Восполнил Иисус Христос и заповеди Моисея о любви к ближним, повелев любить и врагов, восполнил и словом и делом, пострадав на кресте за враждебных Богу грешников (Мф. 5, 43-44; Римл. 5, 10).Но враги святых икон говорят: отменена скиния (Евр. 9, 8-10) и храм еврейский разрушен, следовательно отменены и изображения херувимов, а следовательно не должно быть и изображений святых людей. Скиния, как храм Божий, не отменена, - это покажем ниже, когда будем говорить о храмах христианских; жертвы, приносившиеся в ней и служившие прообразом жертвы Христовой, отменены или, точнее, заменены жертвою Христовою, которая в христианской церкви будет приноситься до конца мира под видом бескровной жертвы. А херувимы и доселе служат престолом славы Божией на небесах; потому совершенно нет основания отменять изображения их [ 1 ]. Евангелисту Иоанну они уже в Новом Завете показаны посреди престола и вокруг престола Божия, как и пророку Иезекиилю (Апок. 4, 6-8; Иезек. 1). Кроме херувимов показаны еще Иоанну Богослову 24 старца с золотыми венцами на главах, сидящие вокруг престола Божия, искупленные Агнцем из людей (Апок; 4, 4; 8-10), и великое множество святых ангелов и людей, предстоящих престолу в небесном храме (7, 8; II. 15). Потому, между прочим, в христианских храмах изображаются не только херувимы, но и прочие ангелы и святые человеки по образу небесного храма. Сам Господь Иисус Христос, указывая на детей, сказал: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного (Мф. 18, 10). Ясно, что святых ангелов должно почитать особенным образом. Прославление истинных христиан перед святыми ангелами Он считает за великую честь для тех христиан; тем более должны быть чтимы св. ангелы Божии. Сказываю вам, говорил Господь иудеям: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и сын человеческий исповедает перед ангелами Божиими (Лук. 12, 8). Святые ангелы будут соучастниками Господа на страшном суде. Он Сам говорит: так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых от среды праведных и ввергнут их в пещь огненную (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

е. в роде блинцов из муки, круто замешанной на елее, или из «хлебного из горшка», т. е. лепешечек, вареных в елее, или наконец, если хлебное приношение от первых плодов, из «растолченных зерен» с елеем и ладоном. Служащий священник должен часть от хлебного приношения: горсть муки, или изломанных опресноков, часть лепешек, или зерен с елеем и со всем приложенным ладоном сжечь на жертвеннике: «это жертва, благоухание приятное Господу». Остатки от хлебного приношения принадлежать священникам, как великая святыня. Хлебное приношение не должно быть квашеное; ни квасного, ни меду не должно сожигать в жертву. Хлеб квасный и мед могут быть приносимы Господу, как приношение начатков, но на алтаре нельзя сожигать их. Всякая жертва, кровавая и бескровная, должна осоляться солб. (гл. II). 3. Для жертвы мирной, или «спасения» могут быть приводимы мужеский и женский пол всех трех видов жертвенных животных, не имеющих порока (гл.3:1,6 и 12). На приведенное животное из крупного скота приведшей должен возложить руку свою в знак посвящения себя Богу – щедродателю благ и заколоть у дверей скинии, а священники должны покропить кровью жертвы на жертвенник со всех сторон. Затем приведший животное должен отделить весь внутренний тук и который на стегнах и сальник с почками и передать священникам, которые и сожгут все это вместе с ежедневным всесожжением в «благоухание приятное Господу» (ст.2–5). Если приводимое животное в жертву мира из мелкого скота, из овец, то жертвенные обряды те же, что и при крупном скоте, только для сожжения на алтаре вместе с внутренним туком должен отделяться и курдюк, отрезанный по самую хребтовую кость (ст.6–11). Если жертва из коз, то ее обряды тожественны с обрядами жертвы из крупного скота (ст. 12–16). При этом заповедуется: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (ст. 17). 4. Для очищения от греха и примирения с Господом. когда нарушена какая-либо заповедь Его «по ошибке» или по слабости, без нарочитого желания сделать злое пред Господом (– «не хотящи»), должно приносить жертву «о грехе», или за грех (4:1 и 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

