Это относилось к молодым людям, " идеалистам " , всецело преданным изучению Писания. У нас это перекинуто на воинов. Юридические крючки семьи зацепливаются за плечи матери, когда отцу почему-либо юридически, а не физиологически семья невозможна. С тем вместе, раз с новыми правилами рождение детей таких входит " в закон " , урегулировано " законом " , они, конечно, становятся " законными " . Собственно неясный и неверный термин " незаконные дети " проистекал от того, что вовсе никакого не было закона о их рождении. Дети предполагались рождающимися единственно при наличности полных обстоятельств церковного брака; вне его никаких детей вовсе не предполагалось, хотя государство хорошо знало, что они есть (воспитательные дома). Рождение их входило в такую же хронику случайностей, как уличный дебош, разбитые стекла в трактире или кража со взломом. Итак, это было " вне закона " . Это собственно более полицейский термин, нежели юридический. Теперь не сохраняется никаких более причин для его удержания, ибо все так рождаемые суть " рождающиеся по правилам Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета " . Вопрос о супружестве, о детях, семье, - конечно, не только не кончен здесь, но он едва продвинулся на вершок (в темах незаконнорожденности и развода), когда ему предстоит пройти еще версты; и, во-первых - пройти теоретически, а во-вторых - законодательно. Прощаясь с добрым читателем, я хотел бы найти в нем друга своим мыслям, изложенным в этих томах, изложенным робко, первоначально, как бывают неуверенны шаги дитяти, приучающегося ходить. Но едва кладя перо редактора этих томов, я беру его как писатель, чтобы продолжать вопрос, особенно неизмеримый в своей теоретической части, на страницах повременной печати. Открытие журнала " Новый Путь " , обещавшего мне значительный простор для тем о семье, дозволяет надеяться, что я доведу там вопрос до требуемой закругленности: но это - уже матерьял для третьего и последующих томов " Семейного вопроса в России " . Боткин некогда издавал " Архив клиники внутренних болезней " .

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Приказали: В 1883 году был повенчан состоявший в запасе армии рядовой вторым браком на основании увольнительного билета, на каковом билете имелась помета о смерти первой жены сего рядового и на том же билете сделана венчавшим этого рядового священником надпись 4-го Ноября 1883 года о повенчании сказанного рядового вторым браком, а в Сентябре 1885 года был принесён к священнику для крещения ребёнок того рядового, при чём предъявлен указ об отставке рядового, данный Уездным Воинским Начальником 28 Мая 1885 года, за 8471, в каковом указе рядовой значится холостым. Вследствие донесения о сем священника, Консистория просила уездного Воинского Начальника сделать распоряжение о замене указа об отставке означенного рядового другим документом у об устранении на будущее время подобных описанному в рапорте священника опущений при выдаче указов об отставке и о последующем уведомить её. Воинский Начальник уведомил Консисторию, что, как оказалось по забранной справке, указ об отставке рядовому выдан 28-го Мая 1885 года, а увольнительный билет его прислан в Управление при отзыве уездного полицейского Управления, от 29-го Июля того же года, т. е. спустя два месяца после выдачи указа об отставке, сей же последний документ написан из письменных сведений, хранящихся в Управлении, а так как сказанный рядовой о перемене его семейного положения не заявлял Управлению, то и в письменных сведениях о том отметки не сделано, по этой же причине он рядовой в указе об отставке написан холостым. При чём воинский начальник присовокупил, что утверждённым Министрами Военным и Внутренних Дел руководством для учёта нижних чинов запаса армии и флота, установлен порядок, чтобы, за окончанием срока службы запасных нижних чинов, выдавать им свидетельства о выполнении воинской повинности и при вручении таковых отбирать от них увольнительные билеты, следовательно если запасные нижние чины не будут заявлять воинским начальникам о перемене их семейного положения, с представлением в том доказательств, то случаи, подобные изложенному, будут нередки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в §§ 2, 4–6, 9–10, текст дает нам возможность судить о самых необходимых принадлежностях нормальной семейной жизни и её мелочах, коим придается большое значение китайским умом; §§ 58, 60, 66, 68 посвящены обычаям при рождении младенцев, §§ 72, 73, говорится о первом взгляде и