– Или отпусти, княже, княгиню Февронию в монастырь, или уходи из Мурома, а мы себе другого князя будем искать. Но благочестивый князь твердо помнил слова Господни: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ), и решил лучше лишиться княжеского стола, чем венцы ломать. – Вот вам ответ мой, – сказал князь, – Бог сочетал меня неразрывными узами с княгиней, а что Бог сочетал, негоже разлучать людям. Не хотят бояре княгини, а без нее я вам не князь. Мы едина плоть, едина и душа. Святой князь отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Когда князь поддавался унынию, слабел духом, святая Феврония поддерживала и утешала его: – Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете и изгнании. Муром вскоре постиг гнев Божий; начались сильные раздоры между соперничающими князьями; искатели власти взялись за мечи и многие из бояр поплатились своей жизнью. Тогда Муромские бояре с раскаянием пришли просить князя и княгиню возвратиться и править княжеством. Многие годы княжил святой Петр в Муроме; правление его было мудрым и справедливым, и во всем ему помогала советом мудрая и кроткая княгиня. Вскоре она снискала и любовь муромцев: всем она была матерью, со всеми обходилась ласково и кротко, заботилась о сиротах, навещала больных и убогих. Никто никогда не видел от нее обиды, не слышал неласкового слова. Между собою князь и княгиня жили по заповедям Божиим, вели жизнь чистую, постническую, высоко чтили монашество и священство. Достигши глубокой старости, князь и княгиня одновременно по согласию приняли монашество с именами Давида и Евфросинии. Скончались они в один день и час, 25 июня 1228 года. Тела святых были положены в одном гробе. Церковь почитает их память в день их праведной кончины. Святые Петр и Феврония являются образцами христианского супружества, своими молитвами они низводят благословение на вступающих в брак. 6 . Вот еще один рассказ из древнерусской истории. Это было в то время, когда Русь находилась под татарским игом. Земля русская была вся изранена, унижена, напоена кровью и страданиями русских людей. Много скорбей выпало и на долю двух праведников и печальников русской земли – святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и его супруги, святой благоверной княгини Анны Кашинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Святитель Никита, уроженец, а впоследствии епископ города Ремесианы (Ремешек; ныне Нирот, около г. Софии), был родом славянин. Получив прекрасное образование в Риме, он всю свою жизнь посвятил на распространение Евангелия среди славянских племен. Но не только многие села славянские, целые племена славян как по дикости, так и по недоверчивости к грекам, неохотно слушали проповедь греков, которая притом большинству их была вовсе и непонятна. Но у св. Никиты успехи проповеди были блистательные. Современник св. Никиты говорил: «Не любившие склонять шею под рабство, Ныне покорны Истинному Владыке. Какая перемена! И какая счастливая! Где был обычай зверей, ныне там чин Ангелов». Деятельность святителя Никиты была обращена преимущественно на славян балканских. Это и естественно по близости их к месту его кафедры. Святитель написал слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая — о готовящихся к вере; вторая — о заблуждениях язычества; третья — о вере в Высочайшее Существо; четвертая — против родословия; пятая — о символе; шестая — о жертве Пасхального Агнца. Кроме того, он издал книгу о падшей деве, возбуждающую каждого падшего к исправлению. Сочинения его были весьма похваляемы «за благочестивый дух их и за основательное знание». Кончина свт. Никиты последовала не прежде 420 года, июня 22 дня. Июнь 25 Пётр, благоверный князь, Феврония, благоверная княгиня, муромские чудотворцы Благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя. Признательный князь сочетался с ней браком, хотя муромская знать противилась этому. Они объявили: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Князь твердо помнил слова Господа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Князь остался после того с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему. Но умная княгиня поддерживала и утешала его: «Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримирения, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояре муромские были принуждены просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над врагами своими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (+ 1228) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 25 июня в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Св. благоверный князь Петр вступил на муромский престол в 1203 г. Раз он тяжело заболел, и к нему позвали, чтобы излечить его, юную девицу Февронию, дочь пчеловода, которая умела лечить травами. Она отличалась красотой и скромностью. Князь полюбил ее и, выздоровев, вступил с ней в брак. Но гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда же князь отказался нарушить святость брака, они изгнали их. Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Князь Петр много печалился, а супруга поддерживала и утешала его. Но вскоре гаев Божий постиг город Муром, народ раскаялся и потребовал, чтобы князь со своей княгиней вернулись, и стал особенно почитать их. Святые супруги посвятили жизнь свою делам благочестия и милосердия. Скончались они в один день, 25 июня 1228 г., приняв постриг с наречением им имен Давид и Евфросиния. К лику святых они были причислены в 1552 г. Св. муромские князья Петр-Давид и Феврония-Евфросиния почитаются покровителями новобрачных как пострадавшие за святость и нерушимость брака. • Муром — стольный город Муромско-Рязанского княжества, с середины XII в. — Муромского (ныне районный центр во Владимирской обл). Св. князь Петр вступил на престол уже больным проказой. В сонном видении ему было открыто, как он может получить исцеление. • Св. Феврония родам из д. Ласковой, что в земле Рязанской. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437384/

