Богословские и исследовательские работы Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет . Т. 1. Тверь, 2004. Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сборник работ. М., 2000. Душа человеческая. Коломна, 1992. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (любое издание). Православная богословская энциклопедия: В 11 т. СПб., 1900–1910. Православная энциклопедия. Т. 1–28 (издание продолжается). М., 2000 и далее. Русская религиозная антропология: Антология: В 2 т. М., 1997. Толковая Библия , или Комментарий на все Книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 3 т./Под ред. А.П. Лопухина . СПб.-Стокгольм, 1987. Христианство. Энциклопедия: В 3 т. М., 1993. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. ТСЛ, 1994. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1884. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. Амфилохий (Радович) , митр. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. Амфилохий (Радович) митр. Человек – носитель вечной жизни/Пер. с серб. С. Луганской. М.: Сретенский м-рь, 2005. Антоний (Блум), митр. Человек перед Богом. М., 2000. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Бобринский Борис , протопресв. Тайна Пресвятой Троицы. Очерки догматического богословия. М., 2005. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. М., 1994. Братусъ Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии//Вопросы психологии. 1998, стр. 71–79. Братусъ Б.С. К проблеме человека в психологии//Вопросы психологии. 1997, С. 3–19. Братусъ Б.С. Психология – наука о психике или учение о душе?//Человек. 2000, стр. 30–38. Булгаков Сергий , прот. Агнец Божий. М., 1999. Булгаков Сергий , прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995–1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССУТО [итал. Cassuto] Умберто (евр. имя Моше Давид; 16.09. 1883, Флоренция - 18.12.1951, Иерусалим), итал. и израильский библеист. Род. в религ. иудейской семье, получил традиц. воспитание. Учился во Флорентийском ун-те (1901-1906) и в раввинской семинарии (бейт-мидраш) во Флоренции (1908-1913). В 1914 г. стал раввином и начал преподавать в семинарии. В 1922 г. был назначен директором семинарии и главным раввином Флоренции. В 1925 г. К. занял должность профессора еврейского языка и литературы Флорентийского ун-та, оставив служение раввина. У. Кассуто. Фотография. 1-я пол. ХХ в. У. Кассуто. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Начало научной деятельности К. связано с изучением истории евреев в Италии, результатом к-рого стали серия статей и монография «Евреи Флоренции в эпоху Возрождения» (1918). Впосл. К. написал многочисленные статьи по истории евреев Италии для нем. «Encyclopedia Iudaica», а также статьи по истории ивритской литературы для Итальянской энциклопедии. (В 1938 эти статьи вышли отдельным сб. «История послебиблейской еврейской литературы».) С 1925 г. основной сферой научных занятий К. стала библеистика. В 1933 г. К. занял должность профессора рим. ун-та Сапиенца на кафедре евр. языка. Занимался каталогизацией евр. рукописей Ватиканской б-ки. В 1938 г. К., как и др. преподаватели евр. происхождения, был уволен из ун-та. В 1939 г. К. приглашен в качестве профессора библеистики в Еврейский ун-т в Иерусалиме. Он стал первым главным редактором «Энциклопедия микраит» (Библейской энциклопедии). В 1944 г. ученый совершил путешествие в Алеппо (Халеб, Сирия) с целью изучения Алеппского кодекса. К. был одним из немногих ученых, получивших возможность работать с этой авторитетной рукописью, прежде чем значительная ее часть была утрачена (см. разд. «Рукописи ВЗ» в ст. Библия ). К. известен прежде всего как критик документальной теории происхождения Пятикнижия , получившей классическое выражение в книге Ю.

