от нач. XI до XIV в. еще неустойчива: святителя могут изображать средовеком, только вступающим в преклонные лета,- с короткими, но еще пышными волосами и бородой с лишь пробивающейся сединой - или же седовласым старцем с высоким выпуклым лбом, с залысинами, редкими волосами на маковке главы, белой, округлой, чуть разделяющейся надвое бородой; в его чертах проявляются признаки, известные по памятникам византийского происхождения: впалые щеки, крупный нос с горбинкой и широким завершением, миндалевидные глаза. Изображение т. н. Никейского чуда часто помещается при образе Н. в средниках житийных икон, напр.: на иконе из ц. свт. Николая «тис стегис» близ Какопетрии, Кипр (XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия); на иконе из ц. св. Маргариты в Бишелье, Апулия, Италия (XIII в., ныне в Пинакотеке, Бари). Визант. образцы имели большое значение и для памятников всего ареала, на к-рый распространялось влияние Византийской империи. Сохранились изображения Н. в произведениях ювелирного искусства: на геммах (напр., на аметистовой камее визант. работы (IX-X вв., частное собрание, Москва)); на изделиях, выполненных в технике перегородчатой эмали по золоту (на потире имп. Романа, X в., сокровищница собора Сан-Марко, Венеция); на Хахульском складне - окладе Хахульской иконы Божией Матери (кон. X - нач. XI в., Национальный музей Грузии, Тбилиси). Известны примеры резьбы и на др. материалах, которые ценили за их «нетленность» и долговечность (складень из слоновой кости (аворий), к-польской работы, XI в., ГИМ; серебряное блюдо к-польской работы в центре с медальоном с полуфигурой Н., окруженным медальонами с образами ангелов и св. воинов (ок. 1100, Черниговский гос. музей-заповедник)). С XII в. в декорации церквей, посвященных Н., известны изображения святителя с обращенными к нему в молении одним или неск. донаторами. Такие фрески служили своего рода настенными иконами; Н. в подобных композициях обычно представлен в рост, иногда с т. н. Никейским чудом (напр., в ц.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Его изысканность свидетельствует не только о мастерстве, но и о творческой зрелости резчика. Другой пример — так называемый Бамбергский аворий (разм. 18,7 11,6 см) из слоновой кости, около 400 г., в Баварском Национальном музее в Мюнхене, представляющий Гроб Господень в виде античного сооружения с ротондою и куполом, украшенного колонками и скульптурными фигурами; возле него двое стоящих стражей и сидящий возле закрытых дверей ангел, беседующий с жёнами; справа вверху — Вознесение, с изображением шествующего на небо юного Христа 17 . Раннесредневековые рельефы и пиксиды в целом дают богатый материал для наблюдений в плане трансформации элитарной светской резьбы в сакральную христианскую, сохраняющую свой классицирующий характер. В раннехристианском искусстве Рима особое место занимает мозаика церкви святой Пуденцианы у Эсквиливского холма, украшающая конху её апсиды, датируемая около 402–417 гг. 18 . На ней представлен тронный Христос с восседающими по сторонам Апостолами, между которыми ближайшее место занимают Пётр и Павел, на которых женские фигуры возлагают венки. На втором плане длинный портик, за которым вздымается холм, на вершине которого большой крест, украшенный драгоценными камнями. Д. В. Айналов сопоставил это изображение с описанием Голгофской скалы у очевидцев, указывающих на существование на скале Креста, и отметил, что “здесь в композицию привнесены довольно точные и близкие к действительности данные устройства и вида святых мест”. Композиция примечательна ещё и тем, что она представляет один из ранних вариантов иконографической схемы, изображающей Христа в славе, образ Которого оказывается в системе церковных росписей связанным именно с алтарной апсидой 19 . Церковное искусство IV–V вв. отмечено появлением монументальных росписей, украсивших многочисленные храмы, в том числе в Константинополе и Палестине. В этот период устанавливается большинство церковных праздников, связанных с Евангельскими событиями 20 . Им соответствуют иконописные композиции, в основном палестинского происхождения 21 .

