Нет, это не похоже на наш обычный храм. Может быть, имелся ввиду Третий храм — храм Ирода? Посмотрим на его устройство. Реконструкция Третьего храма Он состоял из множества отделений. Двор язычников — с менялами, жертвенными животными, фонтанами, куда был открыт доступ язычникам. Кроме язычников, сюда могли входить и евреи, которые находились в состоянии нечистоты и даже те, кто подвергся отлучению (херем). Это наш притвор с нищими, свечными столиками и книжными лавками. Внутренний Двор, состоящий из «Женского двора», Места назореев, склада дров и всего необходимого для жертвоприношений, места для больных проказой, склада для вина и масла. Аналогии наших храмов очень косвенные — ризницы и зал собраний. Также не имеет аналогов Двор Израиля и Двор священников в который вели семь или восемь ворот, между которыми (и частично над которыми) находились служебные помещения, где изготовляли фимиам (Бет Автинас), ванна для омовения первосвященника в Йом-Киппур (Бет ха-твила), помещения, в которых приготовляли хлебы предложения, заседал Синедрион и т. д. Здесь осуществлялось большинство жертвоприношений, и находился большой квадратный (50×50 локтей) Жертвенник всесожжения высотой 15 локтей; на каждом из его углов были рогообразные выступы. В юго-западном углу жертвенника было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Эта кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кедрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды. В православном храме эта часть символически осуществлена на площади алтаря. Собственно Храм, состоящий из Святая Святых, Святилища и Притвора. Мы ясно видим, что планировка русского православного храма лишь отдаленно напоминает композицию как Храма, так и собственно храмового комплекса. Говорить о преемственности архитектурных решений не приходится в связи с сильнейшим упрощением первоначальной идеи. Едва похожа. А вместе с тем, в богословских кругах настаивают на каноничности выводимой из, как мы видим, несуществующего подобия.

http://pravmir.ru/filosofiya-obraza-novo...

Дело в том, что святой Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» ( Мф.11:14 ). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илие был пророк Елисей. Сказано: «…опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:15 ). В случае с святым Иоанном Крестителем на нем «опочил дух Илии». И мы читаем далее: Мф.3:5 . «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему». В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход, и нужен новый Законодатель. С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо подчинения механическому (внешнему) но не сердечному стремлению исполнить Божий Закон. И мы читаем далее: Мф.3:6 . «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался микве, буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» (ср. «собрание вод» ( Быт.1:10 )). Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует «омыть тело водою» ( Лев.14:9; 15,5,7; 16,4,24 ; Чис.19:7–8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу ( Чис.19:11–13 ) или какому-либо иному нечистому объекту ( Лев.5:2–3; 11,24–35 ), так и вследствие нечистых телесных выделений ( Лев.15 -я глава), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И Христос ведь часто употреблял этот термин к кому – к толпе народа, приходящей на праздники в Иерусалим? Нет, но именно к тем, кто регулярно был в Иерусалиме в Храме. К тем, кто все исполнял. Смотришь вокруг – теракты, убийства, ложь и путаница во всем! И только во Христе, на литургии, в святом Причастии живешь полнотой жизни. А вне Христа все воняет грязью. И самое страшное – не замечать этой вони, привыкнуть к ней. Сейчас очень многих совесть мучает пустотой. Но немногие ищут исцеления от этой пустоты. А ведь это просто. Надо только немножко заставить себя. Заставить себя хотя бы прийти в храм в воскресный день, а не отдыхать до обеда, по советской традиции. Ведь иначе эта страшная пустота станет дном адовым. И без Христа освободиться от рабства этому аду просто невозможно. Вот что дает Крещение – свободу от рабства греху, рабства аду. И желающий быть свободным – идет в церковь. Но и в церкви не расслабляется, ведь здесь нужен труд. А награда будет там! «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…» Священник Филипп Парфенов Священник Филипп Парфенов: Евангелист Лука в одном месте замечает, что весь народ Израиля и мытари « воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него » (Лк. 7: 29-30). О крещении в современном, христианском смысле, ещё речи, понятное дело, не было. Что же это было за омовение, которое производил Иоанн, и откуда оно произошло? Обычай на иврите назывался «твила» ( – погружение, омовение, окунание) и предназначался он для язычников, вступающих в завет с Господом и присоединяющихся к вере народа Израиля. Тогда становится вполне объяснимым, почему призыв Иоанна отвергли учителя народа Израильского – им казалось оскорбительным, ниже собственного достоинства, что их пророк ставит наравне с новообращёнными язычниками, только лишь вступающими в общество Господне! Евангелист Марк с первых строк своего повествования называет этот момент проповеди Иоанна с омовением «началом Евангелия»: « как написано у пророков: «Вот, я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред тобою ».

