Максим Грек. Соч. 2. С. 114. Там же. 2. С. 5–52. «Слово душеполезно зело внимающим ему. Беседует ум к душе своей; в нем же и о лихоимстве». С. 42; написано также между 1531 и 1537 гг. Ржига. Ук. соч. С. 105. Максим Грек. Соч. 3. С. 178–205 (2-е изд. С. 145–167): «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве». С. 205 (2-е изд. С. 167). Максим Грек. Соч. 2. С. 147. Там же. 2: а) «Слово о покаянии нелицемерном и о известном иноческом жительстве». С. 119–144; б) «Слово воспоминательно о исправлении иноческого жития к неким честным инокиням». С. 394–415; в) «Слово о покаянии и на ненасытное чрево и бесчисленных зол виновно иночествующих». С. 148. Вопрос о монастырских владениях Максим затрагивает и в сочинении «Главы поучительны». Там же. С. 157–184. Там же. 3. С. 178–205. Павлов. Ук. соч. С. 79. Максим Грек. Соч. 2. С. 172. О старце Артемии см. литературу к главе X. Горский А. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1 (1890). С. 78. ААЭ. 1. 238. ААЭ. 1. 238. С. 251. Там же. С. 246. ААЭ. 1. 72. 238; АИ. 1. 132. Курбский. Сказание (1842). С. 136. Артемий. Послания, в: РИБ. 4. С. 1388, 1383, 1386, 1390, 1440. Курбский. Ук. соч. С. 134; Горский. Ук. соч. С. 84; ААЭ. 1. 238. Послание царю Ивану, в: РИБ. 4. С. 1440, 1432–1441. Это сочинение написано, вероятно, в 1553 г.; в нем Артемий напоминает царю о своих прежних беседах с ним и повторяет свои слова о монашеской жизни. Ср.: Голубинский. 2. 1. С. 836. Ср.: Жданов, в: ЖМНП. 1876. 7. С. 67; Голубинский. 2. 1. С. 836. Первый издатель Беседы О. Бодянский (в: Чтения. 1859. 3) выразил мнение, что автором Беседы был князь-инок Вассиан. Это утверждение оспаривалось многими. А. С. Павлов (Исторический очерк. С. 136, примеч.) считал, что Беседа вышла не из монашеских кругов. Е. Е. Голубинский (2. 1. С. 655) тоже оспаривал мнение Бодянского. Издание Бодянского было очень несовершенным, и В. Дружинин и М. Дьяконов подготовили новое издание (в: ЛЗАК. 9); на основе тщательного исследования языка и стиля они тоже пришли к выводу, что Беседа вышла не из монашеских кругов; подобную же точку зрения выразил И. А. Стратонов (Заметки по истории земских Соборов, в: Ученые записки Казанск. Унив. 1906. 3). Мнение Бодянского получило поддержку С. Л. Авалиани (в: БВ. 1909. 1), который тоже считает автором Беседы князя-инока Вассиана, а временем ее написания — 1531–1537 гг. (там же. С. 380). Ему возражали другие историки литературы: Н. Гудзий (в: Русс. фил. в. 1913. 3) и Г. Бельченко (1914). В последнее время было высказано мнение, что Беседа вышла из сферы заволжского крестьянства, поскольку в Заволжье быстрый рост монастырских владений вызывал у крестьян сильное недовольство. Частое напоминание о том, что царь при проведении своей политики должен советоваться с представителями крестьянства (с миром), позволило И. Смирнову (в: Ист. зап. 15. 1946. С. 257) говорить о том, что Беседа — это публицистическое сочинение, вышедшее из крестьянской среды.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

При аудиенции 21.V.1911. Там же. Л.318 об. Другие его замечания в том же смысле: Там же. Л.164 (проповедь 12.III.1911 вечером после молебна), 178, 179 (проповедь 13.III.1911 после вечерни). РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.171. Телеграмма в Синод 28.III.1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.18-18 об. Телеграмма полицмейстера губернатору 12.III.1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.164 об. Там же. Л.165, 173 об.-174. Стремоухов П.П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором//Архив русской революции. Т.16. Берлин, 1925. С.25. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.174. Проповедь за всенощным бдением 12.III.1911. Там же. Л.189. Рапорт полицмейстера 21.III.1911 помощнику начальника Саратовского губернского жандармского управления (далее - СГЖУ) в Царицынском уезде. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.10, 12. Телеграмма в Синод 12.III.1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.174. Проповедь за всенощным бдением 12.III.1911. Там же. Л.12. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.20-20 об. Там же. Л.22, 21, 27. Там же. Л.23-23 об. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.192. Рапорт ротмистра Тарасова начальнику СГЖУ Стремоухов П.П. Ук.соч. С.31. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.17. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.165. Рапорт полицмейстера. Там же. Л.176. Там же. Л.170. Рапорт полицмейстера от 14.III.1911. Там же. Л.169 об.-170, 182-183 об. Там же. Л.153. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.71. Письмо Дмитрия 28.III.1911 со ссылкой на предыдущее. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.178. Беседа вечером 13.III.1911. Там же. Л.199. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.156. Л.34. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.199. Вопреки всем свидетельствам Стремоухов уверяет, будто «Илиодор ежедневно служил обедни и говорил проповеди» (Стремоухов П.П. Ук.соч. С.28). Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 17 марта 1911. 25.III.1911 в беседе с приверженцами. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.214 об. Рапорт полицмейстера. Там же. Л.178 об. Проповедь 13.III.1911 за вечерней; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.9-10. Телеграмма в Синод 12.III.1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.170. Рапорт полицмейстера от 14.III.1911; Там же. Л.159. Телеграмма ротм.Тарасова 14.III.1911.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/30/...