http://pravmir.ru/hristianskaya-ikonogra...

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.– 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

И то суть фрязи сделали и поставили (под самым верхом тем непокрытым). Суть же дверцы трои у теремца того учинены хитро, яко решето хрестцы и теми дверцами влазят люди ко Гробу Господню... Есть святая церковь та Воскресения Христова кругла образом вся мокачна (округла) в длину и ширину сажен 30» 73 . Судя по этому описанию, отделка пещеры напоминала по крайней мере в XII в. формы ротонды храма Воскресения, и, несомненно, некоторые детали, здесь указанные, встречаются у Сильвии и на ампулах Монцы. В конце XVI в. Трифон Коробейников замечает также, что верх у великой церкви «не сперт [πετρον] над гробом Господним. А над самым гробом стоит приделец в той же церкви камен, аки церковь же на двое переделана 74 ». На основании этих данных, нужно полагать, что кувуклия или пещера Гроба Господня обработана была также применительно к общим архитектурным формам Анастасиса; это было миниатюрное подобие его: округлое основание с 12-ю колоннами, мерой 4 локтя в диаметре; вверху над этим сооружением теремок (трибун на колонках) с куполом, с тремя решетчатыми дверями. В виде ротонды планируют эту кувуклию Сепп, Вогюэ, Гюбт, Шик и др. – иногда лишь с небольшим отрезком со стороны входа. Близко подходит к этому описанию изображения на некоторых ампулах Монцы, где видим также колоннадное центрическое здание с покрытием округлым и вместе шатровым, с решетчатыми переплётами и дверями, увенчанное крестом (рис. 13–15), даже с лампадами, о которых упоминают Сильвия и игумен Даниил. Иные из ампул совершенно утрачивают этот вид кувуклии. Ротонда на Миланском диптихе (рис. 16–17) напоминает пирамидальный столп Антонина Пьячецнцского, но не имеет других примет, указанных игуменом Даниилом. На Британском авории (рис. 18) имеется теремок, но он не на колонках. Рис. 13–15. Ампулы Монцы Рис. 16. Часть Миланского диптиха Рис. 17. Часть Миланского диптиха Рис. 18. Британский аворий Теремок Бамбергского авория (рис. 19) на колонках, но цельное сооружение – базируется не на круглом, но прямоугольном основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В сознании скульптора события воскресения и вознесения могли сближаться между собой, подобно тому как они сближаются и в некоторых памятниках письменности: ангел объявляет св. женам, что Иисус Христос восстал, Его нет во гробе; где же Он? Он отошел на небо к Богу Отцу. Исторической точности в передаче события здесь нет; но ее нет, как увидим, и в первой сцене явления ангела: точка зрения скульптора иная. На наш взгляд, обе эти сцены составляют прямо передачу двух стихов из речи ап. Петра в Деяниях апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею… излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян. 2:32–33 ). Сходство полное, и искать иных оснований для объяснения второй сцены в псалтири (Кондаков) нет никакой нужды. По заключению Вейнгертнера 2499  и Мессмера 2500 , основанному на исследовании архитектурных форм гробницы Иисуса Христа, аворий этот относится к древнехристианскому периоду, именно по первому к V-VI вв., а по второму, быть может, даже к IV в. Античным характером отличается также диптих Тривульци 2501 : гробница – ротонда с куполом на прямоугольном основании; над ней ангел и вол – символы евангелистов; в середине, на террасе здания, два упавших стража в восточных еврейских одеждах; возле гробницы дерево, означающее сад; внизу возле дверей гробницы – ангел, без крыльев, сидящий на камне; к нему припадают две св. жены. Вход в гробницу украшен пальметами; на полуоткрытых дверях изображены: воскрешение Лазаря, призвание Закхея и беседа Иисуса Христа с неизвестным лицом: типы и композиции этих изображений – древнехристианские; Иисус Христос юный, в нимбе (кроме