Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Это был древний и славнейший город —183— Финикии 1840 , отстоявший к северу от Тира на 5 географ 1841 . Основание его возводят ко времени Сидона, первенца Ханаана, сына Хамова 1842 из пророчества па­триарха Иакова очевидно, что он был уже известен еще до Моисея 1843 . Гомер говорит о нем, как уже о знаменитом городе, а о Тире он умалчивает 1844 . При разделении земли обетованной Сидон достался в удел Ассирову колену 1845 , но израильтяне все таки не в состо­янии были завоевать его ни тогда, ни после 1846 . Св. пи­сатель кн. Иисуса Навина называет Сидон великим 1847 . На тамошних монетах он обыкновенно называется «ма­терью Тира, Арада 1848 . Сидон настолько возвышался над всею Финикиею, что обычно понятие: сидонский было тож­дественно с понятием: финикийский и у евреев, и у гре­ков, и у римлян; в этом именно смысле в Ветхом Завете упоминаются сидонския божества 1849 , женщины 1850 , купцы 1851 , сидонский язык 1852 , сидоняне 1853 , даже и сам Сидон 1854 . Гомер называет Финикию Сидонией 1855 , финикийские ткани и производства он называет сидонскими 1856 . Такое важное значение Сидона обусловливалось его силою и богатствами. Расположенный у самого берега Средизем­ного моря 1857 , он имел две, хорошо устроенные га- —184— вани 1858 ; при необыкновенно сильно развившемся у сидонян искусстве и любви к мореплаванию, Сидон сде­лался средоточным пунктом всей торговли Средиземного моря. Затем предприимчивые купцы – сидоняне проложили и сухопутные торговые дороги на восток чрез высокий Ливан, которым удивляются еще и в настоящее время; чрез это сосредоточилась здесь и сухопутная торговля 1859 . При этом в самом городе была необыкновенно сильно развита обрабатывающая промышленность: тут были гро­мадные стекольно-плавильные фабрики 1860 , ткацкие мастер­ские и другие мануфактуры 1861 ; тут процветало строитель­ное искусство 1862 . – Хотя к описываемому времени Синон и много утратил из своего ранейшего могущества, самым цветущим периодом которого, без сомнения, должно признать первый (1500–1209 до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Freiburg im Breisgau. 1872. 9 . Н. Kiepert. Lehrbuch der alten Geographie. Berlin. 1887. 10 . M. L " Abbé V. Angessi. Atlas géographique et archéologique pour l " étude de l’ancien et du nouveau Testament. Paris. 1876. 11 . K. Spruner. Historisch-Geographischer Hand-Atlas zur Geschichte Asiens, Africa’s, America’s und Australiens. Zweite Auflage. Gotha. 1855. 12 . Th. Menke. Orbis antiqui descriptio. Editio tertia. Gothae. 1860. 13 . Riess. Bibel-Atlas. Freiburg im Breisgau. 1887. Другие сочинения и журнальные статьи, которыми пользовался автор, здесь не перечисляются, но цитируются только в своем месте. 13 Подробное перечисление источников и пособий, бывших в распоряжении автора, делается не столько для того, чтоб дать читателю полный ключ к проверке предлагаемого исследования, сколько для того, чтоб облегчить будущим труженикам в этой области нелегкую работу по собиранию этих источников. 14 Так как эти, принятые в науке, сокращения для обозначения различных кодексов, древних переводов и святоотеческих творений с священным текстом, вполне понятны только людям занимающимся научным изучением Свящ. Писания, а для других – немые иероглифы, то автор, не имея возможности каждый раз делать раскрытия сокращений, в видах облегчения пользования своим трудом, а отчасти и по другим соображениям, считает нужным это раскрытие сокращений сделать особо, в настоящем примечании. В данном случае будут раскрыты сокращения наименований только тех кодексов, в которых содержится текст книги Деяний и Посланий св. Ап. Павла. 