и священнический чин, ограждая его от нужд. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную. Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную княгиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна, сказала княгиня (это было во время плавания по р. Оке; тот почерпнул); испытай, какова?» Тот исполнил приказание. – «Почерпни воды с другой стороны и отведай ее», сказала княгиня. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: «находишь ли разность между тою и другою водою?» Никакой, ответил тот. Св. княгиня сказала тогда: «точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости: то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии. На пасхальной неделе 1228 г. преставился сам князь-инок, а в один день с ним почила и блаженная Феврония. В начале 16 в. «по всем странам прошла весть, что в г. Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеления приходящим к ним». Собором 1547 г. положено местно праздновать память кн. Петра и Февронии; тогда же написана и служба им. В последствии празднование стало повсеместным и вероятно вскоре после того, как царь Иоанн Васильевич на походе против Казани, в 1552 г. благоговейно «поклонился в Муроме сродникам своим, великим чудотворцам, кн. Петру и кн. Февронии» (Филарет, «Рус. Св.», июнь, стр. 114–119). Мощи почивают под спудом в древнем Благовещенском соборе г. Мурома. Житие написано монахом Еразмом («Обз. Русск. Дух. Литер.», стр. 211). В «Иконописном Подлиннике»: «Петр подобием стар и сед, брада аки Богоотца Иоакима, кудревата, ризы преподобническия, и в схиме; Феврония образом и ризами аки Евдокия, и в схиме» (Филимонов, стр. 373). 439. Святый благоверный князь Константин Святославичь Муромский преставися в лето 6700 440. Святая и благоверная княгиня Ирина яже бысть супруга сему Святому и благоверному князю Константину 441. Святыя и благоверныя князи Михаил и Феодор чада их Муромския чудотворцы, преставишася в лето 6752 месяца Маиа в 21 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Давид решился, наконец, оставить и престол, а пребывать верным своей супруге; и так сделал. В это время пришлось жить супругам в бедности; приходили теперь иногда князю Давиду и мрачные мысли: но умная княгиня умела успокоить его и утешить. «Не печалься, князь, говорила она ему, милостивый Господь не оставит нас в нищете». И действительно, слова мудрой и доброй княгини скоро сбылись. Искатели муромского престола стали ссорится между собой, а эта ссора, конечно, тяжело отзывалась на муромцах; вот они и принуждены были опять просить к себе на княжение Давида и Евфросинью, которых ум и, главное, доброта были им известны. И муромские бояре не ошиблись. Занявши опять княжение в Муроме, Давид скоро показал себя самым достойным князем: «правление его было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа; всех любили. Не любили они ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чины, ограждали их от нужды. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную» («Жит. св. русск.» Филарета, архиеп. черн. 25 июня). Блаженные князь и княгиня дожили в святом супружеском согласии до старости и не за долго перед своей кончиной оба приняли иноческий чин, – Давид постригся в иночество под именем Петра, а Евфросинья под именем Февронии, и оба мирно почили о Господе, – один вскоре после другого. Согласно их завещанию, оба они и положены были в одном гробе. Чрез триста лет после их кончины «прошла молва по всем странам, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним, пишется в одном старинном описании их жития; и собором в 1547 г. поставлено было праздновать память святых муромских чудотворцев Петра и Февронии». II. Вот вам, бр., один из многочисленных образцов святой и весьма счастливой супружеской жизни, которой прежде славились наши благочестивые предки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Адрес храма святых благоверных князя Петра и княгини Февронии: Старый Петергоф, пер. Ломоносова, д. 8 литер А. Проезд: на электричке от Балтийского вокзала до ст. Старый Петергоф, далее пешком 10-15 мин. Обращаемся ко всем желающим с просьбой о помощи в восстановлении Храма и организации Приходской жизни. Реквизиты Прихода: ИНН 7842127579; р/с 40703810655040000979 в Северо-Западном банке ПАО«Сбербанк»; ИНН 7707083893; к/с 30101810500000000653; БИК 044030653, ОГРН 1027700132195; КПП 783502001, ОКПО 09171401 Электронная почта: 5991800@mail.ru Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Князь Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Княгиня Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со княгиней Февронией. Супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. На Московском соборе 1547 они были причислены к лику святых. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/22/...

