Итак, в первых двух стихах этой главы мы видим подготовление той души Христианской, которая усвоит себе слова Господа: „возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим“ ( Мф. 11:20 ) и ( Ин. 4:24 ) „Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“. 3 . (Беззаконник же) 1843 , заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – 4 . так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. В настоящих двух стихах людям, молящимся Богу с сокрушенным сердцем и трепещущим пред словом Божиим, противупоставляются беззаконники исполняющие обряды, предписанные Моисеевым законом, которые вместе с сим избирают „свои собственные пути“ (не пути Божии) и „которых душа находит удовольствие в мерзостях их“. Об этих Иудеях, из которых состояло большинство народа в последние дни южного царства, говорил Исаия и в первой главе своей книги. Мы видели ( Ис. 1:11–14 ), что устами пророка Господь отверг жертвы недостойного народа и его празднования и повелевал прежде очиститься и творить добро и правду, чтобы иметь право молиться пред Ним ( Ис. 1:16–18 ) 1844 . Нет надобности пояснять, что жертвы кровавые и бескровные 1845 и „фимиам в память“ 1846 установленные законом в книге Левит (первые семь глав), приравниваемые к преступлениям или действиям, признаваемым оскверняющими, делаются таковыми потому что приносятся Богу руками неверующих и беззаконников. Эти люди, исполняющие обряды закона, тем виновнее, (см. ст. 4, ср. ст. 12 главы 65), что Господь не переставал звать их и увещевать их устами пророков Своих, но они (ст. 3) „ходили своими путями, находили удовольствие в мерзостях“ (ст. 4); „не слушались Господа и делали злое, избирая то, что неугодно Господу“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь. Я пресыщен все сожжениями овнов и туком откормленного скота, крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу» (Бис. 4, 11). Чрез пророка Иеремию (6, 20) говорит Бог евреям, не слушавшим его слов и отвергшим закон Его: Всесожжения ваши неугодны и жертвы ваши неприятны Мне». То же самое можно читать у Амоса (5, 21,22), у Михея (6, 7) и у Сираха (34, 19). Христианская Церковь скоро установила свое совершенно определенное отношение к ветхозаветному обрядовому закону и к его кровавым жертвоприношениям. Уже в первое десятилетие после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, когда в Церковь Христову стали вступать, в качестве ее действительных членов, и язычники, некоторые христиане из иудеев, и в частности принадлежавшие раньше к фарисейской секте (Делян. 15, 5), потребовали соблюдения закона Моисеева и в христианстве, так как, по их мнению, христианство существует будто бы только ради иудейства, как его дальнейшее раскрытие: не будь-де иудейства, не было бы и христианства. С другой точки зрения смотрели на этот вопрос христиане из язычников: по их пониманию, наоборот – иудейство существовало ради христианства, как приготовление к нему, а потому, с учреждением Церкви Христовой, оно утратило свое значение, стало излишним и ненужным. Возникшие по этому вопросу споры произвели в Церкви соблазн для устранения которого Апостолы, по заповеди Спасителя, созвали собор в Иерусалиме. На этом то соборе и было постановлено, что для Церкви Христовой обрядовый закон Моисея, с его постановлениями об обрезании и жертвах, уже не имеет более значения и потому ни для кого из христиан необязателен. В полном согласии с таким постановлением Иерусалимского собора учили и Апостолы как устно, так и в своих посланиях. Богодухновенный Апостол Павел, редкий знаток ветхозаветного закона и писаний, бывший ученик знаменитого раввина Гамалиила, «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей» ( Филип. 3, 5 ), учил, что «конец закона – Христос» ( Рим. 10, 4 ), что «обрезание то, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим. 2, 29 ), что христиане для закона умерли ( Рим. 7, 4, 6 ), что Бог благоугождается только жертвами духовными ( Евр. 13, 16 ). И Апостол Петр писал христианам: «Сами как живые камни, устройте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Петр. 25 ). Церковь Христова с этого времени уже не знает более кровавых жертвоприношений; у нее есть только одна бескровная жертва, установленная не Моисеем, а Христом...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Кто же Мелхиседек? Каково священство его, ставшее по клятве Ягве Бога, услышанной псалмопевцем Давидом, прообразом, чином священства грядущего Архиерея Великого? Первый толкователь загадочного пророчества Давидова о грядущем священнике вовек по чину Мелхиседека – а п о с т о л П а в е л. «...Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, т.