http://pravenc.ru/text/1681295.html

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентацию алфавитных томов, изданных в 2011 году 11 ноября 2011 г. 22:22 11 ноября 2011 г. в  кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  состоялось очередное, 24-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии». Заседание Советов возглавили председатель Наблюдательного совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общественного совета спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  Б.В. Грызлов  и председатель Попечительского совета мэр Москвы  С.С. Собянин . В заседании участвовали:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Учебного комитета  при Священном Синоде Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений ; руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк ; председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор  Киевских духовных школ   архиепископ Бориспольский Антоний ; ректор  Санкт-Петербургских духовных школ   епископ Гатчинский Амвросий ; руководитель  Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец . В числе присутствовавших были также академик, член Президиума Российской академии наук Е.М. Примаков, председатель Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций  С.А. Попов , директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, специальный представитель Главы Российского государства по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти ОАО «Газпром» Е.Г. Катаева и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1672243.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мир — 1) все созданные Богом творения в их совокупности; 2) среда обитания человека , где господствует грех ( 1Ин.2:15 ); 3) состояние общества (группы лиц, коллектива, общности, общины), характеризуемое отсутствием вражды (конфликтов, войны); 4) внутреннее состояние человека, характеризующееся ощущением близости Бога, покоя, отсутствием проявления греховных позывов. Библейское понимание слова «мир» двояко. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом, в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: « Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей » ( 1Ин.2:15 ). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду не людей и не природу, а мир греха (как пояснял прп. Исаак Сирин « Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти »). Каково библейское понимание слова «мир» Библейское понимание слова «мир» подразумевает различные значения. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом , в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду ту мирскую среду, в которой присутствует множество греховных соблазнов, совершается множество грехов . Как понимать слова Спасителя : «Не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 )? Иногда их трактуют как своего рода благословение на войну Спаситель говорит не о разжигании военного конфликта, а о другом. Согласно святоотеческому учению, центральным пунктом приведенного наставления (см. Мф.10:34-36 ), адресованного ученикам, которых Иисус посылает на миссионерское служение, является вера в Христа, готовность преодолевать препятствия ради проповеди Его учения, реализации Его призыва ко спасению . Слова о том, что Иисус принес на землю не мир, но меч, на первый взгляд резко контрастируют с тем, что Он прежде говорил ученикам о мире, с пожеланием которого они должны были входить в дома в процессе распространения евангельской проповеди ( Мф.10:12 ). Сказав о том, что Он пришел принести меч, Спаситель добавил: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» ( Мф.10:35-36 ).

http://azbyka.ru/mir

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Нужно ли христианину исследовать историческое и литературное измерение книг Священного Писания, и если да, то зачем? Предлагаем вашему вниманию расширенный вариант выступления Михаила Селезнева на конференции «Современная библейская наука и предание Церкви» 26.11.2013. Современная библейская наука — это изучение Библии посредством того аппарата, который был выработан дисциплинами историко-филологического цикла. В просторечии такое историко-филологическое изучение Библии называют библейской критикой. Сторонники использования историко-филологического (историко-критического) метода в церковной науке обычно говорят, что, хотя этот метод и чужд традиции, но  результаты , достигнутые с его помощью, могут быть полезны для богословия. Скажем, археология дает нам возможность наглядно представить себе, как выглядели города, дома и люди в те времена и в тех краях, где разворачивается действие библейских повествований. Сопоставление проповеди Иисуса с кумранскими документами и раввинистическими текстами позволяет увидеть, что именно в этой проповеди было в какой-то мере уже знакомо слушателям, — а что было абсолютно новым. Ассирийские документы уточняют хронологию израильских и иудейских царей. Все это так. Но дело не только в этом. Не только результаты историко-филологического исследования Библии, но сама методология такого исследования крайне важна для современного христианского сознания. Она способна влить в христианское богословие новую жизнь и избавить его от бессмысленных тупиков. Я хотел бы остановиться подробнее на трех моментах. 1. Историческое измерение библейской традиции Библейская критика раскрывает перед нами то, чего систематическое богословие склонно не замечать: что библейский текст, пронизывающий самые разные эпохи, самые разные культуры — в каждой эпохе, в каждой культуре преломляется и понимается по-своему. История Библии есть история ее интерпретации. Понимание этого избавляет нас от многих кажущихся противоречий. Мы подходим, например, к полке с комментариями и снимаем томик новейшего западного комментария к Псалтири. В этом комментарии делается попытка реконструировать древнейший текст псалма, его бытование в царстве Израильском или Иудейском, реконструировать, под какую музыку он пелся в Иерусалимском храме, провести аналогии с литературами древнего Ближнего Востока. Современные западные работы по библеистике нацелены, прежде всего, на то, чтобы восстановить древнейший текст Библии, древнейшее значение этого текста, его первоисточники, историю его формирования, литературный и исторический контекст библейских книг — тот архаический мир Древнего Востока, в котором эти книги писались.