[Искупительная Жертва Христа] (379) Без сомнения, изобильное Искупление Христа нас «оживило вместе с Ним, простив нам все грехи» [ Кол 2,13 ]. Но благодаря восхитительному решению Божественной премудрости, которая позволяет нам «восполнять недостаток в плоти моей Скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » [ Кол 1, 24 ], мы можем и даже должны соединять наши хвалы и удовлетворения с хвалами и удовлетворением, которые Христос совершил пред Богом во имя грешников. (380) Но мы всегда должны помнить, что всякая добродетель Искупления происходит исключительно из кровавой Жертвы Христа, которая бесконечно возобновляется бескровным образом на наших алтарях, ибо «это одна и та же Жертва, Один и Тот же, Который совершает жертвоприношение теперь через служение священников, Кто принес Себя тогда в Жертву на Кресте» [ХВ 768]. [Восстановительное единство со Христом] (381) Вот почему служители и верные должны соединять свои жертвоприношения с Пресвятой Евхаристической Жертвой, с тем чтобы принести самих себя в приношение как живую жертву, святую и угодную Богу [ Рим 12, 1 ]. Более того, св. Киприан, не колеблясь, утверждает, что «Жертва Господа не будет совершена с должной святостью, если наше жертвоприношение и наша жертва не соответствуют Его Страстям» 169 . Поэтому Апостол нас предупреждает: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса» [ 2Кор 4, 10 ], погребенные и ставшие одним существом со Христом через смерть, подобную Его Смерти [ Рим 6, 4–5 ], мы не только должны распять нашу плоть и ее похоти [ Гал 5, 24 ], «удалившись от господствующего в мире растления похотью» [ 2Пет 1,4 ], но нужно, чтобы «жизнь Иисусова открылась в теле нашем» [ 2Кор 4,10 ] и чтобы, участвуя в Его вечном Священстве, мы приносили «дары и жертвы за грехи» [ Евр 5, 1 ]. [Вселенское Священство] (382) В этом таинственном Священстве, в его обязанности приносить удовлетворения и Жертву имеют радость участвовать не только те, кого Иисус Христос, наш Первосвященник, посылает как служителей, чтобы во всяком месте, «от востока солнца до запада... приносить фимиам имени Его» [ Мал 1, 11 ], но и весь христианский народ, который глава Апостолов справедливо называет «родом избранным, царственным священством» [ 1Пет 2, 9 ], должен принести за себя и за весь род человеческий «жертвы за грехи» [ Евр 5, 1 ], почти так же, как «всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу» [ Евр 5, 1 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно , явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира. Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии . прот. Валериан Кречетов Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего мира. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь мир. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном мире всякие кровные жертвоприношения отсутствуют. Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель Николай Сербский , ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех. Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). Эта жертва, принесенная за весь мир, является свидетельством любви Божией к человеку, к миру. К тому миру, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.