1903. 9975. С. 11. См. также: Профессор Орлов . В.И. Крыжановская (Рочестер). Железный канцлер Древнего Египта//Новое время. 1900. 8671. С. 11; Буренин В. Критические очерки//Новое время. 1895. 6780. С. 2. Буренин В. Критические очерки//Новое время. 1901. 9254. С. 2. В.Н.М. Библиографические новости: В.И. Крыжановская. Рекенштейны//Новое время. 1895. 6761. С. 4. ИРЛИ. Ф. 2. Оп. 16. Д. 50. Л. 2об.: Письмо П.А. Чистякова А.Н. Аксакову (без даты). Там же. Д. 9. Л. 94–95: Письма Прибыткова В.И. Аксакову А.Н. НИОР РГБ. Ф. 368. К. 11. Ед. 1. 63 л. Записи, сделанные во время спиритических сеансов, 1884, февр. – дек.; Материализационный сеанс в Петербурге//Ребус. 1890. 16. С. 140. Петербургские спириты (у И.Х. Тани)//Петербургская газета. 1893. 35. С. 2. ИРЛИ. Ф. 2: Спиритический дневник М.П. Сабуровой, годы моей жизни в общении с духовным миром. Запись от 18 февраля 1885 г. Т. 1. C. 383. Медиумические романы. Ответ подписчику 385//Ребус. 1888. 12. С. 126. По всей вероятности, французский врач Амбруаз Паре (1510–1590). ИРЛИ. Ф. 2: Спиритический дневник М.П. Сабуровой… С. 294. Петербургские спириты (У В.И. Крыжановской)//Петербургская газета. 1893. 33. С. 2. ИРЛИ. Ф. 2: Спиритический дневник М.П. Сабуровой… Запись от 26 марта 1884 г. Т. 1. С. 178. Петербургские спириты (У В.И. Крыжановской). С. 2. Петербургские спириты (У А.К. Бодиско)//Петербургская газета. 1893. 39. С. 2. Что касается портретов В.И. Крыжановской, то к настоящему моменту известно две ее фотокарточки: 1) Новое время. 1907. 11190. С. 6; 2) Изида. 1910. 2. Петербургские спириты (У д-ра Л.Е. Бразоль)//Петербургская газета. 1893. 42. С. 2. От редакции//Ребус. 1909. 29–30. С. 11. Миф: Увлечение спиритизмом в Петербурге (беседа с Асгартой и С.В. Семеновым)//Петербургская газета. 1910. 14 ноября. С. 3. Там же. С. 3. Крыжановская В.И . На соседней планете. СПб.: Типо-лит. В.В. Комарова, 1903. Прибытков В.И. Мысли вслух: Беседы о спиритизме и других явлениях из области психизма//Ребус. 1893. 14. С. 178. Посвященный . Нечто об оккультизме и Папюсе//Ребус.