осмотре отцом новорожденного, в §§ 62, 70, 71, о женском персонале прислуживающем младенцу; в §§ 63, 64, 65, 67, 69 описывается церемония наименования; общие правила для женщин изложены в §§ 11, 12, 13, 17, 18, 19, 57, об отдельности женщин от мужеского общества, в §§ 11, 55, 56, особенно когда имеют младенцев, § 59. Все сего рода предметы составляют область нравов и не принадлежат строго к нравственности или религии, но восполняют то и другое более или менее художественно и свидетельствуют о своеобразной силе и значении нравственных принципов семейной жизни. Существует характеристическая черта разности между автором сей главы Ли-цзи и Цзан-цзи во всем нам известном из неё; сие объясняется разностью школ конфуцианства по смерти их великого учителя, так или иначе понимавших и объяснявших принципы его учения. 162 Для нас имеет особенный интерес вопрос о воспитании с точки зрения конфуцианской, установляемый в 74, 75 и план жизни с детства по 70-й год возраста жизни китайца; должны иметь в виду, что сей план особенно имел силу при династии Чоу в высших классах общества. Можно сказать – все известное нам о жизни Конфуцзы подтверждается изложенным в сих правилах. В § 76 о женском воспитании хотя не говорится подробно, когда нужно учить читать девочек, но несомненно то, что они заранее и предварительно изучали на память все нравственные правила, кои потом предлагались в письменных знаках. Все же счастье их жизни поставлено в зависимость от родителей по закону, как говорится в §§ 12, 13, 17, 18, 19, самый развод супругов зависит от них же (§ 15) и когда будут истощены все нежные мероприятия, § 13. По китайскому понятию сын не может жениться без согласия родителя и не иначе, как для продолжения линии предка; все заботы женщин направлены к тому же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

В русском законодательстве брак является исключительно церковным учреждением и заключение и расторжение его зависят исключительно от епархиальной власти. Гражданская сторона брака совершенно поглощена церковной. С этой стороны именно в отношении объема влияния церковного элемента на семейное право русское законодательство далеко отстоит от всех европейских. Комитет, проектируя изменения в церковно-судебной юрисдикции, совсем не коснулся материального – семейного права. Такая полумера не поведет к предположенной цели. Для успешности дела необходимо, чтобы рядом с секуляризацией брачного процесса предпринята была секуляризация материального семейного права. После изложенного становится очевидной внутренняя пружина всех рассуждений г. Оршанского – это проложение пути к введению гражданского брака. Желания его всецело направлены к одному – доказать, что необходимо уничтожить преобладание церковного элемента в материальном семейном праве, разграничить его от гражданского права и организовать семейный союз на гражданских началах, сообразно потребностям общественной жизни. Мы изложили в кратких чертах взгляд, развитый светской литературой по вопросу о брачных делах. Разъяснение его в смысле противоположном отчасти можно найти в книге Κ. П. Победоносцева «Курс гражданского права» ч. II и в изданной г. Елагиным книге «Предполагаемая реформа церковного суда» вып. 1-й. В первой из них нашла себе опровержение и вышеупомянутая основная мысль, развитая светской литературой о вредном преобладании церковного элемента в семейном праве и необходимости организовать брак на гражданских началах. «Гражданская форма брака, говорит Κ. П. Победоносцев, появилась на западе вследствие издавна существующего там раздвоения между церковию и государством.....Учреждение это глубоко противоречит коренным основам здравого религиозного чувства в народе и само в себе заключает внутреннее противоречие, подобно тому историческому отложению церкви и государства, из коего оно возникло. И потому невозможно согласиться с мнением тех, кои почитают учреждение гражданского брака желательным и полезным для такого народа, коего история, к счастию, не представляет печального раздвоения между церковию и государством. Было бы не благоразумно, без всякой необходимости, прививать к простому быту столь искусственное учреждение, может быть и безнравственно было бы прививать к сознанию народному чуждую ему мысль о раздвоении, которого он не понимает. Где масса народная принадлежит к единому вероисповеданию, глубоко слившемуся с национальностью, где народ и не слыхивал о политической борьбе между церковию и государством, где нет никакой причины желать и