6 км. Сначала до д. Старово, потом тропа ведёт через луга и перелески к с. Ильинское. Особенно живописна здесь река Киржач, узкая и извилистая, со множеством мест, подходящих для купания и, соответственно, облюбованных дачниками. Вода немного загрязнена городом Киржач, но для купания пригодна. Перед храмом нужно перейти р. Киржач по шаткому подвесному мосту. Сам храм для этой глуши неожиданно большой. Знатоки говорят, что резьба иконостаса выполнена в знаменитой в прошлом аргуновской традиции. Ввиду малонаселенности села храму живётся трудно. Проезд из Москвы [ править править код ] С Центрального автовокзала через Киржач идёт более 7 автобусов в день (на Киржач, Юрьев-Польский и Кольчугино). Время в пути – 1 ч 30 мин. Киржач находится на линии, соединяющей Александров и Орехово-Зуево. Электропоезд от Александрова идёт до Киржача в среднем 35 мин, от Орехова-Зуева – 50 мин. Около 10 поездов в день в каждом направлении.

http://azbyka.ru/palomnik/Киржач

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы в девичьем монастыре во Владимире». Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в девичьем монастыре во Владимире». Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) Время разрушения собора и строительства на его месте нового, сохранившегося до наст. времени неизвестно. По предположению Н. Н. Воронина , с к-рым согласны мн. др. исследователи, собор пострадал в 1411 г. при набеге царевича Талыча и был перестроен в кон. XV - нач. XVI в. (Зодчество. Т. 1. С. 441). Однако особенности архитектурного облика храма (композиция фасадов, характер декора и трактовка интерьера) указывают на то, что он был построен в 40-50-х гг. XVI в.- период расцвета монастырского строительства, связанного с увеличением доходов не только крупных, но и средних обителей за счет земельных вкладов, пожалований, выдачи царем Иоанном IV руги из казны. В эти годы были воздвигнуты каменные соборы дмитровского во имя святых Бориса и Глеба , киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы , московского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Симонова мон-рей , Медведевой пуст., клинской Успенской обители и др. Эти постройки возникли после прекращения деятельности на Руси итал. мастеров и знаменовали возврат к традициям среднерус. зодчества XV в. План сохранившегося Успенского собора определен конфигурацией храма XIII в. Собор, как и др. значительные храмы сер. XVI в., перекрыт повышенными подпружными арками, несущими одну световую главу. Стены собора венчают закомары с килевидным завершением, над к-рыми поставлен 2-й ряд кокошников. 3-й ряд образуют кокошники, декорирующие постамент барабана. Характер профилировки архивольтов закомар и кокошников, а также карнизов апсид и барабана аналогичен убранству соборов киржачского Благовещенского, дмитровского Борисоглебского и московского Рождество-Богородицкого мон-рей. С двумя последними Успенский собор объединяет и присутствие в декоре «городков» - своеобразных кронштейнов, помещенных в этих постройках в основаниях карнизов. Еще более сближает Успенский собор с др. храмами сер. XVI в. важная деталь - повтор цоколя, отделяющего подклет от основного яруса. В соборе подклет отсутствует, но под окнами апсид помещен имитирующий его профилированный цоколь. Вероятно, такой прием был вызван включением в объем храма нижних участков стен нач. XIII в., утолщенных кирпичной обкладкой. Логику построения внутреннего пространства акцентируют импосты, отмечающие на столпах пяты подпружных арок и арок, перекинутых от опор к боковым стенам. Им соответствуют импосты на внутренней поверхности стен храма. Карниз проходит и в основании пят алтарных сводов. В 1781 г. на существовавшем с XVI в. барабане храма был надстроен восьмерик с новой луковичной главой из белой жести.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Более трагической оказалась судьба Сергиевской ц. По распоряжению Киржачского УИК с 1923 г. музей сдал храм в аренду немногочисленной обновленческой общине (20 чел.). При обновленцах храм обветшал и пришел в запустение. В ночь на 2 марта 1928 г. в церкви осквернили переданную обновленцам раку прп. Романа Киржачского, из храма похитили серебряную ризу, украшавшую раку, венец с иконы «Страсти Божией Матери», венец с иконы прп. Сергия, а также 3 серебряные и медные лампады. 