http://bogoslov.ru/article/6194734

Да любезный друг 178 , эти страдания очистительные, эта болезнь к здоровью. Мы бы загнили и задохлись без этого потрясения до самых костей. Россия мучается, но это муки рождения. Тот не знает России и не думает о ней в глубине сердца, кто не видит и не чувствует, что из нее рождается что-то великое, не бывалое в мире». Полагая, что снова наступило время приняться за распространение их идей, славянофилы в 1855 году подняли вопрос о журнале. Журнал «Русская Беседа» 179 , как раньше «Московский Сборник», должен был отстаивать самобытное направление русского просвещения, религиозного – в противоположность западному просвещению, которое лишено религиозной основы. 180 Таким именно этот журнал и оказался. Когда «Русская Беседа» уже прекращалась выходом, И. Аксаков писал между прочим в «заключительном слове»: «Смеем думать, что и в области философии, истории и филологии «Русская Беседа» представила немаловажные образцы самостоятельной, независимой, своеобразной Русской мысли. 181 В философской части журнала особенно выдавалась статья И. В. Киреевского: «О необходимости и возможности новых начал для философии», помещенная во второй книжке журнала. Этой статье и сам И. В-ч придавал большое значение и она действительно такое значение имеет. В статье. «О необх... нов. нач.».. Киреевский выступает с проповедью самобытной русской философии. Конечно, чего-либо совершенно нового в этой статье, по сравнению с другими статьями И. В-ча, нет автор развивает лишь те положения, какие высказаны были им и раньше, – о ложности основ западного просвещения, об односторонности западной философии, высказывает, действительно, новые соображения об ношении веры и разума. 182 Статья была не окончена и вторая часть ее, трактующая тему по существу, не была даже написана. Что это действительно так, об этом говорят «Отрывки» философского характера, найденные после смерти И. В-ча в его бумагах. Эти «Отрывки» несомненно имеют отношение к последней большой статье Киреевского, в них мы встречаем заметки на разные затронутые в статье «О необходимости и возможности новых начал для философии» мысли автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

«Спаситель предложил мужу и жене как основание их счастья взаимную любовь и заботливость». Беседа ХХ на Посл. к Ефесянам. С. 314. – Ср.: Беседа XLIX на Деян. Апостольские. Ч. II. СПб., 1857. С. 331. – Указанное св. Иоанном Златоустом свойство любви, побуждающей лицо одного пола стремиться к лицу другого пола в целях приведения к единству раздвоенной Творческою Премудростью природы человека, можно находить и у греческих мыслителей, только в извращенном виде. Вот как в одном из диалогов Платона, «Пир», поэтически изображается само происхождение любви. «В древние времена было три рода людей, а не как теперь, два – мужеский и женский, тогда присоединился к ним еще третий, составленный из того и другого, которого ныне осталось одно имя, а сам он исчез: тогда был андрогин в одном лице, и по виду, и по имени общий тому и другому полу, мужескому и женскому... Тогда весь образ каждого человека был шаровидный. Имели они также страшную силу и крепость до того, что замыслили зло богам... они решились взойти на небо с целью напасть на богов. Тогда Зевс и прочие боги начали советоваться, что им делать, и находились в недоумении... Насилу наконец Зевс придумал и говорит: мне кажется, я нашел средство, как людям и существовать, и оставить свою необузданность, сделавшись слабее. Теперь каждого из них, сказал он, я разрежу надвое и они сделаются частью слабее, частью полезнее для нас, потому что увеличатся количественно и будут ходить прямо на двух ногах... Сказав это, разрезал он людей надвое, как разрезают ягоды рябинные, когда хотят солить их... И когда кого разрезал он, тотчас приказывал Аполлону лицо и половину шеи повернуть назад – к стороне разреза, чтобы, смотря на свой разрез, человек был скромнее, и потом все это залечил. Как скоро природа людей была разрезана надвое, каждая половина, стремясь вожделением к другой своей половине, сошлась с нею, обнялись они руками, сплелись между собою и, желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать одна без другой. Когда таким образом одна из половин умирала, а другая оставалась, оставшаяся искала новую и сплеталась с ней, была ли то половина целого женского пола, которую мы теперь называем женщиной, или мужеского, и так все погибали. Тогда, сжалившись над ними, Зевс придумал еще одно средство, детородные их члены переставив наперед, ибо прежде они были сзади, так что люди зачинали и сообщали семя не друг другу, а земле, как кузнечики. Перестановив же детородные члены наперед, он сделал их таким образом способными зачинать друг в друге – в женщине чрез мужчину, – с тою целью, чтобы, если мужчина сойдется с женщиною, они зачали и произвели плод... Так вот с какого времени Эрос присущ людям и издревле сводит людей, стремится делать из двух единое и врачевать человеческую природу». Сочинения Платона/пер. с греч. проф. В. Н. Карпова. Изд. 2. Ч. IV. СПб., 1863. «Пир», с. 175–178.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

