Будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия И далее мы читаем: И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт. 16, 10). – То есть будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия и стремятся сохранять единство с ним. Тогда ветхозаветная церковь Бога состояла только из одного семейства Аврама, и принадлежность к нему могла давать надежду на спасение, осуществленное значительно позже, в Пришествии Христа Спасителя, когда, сойдя во ад, Он извел из него ветхозаветных праведников (1 Пет. 3, 19). И далее: И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми , [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней , [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом (Быт. 16, 11–14). Имя «Измаил» (Йишмаэль) означает: «услышит Бог». Возможно, это указание на то, что, свернув с правильного пути в начале своей жизни (Быт. 21, 9), он потом, по молитвам отца (Авраама), переживет подлинное раскаяние. Слова: он будет [между] людьми , [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него – являются общей характеристикой его потомкам (арабам). Следовательно, уточнение: жить будет он пред лицем всех братьев своих – указание на то, что арабам и евреям придется соседствовать друг с другом. Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня Итак, Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня (Беэр-лахай-рои)! И это глубоко символично... Действительно, Господь сочувствует каждому страдающему человеку и видит его ( Бог, видящий меня ), особенно находящемуся в подобных трудных обстоятельствах, в которых оказалась Агарь. Уточнение, что этот колодезь находился между Кадесом и между Баредом , указывает на Божественную милость, которая всегда является призывом к святости («кодеш»), и Божественным гневом, ибо слово «баред» означает «молния».

http://pravoslavie.ru/104847.html

50. Лаван и Вафуил сказали в ответ: от Господа пришло слово сие; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; 51. вот Ревекка пред тобою; возьми и поди; да будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь. 52. Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. 53. И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые дары. 54. И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему. 55. Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь. 56. Напротив, он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благословил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему. 57. Они сказали: призовем девицу испросим ее. 58. И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она отвечала: пойду. 59. Итак, отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. 60. И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое городами врагов твоих! 61. Итак, встала Ревекка и рабыни ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. Таким образом, раб взял Ревекку и отправился. 62. Между тем Исаак ходил в Беэр-лахай-рои и возвратился. Жил он в земле полуденной. 63. Однажды, при наступлении вечера Исаак вышел в поле для размышления, и возвел очи свои, и видит: вот, идут верблюды. 64. Ревекка подняла очи свои и, увидя Исаака, бросилась с верблюда 65. и сказала рабу: кто этот человек, идущий по полю навстречу нам? Раб отвечал: это господин мой. Тогда она взяла покрывало и покрылась. 66. Раб же рассказал Исааку все, что сделал. 67. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в смерти матери своей. И сказал Авраам рабу своему. По догадке думают, что это был Элиезер. Положи руку твою под стегно мое. Сей обряд клятвы Авраамом ли начался – неизвестно, а известно, что Авраамом не кончился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. 6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее. 7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; 12 он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. 13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. 14 Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом. 15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. 16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила. 17 1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. 3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/441/...

61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел. 62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. 63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. 64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. 65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. 66 Раб же сказал Исааку все, что сделал. 67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей. Запрет жениться на женщинах Ханаана был связан с опасностью религиозного и нравственного соблазна, который исходил от хананеев. В рассказе ярко и точно передан быт еврейских патриархов. II. История Иакова Около 1750 г. до Р. Х. из Месопотамии в Палестину пришла новая группа еврейских переселенцев во главе с патриархом Иаковом, прозванным Израилем. Иаков, каким рисует его библейское предание, в нравственном отношении стоит ниже Авраама. Но он энергичен, настойчив, упорен в достижении своих целей. И эти свойства промыслительно использованы для того, чтобы он и его род (сыны Израиля) утвердились в обетованной земле. При всех слабостях Иакова в нем живет какой-то порыв к идеальному, к тому, что познается лишь верой. Отсюда противопоставление Исава и Иакова, приобретающее в дальнейшем символическое значение ( Мал 1.2–3 ). 19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 9 Рече же ей Ангел Господень: возвратися к госпоже своей и покорися под руку ея. 10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 10 И рече ей Ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от множества. 11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; 11 И рече ей Ангел Господень: се, ты во чреве имаши и родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил: яко услыша Господь смирение твое: 12 он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. 12 сей будет селный человек: руце его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всея братии своея вселится. 13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. 13 И призва Агарь имя Господа глаголющаго к ней: ты Бог призревый на мя: яко рече: ибо предо мною видех явльшагося мне. 14 Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои . Он находится между Кадесом и между Баредом. 14 Сего ради прозва кладязь той: кладязь, идеже предо мною видех: се между Кадисом и между Варадом. 15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. 15 И роди Агарь Авраму сына, и нарече Аврам имя сыну своему, егоже роди ему Агарь, Исмаил. 16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила. 16 Аврам же бе лет осмидесяти шести, егда роди Агарь Авраму Исмаила. Редакция текста от: 30.01.2010 20:18:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8041.html