http://pravmir.ru/svoya-iordan-bol-svyas...

Более подробная детализация перечисленных религиозных идей обнаруживает серьёзные расхождения взглядов по таким важным вопросам, как природа Божества, понимание сути творения и значения избранничества и святости еврейства в исторической перспективе существования народа и всего человечества, а также представление о Мессии и конечных судьбах Израиля и всего мира. Сало У. Барон справедливо отмечает: «По сей день этика ортодоксального иудаизма носит, по сути, скорее коллективный, нежели индивидуальный характер» 904 . §5 Иудейские традиции Обрезание Обрядом инициации в иудаизме является обрезание (ивр. мила). В соответствии с установлением ( Быт.17:10–14 ) обрезание признаётся знаком завета между Богом и Авраамом, а также его потомками. Совершается, согласно библейскому предписанию, на восьмой день над младенцами мужского пола. На протяжении веков этот обряд соблюдался неизменно. В XIX в. реформационно мыслящие иудеи выступили с инициативой отмены обязательности данного положения Торы. В результате напряжённого спора, длившегося на протяжении двух десятилетий, восторжествовала точка зрения традиционалистов. Сегодня обряд практикуется не только в религиозных семьях, но и в светских, поскольку воспринимается не только как религиозный, но и как национальный обычай. В случае обращения к вере отцов этнического еврея обрезание производится и во взрослом возрасте. Допускается возможность приобщения к традиции не только в период младенчества по праву рождения, но и через сознательное принятие иудаизма лицом, не имеющим еврейских корней (или чья генеалогия не может быть признана полноценной еврейской согласно религиозным представлениям современного раввината). Обрезание считается не принципиальным при гиюре сторонниками реформистского иудаизма и может быть опущено. Не-еврей, принявший иудаизм, называется на иврите гер. Сам обряд инициации в таком случае называется гиюр 905 . Он предполагает не только обрезание, но и омовение (ивр. Твила – букв. «погружение») в ритуальном баптистерии (микве) либо в природном источнике чистой воды, что символизирует очищение от скверны и начало новой жизни под сенью Закона. Ритуал совершается в присутствии раввинов, также требуется свидетельство благочестивых иудеев о желании прозелита соблюдать Закон и уже даже о имевшем место его соблюдении 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В случае обращения к вере отцов этнического еврея обрезание производится и во взрослом возрасте. Допускается возможность приобщения к традиции не только в период младенчества по праву рождения, но и через сознательное принятие иудаизма лицом, не имеющим еврейских корней (или чья генеалогия не может быть признана полноценной еврейской согласно религиозным представлениям современного раввината). Нееврей, принявший иудаизм, называется на иврите гер. Сам обряд инициации в таком случае называется гиюр 101 . Он предполагает не только обрезание 102 , но и  омовение (ивр. Твила – букв. «погружение») в ритуальном баптистерии (микве) либо в природном источнике чистой воды, что символизирует очищение от скверны и начало новой жизни под сенью Закона. Ритуал совершается в присутствии раввинов, также требуется свидетельство благочестивых иудеев о желании прозелита соблюдать Закон и уже даже о имевшем место его соблюдении 103 . Впрочем, гер до конца жизни не становится полноценным иудеем (например, он не может быть судьей в уголовных вопросах, но в то же время может стать судьей в гражданских делах). Бар-мицва Начиная с возраста 13 лет и одного дня всякий иудейский подросток мужского пола признается полноценным членом религиозной общины. Символическим отражением изменения статуса (фактически еще одним обрядом инициации наряду с обрезанием) становится ритуал бар-мицвы (с ивр. букв. «сын заповеди»). Ключевым элементом данного обряда является чтение инициантом отрывка из текста Торы посреди синагогального собрания. Шаббат Иудейская традиция предписывает соблюдение субботы 104 (ивр. шаббат от корня швт «покоиться, прекращаться»). В этот день необходимо воздерживаться от работы в подражание Богу, Который на седьмой день «почил от всех дел Своих» ( Быт. 2:3 ), а также во исполнение четвертой заповеди Декалога ( Исх. 20:8 ). В субботу проводятся особые синагогальные службы, а также совершаются особые трапезы с использованием хлеба и вина и произнесением особых благословений, отсылающих произносящего и слушающего к событиям священной истории и призывающих милость Бога на участников трапезы. Кашрут

