Беседа десятая Мы с вами изучили жизнь патриарха Авраама и теперь приступаем к изучению жизни Исаака, но уже не в контексте сыновства Аврааму, но самостоятельный период его жизни. И мы читаем с вами Книгу Бытия, 25-ю главу с 11-го стиха: « По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои » ( Быт. 25:11 ). Давайте вспомним, что Беэр-лахай-рои – это источник, при котором Агарь собеседовала с Божьим Ангелом, и этот источник означает следующее: «Ты Бог видящий меня» ( Быт. 16:13 ). То есть это то место, где Господь видит страдания человека, видит его проблемы и готов ему помочь. И это очень знаменательно, что мы обнаруживаем после смерти Авраама его сына при этом источнике. Таким образом, создается прецедент посещать знаковые и святые места. «Вот и все благословение, которым Господь благословил Исаака: чтобы тот жил у колодезя видения. Однако сколь велико это благословение для посвященных. Если бы только и меня благословил Господь, чтобы и я заслужил жить у колодезя видения… И если кто может знать каждое видение в Пророках и в Законе, знать и понимать, – то он живет у колодезя видения. Однако не упусти из виду, что Исаак заслужил благословение Господа на жизнь у колодезя – но когда же мы сможем вполне заслужить благословение, чтобы хотя бы пройти у колодезя видения? Он заслужил пребывания и жизни в видении; мы же, которые в столь малой степени освещены милосердием Божиим, едва ли в состоянии видеть или даже подозревать в себе хотя бы одно видение» 265 . Действительно, когда умирает такой духовно значимый человек, как патриарх Авраам, его сын, который становится патриархом, нуждается в особой Божьей помощи, в особой поддержке. Сын, который привык во всем опираться на опыт своего отца, теперь будет действовать самостоятельно. Но в некотором смысле жизнь отца продолжается в жизни сына. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Например, в Библии сказано, что грехи родителей наследуются детьми «за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ). Естественно, и добродетели, какие-то положительные нравственные качества – тоже сохраняются в жизни потомства благочестивых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

протоиерей Ростислав Снигирев От издателей Протоиерей Ростислав Снигирев – заведующий кафедрой библеистики Калужской Духовной Семинарии, кандидат богословских наук, автор множества публикаций, тематически обусловленных ветхозаветной историей и археологией (см., например, статьи «Баалоф», «Беэр-Лахай-Рои», «Библейские исследования», «Бытие и ближневосточная археология», «Ваал-Гацор», «Ваал-Перацим», «Вифавара» (Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4, 5; М., 2003. Т. 6; М., 2004. Т. 8), «Библейские патриархи и археология», «История патриарха Иосифа» (Православный христианин. 2003, 3; 2006, 9), «Период Праотцев и библейская археология», «Библейская археология как особая богословская дисциплина» (Богословско-исторический сборник. 2003, 1; 2005, 2); см. также: Священное Писание Ветхого Завета: Учеб. пособие: В 10 вып. Саратов, 2006. Вып. 1: Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета). Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года. Основанный на богатом фактическом материале и написанный живым и доступным языком, труд о. Ростислава содержит сведения и по библейской археологии, и, естественно, по археологии и древней истории Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки (Шумер, Ассирия, Персия, Финикия, Сирия, Египет). Автор рассматривает ключевые проблемы изучения археологических памятников Святой Земли в тесной связи и соотношении не только с письменными источниками, и прежде всего со Священным Писанием, но и со всем, так сказать, историко-событийным и культурно-мифологическим контекстом «Мира Библии ». Книга продолжает прерванную традицию русской церковной науки (библеистики и библейской археологии); вместе с тем автором широко, и это понятно, использованы материалы и интерпретации археологических находок таких корифеев западной и израильской археологической науки, как Н. Глюк, К. Кеньон, А. Мазар, Б. Мазар, В. Олбрайт и Дж. Райт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

