Интересно и то, что первый и последний псалмы во многом схожи – это создает композиционное единство Шестопсалмия. К сказанному хотелось бы добавить следующее. Само деление псалмов на “радостные” и “грустные” представляется весьма упрощенным, ибо в каждом из них звучат и радостные и печальные ноты. Так, начальные слова 3 псалма трудно назвать “мажорными”. То же относится и к размышлениям псалмопевца о скоротечности человеческой жизни ( Пс.102:15-16 ). С другой стороны, даже в самом скорбном 87 псалме слышатся слова надежды и упования на Бога (ст. 2:14). Если детальнее проследить ход настроения псалмопевца, то вырисовывается более тонкая картина чередования “спусков” и “подъемов”. Шестопсалмие начинается тревожными нотами ( Пс.3:2-3 ), которые сменяются уверенностью в помощи Божией (последующие стихи 3го псалма), проходит ряд циклов “спуска” и “подъема” и заканчивается исповедническими словами псалмопевца: яко аз раб Твой есть ( Пс.142:12 ) и заключительным “мажорным” молитвенным аккордом. Этот ход “кривой” Шестопсалмия соответствует схеме: -, +, -, +,…, -, +, которая отличается от рассмотренной ранее последовательностью “плюсов” и “минусов” и напоминает смену ночи и утра. И был вечер, и было утро – день один ( Быт.1:5 ) – такой порядок, установленный Самим Творцом, положен в основание суточного богослужебного цикла. Второе замечание касается словесных вставок между псалмами. Толкователи Шестопсалмия как-то мало обращают на них внимание, а между тем, они имеют очень большое значение не только в композиции, но и в смысловой стороне Шестопсалмия (Эта мысль отражена также в Пс.89:10 . По преданию, этот псалом написан праотцем Моисеем во время 40-летнего странствования евреев по пустыне. Приведенные слова выражают его скорбь по поводу быстрого вымирания соотечественников. – Прим. авт.). Это те “скрепы”, которые соединяют отдельные псалмы в единое целое. Они концентрируют внимание молящегося на наиболее важных местах Шестопсалмия, создают особый мелодический настрой, благодаря чему оно становится непрерывно текущей молитвой.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Секунда за секундой, день за днем — нанизывается, словно на невидимую ниточку, время… Кажется, словно и незаметно вблизи. Ну что такое «вчера»? Да практически то же, что и сегодня: разница небольшая. Но оглянешься подальше, а там уже — прошлое. Другие звуки, скорости. Другие проблемы, характеры, типажи. Другая жизнь. Как важны, как значимы малейшие детали, позволяющие услышать, почувствовать, пережить… «А как было раньше?» — спрашиваем мы у тех, кто знает и помнит. Настоятелю Христорождественского храма города Вольска протоиерею Александру Ткачеву, который в августе отметил свое 60-летие, есть что рассказать… «Забирай документы немедленно!» Протоиерей Александр Ткачев. Фото: Денис Каменщиков Середина семидесятых, брежневские годы. Расцвет застоя. Время словно застыло — как тот серо-коричневый железобетон, из которого тогда строились повсюду панельные дома-коробки. Казалось, уже ничего и никогда, кроме времен года, меняться не будет: ни картинка в телевизоре (генсек, трактора, надои, дружба народов), ни стоимость продуктов, ни маршрут большинства населения (дом — работа — дача — дом). Но за коркой этой видимой реальности слабым пульсом билась и другая жизнь. 24-летним молодым человеком Александр Ткачев, слесарь волгоградского завода железобетонных изделий, приехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в Московскую Духовную семинарию. — На одно место, когда я поступал, то ли 13, то ли 15 человек было,— рассказывает отец Александр.— Огромный конкурс! Семинарий ведь тогда три всего действовало — Загорск, Ленин­град, Одесса. Как проходили экзамены? Сидят ректор, профессора, инспектор. А инспектором тогда был архимандрит Александр (1995–2003 го­ды — архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев).— Авт. ). Заходит абитуриент, его просят, скажем, читать Псалтирь. Если знаешь, то останавливают, начинают беседовать на разные темы. Меня про Волгоград спрашивали, про семью — я ведь женатый уже поступал, и ребенок уже был… Нас тогда, помню, 50 человек на первый курс приняли.

