О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно. XXII. Любовь к врагам     «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44—45, Лк. 6:27—28).     «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20—21).     «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15).     «Иисус же говорил (о распинателях): Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом    И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).    Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1).    Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же).    Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18).    Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4).    Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле).    Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же).    Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам    Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15). «Иисус же говорил (о распинателях) : Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же). Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18). Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4). Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле). Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же). Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему. Под врагами здесь понимаются люди, которые делают нам зло. Причины, почему должно врагов любить Первая. Враг наш истинный один — дьявол, который и людей учит, чтобы нас гнали, и так по большей части он причина злострадания нашего, а не люди; он нас чрез людей гонит и мучает, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают. Вторая. Враги гонят или поносят нас не без попущения Божия, они как бич, которым Бог наказывает нас, как показывает история о святом Давиде. Третья. Враги, гонящие, злословящие и поносящие, более делают нам добра, чем зла; ибо хотя телу и причиняют страдание, но душе пользу приносят. Также они смиряют нас, гордость, и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание самих себя и немощи нашей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Скачать epub pdf Глава 12. Прощальная беседа с учениками Мы подошли к тому разделу Евангелия от Иоанна, который содержит самую продолжительную речь Иисуса из всех приведенных в нем. По объему она сопоставима с Нагорной проповедью из Евангелия от Матфея (Мф., гл. 5–7). Как и Нагорная проповедь, она адресована ученикам, однако произносится не в присутствии народа. Тайная Вечеря – не обычный ужин, а пасхальная и одновременно прощальная трапеза. То, что говорит на ней Иисус, является Его завещанием 386 . Подробное описание Тайной Вечери содержится в синоптических Евангелиях. Все они свидетельствуют о том, что эта Вечеря была приготовлена по пасхальному обычаю и что, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:26–29 ; Мк.14:22–25 ; Лк.22:14–20 ). Этот эпизод у Иоанна отсутствует. Однако он повествует о том, о чем умолчали синоптики: об умовении ног ученикам и поучении, которое последовало за этим символическим действием ( Ин.13:1–20 ). Вслед за синоптиками ( Мф.26:21–25 ; Мк.14:18–21 ; Лк.22:21–23 ) Иоанн повествует, как Иисус предсказал, что один из учеников предаст его ( Ин.13:21–30 ). Повествования евангелистов о Тайной Вечере мы рассмотрим вместе с другими эпизодами, составляющими историю Страстей Христовых 387 . В настоящей книге мы рассмотрим беседу Иисуса на Тайной Вечере, представляющую собой оригинальный материал Евангелия от Иоанна. В этой беседе, с одной стороны, Иисус развивает некоторые темы, затронутые ранее в полемике с иудеями. С другой – многое из того, что Он говорит, относится исключительно к членам созданной Им общины учеников. Тональность беседы радикально отличается от той, в которой Иисус общался со Своими оппонентами. Здесь Иисус находится в окружении «сынов света» – тех, которые последовали за Ним и кому Он передаст Свое дело после смерти и воскресения. Прощаясь с ними, Он раскрывает перед ними смысл того, что ранее было от них сокрыто и что навсегда останется сокрыто от «сынов века сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После этого Пилат велел выйти иудеям из претории и, призвавши Иисуса, сказал Ему: «Что делать с Тобой?» Иисус отвечал: «Как дано тебе». Пилат спросил: «Как же дано мне?» Иисус отвечал: «Моисей и пророки предсказывали о Моей смерти и воскресении». Иудеи же, которые подсматривали и подслушивали слова Его, закричали Пилату: «Может ли что быть больше этого богохульства»? Пилат сказал: «Если это богохульство, то возьмите Его вы, ведите в синагогу свою и по закону вашему судите Его». Иудеи отвечали: «Наш закон повелевает, что если человек согрешит против человека, то он достоин сорока ударов без одного, если же