Осталось только 10 000 человек; но и этого было много для победы. Посредством особого испытания при водопое на реке, избрано было всего только триста человек, но очевидно самых храбрых и испытанных воинов, которые были настолько закалены, что даже воду из реки, пренебрегая всякими удобствами, «лакали языками своими как лакает пес». С этою горстью воинов Гедеон и должен был выступить против неприятелей, которые огромным полчищем в 135 000 человек расположились в равнине Ездрилонской. Проникнув ночью в неприятельский лагерь и узнав о тревожном настроении врагов, до которых уже дошла молва о движении среди израильтян, Гедеон решил поразить их неожиданным нападением и особым стратегическим приемом, нередко употреблявшимся в древности. Разделив свой отряд на три части и дав каждому воину по трубе и по светильнику в кувшине, Гедеон приказал этим частям ночью выступить в обход неприятеля. По данному сигналу все воины сразу затрубили в трубы, разбили кувшины и громко воскликнули: «Меч Господа и Гедеона!» Пораженные неожиданно появившимся множеством светильников и громом труб и военного крика, неприятели пришли в страшное смятение, в суматохе убивали друг друга и бросились в беспорядочное бегство за Иордан. Но там их при переправе встретило колено Ефремово, подвергнув их еще большему разгрому, во время которого убиты были два мадиамских царя Орива и Зива. Сам Гедеон, подкрепленный десятитысячным отрядом, преследовал неприятеля и за Иордан, где еще нанес ему поражение, захватив в плен еще двух мадиамских царей Зевея и Салмана, которые как оказавшиеся убийцами братьев Гедеона, были убиты им самим. При возвращении с победного похода он должен был кротостью утишить недовольство ефремлян на то, что они не позваны были раньше для войны с мадианитянами, чрез что лишились значительной части добычи, и строго наказать жителей городов Сокхофа и Пенуела, которые, не надеясь на поражение Гедеоном сильных мадиамских царей, из опасения мщения последних отказали воинам его в хлебе, насмешливо говоря ему: «разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб?» Когда действительно эти некогда страшные мадиамские цари были уже в руках Гедеона, он прибыл с ними в Сокхоф и, напомнив жителям его об изменничестве, «взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски, и наказал ими жителей Сокхофа, и башню Пенуельскую разрушил и перебил жителей города».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История религии, IV. Дионис, Логос, Судьба Четвертый том истории религии отца Александра Меня, знаменитого семитомника «В поисках пути, истины и жизни». Это название являет главное стремление о. Александра при написании истории религии — показать всё религиозное многообразие человечества как проявление жажды «пути, истины и жизни», т. е. Христа. Труды отца Александра Меня по истории религии и поныне остаются лучшим обзором нехристианских верований. Том «Дионис, Логос, Судьба» повествует о тернистых путях Эллады к Истине. Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 4 Дионис, Логос, Судьба Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра О, смертной мысли водомет, О, водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты. Ф. Тютчев     ВВЕДЕНИЕ Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Из речи апостола Павла к афинянам (Деяния 17, 23)   В Евангелии есть единственное место, где упомянуты греки: когда они через апостола Филиппа искали беседы с Иисусом. Эпизод, казалось бы, мимолетный, о котором говорится очень мало, но знаменательны слова Христа, сказанные по этому поводу: «Пришло время прославиться Сыну Человеческому» (Иоанн 12, 23). Речь, очевидно, идет не о Его небесной славе, а о принятии людьми Благой Вести [ 1 ]. И действительно, эллинистический мир, окружавший со всех сторон Иудею, стал первым полем жатвы апостолов, когда они обратились с проповедью к язычникам. Вышедшее из библейской страны слово было принято людьми античного общества и культуры, и на этой почве возрастала Вселенская Церковь. Мученики и апологеты, учители и Отцы Церкви в большинстве своем были сынами греко-римского мира. Этот факт, оказавший огромное