никакого повода возбуждать разделение той и другого, там нельзя и придумать ничего лучше и соответственнее святости брака и практическим потребностям быта народного, как существующая церковная форма» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Андрей Овчинников " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  4.0 из  5) Оглавление Предисловие. Россия начинается с семьи Тревожные нотки слышатся в названии этой книги. Семьи распадаются, и человек, кажется, совсем забыл о том, что развод — это трагедия. Почему люди разводятся? Как сохранить семью? Как создать семью, которая никогда не распадется? Как вырастить ребенка семейным человеком? На все эти вопросы отвечает православный священник Андрей Овчинников. Счастье семейной жизни во многом зависит от того, как она началась. «Христианину, — считает батюшка, — нельзя ошибиться в таком важном деле, как выбор спутника жизни. Если правильно заложить фундамент при строительстве дома, то он простоит долгие годы. Правильный выбор супруга — это фундамент семейной жизни, и выбор тогда будет правильным, когда человек научится отличать настоящие ценности от временных. Научить ребенка отличать черное от белого — задача родительского воспитания». Но что же делать тем, кто уже оступился, кто не сумел сберечь свою семью, не сохранил целомудрия? — спросит нас читатель. Таким людям батюшка дает совет: «Не унывайте, у вас еще не все потеряно. Принесите глубокое и чистосердечное покаяние, попытайтесь начать новую страницу своей жизни. Вспомните, что милосердие Божье безгранично». Эта книга, может быть, не следует строгой схеме, в большей мере автор хотел сделать простым и близким современному человеку ее язык. Он не устает повторять читателю, что жизнь человека, в том числе и семейная, строится по законам духовным. От того, знаем ли мы эти законы, соблюдаем ли их, зависит, будет счастлива наша семья или нет. Несчастье приходит в жизнь вместе с грехом. Где перекрыт путь, по которому грех проникает в супружеский союз, там «тишь, гладь и Божья благодать». Распавшаяся семья похожа на больного человека, который истощился и обессилел от тяжкого недуга. Для несчастных супругов этот недуг — грех. Чтобы читатель лучше увидел, как возникает и возрастает грех, автор поместил в книге кратко изложенное святоотеческое учение о развитии греха в человеке. Знание о том, как пагубно действует греховный механизм, с Божьей помощью может вооружить всякого, кто хочет противостоять злу и созидать добро.

http://azbyka.ru/semya/kak-sohranit-semj...

Наказывая похищающих (ο ο) извержением, анафемой, правило подвергает тому же наказанию и содействующих (ο υο), а равно и соизволяющих (ο υουου): " под содействующими должно разуметь тех, которые помогают при самом похищении, а под соизволяющими тех, которые не делом помогают, а подают свои советы и оказывают заботы, и таким образом помогают совершающим преступление и защищают их " , - толкует Зонара; и находя, что действительно одинаковое наказание заслужили с похитителями и пособники в преступлении, говорит: " Ибо кто похищает себе жену, тот имеет любовь, побуждающую его к сему беззаконному действию. А кто содействует, или соизволяете, тот гораздо менее может быть извиняем, ибо не имеет ничего, что вынуждало бы его к такому нечестивому действию, кроме своей злобы, по которой единственно помогает совершающему преступление похищения " И действительно, в умычке стекается несколько преступлений, из коих каждое входит в область уголовного права, ибо, кроме грабежа, мы тут находим: лицо, лишаемое свободы, повреждение семейного права, незаконное, блудное сожительство между двумя лицами и наконец - нарушение общественного порядка. Совершение подобного преступления невозможно было бы одному человеку, в виду множества связанных с ним препятствий, посему он, вероятно, и оставил бы свое намерение неисполненным, но когда на помощь ему придут пособники, предлагающие ему в этом физическое и моральное содействие свое, тогда он становится более решительным и потому преступление легче может осуществить. При таком положении вещей, похититель в некотором отношении становится менее виновным, нежели его пособники, или, по крайней мере, последние столько же виноваты, сколько и он, почему вполне справедливо и свято определение нашего правила, налагающее одинаковое наказание и на тех и на других. Правило не говорит, возможен ли брак между похитителем и похищенной девицей; однако, невозможность сама собой подразумевается, и последующее церковное законодательство в этом отношении твердо придерживалось предписания CXLIII новеллы Юстиниана, согласно которому правильный брак между похитителем и похищенной девицей не может быть заключен; наоборот, таковой брак всегда [расторгается].