Более того, оно активно вторгалось в сферы христианской гносеологии и онтологии, и именно тогда, когда дискурсивное мышление испытывало определенные трудности, когда познавательные интенции богослова или философа подводили его к иррациональной сфере. Ориген в этом плане представляет для нас особый интерес. В нем на высоком духовном уровне органично сочетался систематизаторский ум философа-аналитика с тонким чувством христианина-практика, углубленного в мистический опыт сверхразумного бытия. Органическому сочетанию этих обычно трудносовместимых в одном человеке способностей и помогало эстетическое сознание Оригена, нашедшее выражение как в его учении о познании, так и в его религиозной онтологии. 1. Неформализуемый гносис ...и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2 Кор 12, 4 В древности не один апостол Павел слышал «невыговариваемые слова», получал невербелизуемое вéдение, «знал» то, что превышает человеческое «знание». Ориген был убежден, что библейские пророки и евангелисты владели знаниями о вещах более высоких и возвышенных, чем те, о которых они поведали в своих книгах, ибо получили они эти знания, таинственно просветившись по милости Божией. Они точно знали и то, о чем и как им следует писать, чтобы нечто из своих знаний передать всем, «имеющим уши слышать», и что необходимо сокрыть за завесой молчания (Contr. Cels. VI, 6) . «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего»,- сказано в Откровении Иоанна Богослова (10, 4). В От-кровении - о со-кровении, о со-кровенном. Между этими двумя полюсами - от-кровения и со-кровения - и пульсировала мысль ранних христиан. Особого напряжения она достигла у третьего (после Филона и Климента) крупнейшего александрийца - Оригена, стремившегося постичь Истину, интегрируя идеи платонизма и озарения профетизма на основе евангельского учения. Нам уже не раз приходилось видеть, что эстетическое сознание христиан, наиболее полно выраженное в святоотеческой письменности, теснейшим образом связано с их способами и формами познания, с их учением о знании и познании, т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

В библейском древнееврейском тексте очень широко отражена особенность древних евреев мыслить в конкретных образах. Помимо приведенных нами примеров со словами —13— «отец», «муж», «сын», «дочь», где в русском переводе требуется введение более общих понятий, в Библии встречается немало выражений, в которых конкретизирующие слова при переводе должны быть или удалены, или подвергнуты литературной обработке с учетом стилистических особенностей русского языка, чего не было сделано переводчиками. Процитируем несколько таких мест: «сказать слово в уши» ( Быт.44:18 ), «дыхание духа жизни в ноздрях своих» ( Быт.7:22 ), «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» ( 2Цар.14:25 ), «не являйтесь ко мне на лице» ( Быт.44:23 ), «я отдала служанку мою в иедро твое» ( Быт.16:5 ), «сын, который вышел из чресл моих» ( 2Цар.16:11 ), «почитай лицо старца» ( Лев.19:32 ), «голубь не нашел места покоя для ног своих» ( Быт.8:9 ), «сего возьмете от глаз моих» ( Быт.44:29 ), «он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2 ) и т.д. При переводе не всегда учитывается еще одна грамматическая особенность древнееврейского языка. Если однородные имена существительные имеют в предложении одно и то же притязательное местоимение (местоименный суффикс), то последнее обычно ставится при каждом существительном. Буквальный перевод таких мест становится тяжелым и неестественным: «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими...» ( Исх.10:9 ). С учетом того, что в этом тексте, кроме местоименного суффикса, имеются и другие буквализмы, одним из вариантов его «перевода мог бы быть такой: «пойдем с нашими семьями и скотом». Вообще же языку Библии, как впрочем, и другим древним языкам, свойственны повторы. Это относится не только к местоимениям. В 1-й главе книги Судей мы читаем: «Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов, Фаанаха. и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов» (стих 27). Выражение «и зависящих от него городов», повторяясь 5 раз, затрудняет чтение текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В библейском тексте имеется много идиоматических оборотов речи, переданных переводчиками в ряде случаев дословно. На одном из них остановимся подробно, т.