И даже в ветхом завете, когда руководились чувственностью, мы видим, что люди, способные к любомудрию, убеждались предметами высшими. Указывая на это, Павел говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные» (Евр.11:13). Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, — наслаждение собственностью, жена, дети, благосостоя­ние дома, — это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом — в тех неизреченных благах, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9). «Благословит тебя Господь от Сиона, и увидишь благо Иерусалима во все дни жизни твоей» (Пс.126:5). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и узри в благах Иерусалим» (ορα εν αγαθοις). «Благами» он называет город, богатство, благолепие, победы, почести, благосостояние, плодородие, безопас­ность, мир.    4. «Во все дни жизни твоей». Хорошо пророк прибавил эти слова о днях. Действительно, это — особенный знак дара Божия и доказательство Его промышления, чтобы не терпеть ничего человеческого, не терять и не испытывать превратностей, разве когда Бог во гневе Сам отнимает данное. «И увидишь сынов сынов твоих. Мир Израилю!» (Пс.127:6). Но многие, скажешь, боявшиеся Бога, оста­лись бездетными. Что же из этого? Мы подвизаемся не для настоящих благ, но преимущественно для угождения Богу, а потом в надеждах на будущее. Тогда (в ветхом завете) было это наградою; а теперь — небо и блага небесные. Если ты и при страхе Божием не имеешь детей, то почему знаешь, не дал ли Он тебе других благ, больших этого благополучия? Он, «богатый милостью» (Еф.2:4), не одним способом благодетельствует всем, но различно. Сколь многие, имевшие детей, считали бла­женными не имевших? Сколь многие, имевшие богатство, кон­чили жизнь несчастнее бедных? Сколь многие, наслаждавшиеся славою, как бы пронзены были этим мечом и потерпели же­сточайшие бедствия? Не исследуй же происходящего и не требуй отчета от Бога, но переноси все мужественно и с благодарностью; в особенности не привязывайся ни к чему настоящему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И еще: «вознесся Бог при восклицании». Так сказано в настоящем псалме (Пс.46:6). И в дру­гом месте: «Ты взошел на высоту, пленил плен, принял дары от людей» (Пс.67:19). Воспели некогда и иудеи победную песнь, когда потонуло войско египтян: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1); но наша песнь гораздо торжественнее, потому что ныне погибли не египтяне, а бесы, побежден не фараон, а диавол, отнято не чувственное оружие, а умерщвлен грех, не в Чермном море, а в купели возрож­дения, и мы идем не в землю обетованную, а стремимся на небо, вкушаем не манну, а принимаем тело Господне, пием не воду от камня, а кровь от ребра Христова. Поэтому про­рок и взывает: «восплещите руками»; вы освободились от кам­ней и дерев (ветхозаветных), и взошли на небо и на небо небес и стали пред престолом Царя. Итак «воскликните Богу», т.е. принесите благодарность Ему, приписывайте победу Ему, трофей Ему. Это — не человеческая война, не чувственная борьба, подвиг не для чего-нибудь житейского, но для самого неба и благ небесных. Он сам руководил этою войною и даровал нам победу. «Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле». Где ныне те, которые унижают славу Единородного? Вот Сын называется великим Царем, как называется и Отец. Не клянись, говорит Христос, «ни небом, потому что оно престол Божий..., ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Мф.5:34-35). И в другом месте: «Бог крепкий, Отец вечности», т.е. Царь (Ис.9:6). Итак, когда ты слышишь, что Господь твой был пригвожден, повешен на кресте, погребен, нисшел в преисподние места земли, то не смущайся и не унывай: Он — «Вышний», и вышний по естеству; а то, что высоко по естеству, не падет с высоты, не сделается низким, но и в самом уничижении остается и является высота Его. Так и Христос, когда умер, тогда особенно и явил Свое могущество против смерти. «И свет во тьме светит, говорит евангелист, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Так и Его высота открылась в уничижении. Смотри, как Он, и находясь во аде, потряс все высокое; тогда солнце со­крыло свои лучи, камни распались, завеса раздралась, земля поколебалась, Иуда удавился, Пилат и жена его устрашились, сам судия оправдывался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И ничтожное возвышать — дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, напр.: «Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость» (Ам.5:9). А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в пере­носном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычни­ках, увидит это и на нас — людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос воз­высил ее, вознес вместе с начатком нашим на небо, и посадил на престоле Отчем. «И от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего» (Пс.112:7-8). «Гноищем» он называет здесь тленность и происходящую оттого частую из­менчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно. Далее переходит к другому, важнейшему предмету. Какому? К