http://azbyka.ru/zhertva

Крестная смерть принесла падшему человечеству искупление и примирение с Богом - это один из основных догматов христианского вероучения. Ложно или, по меньшей мере, чрезмерно ущербно толкование этого догмата, при котором искупление становится категорией этико-юридической. Именно эта тенденция, начиная со Средних веков, наложила отпечаток на западное богословие в ущерб убедительному реализму древней христианской мысли. Этико-юридическая перспектива подчеркивает нанесенное Богу первородным грехом оскорбление, которое требует возмездия, чтобы укротить Божественный гнев. Смерть воплотившегося Сына Божия и есть такая умилостивляющая жертва. Православная мысль, основанная на Священном Писании, равно как и на литургическом и древнем святоотеческом Предании, иначе понимает искупление: первородный грех был горьким плодом свободы, данной человеку его Создателем. Бог хотел, чтобы Ему поклонялись и Его любили существа свободные, потому что одна только свобода придает смысл любви. Без возможности самоопределения, а значит и отказа, любовь человека к Богу была бы только отражением любви Бога к Самому Себе, подобно отблеску света в зеркале. Выбрав зло, человек изменил своему призванию и оказался в рабстве супостата. Но Бог не дал человеку безвольно плыть по течению своих страстей. Некоторые Отцы - святые Ириней Лионский и Феофил Антиохийский - объясняют Божественную снисходительность незрелостью первых людей. Хотя человек и согрешил свободно, на нем не было полной ответственности за грех. Дело примирения совершилось в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке. Предав Себя вольной смерти. Он непоправимо сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Богочеловека. Так поет об этом латинский гимн Victimae Paxali: " Между смертью и жизнью завязалась необычная борьба. Создатель жизни, умерев, живет и царствует " . Человек без греха. Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстоит Отцу, как чистая жертва, как непорочный Агнец. Жертвенный аспект смерти Иисуса Христа тесно связан с Ветхим Заветом, который завершен и превзойден. Жертвоприношения древнего Закона совершались, чтобы снискать Божественное умилостивление, чтобы Бог благоволил очистить грехи. Они были предвестниками и прообразами совершенной жертвы Христа, Того, как говорит литургия святого Иоанна Златоуста, Кто " служебныя сея и бескровныя Жертвы священнодействие предал еси нам " . Жертва Христа - не только последняя, она единственная истинная жертва, о чем сказано в Послании к Евреям: " Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного " (Евр. 7. 26-28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

Мал.1:10 .  Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвен­нике Моем. Нет Моего благо­воле­ния к вам, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и при­ноше­ние из рук ваших небла­го­угодно Мне. Бог говорит, что лучше бы в таком случае, чем приносить неугодные Богу жертвы, кто-нибудь из священников запер бы ворота, ведшие из внешнего двора во двор внутренний, на котором стоял жертвенник всесожжения. Пусть даром не горит и огонь на этом жертвеннике – пусть не горит на нем жертва (ср. Ис 1:11 ). – Приношение священников, т. е. и бескровные и кровные, приносимые их руками, жертвы (ср. Быт. 4:3–5 ), неугодно Иегове. Мал.1:11 .  Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут при­носить фимиам име­ни Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Как велико преступление священников, оскверняющих своим пренебрежением к жертвоприношениям святость имени Божия, это видно из того, что со временем это имя от востока до запада, т. е. по всей земле ( Зах 8.7 ) будет прославляться (велико будет) между всеми (языческими) народами. Повсюду будет совершаться курение, т. е. сожжение всяких приношений (фимиам – выражение неточное) в честь имени Божия, у всех народов будут приноситься Богу чистые жертвы, а не такие, какие сейчас приносят иудейские священники. Согласно с большинством отцов Церкви, мы видим здесь предуказание на утверждение истинного Богопочтения в Церкви Христовой и истинного Богослужения. Кроме того, многие отцы и учители Церкви видели здесь пророчество об установлении таинства Евхаристии. Мал.1:12 .  