1. Кодексы и фрагменты. N (aleph) – codex Sinaiticus Petropolitanus saeculi IV medii. Он известен в нескольких других списках, которые обозначаются через N (aleph) же с латинскими буквами: а, b, с, са, cb с правой стороны, вверху. А – codex Alexandrinus Musei Britannici saeculi V. B – codex Vaticanus (num. 1209) saeculi IV. – Другие списки обозначаются чрез прибавление там же 2, 3, С – codex Ephraemi Syri saeculi V fere medii. – Другие списки – чрез прибавление там же 2, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Есть мнение, что особенное почтение, каким окружен был со стороны иудеев св. Иаков Праведный, брат Господень, обусловливалось тем, что он был назореем, в каковом факте соединялись и отображались все лучшие качества этого праведного хранителя Моисеевых уставов. – Фаррар. Первые дни христианства. Пер. Лопухина . СПБ.1888. Стр.332. Renan. Paulus. (Нем. перевод) 1869. Leipzig. S.267. – Знаком большой и искренней преданности закону Моисееву считалось даже одно принятие на себя лишь только тех издержек, которые необходимы для назореев при окончании их обета. Когда, напр., Агриппа I желал показать иудеям свою преданность их религии, то он для этой цели избрал, как самое наилучшее средство, уплату издержек за нескольких назореев (Iosephus Flavius. Antt. XIX, 6, §1). Равным образом, во время следующего путешествия св. Павла в Иерусалим Ап. Иаков и пресвитеры, предвидя возмущение против него иудеев, которые наслышались о нем, что он всех иудеев, живущих между язычниками учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям, – как наилучший способ фактического опровержения этих слухов, предложили ему взять на себя издержки четырех назореев и очиститься с ними; и узнают все, добавляют они, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам продолжаешь соблюдать закон ( Деян.21:20–24 ). В данном случае Ап. Иаков и пресвитеры потому не предложили св. Павлу принять на себя сам обет назорейства, что было бы особенно целесообразно и действенно, что ему нужно было поспешить своим опровержением слухов (верно соберется народ, ибо услышат, что ты пришел), между тем как самый краткий срок, на какой можно принимать обет назорейства, продолжался тридцать дней. – Mischna Nasir. 1, 3. Cf. Iosephus Flavius. De bello Iudaico. II, 15 §1. – По крайней мере, Мишна не упоминает периода, короче этого, для временного обета – Ср. Фаррар. Жизнь и труды св. Ап. Павла. Цит. изд., стр.1027, прим.1855. 164 Определить точно период времени, на который св. Павлом был дан обет назорейства, довольно трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Оно писано при Алексее Комнине, и притом не в первые годы его правления, но не позже 1091 года, всего вероятнее – около 1088 или 1089 года. 2) В эти годы Константину было около 14–15 лет, что вполне согласно с описанием его Физических занятий (ibid., I, с. 4, col. 257: он отличается в искусстве верховой езды, ловко владеет копьем и луком, никому не уступает в смелости на охоте и пр.); что, далее, вполне согласно с его умственными занятиями, имеющими своею целью облагорожение языка, развитие ума, приобретение исторических познаний под руководством многих наставников (ibid. I, 13, col. 265). Среди многих наставников занимает место и Феофилакт, тогда еще не носивший архиепископского сана. Он прямо называет себя учителем Константина и гордится этим званием. Что в это время, то есть, в 1088–1089 годах, Феофилакт не занимал еще архиепископской болгарской кафедры, это не подлежит ни малейшему сомнению, несмотря на довольно, впрочем, странное заглавие сочинения. Феофилакт не только не упоминает ни одним словом ο высоком духовном сане, не только ни слова не говорит ο Болгарии, что составляет постоянную тему его писем, но прямо называет себя жителем столицы, «счастливого» Константинополя (ibid. I, 3,col. 256: οχ ρς γρ τοι και τους τν δνδρων καρπος, ος ντρυμεν ο τς εδαμονος οκτορες πλεως). Этим устраняются как возражения ученого Паги против указаний Дюканжа, так и все другие предположения, между прочим и то, которое высказано в предисловии к русскому переводу Толкования Феофилакта на Евангелие (Благовестник, Ч. I, стр. 7, в приложениях к Правосл. Собеседнику 1855 г.). Второе сочинение Феофилакта, имеющее для нас первостепесную важность и несколько раз приводимое в статье, есть его речь к императору Алексею Комнину. Несмотря на то, что она не имеет даты, мы отнесли ее к 6-му января, к празднику Крещения. Феофилакт говорит в своей речи ο юном сыне Алексея и его супруги Ирины, который уже присутствует при торжестве, «смотрит уже с острым вниманием», но еще представляется «птенцом, ожидающим крыльев».