Но вернемся к «Повести…» Ермолая. То, что это произведение является также источником сведений о жизни любимейших русских святых, несомненно, ведь даже святитель Филарет (Гумилевский), несмотря на то, что подходит к «Повести…» критически, все же широко использует ее при написании своей версии жития. Он корректирует некоторые места и убирает все, с его точки зрения, лишнее. Но пора уже обратиться к самой «Повести о Петре и Февронии». Очень интересно будет разобраться в том, что в этом сказании можно признать вполне достоверным с духовной и агиографической точек зрения, а что вызывает сомнения. Проверить некоторые события и моменты с исторической точки зрения не представляется возможным за давностью лет и недостатком документальных источников. Но раз «Повесть…» так прочно вошла в наш православный обиход и пользуется такой известностью и уважением у церковного народа, мы не можем не признавать за ней права быть источником сведений о земной жизни небесных покровителей брака. Посмотрим же, какие загадочные места сразу бросаются в глаза в Ермолаевской «Повести…». Княжеские имена Согласно летописям, Давид и Евфросинья – мирские имена муромских князей, принявших монашество как Петр и Феврония В «Повести о Петре и Февронии» муромские князья имеют крещальные имена Петр и Феврония, а в конце жизни принимают монашество с именами Давид и Евфросиния. Это, конечно, явная ошибка. Согласно летописям и родословиям муромских князей, в Муроме с 1205 по 1228 год правила княжеская чета Давид Юрьевич и его супруга княгиня Евфросинья. Святитель Филарет (Гумилевский), опираясь на «Родословную книгу князей и дворян российских и выезжих» и другие источники, пишет: «Когда князь и княгиня достигли глубокой старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии». В примечаниях к своему труду святитель Филарет говорит, что в «Повести…» мирские имена святых перепутаны с монашескими и что ошибка эта перешла и в печатный «Полный месяцеслов». Почему отец Ермолай допустил эту неточность? Не сверившись с летописью, он более доверился устным рассказам, которые не смогли упомнить точного имени князей. В народе они были более известны как Петр и Феврония, вот народное сознание и решило, что такие имена святые имели до монашества. Думаю, что ошибка эта довольно простительна, особенно для древнерусского человека. Ведь на Руси многие люди, а князья в особенности, имели иногда по нескольку имен. Например, святой креститель Руси равноапостольный Владимир прославлен со своим славянским именем, а его крещальное имя – Василий – известно далеко не всем. Были князья, которые вошли в историю под двойным именем, к примеру старший внук Владимира Мономаха святой благоверный князь Всеволод Мстиславич, которого часто называют Всеволод-Гавриил.

http://pravoslavie.ru/101873.html

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Жизнь будущая существует, и все люди, без исключения, туда пойдут, рано или поздно, поодиночке или одновременно – всё равно: когда-нибудь мы все там окажемся. Известный пример – благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Они отправились в будущую жизнь одновременно, поскольку любили друг друга – и Господь дал им такую возможность. Поэтому пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст. Надолго-то обычно и не разлучаются, особенно близкие по духу, как святые Петр и Феврония. Человек, имеющий веру, понимает, что можно и потерпеть какое-то время. Тем более, если есть дети. Ты же не только о себе думаешь, но и о детях. Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь? Надо из разлуки вычеркнуть эгоизм. Если будем жить не ради себя, а ради ближнего – то всё станет на свои места. В Евангелии есть замечательный пример воскрешения Лазаря. Четыре дня сёстры были разлучены с братом. Господь сострадал им, даже прослезился. И Он воскресил Лазаря. После смерти мы соединимся с любимыми, если будем жить с ними в одном, христианском, духе. А потом все воскреснем, как Господь. Для верующего человека всё просто: смерти нет! Господь говорит: «Верующий в Меня не умрет вовек» ( Ин.11:26 ). Смерть – лишь временная разлука, переход. А чрезмерная печаль по умершему – это в значительной мере себялюбие. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов : «Все наши добродетели имеют примесь нечистоты». – Получается, страдать из-за смерти близких не нужно – но разве это возможно? Ведь и святые подвижники, потеряв супруга или супругу, страдали – например, праведный Алексий Мечев . И Господь плакал о Лазаре, но это же не себялюбие…  – Сам Господь сочувствовал, будучи бесстрастным. Бесстрастие – это не бесчувствие! А отец Алексий в то время еще (после смерти матушки) жалел себя. Да и дети у него остались без матери.

http://azbyka.ru/semya/smert-lish-vremen...