второго изображения). На авории Мейеровского музея в Ливерпуле VIII-IX вв. гробница – прямоугольное здание, и на нем небольшая ротонда с куполом на колоннах; один из стражей спит, опершись на террасу здания, другой внизу; тут же сидит ангел и беседует с тремя стоящими перед ним св. женами 2502 . На авории нарбоннском X в. 2503 гробница – высокая ротонда, узкого диаметра, с открытым входом, с куполом; ангел в нимбе; передняя из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Разнообразие их весьма значительно, и его можно было бы ещё усилить ссылками на памятники нумизматики и сигиллографии 92 . Обычно здесь проходит основная форма ротонды, но иногда ротонда стоит в связи с четырёхугольным зданием; иногда видим здесь различие диаметров ротонды внизу и вверху её и в некоторых случаях прямоугольное здание без ротонды. Вот почему до сих пор, не удалось ещё разрешить важный вопрос о том: какие из приведённых выше памятников могут быть рассматриваемы, как подражания храму Воскресения. Гарруччи считал таковыми ампулы Монцы, но мотивировал это единственно тем соображением, что последние идут из Иерусалима, где находится их прототип. Мессмер и Бок предпочитали Бамбергский аворий, с чем, однако, не согласен де Росси 93 . По нашему мнению, точной копии храма Воскресения нет ни на одном из этих памятников, хотя все формы храма на Бамбергском авории, по верному замечанию Мессмера, соответствуют эпохе Константина Великого 94 ; значительная часть приведённых памятников относится ко времени после персидского разгрома (614 г.). И время, и место, и личное настроение, и неодинаковая осведомлённость художников сделали здесь своё дело. Как ротонда, так и кувуклия, и соседние постройки подвергались разрушениям и изменяли свой вид. Художники, по тем или другим причинам, вносили сюда такие детали, которых в действительности никогда не было. В их сознании нередко выступали то специальные особенности большой ротонды, то кувуклии, то, наконец, позднейшего храма. И разобраться во всех деталях этого вопроса, особенно в вопросе о том, что именно держал в мысли художник – большую ли ротонду, или маленькую кувуклию, или то и другое вместе, – как явления сродные по духу и характеру форм, едва ли возможно. Но для наших целей решение этих вопросов не представляется необходимым. Достаточно и того, что в сознании художников так или иначе отражалась главнейшая часть храма – ротонда, уцелевшая до сих пор, и она представлялась в виде округлого здания. Ротонда эта, как по её назначению, так и по архитектурному строению и убранству, была главной частью всего сооружения, на которую обращено было внимание строителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Первое из этих толкований могло бы опираться на некоторые вещественные памятники, куда прежде всего относится минденский аворий 631 : осел у яслей Спасителя тот же самый, с тем же седлом, что и на соседнем изображении путешествия Марии и Иосифа в Вифлеем. В рукописи национальной библиотеки XV в. Ital. 115 вол и осел помещены в изображении путешествия в Вифлеем (л. 18); тождественные фигуры и в изображении рождества Христова в пещере, где вьючное седло служит опорой для Богоматери, лежащей на земле (л. 20). Очевидно, скульптор минденского авория в фигуре осла у яслей Спасителя видел того же самого осла, который служил Иосифу и Марии на пути в Вифлеем, а миниатюрист названного кодекса признавал, что и вол у яслей есть вол, прибывший сюда вместе с путниками. Однако факты эти стоят одиноко среди других памятников письменности и искусства и должны быть рассматриваемы как частное выражение единоличных узких взглядов, уклоняющихся от общепринятого воззрения. Новейшие исследователи Ролле 632  и особенно Шмид 633 , не допуская аллегорического значения этих фигур, не считают в то же время нужным говорить о действительном присутствии вола и