II. «Скажи мне, пишет св. Злато – уст: не издвух ли состоим существ мы, т. е. из души и тела? Почему же не одинаковое прилагаем попечение о той и о другом, но телу всячески стараемся служить: и врачам деньги даем, и сами весьма заботимся о нем... И такая заботливость о теле, которое ниже по существу своему! ибо как, скажи мне, равнять между собою душу и тело? В самом деле, если хочешь видеть различие между ними, то посмотри, как ничтожным становится тело, когда оставляет его душа. И так ты, прилагающий столь великое попечение о теле, для чего и почему так мало печешься о душе, и не хочешь ни давать ей свойственной ей пищи, т. е. наставления из Божественного писания, ни прилагать правильные лекарства к ее ранам и язвам, которые разрушают ее силу и ослабляют дерзновение, – напротив, оставляешь ее в небрежении, когда она и истаивает от холода, и от язв истлевает, и служит добычею злым и нечистым помыслам, которые терзают ее и сокрушают всю ее крепость!.. Если хотим быть любезными Господу, то, оставив попечение об украшении тела, будем каждый день заботиться о красоте души». (Злат. на кн. Быт. бесед. 21, сн. «Хр. чт.» 1851 г., стр. 385 – 386). 3. Святоотеческие свидетельтва о пользе самопознания I. «Кто имеет правильное познание о самом себе, пишет св. Автоний В., тот имеет правильное познание и о тварях, которые Бог произвел из ничего; тот знает также и достоинство умного и бессмертного духа человеческого, заключенного на время в бренное тело, дабы в нем усовершить себя в добродетелях; кто же знает это, тот знает, что должно любить Бога, а кто любят Бога, тот любит коех». (св. Антон. В., «письмо 6-е», по древнену латинскому тексту). II. «Уразумение своей природы, пишет св. Василий В., сокращает надменность души, нагоняет из нее всякую гордость и кичливость, одним словом, делает человека учеником Господа». ( Василий Великий в р. пер. т. I. 1884. г. стр. 276). III. «Не знающий самого себя, пишет св. Иоанн Златоуст , не может знать и ничего другого... А познавший самого себя чрез это самое будет преуспевать и во всех других добродетелях». (Злат. на Матф. бесед. 25 в р. пер. изд. 2-е, 1843 г. Т. I, стр. 531 – 532).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Высочайший дар человеку от щедрот Божьих, есть искупление его от греха, проклятия и смерти, чрез смерть единородного Сына Божия. Но когда ниспослан ему с неба сей величайший дар? Род человеческий несколько тысячелетий воздыхал к Богу в чаянии посещения Божия и избавления от пагубных следствий греха. Надобно было, чтобы люди лучше познали немощь своей природы и цену обетований о Спасителе, – и когда урок сей был принят, тогда и чаяния языков во плоти явилось. – Если же общее благо рода человеческого требовало от человека терпения и долговременного ожидания; какое мы имеем право требовать, чтобы блага, соответствующие нашим частным нуждам, ниспосылались нам без молитвы о ниспослании их постоянной, терпеливой, неотступной? – Много нам показано примеров молитвы благоуспешной, но большая их часть есть плод молитвы терпеливой и неотступной. Священник Захария до старости оставался бесчадным, – и молитва его о разрешении бесчадства услышана ( Лк. 1:13 ) была тогда, когда для праведной Елисаветы уже миновало время естественного деторождения. Для чего же не прежде разрешилось её неплодство? Без сомнения для того, чтобы в сем действии явилось премножество силы Божьей ( 2Кор. 4:7 ), а не человеческой. – Жена хананейская молила Господа Спасителя об исцелении своей дочери ( Мф. 15:21–28 ), – и молила уже долго, как видно сие из напоминания учеников Спасителю: отпусти ю, яко вопиет в след нас. Но Спаситель на вопль молящейся и на слова учеников ответствует сначала видом отказа, сказав, что Он послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева. Для какой же цели благосердный Помощник, в других случаях, предупреждавший желания несчастных, теперь сокрывает от Хананеянки Свою дарообильную и нелицеприятную благость? Для той, чтобы укрепить веру Хананеянки и чрез сие соделть её достойною, да явятся дел Божия на ней и её дочери. Ибо когда Хананеянка, снова начавши умолять Спасителя о помощи, услышала от Него даже укоризну, не смутилась, принимая укоризну, не пришла в отчаяние, и в духе смиренной неотступности желала крупиц от благодатной трапезы Того, на Кого очи всех уповают ( Пс. 144:15 ). Выдержанное испытание постоянства и терпения увенчалось успехом: велия вера, выразившаяся в неотступной молитве Хананеянки, снискала наконец исцеление её дочери. Итак, «да не унываем, учит св. Иоанн Златоуст , и да не ослбеваем, если не бываем скоро услышаны. Ибо Господь медленностью мудро возбуждает в нас постоянную бдительность, желая украсить нас венцом терпения и зная время, когда для нас более вожделенно получить желаемое» (Бесед. 