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1 .4–8. Как в древности проповеди великих пророков предшествовало явление Илии, призывавшего народ к покаянию, так и приход Мессии, согласно предсказаниям, должен был предварить «новый Илия», учитель, который пробудит совесть людей. Таким учителем стал Иоанн – последний пророк Ветхого Завета, выступивший на проповедь ок. 27 г. по Р. X. Евангелист, обычно скупой на подробности, описывает одежду Иоанна, чтобы подчеркнуть его сходство с Илией, тоже носившим грубую пастушескую власяницу. Приведя ветхозаветные предсказания о предтече Христа, евангелист Марк цитирует пророка Малахию (3.1 сл.) и пророка Исайю (40.3), хотя называет имя лишь одного Исайи. Поэтому в синодальном переводе, в соответствии с некоторыми древними рукописями, стоит не «пророк Исайя», а «пророки». Возможно, евангелист Марк пользовался собраниями пророческих речений о Мессии, где они были помещены в одном ряду, без упоминания имен пророков. Призыв Иоанна к покаянию (греч. метанойя, дословно – полный переворот в сознании) сопровождался обрядом омовения (евр. твила, греч. баптисма). Слово «омовение» в синодальном русском переводе передано как «крещение» по аналогии с христианским таинством Крещения, при котором на новообращенного возлагался крест. Иоанн омывал кающихся в реке Иордане. Сходный обряд совершался над язычниками, которые принимали веру в единого Бога. Совершая священное омовение над верующими израильтянами, словно они были язычники, пророк давал им понять, что накануне прихода Мессии от них требуется коренной внутренний переворот, подобный обращению в новую веру. 1 .9–11. Вместе с народом, спешившим на Иордан, пришел к Иоанну и Иисус из Назарета Галилейского, городка, где Он провел большую часть жизни. Впоследствии Он ясно указывал на Иоанна Крестителя как на «пророка Илию», т. е. предтечу Его мессианского служения ( Мк 9.13 ). В народе были убеждены, что Илия должен будет торжественно посвятить Мессию на Его подвиг. Именно для этого, а не для покаяния, Христос пришел к Иоанну. Его омовение (крещение), принятое от пророка, явилось одним из символических знаков Его мессианства. Знак этот был дан не только народу, но и Самому Христу Спасителю. В момент омовения Он видит раскрывшиеся небеса (знак особого богоприсутствия), Ему является Дух Божий, Который, согласно пророчеству, должен осенить Мессию ( Ис 11.2 ); Он слышит голос Своего Небесного Отца. Евангелист передает этот таинственный момент призвания Спасителя словами, близкими по смыслу к Пс 2.7 . В них открывается любовь Предвечного к Своему Сыну, Которого Он избрал (в греч. тексте стоит слово эвдокеса – благоволю; по смыслу оно есть обращение к тому, кто стал более всего дорог и любим).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Но остается непонятным, как в данном случае мог быть исполнен закон? Преп. Ефрем Сири н в толковании на Четвероевангелие уже больше проясняет ситуацию: «И говорит: «оставь теперь», — дабы не входить вором во двор овчий и чтобы постыдить фарисеев, которые по гордости презирали крещение Иоанна, и вместе с тем почтить смирение своего вестника, как сказано: «Всякий, кто унижает себя, возвысится» . И поскольку Иоанн объявил: «я недостоин развязать ремень обуви Его» , то Господь наш взял его десницу и возложил на главу Свою». Почему фарисеи презирали Иоанново омовение? Хотя бы потому, что оно предназначалось отнюдь не для правоверных иудеев. «В Ветхом Завете вода употреблялась для обряда твилы. «Твила» в переводе означает «священное омовение». Когда это было нужно? Когда человек, язычник, обращался к единому истинному Богу, когда он входил в ветхозаветную общину, хотя она, как вы уже знаете, в древности была ограничена этническими рамками израильско-иудейского и соседних народов. Но со времени эллинизма, скажем, со II века до Рождества Христова, до нашей эры, уже множество сирийцев, греков, римлян принимали религию Ветхого Завета. И когда они входили в эту общину ветхозаветную, они получали название «гярим» — пришельцы, по-гречески они назывались прозелитами» ( прот. Александр Мень , из бесед на Никео-Цареградский Символ Веры). Но Иоанн Креститель (буквально – «Омыватель») даёт всем понять, что раз приблизилось Царство Небес, то в покаянном омовении нуждается ВЕСЬ Израиль, а не только обращающиеся язычники! Что, понятное дело, могло возмущать разных книжников и богословов Израиля того времени. И вот тут-то приходит Иисус и ставит Себя в один ряд с последними язычниками-прозелитами, требуя омовения от Иоанна! Он принимает образ последнего раба, готового послужить всем и принять на Себя грехи всех. В этом и состояла та высшая правда, которую Он пришел исполнить. Об этом поется, в частности, при великом водоосвящении праздника: Ко гласу вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень,/пришел еси, Господи, зрак рабий приим,/Крещения прося, не ведый греха./Видеша Тя воды и убояшася./Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя:/како просветит светильник Света?/Како руку положит раб на Владыку?/Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