25 авг. по решению Киржачского горсовета в связи с нарушением общиной верующих условий договора, допустившей хищение имущества, имеющего музейную ценность, и отсутствием ремонта здания договор с обновленцами был расторгнут. Неск. лет храм пустовал, в 1932-1934 гг. был взорван. Одновременно с Сергиевской ц. разрушили часовню прп. Сергия, дом причта, где с 1923 г. находилась школа 2-й ступени, и значительную часть монастырской стены. Всехсвятский храм с 1923 г. и до кон. нояб. 1929 г. арендовала каноническая тихоновская община верующих. Первоначально в ней числилось 779 прихожан. Община пыталась предотвратить закрытие церкви, направляя жалобы в различные инстанции и посылая ходоков в Москву. Служба в храме продолжалась до февр. 1930 г. Вскоре Киржачское ОГПУ арестовало священнослужителей и наиболее активных членов церковного совета. Они были осуждены за антисоветскую деятельность, а храм был закрыт. Опустевшее здание Киржачский горсовет намеревался разрушить и продать «на щебень» конторе «Ивстрой». Но, не получив разрешения областного руководства, в церкви устроили общественную столовую. С колокольни были сняты колокола. К 1936 г. храм был переоборудован под пекарню местной потребкооперации. Хлебокомбинат просуществовал до 90-х гг. XX в. Братский корпус, служивший церковной сторожкой, с 1923 по 1927 г. находился в ведении музея. Верхний этаж использовался под б-ку, часть помещения занимал сторож Всехсвятской ц., к-рый за жилплощадь и покос на территории музея охранял и музей. С 1927 г. нижний этаж стал сдаваться внаем квартирантам. Здания, остававшиеся без ремонта более 30 лет, ветшали и разрушались. В нач. 60-х гг. XX в. было принято решение о реставрации фасадов Благовещенского собора и Спасской ц. Работы проводились в 1963-1964 гг. владимирскими реставраторами под рук. архит. И. А. Столетова. Внутри зданий помещения только побелили. 20 лет храмы оставались бесхозными. В 1983 г. городские власти приняли решение об использовании памятников под общественные нужды. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей; на 1-м этаже Спасской ц.- молодежный клуб, на 2-м - установить игровые автоматы; в зап. части галереи собора - обустроить киоски для продажи сувениров и напитков. В защиту памятников архитектуры выступила общественность города. После серии статей в прессе храмы были переданы РПЦ. Восстановление К. м. в 1990-2014 гг.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Благовещенская Киржачская обитель, управляемая после преподобного Романа многочисленными настоятелями и строителями, находилась в ведении Троице-Сергиевого монастыря. Из почтения к памяти основателя обители, преподобного Сергия Радонежского, его близкого ученика и сподвижника, преподобного Романа Киржачского, многие князья и бояре вносили крупные вклады в Благовещенский монастырь. Монастырские крестьяне освобождались от пошлин, разрешались рыбные ловли, оказывались и иные льготы. Державные князья, российские государи, именитые боярские фамилии оказывали внимание монастырю, но наибольшее попечение о нем имели бояре Милославские, фамильная усыпальница которых была устроена под церковью Всемилостивого Спаса. Известный царский изограф Симон Федоров Ушаков в 1659 году написал для монастыря образ Господа Иисуса Христа с предстоящими преподобными Сергием и Никоном. Во все время своего существования Киржачская обитель имела достаточные средства, а потому могла оказывать значительную помощь больным и неимущим. В числе многих русских монастырей, в 1764 году Благовещенскую обитель упразднили и обратили в приходскую церковь. Имущество передали в Троице-Сергиеву лавру, а братство было разослано по другим монастырям. В середине XIX века семья Соловьевых, жителей города Киржача, приняла на себя особое попечение о бывших монастырских храмах, отремонтировав их и обновив настенную живопись. Главный храм обители во имя Благовещения IIpecbяmoй Богородицы построен в конце XV - начале XVI века по подобию Троицкого собора монастыря преподобного Сергия. В его подклете некогда был придел в честь равноапостольных царей Константина и Елены. Вторую церковь XVI века посвятили преподобному Сергию Радонежскому, устроителю святой обители на Киржаче. Храм во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса выстроен в 1656 году Иоанном Андреевичем Милославским, впоследствии его подклет стал родовой усыпальницей Милославских. Последняя церковь была устроена на территории монастыря братьями Соловьевыми на месте погребения своих родителей в XIX веке и посвящена Всем святым.