Помня свой обет, царь прислал в Муром мастеров – строить церковь Благовещенскую, каменную, и когда начали копать рвы под фундамент, обретены были нетленные мощи св. Благоверного Князя Константина и чад его: Михаила и Феодора. По совершении церкви, «гости муромские», – говорится в рукописном житии 106 , – «писали на Москву к Великому Государю о обретении мощей и о церковном строении и о чудесах от св. мощей. И прислал Государь Царь в Муром в храм Благовещения Пресв. Богородицы образы, книги, ризы и колокола, и на св. мощи покровы, и всю утварь церковную; и прислал с Рязани Епископа Гурия, и повелел храм Благовещения Пресв. Богородицы и придел Муромских чудотворцев освятити; святые же их мощи в раки положити и устроити монастырь пречестен, и повелел быти Игумену и братии, еже и бысть в лето 7071» (1563 г.). Мощи св. Благоверного Кн. Константина и чад его Михаила и Феодора почивают в одной раке, за левым клиросом, в соборной монастырской церкви. Память им совершается 21 мая. 12. Святой Благоверный Князь Петр и супруга его Княгиня Феврония В Муромском Богородице-Рождественском соборе, в нижнем этаже устроен храм, посвященный имени св. Князя Петра и супруги его Княгини Февроньи. Здесь почивают их и мощи в одной раке. Св. Князь Петр скончался в 1228 г.; вскоре последовала за ним и супруга его Феврония. Князь и Княгиня пред смертию приняли иноческий чин под имем Давида 107 и Евфросини. Память сих св. угодиков празднуется 25-го июня. Весьма прискорбно для почитателей памяти Благоверного Князя Петра и супруги его, что доселе не отыскано памятников, из которых можно было бы извлечь подробности святой их жизни 108 . В Переславле-Залесском 13. Преподобный Никита Столпник 109 Преп. Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII в. Пришедши в возраст, он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрел себе богатое имение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Видимо, уловив в этом месте жизнеописания святых князей слишком явное созвучие с фольклором, святитель Филарет (Гумилевский) не включил его в свое житие благоверных Петра и Февронии. Как не использовал он и другой эпизод из истории боярской смуты: «Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: " Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, путь будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит, куда захочет! " Блаженный же Петр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил: " Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет " . Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать, и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие, лишая святую Божиего дара, который Бог обещал ей сохранить и после смерти. И говорят они: " Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим! " Она же в ответ: " Возьмите, кого просите! " Они же, как едиными устами, промолвили: " Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи, куда пожелаешь! " Тогда она сказала: " Обещала я вам, что чего ни попросите - получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас " . Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: " Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь " . Тогда она говорит: " Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра! " Они же ответили: " Если сам захочет, ни слова тебе не скажем " . Враг помутил их разум - каждый подумал, что если не будет князя Петра, то поставят другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать. Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по Божиим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что, если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: достояние свое к навозу приравнял, чтобы заповеди Божией не нарушить».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/a_by...

Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Давид решился, наконец, оставить и престол, а пребывать верным своей супруге; и так сделал. В это время пришлось жить супругам в бедности; приходили теперь иногда князю Давиду и мрачные мысли: но умная княгиня умела успокоить его и утешить. «Не печалься, князь, говорила она ему, милостивый Господь не оставит нас в нищете». И действительно, слова мудрой и доброй княгини скоро сбылись. Искатели муромского престола стали ссорится между собой, а эта ссора, конечно, тяжело отзывалась на муромцах; вот они и принуждены были опять просить к себе на княжение Давида и Евфросинью, которых ум и, главное, доброта были им известны. И муромские бояре не ошиблись. Занявши опять княжение в Муроме, Давид скоро показал себя самым достойным князем: «правление его было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа; всех любили. Не любили они ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чины, ограждали их от нужды. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную» («Жит. св. русск.» Филарета, архиеп. черн. 25 июня). Блаженные князь и княгиня дожили в святом супружеском согласии до старости и не за долго перед своей кончиной оба приняли иноческий чин, – Давид постригся в иночество под именем Петра, а Евфросинья под именем Февронии, и оба мирно почили о Господе, – один вскоре после другого. Согласно их завещанию, оба они и положены были в одном гробе. Чрез триста лет после их кончины «прошла молва по всем странам, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним, пишется в одном старинном описании их жития; и собором в 1547 г. поставлено было праздновать память святых муромских чудотворцев Петра и Февронии». II. Вот вам, бр., один из многочисленных образцов святой и весьма счастливой супружеской жизни, которой прежде славились наши благочестивые предки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Феврония Муромская, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Феврония Муромская, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Феврония Муромская, прп. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы (память 25 июня по старому стилю) Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феврония Муромская, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3520