http://pravmir.ru/svet-i-pravda/

Об их участии в духовной жизни общины говорится в очень ранних книгах Библии, в частности, в книге «Руфь», которая сейчас есть в хорошем новом переводе, в первом томе «Библиотеки всемирной литературы». Есть рассказ в Книге Царств про больного человека Наимаана, сирийца, которого пророк отправил омыться на Иордан и, когда он пошел, омылся, у него прошла болезнь, проказа. Это не просто лечение. Иордан — священная река. Больной принял веру в единого Бога и, омывшись, фактически совершил твилу — омовение. «Твила» на греческом языке произносится как «баптисма» — омовение, священное омовение. И вот, Иоанн Креститель предсказывал людям, что наступает новая эра и идет в мир Спаситель. Он проповедовал на Иордане и призвал уже не язычников, а всех людей, верующих в единого Бога, иудеев, прийти к нему на Иордан и совершать баптизму, твилу на Иордане, после того, как они покаются в своих грехах. И люди приходили к нему и произносили перед лицом Бога покаяние, слова покаяния. А Он им говорил: принесите и плоды покаяния. Он говорил: никого не обижайте, а плод покаяния — это значит вернуть тем, у кого ты отнял. В русском переводе Евангелия баптизма называется уже крещение, чтобы подчеркнуть, что это было священное омовение. В оригинале евангельском было написано, что пришел Иоанн Креститель совершать баптизму, священное омовение. По–французски Креститель звучит как «Баптист», по–английски — «Баптайс». Откуда происходит русское слово «крещение»? Уже от слова крест, от другого крещения, истинного крещения, когда человек уже надевает на себя крест Христов. То крещение было крещением покаяния, но связь между ними существует совершенно определенная. Иоанн Креститель говорил перед пришествием Христа: вы должны оглядеть свою жизнь. «Опомнитесь, — говорил он, — опомнитесь и обдумайте всю свою жизнь». По–гречески этот призыв звучит как «метаноите» — передумайте все, по–русски — покайтесь. И люди, действительно, передумывали, они взвешивали свои отношения к родителям, к членам своей семьи, свои поступки в сфере социальной, свои мысли, чувства, что они сделали для других людей, сколько принесли добра и зла. Есть вещи, которые нельзя изменить, которые преследуют нас, и мы чувствуем, что мы не в состоянии их исправить, потому что это уже необратимо. Только один Бог может принять, когда есть покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