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. И. Мазаев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Дей Иванович (1855, с. Ново-Васильевка Бердянского у. Таврической губ.- 20.05.1922, Моздок Осетинского окр. Горской АССР (ныне Сев. Осетия)), баптист. пресвитер. Один из основателей Союза русских баптистов (1884). В 1888-1917 гг. неоднократно избирался его председателем. Создатель и 1-й редактор ж. «Баптист» (1907-1909, 1912, 1917 - нач. 1918). Род. в семье молокан, сосланных в Таврию за отход от Православия. По окончании ссылки в 1867 г. семья Мазаевых переселилась на Кубань, где М. и его младший брат Гавриил познакомились с учением баптистов . 11 нояб. 1884 г. братья вместе с женами были крещены в р. Кавалерке пресвитером Нововасильевской общины баптистов В. Р. Колодиным. В 1885 г. М. был избран пресвитером местной баптистской общины. В 1886 г. на 3-м съезде Союза баптистов М. был избран зам. председателя, а на 4-м съезде (дек. 1887 - янв. 1888) - председателем Союза баптистов России и переизбирался на эту должность до 1909 г. (а также возглавлял Союз в 1917). В апр. 1896 г. умер отец М., оставив сыновьям большое состояние, к-рое они продолжали развивать (М. даже вывел новую породу овец, получившую название «мазаевская»). Финансовая независимость позволила М. делать солидные пожертвования Союзу русских баптистов, издавать на свои деньги духовную литературу, финансировать издание ж. «Баптист». Он также оказывал финансовую помощь И. С. Проханову в издании ж. «Беседа», поддерживал благовестников (баптист. проповедников-миссионеров), оказывал помощь нуждающимся. В 1915 г. он построил молитвенный дом в Нахичевани-на-Дону (ныне территория Ростова-на-Дону). В 1905 г. М. вместе с В. В. Ивановым, В. Г. Павловым и В. А. Фетлером представлял Союз русских баптистов на I Всемирном конгрессе баптистов, где был учрежден Баптистский всемирный альянс . М. выступал за объединение баптистов с евангельскими христианами и поддержал изменение самоназвания организации на новое - «евангельские христиане-баптисты». В дек. 1917 г. в Хасавюрте, защищая свой дом и семью от грабителей, М. случайно убил одного из нападавших. Местная баптист. община наложила на него отлучение, но позднее, оценив искренность и глубину его покаяния, приняла М. обратно. В годы гражданской войны М. много скитался, пока не нашел приют у единоверцев в Моздоке, где и оставался до конца своих дней. Лит.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989; Мазаев Г. И. Воспоминания. К., 1992; Нагирняк А. П. Подвижники веры. К., 2014. И. Р. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики

http://pravenc.ru/text/2561218.html

С о. Феодором прот. В. П. Вишневский должен был познакомиться по службе в Казанской Академии. 88 Не тот ли это служитель, о котором пишет 15 и 16-го ноября 1855 г. студент Лаврский: «Митрополит, в проезд о. Феодора (через Москву) дал ему служителя – великана, который и живет теперь здесь в Академии. Преосвящ. Филарет, должно быть, любит о. Феодора» («Бог. Вести», 1906, Т. 2, Май, стр. 110). 89 Лев Петрович Полетаев, в монашестве Григорий, из Нижегородской Духовной Семинарии, 1-й магистр V курса (1850–1854 г. г.) Казанской Дух. Акад. Оставлен бакалавром при Академии по кафедре Св. Писания (Знаменский, –Ист. Каз. Дух. Акад., Вып. З-й, стр. 379). Родился в 1826 г. Он состоял в должности помощника инспектора в инспекторство о. Феодора. Молодой, неопытный, горячий, он ссорился со студентами, а неприятности приходилось расхлебывать о. Феодору (см. у 3наменского, – id., Вып 1-й, стр. 177–178, 181). С 1864 г. иеромонах Григорий взял на себя должность эконома Академии, ознаменованную делом о дровах (id. стр. 230–236). В 1853–1859 г. г., по поручении