178 Палладий обозначает основную тему своего сочинения. Существует род особых, или личных, даров, подающихся тем, кто обладает духовно-нравственным совершенством. К этому роду даров относится священство. 179 Созерцание (ϑεωρα) – аскетический монашеский термин. (См.: Зарин С. Аскетизм. M., 1996. С. 259, 395–398, 413, 440, 473, 476, 674–679.) Но здесь Палладий не имеет в виду монашество: он утверждает, что посредством созерцания обрести Бога может каждый, в то время как монашество и девство он исключает из числа как общих, так и из числа делимых даров. 180 Впервые в античной философии учение о четырех стихиях появилось у Эмпедокла (V в. до Р. X.). Он призывает четыре вечных, постоянных, качественно и количественно неизменных элемента всего сущего: эфир, огонь, землю и воду. Учение о четырех стихиях имеет место также в философии Платона, который утверждает, что Бог составил мир из земли и огня и, чтобы связать их между собой, переложил огонь и землю воздухом и водой. Аристотель тоже признавал четыре стихии, противоположные по своим качествам: землю, воздух, огонь и воду. Деление стихий на тяжелые и легкие также присутствуют во многих философских системах античности, в частности в философии стоиков. В согласии с ней, вселенная образуется путем сгущения и разрежения огненной пневмы. Пневма сгущается в воздух, воздух – в воду, вода же служит материей для прочих тел. Тяжелые части, осаждаясь из воды, образуют твердую земную стихию, легкие – вновь улетучиваются вверх в воздух и огонь. (См.: Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1910. Кн. l. С. 143–150; M., 1915. Кн. 2. C. 44–45, 121–122.) 181 Речь идет, вероятно, о возникновении частной собственности на землю. Св. Иоанн Златоуст считал частную собственность противоречащей христианской любви, а также богоустановленному строю человеческой жизни. «А что сказать о земле? говорит он. – Не всем ли она равно открыта? Нет, говоришь. Почему же скажи мне? Потому что богатый и в городе получив во владение большое количество десятин земли, окружает их длинными стенами, и в полях отрезает себе большие участки». (См.: Св. Иоанн Златοуст. Беседа 12 на 2 Послание к Коринфянам/Творения. Т. 10. Кн. 2. С. 588.) «У них (животных. – А. Б.) все общее – и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса, и ни одно из них не имеет больше другого; а ты, человек, кротчайшее животное, делаешься свирепее зверя, заключая в одном своем доме пропитание тысячи и даже многих тысяч бедных, между тем как у нас одна общая природа». (См.: Св. Иоанн Златоуст . Беседа, сказанная в Константинополе, в великой церкви после того, как другой сказал слово при многочисленном собрании народа на слова «не убойся, егда разбогатеет человек» и о милостыне/Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 579–580.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Письмо 178. М.Н. Фудель [Начало января 1974, Покров] 1144 Дорогая и добрая моя Машенька. С радостью начинаю писать тебе, так как знаю, что, несмотря на все наши различия, мы в чем-то близки друг к другу и дороги. Это для меня большая душевная помощь. Часто изнемогаешь в жизни не от отсутствия здоровья или сил, а только от отсутствия истинной, духовной дружбы, согревающей сердце и просвещающей ум, дающей ему истинное познание мира. Я, кстати, всегда молюсь о тебе Богородице такой молитвой (из Канона): «Света твоего зарями просвети ее. Дева, мрак неведения отгоняющи»... 