е. царь мира, 71 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр. 6, 20–7:3 ). Апостол Павел переходит от образа Мелхиседека к священству Христа. Правда, и у апостола остается неясным, что значит Мелхиседек без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Не говорит апостол и о приношении Мелхиседеком хлеба и вина. Святые отцы шли дальше, истолковывая все эти моменты таинственной встречи, раскрывая суть священства по чину Мелхиседека. Из множества святоотеческих толкований обратимся к толкователям Псалтири. Св. Афанасий Великий рассуждает о значении клятвы Божией и указывает на священство, не от помазания полученное, на бескровность жертвы и на то, что Мелхиседек был священником язычников. Св. Афанасий Великий : «Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо, не как человек, клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову; потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавыя приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином» т. 4, Толк, на Пс. 109,4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор. 3:5–6 ). И в ваши сердца насаждали многие мои предшественники архипастыри Кирилл, Иннокентий, Зиновий, Кассиан, а теперь Господь повелел мне, и я стараюсь, чтобы из посева моего возросла жатва. Земледелец пашет землю и бросает в нее семена, урожай же взращивает только Бог . Так и мы – я и все мои предшественники и соработники: и диаконы, и чтецы, и певцы – все стараемся, вспахиваем почву сердец ваших, бросаем в них семена слов Божиих, поливаем и ждем, что Господь взрастит. Когда же собираем спелые колосья, то несказанно радуемся. Великую радость дает мне Господь слышать неоднократно, что многие из вас, пришедшие в храм Божий с холодным сердцем, потерявшие веру или никогда ее не имевшие, уходили из него, унося в сердцах своих семена правды Божией. Вы – Божие строение. Господь строил храм Свой в сердцах ваших. «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:10–11 ). Нужно твердо усвоить сказанное апостолом Павлом, ибо вы знаете, что есть немало людей, которые совсем иное основание избирают краеугольным камнем своей жизни. Священники только кладут основание, а строителями должны быть вы сами, как об этом говорит и апостол Петр: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ). Не одних архиереев и священников, но всех вас – христиан – называет святой Петр священством святым, призывая к тому, чтобы вы, подобно оным, приносящим ежедневно Бескровную Жертву, приносили бы духовные жертвы, благоприятные Богу. Все вы должны быть строителями. Об этом строительстве продолжает апостол Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,»– «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Лев.2:8 .  и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику; Лев.2:9 .  и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике: это жертва, благоухание, приятное Господу; Лев.2:10 .  а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних. ст. описывают обряд жертвоприношения этой минха или азкара – сходно с предыдущим ( Лев.2:2–3 ). Лев.2:11 .  Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу; Лев.2:12 .  как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание. Хлебное приношение должно быть чуждо всего квасного (chomez), именно в двух его видах: кислое тесто или кислый хлеб (seor) и мед (debasch, по раввинам, фруктовый); то и другое не должно воспламеняться на жертвеннике Иеговы, хотя в пищу человека оба вещества употреблялись. Это запрещение, касающееся жертв бескровных, соответствует требованию беспорочности материала – в постановлениях о жертвах кровавых. Квасное производит брожение, а это последнее рассматривалось как родственное гниению, и потому являлось образом нравственной порчи, греха (jezer hara, йецер-гара у раввинов – первородный грех , похоть; ср. евангельские изречения о " закваске фарисейской» – лицемерии, Лк 12.1 ; Мф 16.6 ; 1Кор 5.6–8 ). Мед, особенно фруктовый, по Плинию, также легко окисляется и служит для получения закваски (отсюда у раввинов гл. hidbisch ­­ слащаветь, портиться), кроме того, по Абарб., означает недостаточную деятельность рассудка, а при богослужении все силы духа должны были быть собраны и сбережены на служение Богу. По блаж. Феодориту, под именем кваса разумеется ветхость лукавства, а под именем меда запрещается сластолюбие (вопр. 1 на кн. Левит). Лев.2:13 .  Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ливан, или ладан, который полагали на муку или на хлеб или зерна. Соль, о которой в законе сказано: «всякое приношение твое хлебное солью да осолится, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси Господу Богу твоему соль» ( Лев.2:13 ). Соль служила знамением завета, который должен быть столько прочен, сколько соль предохраняет пищу от порчи 41 . Иногда на хлебное приношение возливалось вит ( Чис.15:5 ). Мера хлебного приношения была различна. В соединении с жертвами из животных она зависела от количества их ( Чис.15 ). Дар бескровный приносим был к священнику, который брал часть его с елеем и Ливаном и сжигал на жертвеннике в воню благоухания Богу. Остаток дара принадлежал священникам и всем потомкам Аароновым мужеского пола, которые должны были питаться им, как великою святынею, в месте святе, в притворе храма ( Лев.6:14–18 ). Бескровные жертвы, или дары, иногда приносимы были вместо кровных ( Лев.5:11 ), а большею частью служили дополнением их ( Чис.15 ). К дару бескровному должно отнести 12 хлебов предложения, которые еженедельно предлагаемы были на трапезе святилища от 12 колен Израиля, для засвидетельствования Богу благодарности за ежедневную пищу и в память Завета и общения с Ним ( Лев.24:5–9 ). II. Для жертв кровных употребляемы были животные и птицы чистые: телец, юница, овен, овца, козел, коза, голубь и горлица, и притом лучшие, без всякого на теле порока, чтобы приношение было приятно Богу. «Рече Господь к Моисею: глаголи Аарону и сыном его, и всему сонму Израилеву: если кто из дома Израилева или из пришельцев, поселившихся между израильтянами, по обету ли какому или по усердию приносит какую бы то ни было жертву Господу: то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока. Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу; ибо это не приобретет вам благоволения. Животного слепого, или поврежденного, или изуродованного, или больного, или коростового, или паршивого не приносите Господу, и в жертву не дадите на жертвенник Господень» ( Лев.22:17–25 ). Аще приведете слепо на жертву, говорил пр. Малахия: не зло ли; и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли; приведи е князю твоему, егда приимет е; егда приимет лице твое ( Мал.1:8 ). За исполнением закона о жертвенных животных поручено было наблюдать главным образом священникам ( Лев.10:10–11 ). Они должны были смотреть, чтобы все приносимое Богу было свято и чисто ( Лев.27:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Сказав, что нет нужды строго наблюдать за яствами, чтобы не показалось что наше, чуждое наблюдения, достойно презрения, говорит, что и мы имеем наблюдение, только не в отношении этих яств, но к жертвеннику, или бескровной жертве Животворящего Тела. Ибо невозможно первосвященникам ветхозаветного закона участвовать в этой жертве, пока они служат скинии, то есть образам закона, преходящим, подлежащим уничтожению, или пока они служат этому миру, так как и народ как недостойный не принимал участия в жертвоприношениях ветхозаветного закона. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Показав, что то, что почитали иудеи, служило прообразом нашего почитания, говорит, что жертвы, в которых не мог участвовать народ, были ничто; в нашей же жертве не имеют участия и архиереи ветхозаветного закона; ибо те жертвы служили прообразом этой. Ибо как кровь животных, приносимых за грехи народа, первосвященник вносил во святилище, тела же сжигались вне стана, так и Христос, пострадав за грехи мира, внес во святилище Свою Кровь к Отцу, как Первосвященник, тело же было распято вне врат. Итак, совершая воспоминание о жертве той, наши первосвященники вносят Кровь Господа в наше святилище и на алтарь, как на небо. Поэтому первосвященникам ветхозаветного закона нельзя вкушать от этого алтаря, как иноплеменным и как не помышляющим о том, что выше этого мира: мы же не таковы. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. Так как Иисус Христос пострадал вне врат, то выйдем и мы к Нему вне врат, то есть будем вне мира, нося Его поругание, терпя одни и те же страдания. Он, как осужденный и разбойник, был распят вне; не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием. Снова убеждает их терпеть наносимые им иудеями обиды, или хищения. Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Мысли при чтении Книги Левит Глава 1. О жертвах. О всесожжении, или жертве кровавой. Глава 2. О жертве бескровной (мука пшеничная; ливан). Глава 3. О жертве спасения – кровавой. Глава 4. О жертве за грех . Это – произвольные жертвы. Гл.5. Жертвы необходимые, [о] жертве о согрешении по неведению. Ст.7. О принесении вместо овцы, по бедности, двух горлиц или двух птенцов голубиных. Глава 6. Обряды жертв. Гл.7. Законы о жертвах. Гл.8. Моисей окропляет скинию; освящает Аарона и ризы его, и сыны его и ризы сынов его с ним и приносит Богу жертву. Гл.9. О первой жертве Аарона. 23 ст. Когда Моисей и Аарон, взошедши в скинию, вышли из нее и благословили всех людей, тогда явилась слава Господня всем людям. Вышел огонь от Господа и поел, что было на алтаре, всесожжения и туки. Это видел весь народ – все ужаснулись и пали на лица. 10 гл. О смерти Надава и Авиуда в наказание за взятие чужого огня, а не с алтаря, которого надо было подождать, когда выйдет. 