к. эта —14— идиома породила множество размышлений и толкований религиозного, богословского и даже философского характера. Это – идиома «добро и зло». Впервые она встречается в названии одного из райских деревьев. Поскольку в раю было запрещено вкушение плодов от дерева познания «добра и зла», предлагались различные варианты объяснения этого запрета и понимания того, какой смысл заключается в самом названии райского дерева. Но это название – обычная идиома древнееврейского языка. Установить ее смысл помогают библейские тексты, в которых она встречается. Приведем некоторые из них: «И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого (букв.: «не говори Иакову добра и зла», т.е. «ничего» – М. Й.) ( Быт.31:24 ). «Дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши., которые не знают ныне ни добра, ни зла (т.е. «ничего» – М. И.), они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею» ( Втор.1:39 ). «И сказала раба твоя: да будет слово господина моего царя в утешение мне; ибо господин мой царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе, и худое» (букв.: «и добро, и зло», т.е. «все» – М.И.) ( 2Цар.14:17 ). На основании этих и других мест Священного Писания можно безошибочно заключить: «дерево познания добра и зла» – это «дерево познания всего». Синонимом «добра и зла» в библейском тексте «является идиоматическое выражение «малое и великое», также переводимое на русский язык в некоторых случаях буквально. «Нет, не обвиняй в этом, царь, раба твоего и весь дом отца моего, – читаем в 1-й книге Царств, (стих 15-й), – ибо во всем этом деле не знает раб твой ни малого, ни великого» (т.е. «ничего»). Остановимся еще на одном идиоматическом обороте речи: «есть хлеб». Эта идиома многозначна; помимо основного значения: «употреблять пищу», имеет ряд производных «жить в достатке», «пользоваться теми или иными благами», «обладать самым необходимым», «общаться с кем-либо» «пользоваться расположением кого-либо» и другие. Впервые она встречается в 3-й главе книги Бытие, где описываются последствия грехопадения первого человека: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В книге Иова мы читаем, как спорящему с Богом Иову Господь грозно говорит: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?.. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» «Сыны Божии» – это библейское выражение, обозначающее Ангелов, как добрых, так и злых. Эти слова Господа показывают, что при сотворении нашей планеты Ангелы уже присутствовали и радовались. . Как были сотворены Ангелы – нам неизвестно. Мы помним, как Бог творит мир: «И сказал Бог – и стало так!» Могущественное творческое слово Божие выводит из небытия к бытию миры и все сущее. Так, вероятно, произошло и в случае с Ангелами: «Той рече и быша, той повеле и создашася» !.. Мнение о сотворении Ангелов прежде мира вещественного было господствующим и среди святых отцов. Так, у святителя Григория Богослова читаем: «Так как для Благости Божией недостаточно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы облагодетельствованных было как можно больше (ибо сие свойство высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так… сотворен Богом умный мир… Поелику же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними». Преподобный Иоанн Дамаскин, принимая мнение святителя Григория Богослова о времени творения Ангелов, добавляет: «Я соглашаюсь с Григорием Богословом: ибо приличнее было сперва сотворить умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности – человека».   Служение Ангелов Главным служением Ангелов является постоянное прославление Бога, выполнение Его заданий в сфере Божественного Домостроительства , а также участие в спасении человека. Забота о спасении человека легла на Ангелов после грехопадения прародителей, поэтому святитель Василий Великий говорит, что это служение Ангелов «лишь временное». После окончания истории нашего мира Ангелы вместе с праведниками войдут в вечное и блаженное Небесное Царство. Ангелы и люди здесь будут друзьями и наследниками блаженной жизни.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Вспоминается мне в эти минуты невольно следующая библейская картина. Вот Христос Спаситель проповедует свое возвышеннейшее учение, окруженный толпами народа. Матери еврейские пробираются через толпу со своими малыми детьми, чтобы Спаситель благословил их. Апостолы удерживают женщин. Но Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть царство небесное» ( Мф.19:14 ). А можно ли когда-нибудь забыть следующий дивный рассказ св. Евангелиста. Однажды дорогой ученики Христа Спасителя рассуждали: «кто бы из них был больше». Что же Спаситель? «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой – вот Его ответ на это недоумение своих учеников. И взяв дитя, продолжает Евангелист, поставил его посреди их, и обняв его, сказал им. Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня принимает, тот не Меня принимает, но пославшего Меня» ( Мк.9:36 сл.). Мало того, и больше еще сказал им Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф.18:3 ). Так ценны в очах Божиих дети. Вспоминается мне и чудное предание о св. Игнатии Богоносце . Вспоминается святитель Леонтий Ростовский. Будучи выгнан из Ростова, он поселился за городом и сластями привлекал оттуда к себе детей, чтобы сотворить их христианами. Вспоминается мне, как был обласкан в лесу старцем-отшельником малютка Варфоломей, впоследствии великий угодник земли русской преп. Сергий. Вспоминаются мне многочисленные подобные же случаи, о которых так много и красноречиво рассказывается в наших житиях святых. А как замечательны в данном случае слова одного инока святителя о детях, недавно сказанные им. Вот что он говорит о них. «Когда я проезжаю по малороссийской деревне и вижу белые головки невинных созданий Божиих, неизбалованных светскими матерями, не наученных лгать и притво- —354— ряться, но во всей чистоте еще сохранивших свой благолепный образ Божий, как я стремлюсь тогда к ним! Как рад бываю выйти хотя ненадолго из своей неуклюжей кареты и подойти к этим Христовым любимцам... Смотри, иерей Божий, как легко тебе принять Христа Бога! Одно только дитя приласкай во имя Его!... Смотри, какие сокровища посылает тебе Бог ! Можно ли не любить их?... Когда я вхожу в сельскую школу, когда вижу тех, кому подобных обнимал наш Спаситель, то не сразу могу говорить от приступающих к горлу слез» 2175 …

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспомним сформулированные в ходе данного исследования основные характеристики небесных книг. Содержание небесных книг характеризуется непостижимостью и глубиной, высшей истинностью и достоверностью. Важным принципом, также выраженным в образах небесных книг библейской традиции, является «синергия». Покажем, что эти же свойства в той или иной степени присущи Апокалипсису как книге. 4.7.2. Богодухновенность и неисчерпаемость пророческого откровения Апокалипсиса Значимость записанного текста Апокалипсиса с особой силой подчеркнута в Откр 22: 18–19 : «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей…» Причем многие комментаторы отмечают, что, если судить по ближайшему контексту следующего стиха, «свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро» ( Откр 22: 20 ) – приведенные выше слова принадлежат не автору, но Самому Христу. Богодухновенность Апокалипсиса ярко иллюстрируется также тем, что из семи встречающихся в тексте Апокалипсиса макаризмов два – первый и предпоследний – посвящены именно записанному тексту Апокалипсиса: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем…» ( Откр 1: 3 ) и «блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» ( Откр 22: 7 ). Притом что автор призывает читателей к осмыслению текста Апокалипсиса и к соблюдению его «слова пророчества», надо признать, что Апокалипсис в своей полноте является «непостижимым» для человеческого ума. Поскольку богословские идеи Апокалипсиса выражены посредством образов и символов, допускающих целый ряд потенциально возможных интерпретаций, представляется невозможным до конца понять и полностью изъяснить текст Откровения Иоанна Богослова. Наглядно этот момент можно проследить, изучая историю толкования этой многогранной книги; на протяжении истории к Апокалипсису было применено множество интерпретационных подходов, что порождало принципиально различные, порой противоречивые толкования. По своей идейной глубине и многоплановости литературного построения эта книга остается поистине неисчерпаемой 778 . 4.7.3. Высшая истинность Апокалипсиса, описывающего, «что есть и что будет после сего»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Далее приводится родословие Адама (Быт. 5) и дается летосчисление и жизнь родоначальников рода человеческого: Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха (другого), Ноя. «Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета». Годы жизни их даны разные в еврейской Библии и в Септуагинте. Но не будем этому придавать большого значения — важно, что люди жили долгие годы и что жизнь их была исполнена многих событий, о которых бытописатель не упоминает, но о которых можно догадываться, если мы знаем о том, как жили люди в древности и что с ними происходило. По мнению богословов, все эти патриархи жили независимо друг от друга, т.