тому, что Бог может не только изменять обстоятельства и недостатки заменять совершенством, но переменять законы самой природы, неплодную делать матерью. «Поселяющий, — говорит, — неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих» (Пс.112:9). Это исполнилось над Анною, испол­нялось и над многими другими. Видишь ли, как совершенно, как полно это песнопение? Пророк сказал, как совершится исправление вселенной, как прекратится иудейство, как вос­сияет новая жизнь Церкви, как везде будет приноситься жертва; потом, желая сделать слова свои достоверными и для людей грубых, подтвердил речь свою о будущем тем, что уже было. Смысл слов его следующий: не сомневайся, человек, что будет такая перемена, что Бог введет и отвергну­тые народы в величайшую славу. Не видишь ли, как это еже­дневно исполняется, как смиренные возвышаются и садятся с князьями? Не видишь ли, как поврежденная природа исправ­ляется, бесплодные делаются матерями? Нечто подобное произо­шло и с Церковью: она была неплодною, но стала матерью мно­гих детей. Поэтому и говорит Исаия: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис.54:1), предвозвещая то, что имело произойти с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, братия и сестры, язык нам дан не для того, чтобы мы говорили коварное; не для того, чтобы мы говорили льстивое, " двоязычное " ; не для того, чтобы мы говорили неправду ради обогащения! Для чего же он дан? Пророк и псалмопевец Давид отвечает нам на этот вопрос: И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34, 28). Вот прежде всего для чего дал нам Господь язык — чтобы проповедовать правду Божию и каждый день возносить хвалу Богу! Братия и сестры, когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, поверьте мне, наш язык радуется: он и создан для того, чтобы прославлять Творца! Но если своим языком мы произносим коварные, льстивые, двуязычные, неправедные слова — помните, что он нам дан не для этого! Писание говорит и еще об одном назначении языка. Отчасти это отмечено в том тексте, который мы только что прочитали, но здесь говорится сугубо о пении: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: " великое сотворил Господь над ними! " Великое сотворил Господь над нами: мы радовались (Пс. 125, 2–3). Язык, исполненный пения... Когда в храме идет служба и весь народ едиными устами поет " Верую " или " Отче наш " , или какую-то другую молитву — особый духовный подъем возникает тогда у верующих. Поистине наш язык должен быть исполнен радостного духовного пения — вот для чего он нам дан. И еще — о назначении нашего языка. В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть такие слова: дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11). Итак, братия и сестры: глаза нам даны, чтобы взирать на Начальника и Совершителя жизни; язык нам дан для того, чтобы проповедовать правду Божию, петь псалмы, исповедовать Христа; уши нам даны для того, чтобы с открытым сердцем воспринимать слово Божие, срастворяя его верой в своем сердце; ноги даны, чтобы спешить делать добро; руки — чтобы творить милость. Все, что Господь нам дал, Он дал для нашего блага.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как там он говорил о них, не усвояя им чувства, но желая показать чрезмерность радости и величие со­вершившихся дел, так и здесь предлагает им вопрос не потому, чтобы они имели чувство и могли отвечать, но чтобы яснее выразить предмет и показать его чудесность.    3. Так как произошло нечто новое и необыкновенное, то он и делает такой вопрос, и сам предлагает ответ. Ка­кой? «От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева» (Пс.113:7). Здесь опять названием движения выражает удивление, изумление, восторг, чтобы показать величие событий.    Желая при этом показать, как велика добродетель этого мужа (Иакова), имя раба соединяет с именем Господа. Так и Павел вменяет это в великую честь святым, и приписы­вает тому, что они отрешились от всего житейского. Он не только упоминает об этой чести, но излагает и причину ее, чтобы показать слушателю тот путь, которым он может до­стигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Бог назы­вался именем рабов. Потому и сказал: по этой причине не «не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). Как же Бог назывался их именем? Он говорил: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Излагая наперед при­чину такого названия, апостол говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Вот причина, — потому и продолжает: по этой причине «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:13, 16). Какая же, скажи мне, причина этого? Та, что они исповедали себя странниками и пришельцами, не имели никакой привязанности к настоящему, но, отрешив­шись от всего житейского, жили таким образом в земле чужой. «Обратившего камень в озёра воды и нерассеченный — в источники вод» (Пс.113:8). Могут ли, скажи мне, получить прощение люди жестокие и упорные, когда камень, несекомый, твердый и грубый, повинуется велению Божию, а человек, украшенный ра­зумом, самое нежное создание, становится бесчувственнее камня? «Нерассеченный» (αχρτομον) пророк называет здесь камень, как не легко уступающий железу и только с поверхности (χ των αχρων) едва раздробляемый ударом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Какому слову? Слову человеколюбия, потому что Он сам говорит: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:9). Также пророк говорит: «сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его; и еще: насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши» (Пс.102:11, 12). Т.