влияние на жизнь христианства, не мог быть случайным, он имел много предпосылок, из которых мы выделим две основные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Откройте 34 главу книги Бытия, и вы поймёте, что произошло с Диной. Её обезчестил Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, а затем решил всё-таки жениться на ней. Братья согласились под одним условием: они отдадут ему в жёны свою сестру, если он примет их веру. А вера была связана с обрядом обрезания. А это довольно-таки болезненная операция, даже для взрослых людей. И вот когда они приняли обрезание и были все больны, Симеон и Левий напали на племя это и всех их поголовно истребили. Вот в 5-м стихе 49-й главы Иаков и говорит: «Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле». – Исторически так и произошло. Исторически так и произошло. Смотрите. Симеон получил самый плохой участок при разделе земли и был буквально поглощён мощным коленом Иудиным. Ничего в истории там о нём мы не находим. А вот колено Левия, удивительно, было избрано на служение при Храме, при скинии. Но колену Левия при разделе не полагался свой участок земли. Им полагалось 48 городов, выделили им все остальные колена, чтобы они были рассеяны по лицу этой земли. А может быть, это было и хорошо. Почему? Потому что Храм был один, а в один Храм много не находишься, а у человека могут быть духовные вопросы какие-нибудь. И вот 48 точек есть, где население составляют, можно сказать, одни священники. И вот в эти центры могут обращаться со своими вопросами и запросами все рядом лежащие селения. И вот в следующий раз мы подойдём уже к благословению Иуде, которое Господь дал, и на этом заканчивается история патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Братья будут бояться со стороны Иосифа после смерти Иакова, но Иосиф их успокоит и говорит: не бойтесь. Я боюсь Бога. Вот вы замыслили сделать мне зло, но Бог это зло обратил в добро, чтобы спасти жизнь большому числу людей. И таким образом успокоив их, в возрасте 110 лет отойдёт, умрёт, но даст что Бог их посетит, и, когда они покинут Египет, чтобы взяли и его кости и вынесли, и похоронили в обтованной земле. И об этом вы прочтёте в 50-й главе. А Мессианское пророчество Иуде и остальным я объясню в следующий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Первая и вторая заповеди гласят следующее: свое предельное желание удерживай в форме веры, не разменивайся. Избавиться от иллюзий можно только одним образом: верить только в Бога, а больше ни во что не верить. Ибо вера есть потребность нашего существа, высшая форма желания и желать мы всегда будем, но дабы не впадать в иллюзию, фетишизм, идеологию мы именно что должны удерживать веру как веру, удерживать разницу между сущим и должным. Утопия и Апокалипсис Но так как желание открывает разницу между прошлым и будущим, то взятое темпорально желание есть надежда, то есть удерживание границы данного и желанного в надежде на изменение данного в сторону желанного. Вера есть предельное желание, а желание есть желание желания, то есть любовь. Все прочие движения души – извращения и неудачи любви, то есть собственная форма желания — любовь, отсюда «первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Если все «религиозное» отнести к Богу – что является прямым требованием Писания (обратное этому – идолопоклонство) – то что останется от религии? Этика и только этика: дела любви. Вера без дел мертва. Дела же реальны, а не иллюзорны. Библейская религия удерживая веру как веру, то есть удерживая различие между желанным и данным реализуется как дела любви. Реализация же есть изменение реальности, изменение границы между данным и должным, чем движется история. История двигается желанием. Человек реализует свои желания в ряде действий, образующих историю. Можно представить, что в итоге все желания, которые могут быть удовлетворены, удовлетворены будут, то есть будет реализована утопия. Лифщиц писал о «реальном идеале» истории: «идеале» поскольку «физически» этого идеала нет, но «реальном», ибо этот идеал задан реальными силами истории.

http://blog.predanie.ru/article/dialekti...