богохульствует, то должен быть побит камнями». Пилат сказал: «Возьмите же Его вы и наказывайте Его, как хотите». Иудеи продолжали: «Мы хотим, чтобы он был распят». Пилат сказал: «Он не заслуживает распятия». Посмотревши же на стоящую толпу иудеев и увидев, что многие из иудеев плачут 204 , Пилат сказал: «Не весь народ желает смерти Его». Старейшины иудейские отвечали: «Для того собрался и весь народ, чтобы он умер». Пилат сказал иудеям: «За что же должен Он умереть»? Иудеи отвечали: «За то, что Он назвал себя Сыном Божиим и Царем». Всю третью главу своего псевдоевангелия автор заимствовал у святого Иоанна ( Ин.18:28 ) и, как кажется, старался пояснить его. Пилат, по замечанию Иоанна, отклоняя от себя осуждение Иисуса Христа, говорит иудеям: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его». После того, как иудеи отказались судить Иисуса по своему полномочию, Пилат снова призывает Его к себе и беседует с Ним. По Актам, Пилат предлагает Иисусу те же вопросы, как и у евангелиста Иоанна, только на вопрос «Что есть истина?», который у евангелиста оставлен без ответа, Христос отвечает: «Истина с неба». Пилат спросил: «Итак, на земле нет истины»? Иисус сказал: «Я истина, и ты видишь, как она судится имеющими власть на земле». Ответ, очевидно, прибавленный самим псевдоевангелистом, не понимавшим смысла слов Пилата. Все прочее есть только простой подбор разных мест евангельских повествований. Прежде всего, обвинение в разрушении и созидании храма в три дня взято у евангелистов Матвея ( Мф.26:61 ) и Марка ( Мк.14:58 ) с тем только различием, что евангелистами оно отнесено к первому допросу Иисуса Христа перед Каиафой. Далее, по евангельскому повествованию 205 , сейчас же следует отпущение Вараввы, а по апокрифу (ср. 4 гл.) беседа Пилата с иудеями и с Иисусом. Разговор судьи с Иисусом есть не больше, как подражание тому, что говорится у Иоанна: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» ( Ин.19:11 ), а, впрочем, также имеет прибавку, которая ясно указывает на обстоятельство, случившееся уже при допросе Каиафы 206 . Защитительная речь Никодима и свидетельства исцеленных – расслабленного, слепого, кровоточивой и других – об истинности чудес Иисуса. Главы 5–8

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

( Massl Такую обстановку для речей Господа в гл. XV и XVI заставляетъ комментаторов измышлять и то обстоятельство, что пробел в изображении внешней обстановки между глл. XIV и XV даёт повод в упрёкам Евангелисту, будто он забывает обстановку речей Господа ( Lucke), к предположению, что между этими глл. наблюдается hiatus (зияние, отсутствие связи), причина которому – неизвестна ( De-Wette; см. у Luthard и Meyer А по мнению Weisse, это отсутствие связи зависит от того, что неискусный предполагаемый редактор Евангелия, имея в распоряжении своём два отрывка повествования Иоанновна, из которых один заканчивался в 31 ст. XIV гл., а другой начинался с 1 ст. гл. XV, и не умея установить между ними какого-либо соотношения, без всякой связи и поставил их рядом. (См. Meyer, Luthard Strauss слова ст. 31 гл. XIV ошибочно приравнивает к стоящим в совершенно иной исторической связи словам: γερεσθε, γωμεν, Мф. 26:46 , Мк. 14:42 , и отсюда естественно обвиняет Евангелиста в неудачной вставке этого призыва в данное место прощальной Беседы. Этому-же мнению Smrauss’a следуют Baur и Hilgenfeld, предполагающие, что слова Господа, переданные у синоптиков, вставлены в данном месте у Иоанна, чтобы сделать паузу в прощальной Беседе ( Meyer Неясность соотношения, связи между глл. XIV и XV и отсутствие прямых указаний на внешнюю обстановку дают место даже таким, наконец, мнениям, как то, которое принимают Bengel, Wichelhaus, Rôpe и Bineus ( Meyer Lange: Bibelwerk S. 316), будто речи с XIII, 31 по XIV, 31 были произнесены ещё вне города Rôpe и Bineus – в Вифании), а XV и XVI – за пасхальной вечерей. 14:31 но данному мнению было приглашением к Ученикам идти в Иерусалим для празднования Пасхи. Последнее мнение слишком произвольно и безосновательно, чтобы нуждаться в опровержении. Что-же касается приведённых мнений отрицательного характера, то для опровержения их, очевидно, необходимо установить связь между концом XIV и началом XV гл. и указать вместе с тем внешнюю обстановку последующей речи. Но эта обстановка не такова, какою рисуют её Stier, Meyer, Luthard и др.: с тем, что речь Господа и докончена была там же, где и начата, в горнице Сионской и именно – при выходе из неё, согласиться нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Святой Златоуст об этом    Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: «Помилуй мя, Боже»).    Милость и милостыня — сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13).    Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15).    Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10).    За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл. 11).    Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам).    Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3).    Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3).    Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122).    Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3).    Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12).    Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111).    Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140).    Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27).    Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1).    Милостыня — вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15).    Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6).    Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Беззаконно собрал ты — законно расточи; неправедно собрал — праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1).    Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл. 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

У завистливых людей глаза ничего здравого не видят (Слово 12 против аномеев). Корень человекоубийства — зависть (Беседа 54 на Книгу Бытия, гл. 27). Зависть ничего благоразумно не делает (Беседа 52 на Книгу Бытия, гл. 26). Зависть благополучие ближнего своего считает своим неблагополучием (Беседа 52 на Книгу Бытия, гл. 26). Лицемер и завистливый более людей, чем Бога боится (Беседа 3 на 1 Послание к Тимофею). Завистливый хуже сребролюбца (Беседа 31 на 1 Послание к коринфянам). Завистливому труден вход на небо, да и прежде небес жизнь эта недоброй для него бывает (Беседа 31 на 1 Послание к коринфянам). Зависть, однажды ослепив ум, не позволяет ни на какое добро смотреть (Беседа 64 на евангелиста Иоанна, гл. 11). Зависть хуже любодеяния и прелюбодеяния (Беседа 38 на евангелиста Иоанна,гл. 5). Завистливый, желая погубить другого, и самого себя губит (Беседа 55 на евангелиста Иоанна, гл. 8). Зависти нет равного зла, ни единого (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл. 12). Блудницы и мытари (то есть кающиеся) в царствие Божие входят; а завистливые, внутри бывшие, вон изгоняются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл. 12). Завистливый прежде самому себе вредит, чем тому, кому завидует (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл. 12). Зависть нисколько на добро не попускает смотреть, когда же и попускает смотреть, то не теми же глазами (Слово о Данииле Пророке). Вражду производит лесть и обман (Беседа 14 на Послание к ефесянам). Имеющий вражду, ко святой трапезе да не приступает (Беседа 20 к народу антиохийскому о тайной ненависти). Один враг наш — дьявол (Беседа 20 к народу антиохийскому о тайной ненависти). Рассуждение о зависти Зависть — это печаль о добре и благополучии ближнего. Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя бы мнимая, сласть есть, а завистливый грешит и вместе с тем мучается. Завистливый делает то, чего и демон не делает: демон завидует только человеку, а не демону, а человек человеку завидует. Кто мир сей презирает и ищет небесных благ, в том язва эта не имеет места. Для чего завидовать тому в земном и тленном, кто, их презирая, ищет небесного? Вельможа похвале сапожника, портного и прочих мастеров не завидует, потому что лучшую имеет похвалу; так, кто к вечному стремится, временному не завидует. (Смотри еще в рассуждении о презрении мира, § 27, и о любви ближнего, § 21; о вражде смотри в рассуждении о примирении с ближним, § 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   От злобных людей уберечься никак невозможно, ибо они многие различные и тайные хитрости сплетают на того, на кого злобятся, и то тем, то другим, то третьим способом исполнить злое свое намерение покушаются. Одно есть убежище — молитва святая и надежда на Божий Промысл, который всем по делам воздаст в свое время.    Впрочем, кто хочет спастись, тому должно отложить злобу и ближнего своего простить, ибо сказано: «прощайте, и прощены будете» (Лк. 6— Смотри об этом в рассуждении об оставлении согрешений ближнему, § 25). IV. Зависть и вражда     «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3:16).     «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15).     «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26). Святой Златоуст об этом    Зависть и собственной пользы не наблюдает (Слово о Лазаре).    Завистливый человек желает лучше претерпевать бесконечные беды, чем видеть ближнего своего в почтении (Слово о Лазаре).    У завистливых людей глаза ничего здравого не видят (Слово 12 против аномеев).    