[евр.  ,  ] (Быт 16. 1-16; 21. 9-21), служанка Сарры , к-рая, став наложницей Авраама , родила ему первого сына - Измаила . Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их вывезенной еще из Египта служанке А., чтобы затем усыновить детей от нее (ср. Быт 30, где так же поступают Рахиль и Лия ). Этот обычай отражен во внебиблейских источниках (Нузи и законах Хаммурапи ), и, согласно им, жена, к-рая не могла родить, должна была предоставить мужу свою служанку, рожденные же служанкой дети, если законный наследник так и не появился на свет, считались законными (Зыков. С. 420; Лопухин. 1904. С. 30). Уже во время беременности А. в надежде передать главенство в семье своему буд. ребенку возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять А., и та была вынуждена бежать в пустыню (вероятная этимология имени А. - бегство, беглая; ср. араб.   - бегство). В пустыне у источника ее нашел Ангел Господень , убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени (см. Измаильтяне ). В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай рои (источник Живаго, видящего меня). Возвратившись к Аврааму, А. родила ему сына, названного Измаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак , на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил А. и Измаила из дома (обычай, к-рому также находятся параллели в законодательных текстах Хаммурапи - см. Зыков. С. 514). Заблудившись в пустыне, А. едва не потеряла сына, умиравшего от жажды, но Бог спас изгнанников, показав А. колодец с водой, и подтвердил обетование о происхождении от Измаила великого воинственного народа. В апокрифе кн. Бытия (1Q Gen. Ap. 20: 32) (см. Кумранские рукописи ) сообщается, что А. была подарена Аврааму вместе с др. великими дарами фараоном, когда Господь поразил фараона болезнью (Быт 12). Позднейшие предания дополняют библейский рассказ, делая из А. дочь фараона и описывая подробности ее ссор с Саррой (Берешит Рабба 45; 53).