осла у яслей Иисуса Христа и видят в них продукт изобретения древнехристианских художников. Мотивом к этому изображению послужило замечание подлинного Евангелия о положении Младенца в ясли, подобно тому, как то же замечание могло вызвать мысль апокрифа о поклонении вола и осла Иисусу Христу 634 . В Евангелии Луки говорится, что Богоматерь положила повитого Младенца в ясли… Речь евангелиста краткая, лишенная картинности, необходимой для ее художественной передачи. Что такое ясли, с какими атрибутами соединялось представление о них у современников этого события – решение этого вопроса зависело от самого художника. Как христианские поэты Лактанций  и Пруденций, говоря о рождестве Христовом, заменяли отвлеченное понятие об яслях конкретным описанием их и упоминали о животных, находившихся при них, так и скульпторы, приступая к изображению яслей, необходимо должны были присоединить сюда вола и осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.б Вячеслав 2015/06/18, 23:01:02 О преподобный Сергий Радонежский! Благодарю за помощь, которую ты оказываешь нам. Благодарю тебя за молитвы, которые ты возносишь ко Господу нашему Исусу Христу! Благодарю тебя за надежду, веру, которую ты нам даешь. Преподобный Отче Сергие, обращаюсь к тебе с просьбой: помоги своими молитвами 19 июня 2015 года рабе Божьей Анне и рабу Божьему Игорю сдать экзамен по нормальной физиологии. Пошли им терпения, легких билетов, билетов и вопросы на которые они знают ответы, пошли им внимания, удачи, везения, правильных ответов, спокойствия, хорошего настроения, сосредоточенности, укрепи их веру в себя в свои силы. Пошли Сергий Радонежский, р.б. Анне и р.б. Игорю хороших и добрых преподавателей, пусть преподаватели будут к ним благосклонны.Прошу тебя, Отче Сергие, пошли р.б. Анне и р.б. Игорю легких и хороших билетов, простых вопросов, билетов на которые они знают ответы. Молю тебя , Преподобный Сергий Радонежский, пошли им ясный ум, хорошую память. Прошу тебя материнской молитвой помоги им, веруем в тебя и надеемся на тебя. Преподобный Сергий Радонежский, поддержи р.б. Анну и р.б. Игоря своими молитвами, помоги им сдать экзамен на хорошую, высокую оценку. Моли Бога о р.б. Анне и р.б. Игоре, Преподобный Сергий ! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.б. Елена 2015/06/18, 22:36:59 О, Преподобный, Сергей Радонежский! Прости нам прегрешения наши, благодарю, что услышал мою материнскую молитву о чаде моем ,рабе Божей Юлии, помоги ей, прошу, пожалуйста, сдать экзамен по микробиологии, 19 июня. Пошли ей вопросы на какие она знает ответы, пошли благосклонность и понимание ,тому преподавателю, какой будет принимать у нее экзамен. Пошли ей умение правильно сформулировать ответ. Умоляю тебя, помоги! Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Раба Божья Лариса 2015/06/18, 22:17:12 спасибо.отче Сергий за непрестанную помощь Александру.Испроси предстательством твоим дар разумети науки Александру и Наталье.Помоги Александру справиться с подготовкой и сдачей экзаменов во 2 сессии: пересдать матанализ 19 июня 2015 года с 3 на хорошо,умягчи сердце преподавателя Веры, да благославит Господь на мир Александра и Веру,помоги батюшка Сергий сдать Александру матанализ.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Чудо 29 Кашинскаго уезду села Ламонова девица Параскева одержима была болезнию, и ума отступила, и не знала никого из своих домашних, бесновалася и нелепая глаголаше многое время, овогда замертво лежаше. И по мнозех днех в тонце сне явися ей преподобная великая княгиня Анна со аггелы, и несоша пред нею два аггела свещи возженныя, и два ведоша преподобную княгиню Анну. И прииде к девице, и рече к ней преподобная: «Параскево, что страждеши? Пойди в Кашин в соборную церков и помолися преподобней княгине Анне с верою. Аще же мене не послушаешь, и ты мучима будешь злою болезнию». Она