3. Нерадение духовенства (и без того загруженного послушаниями и заботами). Кстати, священнику часто приходится слышать ропот : зачем, мол, так долго и тщательно стараетесь исполнять внешние обряды, но только в редчайших случаях выказывают ему недовольство поспешностью или небрежностью Крещения. А что стоит иной раз сопротивление родителей-мамок-нянек предложению раздеть младенца и, страшно вымолвить, окунуть его с головой в святую воду? «Как вы смеете, до вас тут был батюшка – никогда так не крестил!». Священник – тоже человек, и при том, что он несет благодатные дары Святого Духа, он может не знать всех тонкостей той традиции, которую сам представляет. Сектантам здесь проще – нашли какую-нибудь «фишку» (в смысле ценностный знак) и давай размахивать ею направо и налево. В общем, конечно, обливательное Крещение остается на нашей совести… Между прочим, есть каноническое правило (ныне устаревшее), по которому мужчины, крещенные не погружением, не могут принимать священный сан. Оно связано с тем, что в древности так крестились нетвердые в вере люди, которых лишь обстоятельства жизни вынудили совершать Таинство, и то второпях. Сейчас очень актуален вопрос об оглашении (научении истинам веры перед вступлением в Церковь ) – как его осуществлять среди миллионов уже новокрещенных за последние полтора десятилетия – все это несколько необычная ситуация для истории. Крещение должно совершаться полным погружением протоиерей Олег Стеняев По словам известного миссионера, только такое совершение Таинства учитывает библейские, святоотеческие и исторические реалии … Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался «микве», буквально это слово можно перевести как «скопление воды» ( ср. Быт.1:10 ). Также этим словом называется водный резервуар для омовения (на иврите «твила») с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует омыть тело водою ( Лев.14:9, 15:5, 7, 16:4, 24 ; Чис.19:7-8 и др. ) в случаях нарушения ритуальной чистоты, как в результате прикосновения к мертвому телу ( Чис.19:11-13 ) или какому-либо иному нечистому объекту ( Лев.5:2-3, 11:24-35 ), так и вследствие нечистых телесных выделений ( Лев.15 ), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческой страны.

http://azbyka.ru/o-nedopustimosti-kreshh...

И мы читаем далее: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Мф. 3: 5). В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход и нужен новый Законодатель. Иоанн проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались С другой стороны, Иоанн проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубого подчинения закону, механическому (внешнему), но не сердечному стремлению исполнить Божию волю. И мы читаем далее: «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3: 6). Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался «микве», буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» . Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует «омыть тело водою» (Лев. 14: 9; 15: 5, 7; 16: 4, 24; Числ. 19: 7–8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу (см.: Числ. 19: 11–13) или какому-либо иному нечистому объекту (см.: Лев. 5: 2–3; 11: 24–35), так и вследствие нечистых телесных выделений (см.: Лев. 15), в частности менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран. Парадокс заключался в том, что Иоанн Креститель совершал обряд микве (крещения) над всеми, приходившими к нему из Иерусалима и Иудеи. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми и оскверненными и как бы призывал к всецелому обновлению веры (прозелитизму). Кстати, микве признавалась совершенной только при полном погружении в воду .

http://pravoslavie.ru/93462.html

  001     002