е. не только совершавших добрые дела Я спасал, но и грешников щадил, и среди беззаконий твоих оказывал тебе Мое покровительство и попечение. Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «чтобы ты был страш­ным, я ожидал Господа» (πως επφοβος εση). Для кого страшным? Для врагов, для зложелателей, для враждующих против меня. Еще что значит: «ради имени Твоего»? Хотя, говорит, я грешник и испол­нен бесчисленных зол, но знаю, что Ты не попустишь нам погибнуть, чтобы не посрамилось имя Твое. Так Он сам говорит у Иезекииля: «не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов» (Иез.36:22). Т.е. мы недо­стойны спасения и за свои дела не можем ожидать ничего доброго, но ради имени Твоего ожидаем спасения; нам осталась эта надежда спасения. Другой переводчик (Акила и Феодотион) говорит: «ради страха я ожидал Господа» (νεκεν φβου). Третий (Симмах): «ради закона я ожидал Господа» (νμου) «Потерпела душа моя в слове Твоем». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «ожидала душа моя слова его» (προσεδκησεν… τω ρματι αυτου). Третий (Акила): «терпела душа моя и слова Его ожидал я» (το ρημα αυτου εκαραδκησα). Т.е. в предвещаниях и постоянных обетованиях человеколюбия и благости Его я имел священный якорь и не отчаивался за себя. «От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа» (Пс.129:6), т.е. во всю жизнь, во всякую ночь и день. Подлинно, ничто так не может доставлять спасения, как постоянное обращение к Нему, как сохранение этой надежды, хотя бы стек­лось бесчисленное множество обстоятельств, повергающих в отчаяние; это — стена несокрушимая, безопасность невозмутимая, крепость непобедимая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Молящийся таким образом становится выше всего житейского, окрыляет свой ум, де­лает мысль свою легкою, не уловляется никакою страстью. «Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи». Здесь пророк употребляет два выражения: «из глубины» и «воззвал», разумея под воззванием не звук голоса, а расположение души. «Господи, услышь голос мой!». Отсюда мы научаемся двум истинам: во-первых, той, что не­возможно получить чего-нибудь от Бога, если не будет долж­ного с нашей стороны; потому он наперед сказал: «из глубины... воззвал», а потом: «услышь»; во-вторых, той, что молитва напряженная и исполненная слез умиления может с великою силою преклонять Бога к принятию молитвы; потому пророк как бы совершив нечто великое и исполнив должное с своей стороны, продолжает: «Да будут уши Твои внимательны ко гласу моления моего» (Пс.129:2). «Ушами» он называет способность слушать; а под «гласом» опять разумеет не звук дыхания, не крик, а напряженное состояние души. «Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя (лишь) очищение» (Пс.129:3-4)? Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчислен­ных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, про­рок для уничтожения такого недоумения говорит: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» Слово: «кто» здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью.    2. Это мы говорим не для того, чтобы ваши души преда­вались беспечности, но чтобы ободрить впадающих в отчаяние. «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч.20:9)? Но для чего говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его, то и он не мог бы устоять. В самом деле, что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков, был ревнителем отеческого закона, видел совершавшиеся знамения, и однако, оставался гонителем и переменился не прежде, как получив чудное видение и услышав страшный глас; а до того времени все приводил в смятение и разрушал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Не за жертвы твои Я буду укорять тебя — всесожжения твои предо Мною всегда» (Пс.49:8). Так обличают их и другие пророки, потому что они, презрев важнейшую часть добродетели, в жертво­приношениях полагали надежду спасения. В оправдание свое они готовы были говорить: мы приносим жертвы, мы совершаем всесожжения. Но Я, говорит Бог, пришел не за это судить вас, и не за то обвинять, будто вы презрели это. Исаия еще сильнее укоряет их так: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои»? (Ис.1:11, 12) Хотя (в законе) много сказано о жертвах, но Бог давал за­коны о них не потому, чтобы особенно желал их, но по снис­хождению к немощи иудеев. Также Иеремия говорит: «для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны?» (Иер.6:20) Вообще все пророки говорят, что в этом нет ни­чего важного. Поэтому и сам Бог, начиная речь, говорит так: «Я Бог, твой Бог», выражая и этим, что тот спо­соб служения не достоин Его.    