49, 1 на кн. Быт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Предисловие Восемь слов на кн. Бытия произнесены, как обыкновенно полагают (см. Филарета, архиеп. Чернигов., «Историческое учение об Отцах Церкви». 1882 г., т. II, стр. 195; «Migne». Patrologiæ cursus completus, ser. gr. t. LIV, p. 579), в первый год проповеднической деятельности Златоуста в Антиохии, т. е. в 386 г.; некоторым подтверждением этого служат начальные слова 2-й из этих бесед, в которых Злат. говорит о смелости, обнаруженной им в избрании столь высокого предмета для своих поучений, какой представляет история творения мира, и – внушенной ему надеждой не на свои силы, а на силу молитвы Церкви. Выражение такого сознания более свойственно, конечно, начинающему, чем опытному проповеднику, приобретшему некоторую уверенность в силе своего слова; по крайней мере такого приема для начала бесед Златоуст не употреблял в следующем 387 г., когда произносил беседы о статуях. Эти восемь слов произнесены, таким образом, прежде помещенных в первой половине этого тома 67 бесед на ту же кн. Бытия; они помещены, однако, после них, согласно порядку издания, принятому в Патрологии Миня, и в виду того, что 67 бесед, обнимающих вообще все содержание первой кн. Моисея, должны естественно стоять на первом месте. В этих 8 словах, имеющих много общего с предшествующими, виден равн. обр. свойственный Златоусту высокий дар церковного красноречия, проявившийся, между прочим, в замечательном искусстве, с каким он пользовался неожиданными обстоятельствами, замеченными в церковном собрании, для возбуждения внимания слушателей и их назидания (см. в слове 4-м внушение Злат. слушателям, вызванное недостатком внимания их к проповеднику при совершавшемся в храме возжении лампад). Слово 1. Сказанное в начале Четыредесятницы на слова: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1), также о посте и милостыне. 1. Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души, это истинное умирение помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ («заветы») [греч. ιαθκαι τν ιβ πατριαρχν; лат. Tesmamenma XII Patriarcharum], раннехрист. апокриф , составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах, в жанровом отношении примыкающий к апокалиптической литературе завещаний (заветов) (см. ст. Апокалиптика , Завещания апокрифические ). Представляет собой собрание прощальных наставлений и пророчеств каждого из 12 сыновей праотца Иакова, адресованных братьям, сыновьям-наследникам и их потомкам. Источники Д. п. з. и особенности жанра В основе этого и др. сочинений в жанре завещания лежит библейская традиция предсмертных благословений и прощальных бесед праотцов, пророков и праведников, представленная прежде всего такими текстами, как Быт 49 (благословения Иакова) и Втор 31-34 (прощальная беседа, пророчества и рассказ о погребении Моисея). Аналогичные повествования встречаются в Быт 27. 27-29, 38-40 (благословения Исаака), Нав 23-24 (последние слова Иисуса Навина), 1 Цар 12 (прощальная беседа Самуила), а также в межзаветных произведениях как включенных в канон ВЗ - Тов 14. 1-11 (завещание Товита сыну) и 1 Макк 2. 49-70 (предсмертные наставления Маттафии сыновьям), так и считающихся апокрифическими - Юб 20-22 (завещание Авраама), Завещания 3 патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), Иова, Каафа (4Q452), Моисея, отдельные части 1-й кн. Еноха и др. Главным критерием для выделения жанра завещания является сюжетная линия. Вместе с тем для большей части указанных сочинений характерно наличие предсказаний о будущем (в традициях пророческой лит-ры) и этических наставлений (в традициях лит-ры премудрости). Реже встречаются повествования, близкие к апокалиптической лит-ре вознесений . Несмотря на обилие ссылок на писания Еноха (II 5. 4; III 10. 5; 14. 1; IV 28. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1), прямых цитат из известных в наст. время книг Еноха в Д. п. з. не выявлено. Зато в биографических разделах имеются многочисленные совпадения с повествованием кн. Юбилеев (напр., предания об Иуде, его жене, детях и Фамари в Test. XII Patr. IV 8. 10-12).