http://pravenc.ru/text/63176.html

Быт.16:11 . И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени Измаил, которое в дословном переводе значит: «слышит Бог». Быт.16:12 . он будет между людьми как дикий осел; Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии ( Иов. 39:5–8 ; Ис. 32:14 ), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина – этого дикого сына пустыни. руки его на всех, и руки всех на него; Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них. жить будет он пред лицем всех братьев своих. Потомки двух братьев – Измаила и Исаака – не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве. Быт.16:13 . И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности Ангела-Иеговы. Ты Бог видящий меня. Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение ( Пс. 138:11, 12 ; Иов. 34:21–22 ; Ам. 9:2–3 ). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя», т.е. явивший на мне Свою промыслительную силу. Быт.16:14 . Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои . Собственное имя этого источника в славянском тексте заменено переводом, объясняющим смысл его названия: «идеже предо мною видех»; отсюда ясно, что Агарь, по общепринятому на Востоке обычаю, для увековечения воспоминания о бывшем ей у источника богоявлении, переименовала в честь его и самый этот источник. Он находится между Кадесом и между Баредом. Колодезь Агари, упоминаемый в Библии еще дважды ( Быт. 24:62, 25:11 ), по мнению одного ученого географа Палестины (Реланда у Риттера), вероятнее всего будет видеть в источнике Аин-Кадес, в долине, лежащей на юг от Вирсавии, по которой идут караваны из Сирии к Синаю и которую арабы называют «Милхи» или «Мувельх», именем, которым они обозначают и Агарь, и где они показывают пещеру – «ложе Агари».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, после того как Книга Бытия сообщает нам, что по смерти Авраама Бог благословил Исаака, и Исаак жил при источнике Беэр-лахай-рои. Потом перечисляются имена сыновей Измаила, и мы обратили внимание на то, что здесь впервые в Библии встречаются арабские имена. Таким образом, бытописатель Моисей подчеркивает, что Измаил, сын Авраама – предок всех арабов. Арабы это знают и очень любят это выделять, и в их традиции, как я вам уже говорил однажды, Авраам принес в жертву не Исаака, а Измаила, то есть они поменяли местами библейских персонажей, потому что каждому хочется быть поближе к такому праведному человеку, как Авраам. И вот мы читаем: « Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их » ( Быт. 25:16 ). Как и было предсказано праматери арабского народа служанке Агарь, что «великий народ», произойдет от нее ( Быт. 21:18 ). Вот здесь и говорится о двенадцати князьях, которые создают свои племена (тейпы). И далее мы читаем: « Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему » ( Быт. 25:17 ). Жизнь Измаила была сложной. Это был сын от Агари, он уклонялся от путей истины, но когда совершалось погребение Авраама, мы видим, что он признал первенство Исаака над собой, то есть пережил покаяние. И вот в этом выражении: «и приложился к народу своему…» – а какой это народ? Его отец – Авраам. Но если бы было сказано: «приложился к отцу своему», так было бы понятней. Но речь идет о том, что под народом, к которому приложился Измаил, надо понимать ту общину Авраама, которая началась с Хеврона, ибо в Хевроне Авраам проповедовал мужчинам единобожие, Сарра проповедовала единобожие женщинам, и конечно, это были мужчины и женщины разного возраста, и они умирали. Измаил, который приложился, как здесь сказано, «к народу своему» – это Измаил, который покаялся, восстановил свой статус праведного человека в общине. И когда он умер, он перешел в другую часть общины верующих людей. Как Господь наш Иисус Христос и учит: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мн. исследователи Быт 26, пытаясь реконструировать историю преданий о патриархах, рассматривали сюжетные повторы в истории И. и Авраама в свете классической теории источников Ю. Велльгаузена и его последователей. Согласно этой теории, рассказы об И. в Быт 26 относятся к т. н. яхвистической истории, а параллельные им рассказы про Авраама в Быт 20-21 - к элохистической истории (подробнее см. в ст. Пятикнижие ). Однако значение параллелей в жизнеописаниях Авраама и И. нельзя объяснять гипотезой о простом сложении 2 первоначально независимых историй; они не исчерпываются только Быт 26. К кон. XX в. исследователи ВЗ оставили подобные гипотезы. Если в кон. XIX - сер. XX в. можно было говорить о наличии в академической науке Запада нек-рого консенсуса в вопросе о том, как сложилось Пятикнижие, в наст. время такой консенсус отсутствует как вообще, так и применительно к истории И. (см., напр.: Blenkinsopp J. The Pentateuch: An Introd. to the First Five Books of the Bible. L., 1992. P. 19-25). После рассказа о жизни Иакова в Месопотамии повествование вновь возвращается к И. в Быт 35. 27-29, где описываются его смерть и погребение. И. умер в возрасте 180 лет в Хевроне и был похоронен его примирившимися сыновьями Иаковом и Исавом (ср. рассказ о смерти Авраама в окрестностях Хеврона и о его погребении сыновьями Измаилом и И.- Быт 25. 7-9). В Быт 35 подразумевается, что И. был погребен в пещере Махпела вместе с Саррой, Авраамом и Ревеккой (см.: Быт 49. 29-31). В отличие от рассказов об Аврааме и Иакове, которые странствовали по всей Палестине, Месопотамии и Египту, истории об И. (кроме, вероятно, рассказа о жертвоприношении И.) связаны с небольшой областью Юж. Палестины: Вирсавией, Беэр-Лахай-Рои (Быт 24. 62), Гераром и Хевроном. Жертвоприношение И. (Быт 22). Бог подверг Авраама испытанию, Он сказал И.: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт 22. 2). Авраам пришел с И. на место, к-рое указал ему Господь, построил жертвенник, разложил дрова и, связав И., положил его на жертвенник поверх дров. Когда он занес нож, чтобы заколоть сына, Ангел Господень остановил жертвоприношение, обратившись к Аврааму от лица Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12). После этого Авраам увидел овна (барана), к-рый запутался рогами в зарослях, и принес его в жертву всесожжения вместо сына.