Св. Синода, переводил часть Евангелия на русский язык (id., стр. 285), а в 1863–1867 г. г. – часть Псалтири (id., стр. 286). С 1854 г., по строгому предписанию Преосвященного Григория и затем под давлением Преосв. Агафангела, на Иеромонаха Григория был возложен обязательный, поурочный перевод Благовестника бл. Феофилакта для «Православного Собеседника» (id., Вып. 2-й, стр 534). С 1856 г. ему поручено было, кроме преподавания Св. Писания, еще преподавание герменевтики, а в 1858 г. – еврейский язык. – Служба Иером. Григория при Академии была довольно несчастная и плохо ценилась начальством. Одно уже то, что он 13 почти лет просидел на одной кафедре Св. Писания и не имел ни одной административной должности, кроме должности помощника инспектора, показывает, что он был каким-то опальным человеком, потому что так долго без движения по службе не служил, кажется, никто из ученых монахов того времени. – До 1864 г. он не получал ни одной награды – (3наменский, – id., Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

524 Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении. § VII//Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С 191–199. 525 Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении. § VII//Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 199. 535 Последовательное изложение церковных служб и обрядов. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. T. I. – СПб., 1855. 554 Олесницкий И. Символическое учение лютеран о Таинстве Евхаристии и несостоятельность этого учения. – Каменец-Подольск, 1894. С. 45–46. 567 Его же. Третье слово о святых иконах//Приложение к «Православному исповеданию или изложению российской веры Петра Могилы ». – М., 1996. С 169–170. См. об этом подробнее пункт «Непричаствуемость» Божественной сущности в евхаристическом контексте». 585 Его же. Благовестник или толкование на святое Евангелие. В. 2х ч. Ч. И. Евангелие от Иоанна. – М., 1993. С. 365. 587 Его же. Благовестник или толкование на святое Евангелие. В. 2х ч. Ч. II. Евангелие от Иоанна. С. 366. 618 Его же. Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова. (Гомилия 58). П. 6. П. 7//Беседы (омилии). – М, 1993. Часть III. С. 162. 621 Там же. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. П. 16. – www.pagez.ru 625 Там же. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. П. 19. 627 Дунаев А.Г. Православное учение о Евхаристии в контексте паламитских споров. – www.danuvius. orthodoxy.ru/eucharis.htm 628 В этом вопросе он уточнил учение предшествовавших отцов, в частности святителя Григория Нисского , который, по причине отсутствия в его время чётко выраженного богословского различения Божественной сущности и нетварных энергий, говорил о «причаствовании Божественной сущности». (Бирюков Д.С. Св.  Григорий Нисский . Полемика с Евномием//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. T. I. M. – СПб., 2009. С. 321). В своей работе под названием «Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности» святитель Григорий Палама рассматривает целый ряд высказываний святых отцов о приобщении к Божеству и ряд высказываний тех же отцов о непричаствуемости Божеского естества. Разрабатывая учение о нетварных энергиях, Палама утверждает, что между всеми этими высказываниями отцов противоречия нет. См. об этом пункт «Непричаствуемость» Божественной сущности в евхаристическом контексте».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