е. часто это были люди, которые не являлись сыновьями того или иного человека. Когда говорит Иван Грозный «Я сын Рюрика», это не значит, что он был его сыном. Он был его потомком, и их разделяла почти почти тысяча лет. Тем не менее Грозный называл себя сыном Рюрика. Так и здесь. Скажем, Енох жил 60 лет и родил Мафусала — возможно, что это был Мафусал из его более поздних потомков. Эта таблица сделана искусственно, чтобы показать нам единство человеческого рода. Это единство подчеркивается, во-первых, именем «Ева» («мать всех живущих на земле») и, во-вторых, родословием человека, которое показывает, что от одной крови произошли все люди — от Адама. И все пришло к Ною, который явился родоначальником нового человечества. Что послужило трагедией, приведшей к тому, что мы называем всемирным Потопом? «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им... И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» (Быт. 6:4-5). Вот как говорит об этом Лопухин: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей,отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов. Со времени смешения сифитов (сынов Божиих) с каинитянами эти исполины особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных уставов. Корень глубокого развращения человека допотопного указывает повреждение сердца, так как последнее, по библейскому воззрению, считается центром сознательной деятельности человека. То развращение его равносильно заражению самого источника жизни (помните, как сказано: «Зло в сердце от юности его», т.е. весь источник был поражен злом)». По поводу исполинов и об этом повествовании совершенно по-разному говорится у разных богословов. Во-первых, кто такие сыны Божии и кто такие сыны человеческие, как сочетаются эти понятия?

http://sedmitza.ru/lib/text/432081/

Далее приводится родословие Адама ( Быт. 5 ) и дается летосчисление и жизнь родоначальников рода человеческого: Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха (другого), Ноя. «Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета». Годы жизни их даны разные в еврейской Библии и в Септуагинте. Но не будем этому придавать большого значения – важно, что люди жили долгие годы и что жизнь их была исполнена многих событий, о которых бытописатель не упоминает, но о которых можно догадываться, если мы знаем о том, как жили люди в древности и что с ними происходило. По мнению богословов, все эти патриархи жили независимо друг от друга, т.е. часто это были люди, которые не являлись сыновьями того или иного человека. Когда говорит Иван Грозный «Я сын Рюрика», это не значит, что он был его сыном. Он был его потомком, и их разделяла почти почти тысяча лет. Тем не менее Грозный называл себя сыном Рюрика. Так и здесь. Скажем, Енох жил 60 лет и родил Мафусала – возможно, что это был Мафусал из его более поздних потомков. Эта таблица сделана искусственно, чтобы показать нам единство человеческого рода. Это единство подчеркивается, во-первых, именем «Ева» («мать всех живущих на земле») и, во-вторых, родословием человека, которое показывает, что от одной крови произошли все люди – от Адама. И все пришло к Ною, который явился родоначальником нового человечества. Что послужило трагедией, приведшей к тому, что мы называем всемирным Потопом? «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им… И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» ( Быт. 6:4–5 ). Вот как говорит об этом Лопухин: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей, отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов. Со времени смешения сифитов (сынов Божиих) с каинитянами эти исполины особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных уставов. Корень глубокого развращения человека допотопного указывает повреждение сердца, так как последнее, по библейскому воззрению, считается центром сознательной деятельности человека. То развращение его равносильно заражению самого источника жизни (помните, как сказано: «Зло в сердце от юности его», т.