1145 Неведение это – опасная и тяжелая болезнь, и по возможности старайся от него освободиться. Но дается оно, как истинное духовное ведение, или познание, только любви. В тебе сердце от природы предрасположено к любви, но это предрасположение еще не стало постоянным фактом жизни, не овладело еще умом и познанием. Вот ты иногда плачешь, что твоя «жизнь бессмысленна», что она «проходит зря» и т. д. Но ведь она потому и представляется тебе бессмысленной, что ты не осознаешь необходимости наполнить ее любовью к людям, к людям, говорю, к каждой живой человеческой душе, а тем более к душе скорбящей и озлобленной. Только в любви к людям смысл жизни, только в этом выход из тупика погружения в себя самого, в свои удовольствия, в свои неприятности, прихоти и хотения. Это любовь духовная, хотя и не отрицающая любви к «Вите» или «Мише», но ставящая ее на свое место, на котором она уже не делается кумиром и языческим божком. Трудно писать обо всем этом. Но я опять вспоминаю молитву: «света твоего зарями просвети ее». Очень бы я, по любви своей, хотел тебе полноты земного благополучия, т е такого благополучия, которое не в сосисках и не в квартире с телефоном, а именно в сочетании необходимых земных благ с предвкушением и предначатием уже будущей вечной жизни, «миров иных» 1146 , как говорил Достоевский. Вот кончается твоя самая ранняя юность, начинается юность уже более поздняя, переходящая во «взрослость» 1147 . Дай же тебе Бог все больше проникаться смыслом жизни, этим веянием Вечности, ощущая которое все неприятности и даже страдания не кажутся страшными и вся жизнь делается теплой и благословенной. Твой неизменный Дед. С праздником Рождества тебя поздравляю! В эти дни не забудь помолиться о страдающей т Варе 1148 . 1144 Датируется по ссылке на возраст внучки, М.Н. Казаковой (урожденной Фудель). См. примеч. 4. 1146 См.: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. 6. Гл. III («Из бесед и поучений старца Зосимы»). Беседа «О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным». Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Петр Александрович Сарандинаки - Петр Александрович, расскажите, пожалуйста, о своих предках. Нам известно, что вашим прадедом по материнской линии был генерал-лейтенант Сергей Николаевич Розанов. Он участвовал в белом движении, служил в колчаковской армии, потом был военным главой во Владивостоке... - А до Первой мировой войны он служил в Пензе, был шефом 178-го Венденского полка. Там же служил по судебной части Николай Алексеевич Соколов. Соколов и Розанов вместе охотились в имении тещи моего прадеда, баронессы фон Розен. Они стали очень хорошими друзьями. Во время Первой мировой войны мой прадед воевал на австрийском фронте. После революции он уцелел, потому что солдаты его очень любили. Даже когда он заболел тифом, его спас от смерти солдат. Сначала Розанов вынужден был служить в Красной армии, а потом перешёл к белым. Но еще когда он был у красных, он установил контакт с полковником А.П. Кутеповым, сотрудничал с его подпольной организацией, помогая переправлять офицеров к белым. Они придумали способ, как спасать офицеров. Мой прадед посылал свою дочь Анну под видом горничной на Лубянку, чтобы забирать у арестованных офицеров белье в стирку, а в этой одежде были бумажки с именами и адресами офицеров, которых нужно было спасать. Она много раз ходила на Лубянку и, я думаю, немалое число офицеров спасла. Она была храбрая. - Это ваша бабушка? - Да, это моя бабушка. - Это вы помните из ее устных рассказов, или она написала воспоминания? - Написаны воспоминания. Будет книга в следующем году, где будет подробно всё рассказано. Ее воспоминания начинаются с 1904 года, а она родилась в 1900-м. Она вспоминает, как однажды она проснулась от того, что свет играл на стене. Она посмотрела на двор и увидела, что всё горит - подожгли имение. А потом проснулись все. Когда мне было десять лет, она стала всё это мне рассказывать. Ей было тогда 60 лет, она была моложе, чем я сейчас ( улыбается ). Генерал-лейтенант Сергей Николаевич Розанов (в центре) Так вот, когда мой прадед ушел к белым в Сибирь, он вынужден был оставить на территории красных свою семью - дочь, жену Марию (она была из рода Скуратовых-Бельских) и её старую мать, баронессу фон Розен, поскольку баронесса была очень больна. Когда-то до революции у неё в имении работал мальчик, очень умный и способный... Она его послала учиться за свой счет в хорошую школу, а потом в университет. Конечно, в университете он стал революционером, но он-то и спас нашу семью. Накануне, когда должны были их арестовать, он пришел и сказал: «Сегодня вечером за вами придут». И они вынуждены были бежать. Но баронесса фон Розен была настолько больна, что не могла передвигаться, и она покончила с собой. Они её похоронили и ушли. Это была целая история...

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/02/...