http://pravenc.ru/text/171468.html

Архив Пн В Учебном комитете состоялся первый обучающий вебинар для высших духовных учебных заведений «Подготовка к реализации проекта " Память Церкви " » 19 марта 2024 г. 11:16 15 марта 2024 года в Учебном комитете состоялся первый обучающий вебинар для высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви «Подготовка к реализации проекта " Память Церкви/беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху " ». Открыл вебинар председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов , который отметил актуальность проекта, рассказал о его целях и задачах. Заведующий кафедрой церковной истории  Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов в своем докладе рассказал об особенностях свидетельства о Христе в 1960-1980-х годах в контексте опыта гонений на Церковь 1920-1950-х годов. Директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Александр Троицкий прокомментировал методические рекомендации по проведению бесед. Специалист Учебного комитета иерей Александр Стародубцев выступил с сообщением о формах представления документов для публикации на портале «Память Церкви» и для архивирования в Учебном комитете. Специалист Учебного комитета диакон Дионисий Макаров рассказал о правилах оформления сопроводительных документов для проведения беседы. В заключение протоиерей Максим Козлов ответил на вопросы участников вебинара и подвел итоги его работы. В мероприятии приняли участие 62 представителя 39 высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Учебный комитет / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6113099.ht...

Бог поставил его над делы руку Своею, все положил под ноги его ( Пс.8:7 и сл.). То же исповедовали и другие священные писатели ( Прем.9:1–3 ; Сир.17:1–4 ). Когда человек подвергся смерти, – та же земля назначена местом упокоения его бренному телу: прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Таково указанное в откровении назначение видимого мира и в особенности земли и земных тварей. При назначении возвещать славу Божию, они созданы для человека, для служения ему. В этом одна из причин того, почему человек сотворен после всех видимых тварей. «Все прочие твари земные сотворены на службу его – человека, говорит знаменитый толкователь кн. Бытия, и потому он вводится в мир, как владыка – в дом, как священник – в храм, совершенно устроенный и украшенный.» 168 Поставлен же сам он в такое владычественное отношение к призванной на служение ему природе потому, что он один из всех земных тварей украшен образом и подобием Божиим, а образ Божии в человеке по отношению его к миру, как объясняли древние отцы церкви, есть полномочие человека на владычество над видимою тварью. 169 По изображениям Писания, в связи с таким назначением видимого мира и отношением земли и земных тварей к человеку находятся и все перемены во вселенной как бывшие, так и имеющие быть в будущем. Так, совершилось грехопадение прародителей – последовало расстройство и во всем видимом мире ( Быт.3:17 ); последует восстановление человека и всеобщее воскресение мертвых – последует и восстановление или обновление твари ( Рим.8:19–22 ). Откровение указывает и другие случаи изменения всего лица земли или частей ее ради человека, напр., когда все люди были наказаны всемирным потопом, жители Содома и Гоморры – истреблением городов их (образование долины Мертвого моря), Египет – казнями во времена Моисея и др. Во всех таких указаниях Писания можно видеть новое доказательство того, что видимый мир и особенно земля и земные твари созданы и назначены Богом для человека и на служение ему. 117 Из древних отцов церкви оставили объяснения библейского повествования о шестидневном Творении: в беседах на Шестоднев – Василий В. (1 ч. твор. в рус. пер.). Григорий нисский (1ч. твор. в рус. пер.), Амвросий медиол. (6 кн. на Шестоднев, – бол. частью перевод Шестоднева Василия В. с дополнениями из Оргиена и Ипполита) и в толкованиях на кн. Бытия – И. Зштоуст (IV т. 1 кн. твор. И. Златоуста в рус. перев. Спб. 1898 г. В VI т. 2 кн. того же издания приведены 6 бесед о творении мира, приписываемых Севериану, еп. гавальскому), Ефрем Сирин (VI ч. твор. в рус. пер.), Бл. Феодорит (1 ч. твор. в рус. пер.) и бл. Августин (о кн. Бытия, буквально 12 кн., – в 7 и 8 ч. его твор. в рус. пер.). – Краткий обзор древнеотеческих объяснений шестидневного творения можно находить в кн. Протопопова