4. «Лебедь», или «Славословный» (т. е. употребляемый в те дни, когда положено петь великое славословие), вылитый для лавры в 1594 году Борисом Феодоровичем Годуновым, имеющий весу 625 пудов, висящий на середине третьего яруса колокольни. 5. «Переспор» (названный так потому, что при общем звоне, или звоне во вся, забивает другие колокола), или «Вседневный», вылитый по заказу лавры в Москве в 1780 году, имеющий весу 315 пудов и 28 фунтов, висящий в четвертом, или предпоследнем, ярусе колокольни. 6. «Панихидный» колокол, купленный в Москве в 1796 году, имеющий весу 106 пудов и 25 фунтов, висящий в восточном пролете третьего яруса. О колоколе преподобного Никона, который еще в 1641 году (см. опись) висел на колокольне в числе малых колоколов, см. выше, в речах об этой последней церкви (с. 202). На колокольне находятся большие боевые часы с циферблатами вверху третьего яруса на все четыре стороны, выбивающие не только часы, но и четверти, сделанные в 1781–1784 годах одним Тульским ружейником. В нижнем ярусе колокольни устроена в 1855 году рухлядная палата, разделенная на два этажа. Нынешняя колокольня поставлена не на месте прежней колокольни, а на месте прежней трапезы. Прежняя колокольня находилась или вплотную у западной стены Духовской церкви, над входом в нее, или же между Троицким собором и Духовскою церковию, но только ближе к Из описи монастыря 1641 года мы выпишем речи о прежней колокольне с дополнительными речами о всех бывших тогда в лавре колоколах и о бывших тогда в ней башенных часах. «В Троицком монастыре межь церквей пресвятые Троицы и Сшествия святаго Духа колоколница каменая. А на колоколнице колоколов больших и середних и менших: Колокол болшой благовестной, стоит вверху, благовестят в него в празднества болшие, а сколько в нем пуд весу, не подписано. Колокол другой благовестной, весу в нем шестьсот двадцать пять пуд, благовестят в полелиостные (sic., т. е. полиелеостные, полиелейные) празднества. – Оба те колокола дачи царя и великаго князя Бориса Федоровича всеа Руссии (в числе нынешних эти колокола указаны выше под 3 и 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Слова Филарета, митр. московск. изд. 1861 г. III, 6. 178 Толкование св. Иоанна Златоустого. Бесед. на Еванг. Матф.“, ч. 3, стр. 398. 179 Твор. св. Ефрема Сирина», Москва, 1858 г., ч. 2, стр. 328, 399. 180 Выражение св. Кирилла Иерусал. „Твор. св. отцов», Москва, 1855 г., т. 25, стр. 264. 181 Толкование св. Иоанна Златоустого. „Бесед. на еванг. Матф.“, ч. 3, стр. 339. 182 Толков. блаж. Феофилакта. „Благовестн.», ч. 1, стр. 419. 183 Выражение св. Кирилла Иерус. „Твор. св. отцов», т. 25, стр. 265. 184 „Благовести.“, ч. 1, стр. 423. 185 «Твор. св. отцов“, Москва, 1852 г., т. 19, 443. 186 „Твор. св. отцов», Москва, 1848 г., т. 11, стр. 166. 187 Там же, стр. 168. 188 „Твор. св. отцов“, Москва, 1844 г., т. 3, стр. 94. 189 „Твор. св. отцов», Москва, 1852 г., т. 19, стр. 444. См. также т. 21, стр. 65. «Благовестн.“ блаж. Феофил., ч. 1, стр. 423. 190 «Благовестн.“, ч. 2, стр. 201. Сн. также св. Иоанна Златоустого. „Бесед. на еванг. Матф.“, ч. 3, стр. 410. 191 „Твор. св. отцов», Москва, 1846 г., т. 7, стр. 166. Си. также толкование св. Исидора Пелусиота, „Твор. св. отцов», Москва, 1859 г., т. 34, стр. 79 – 80. 192 Примеч. Что такое праздные слова, за которые люди дадут ответ в день суда? Отвергните ложь и говорите истину (Ефес. IV:6, 25), учит св. ап. Павел. Он же требует, чтобы всякое гнилое, легкомысленное слово оставалось чуждо христианину (Ефес. IV:29), чтобы слово христиан было доброе и всегда с благодатию, приправленное солью, дабы они знали, как отвечать каждому (Кол. IV:6); этим он требует, чтобы в речи выражалась некоторая душевная красота. Относительно так называемого греха языка Спаситель говорит, что „люди в день суда дадут ответ за всякое праздное, ненадлежащее слово, какое они скажут“ (Мф. XII:36). Это предостережение от ненадлежащих, непристойных слов и указание на день суда должно наполнить нашу душу священным страхом. Что подразумевать под „праздными и ненадлежащими словами», это лучше всего мы поймем, если спросим: какие же слова надлежащие? или, когда наша речь бывает такою, какою она должна быть? Ответом на это должно быть то, что тогда наша речь бывает, какою она должна быть, когда она есть выражение истины, когда наша речь, будет ли она говорить о высочайшем и священном, или об обыденных, общественных и гражданских житейских отношениях, бывает истинною не только по своему содержанию, а и личною правдою в нас самих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010