http://pravoslavie.ru/48294.html

Интересно, что известный писатель Н.В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» пишет примерно в середине XIX века следующие строки: «Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их. “Хуже мы всех прочих” вот что мы должны всегда говорить о себе. Но есть в нашей природе то, что нам пророчит это. Уже самое неустройство наше нам это пророчит. Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму; еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней» К сожалению, этому пророчеству пока не суждено сбыться. Размышляя над духовным наследием Н.В. Гоголя, Д.С. Мережковский, известный писатель и литературный критик, приходит к следующим выводам: «Он (т.е. Н.В. Гоголь авт.) почувствовал до смертной боли и смертного ужаса, что христианство для современного человечества все еще остается чем-то сказанным, но не сделанным, обещанным и неисполненным. Христианство не входит в жизнь, и жизнь не входит в христианство; они разошлись и с каждым днем, все дальше расходятся» Н.А. Бердяев повторяет слово в слово выводы Д.С. Мережковского: «И более всего, может быть, ответственность лежит на историческом христианстве, на христианах, не исполнивших своего долга. Я понял коммунизм как напоминание о неисполненном христианском долге. Именно христиане должны были осуществить правду коммунизма, и тогда не восторжествовала бы ложь коммунизма» с.231]. Н.А. Бердяев пытается также указать и на Главное действующее Лицо в событиях 1917 г.: «Но революция большого масштаба может иметь религиозный смысл, в ней можно искать знаки Промысла Божьего, «судьбины Божьей приговор». Этот смысл и эти знаки вижу я и в самой антирелигиозной из всех революций, в революции русской. Революция есть свыше ниспосланная кара за грехи прошлого, роковое последствие старого зла» Подводя итог приведенным мыслям и фактам, можно вполне согласиться с выводами, сделанными в «Итоговом документе XXV Международных Рождественских образовательных чтений», которые проходили в январе 2017 г. по теме «1917–2017: уроки столетия»: «Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Не с тем приступаю к публикации своих заметок и наблюдений, чтобы поучать других. Цель у меня совсем иная: вызвать своих собратий на совместное обсуждение некоторых сторон того служения, которое мы проходим. Надеюсь, из большой семьи нашей хоть кто-либо да отзовется на мои заметки и наблюдения – своими такими же заметками, в подтверждение или же опровержение моих. Главное: давно пора затеять нам обмен мыслями – гласный и искренний... Потому и берусь за перо. Не без чего Редакция Епархиальных Ведомостей с удовольствием берется быть посредницей в этом деле и служить органом для такого обмена мыслям нашими. I Начну с дела Исповеди; так как дело это, по моему мнению, как по своей важности в кругу пастырских обязанностей, так и по своему влиянию на пасомых, одно из первых, а между тем, – не во гнев другим будь сказано, – чрезвычайно запущенно – в практике. Минуты исповеди – единственные минуты, когда мы в состоянии всякому высказать слово правды, не рискуя чрез это навлечь на себя неприятность; да и душа кающегося, – если даже он и не искренно приступает к исповеди, – все же открытее при этом для пастырского воздействия, чем в другое время. Тут к нам идут сами, а то мы – иди и ухищряйся, как бы приступить с врачевством. И такими-то минутами пренебрегать и не пользоваться, как должно!.. Прим. По нашему убеждению, и «знать про себя лишь» и «недоумевать про себя» – одинаково преступно со стороны священника. Знаешь, – поделись своим знанием; недоумеваешь, – поищи разъяснения своему недоумению. Литературную отделку можно и в сторону... Пиши, как Бог на сердце положит. Не будет особенно складно? Что за беда! Кто умеет, пусть сам напишет поскладнее 1 . Авт. Например, нам приходилось наблюдать, как некоторые духовники до 40 человек в час – успевают исповедать. (Об исповедающих большее количество мы стыдимся и говорить). Скажите, какая и что это за исповедь! – Нужда? – А неправда ли, – если вы больны и придете к доктору, и вдруг он в одну минуту покончит с вами, и совет подаст и рецепт пропишет, – вы и положитесь на такого доктора? Не согласитесь ли вы лучше день – два потерять, только бы найти доктора, который бы занялся вами надлежащим образом? Да по правде сказать, медик, как бы ни много явилось к нему больных за советом, едва ли и сам позволит себе, чтобы в час по 40 человек отпускать; а мы – врачи духовные поступаем так, да и частенько... Тогда как, по-доброму, от нас требуется гораздо больше внимательности, чем от обыкновенных врачей: у тех недуги телесные на попечении, а у нас – душевные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Так, в начале 2022 г. племянник Н.А. Назарбаева Кайрат Сатыбалды оказался одним из главных подозреваемых в организации массовых беспорядков в Алматы. Средства, и немалые, у него для этого были – как у одного из акционеров и сооснователей инновационного банка Kaspi, через который проходила большая часть платежей в стране. Считается, что он мог натравить на первую столицу Казахстана верных себе боевиков, т.к. являлся известным религиозным лидером салафитского толка. Что, впрочем, не помешало ему в своё время получить генеральские погоны в Комитете национальной безопасности Казахстана (КНБ) . Можно предположить, что основной задачей организаторов беспорядков было: заставить президента К.-Ж. Токаева оставить свой пост и бежать из страны. Чтобы не мешал «обделывать делишки». А там, по накатанной схеме, используя недовольство народа, создать режим, который монопольно бы обеспечил интересы одной финансовой группы. Ни о каком социальном равенстве здесь и речи не шло. Коммунистическая партия Казахстана, являющаяся правопреемницей компартии в составе КПСС, несмотря на свою социал-демократическую, т.е. «бледно-розовую», идеологию, в республике официально запрещена. Народная партия Казахстана, являющаяся парламентской, из своего названия слово «коммунистическая» давным-давно убрала. Но даже оппоненты Елбасы утверждали словами оппозиционного политика Жамбыла Ахметбекова, выставлявшего свою кандидатуру на президентских выборах 2011 г.: «Что мы будем считать победой на этих выборах? В многоголосом хоре подпевал и льстецов должна прозвучать хотя бы одна отрезвляющая интонация. Голос простого народа должен быть услышан. Власть должна повернуться лицом к его нуждам и чаяниям. Народ – это больше, чем «Нур Отан» (правящая партия Республики Казахстан. – Авт.)… Мы считаем своей целью остановить ползучую «ашхабадизацию» всей страны и моральное вырождение власти». Кстати. Напомним некоторым знатокам истории о событиях в Средней Азии в период с 1917 г. по год 1940-й, когда Советская Россия боролась с бандами басмачей, которые зверствовали, убивали, не щадили ни беременных женщин, ни грудных детей. Держали в страхе население городов, поселков и кишлаков. Р.А. Илющенко рекомендуем прочесть воспоминания председателя революционного трибунала Туркестанского фронта П.А. Камерона о суде над бандитами Муэтдина, напечатанные в «Вестнике Верховного Суда СССР» в 1928 г., а также в книге « Неотвратимое возмездие », изд. 1973 г. тиражом 50 000 экз. Не будем цитировать оттуда контент, справедливо ныне именуемый шоковым, приведём лишь одну цитату: «Нашей охране неоднократно приходилось оттаскивать от обвиняемых бросавшихся па них свидетелей, намеревавшихся лично отомстить за погибших родственников» . И стоит помнить слова товарища Сухова: Восток – дело ТОНКОЕ. И уже, исходя из этого, проводить качественный анализ складывающейся обстановки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/15/ka...