Корень человекоубийства — зависть (Беседа 54 на Книгу Бытия, гл. 27).    Зависть ничего благоразумно не делает (Беседа 52 на Книгу Бытия, гл. 26).    Зависть благополучие ближнего своего считает своим неблагополучием (Беседа 52 на Книгу Бытия, гл. 26).    Лицемер и завистливый более людей, чем Бога боится (Беседа 3 на 1 Послание к Тимофею).    Завистливый хуже сребролюбца (Беседа 31 на 1 Послание к коринфянам).    Завистливому труден вход на небо, да и прежде небес жизнь эта недоброй для него бывает (Беседа 31 на 1 Послание к коринфянам).    Зависть, однажды ослепив ум, не позволяет ни на какое добро смотреть (Беседа 64 на евангелиста Иоанна, гл. 11).    Зависть хуже любодеяния и прелюбодеяния (Беседа 38 на евангелиста Иоанна,гл. 5).    Завистливый, желая погубить другого, и самого себя губит (Беседа 55 на евангелиста Иоанна, гл. 8).    Зависти нет равного зла, ни единого (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл. 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   Искушение, хотя бы и долговременным было, претерпевать подобает (На псалом 145).    Искушение Бог посылает ради испытания (Беседа о Данииле, гл. 6).    Добрые в искушениях лучшими бывают (Беседа на слова: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину» — (Ис. 4:1)).    Все искушения терпеливо сносить подобает (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 14.).    В искушениях мы должны держать в уме следующее: когда от злых что терпим, взираем на Предводителя нашего и Совершителя веры (Беседа 17 на евангелиста Иоанна, гл. 15.).    Бедствия и искушения чистыми нас делают (Беседа 33 на Деяния апостольские, гл. 15).    В искушениях надобно поститься (Беседа 31 на Деяния апостольские, гл. 14).    В искушениях великое оружие — молитва (Беседа 3 на Деяния апостольские, гл. 1).    Искушений бояться не надо потому, что Бог за нас стоит (Беседа 15 на Послание к римлянам, гл. 8).    Искушения приносят великие блага (Беседа 54 на Деяния апостольские, гл. 28). Рассуждение об искушении    Первое. Насколько неприязненный враг нам сатана, Писание Святое свидетельствует: он то веру нашу, то любовь, то надежду искушает.    Искушает веру, влагая сомнение, неверие, всевая ереси, расколы, отступничество; искушает любовь, отвращая волю нашу от творения заповедей Божиих и всевая вражду между нами; искушает надежду, приводя нас к отчаянию в вечной жизни и обещанных благах.    Второе. Всякое искушение, хотя и от сатаны бывает, однако же и не без попущения Божия. Христос говорит: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22:31). То же и история праведного Иова показывает.    Третье. Искушение никого из верных не оставляет: если Христос Сын Божий трижды искушаем был сатаной, как Евангелие свидетельствует, насколько же более искушаются верные Его.    Четвертое. Искушения нам бывают по попущению Божию для доброго конца.    1. В искушении показывает Бог нас нам самим, что мы есть и к чему склонность имеем, к добру или ко злу; что мудрствуем, плотское или духовное; что в сердце нашем кроется, любовь Божия или любовь мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею). Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3). Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам). Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею). Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам). Богатый — это некий надзиратель над деньгами, которые он нищим раздавать должен (Слово 2 о Лазаре). Богатство тогда нашим становится, когда мы его нищим раздаем (Слово 2 о Лазаре). Нет иной вещи, так препятствующей к восхождению на небо, как богатство (Слово, сказанное, когда в пресвитера произведен). Богатство жажду богатства творит (Слово 2 против хулящих житие монашеское). Сон более сладок для убогих, чем для богатых (Слово 2 против хулящих житие монашеское). Богатые, живущие в роскоши, беднее нищих (Слово 2 против хулящих житие монашеское). Только то богатство свободно от всякого осуждения и опасности, которое через руки нищих пересылается на небо (Беседа 42 на Книгу Бытия, гл. 18). Не тот богат, кто много имеет, но кто много дает (Беседа 2 к народу антиохийскому). Если хочешь обогатиться, имей Бога другом себе, и будешь богатейшим из всех (Беседа 2 к народу антиохийскому). Не богатые, но служащие богатству осуждаются (Беседа 21 на евангелиста Матфея, гл. 6). Кто служит богатству, тот и здесь и в будущей жизни связан будет путами железными (Беседа 12 на евангелиста Матфея, гл. 3). В доме сокровище небезопасно иметь, в руках же нищих — безопасно (Беседа 49 на евангелиста Иоанна, гл. 12). Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна). Рассуждение о богатстве Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010