9 ст. Вина и крепких напитков [церк.-слав.: сикера] не пей ты и сыны твои с тобою (говорит Господь Аарону), когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику], чтобы не умереть. Если ветхозаветные священники должны были воздерживаться от вина и сикера пред временем входа в скинию и приближения своего к алтарю, то не тем ли более мы – новозаветные священники. Гл.11. Повелевается есть тех только скотов, которые раздвояют копыто, пазнокти 47 имеют на две стороны и отрыгают жвачку; а из животных, живущих в воде, – тех, у которых есть перья и чешуя. Из птиц не велено есть орла, грифа, морского орла, неясыти, совы и подобных им. Всяк, прикоснувшийся к мертвечине нечистых животных, был нечистым до вечера; даже вещи почитались нечистыми, если в них как-либо попала мертвечина. Глава 12. Об очищении кровоточивой: если она рождала мужеский пол, то почиталась нечистой сорок дней, а если женский – восемьдесят дней. 4[-8] ст. Тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Некоторые путают кощунство, богохульство и святотатство, хотя это совершенно разные понятия. Святотатство – когда человек крадет святыню. Тать – это вор. Обычно это слово и употребляется в его прямом значении. Если говорят, что человек совершил святотатство, имеется в виду, что он украл святыню, что-то святое. Сейчас, например, часто тащат из храмов иконы или еще что-нибудь. Это и есть грех святотатства. А есть кощунство – то, что равно профанации, то есть то, что противоположно освящению, святости, святыне. Освящение в Ветхом Завете совершали священники. В Новом Завете – весь народ Божий, поскольку каждый в народе Божьем становится царем и священником Бога Живого, чтобы приносить духовные жертвы Богу. Уже не просто физические, материальные, не кровь козлов, тельцов или голубей, а духовные жертвы. Но это все равно священнослужение, даже еще более высокое. Я уже говорил сегодня, что наше собрание священно, и то, что мы здесь делаем и совершаем, является священнослужением. Любой катехизатор совершает по преимуществу священнослужение, так же как и человек, который приносит бескровную евхаристическую жертву, жертву хвалы и благодарения, возвещая смерть Господню и исповедуя Воскресение Христово. Это главная жертва, которую приносят люди, живя на земле. Конечно, люди верующие, христиане, потому что происходит это внутри церкви. Давайте обсудим, почему кощунство является смертным грехом. Посмотрим прежде всего книгу Чисел: Чис 1:51. Когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты; и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:10. Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:38. А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

– Ничего, – ответил он. – В таком случае окончим беседу. Помните, братия, мы выясняли слова Спасителя о том, что Богу нужно поклоняться в духе и истине. Я полагаю, что вам достаточно ясно, что эти слова отнюдь не означают, что не нужно поклоняться в теле и телом. Почему же Христос сказал, что Богу нужно поклоняться в духе? Потому, что иудеи в ветхом завете думали, что душевное расположение, сердце человеческое, его душа не имеют значения для поклонения Богу. Они думали, что достаточно выполнять букву закона, все его предписания, чтобы примириться с Богом. Такое воззрение было заблуждением, и уже пророки указывали иудеям на это. Помните, что говорил царь Давид: жертва Богу дух сокрушён. По поводу этого внешнего исполнения закона иудеями Господь Иисус Христос припомнил им грозное слово пророка Исаии: „Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня“ ( Мф.15:7, 8 ). Не исполнение буквы закона, а исполнение духа его, исполнение закона по сердечному, душевному расположению, – вот что главное в новом завете; исполнить волю Божию, прославить имя Божие не телом только, а духом, сердцем, мыслью и волей, – вот что значит поклониться Богу не по ветхозаветному, а по новозаветному, поклониться Богу в духе. „Мы освободились от закона, – говорит апостол Павел, – чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве“ ( Рим.7:6 ). Что же значит поклоняться Богу в истине? Вы знаете, что вера ветхозаветных иудеев, главным образом, выражалась в жертвоприношениях. Пока не пришёл Иисус Христос и не принёс Себя в жертву, до тех пор иудеи могли поклоняться Богу в своих разнообразных жертвах, имевших одно лишь прообразовательное значение. Когда же Христос принёс Себя в жертву, ветхозаветные жертвы утратили своё значение. Ветхозаветное богопоклонение, состоявшее из принесения кровавых жертв, упразднилось, а наступило время новозаветной, истинной бескровной жертвы, Тела и Крови Христовых. Это и есть поклонение Богу в истине. На этом я закончил беседу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010