Быт. 25 И погребли его Исаак и Измаил, Как видно, Измаил не питал вражды к Исааку, который назван здесь первым и, по праву признания его отцом, единственным наследником; соединение Исаака и Измаила для исполнения сыновнего долга очень замечательно. сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, Быт. 25:10 на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. Быт. 25:11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои. Быт. 25:12 Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; Быт. 25:13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Быт. 25:14 Мишма, Дума, Масса, Быт. 25:15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Имена совершенно почти неизвестные, исключая Наваиофа и Кедора. Наваиоф – это наватеи ( Ис. 60:7 ), богатые овцами: их, по преданиям арабским, причисляли к амаликам или шазу. Их не следует смешивать с наватеями, завладевшими Едомом или изменившими устройство едомитян в VII веке до Р. Хр. и которых происхождение надобно искать в арамейских племенах Нижнего Евфрата и от которых произошли идумеи (см. Lenormant. Manuel. T. III, p. 378–383). Потомки Наваиофа, по мнению Ленормана, жили в Тихама, близ Мекки. Кедар или Кейдар, вероятно, дали имя своё округу Катар между Оманом и Барейном на Персидском заливе. Быт. 25:16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их. Быт. 25:17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. См. выше комментарии к Быт. 25:8 . Быт. 25:18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. М. Филарет переводит: «(потомки его)» расселились от Хавилы до Сура, что при входе в Египет, и даже до Ассирии. Это родоначальники бедуинов, которые лишь после Магомета слились в однообразное почти племя с одинаковыми наклонностями, образом жизни, понятиями, нравами. Нынешнее население Аравии, столь сходное между собою на всём полуострове, не всегда имело этот общий характер. Во время Патриархов потомки хамита Луда, семита Арама, Агари, Хеттуры, Емим или Аму, хорреи и мн. др. (как замечает Ленорман) отличались резкими лингвистическими и этнографическими особенностями, которые сгладились лишь впоследствии. Проследить вполне это слияние чрезвычайно трудно по отсутствию письменных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Приложив же Авраам, поя жену, ейже имя Хеттура: 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 2 роди же ему Зомврана и Иезана, и Мадала и Мадиама, и Иесвока и Соиена. 3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. 3 Иезан же роди Савана и Фамана и Дедана. Сынове же Дедани быша: Рагуил и Навдеил, и Асуриим и Латусиим и Лаомим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 4 Сынове же Мадиамли: Ефар и Афир, и Енох и Авида и Елдага. Вси сии быша сынове Хеттурины. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], 5 Даде же Авраам вся своя имения Исааку сыну своему: 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. 6 сыном же наложниц своих даде Авраам дары и отпусти я от Исаака сына своего, еще жив сый, к востоку на землю восточную. 7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 7 Сия же лета дний жития Авраамля, елика поживе, лет сто седмьдесят пять: 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. 8 и ослабев умре Авраам в старости добрей, старец исполнен дний, и приложися к людем своим. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 9 И погребоша его Исаак и Исмаил два сынове его в пещере сугубей, на селе Ефронове сына Саарова Хеттеанина, еже есть прямо Мамврии, 10 на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 10 на селе и в пещере, юже притяжа Авраам от сынов Хеттеовых: тамо погребоша Авраама и Сарру жену его. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.