В предвыборных статьях В.В.Путина, излагающих концепцию развития страны, встретилось лишь одно упоминание капитализма в качестве нашей будущности: «Непременное условие формирования у нас нормального «капитализма для каждого - (выделено авторами)» - это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. Она, пожалуй, является крупнейшим нашим достижением за последние годы. Мы научились ценить макроэкономическую стабильность и использовать инструменты ее сохранения в самых сложных условиях. Благодаря заблаговременно созданным резервным фондам мы относительно спокойно выдержали натиск первой волны мирового кризиса». В оценке известного публициста Александра Казина «название у этой идеологии вполне определенное - государственный капитализм на православно-патриотической и имперской основе. В этом её сила и её слабость». Путь развития России требует воссоздать ее образ не только в зеркале нашей героической и драматической истории, но и в фокусе узловых проблем современности. Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный (не заемный, чужеземный и чужебесный), а собственный путь развития. И никто за нас его не пройдет. Все этапы героического, созидательного и одновременно драматического исторического пути (всех семи «Русей» - от языческой до современной постсоветской) должны быть поняты, оценены и осмыслены. Наибольший интерес вызывают исходный рубеж и современный этап нашей истории. Постижение будет продуктивно с позиции их внутреннего единства и сохранения самоидентичности, глубокой преемственности и взаимодополнительности, творческого синтеза и актуализации выверенного социально-исторической практикой опыта народа. Поиски «золотого века» не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого этапа или периода. Советский период России является связующим и базовым звеном в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России. Советский социалистический проект еще ждет добросовестных исследователей. Наука сегодня в большом долгу перед обществом, народом, страной. Конечно, «восстановить» или вернуться в любой прожитый и пережитый период невозможно. В статье Г.П.Федотова «Лицо России» (1918 г.), когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас - Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам ( добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - авт .). Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи - пусть нашей эпохи - только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь».