http://pravenc.ru/text/674115.html

Маршруты через Синай Через Синай шли четыре основных маршрута, и все они пересекали полуостров с востока на запад: 1 . Дорога земли филистимской ( Исх. 13:17–18 ) шла прямо из Египта вдоль Средиземноморского побережья в Ханаан. На этом маршруте стояли египетские форты. Поэтому «Бог не повёл его по дороге земли филистимской, хотя она была ближе; ибо сказал Бог: „Чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет“» (ст. 17). Бог повёл народ пустынной дорогой к Красному (или Тростниковому) морю. 2 . Дорога Сура ( Быт. 16:7 ; Исх. 15:22 ) шла параллельно дороге земли филистимской, но почти на 50 км южнее её. Одно ответвление её проходило возле Кадес- Варни; другое – возле источника (Беэр-лахай-рои), где беременная Агарь нашла Божье расположение. Оба ответвления соединялись близ Вирсавии. 3 . Дорога Хадж идёт прямо через центральный Синай, соединяя северную оконечность Суэцкого залива с северной бухтой Акабского залива. 4 . Горнорудный маршрут шёл вдоль восточной стороны Суэцкого залива к высоким гранитным горам в центре южного Синая. Египтяне использовали данный маршрут, когда добывали бирюзу и медь в горах. Это традиционный маршрут Израиля к горе Синай. Маршрут исхода О маршруте исхода и местонахождении горы Синай идёт немало споров. Библия говорит, что Господь повёл народ израильский «дорогой пустынной к Красному (или Тростниковому) морю» ( Исх. 13:17–18 ). Это могла быть дорога Хадж, бирюзовый горнорудный маршрут и выше) или же просто путь, подходящий к Суэцкому заливу с севера. Точно данный маршрут, как и многие из мест, упоминаемых в странствованиях Израиля, определить невозможно. Местонахождение горы Синай В качестве вариантов библейской горы Синай предлагались как минимум 12 гор. Большинство из них находятся в одной из четырёх географических зон: 1 . Северо-запад Саудовской Аравии или юг Иордании, восточнее Акабского залива. Сторонники этой теории утверждают, что чудесное пересечение Красного (Тростникового) моря произошло где-то в Акабском заливе. Однако сразу же после этого чудесного перехода Израиля через Красное море народ шёл по пустыне Сур. Это опровергает теорию Саудовской Аравии/Иордании, поскольку пустыня Сур находится в северо-западной части Синайского полуострова ( Быт. 16:7; 20:1; 25:18 ; " Исх. 15:22; 1Цар. 27:8 ), а не на востоке от Акабского залива.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И. производит впечатление человека спокойного и менее деятельного, чем Авраам. В течение 20 лет его брак с Ревеккой оставался бездетным. Затем у 60-летнего И. родились сыновья-близнецы ⇒ Исав и ⇒ Иаков ( Быт 25 и след.). В то время Аврааму исполнилось 160 лет. Когда он умер, в возрасте 175 лет, И. и Измаил погребли отца в пещере Махпеле ( Быт. 25:7–10 ). После смерти Авраама Бог благословил И., жившего при Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который меня видит», Быт. 25:11 ). Когда начался голод, И. прибыл в Герар к филистим. царю Авимелеху ( Быт 26 и след.). Здесь он выдал свою жену за сестру, боясь, что жители Герара могут убить его за Ревекку, т.к. она была «прекрасна видом» ( Быт. 25:7 ). Авимелех обнаружил обман после того, как «увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» ( Быт. 25:8 ). Это произошло до рождения Исава и Иакова. Ранее И. было явление Господа, обетовавшего ему многочисл. потомство ( Быт. 25:1–6 ). Видимо, И. испросил у Господа благословения для жены, и Ревекка стала матерью ( Быт. 25:21 ). Получив Божье благословение, И. разбогател ( Быт. 26:12–22 ). В спорах с филистимлянами за обладание колодцами он дважды уступал им, а затем ушел через Реховоф («пространное место») в Вирсавию. Там, получив Божье откровение, И. устроил жертвенник и призвал имя Господа ( Быт. 25:23–25 ). В Вирсавии к Исааку пришли Авимелех, друг царя Ахузаф (⇒ Друг царя ) и цар. военач. Фихол. Царь и И. заключили дружеский союз. В честь этого события вновь выкопанный колодец получил название Шива – «клятва». Поэтому это место называется Беэр-Шива («колодец клятвы»; ⇒ Вирсавия , 2) . В старости И. ослеп. Иаков, по наущению матери, обманул старика и получил предназначавшееся для его брата Исава благословение, которое, тем не менее, осталось в силе ( Быт. 27 ). И. умер в возрасте 180 лет, и Исав и Иаков вместе похоронили отца ( Быт. 35:27–29 ). См. также Евр. 11:9.20 ; ⇒ Патриархи . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Р. Ляйнвебер (1845–1921) Жертвоприношение Авраама.      Трудно предположить, что это совпадение… Итак, Книга Бытия сообщает нам, что по смерти Авраама Бог благословил Исаака, и Исаак жил при источнике, при колодце Беэр-лахай-рои. Потом перечисляются имена сыновей Измаила, и мы обратили внимание на то, что здесь впервые в Библии встречаются арабские имена. Таким образом, бытописатель Моисей подчеркивает, что Измаил, сын Авраама,– предок всех арабов. Арабы это знают и очень любят заострять на этом внимание, и, согласно их преданиям, как я вам уже говорил однажды, Авраам принес в жертву не Исаака, а Измаила, то есть они поменяли местами библейских персонажей, потому что каждому хочется быть поближе к такому праведному человеку, как Авраам. И вот мы читаем далее: Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их (Быт. 25, 16). Как и было предсказано праматери арабского народа, служанке Агарь, что великий народ произойдет от нее (Быт. 21, 18). Вот здесь говорится о 12 князьях, которые создают свои племена (родовые линии). И далее мы читаем: Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему (Быт. 25, 17). Сопоставляя с годами жизни Измаила годы жизни Иакова, мы узнаем, что Иаков провел 14 лет, уйдя из дома своего отца Исаака, предположительно, в доме Евера, в его пророческой школе, прежде чем пришел в дом Лавана. Ведь Измаил умрет, когда Иаков покинет отца, как и сказано: И пошел Исав к Измаилу (Быт. 28, 9). Об Евере мы поговорим и чуть ниже… Каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас Ибо хотя хронология событий не всегда соблюдается в тексте, он точен в сути излагаемого. Важно осознавать, что каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Жизнь Измаила была сложной. Это был сын от Агари, он уклонялся от путей истины, но когда совершалось погребение Авраама, мы видим, что он признал первенство Исаака над собой, то есть пережил покаяние. И вот это выражение – и приложился к народу своему … А какой это народ? Его отец – Авраам, сам родоначальник еврейской нации. Но если бы было сказано: «приложился к отцу своему», как Господь наш Иисус Христос учит: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11), – так было бы понятней.