http://pravicon.com/info-3280

В 1963-1964 гг. Благовещенский собор вместе с храмом Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора И.А. Столетова в научно-реставрационных мастерских Владимира. В результате двухлетних работ над собором установили новый, покрытый лемехом купол и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным. В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980–1990-х гг. велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году Благовещенский собор вернули Русской Православной Церкви. Главный храм, бывший первоосновным в Киржачской обители, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, по архитектуре сходный с Троицким храмом Лавры Сергиевой, неизвестно кем и когда созданный, построен из кирпича; стены этого храма со всех четырёх сторон оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями, оконечностей которых до самого цоколя на каждой стороне выложены по четыре полуколонны, из которых две по углам, а остальные по сторонам, дверей храма. В восточной стене храма сделаны три полукруглые выкладки, для помещения в них, по обычаю древности, среднего отделения алтаря, где святой престол, предложения и дьяконника. Поверх купола устроен восьмигранник, на котором выложен круглый фонариум (барабан) с восьмью узкими, продолговатыми, вверху полукруглыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками, а кругом таковыми же обводами; под украшениями, сделанными над окнами, проведены лепные - один решётчатый, а другой зубчатый - карнизы. К последнему карнизу вплотную примыкает большая, устроенная из железа и окрашенная масляными красками глава, на вершине которой на утверждённом вызолоченном яблоке установлен железный окованный вызолоченной медью крест, прикреплённый к главе четырьмя цепями. Под главою по нижнему обрезу её приделан медный позолоченный узорчатый с прорезью бордюр. Благовещенский храм покрыт железом, окрашенным масляной краской. В полукружиях, поднимающих свои верхи выше крыши, со всех четырёх сторон живописные священные изображения. Высота Благовещенского храма от пола до карниза купола 25 аршин (аршин=71,12 см), высота купола 3 аршина и один вершок (вершок=4,45 см), высота фонариума (барабана) 5 аршин, а диаметр его 5 аршин 2 вершка; восьмигранная над куполом накладка высотою в 2 аршина. Размер храма от восточной стены до западной, включая сюда и пристроенную галерею 11 1/2 саженей (сажень=2,133 м), - от южной стены до северной 10 саженей, а сама галерея шириной 2 сажени.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Святой храм Благовещения устроен весьма прочно. Купол его опирается с одной стороны на два четырёхугольных столпа, отделяющих храм от трапезы, а с другой на кирпичную стену, отделяющую алтарь от храма, имеющую в себе три прохода - средний, где царские врата, и боковые - для северной и южной дверей. Пол храма весь чугунный, положен на сводах, под которыми устроены, параллельно устройству храма, помещения, где вероятно, был некогда придел Св. царя Константина и Матери Елены и где, под правым отделением Благовещенского алтаря - дьяконником, погребён преподобный Роман, первый ученик преподобного Сергия и преемник игуменства его в Киржачской обители. Три двери храма устроены из дерева и, обитые железными полосами, отделаны под бронзу. С трёх сторон храма - западной, южной и северной - устроена из кирпича плотной прикладкой к стенам храма галерея, через которую, по приделанным к ней с северной и южной сторон крыльцами, входят в Благовещенский храм. Внутрь весь Благовещенский собо и галерея его украшены живописью, которая в самом храме произведена была в 1857 году Александром Петровичем Соловьёвым и в галерее в 1878 году живописцем Ильёй Яковлевичем Яковлевым. В 1885 году Благовещенский собор был заново расписан московским живописцем А. Я. Стороженко, орнаменты в стиле XV века были выполнены художником Д. П. Новгородским. Пол в галерее мозаичный. Иконостас в соборном храме устроен из дерева в три яруса, окрашен масляной краской светло-бирюзового цвета, в нижнем и втором ярусах украшен двадцатью позолоченными колоннами и весь позолоченной резьбой. В иконостасе установлено 47 икон, из которых две местные - Смоленской Божией Матери и храмовая Благовещения с дорогими серебряными ризами. Новый иконостас в современном стиле был поставлен и вызолочен на полимент в 1896 году на пожертвования дочери купца 1-й гильдии А. А. Соловьёва, Марии Александровны (Недыхляевой). Большое число икон хранилось в соборной ризнице. Среди них были дарственные иконы, часто именные, от людей, по милости Божией исцелённых от разных недугов по молитвам преподобных. Среди них были иконы с изображением почитаемых преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь. Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель. Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, он, избегая ссоры с родным братом Стефаном, предположительно в 1354 году тайно покинул Троицкий монастырь и вместе со своим преданным учеником Романом направился сначала к своему духовному другу преподобному Стефану Махрищскому, а потом занялся поисками места для собственного пустынножительства. Тогда он и облюбовал местечко на высоком левом берегу реки Киржач, где поселился, предавшись трудам и молитвам. За преподобным потянулись его духовные чада. Святитель Алексий, митрополит Московский благословил прп. Сергия на постройку небольшой деревянной церкви, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. На берегу Киржача прп. Сергий Радонежский прожил четыре года, а потом возвратился в Троицкую обитель, оставив вместо себя игумена Романа, получившего позже прозвище Киржачский, который считается первым официальным настоятелем Благовещенской обители. Прослужив в этой должности почти сорок лет, Роман Киржачский серьёзно умножил монастырское хозяйство. Преподобный преставился в 1392 году, в один год со своим духовным учителем, и был похоронен у стен Благовещенской церкви. Киржачская святая обитель во все годы пользовалась вниманием русских царей, князей и бояр, которые систематически одаривали её сёлами и угодьями. К середине XVI века Благовещенский монастырь вошёл в число 14 приписных монастырей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а настоятель его занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. В нём подвизалось 90 монахов, а владения монастыря разрослись до нескольких уездов. К середине XVII века в монастыре было уже три храма - Благовещенский, Сергиевский и Всемилостивого Спаса, построенные за минувшие столетия. Последний возвели на средства боярина Ивана Андреевича Милославского в 1656 году рядом с Благовещенским храмом, над могилами родителей боярина. Здесь впоследствии была устроена фамильная усыпальница рода Милославских. Увы, в 1764 году Екатерина Великая издала Манифест о секуляризации, согласно которому монастырь упразднялся, а его имущество передавалось Троице-Сергиевой Лавре. Братию перевели кого в Лавру же, остальных в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские церкви получили статус приходских. В середине XIX веке их заново расписали, а оплатил все расходы основатель шёлковой промышленности в Киржаче Александр Петрович Соловьёв. Позже, в течение пяти лет, начиная с 1864 года два его сына Пётр и Александр профинансировали строительство храма Всех Святых с высокой колокольней. В советские годы в нём размещался городской хлебозавод. Храм Сергия Радонежского вообще был разрушен. А в годы Великой Отечественной войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском. Преподобный Афанасий Высоцкий Высоцкий Зачатьевский монастырь Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь. Преподобный Роман Киржачский Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря. Преподобный Леонтий и Савва Стромынские Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «... чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом». Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкий Воскресенский монастырь Основали Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь. Преподобный Ферапонт Боровенский Успенский Боровенский монастырь Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь. Преподобный Савва Сторожевский После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Преподобный Никита Костромской Богоявленский монастырь Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