А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Го­с­по­дня не сто­ит уваже­ния, и доход от нее – пища ничтожная». Пророк добавляет к прежнему обличению священников, что они и сами (про себя) говорят, что трапеза Господня, т. е. жертвенник, уже осквернена (так следует перевести слова священников вместо русского: «не стоит уважения»), и даже сами неохотно вкушают остающиеся им части от жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но спрашивается: что же? А мы разве не непрестанно приносим бескровные жертвы? Конечно, всегда; но мы совершаем воспоминание о смерти Христовой. И эта жертва - одна, а не много их, так как однажды была принесена. Мы постоянно приносим Одного и Того же Агнца, а лучше: совершаем воспоминание о том приношении, как бы ныне совершаемом. Следовательно, жертва - одна. Что же касается того, что жертва приносится во многих местах, то не много ли Христов? - нет, один - везде, и полный там, и здесь полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он есть одно Тело, а не много тел; так и жертва одна. Ибо мы приносим ту жертву, которая тогда была принесена. Там же агнец, принесенный вчера, был другим, сравнительно с сегодняшним. И нынешний агнец приносился не для воспоминания о вчерашнем, но как сам по себе представляющий жертву? Итак, в каком смысле апостол говорит теми же жертвами? Жертвы были теми же, поскольку приносились одни и те же виды жертв, как например, сегодня агнец и завтра агнец, но они были различны по числу. Некоторые же говорили, что жертвы были теми же по способу приношения, то есть совершались чрез заклания, или всесожжение, по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Выражение δναται - могут - хотя находится в списках с буквой ν, однако я нашел примечание, требующее его без буквы ν. Закон, говорит, имея тень будущих благ, никогда не может сделать (δναται) совершенными приходящих. И действительно, сообразуясь с грамматической точностью, необходимо Писание сохранять так, чтобы в нем не вышло погрешности. А так как в Писании нет ни одного слова о правилах речи, то мы и будем понимать его это место так, как содержат списки, именно: никогда не могут (δναται), очевидно, приносящие, приступающих сделать совершенными. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Читай в вопросительной форме. Если бы, говорит, прекратились грехи, то разве не прекратились бы и самые приношения, так как нуждающиеся в их помощи получили бы ее в достаточной степени и не имели бы никакого сознания грехов? То есть ничто уже более из осознанного ими не требовало бы врачевания, в силу того, что однажды очищенное является излеченным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

о) Горе имеем сердца, взывает священник, благодарим Господа! Победную песнь поюще, вопиюще... – и ты возноси свой ум и сердце горе, благодари Бога за все великие и несказанные благодеяния Его, за то, что Он по благодати Своей создал мир сей и тебя из небытия привел в бытие, украсил образом Своим, падшего восставил, послав в мир Единородного Сына Своего, просветил светом Своего учения и даровал тебе спасительные Таинства. Покланяйся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. п) Когда возглашает иерей: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нее вси, сие есть кровь Моя…», слушай глас его, как глас Самого Господа, говорящего и призывающего всех к этой святейшей и спасительной трапезе. Веруй несомненно, что, как тогда, на последней вечери, Господь Сам преподал ученикам Своим истинное Тело Свое и истинную Кровь Свою, так и теперь, на святом престоле, Сам же чрез служителя Своего уготовляет и предлагает всем в спасительную пищу истинное Тело Свое и истинную Кровь Свою. р) Когда слышишь: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», – повергнись благоговейно пред Богом Отцем, прославляй Его беспредельное величие, благодари за все благодеяния, проси и моли Его о всем и за все. В это время все твои молитвы удобнее вознесутся к престолу всевышнего Бога, ибо в алтаре совершается теперь страшное Таинство, приносится Богу великая Жертва, Тело и Кровь Христа Спасителя, и за всех и ради всего. Нет другой высшей, совершеннейшей и более угодной Богу жертвы, как эта святейшая бескровная Жертва, действующая силою единой жертвы, принесенной Единородным Сыном Божиим в Нем Самом на жертвеннике крестном. Изливай всю твою душу пред сею великою Жертвою. Прославляй Бога и благодари Его за все, что ни получил ты от Него в себе и в