Отчего же зависели более благочестивые и счастливые браки многих наших предков? От двух причин: от глубокой веры, что супружеский союз есть священный, Самим Богом установленный, и от более благочестивой жизни наших предков. а) Супружеский союз есть союз действительно священный, установленный Богом. «Не добро быти человеку единому», сказал Господь Бог, по создании первого человека: «сотворим ему помощника по нему» ( Быт. 2, 18 ). И создал Господь жену Адаму «из ребра его» – «кость от костей его и плоть от плоти его». Ибо они представляли плоть едину. Так началось первое и образцовое супружество на земле. Такой основной закон Божий о супружестве остается и доныне во всей своей силе; в христианстве этот закон только еще более закреплен и возвышен. «Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает», сказал Иисус Христос фарисеям, спрашивавшим Его о том, возможен ли развод между мужем и женою (Матф, 19, 6). «Честна женитва во всех и ложе не скверно», учил и св. ап. Павел о супружестве. ( Евр. 13, 4 ). «Тако суть должны мужие любите своя жены, яко своя телеса; любяй бо свою жену себе самого любит. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу; зане муж глава есть жены, яко и Христос» – «глава церкви... Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню... Тайна сия (супружества) велика: аз же глаголю во Христа и церковь », заключил ап. Павел свое возвышенное учение о брачном союзе христиан ( Евр. 5, 21, 22, 25, 28, 32 ). Какой же, после этого, союз людской может быть возвышеннее, святей христианского супружеского союза? Так именно и смотрели на него ныне прославляемые св. благоверные князья муромские Петр и Феврония, украшавшиеся святою христианскою жизнию и истинным взглядом на великое и священное таинство брака. б) Но что, однако же, мы видим ныне при упадке древняго благочестия, при разнузданности нравов, при оскудении веры в Бога и послушании св. матери – церкви, мудрой и спасительной воспитательницы христиан? Что мы замечаем ныне при оскудении милосердия к ближним, смирения, кротости, уважения к служителям церкви Божией и при потере других добродетелей, которыми прославились древние, ныне воспоминаемые, муромские чудотворцы? Что творится теперь нередко у нас в наших христианских семействах между супругаии христианами, очень часто забывающиии о святости христианского брака и его Богоугодности? Вот какие, напр., бывают у нас супружества: два лица заключают между собой брачный союз по минутному увлечению, или по каким-нибудь недодуманным рассчетам, – венчаются, брачутся наскоро, без совета старших, опытных в жизни, и часто даже без согласия и благословения родителей, чрез которых Сам Бог благословляет детей, и что потом бывает? Поживут год-другой, – разочаруются друг в друге, – почувствуют тяготу семейной жизни, и разбегаются в разные стороны, так что и не знают потом друг о друге: где живет один, а где другая, – какова жизнь того и другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Константин испросил у отца Муром в удел себе. Эта страна в древнее время принадлежала к поселениям финских племен – Муромы, Мери и Мордвы. Язычники финны были весьма дики, грубы и крайне упорны в язычестве своем; кудесники их долго отстаивали суеверие не только для себя, но домогались распространять его между Русскими. Святослав не охотно отпустил сына с женою и сыновьями, Михаилом и Феодором, дав нужное число духовенства, воевод, воинов, слуг их с семьями и имуществом; целая колония христианская отправилась в страну дикую и языческую. Приближаясь к городу, князь послал сына своего Михаила убеждать Муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Упорные язычники убили посланного князя и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою. Константин подступил к городу с войском. Муромцы хотели сражаться; потом выслали сказать, что принимают князя, но не желают принять его веру. Константин вошел в город и занял его своею дружиною. Первым делом его было построить церкви Божии, в коих святая вера получила видимость для язычников. Сперва построен был храм Благовещения Пресв. Богородицы «в старом вышнем городе». Здесь погребено было и тело убиенного князя Михаила, с обрядами христианскими. Князь усердно молил Господа, дабы открыл Он благодатию Своею сердца жалких людей для принятия света истины. Он приглашал к себе старшин города и беседовал с ними о св. вере. Язычники упорствовали. Мало того, – фанатики суеверия тайно составили заговор и поклялись убить или выгнать князя – проповедника новой веры. Пред двором князя собрались толпы с оружием и дубинами. Испуганные христиане заперлись в домах и готовы были отражать силу силою. Благоверный князь взялся за другое оружие. С своею семьею, с духовными и несколькими из добрых слуг он стал на молитву. Затем один явился, с иконою Богоматери на руках, к волновавшейся толпе. Бунтовщики поражены были ужасом и вместо угроз высказывали мольбу просветить их св. крещением. Обрадованный князь воздал благодарение Господу и Пречистой Матери, назначил день, когда все непросвещенные должны явиться на р. Оку. Торжественно было крещение муромцев. Повторилась сцена, которую видели на Днепре при Владимире. Торжествующий князь осыпал детей Божиих разными подарками. Он деятельно распространял веру и гражданственность в глухой стороне: в 1095 г. «заложен был Переславль Рязанский у церкви св. Николы стараго», город, долго носивший имя своего основателя и