После закрытия монастыря большевиками и до начала 1960-х гг. в древней обители царили запустение и разруха. В 1963-64 гг. были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой. В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодёжный клуб, на втором - установить игровые автоматы. В Благовещенском храме планировалось открыть музей. Горожане, как и в былые времена, должны были проходить к этим зданиям через Святые ворота, которые также пришлось отреставрировать. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980-1990-х гг. велись с нарушением технологий, монастырские строения пришли в аварийное состояние. Летом 1990 года Благовещенский и Спасский храмы были возвращены РПЦ. Паломники и прихожане стали попадать в монастырь через калитку в восточной стене обители. Святые воторота с тех пор стоят закрытыми на замок, а в арке для въезда в обитель сейчас оборудован стихийный склад стройматериалов, образованный в результате реставрационных работ на территории обители, а также следы деятельности городского хлебокомбината, просуществовавшего до середины 1990-х гг. в соседнем храме во имя Всех Святых. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Главная святыня Свято-Благовещенского монастыря - мощи первого Киржачского игумена преподобного Романа. К ним в первую очередь с верою и надеждою стремятся паломники, посещающие обитель, у них молятся и получают просимое. Устроив монашескую жизнь в новой обители и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман отошёл ко Господу 29 июля (11 августа по новому стилю) 1392 года. Ученики с молитвами и слёзами похоронили своего игумена под алтарём Благовещенской церкви. В усыпальнице, где почивали под спудом мощи святого Романа, по стенам со временем был устроен деревянный резной иконостас с семью иконами.

http://sobory.ru/article/?object=00208

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010