По-видимому, малая заповедь учила человека великому, – под образом телесного поста духовному воздержанию, самоограничению и послушанию воле Божией как существенному закону человеческой воли, которая может творить только в союзе со всемогущею волею Бога Творца: только ее силою, по вере в нее, может идти предназначенным путем – к великой цели ( Ин.14:12 ). Нарушение этого закона расстроит предопределенную историю человеческой жизни; оно есть зло, а не добро; оно разрушает, а не творит; оно принесет не жизнь животворящую, а смерть. Человек не должен был вкушать от познания этого зла, испытывать на себе его обессиливающее и губящее состояние. Но человек нарушил Божественную заповедь. Итак, не кончилась ли история только что начавшаяся? Как торжественно слово творения: сотворим человека по образу Нашему, по образу Божию; и какая теперь противоположность в слове божественного суда: ты возвратишься в землю, из которой ты взят! Итак, теперь человек уже не в силах не только творчески вести природу к духовному преображению; но и сам возвращается в ее немощную стихийность – своею собственною стороною, как ближайшею к природе низшей его, рождающей, но не творящей; в человеке имевшей обетование свободы, а теперь потерявшей чрез самого же человека даже первое свое благословение. «Проклята земля за тебя; терн и волчец произрастит она тебе; и ты будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят». Теперь эту-то неблагословенную землю, а уже не Едем, Божий сад, человек должен начинать возделывать. «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, возделывать землю, из которой он взят». – Актом первого греха человека опускается тяжелая завеса между первым и последующим его состоянием. Посему-то естественное созерцание отселе видит уже не человека во славе Божия образа, но землю, из которой человек взят; потому-то этот человек чувствует себя рабом ее законов, поклоняется естественной необходимости. Итак, снова повторяем: не кончилась ли история, только что начавшаяся? – Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Подпишитесь на наш Телеграм Библейский Иов, праведник, которому жилось уютно и комфортно, и у которого в один момент отнято все, – он начинает роптать на Бога: мол, за что, да как, да чем я провинился?! А ему благочестивые друзья: ну, мол, надо так, провинился, значит, Боженька наказал, чтобы грехи искупились и т. д. Однако Бог логику благочестивых не поддерживает (гнев мой на вас, говорит). И не осуждает Иова за его претензии. Бог не запрещает нормальные человеческие эмоции, в том числе и возмущение болью и потерями. Но и “логичного ответа” Бог Иову тоже не дает: вместо объяснений мы читаем четыре главы того, что я бы назвала “чудесами и тайнами в природе”. Однако Иов этим “ответом” удовлетворен (я бы даже сказала – утешен) и говорит: “Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”. То есть его страдания кажутся ему ничем по сравнению с тем, что он прикоснулся к Богу. Gonzalo Carrasco. Job on the dunghill Я много раз пыталась понять эту историю, читала какие-то толкования, но так и не смогла найти чего-то внятного. А сейчас для меня эта история открылась как история о том, что Бог есть и в комфорте, и в страдании. Но только видим мы Его в этих состояниях очень по-разному. Бог радуется нам – счастливым, довольным и спокойным в своем комфорте. Но когда человек страдает, Бог напрямую обращается к нему, утешает его тем, что дает “его глазам видеть Себя”. Бог любуется на устроенного в жизни и праведного Иова. В финале Бог даёт ему больше благ, чем у него было в начале. Но к страдающему Иову он ближе, чем когда-либо. А на праведных и благополучных друзей, произносящих нравоучительные речи, – гневается. Люди благополучные слишком рады назначить несчастных и страдающих грешниками, быдлом, отбросами, “самивиноватыми”. Вера – это не про то, что надо страдать, а про то, что страдающие часто ни в чем не виноваты, и не нам их судить. Более того – этот страдающий и возмущающийся – скорее всего к Богу гораздо ближе, чем все благочестивые и благополучные, которые считают, что “он сам заслужил и пусть молчит в тряпочку, не гневит Бога!”

http://blog.predanie.ru/article/bog-v-go...