других, – проси у Него прощения и очищения всех твоих грехов, ради сей чистейшей и благоугодной Ему жертвы, – проси всех благ, необходимых тебе на пути сей жизни для достижения жизни вечной, – моли милосердого Отца небесного и за всех твоих родных и ближних, живых и умерших, и за всех православных. К сему призывает тебя святая Церковь , когда оглашает твой слух торжественною и умилительную песнею: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однако у него много служителей, которые служат Ему в деле священства. Это же можно видеть на примере Аарона, который, пока был жив, не имел наследников, равночестных и равновластных себе, но имел много священников и леви­тов более низкого уровня, которые служили ему. К тому же Христос единственный наш Священник вовек, а также единственный наш Учитель вовек. Ибо Он Сам говорит: не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос ( Мф. 23, 8 ). Единственность учительства Христа не противоречит множественности учителей, работающих Христу. Так, и сам Апостол Павел называет себя учителем: я поставлен проповедником и Апос­толом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине ( 1Тим. 2, 7 ). Он говорит это и в другом месте ( 2Тим. 1, 11 ). И подобно тому, как единственность учительства Христа не исключает и не отвергает многих учителей, работающих Христу, так и единственность священства Христа не исключает многих священников, работаю­щих Христу. Поэтому, когда Апостол отвергает множественность священников, следует понимать, что говорится о священниках, равночестных и равносильных Христу, а не о священниках, служащих и работающих Христу. Претыкание третье Апостол Павел учит, что достаточно одной Жертвы, принесенной на Кресте, и пишет: Он же однажды (...) явился для уничтожения греха жертвою Своею ( Евр. 9, 26 ). И снова так же: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9, 28 ). Снова: освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа ( Евр. 10, 10 ), И снова там же: Он одним приношением навсегда сделал совершенными освяща­емых ( Евр. 10, 14 ). Здесь противницы почти торжествующе восклицают: если, согласно учению Пав­ла, достаточно одной Кровной Жертвы для уничтожения наших грехов, то напрасна Бес­кровная Жертва, и приносящий ее упраздняет Крест Христа и вменяет в ничто Жертву, принесенную на Кресте. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Если для уничтожения грехов достаточно только одной Кровной Жертвы, то на­прасно Крещение, напрасна Евхаристия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Песнь 9 «Великое таинство Твоего boчeлobчehiя, на вечери совозлежащу Теб ученикомъ Твоимъ Человколюбче, открывъ реклъ еси: ядите Хлбъ животный врою, niйme и Кровь uзлiяhhyю отъ богоребреннаго зakoлehiя». «Совозлежащу Тебе учеником» — синтаксический оборот «дательного самостоятельного», переводится обычно придаточным времени: «когда Ты возлежал с учениками». В тропаре говорится, что цель боговоплощения — принесение крестной Жертвы и приобщение к ней верующих в Таинстве. Причастники Тела и Крови Христовых приемлют «врачевство бессмертия» (Игнатий Богоносец. Ефес. 20:2) и совоскресают с Христом. Гимнограф утверждает тождество тела Христова, пострадавшего на Кресте, и евхаристических Тела и Крови. «Снь небесная явися горница, идже Пасху Христосъ соверши: Вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенныхъ Таинъ, мысленный жертвенникъ». Таинство Тела и Крови называется бескровным, так как не совершается заколения, убиения, которое совершилось единожды на Голгофе. Слова «словесная» и «мысленный» по значению приближаются к слову «духовный». «Пасха Христосъ есть великая и всечестная, снденъ бывъ яко Хлбъ, закланъ же яко овча: Той бо вознесеся о насъ Жертва, Того Тла благочестно, и Того Крове вси тайно причащаемся». «Возносить» имеет также значение «приносить в жертву». «Приносить духовные жертвы» (1 Пет. 2:5), «…оправдался Авраам… возложив на жертвенник Исаака» (Иак. 3:21) — в этих текстах по-гречески одно и то же слово. О Христе сказано: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды… приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши Себя Самого» (Евр. 7:26-27). Гимнограф объясняет, почему пасха ветхозаветная служит прообразом спасительных страданий Христовых. «Тайно» — таинственно, в порядке Таинства.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010