http://azbyka.ru/o-polze-biblejskoj-krit...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян. Потом их насильственно обратили в иудейскую веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти. Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104 – 78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него был даже дар пророческий, то Александру дали прозвище «фракиец» за его жестокость. Он был весьма успешен в своих военных походах, но его очень не любили, поскольку Александр формально, не исполнял должности первосвященника, он провозгласил себя царем. Первые Маккавеи скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды, во время праздника Кущей, он явился, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у Храма. Началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся тогда фарисеи. Те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения. Фарисеи возглавляли противную Александру партию и призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия III и присоединились к Александру Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков его, никакой благодарности к фарисеям не проявил; в это время увеличился приток в общины ессеев.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Беда Достопочтенный. Письмо Эгберту (Epistola Egbercti) Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов Это письмо-одно из 16 сохранившихся писем Беды-написано в ноябре 734 г., за несколько месяцев до смерти Достопочтенного. Оно представляет большой интерес, поскольку в отличие от «парадной» «Истории» дает представление о реальном положении дел в тогдашней английской церкви и о позиции самого Беды. К тому времени церковь Нортумбрии сделалась богатой и влиятельной, и это не могло не сказаться на ее моральном облике. Суть письма Беды-обличение недостойных монахов и мирян, которым он противопоставляет подвижников, описанных в «Истории». Для исправления положения он считает необходимым увеличить число епархий и, в частности, создать диоцез в одном из монастырей (по всей видимости, в Ярроу). В письме Беда ориентируется на знакомые ему образцы эпистолярного искусства и строит его по всем канонам, уснащая множеством библейских цитат. Письмо служит показателем положения автора «Истории» в английской церкви. Будучи всего лишь священником, он смело дает советы могущественному прелату Эгберту, брату короля. И этих советов слушаются-вскоре Эгберт становится архиепископом (к чему призывал Беда), а в 747 г. собор в Кловешо принимает десять канонов, во многом вдохновленных данным посланием. Эти каноны, в частности, требовали от епископов вести скромный образ жизни, регулярно объезжать свои диоцезы и надзирать за положением в монастырях. В них содержалось также требование перевода Символа веры и главных молитв на англосаксонский язык, к чему также призывал Беда. Письмо сохранилось в составе двух рукописей. Его лучшее издание осуществлено С. Пламмером в «Baedae Opera Historica» (Vol. 1. Oxford, 1896. Р. 405-423). С этого издания сделан настоящий перевод.

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» На протяжении всей истории человечества понимание того, что есть человек, существенно влияло на устроение частной и общественной жизни людей. Несмотря на глубокие различия между отдельными цивилизациями и культурами, в любой из них наличествуют некоторые представления о правах и обязанностях человека. В современном мире значительное распространение получило убеждение, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. При этом со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые в корне расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека — избавлению от греха и обретению спасения. В этой ситуации Церковь, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, призвана напомнить основные положения христианского учения о человеке и оценить теорию прав человека и ее осуществление в жизни. I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория. I.1. Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека. Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см. Быт. 1, 26). Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с актом Божественного творения, писал: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей» (Слово 14, «О любви к бедным»).

http://sedmitza.ru/lib/text/430009/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 10 К оглавлению Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как в случае с Авраамом, повторилось обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (28:13-15). Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но самые серьезные испытания провидение готовило ему через наиболее любимого сына — через Иосифа. В библейской истории Иосиф предстает перед нами впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев — и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф. «И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (37:4)

http://sedmitza.ru/lib/text/432093/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010