Н. Библ. ветхоз. факты по толкованию св. отцов и учителей церкви. Каз. 1897 г. и в ст. Павловича А. Библейская космогония по учению отцов и учителей церкви (Странник, 1898 г. 4–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В 386 г.; некоторым подтверждением этого служат начальные слова 2–й из этих бесед, в которых Злат. говорит о смелости, обнаруженной им в избрании столь высокого предмета для своих поучений, какой представляет история творения мира, и — внушенной ему надеждой не на свои силы, а на силу молитвы Церкви. Выражение такого сознания более свойственно, конечно, начинающему, чем опытному проповеднику, приобретшему некоторую уверенность в силе своего слова; по крайней мере, такого приема для начала бесед Златоуст не употреблял в следующем 387 г., когда произносил беседы о статуях. Эти восемь слов произнесены, таким образом, прежде помещенных в первой половине этого тома 67 бес. на ту же кн. Бытия; они помещены, однако, после них согласно порядку издания, принятому в Патрологии Миня, и в виду того, что 67 бесед, обнимающих вообще все содержание первой кн. Моисея, должны естественно стоять на первом месте. В этих 8 словах, имеющих много общего с предшествующими, виден равн. обр. свойственный Златоусту высокий дар церковного красноречия, проявившийся, между прочим, в замечательном искусстве, с каким он пользовался неожиданными обстоятельствами, замеченными в церковном собрании, для возбуждения внимания слушателей и их назидания (см. в слове 4–м внушение Злат. слушателям, вызванное недостатком внимания их к проповеднику при совершавшемся в храме возжжении лампад). 2 Разумеется паримийное чтение из кн. Быт. 1:1–13, положенное на вечерне в понедельник 1–й недели вел. поста, когда произнесено было это поучение. 3 Манихей или Манес говорил, что материя вечна. Его книга начиналась, по свидетельству Епифания, словами: «был Бог и материя, свет и мрак». Маркион допускал два начала, доброе и злое; он говорил, по свидетельству Епифания, что добрый Бог не участвовал в творении мира. Валентиниане все приписывали Эонам, или вторичным началам, которых в Плироме или первом начале, по мнению Валентина, было 30, — 15 мужских и 15 женских. 4 Эти слова св. Иоанна Златоуста сказаны им к антиохийскому народу в 387 году, вскоре после бесед, говоренных им по случаю низвержения царских статуй, как видно из собственных выражений святителя в 1–ом слове об Анне (конец 1–го отдела).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

также Деян. 3:25 . Срав. «Записки на книгу Быт.» стр. 182–184. 197 Срав. бл. Феофилакта на это место в устранение мнимого противоречия между толкованием Павла и Иакова, стр. 29–30. Казань 1865 г. 198 См., между прочим, замечательное по глубине мысли исследование К. А. Ауберлена «Telchiseden’s ewiges Leben und Priesmermhum» t. d. Theologiset. Smud. и. Krit 1857, H. 3. S. 454, 77. 202 Поэтому-то его считали одни, вслед за Филоном («Legis allegoriarum» lib. 11 pag. 57 ed. cit), за явление Логоса (см. у К. Ауберлена в цит. статье стр. 454, где он поименовывает св. Амвросия Медиолан., Кюнея, Петерсена, Штарка и др.); другие в связи с этим, на явление ангела ( Ориген и Дидим), третьи (Гиракс и др.) за явление Св. Духа; еще некоторые (напр. Хульсий) видел в нем возвратившегося с неба Эноха, или даже (как Клонненбург) нарочито сотворенного Богом человека. Раввины, и вслед на ними многие христианские толкователи (напр. даже бл. Иероним, Лютер, Меланхтон, Гергард и др. Штир еще в нынешнем столетии) считали его за жившего еще во время Авраама – Сима – сына Ноева. Смотри обо всех этих мнениях в цит. специал. статье Ауберлена и в немецких комментариях на послание к Евреям – Толюка, Блека, Мейера (–Люнемана, Майера и др.). 206 Там же и стр. 600 срав. св. 3латоуста, на Евр. бесед 12, стр. 208, 35 – беседу на кн. Быт. в цит. месте. Срав. также «Записки на к. Быт.» стр. 124–128, – «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа» и проч. стр. 69–70 и др. 216 Недаром св. Феофил Ант., описывая времена патриархальные, между прочим о времени Мельхиседека говорит: «в это же время был праведный царь (γνετο βασιλες δκαιος) по имени Мельхиседек, в городе Салиме, ныне называющемся Иерусалим», см. к Автол. кн. 2, гл. 31, стр. 372 он изд. в Гаге 1742 г. срав. также исследование «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа» стр. 68 и примеч. и особенно Кейля на Быт. 14:18 , стр. 151, 2 изд. в Лейпциге 1866, приводящего особенно – важное место из псалма 76 (по Евр. биб.), 3. 219 Как именно на одном этом названии зиждет свое аллегорическое толкование Мельхиседека Филон 2 кн. «Legis allegor.» pag. 57.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