же возбнув от видения, и никогоже виде, кроме домашних своих, и поведа им видение, и повеле, себя отвести вскоре в Кашин в соборную церковь к мощам преподобныя. И приидоша к литургии, и певше молебен Воскресению Христову и преподобной благоверной княгине-инокине Анне панихиду. Она же моляся со слезами у гроба преподобныя о исцелении своем. И по окончании молебнаго пения и панихиды приложися Воскресения Христова образу и ко гробу преподобныя, и в тот час совершенное исцеление получи молитвами преподобныя благоверныя великия княгини-инокини Анны. И отъиде в дом свой здрава, радуяся и славя Бога. Чудо 30 Кашинскаго уезду столника Феодора, Иванова сына, Лазарева жена его вдова Анна одержима была зелным недугом, и в том своем недузе ума отступила, и бесновалася, кричаше, и нелепые глаголы испущаше, и простоволоса бегаше, гонима бесом, и одежду на себе раздираше, еяже не можаху многие людие держати, аможе устремляшеся. Смиряше же ея домашнии и прилежаху о ней, но ничтоже успеваху, она же паче от духа нечистаго мучима. И привождаху в дом свой врачев, искаху исцеления, и имения много раздаяху, и не можаху ни от единаго их исцеления получити, но паче в горшая прииде. И в той болезни бысть пять лет. И по днех неких в тонце сне явися ей преподобная княгиня Анна, по Пасхе в неделю разслабленнаго в четверток, и рече ей: «Анно, пойди в Кашин в соборную церковь к заутрени в пятницу и помолися преподобней благоверной великой княгине-инокине Анне с верою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раба божья Дарья. 2015/06/08, 03:04:12 Я верю в тебя,Преподобный Сергий!Веру в твою силу и мощь 2015/06/08, 03:00:45 О,Преподобный Сергий Радонежский,прости мне,рабе Божьей Ирине и моей дочери рабе Божьей Анне все наши грехи вольные и невольные!.Услышь молитву матери,прошу тебя,помоги моей доченьке рабе Божьей Анне сегодня сдать успешно ЕГЭ по химии на высокие баллы.Очень прошу пошли ей свою помощь,дай ей спокойствие,уверенность,пусть попадутся легкие задания ,с которыми она легко справится.Сподвигни её на правильный ход мыслей при решении заданий.Благослови преподавателей,наблюдателей и экспертов,проверяющих её работу,пусть они будут благосклоны и милосердны к рабе Божьей Анне.Преподобный Сергий Радонежский веру. в тебя,в твою силу и скорую помощь.Умоляю тебя ПОМОГИ!!Не оставь в трудную минуту!!О преподобне и Богоносне отче наш СЕргее,заступись за рабу Божью АННУ своими молитвами,ты всегда был рядом с нами в трудные минуты,не оставь и в эти минуты и часы.Помоги рабе Божьей Анне сдать ЕГЭ по химии на высокие баллы.АМИНЬ. 2015/06/08, 00:47:19 О, святой Преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! Помоги сыну моему, рабу божьему Роману , хорошо сдать экзамен по обществознанию 08 июня 2015 года! Молю и прошу от всего материнского сердца и души! Помоги моему сыну! Прости нас всех, а прежде всего меня великую грешницу за все грехи и мысли ненужные , которые посещают меня от страха. Помоги сдать ЕГЭ по обществознанию и пошли понятный ему и известный вариант! Дай ему светлого ума на экзамене, памяти, смелости и силы духа. Пусть преподаватели и проверяющие будут благосклонны при проверке предыдущих работ по русскому и математике! Молю и прошу , сделай так , чтобы он хорошо написал тест и ответы были правильными! Молю и прошу прости нас за все! Пусть экзамен по обществознанию 8 июня пройдет легко и гладко! Открой разум его для постижения наук, придай упорства и любви к учению. Пожелай здоровья и благополучия всем его учителям и наставникам! Не оставляй раба божьего Романа, окажи поддержку и помощь свою всемогущую! Он много претерпел в своей небольшой еще жизни:болезнь страшную, потерю друга близкого. От всего материнского сердца прошу тебя, о преподобный! Помоги, не оставь без своей защиты и покровительства! Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010