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/05/...

Примечания: 1. «Кентерберийские рассказы», Пролог Батской ткачихи. 2. Литература (вплоть до возникновения современного романа) всегда была мужским делом, и в ней на каждом шагу шла речь о «прекрасных и лживых». В общем и целом – это клевета. Женщины – такие же люди и, следовательно, способны на вероломство. Но в рамках человеческого сообщества по контрасту с мужчинами они в общем и целом по природе своей ничуть не более вероломны. Скорее наоборот. Вот только женщины и впрямь склонны духом, если им предлагают «подождать» своего избранника – подождать слишком долго, в то время как юность (столь драгоценная и необходимая для будущей матери) быстро проходит. На самом деле их просто не следует заставлять ждать. – Прим. авт. 3. Лидер американской секты мормонов, практикующей полигамию. 4. Опекун Толкина, отец Френсис Морган, не одобрял его тайного романа с Эдит Брэтт. 5. В школьные годы Толкин с восторгом открыл для себя существование готского языка… 6. На факультетах (или в колледже в целом) бывает «первая команда» (a first team), «вторая команда» (a second team) и «команда новичков» («colts» team). 7. В экзамен «онор-модерейшнз» («Honour Moderaions») входит ряд письменных работ по различным предметам; в зависимости от результатов кандидату присуждаются степени отличия от первой до четвёртой (первая – высшая). 8. На экзамене «онор-модерейшнз» по классическим дисциплинам Толкин получил отличие второго класса. 9. На самом деле Толкин переправился через Ла-Манш вместе со своим батальоном 6 июня 1916 г. Стихотворение, о котором идёт речь, помеченное Этапль, Па-де-Кале, июнь 1916», носит название «Одинокий Остров» с подзаголовком: «Англии посвящается», хотя также имеет отношение и к мифологии «Сильмариллиона». Произведение было опубликовано в сборнике «Поэзия Лидского университета. 1914 – 1924» (Лидс, Суон-пресс, 1924), стр. 57.5. 10. Толкин унаследовал от родителей небольшой доход: долю в южноафриканских приисках. 11. Низшее офицерское звание в сухопутных войсках Великобритании.

http://azbyka.ru/semya/dlja-hristianina-...

В каноне красной нитью проходит тема девственности мученицы (этим, в общем, и заканчивается сходство между каноном и пространным Мученичеством), о чем, видимо, указывалось и в кратком несохранившемся Мученичестве; также, судя по намекам, в нем говорилось только о пытках, которые обычно применялись в Римской империи в ходе судебных разбирательств: избиении, прижигании раскаленными предметами . По причине общепринятости данных видов экзекуций они не могут выступать решительным аргументом в пользу знакомства Иосифа с развернутой редакцией Мученичества (хотя избиения упоминаются в последней). Помимо этого, во второй песне канона есть слова о том, что Акилина «была подвергнута изуродованию членов тела» (по-славянски: «...подъяла еси твердо растерзание удов...» (перевод авт. — П.Л.)) , однако такую подробность слишком общего и неопределенного характера можно, думается, расценивать как риторическое преувеличение панегирического по своей направленности текста канона. При этом довольно сложно идентифицировать это указание с какими-то конкретными пытками из развернутого Мученичества. Еще один момент, на который, думается, стоило бы обратить внимание — излияние молока вместо крови из раны святой мученицы Акилины. Этот литературно-мифологический мотив можно встретить в описании мученичества святой Екатерины , святого Власия и других святых. Значение его однозначно установить теперь невозможно, но вполне допустимо сделать некоторые предположения. Учитывая долгую историю в древних религиозных традициях символики молока (а вместе и коровы) как божественной пищи и источника этой пищи, то есть в конечном счете самого Божества, подающего жизнь всему, а также образа процветания и благоденствия , вполне резонно увидеть и в сцене с истечением молока из ран мученицы указание на божественное присутствие, на единство со Христом самих страдалиц и на дар небесной жизни через их страдания . Вместе с тем интерпретация образа молока может быть проще (не исключая при этом только что приведенной).