Послал пред ними человека; в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилась слава его, слава Господня испытала его. Послал царь и разрешил его, владетель народов, и освободил его. Поставил его господин над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старшин его учил мудрости. Тогда пришел Израиль в Египет и переселился Иаков в землю Хамову» ( Пс. 104:16–23 ). Каким же образом, после такого ясного изложения истории Иосифа в псалмах, можно говорить, что «пророки не делают никакого намека на эту историю»? Так может говорить только слепая к истине критика. Обратим особенное внимание в приведенном Псалме на слова: «Он послал пред ними человека». Эти слова важны в одном отношении, заслуживающем особенного внимания. Они дают нам в действительности понять, что история Иосифа отнюдь не представляет собою какой-нибудь вставки, искусственно втиснутой в общее повествование книги Бытия. Его рабство и его возвышение в Египте объясняют одно из замечательных событий в жизни народа Израильского, то есть, его поселение в Египте; эти отдельные факты тесно связываются также с общей историей израильтян и дают нам ключ к ней. Даже если бы мы не имели других доказательств действительности истории Иосифа, то и тогда в этих знаменательных строках она подтверждалась бы с достаточною убедительностью для всякого непредубежденного читателя. Моисей останавливается долго на подробностях жизни сына Рахили в Египте по причине того глубокого впечатления, которое она произвела на душу всех сынов Иакова, и по причине того влияния, которое она имела на их будущее; он несомненно мог бы сократить ее, но самая пространность повествования показывает нам, что если оно получило такие размеры, то это потому, что воспоминание о всех этих фактах было еще живо в памяти у всех. Конечно, критики могут утверждать, что, хотя рассказом Иосифа объясняется целый важный период в истории Израильского народа, тем не менее, он все таки есть лишь простая повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

После раздела земли, по особому откровению дан был надел и самому вождю народа Иисусу Навину, именно город Фамнаф-Сараи в колене Ефремовом. Так как колено Левиино, по его особому служению, осталось без земельного надела, то ему выделено было в среде различных колен сорок восемь городов с принадлежащими к ним угодьями; из них тринадцать городов назначено собственно для священников и шесть особых городов с предоставлением им права убежища для невинных убийц. «Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их; и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их; и никто из всех врагов их не устоял против них; и всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось не исполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил Господь дому Израилеву; все сбылось». Возвратились в свои уделы и заиорданские колена 126 , воинов которых Иисус Навин, с выражением благодарности за их содействие общему делу и с увещанием держаться веры в единого истинного Бога, наконец нашел возможным отпустить. С большой добычей, выпавшей на их долю из богатств ханаанских, они отправились за Иордан и у места перехода израильтян чрез реку воздвигли большой жертвенник. Но это обстоятельство крайне встревожило остальные колена, которые усмотрели в этом желание заиорданских колен отделиться от своих братьев в религиозном отношении. Негодование было так велико, что готова была разразиться братоубийственная война. Но к счастию, благоразумие предотвратило это бедствие. Назначенная по этому делу особая депутация, состоявшая из священника Финееса и десяти избранных старейшин, выяснила сущность дела и из объяснений заиорданских колен пришла к убеждению, что, созидая жертвенник, они не только не думали отделяться от религии своих отцев, а напротив, этим видимым жертвенником хотели наглядно подтвердить связь свою с остальными коленами и для будущих своих поколений. Общею связью для всех колен служила скиния с ковчегом завета, но чтобы сделать эту народную святыню доступною всем коленам, Иисус Навин перенес ее в Силом, в колене Ефремовом, как занимавшем серединное положение в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Приведенный рассказ об уничтожении войском Иисуса Навина целого города вместе со всеми его жителями лишь одна из многочисленных жутких историй, которыми наполнен Ветхий Завет . Первой такой