И что такая речь была у них ходячею, познай отсюда (из сказанного). Вот ты можешь слышать, как они говорят слепому от рождения, которого неизъяснимою силою исцелил Спаситель: ты ученик еси Того, мы же Моисеевы есмы ученицы. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего-же не вемы, откуду есть (9:28–29). Держащиеся Иудейских верований думали, что речь их об этом бесспорна и для многих неопровержима, и, как и подобает, многих они (действительно) устрашили и прельстили. Филипп помышлял в себе об этом и, в том предположении, что всякое Иудейское противоречие будет ниспровергнуто, если и Сам Христос покажет верующим в Него Отца, подошёл, говоря: Господи, покажи нами Отца, и довлеете нам. Когда Он говорит это, понимай так: всё, Господи, приводящее к вере, совершено Тобою; благодаря бесчисленным чудесам, страшится Тебя безмерное злословие Иудейское. Совершенно ничего более нам не было-бы нужно, если бы и Ты показал нам Бога и Отца»... 177 Так своею просьбою Филипп открывает Господу желание, давно и глубоко затаённое всеми Апостолами, но, быть может, именно его, Филиппа, в силу особенных свойств его характера, особенно беспокоившее и тревожившее. Это-то пламенное желание своё Он, пользуясь теперь удобным случаем, и противопоставляет отвлечённой и непонятной для него речи Господа. Всё было-бы сказано, по его мнению, явлением Отца, – какие-бы вопросы в эти минуты разлуки с Учителем ни оставались у Апостолов, какие-бы сомнения или желания в душе их ни жили, – всё разъяснилось бы, всё было-бы удовлетворено явлением Отца. Господи! покажи нам Отца, и довлеет нам! просил Филипп Учителя, разум неразуменный ища... 178 Взамен всех речей Его, столь притом таинственных и непонятных, Он просит лишь одного: чуда и именно – великого чуда явления Бога Отца, прибавляя, что после этого чуда ничего уже более не потребуется ни для пытливого ума, ни для смущённого сердца. 179 Любознателен Филипп, однако, не очень способен к мышлению, наиболее соответствующему Богопознанию, замечает св. Кирилл. – Ибо не свойственно для плотских очей быть в силах к созерцанию Божественной природы, по ясно сказанному Богом: не бо узрит человек лице Мое и жив будет ( Исх. 33:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

47 . Кто, прежде чем приобрел власть над помыслами своими и победил рассеянность, когда чувства его еще больны и совесть его немощна, занимается чтением, которое выглядеть ученым, знатоком, толкователем и глубокомысленным, 175 тогда как он страстен, – тот недугует 176 стремлением к похвальбе и невежеством. Какое знание лучше чистоты? Ибо она открывает разуму твоему все, если вся твоя забота – о достижении ее; и приблизит она тебя к дару божественного видения. 48 . Стремись научиться всему, что сделает временный мир презренным в глазах твоих и что вооружит тебя мудростью против демонов, уготовляющих тебе погибель. Это принесет тебе озарение помыслов и постоянное исхода из тела, а освобождение от похотей благодаря воспоминанию о веке грядущем, созерцанию и видению его. 177 49 . Отводи разум твой от воспоминания похотей, чтобы было место в душе твоей для откровения в ней достославных Божиих, дабы обогатился разум твой богатством духовным и ты был постоянно пленен любовью Божией. 50 . Благодаря изумлению откровениями Его пьянеют праведные любовью к Богу. Хорошо сказал один из святых, что души, которые взирают на Него, забыли свое жилище. Речь идет о таком видении, воспоминание о котором опьяняет душу. «Видение рождает любовь», по одного мужа, облеченного в Бога. А само оно, по обетованию Господа нашего, приобретается благодаря чистоте. 51 . Чистота – не такой предмет, который приобретается благодаря чтению о ненужных или множеству учений, но устанавливается она благодаря очищению мысли от воспоминания о ничтожных земных вещах 178 и размышлению о служении безмолвия. Весьма вредят ей множество помыслов и частые воспоминания о новых , рождающиеся от учений и различных размышлений и приводящих душу к рассеянности. 52 . Не упускай то, что ценно, и не бросайся на то, что наполняет тебя только , способствующим гордости. Ведь не для того помещены мы , чтобы знать многое, но для того, чтобы само знание сияло из нашего подвижничества. Говоря так, я не восхваляю невежество, но ограничиваю погоню за ненужными вещами, которые не очень необходимы на нашем пути, поиск их вредит заботе о чистоте. Взгляни на болезнь свою и воспользуйся лекарствами от нее. 179 Узнай о для путешествия твоего, и тщательно подготовься к нему. Взгляни на борьбу твою и научись искусству ее. Умудрись в учении твоем, и взыщи учителей для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010