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

8. Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. месяца января в 11 день. 9. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. месяца мая в 1 день. 10. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. месяца марта в 17 день. 11. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г. месяца августа в 30 день. 12. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич [Невский], нареченный в иноцех Алексий, Владимирский чудотворец. Преставился в 1263 г. месяца ноября в 14 день. 13. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. месяца января в 31 день. 14. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. месяца декабря в 3 день. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. месяца марта в 2 день. 16–18. Святой Благоверный Князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские. Преставился в 1129 г. месяца мая в 21 день. 19–20. Святой Благоверный Князь Петр, в иноках Давыд, и Святая Благоверная Княгиня Феврония, в инокинях Евфросиния, Муромские Чудотворцы. Преставились в 1228 г. месяца июня в 25 день в един час оба. 21. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. месяца июля в 8 день. 22. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. месяца мая в 29 день. 23. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. месяца ноября в 11 день . Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов (в том числе православных сайтов) вам дадут результат «26 февраля 1547 года». То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

«Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему о всем, что видел и что слышал. Благоверный же князь Петр повелел: " Везите меня туда, где эта девица " . И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: " Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду " . Она же без обиняков ответила: " Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его " . И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка. Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: " Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены! " И послал к ней, молвив: " Скажите ей - пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены " ». Так описывает предысторию исцеления князя «Повесть о Петре и Февронии». Давайте поразмыслим над загадками Февронии и над ее не менее загадочными словами о способе врачевания болящего князя. Загадки мудрой девы Святая Феврония и заяц. Клеймо. Я не буду приводить дословно весьма интересные и поэтичные загадки мудрой девицы; думаю, каждому интересующемуся нужно ознакомиться с ними в самом тексте «Повести...». Наша задача другая: понять, что в великом памятнике древнерусской письменности является несомненным историческим фактом, что можно признать вполне достоверным, а что - отнести к фольклорному элементу. Так вот, многим исследователям именно загадки Февронии кажутся одной их наиболее фольклорных, сказочных составляющих «Повести». Действительно, тут чувствуется явная перекличка с народным устным творчеством: с поговорками, пословицами, загадками, которые мы в изобилии находим в русских сказках и былинах. Но важно понять, являются ли слова девицы Февронии «фольклором», или же будущая княгиня просто активно использует образное народное слово в своей речи. Начнем с того, что жизнь древнерусского крестьянина XIII века была просто неотделима от всего, что мы сейчас называем фольклором. Досуг молодые крестьянские девушки проводили в пении песен, рассказывании сказок, загадывании загадок. Русские люди пели протяжные, сказочные песни и во время работы. Даже классическая литература XIX века постоянно влагает в уста жителей деревни поговорки, пословицы, прибаутки. Феврония, конечно же, была очень хорошо знакома со всем этим. Отсюда и ее манера постоянно использовать в речи пословицы, притчи и загадки, многие из которых нам известны и по другим фольклорным источникам.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/a_by...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010