http://drevo-info.ru/articles/8050.html

Перевод LXX вместо слова «брат» имеет – «братья», откуда некоторые экзегеты выводят то предположение, что Вафуил, о котором здесь говорится, был не отцом Ревекки, а ее братом, носившим это имя в честь своего отца. Быт.24:57 . Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. Это очень характерная библейская черта, ясно свидетельствующая о том, что у древних семитов женщина далеко не находилась в том порабощении, в каком позднейшая история застает ее у других восточных народов. Быт.24:59 . И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. Вероятно, речь идет о Деворе ( Быт. 35:8 ); хотя LXX и славянский перевод заменяют это указание другим – «и имения ея» (LXX: πρχοντα ατς). Быт.24:60 . И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! Это молитвенное благословение имело пророчественный характер, поскольку Ревекка, в качестве жены Исаака, явилась одной из родоначальниц многочисленного еврейского народа и еще большего количества всех верующих. Быт.24:62 . А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. Т.е. к источнику «Живого, видящего меня», как назвала его Агарь, в память бывшего ей здесь богоявления ( Быт. 16:14 ). Быт.24:63 . При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. В некоторых переводах последний глагол заменен синонимом с еврейского языка – «помолиться», (в славянском – «поглумитися», т.е. подумать) что еще лучше характеризует благочестиво-религиозную и кроткую натуру Исаака. Быт.24:64–65 . Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. При встрече с Исааком Ревекка спустилась с верблюда и покрылась покрывалом; первое, вероятно, – ее почтение к будущему мужу, а второе символизировало его право обладания ею ( 1Кор. 11:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.16:4 И вошел к Агари, и зачала, и (когда) увидела, что имеет во чреве, то презренна стала госпожа пред нею, Быт.16:5 Сказала же Сара Авраму: обижена я тобою. Я отдала служанку мою на лоно твое, а как увидела (она), что имеет во чреве, я презренна стала пред нею. Суди Бог между мною и тобою. Быт.16:6 И сказал Аврам Саре: вот служанка твоя пред тобою. Поступи с нею, как тебе угодно. И озлобила ее Сара, и убежала она от лица ея. Быт.16:7 Нашел же ее ангел Господа Бога у источника воды в пустыне, у источника на пути сурском. Быт.16:8 И сказал ей ангел Господень: Агарь, служанка Сары, откуда идешь, и куда пойдешь? И сказала: от лица Сары госпожи моей я бегу. Быт.16:9 Сказал же ей ангел Господень: возвратись к госпоже твоей, и приклонись под руки ея. Быт.16:10 И сказал ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от многочисленности. Быт.16:11 И сказал ей ангел Господень: вот ты во чреве имеешь, и родишь сына, и наречешь имя ему Исмаил, ибо внял Господь смирению твоему. Быт.16:12 Он будет полевый человек: руки его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всех братий своих поселится. Быт.16:13 И нарекла Агарь имя Господа, говорившого с нею: Ты Бог видевший меня! ибо сказала: пред собою я видела Явившагося мне. Быт.16:14 Посему назвала колодезь тот колодезем, пред которым видела [[Бир – лахайрои.]]. Он вот между Кадисом и между Варадом. Быт.16:15 И родила Агарь Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила ему Агарь, Исмаил. Быт.16:16 Авраму же было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Исмаила Авраму. Глава 17 Быт.17:1 Был же Аврам лет девяноста девяти, и явился Господь Авраму, и сказал ему: Я есмь Бог твой, угождай предо Мною, и будь непорочен. Быт.17:2 И поставлю завет мой между Мною и между тобою, и вельми размножу тебя. Быт.17:3 И пал Аврам на лице свое; и глаголал ему Бог, говоря: это Я! Вот завет мой с тобою: ты будешь отец множества народов. Быт.17:5 И уже не будет зваться имя твое Аврам, но Авраам будет имя твое, ибо отцом многих народов поставил Я тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В частности, обе указанные половины книги Бытия ныне принято разделять на отделы, сообразно надписаниям, сделанным самим автором в разных местах книги. Каждый отдел носит название «толедот» (о значении этого слова мы говорили ранее) 188 , соответственно заглавным формулам: «элле толедот, зе сефер толедот». Всех отделов насчитывают десять: толедот неба и земли, Адама, Ноя, сынов Ноя, Сима, Барры, Измаила, Исаака, Исава и Иакова – по пяти в каждой половине. Число 10, говорят, не случайного происхождения: оно избрано автором намеренно и сознательно, как число совершенства, целости, законченности (Kurtz) 189 . Против символического толкования числа 10 возразить нечего: оно в символике Евреев и других восточных народов действительно употребляется с указанным значением, что можно в некоторых случаях наблюдать и у священных писателей Ветхого и Нового Завета. Но сама книга Бытия не представляет твердых данных для подобной символики. 1) Всех надписаний с термином «толедот», лежащих в основании рассматриваемого разделения, насчитывается в точности не десять, а одиннадцать. В 36-й главе выражение «вот толедот Исава» повторяется два раза: в стихах 1-м и 9-м. 2) Эти надписания не отличаются совершенным однообразием в формальном отношении (наряду с «элле толедот» – «зе сефер толедот»), чего было бы нельзя ожидать, если бы автор в употреблении их руководствовался законами символики чисел. 3) Непонятно, по какой причине писателем не приводятся толедот Авраама с особенным надписанием, к нему относящимся, между тем как такое надписание имеют толедот Измаила и Исаака, детей Авраамовых. 4) Некоторые из отделов с именем толедот отличаются слишком большой краткостью, сравнительно с другими, носят явный эпизодический характер и помещаются в середине повествований о главных лицах библейской истории; – напр., толедот Измаила занимает всего семь стихов 25-й главы; ему предшествуют следующие слова, составляющие начало истории Исаака: по смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беер-лахай-рои. Наконец, в 5-х, с точки зрения писателя, родословие Исава и родословие Иакова не могут Иметь одинакового значения и не могут входить на равных правах в качестве равносильных элементов в символическую полноту священной десятерицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004   005     006    007