http://bogoslov.ru/article/907821

Следующий шаг: «если мы готовы давать столько обезболивающих, чтобы человек уснул как побочный эффект, почему мы не можем сразу давать людям специальные лекарства, чтобы они засыпали?» То, что называется «седация в конце жизни»: если симптомы не получается купировать, нужно просто дать препарат, который вызывает глубокую седацию (погружение в сон – прим.авт.). Еще один шажок. Этическое обоснование — мы боремся со страданиями. Но выясняется, что и этого недостаточно, что люди все равно страдают. И следующий шаг – значит, должна быть эвтаназия. Но даже когда есть эвтаназия, они тоже страдают. — Но по этой логике эвтаназию можно применять с момента постановки диагноза, если болезнь неизлечима? — Именно. Почему бы человеку, если есть хоть какой-то риск, что когда-то ему будет больно, сразу все это не прекратить? Даже не ставя диагноз: родился, подрос, увидел, что в этом мире столько страданий – и все. Найти грань ужасно сложно. И, честно скажу, сложно именно через призму веры. Потому что я наоборот начинаю проходить этот путь назад. Я начинаю думать: «Хорошо, может быть, тогда и снимать боль не совсем является следованием нашей христианской вере? Христос был на кресте, и считается, что возьми крест и иди, пусть это будет больно, так должно быть». Но есть и другой аргумент с позиций христианства: нам дается наука, нам даются мозги, вроде мы знаем, что у нас есть долг учиться, познавать мир и пытаться бороться с грехом и со смертью. То есть христианство призывает нас лечить, избавлять, залечивать раны. И с позиций веры я не могу решить это для всего общества. Я могу сказать для конкретного человека, для себя, если мне придется решить, — буду я страдать или использовать наши знания. Может быть, страдание мне дается для чего-то, и я предпочту страдать. Или это будет помутнять рассудок, и я даже молиться не смогу. Пожалуй, тогда я воспользуюсь помощью. Видимо, это какая-то индивидуальная вещь. Я думаю, что задача медицины – уметь снимать все страдания до конца. Задача же Церкви, наверное, — напоминать нам всегда, что в страданиях есть смысл.

http://pravmir.ru/vstretit-smert-kak-sta...

- С созданной вами школой «Эврика», которой вы руководили 26 лет, расправились, прервав договор аренды. На вас было совершено нападение двумя молодчиками. Так мстили за вашу активность на митингах РСЛ, за твердую жизненную позицию. Чтобы не подставлять в дальнейшем школу под удары, вы вообще устранились от участия в ее деятельности. Но все равно это не помогло. Русской частной школы «Эврика», как и других русских школ, в Латвии больше нет. - Мы платили ежемесячно за аренду помещений по 3,5 тысячи евро Рижской думе, давали работу более чем 50 сотрудникам. После закрытия школы часть работников ушла на пенсию, часть стала получать пособия по безработице, что не выгодно ни Рижской думе, ни государству. Но, к сожалению, мэр Риги Нил Ушаков (вот вам и «русский мэр», устроившийся сейчас депутатом в Европарламенте! – Прим. авт.) начал, а затем его преемник Олег Буров фактически завершил ликвидацию «Эврики», лишив нас здания, которое Дума не строила. Мы 26 лет его содержали и ремонтировали, но юридически оно являлось собственностью Думы. Характерно, что в 2017 году, когда «Эврику» лишили аккредитации, школа получила награды от очень престижного в латышской среде фонда Draudzgs aicinjums («Дружеский призыв»), основанного еще до войны президентом Карлисом Ульманисом. Причем получили сразу двух «сов»: большую золотую — за второе место по росту качества преподавания и знания учениками математики среди всех городских школ Латвии (включая латышские!) и малую серебряную — за рост качества знаний в целом. «Эврика» по этому показателю входила в десятку лучших городских средних школ республики (из почти 200!). Поиски нового помещения и переезд не помогли – родителям учеников нужна стабильность, а за пару лет до разрыва с нами договора об аренде министерство образования уже лишало «Эврику» аккредитации, хотя прежде пять аккредитаций школа проходила на высший балл и получала призы за лучшее преподавание математики и других программ в городских школах республики, выигрывала городские и республиканские олимпиады.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/29/kto_i_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010