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Осия проходит школу пророчества в семейной жизни. Михей пророчествует из провинциального городка Морешефа против столичной элиты. Иеремия живет уединенно и преследуется даже своими близкими. В целом, историю классических пророков можно рассматривать как историю мученического свидетельства. Выступления великих пророков можно назвать сугубо окказиональными. Они не определяются, как правило, ни календарными праздниками, ни другими установленными порядками. Юлиус Велльгаузен сравнил их с «источником, бьющим время от времени», который «когда он прорывается, то начинает бить ключом», в отличие от «мерно текущего потока» священнического служения. Причинами их выступления могут быть катаклизмы в природе и истории, прежде всего стихийные бедствия. Но сами пророки считают источником своих пророчеств внезапное нисхождение слов Яхве. Если Бог молчит, пророку тоже нечего сказать. Поэтому классические пророчества решающим образом определены и ограничены окказиональным харизматическим событием слова Божия. Это событие открывает глаза пророка на современные ему неустройства, помогает прояснить значение событий прошлого и придает остроту богословской аргументации». (H.W. Wolff. Prophet und Institution 92f.). В качестве публичных и ищущих публичности критиков они претендуют, в силу причастности их божественным словам, на авторитет, стоящий выше всех учреждений и отдельных личностей, на авторитет, который, в связи с этим, становится поводом для постоянных провокаций, волнений и попыток нововведений. Будучи оппозиционерами-одиночками, они в то же время постоянно становятся жертвами насмешек, гонений и преследований. Каноническое признание все они получили уже потом спустя время, когда ход истории подтвердил их пророчества и когда благодаря текстам, написанным позднее с той целью, чтобы пророчества соответствовали изменившейся исторической ситуации, была письменно зафиксирована актуальность их божественного откровения так же и для новой ситуации: так они стали «письменными пророками». Опираясь на сведения, изложенные в книгах пророков, можно выделить следующие черты их выступлений: (1) зрелищная обстановка ( Ам.4:4 слл.; 5:21–27; Ис.7 ; Иер.27–28 ); (2) сильные, шокирующие и даже непристойные образы ( Иез.16, 23 ; Ам.4:1–3 ; Мих.3:1–3 ; Ис.1:10–17, 30:15–17 ; Ам.9:1–4 ); (3) ритмизованный поэтический язык, искусно сочиненные стихотворения и песни ( Ис.5:1–7 ; Ам.5:1 слл.; Ис 14:4–21 ; Соф.1:7, 12 слл.); (4) символические действия, ролевые игры, пантомимы и уличный театр ( Ис.20:1–4 ; Иер.19 ; Иез.4 ); (5) использование «прокламаций», «плакатов» или «транспарантов» и писем ( Ис.7 ; Иер.36 ; Ис.8:1–4 ; Авв.2:1–5 ; Иер.39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В этот период своей жизни, полностью отдаваясь работе, отец стал выдвигаться как общественный деятель. Он как бы созрел внутренне для того, чтобы отдавать Родине и людям все силы и энергию своего существа. Твердые убеждения и чувство долга были всегда основой его поступков. Тут определяется и выявляется его талант общения с людьми самых разных слоев общества, разных интересов и возрастов. Этот талант развивался в нем с годами, и я всегда поражалась тому, как умел он живо общаться не только с людьми своего круга и уровня развития, но и с людьми простыми, неграмотными и особенно с детьми, которые всегда очень скоро к нему привыкали и обращались с ним как со своим и близким. Это было так в его молодости и до самого конца жизни. В эти же годы раскрывается его одаренность филологическая, о которой я упоминала раньше как о семейном свойстве Самариных. У моего отца она проявлялась двояко: он имел дар слова, он умел прекрасно говорить, облечь мысль в словесную форму, ясную, отчетливую и притом изложенную подлинно русским языком. Голос у него был приятный, баритональный. Знаю, что его речи в собраниях производили всегда сильное впечатление. И я помню его значительно позднее, произносящим приветствие Царю в колонном зале Московского Дворянского Собрания (Дом союзов) в 1913 году. Я, маленькая девочка, на хорах слушала, и гордилась, и любовалась им. Но еще несравнимо трепетнее слушала я и воспринимала в 1920 году «последнее слово» отца на суде, в том же Дворянском Собрании (в малом