Подлинно, Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнью, не телесной, а духовной. Не так поступают бесы языческие; они даже требуют себе жертв. Это выражает и один из греческих стихотворцев, когда говорит: «мы по­лучили этот жребий» (Илиад. 4:49). Но не таков наш Бог. Те, жаждая крови людей, желая мало-помалу приучить их к убийствам, постоянно требовали этого; а Он, желая мало-помалу откло­нить их от убиения и бессловесных животных, сделал им только снисхождение, дозволил жертвы, чтобы уничтожить жертвы. «Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов. Ибо Мои — все звери лесные, скот на горах и волы. Я знаю всех птиц небесных и украшение полей всегда предо Мною» (Пс.49:9-11). Смотри, как Он мало-помалу возводит мысли преклонившихся к земле, очищая ослепленный ум их и внушая, что Он учредил жертвы не потому, чтобы нуждался в них, и установил в законе не потому, чтобы одобрял их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нет ничего хуже гордости, почему Бог посто­янно и поражает ее всеми мерами. «Силу дел Своих возвестил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников» (Пс.110:6). От общего пророк переходит к частному, от событий, происходив­ших во вселенной, к событиям, бывшим с иудеями. Впрочем, если рассмотреть внимательно, то и эти события имеют значение всеобщее. Все, случившееся с иудеями, послужило уроком для других: и войны, и трофеи, и победы их могут для внима­тельных служить вместо проповеди. В самом деле, все это происходило не по обыкновенному порядку дел человеческих, но неизъяснимым образом. По обыкновенному ли порядку ве­щей разрушаются стены при звуке труб, женщина предводи­тельствующая преодолевает и побеждает, малый отрок одним метанием камня поражает полки неприятелей? Много и других необыкновенных событий случилось с ними. Так они победили врагов; так изгнали их из Палестины. Когда поэтому про­рок говорит: «силу дел Своих возвестил Он народу Своему», то говорит не что иное, как то, что Бог явил силу Свою, из­гнав народы не просто, но таким способом, из которого ев­реи особенно ясно могли видеть, — хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, — что поражение врагам было на­несено Богом и что под Его предводительством решена судьба их. И действительно, Бог наставлял иудеев не сло­вами только, но и делами, обувью, одеждою, пищею, светом ночным и дневным, облаком, войною, миром, победами, зем­леделием, дождями, словом — все возвещало им Господа, про­буждало ослепленный ум их, и не было времени, когда Бог не являл бы им постоянно Своих знамений. «Дела рук Его — истина и правда, верны все заповеди Его» (Пс.110:7). Сказав о силе Божией, пророк говорит и о правосудии Его, о том, что Бог тогда являл не только силу в делах Своих, но и великое правосудие. Он изгнал народы из Палестины не потому только, что хотел поселить в ней иудеев, но по справедливости. Вот почему и Моисей сказал в одном месте: «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нужно много оплакивать, а не хвалить грешника. Видишь ли крайнее развращение, когда порочный не только не осуждается, но даже удостаивается похвалы? А отсюда, от собственного безумия и похвал, он увеличил свою порочность, забыл о страхе Бо­жием и правосудии Его, забыл даже о своей собственной природе. Подлинно, кто забывает о правосудии Божием, тот впо­следствии времени забывает и о самом себе. Посмотри, как рассуждает он: я не поколеблюсь в род и род, но останусь без зла. Что может быть безумнее такого суждения, когда че­ловек, существо тленное, окруженное предметами скоропрехо­дящими и подверженное бесчисленным переменам, питает такие мечты? А откуда это происходит? От безумия. Когда бе­зумный наслаждается благоденствием, одерживает победы над врагами, удостаивается похвал и удивления, тогда он бывает хуже всех. Не ожидая перемены своего состояния, он неблаго­разумно пользуется и счастьем, а подвергшись несчастью, не будучи к тому подготовлен, он смущается и теряется. Не та­ков Иов: он и среди счастья каждый день ожидал несчастья; потому и говорил: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (Иов.3:25, 26). И другой Премудрый гово­рил: «во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства — о бедности и нужде» (Сир.18:25). Но этот грешник, однажды развратившись, не смотрит на дела человеческие, а на основании своего благоденствия считает их непоколебимыми; это — знак крайнего безумия и растления, и причина погибели. Итак, не считай блаженными людей богатых, одерживающих победу над своими врагами и получающих за это похвалы; все это — опасные пропасти для невнимательных, увлекающие в саму глубину нечестия. «Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба» (Пс.9:28). Другой пере­водчик (Акила) говорит: «бесполезное». «Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим» (Пс.9:29). Другой (Симмах): «сидя в засаде за двором.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010