е. весь источник был поражен злом)». По поводу исполинов и об этом повествовании совершенно по-разному говорится у разных богословов. Во-первых, кто такие сыны Божии и кто такие сыны человеческие, как сочетаются эти понятия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Дар любви, искупающий отступничество, должен быть единым, внутренне целостным подвигом, а не суммой разнородных полномочий. Отличие Своего делания от фарисейского Господь разъясняет в различных образах, объединяющихся в Его речи в общем понятии доброго пастыря, которое, следовательно, в сознании Его слушателей имело определенное содержание: Я добрый пастырь потому-то и потому-то, а приходившие раньше, хотя и выдавали себя за доброго пастыря, но не были им на самом деле по такой-то и такой причине. Пророки-пастыри свое призвание мыслили тоже в виде единого, всецелого посвящения себя единому определенному делу. «Ты влек меня, Господи, – говорит пророк и священник Иеремия, – и я увлечен… и подумал я: не буду напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его, но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог» ( Иер. 20, 7,9 ). Точно также и святые отцы представляли свое пастырское самосознание как единое, цельное настроение, которое они изливали обыкновенно лирической речи. Это настроение всецелого посвящения себя Богу и спасению ближних не рассматривается ни в одной богословской науке, а между тем, по своим исключительным качествам и условиям развития подлежит тщательному изучению на основании Библии , предания и опыта. Изучением этим и занимается наша наука, как предметом, исключительно ей принадлежащим. б) Содержание науки Содержание Пастырского богословия распадается в основном на три части: I часть анализирует библейское учение о пастырстве, пастырство Спасителя, святых Апостолов, учение о пастырстве святых отцов; II часть нашей науки раскрывает подготовительный период к пастырству, принятие священства и первые шаги на приходе; III часть вскрывает пастырство как самоотверженный подвиг пастырского делания; пастыря-учителя, совершителя тайн Божиих и пастыря-душепопечителя. в) Предмет науки У Пастырского богословия есть свой особый предмет, этот предмет – сам пастырь, и есть свои задачи. Для осуществления этой задачи Пастырское богословие вынуждено делать непрерывные научные экскурсы в область Священного Писания , Церковной истории, Патрологии, Нравственного богословия и других богословских наук, пользуясь вполне научным методом критического исследования: синтез-анализ, анализ-синтез, – следовательно, у него есть и свой научный метод.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Другим возражением выдвигаемым против буквального понимания «дня творения» как суток является утверждение, что раз все Писание пронизано символами, то и здесь идет о том же. «Обычно, когда начинают сравнивать Библейское повествование — пишет о. Стефан (Ляшевский) — с современными научными представлениями о сотворении мира, обращают внимание только на противоречия, совершенно игнорируя время и место написания книги Бытия., например, слово «йом» означало и день, и период времени. Кроме того, религиозный язык Востока даже до евангельских дней был языком символов и образов, что наглядно отражено в евангельских притчах: вряд ли можно быть столь наивным, чтобы под евангельскими «талантами» подразумевать золотые монеты; под пшеницей, которую вышел сеять сеятель — хлебные злаки и т. д. А язык Апокалипсиса разве не есть исключительно язык символов? И язык египетских иероглифов — тоже язык символов. Нет ничего удивительного в том, что и Моисей пишет языком своего времени, тем более, что народ израильский тогда только вышел из Египта, где жизнь была переполнена символами». Конечно, во всем Писании есть и духовный смысл ( 2Кор.3:6.13–18 ), но «покрывало лежащее на нем, снимается Христом», а не измышлениями «новых богословов», и познать тайны Библии могут лишь святые, будучи озаряемы Автором Ее — Духом Святым, а не «теологи с сигарой», не утруждающие себя следованием Отцам. Необходимо заметить, что в Библии мы не найдем случая, чтобы историческое повествование было отменяемо символическим толкованием. Если мы будем следовать методу «новых богословов», тогда можно смело отказаться от всей священной истории, ибо она будет перетолковываться по желанию каждого. Так мы дойдем и до отрицания Воплощения и «распятия при Понтийстем Пилате», ибо сам метод не ставит для себя никаких границ своего применения. Святейший Павел пишет по вдохновению Утешителя, не давая любителям аллегорического толкования вводить собственные мнения вместо исторической истины: «мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010