Октябрьском зале), когда весь переполненный зал замер, преклоняясь перед силой убежденности и мужества, выраженных в этом «слове». Это была одна сторона его словесного дара, а другая сопутствовала ему во всю его жизнь – это была исключительная любовь, тонкое понимание, я бы сказала, проникновение в глубины церковного слова, церковной поэтики, самого богослужения. Вот как говорит Ельчанинов 186 : «Богослужение – высшая поэзия, совершенная, «неизреченная» музыка, преобразующая душу красота». Эти слова целиком созвучны моему отцу. В этой области вступала в силу и его музыкальная одаренность, и, соединяясь в одно целое, дивные слова и напевы приводили моего отца в восторг и глубокое умиление. Это была его стихия, его отрада во все времена. Его баритон и сейчас звучит в моих ушах; особенно помню его читающим антифоны Великого Четверга или молитвы перед причащением. Он не только сам пел, руководил хором и слушал, но и сам создавал церковную музыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Таким образом, русский вариант “Плодов страданий Христовых” и картина из Клюни-Бона, имеющие общую структуру, восходят к разным богословским источникам, но, вероятнее всего, связаны с конкретным историческим событием XVII века. На наш взгляд, оба варианта имели некий общий образец и создавались на его основе, но с использованием разных литературных и богословских источников. Можно предположить, что существовало некое изображение, выполненное в связи с Иерусалимским собором 1672 года, на котором было принято согласование догматов православной веры, изложенных и напечатанных на греческом и латинском языках в Париже в 1675 году. Крест живой. Неизвестный художник. XVII в. (Клюни — Бон). Воспроизводится по: Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских// Труды VII археологического съезда в Ярославле 1887 г. Т. 1. М., 1890. — Плоды страданий Христовых. XVII в. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.   Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/krest-zhivoy-v-zapadno...

Изложенный принцип отношений отеческой власти к бракосочетанию детей противоречит православному пониманию природы брачного союза, христианским и общераспространенным современным воззрениям на человеческую личность, достигшую зрелого для вступления в брак возраста, и верному значению нравственных родительских отношений к детям, – совершенно чужд православному русскому правосознанию, церковным правилам и русскому законодательству и в действующем праве и представляет крайнюю противоположность праву Римско-Католической церкви. Брак не есть исключительно юридическое отношение, учреждаемое для детей частной волей отца или заменяющего его лица и учреждения; он есть, с одной стороны, установление, основывающееся на законе, данном от Творца человеческой природе – физической и нравственной, в христианской Церкви – таинство, хотя и не признаваемое протестантами и евреями, входящими в состав вышеозначенной комиссии, а с другой – необходимое, основанное учреждение в строе семьи, общества и государства, следовательно учреждение религиозно-нравственное с величайшим значением в народе, обществе и государстве. При указанном принципе отношений отеческой власти к бракосочетанию детей, свобода и право человеческой личности в уважение не принимаются. По современным воззрениям, родители обязаны воспитывать, образовывать и приготовлять своих детей к самостоятельной жизни и деятельности – личной, семейной и общественной и содействовать устройству их судьбы с значением полноправных граждан. Вступление в брак есть личное право человека, предоставленное ему природой и Богом. Лишение отцом данного его детям природой и Богом личного права свободного вступления в брак несогласно с любовью родителей к детям. Устранение матери от участия, при вступлении в брак ее детей, в особенности дочерей, противно и природе, и справедливости, и откровенному учению – ветхозаветному и христианскому, внушающему детям одинаково почитать и отца, и матерь. Наконец. если и в настоящее время, при неверном толковании 6-й статьи действующих гражданских законов, отказ родителей, опекунов и попечителей детям в дозволении вступать в законные супружества служит нередко причиной незаконных сожительств и многих зол, каких последствий можно ожидать для нравственной жизни в обществе от проведения в законодательство принципа, усвоенного составителями выше упоминаемого проекта из немецких книг протестантских правоведов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010