http://pravoslavie.ru/110922.html

Впервые К.-В. упоминается в Библии в связи с войной месопотамских царей во времена Авраама и отождествляется с источником Мишпат (Быт 14. 7). Неподалеку от К.-В. (у источника Беэр-Лахай-Рои , к-рый находился «между Кадесом и между Баредом»; Быт 16. 14) бежавшей в пустыню Агари явился ангел. В окрестности К.-В. («между Кадесом и между Суром»; Быт 20. 1) ушел Авраам из дубравы Мамре после разрушения Содома и Гоморры. В К.-В. стояли лагерем вышедшие из Египта евреи, когда к ним вернулись посланные в Ханаан разведчики (Числ 13. 27; ср. 32. 8). После возвращения евреев в К.-В. там умерла и была погребена сестра Моисея Мариам (Числ 20. 1). Здесь же евреи роптали на Моисея из-за недостатка воды и законодатель по повелению Господа жезлом «извел... воду из скалы» (Числ 20. 8-11; ср. название этого источника     букв.- «вода распри» (Числ 20. 13) или       - «вода распри в Кадеше» (Числ 27. 14)). Эта история упоминается в более поздней библейской дидактической поэзии (Втор 33. 8; Пс 80. 8; 94. 8; 105. 32). За недостаток веры во время роптания народа Господь сказал Моисею и Аарону , что не они введут народ в Ханаан (Числ 20. 12; вскоре Аарон умер на горе Ор, неподалеку от К.-В.- Числ 20. 24, 28). Из К.-В. Моисей направил посольство к эдомскому царю с просьбой позволить пройти через его территории по «царской дороге» в Ханаан и получил отказ (Числ 20. 14). После раздела земли обетованной между коленами Израиля через К.-В. пролегала юж. граница надела колена Иуды (Нав 15. 3). Современная идентификация и археологические исследования Исследователи нач. XIX в., в частности К. фон Раумер и Э. Робинсон, искали библейский К.-В. в долине Вади-эль-Араба, к югу от Мёртвого м., ориентируясь на указание Числ 20. 16 о том, что К.-В. располагался «у самого предела» Эдома ( Cohen. 1981; Manor. 1992). В качестве возможных мест для идентификации с библейским К.-В. рассматривались различные оазисы ( Cohen. Did I Excavate. 1981). Но в силу трудностей соотнесения географических описаний Библии с Вади-эль-Араба позже поиски были перенесены в зап. регионы ( Manor. 1992).

http://pravenc.ru/text/1319770.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010