историей является описание Всемирного потопа, когда Бог, раскаявшись в том, что создал человека ( Быт. 6:6–7 ), уничтожает все человечество, кроме одного семейства. Следующая устрашающая история – гибель двух городов, когда пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли ( Быт. 19:24–25 ). Еще одна история подобного рода – египетские казни, когда Бог подвергает пыткам целый народ, а потом уничтожает в нем всех первенцев ( Исх. 7–12 ). Все эти истории содержат в себе элемент чуда, но чудо сопряжено с такой жестокостью, которая необъяснима с точки зрения человеческой логики, причем инициатором жестоких и массовых расправ с людьми в библейских рассказах, если читать их буквально, выступает Сам Бог . Только в свете новозаветного откровения повествования Ветхого Завета обретают смысл, позволяющий воспринимать их под иным углом зрения – прежде всего как прообразы событий, связанных с пришествием в мир обетованного Мессии. Чудеса, описанные в исторических книгах Ветхого Завета, имеют прямое отношение к Новому Завету не только в качестве прообразов, но и в качестве материала, используемого Иисусом в Своей проповеди . Рассказы о чудесах Моисея были той частью священной истории израильского народа, которую знал каждый еврей: по этим рассказам детей учили в семье и в школе. Вполне естественно, что Иисус неоднократно упоминал их. В беседе с Никодимом Он говорит: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). Отвечая иудеям, ссылавшимся на своих отцов, которые ели манну в пустыне, Иисус говорит: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес ( Ин. 6:32 ). В поучениях к народу Иисус ссылался на чудеса пророков Илии и Елисея, о которых рассказывается в 3-й и 4-й книгах Царств. В этих книгах повествования о чудесах играют подчиненную роль 16 . Основное внимание сосредоточено на деяниях царей – от Соломона и далее. Тем не менее значительное внимание уделено деяниям пророков – Илии, Елисея, Исаии и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами сюжет из  Книги Бытия, повествующий о встрече праотца Авраама и Мелхиседека. Эта история имеет особенное значение: она является свидетельством установления таинства Евхаристии. Авраам, возвращающийся со своим отрядом домой после победы над четырьмя окрестными царями, встречает Мелхиседека, царя Салимского, который благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, «ибо он был священник Бога Всевышнего» ( Быт.14:18 ), и благословил его. И это благословение — первое, которое Авраам получает не непосредственно от Господа. Описание На картине Мелхиседек, предлагающий хлеб и вино, выступает как таинственный прототип Христа. Тема уподобления Мелхиседека Мессии, а далее и непосредственно Христу встречается в 109-м псалме, где Давид говорит о Мессии: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Об этом свидетельствует и апостол Павел: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ). Авраам отдает десятую часть всего, что у него было: эта добровольная жертва явилась началом установления десятины в церкви. Художник изображает на полотне эту встречу, подразумевая под ней установление таинства Евхаристии. На первом плане мы видим Авраама и царя Салимского Мелхиседека, облаченного в епископские одежды. Он протягивает коленопреклоненному Аврааму хлеб. Рядом с Авраамом находятся его воины, почтительно склонившие головы перед таинственным царем Салима. Художник использует богатую цветовую гамму, вдохновляемый творчеством венецианских мастеров, оказавших на его творчество существенное влияние. Текучие мазки кисти, яркие сочные цвета, повышенная эмоциональность, многоплановость композиции, ее сложность является характерной чертой художественной манеры мастера. Множество второстепенных персонажей, облаченных в роскошные одежды из парчи и атласа, причудливый орнамент, дорогая изысканная утварь создают вместе с тем ощущение тяжеловесности, перегруженности деталями, некоей вычурности, весьма характерной для барочного искусства. Художник придает известному библейскому событию величественный размах торжественной католической мессы. История Происхождение картины неизвестно. Она принадлежала семье Дю Буа, когда в конце 1749 года была куплена для Вильгельма VIII, ландграфа Гессен-Кассельского. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/vstrecha-avraama-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010