Конференция «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония» прошла в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 9 июля 2009 г. 16:35 8 июля в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями прошла конференция «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония — пример нравственности, чистоты и душевного тепла в семье» Конференция проводилась  в рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню семьи, любви и верности. Организаторами праздника, который проводился при поддержке Префектуры ЦАО города Москвы и Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви , стали Содружество православных деятелей культуры, науки и образования и приход храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами при участии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Союза сторонников политической партии «Справедливая Россия». Праздник начался с молебна в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами перед иконой благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, с частицами их мощей, который совершил настоятель храма протоиерей Константин Татаринцев. Перед началом конференции было оглашено приветствие организаторам и участникам праздничных торжеств от председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.Б. Мизулиной. Затем многодетным родителям, являющим образец семейных отношений и воспитания детей, от имени Председателя Совета Федерации Федерального Собрания С.М. Миронова были вручены Приветствия-Поздравления. На конференции с докладами выступили специалисты по древнерусской культуре. Также своим опытом поделились народная артистка СССР Р.В. Маркова; Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации С.М. Крамаренко; Герой Российской Федерации, член отряда космонавтов С.И. Нефедов; президент фонда «Планета детей» М.В. Смирнова; руководитель фонда «Омофор», генерал-майор А.В. Черкасов и другие представители ветеранских и молодежных организаций. Праздничные мероприятия закончились концертом. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/690280.htm...

Проповедь Предстоятеля Русской Церкви в день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских 8 июля 2011 г. 16:00 8 июля 2011 года, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Их житие являет нам пример чистоты, святости, красоты семейной жизни и счастья от общения двух любящих сердец. Неслучайно в этот день нашему вниманию предлагается Евангелие от Матфея — в той части, где повествуется о заповедях блаженства (Мф. 4, 25 — 5, 12). Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские в жизни своей осуществили этот возвышенный христианский идеал, что раскрывается нам в заповедях блаженства. Замечательно, что в стране нашей день памяти святых муромских князей стал праздником семьи, любви, верности. Эта замечательная инициатива, обращенная к современным людям, очень своевременна, потому что в переживаемое нами время как никогда испытывается на прочность сам институт семьи, само понятие брака. Опасная тенденция, направленная на разрушение семейных отношений, началась во второй половине XX века. Ее окрестили странным наименованием «сексуальная революция». На самом деле то была не революция, а если революция, то в самом плохом смысле этого слова. То была попытка — удавшаяся попытка — раскрепостить человеческий инстинкт, поставить его над разумом, над человеческой свободой, над человеческим достоинством, создать культуру поклонения этому инстинкту, ввести его как некую норму жизни, как некое правило общения между мужчиной и женщиной. Если бы еще сто лет назад кому-то сказали, что люди сами, своими руками, в том числе опираясь на государственную поддержку, на поддержку общества, могущественных средств массовой информации, будут разрушать семью, — то никто бы в это не поверил, как еще совсем недавно никто бы не поверил в то, что во многих странах будет законодательно закрепляться возможность устраивать «семью» на основе греховных отношений между людьми одного пола. Никакой «продвинутостью», никаким интеллектуальным развитием невозможно объяснить движение людей в бездну. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, — там бездна, там гибель.

http://patriarchia.ru/db/text/1556903.ht...

В день памяти святых Петра и Февронии в Москве пройдет празднование Дня супружеской любви и семейного счастья 27 июня 2008 г. 12:10 8 июля, в день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, Содружество православных деятелей культуры, науки и образования совместно с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами планирует провести в Москве на территории храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами, празднование нового государственного праздника Дня супружеской любви и семейного счастья. Празднование этого события будет включать различные мероприятия церковные, культурные и научно-практические, включая проведение круглого стола на тему: «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония пример нравственности, чистоты и душевного тепла в семье». В праздновании примут участие депутаты различных уровней законодательной власти, представители городских и местных властей Москвы, а также представители научной общественности и молодежных организаций. Мероприятие будет созвучно основным торжествам нового праздника, которые будут проводиться в городе Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря. В храме Вознесения Господня находится икона святых Петра и Февронии с частицами их мощей. Строительство храма было завершено в 1762 г. во времена зарождения иноческой жизни в Свято-Троицком Муромском женском монастыре, где находятся мощи этих святых. Содружество православных деятелей культуры, науки и образования является Межрегиональной общественной организацией по духовному и нравственному просвещению народа. В настоящее время Содружеством разрабатывается целевая комплексная программа по созданию постоянно действующих механизмов, способствующих воспитанию людей с высокими морально-нравстывенными качествами путем приобщения их к духовно-нравственным ориентирам, к памяти своих предков, к отечественной культуре, а также к достижениям нашей науки и промышленности. Программа содержит различные культурные, просветительские и издательские проекты. Одним из проектов данной программы является развитие сайта Содружества: www.sobor-tv.ru ( www.sobortv.ru ). Дополнительную информацию можно получить по телефонам: (495)780-70-47, (916)084-41-49. Сайт Содружества православных деятелей культуры, науки и образования /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/428834.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010