там же, кн. 3, гл. 25, стр. 156). 257 Евсев. Церк. истор. кн. 3, гл. 25 и кн. 6, гл. 12, стр. 156. 157. Спб. 1848 г. Св. Кирил. иерус. 4 оглас слово: твор. стр. 69–71. Москва, 1855 г. Независимо от этого, они старались и в частности отвергнуть тот или другой апокриф, выдуманный неправомыслящими. Так, Климент александрийский отвергал евангелие от египтян, которым пользовались валентиниане и на основании которого савеллиане сливали ипостаси в божестве, Ориген – евангелие от Фомы, бывшее в употреблении у манихеев, Евсевий кесарийский – деяния Павла, Серапион – евангелие от Петра, составленное докетами, бл. Феодорит – евангелие идропарастов, которое по ошибке уважали и православные, почитая его сокращением подлинных евангелий, и проч. Клим. алекс. Стром. кн. 3: твор. стр. 465. Париж, 1641 г. Ориген . Бесед. 1 на еванг. Луки: твор. т. 3, стр. 933. Париж, 1740 г. Евсев. Церк. истор. кн. 3, гл. 25 и кн. 6, гл. 12. стр. 156. 339–340. Спб. 1848 г. Бл. Феодорит. Обозр. басн. ерет. кн. 1: твор. т. 2, стр. 424. Кельн, 1567 г. 260 За сим перечисляются самые книги сии: каковое перечисление оканчивается посланием св. апостола Павла к Филимону с таким присовокуплением: «сверх сего есть еще Откровение Иоанна Богослова, которое древними святыми и просвещенными Духом отцами принимаемо и почитаемо было действительно за Иоанново». 262 Св. Афанас. вел. Крат. обозр. свящ. Писан. ветх. и нов. завета: христ. чт. 1841 г. ч. 4, стр. 217–220 и 1842 г. ч. 1, стр. 192–194. 264 И здесь следует перечисление канонических книг нового завета, с помещением в нем и апокалипсиса Иоанна богослова. 265 Выражение это указывает на другой обычай неправомыслящих – исключать из свящ. Писания все, чем только наглядно опровергались заблуждения их. Такой обычай был весьма обыкновенен у них. Так, о Сатурниле известно, что из текста: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ) он исключал слово нашему, – дабы подтвердить лжеучение свое о происхождении человека (св. Епифан. О ереси 23, гл. 1: твор. стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Если обыкновенные дни и даже воскресенья в году не имели еще определенных перикоп, то праздники, Четыредесятница и Пятидесятница по местам по крайней мере уже имели их. В Четыредесятницу читалось Бытие. Златоуст говорит в одной из бесед о статуях, которые были произнесены в постное время: «сегодня я рассмотрю предложенное нам чтение», и объясняет Быт. 1, 1. [ 195 ]. Второй ряд бесед на Бытие (числом 67) произнесен в Четыредесятницу другого года, а 3-й (9 бесед) — 3-го года [ 196 ]. И беседы Василия Великого на Шестоднев произнесены в пост: в них есть указание, что они говорились весною [ 197 ]. Основание, почему в это время читалось Бытие, могло заключаться в том, что церковный год по местам начинался с весны [ 198 ]. Св. Амвросий в приветствии с Пасхой пишет: «вы слышали, как читалась книга Иова, которая окончена (est decursus) за торжественной службой (munere) и в торжественное время» [ 199 ]. Беседы на кн. Иова, приписываемые св. Златоусту, начинаются: «Ежегодный страдалец человечества сегодня» [ 200 ]. Св. Амвросий упоминает о чтении на страстной седмице кн. Ионы: «на следующий день читалась по обычаю книга Ионы: был же день, в который Господь предал себя за нас, когда в церкви покаяние (пост) ослабляется (relaxatur, — Великий четверг или суббота)» [ 201 ]. Паломничество Сильвии, указывая для каждого дня страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы, определенное евангельское чтение, для некоторых же дней и несколько таких чтений, говорит и «о чтениях вообще в эти дни, для Великой же пятницы указывает кроме Евангелия чтения из псалмов, посланий апостольских и пророчеств [ 202 ]. Дни страстной седмицы и повсюду имели строго определенные чтения. Тот же блж. Августин, который позволял себе в обычное время такую свободу в выборе чтений [ 203 ], вызвал неудовольствие народа, когда в Великую пятницу к положенному чтению из Ев. Матфея велел прибавить параллельные места из других Евангелий (может быть следуя обычаю другой церкви) и должен был вернуться к принятому порядку [ 204 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010